«Профессиональная ориентация детей-инвалидов в рамках дистанционного обучения (опыт работы сетевого преподавателя)»
статья на тему

Букреева Наталья Николаевна

Из опыта работы Букреевой Н.Н.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Из опыта работы Букреевой Н.Н.18.01 КБ

Предварительный просмотр:

Уже 25 лет я работаю в школе и 5 лет являюсь сетевым преподавателем.  Не случайно я вновь начала свою конкурсную работу словами из романа Дж. К. Сэлинджера «Над пропастью во ржи», на мой взгляд, они очень хорошо определяют суть работы учителя. А суть в том, чтобы сохранить душу ребенка, не дать ему оступиться и сорваться в пропасть жизненных неурядиц, разочарований, безысходности.

Дети-инвалиды, как никто другой, нуждаются в помощи, моя роль как учителя – наставить на верный жизненный путь, уберечь от непоправимой ошибки в будущем. Правильно выбранная профессия- залог счастливой жизни человека, и очень важно помочь ребенку выбрать то дело, которое позволит реализовать себя, принесет радость и удовлетворение.

Пять лет работы сетевым преподавателем дают мне возможность поделиться опытом, рассказать о своей работе по профессиональной ориентации детей-инвалидов в рамках дистанционного обучения.

Семь лет я учила девочку-инвалида Пономаренко Дарью индивидуально на дому русскому языку и литературе и три года мы занимались этими предметами дистанционно.

Дарья окончила школу с серебряной медалью, поступила в Пятигорский  Лингвистический университет, успешно заканчивает 3 курс, живет полной жизнью, путешествует.

Но как это стало возможным? В чем же была моя роль как учителя? Что помогло ребенку – инвалиду преодолеть себя, свой страх перед окружающим миром, раздвинуть границы возможного, быть гармонично развитой личностью, достойным гражданином огромного и прекрасного мира?  

В первую очередь - умные, хорошие книги. Я старалась подбирать их так, чтобы ребенок понял, что ему близко, что нравится, а что вызывает отторжение, понял, как хочет использовать  сокровище, данное ему при рождении,  - жизнь. Я  хотела раскрыть потенциал ребенка посредством чтения художественной литературы. Мы много читали, пытались осмыслить прочитанное и поставить себя на место литературных героев. Мы с ними переживали и радовались, негодовали и прощали, то есть учились жить. Литературные герои стали девочке друзьями, заменили реальных товарищей, а тесные рамки дома, который практически не покидал ребенок из-за болезни, расширились, даруя Дарье желанную свободу.

Вместе с чтением хороших книг пришла потребность творчества. Мы стали участвовать в разных конкурсах для детей-инвалидов в рамках дистанционного обучения. Произошло чудо: мы стали побеждать (1 место в краевом конкурсе «Письмо любимой маме», 1 место в краевом конкурсе сочинений, посвященном Дню народного единства  «Мы сильны нашей дружбой»), Дарья почувствовала свою силу, поняла, что может. Она видела  свое имя на экране монитора в списке победителей и хотела дальше творить.

Я понимала, что ребенок имеет талант и способности к изучению языков, а я как учитель должна помочь ему поверить в себя и убедить в необходимости напряженной и кропотливой работы, которая позволит реализовать себя, стать хорошим  лингвистом.

Мы стали принимать участие в литературных конкурсах не только в рамках дистанционного обучения детей-инвалидов. И снова успех! Победа в краевом конкурсе сочинений «Президент-профессия сложная». А когда мы выиграли конкурс сочинений «Духовных книг божественная мудрость», от Новопавловского благочиния девочка была делегирована для участия во Всероссийской конференции «Крещение Кавказа», которая проходила в Пятигорском лингвистическом университете.  

Дарья  побывала в университете, услышала выступления ученых, прошла по зданию удивительной красоты, с трепетом заглянула в аудитории и поняла, что больше всего на свете хочет учиться именно здесь, общаться с такими свободными и раскованными молодыми людьми, которые были вокруг, и быть равной среди равных.  А самое главное было в том, что девочка поняла, что хочет заниматься языком, постигать его тайны, хочет знать не только свой, но и чужие языки. Пришло решение – готовимся к поступлению в университет на переводческий  факультет.

Дарье как ребенку-инвалиду в рамках дистанционного обучения была предоставлена возможность использования новейшего современного оборудования для самообразования, и мы начали титаническую работу: читали русскую и зарубежную литературу, статьи и монографии по мировой художественной  культуре, смотрели фильмы великих режиссеров, читали рецензии на них, изучали современный литературный процесс.

Не так давно я встретила Дарью в Пятигорске… Красивая, умная девушка с активной жизненной позицией, с огромными творческими планами, я порадовалась за неё и подумала: «Будь счастлива, моя ученица».

Уже третий год я работаю с очаровательной девочкой - Симой Авро. Я очень переживаю за ее будущее и надеюсь на то, что этот ребенок обретет достойное место в жизни, состоится как личность, станет мастером своего дела. А какое это будет дело, нам еще предстоит определить. Необходимо понять, какой жизненный путь для ребенка самый желанный, какая профессия сделает Симу счастливой.

Девочка в этом году заканчивает 5 класс, она практически ничего не слышит, с трудом разговаривает.  Свою задачу как сетевого преподавателя я вижу в том, чтобы помочь ребенку определить, чем он действительно хочет заниматься в будущем и в рамках дистанционного обучения детей-инвалидов подготовить девочку к получению профессионального образования.

Я  понимаю, что тот опыт, который был приобретен в работе с Дарьей, совершенно не подходит для работы с Симой. Здесь необходим особый путь, и от того, насколько профессионально работает учитель,  во многом зависит  будущее ребенка.

И вновь  передо мной  трудные вопросы: «С чего начать? Как помочь ребенку? Как подтолкнуть к верному выбору жизненного пути?»

У меня как у учителя словесности в арсенале великий русский язык и мировая литература, а это неисчерпаемый кладезь мудрости. Мы с Симой начинаем читать, говорить, думать…

Рассказы Виктора Драгунского  читали вместе с моей ученицей. «Девочка на шаре» поразила воображение Симы, она тоже решила быть такой же грациозной и красивой, да и в танце все чувства можно передать языком жестов и обойтись без таких трудных для девочки слов. Сима занялась танцами и даже поступила в музыкальную школу на хореографическое отделение. 

А потом мы прочитали замечательный рассказ А.Куприна «Чудесный доктор», и Сима захотела быть таким же великодушным доктором, как герой рассказа Куприна, тем более, что эта профессия ей знакома не понаслышке: с раннего детства ребенок проводит много времени в различных клиниках и больницах и мама девочки медицинский работник. 

А  затем образ Лидии Михайловны - учительницы из рассказа В.Распутина «Уроки французского»- затмил все другие образы, Сима стала примерять на себя профессию учителя,  много работала над своей речью и даже приняла участие в краевом дистанционном конкурсе «Я помню! Я горжусь!»

Но какой предмет преподавать? Что же ближе? Конечно, изобразительное искусство.

Мы с Симой стали читать рассказы русских писателей о красоте природы, а девочка изображала на своих рисунках эту красоту. Сима с увлечением стала иллюстрировать литературные произведения, изображать героев сказок и рассказов.  

В середине года у девочки появилось новое увлечение, к которому ее подвигло участие в краевом дистанционном конкурсе «И строчка каждая картиной хочет стать». Мы с Симой долго готовились к конкурсу: выбирали сказку, писали стихи, думали, как лучше разложить природный материал на сканере, чтобы получилась красивая работа. Когда мы узнали, что заняли 3 место в конкурсе, радости не было предела.  Сима решила, что обязательно станет стилистом и будет дарить людям радость, а для этого не очень-то и важны  быстрая речь и хороший слух.

        

А моя работа на этом не заканчивается…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий родительского собрания Организация обучения детей-инвалидов с использованием технологий дистанционного обучения

Сценарий родительского собрания Организация обучения детей-инвалидов с использованием технологий дистанционного обучения...

Родительское собрание"Организация обучения детей-инвалидов с использованием технологий дистанционного обучения"

Ознакомление родителей с  организацией дистанционного обучения детей-инвалидов в Ставропольском крае, в рамках программы реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009...

Опыт работы в рамках дистанционного обучения

Как выжить в дистанционном обучении? Именно этому вопросу посвящен мой опыт работы....

Дистанционное обучение (опыт работы)

Для успешного осуществления дистанционного обучения необходимо: 1) Использование технологий электронного и дистанционного обучения в образовательном процессе (мультимедиа, электронные УМК, цифровые об...