Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Использование современных технологий в учебной и воспитательной работе с целью активизации познавательной деятельности обучающихся"
методическая разработка

Методические  рекомендации для педагогов дополнительного образования:
"Использование современных технологий в учебной и воспитательной работе с целью активизации познавательной деятельности обучающихся"
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomend.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Методические  рекомендации для педагогов дополнительного образования:

"Использование современных технологий в учебной и воспитательной работе с целью активизации познавательной деятельности обучающихся"

Актуальность

Современному  обществу, все больше  нужны образованные инициативные и  предприимчивые люди. Люди могущие принимать  решения с учетом   возможных результатов и последствий как для себя, так  для общества и  страны.

В настоящее время в России идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

В документах ФГОС сформулированы требования к педагогу, в том числе -

  • уметь выбирать и использовать современные   образовательные технологии,  
  • использовать технологии оценки,
  • использовать современные технологии проектирования образовательной среды»

Теоретическое обоснование

       Активизация познавательной деятельности обучающихся - процесс и результат стимулирования активности детей. Активность ребенка в обучении это вид деятельности сопровождающийся высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью к усвоению знаний  и умений, а так же характеризующийся результативностью. Такому Виду деятельности способствуют применение современных образовательных технологий. Педагогическая технология - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Практическая значимость

    В образовательном процессе невозможно следовать какой - то одной технологии. Урок - чем он разнообразнее, тем эффективнее. Применение современных образовательных технологий позволяет внести это разнообразие в деятельность обучающихся на уроке и внеурочной деятельности, и , тем самым, активизировать познавательную деятельность.

         Прежде чем выбрать и использовать образовательные технологии, необходимо их изучить. Последние несколько лет это и стало темой моей педагогической деятельности.        

Ведущая педагогическая идея -  активизации познавательной деятельности обучающихся, развитие ученика через постоянное обогащение, преобразование субъектного опыта, получаемого с применением разнообразных методов и приемов, как важного источника собственного развития.

Концептуальность

Включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Ориентация на развитие не означает отказ от формирования знаний, умений и навыков, без которых невозможно обеспечить самоопределение личности и создать условия для ее самореализации.

Цели и задачи

Цели:

  • расширение общепедагогических и психологических знаний с целью совершенствования технологий обучения и воспитания для активизации познавательной деятельности обучающихся;

Задачи:

  • расширение и углубление знаний в отношении  разных образовательных  технологий;
  • овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;
  • выявление наиболее эффективных   образовательных технологий  в условиях современной малокомплектной школы;
  • учет результативности отдельных этапов процесса обучения;
  • создание базы для реализации творческого потенциала обучающихся, для  возможности  использования ими приобретенных  знаний  и  умений  в  повседневной жизни;  
  • укрепление здоровья и физического развития школьников;
  • повышение общекультурного уровня; использование  приобретенных  знаний  и  умений  для оценки  последствий  своей  деятельности  по  отношению  к  окружающей среде,  собственному  здоровью;  
  • воспитание  убежденности  в  возможности  познания  закономерностей  природы,  необходимости  бережного  отношения  к  ней,  соблюдения этических норм при проведении биоисследований;

        Среди множества педагогических технологий мной были выбраны те, которые (на мой взгляд) более других подходят для широкого использования в нашей школе.

Проектно - исследовательская технология

       В основе технологии лежит развитие познавательных, творческих навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления и ориентирован на самостоятельную (индивидуальную, парную, групповую) деятельность учащихся.  Учебный проект как элемент творчества учащихся, сегодня  рассматривается в виде одной из органичных составляющих современных педагогических технологий. По определению А.А. Хромова, метод проектов – это система обучения, гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на творческую самореализацию личности учащихся, развитие их интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания нового продукта под контролем учителя, обладающего объективной и субъективной новизной и имеющего практическую значимость.

             Умение решать проблемы необходимо для самостоятельной познавательной деятельности. Это умение предполагает также и умение использовать приемы проектирования для самоорганизации собственного обучения. Поэтому метод учебного проекта дает возможность вооружить ученика способами, приемами такой деятельности, то есть научить его учиться.

 В современном образовательном процессе проекты обязательны для выполнения учащимися.  В своей работе я использую коллективную, групповую и индивидуальную работу над проектами. Публичная защита является очень важной частью работы по методу проектов, именно она позволяет учащимся обобщать и систематизировать знания, полученные в ходе работы. Такие проекты как: «Исследование качества воды », «Влияние хлорной извести на белки» были отправлены на муниципальный этап конкурса Городской  научно-практической конференции «Школьники города- науке 21 века».

Технологии ИКТ

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет).

Применение средств ИКТ на уроках - эффективный метод формирования активизации познавательной деятельности, а также организации учебно-познавательной деятельности школьников. Использование компьютерной техники делает урок привлекательным и, по настоящему, современным, происходит индивидуализация обучения, контроль и подведение итогов проходят объективно и своевременно. Уроки с применением компьютера составлены таким образом, что каждый обучаемый работает в соответствующем ему индивидуально-психологическом темпе, что делает атмосферу на уроке комфортной.

Технология проблемного обучения

Проблемное обучение - по И.Я. Лернеру - это такое обучение, при котором учащиеся систематически включаются в процесс решения проблем и проблемных задач, построенных на содержании программного материала. Из этого определения следуют два вывода:

  • проблемное обучение предполагает самостоятельное полное или частичное решение посильных для учащихся проблем;
  • для решения этих проблем учащимися необходимо создавать ситуацию, побуждающую их к решению проблем.

Проблемные вопросы можно ставить на любом этапе изучения темы:

  • при объяснении материала (в начале урока), чтобы вызвать интерес к изучаемому вопросу;
  • при закреплении полученных знаний, что помогает обобщить изложенный материал и подводит учащихся к самостоятельному выводу;
  • при контроле знаний (творческое применение знаний).

Проблемное обучение основано на создании учителем проблемных ситуаций и на самостоятельном поиске вариантов их решения:

  • создание проблемной ситуации;
  • формирование гипотез разрешения;
  • проверка решения с систематизацией полученной информации.

Главное условие – наличие мотивации учащихся.

Оптимальность и эффективность средств

Эффективность практического применения разнообразных форм и методов образовательных технологий, позволяет  добиваться поставленной цели, позволяет активизировать внимание обучающихся и их познавательную активность, способствует развитию и формированию творческих способностей  детей.  

Результативность

Краткосрочные  результаты:

•        приобретение  знаний в отношении  применения  образовательных     технологий  в  школе;

        явление и внедрение  наиболее эффективных   образовательных

технологий  в условиях современной школы;

•        создание     методических  разработок;

•        знакомство с краеведческим материалом;

•        создание проектов учащимися;

Долгосрочные   результаты:

•        совершенствование профессионального педагогического мастерства;

•        повышение эффективности образовательного процесса.

•        развитие социальных и коммуникативных компетенций обучающихся, через внеурочную деятельность, а также  проектную деятельность.

•        достижение уровня экологической образованности, соответствующего потенциалу обучающихся, через развитие интереса к краеведческому материалу, повышения природоохранной мотивации;

•        овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности;

•        укрепление здоровья и физического развития школьников;

•        повышение общекультурного уровня; использование  приобретенных знаний  и  умений  для оценки  последствий  своей  деятельности  по  отношению  к  окружающей среде,  собственному  здоровью;

•        убежденность  в  возможности  познания  закономерностей  природы, необходимости  бережного  отношения  к  ней,  соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;

•        повышение уровня заинтересованности предметом, уровня и качества знаний;

•        участие и призовые места учеников на конкурсах муниципального уровня  и  олимпиадах разного уровня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Косарева Н.Н., Отставнова В.В. Использование информационно - коммуникационных технологий на уроках русского языка и литературы для активизации познавательной деятельности обучающихся.

Данная работа представляет собой обобщение опыта работы по использованию ИКТ на уроках русского языка и литературы в старших классах средней школы....

Из опыта работы "Использование информационно-коммуникативной технологии на уроках истории и обществоззнания, как средство активизации познавательной деятельности обучающихся"

Из опыта работы "Использование иформационно-коммуникативной технологии на уроках истории и обществознания, как средство активизации познавательной деятельности обучающихся"...

Аналитический отчёт о результатах профессиональной деятельности Тема: «Активизация познавательной деятельности обучающихся посредством использования современных образовательных технологий»

laquo;Аналитический отчёт»: письменный анализ и представление своего опыта работы в форме аналитического отчета, где соотносятся изучаемые педагогической теории с собственной практикой, раскрыв...

Семинар для педагогов дополнительного образования "«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Целью даного семинара является определениезначений игровых технологий, раскрытие методики организации игровой деятельности на занятиях и ознакомление педагогов с различными типами занятий, проводимых ...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Современные технологии активизации познавательной деятельности обучающихся "

Методические  рекомендации для педагогов дополнительного образования: "Современные технологии активизации познавательной деятельности обучающихся "...

Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования: «Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»

laquo;Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования использование информационных технологий в образовательной деятельности»...