Роль и задачи фортепианного ансамбля в системе дополнительного образования «Ансамблевое музицирование» (Художественное направление)
статья по музыке по теме

Колк Ольга Николаевна

Статья об особенностях работы с фортепианными ансамблями  в дополнительном образовании.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ГБОУ Гимназия № 271 Красносельского района Санкт-Петербурга

им. П.И.Федулова

Роль и задачи фортепианного ансамбля в системе общего

музыкально – эстетического воспитания

«Ансамблевое музицирование»

(Художественное направление)

Педагог дополнительного образования: Колк Ольга Николаевна 

                        Санкт - Петербург

                                2016

Введение

Фортепианный ансамбль имеет свою многолетнюю историю. Этот жанр существовал в Европе преимущественно в XIX веке. Начав интенсивно развиваться во второй половине XVIII века, он сделался необычайно популярным, и превратился в неотъемлемую часть музыкальной жизни. Появилась богатая разнообразная музыкальная литература. Этот процесс разрастался, расширялся территориально: в него включились композиторы молодых национальных школ не только Европы, но и Нового Света. Так появились предпосылки и для возрождения жанра, который может считаться эмблемой камерного музицирования – фортепианного дуэта.

Одно время на концертной эстраде существовало два вида фортепианных дуэтов: на одном или на двух роялях. В наши дни второй вид вытеснил первый. Мы уже не видим на эстраде двух исполнителей за одним инструментом. Игра в четыре руки на одном фортепиано стала практиковаться только в сфере домашнего музицирования и учебных занятий.

Актуальность темы

Педагогу дополнительного образования гимназии следует учитывать тот факт, что ученики изначально не ориентированы на получение профессионального музыкального образования. Начинают заниматься музыкой как музыкально одаренные дети (их число крайне незначительно), так и дети малоодаренные.

В связи с этим в гимназии учащиеся условно распределяются по трем образовательным маршрутам. Первый маршрут для детей с хорошими музыкальными данными.  Второй для детей со средними музыкальными данными. Третий для детей со слабо выраженными способностями. В процессе занятий маршрут может быть изменен. Мы знаем, что людей абсолютно неспособных нет. Существует большое количество методов развития музыкальных способностей. Одним из них является игра в фортепианном ансамбле.

Педагогическая функция музицирования в четыре руки сохраняет свое значение независимо от  процессов, происходивших в музыкальной жизни. Задача воспитания музыкантов – ансамблистов актуальна и в наши  дни. Игра в четыре руки дисциплинирует  ритмику, учит считать паузы, «пустые» такты и т.д.

 Еще важнее, что игра в четыре руки выходит за границы музыкального искусства, она имеет психологический и этический смысл.  Это искусство вести диалог с партнером, то есть понимать его.

  Этот вид музицирования максимально доступен и в гимназии, и в домашней обстановке. Чем раньше ребенок научится слышать соотношение солирующей и аккомпанирующей партии, тем активнее будет его слуховое восприятие. Ансамблевая игра позволяет значительно расширить рамки репертуара, что особенно важно в работе с учащимися гимназии.

Главное достоинство в том, что каждый участник затрачивает небольшие силы и время. Ведь каждому участнику приходиться осваивать не всю фортепианную фактуру, а лишь отдельные ее элементы. Игра становится более свободной. Другое преимущество ансамблевой игры на фортепиано в том, что случайные ошибки партнера не приводят к остановке в звучащей музыке, так как второй участник берет на себя поддержание движения.

Составлять ансамбль желательно из детей, имеющих примерно равные исполнительские возможности. Более широко ввожу в репертуар ансамбль, когда ученики владеют определенным комплексом исполнительских навыков.

Ансамбль можно использовать для одновременного чтения с листа двумя учениками, произведения для этого выбираю с ясной и повторяющейся фактурой.  Конечно, особое значение приобретает выбор рабочего репертуара.

После того, как пьеса выбрана, выявляем ее особенности: технические и стилистические. Очень полезно вовлечь в эту работу учащихся, чтобы они сами увидели фактуру, ритм, повторения. Ритм, как организация звуков во времени, пронизывает музыкальную ткань произведения. Уже при изучении одноголосных мелодий прививаются начальные навыки метрической точности и ритмической выразительности исполнения. Восприятие ритма связано в первую очередь при чередовании простейших длительностей: половинной, четверти, восьмой. Четвертная нота является для слуха самостоятельной метрической единицей, с которой начинается различие длительностей.

В моей практике бывали случаи, когда простой счет не давал желаемого результата, исполнение пьесы было неритмичным. С самых первых занятий я стараюсь развивать чувство музыкального ритма через игру в ансамбле с учеником, играющем первую партию. Внимание его стараюсь направить на активное слушание в проявления ритма в партии педагога (вальсовая пульсация, четкий метр марша и т.д.).

Для ощущения пауз в мелодии подбираю ансамбль, где вторая партия заполняет паузы в первой. Например, фрагмент из первой части симфонии соль минор В-А Моцарта. Очень полезно меняться партиями с учеником. В таком случае активное руководство ритмом переходит к ученику.

На начальном этапе обучения использую  для своих учеников некоторые сборники пьес и ансамблей, которые помогают в развитии ритма и ансамблевых навыков.

Для начинающих написаны пьесы  «Первые шаги» ор 29 Майкапара С.М.  Эти пьесы изданы в двух сборниках.

  1. Песенные мелодии с простейшим сопровождением;
  2. Пьесы с расширением ритмического разнообразия в партиях и появлением имитационных приемов.

Сборник «Семь мелодических упражнений» соч.149 Диабелли А. позволяет доступно и наглядно изучать длительности и знакомиться с основными размерами.

В сборнике  Артоболевской А.Д. есть ансамбли, которые можно играть на 3-4 занятии.

        Для более продвинутых учеников можно использовать сборник «Шесть пьес» ор12 композитора Гедике  А.Ф. – «Вальс», «Марш», «Колыбельная», «Баркарола», «Серенада», «Гавот». В пьесах этого сборника нотный материал равномерно распределен между партиями и их функционал в ансамбле равен. В этом сборнике мы видим пьесы, написанные в  разных музыкальных жанрах.  Есть возможность поработать с новыми музыкальными терминами и понятиями.

Важной частью ансамблевой работы является исполнение обработок народных песен. Сборник «Русские народные песни»  Комальковой Е. включает в себя 38 легких обработок народных песен для  фортепиано в четыре руки. Такие песни как «Ах, ты душечка», «Потеряла я колечко», «Ах, ты степь широкая» знакомят детей с особенностью  русских народных  песен – переменным метром.

        Игра в четыре руки должна продолжаться в течение всего времени обучения, постепенно пополняя репертуар учащихся все более разнообразным, богатым и интересным материалом. Помимо совершенствования исполнительских навыков, эта работа помогает расширять музыкальный кругозор учащихся.

                Заключение

Как показала практика, дети охотно играют в ансамбле, такая работа дает хорошие результаты  развития их  навыков        в игре на фортепиано.  В условиях совместных занятий важно исправлять не только общие, но и индивидуальные погрешности. Когда учащийся впервые получит удовольствие от совместно выполненной художественной работы, почувствует радость объединенных усилий, взаимной поддержки – могу считать, что занятия в классе дали принципиально важный результат. Конечно, работать с ансамблем сложнее, чем с солистом. Поэтому полагаю, что наиболее важно добиться общей концепции исполнения, обращая внимание на индивидуальное развитие каждого ученика.

        В заключении хочу еще раз подчеркнуть всю целесообразность занятий фортепианным ансамблем с учащимися гимназии.        

Литература:

1.Готлиб А.    

  • «Заметки о фортепианном ансамбле» М.; Музыка, 1975.
  • «Основы ансамблевой техники» М.; Музыка, 1997.
  • «Первые уроки фортепианного ансамбля» М.; Музыка, 1971.        

2.Соколов М.        

  • «Ансамбль для начинающих» М.; Музыка, 1981.

3.Хольцвейссиг К.

  • «Игра в четыре руки» М.; Музыка, 1985.

 

 

 


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Фортепианный ансамбль – один из видов коллективного музицирования»

Методическая работа раскрывает значение класса ансамбля в формировании и воспитании разностороннего музыканта в условиях музыкальной школы....

Образовательная программа дополнительного образования детей по художественной направленности «Комплексное развитие основных хореографических навыков»

  Хореографический ансамбль в общеобразовательной школе является одним из важных компонентов системы общего дополнительного образования, которое направлено на развитие личности и способств...

«ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ»

Формирование эстетической культуры - это процесс целенаправленного развития способности  личности к полноценному восприятию и правильному пониманию прекрасного в искусстве и действительности. ...

Методическое рекомендации "Учебно-исследовательская деятельность в системе дополнительного образования. Особенности работы в объединении художественной направленности"

   Конкурсы учебно-исследовательских работ постепенно входят в жизнь педагогов и обучающихся. Такие мероприятия способствуют развитию личности как ресурсу страны (интеллектуальному, т...

"Ватная сказка" Марафон передовых практик по направлениям деятельности в системе дополнительного образования детей Смоленской области «Путешествие в мир творчества» (художественная направленность).

Ватная игрушка изначально  появилась как украшение на Рождественскую елку. Возникла эта традиция в Средние века у германских народов. В России ватная игрушка появилась во второй п...