МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ранней профессиональной ориентации коллективное музицирование (фортепианный ансамбль) 8 год обучения
методическая разработка по музыке (8 класс) на тему

Селевко Людмила Петровна

Программа рассчитана на 1 год обучения (VIII класс), которая позволяет решить поставленные задачи, приобрести опыт концертных выступлений, коллективной игры. Количество часов в неделю дается в соответствии с учебными планами.

Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед музыкантом проходят произведения различных художественных стилей,  исторических эпох. 

Иными словами  ансамблевая игра - постоянная и быстрая смена новых музыкальных впечатлений и «открытий», интенсивный приток богатой и разнохарактерной музыкальной информации. Обеспечивая непрерывное поступление свежих и разнообразных впечатлений, переживаний, ансамблевое музицирование способствует развитию «центра музыкальности - эмоциональной отзывчивости» на музыку. Накопление запаса ярких многочисленных слуховых представлений стимулирует художественное воображение. На гребне эмоциональной волны происходит общий подъем музыкально-интеллектуальных действий.

Ансамблевое музицирование способствует интенсивному развитию и других специфических способностей учащегося-музыканта: музыкального слуха, ритмического чувства, памяти, двигательно-моторных («технических») навыков. Итак,  ансамблевое музицирование способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха: звуковысотного, гармонического, полифонического, тембро-динамического.

Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства  Ритм - один из центральных элементов музыки  Формирование чувства ритма – важнейшая задача музыкальной педагогики. Ритм в музыке - категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fortepiannyy_ansambl.doc94.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Краснодарский край Каневской район ст. Каневская

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

детская школа искусств ст-цы Каневской муниципального образования Каневской район

                                              УТВЕРЖДЕНО

                                                                                 решение педсовета протокол № 2                                                             

                                                     от 10 сентября 2012 г.

                                                            Председатель педсовета

                                                                         __________________ Зернов В.С.

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

ранней профессиональной ориентации

коллективное музицирование (фортепианный ансамбль)

8 год обучения

Составлена на основе

типовой государственной программы: Министерство культуры СССР.

Всесоюзный  методический  центр  по  учебным  заведениям  искусства  и  

культуры. Москва, 1988 г.;

Комитет по культуре Администрации Санкт-Петербурга. Учебно-    методический центр по образованию. Лицей искусств «Санкт-Петербург». Санкт-Петербург, 1999 г.

                                                                       

                                                                       Срок реализации 1 год

                                                                 Составители: Селевко Людмила Петровна

ст. Каневская

2012 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В комплексе учебных дисциплин «Фортепианный ансамбль» является составной частью профессионального образования учащихся 8 класса в ДШИ.  Значение этого предмета в учебном процессе переоценить невозможно. Игра в ансамбле способствует развитию интеллектуального и творческого потенциала учащихся; развивает эмоциональную сферу музыкального восприятия; воспитывает навыки аккомпанемента; повышает уровень музыкально-исполнительского мастерства.  Все эти качества способствуют формированию творчески активной и всесторонне развитой личности.

Цель обучения в классе фортепианного ансамбля – развитие творческих способностей учащихся на лучших образцах отечественной и мировой музыкальной культуры.

Задачи:

1. Образовательные: овладение прочными музыкально-исполнительскими умениями и навыками ансамблевой игры, ее многоплановости. Владение знаниями основ теории музыки, умение анализировать исполняемое произведение.

2. Развивающие: развитие творческих способностей учащихся, выразительности и эмоциональности при исполнении произведений.

3. Воспитательные: воспитание целеустремленности, самообладания, исполнительской воли. Формирование определенных качеств личности – инициативности, самостоятельности, эмоциональной восприимчивости.

Основной формой работы является урок, который длится 40 минут.  Он проходит в  форме индивидуальных занятий с учащимися. В процессе урока можно использовать следующие методы:

  • урок-показ (всем известна склонность детей к подражанию. Показ приносит большую пользу и ученику  и педагогу в налаживании необходимых  удобных игровых движений, в выработке правильной посадки за инструментом, в умении достичь верного звукоизвлечения и т.п.);
  • урок-диалог (учитель-ученик  ученик-ученик);
  • урок-ознакомление (прослушивание музыкального материала);
  • урок-прослушивание грамзаписей, аудиовидеозаписей (возможность услышать изучаемое  в исполнении мастеров).

В соответствии с учебными планами, учащиеся 8 класса ДШИ занимаются фортепианным ансамблем 1 ч в неделю; 34 ч в год.  В отличие от других видов совместной игры, фортепианный дуэт объединяет исполнителей одной и той же «специальности», что в значительной степени облегчает их взаимопонимание.  Возможность постоянно слушать друг друга,  слить звучание одной партии с другой,  достижение общей цели, а также атмосфера радости совместного творчества  взаимной поддержки – воспитывает чувство товарищества, ответственности.

Одним из важнейших требований ансамблевой игры является учет индивидуальных и возрастных особенностей каждого из участников.  Совместное исполнение требует одинаковой технической подготовки, интеллектуального уровня развития.  Содержание изучаемых произведений должно соответствовать интересам учеников, от этого зависит активность  продуктивность работы.

С первых же уроков следует обращать внимание на динамическое равновесие  партнеров, необходимо чутко вслушиваться в сочетание горизонтально-мелодическое и вертикально-гармоническое строение.

Репертуарный список включает произведения всех существующих стилей: от Баха,  Генделя до музыки джазового стиля; различные музыкальные формы и жанры (танцевальные и песенные; полифонические произведения; сочинения сонатного вариационного цикла; переложения-отрывки из опер и балетов).

Таким образом, этап ранней профессиональной ориентации для учащихся VIII класса (возраст 16–17 лет) – это этап музыкального совершенствования. Возможность обучения в VIII классе используют учащиеся, желающие продолжить свое общение с музыкой под руководством педагога или поступающие в профессиональные музыкальные учебные заведения.

Данная программа составлена на основе авторской программы по фортепианному ансамблю преподавателя ДМШ ст. Крыловской Шульга А.А.

Отличительные особенности данной программы:

  1. изменены формулировки;
  2. изменена методика обучения в связи с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся;
  3. изменена форма подведения итогов;
  4. обновлены репертуарные списки (в связи с обновлением нотной литературы);
  5. добавлен примерный репертуарный список;
  6. внесены изменения в список литературы;
  7. внесены изменения в список учебно-методической литературы.

Прогнозируемые результаты:

  • необходимый объем пианистических навыков;
  • расширение музыкального кругозора;
  • закрепление навыков чтения с листа;
  • повышение интереса к музыкальным занятиям.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Таблица 1

Продолжительность

занятий

Периодичность

занятий

в неделю

Количество

учебных часов

в неделю

Количество

учебных часов

в год

1 час

1 раз

1 час

34 часа

Таблица 1. Стартовые знания для освоения программы: 1 год по специальности фортепианный ансамбль 8 класс.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Цель: формирование творческой личности учащихся, совершенствование исполнительского мастерства.

Таблица 2

Наименование темы

Количество учебных часов

Всего часов

Теоретических

Практических

1

Основы ансамблевой техники

6

2

5

2

Музыка – язык эмоций

Пьеса – настроение

7

2

5

3

Венские классики

7

1

5

4

Джазовая музыка

7

1

6

5

Музыка сегодняшнего дня

7

1

6

Итого

34

7

27

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Программа рассчитана на 1 год обучения (VIII класс), которая позволяет решить поставленные задачи, приобрести опыт концертных выступлений, коллективной игры. Количество часов в неделю дается в соответствии с учебными планами.

Ансамблевая игра представляет собой форму деятельности, открывающую самые благоприятные возможности для всестороннего и широкого ознакомления с музыкальной литературой. Перед музыкантом проходят произведения различных художественных стилей,  исторических эпох.  

Иными словами  ансамблевая игра - постоянная и быстрая смена новых музыкальных впечатлений и «открытий», интенсивный приток богатой и разнохарактерной музыкальной информации. Обеспечивая непрерывное поступление свежих и разнообразных впечатлений, переживаний, ансамблевое музицирование способствует развитию «центра музыкальности - эмоциональной отзывчивости» на музыку. Накопление запаса ярких многочисленных слуховых представлений стимулирует художественное воображение. На гребне эмоциональной волны происходит общий подъем музыкально-интеллектуальных действий.

Ансамблевое музицирование способствует интенсивному развитию и других специфических способностей учащегося-музыканта: музыкального слуха, ритмического чувства, памяти, двигательно-моторных («технических») навыков. Развитие этих способностей может иметь место при различных видах музыкальной деятельности - прослушивании музыки, изучении музыкально-теоретических дисциплин, но особо эффективно  когда учащийся собственноручно оперирует с материалом  «Лучший способ понять и освоить явление - это воссоздать  воспроизвести его» (С.И. Савшинский).

Итак,  ансамблевое музицирование способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха: звуковысотного, гармонического, полифонического, тембро-динамического.

Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства  Ритм - один из центральных элементов музыки  Формирование чувства ритма – важнейшая задача музыкальной педагогики. Ритм в музыке - категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

Контроль над освоением навыков ансамблевой игры и учет успеваемости осуществляется на контрольных уроках, зачетах. Каждый учащийся должен выступить не менее одного раза в полугодие: в конце второй четверти на контрольном уроке и в конце учебного года – на зачете.

 Контрольный урок проходит в форме исполнения одного-двух произведений по нотам или наизусть. Возможны выступления на открытых концертах, тематических мероприятиях, родительских собраниях с последующей их оценкой. Выступление учеников оценивается самим педагогом на основе его работы в классе и концертного исполнения на зачете. За  успешное выступление ученику ставится зачет. В случае незачета – предоставляется дополнительный срок.

Итоговая оценка складывается из: оценок, полученных на контрольных уроках, оценок за полугодия и работы в классе.

За весь курс необходимо изучить не менее 4-5 произведений. В годовой индивидуальный план каждого учащегося должно быть включено не менее 4-5 произведений.

Требования к уровню подготовки выпускников обучающихся по данной программе: 1. показать владение техникой совместного исполнительства (синхронность звучания, ритмическая согласованность и устойчивость, динамическое равновесие, единство фразировки, естественность дыхания); 2. уметь доносить идейно-художественный замысел исполняемого произведения, проявлять эмоциональную яркость и творческую инициативу; 3. слышать исполняемую музыку во всем ее многообразии,  координировать сочетание всех составляющих ее партий открывая путь к яркой музыкальной выразительности; 4. уметь самостоятельно разбирать музыку и осмысленно разучивать музыкальный текст,  приобрести навыки комплексного восприятия текста; 5. показать пианистическую гибкость, пластичность, удобство при исполнении музыкального произведения.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Чем менее развит ученик, тем больше бывает разъяснений, тем тщательнее и настойчивее должна быть работа. Работа над художественным исполнением должна идти вместе с техническим развитием. Необходимо разучивать произведения в разных темпах, чтобы ученик смог уловить все малейшие детали фактуры.

Звуковая выразительность является важнейшим исполнительским средством, поэтому работа над звуком должна занимать центральное место во всем процессе обучения.

Выбирать произведения следует с учетом уровня пианистических возможностей ученика и обязательно чередуя исполнение первой и второй партии.  Большинство учащихся предпочитают исполнять первые партии, но такая практика не должна быть главенствующей. Каждый ученик должен попробовать себя в роли главного дирижера. Состав ансамбля может быть как ученическим, так и  с педагогом.

Основными взаимосвязанными критериями отбора музыкального материала мы считаем следующие принципы: 1. эстетический – предполагает отбор   произведений   современной идейно-эстетической    значимости;    разнообразие    жанров    и    стилей  сложившихся в музыкальной культуре; 2. психологический –предусматривает выбор произведений содержание  которых  созвучно   жизненному   и   музыкальному опыту школьников; вместе с тем оправдано включение более   сложных по сравнению с предшествующим уровнем произведений, которые, по отношению к жизненному и музыкальному опыту школьников, находятся в преемственной связи, а также произведения, которые выходят за пределы музыкального опыта школьников и, тем самым, определяют перспективу их дальнейшего развития; 3. музыкально-педагогический – предполагает включение произведений отвечающих тематическому содержанию программы; произведения детской тематики; сочинения, обращенные к детям всей земли; произведения,  широко отражающие жизнь человека во всех его проявлениях; данный критерий связан также с доступностью произведений для детского исполнения (учет особенностей игрового аппарата).

Если эстетический критерий указывает на отражение принципов музыкальной культуры общества, то психологический характеризует соотношение материала с закономерностями развития, а музыкально-педагогический обуславливает необходимость соответствия музыкального материала задачам развития школьников.

Нельзя не сказать здесь несколько слов о детской психологии.  На плечи педагога ложится огромная ответственность – воспитание музыкой, а это возможно лишь при глубоком психологическом анализе личности ученика, при понимании его неповторимости индивидуальности.

При выборе репертуара необходимо учитывать не только пианистические и музыкальные задачи, но и черты характера ребенка: его интеллект, артистизм, темперамент, душевные качества, наклонности  в которых, как в зеркале, отражаются душевная организация, сокровенные желания.

Если вялому и медлительному ребенку предложить эмоциональную и подвижную пьесу, вряд ли можно ожидать успеха, но поиграть с ним такие произведения в классе стоит. И, наоборот,  подвижному и возбудимому надо рекомендовать более содержательные, философские произведения.

Высокий репертуарный уровень побуждает ребенка к творческому поиску. Серый репертуар, не соответствующий уровню интеллекта современных детей и подростков, снижает стремление заниматься музыкой.

Таким образом,  ансамблевая форма изучения репертуара реализует ряд принципов педагогики сотрудничества: опережение, свободный выбор, обучение без принуждения. Данная форма работы предлагает более гибкую и смелую репертуарную политику, направленную на всестороннее гармоничное развитие учащегося.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Методическая литература; 2. Инструментарий.

ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ СПИСОК

Произведения русских и советских композиторов

  1. Балакирев М. Песенка без слов. Полонез // Репертуар фортепианного ансамбля. Пьесы для фортепиано в 4 руки. Старшие классы ДМШ. Вып. 4-7. Сост. А Бакулов, Ю Питерин. М., 1974
  2. Глинка М. Первоначальная полька // Ансамбли. Пьесы для фортепиано в 4 руки. Старшие классы ДМШ. Вып. 1-3. Сост. А Бакулов, Ю. Питерин. М., 1969
  3. Прокофьев С. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» // Репертуар фортепианного ансамбля. Пьесы для фортепиано в 4 руки. Старшие классы ДМШ. Вып. 4-7. Сост. А Бакулов, Ю Питерин. М., 1974
  4. Рахманинов С. Романс. Соч 11. Русская песня // Педагогический репертуар ДМШ. Фортепианный ансамбль: С. Рахманинов. М., 1960
  5. Сорокин К. Полька. Вальс. «Павлин» из балета «Гадкий утенок» // Хрестоматия для двух фортепиано. Старшие классы. Вып. 2. М., 1970
  6. Чайковский П. Испанский танец. Русский танец. Неаполитанский танец // Ансамбли. Пьесы для фортепиано в 4 руки. Старшие классы ДМШ. Вып. 1-3. Сост. А Бакулов, Ю. Питерин. М., 1969

Произведения зарубежных композиторов

  1. Бизе Ж. Детские игры // Бизе Ж. Детские игры. Для фортепиано в 4 руки. М., 1969
  2. Брамс И. Венгерские танцы. Соч. 52. Вальс из цикла «Песня любви». Соч. 39. Вальсы // Брамс И. Полное собрание сочинений для фортепиано. Т. 4. М., 1964
  3. Гайдн И. Венгерское рондо // Репертуар фортепианного ансамбля. Пьесы для фортепиано в 4 руки. Старшие классы ДМШ. Вып. 4-7. Сост. А Бакулов, Ю Питерин. М., 1974
  4. Гершвин Дж. Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс» // Хрестоматия для двух фортепиано. Старшие классы. Вып. 2. М., 1970
  5. Дворжак А. Славянские танцы // Дворжак А. Соч. 46 Для фортепиано в 4 руки. М., 1969
  6. Дебюсси К. Вальс  // Ансамбли. Пьесы для двух фортепиано. Старшие классы ДМШ. Вып. 1. Сост. А. Бакулов. М., 1969
  7. Россини Дж. Финал первого акта оперы «Золушка». Фрагмент // Альбом популярных пьес. Обработка для 2-х фортепиано Г. Пыстина, И. Цыганкова, Ю. Ащепкова. «Регтаймы с фортепиано в 4 руки». Новосибирск, 2000

Произведения современных композиторов

  1. Гаврилин В. Походная. Тарантелла. Новая французская песенка. Марш // Гаврилин В. Зарисовки. Для фортепиано в 4 руки. Сост. и  Ред. Р. Хараджанян. Спб., 2009
  2. Мидзоками Х. Старый добрый лунный свет // Мидзоками Х. Фортепианные ансамбли. Сост. Е. Юмаева. Спб, 2003

3. Слонимский С. Вальс Золушки и Принца // Альбом для домашнего    музицирования. М., 1995

Произведения кубанских композиторов

  1. Анисимов И. Фантазия на темы Дунаевского // Концертная фантазия на темы песен И. Дунаевского [Ноты]: для двух фортепиано / И.Н. Анисимов; Ред.: В.А. Фролкина. - Краснодар: Эоловы струны, 2003
  2. Задерацкий В.В. Прелюдия // Музыка родного края. Вып. 5. Ред.:                 В.В. Магдалиц. - Краснодар: Эоловы струны, 2006
  3. Масич О. Концертное аллегро // Музыка родного края. Вып. 6. Ред.             И.В. Николаева. - Краснодар: Эоловы струны, 2006

ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Ансамбли для фортепиано. Средние и старшие классы ДМШ. Вып. 1. Сост.  Ю. Питерин. М., 1979
  2. Ансамбли. И.С. Бах, Г. Гендель. Пьесы в транскрипциях для двух фортепиано.       М., 1968
  3. Ансамбли. Пьесы для двух фортепиано. Старшие классы ДМШ. Вып. 1. Сост.         А. Бакулов. М., 1973
  4. Ансамбли. Пьесы для фортепиано в 4 руки. Старшие классы ДМШ. Вып. 1-3. Сост. А. Бакулов, Ю. Питерин. М., 1969
  5. Ансамбли. Пьесы на народные темы для двух фортепиано. Старшие классы ДМШ. Сост. Б. Розенгауз. М., 1966
  6. Альбом для домашнего музицирования. М., 1995
  7. Альбом популярных пьес. Обработка для 2-х фортепиано Г. Пыстина,            И. Цыганкова, Ю. Ащепкова. «Регтаймы с фортепиано в 4 руки». Новосибирск, 2000
  8. Барков В. Джазовое пианино. Вып. 1-2. М., 2002
  9. Бизе Ж. Детские игры. Для фортепиано в 4 руки. М. 1969
  10. Брамс И. Полное собрание сочинений для фортепиано. Т. 4. М., 1964
  11. В часы отдыха. Библиотека любителя музыки. Популярные отрывки из советских опер и балетов. Для фортепиано в 4 руки. Вып. 6. М., 1962
  12. Гаврилин В. Зарисовки. Для фортепиано в 4 руки. Сост. и Ред. Р. Хараджанян. Спб., 2009
  13. Дворжак А. Соч. 46 Славянские танцы. Для фортепиано в 4 руки. М., 1962
  14. Концертная фантазия на темы песен И. Дунаевского [Ноты]: для двух фортепиано / И.Н. Анисимов; Ред.: В.А. Фролкина. - Краснодар: Эоловы струны, 2003
  15. Мидзоками Х. Фортепианные ансамбли. Сост. Е. Юмаева. Спб, 2003
  16. Музыка родного края. Вып. 5. Ред.: В.В. Магдалиц. - Краснодар: Эоловы струны, 2006
  17. Музыка родного края. Вып. 6. Ред. И.В. Николаева. - Краснодар: Эоловы струны, 2006
  18. Педагогический репертуар ДМШ. Фортепианный ансамбль: С. Рахманинов. Русская песня. Романс. Итальянская полька. М., 1960
  19. Петров А. То, что хочется играть в четыре руки. Песни и романсы из к/ф. Фортепиано. Переложение В. Дуловой. Спб, 2004
  20. Репертуар фортепианного ансамбля. Пьесы для фортепиано в 4 руки. Старшие классы ДМШ. Вып. 4-7. Сост. А Бакулов, Ю. Питерин. М., 1974
  21. Фортепианные дуэты для учащихся ДМШ. Ст. классы. Пьесы советских композиторов. Сост. А. Батагова, Н. Лукьянова. М., 1971
  22. Хрестоматия для двух фортепиано. Старшие классы. Вып. 2. М., 1970

СПИСОК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев Н. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1982

2. Баренбойм   Л.   Вопросы   фортепианного   исполнительства   и педагогики. Л., 1969

3. Баренбойм Л. Путь к музицированию. М., 1979

4. Возрастные возможности усвоения знаний // ред. Эльконина Д.Б. и     Давыдова В.В. М., 1966

5. Волков И.П. Учим творчеству // Педагогический поиск.  М: Педагогика. 1988

6. Готлиб А. Основы ансамблевой техники. М., 1971

7. Гофман И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре. М.: Классика – ХХI, 2002

8.  Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.1986

9. Коган Г. Работа пианиста. М.: Классика – ХХI, 2004

10. Либерман Е. Работа над фортепианной техникой. М.: Классика – ХХI, 2003

11. Милич Б. Воспитание ученика – пианиста. М.: Кифара, 2002

12. Обучение и развитие // ред. Занкова Л.В. М., 1975

13. Ризоль Н. Очерки о работе в ансамбле. М., 1986

14. Савшинский С. Пианист и его работа. М.: Классика – ХХI, 2002

15. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. История жанра. М., 1988

16. Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. М., 1989

17. Цыпин Г.М. Обучение игре на фортепиано. М., 1984

18. Якиманская И.С. Развивающее обучение. М., 1979


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Фортепианный ансамбль – один из видов коллективного музицирования»

Методическая работа раскрывает значение класса ансамбля в формировании и воспитании разностороннего музыканта в условиях музыкальной школы....

Рабочая программа по предмету: "Коллективное музицирование. Вокальный ансамбль"

Программа предназначена для обучающихся эстрадного отделения ДМШ...

Рабочая программа по предмету "Фортепианный ансамбль" (срок обучения 6-7 лет)

Программа по ансамблю разработана в целях расширения музыкального кругозора развития творческих способностей и формирования интереса к музыке у детей обучающихся на фортепиано 6-7 лет....

Рабочая программа по предмету "Фортепианный ансамбль" (срок обучения 3-4 года)

Программа по ансамблю разработана в целях расширения музыкального кругозора, развития творческих способностей и формирования интересов к музыке у детей обучающихся на отделении фортепиано 3-4 года...

ДОП по предмету "Коллективное музицирование (Вокальный ансамбль)""

Дополнительная общеразвивающая программа по предмету "Коллективное музицирование (Вокальный ансамбль)". Самостоятельная разработка...

Значение и польза коллективного музицирования на начальном этапе обучения игре на скрипке

Статья посвящена коллективному музицированию детей младшего школьного возраста как способу всестороннего развития в ДШИ и ДМШ....