Конспект открытого урока "Работа над музыкальным произведением на уроке фортепианного ансамбля"
план-конспект урока

Хашина Светлана Геннадиевна

Работа над музыкальным произведением на уроке фортепианного ансамбля. Обучение вести диалог с партнером, понимать его, слушать.Работа над выразительностью звука, вокальными свойствами мелодии, передачи музыкального  образа и характера пьесы.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Тема урока: Работа над музыкальным произведением на уроке фортепианного ансамбля.

   Цель урока: формирование и развитие у учеников навыков ансамблевой игры с раскрытием звукового и художественного содержания произведения.

 Задачи урока:

  • продолжить формировать умения и навыки игры в ансамбле;
  • показать практическое применение приёмов работы над текстом в  музыкальном произведениии;
  • воспитывать интерес у учащихся к ансамблевой игре и ответственного отношения к самостоятельной работе, дисциплинированность, собранность.
  • развивать воображение у учащихся и умение слышать  партнёра, навыки самоконтроля и самооценки собственных  и коллективных игровых действий.

  Методы ведения: объяснительно-иллюстративный (беседа, рассказ, показ на инструменте), проблемно-сообщающий (выявление общих тенденций в обучении различным видам совместного музицирования).


Урок проводится с учащимися 4-го класса Ермаковой Аленой и 5-го класса Юлдашевой Маргаритой.

Содержание урока:

Методическое сообщение.

 Ансамбль является одной из форм коллективного музицирования.  Это одна из самых доступных форм ознакомления учащихся с миром музыки.  Когда маленький ребенок приходит в класс мы сразу садимся с ним за инструмент. Начинаем играть с одной ноты, постепенно прибавляем по ноте, и благодаря гармоническому дополнению, сопровождению педагога уже на 2-ом, 3-ем уроке ребёнок играет красивую музыку.  Ансамблевая игра играет важную роль в развитии творческой инициативы, творческой активности ребёнка, его способностей.

Игра в ансамбле раскрепощает ученика, снижает зажатость и страх перед публичным выступлением, потому что чувствует рядом с собой поддержку, опору — он  не один, а со своим сверстником или преподавателем участвует в исполнении произведения.  Несмотря на уровень подготовки на данный момент или способностей каждого  ребенка, он  чувствует себя активным участником ансамбля и получают радость  и удовольствие.

Преподаватель: Рита и Алёна, скажите мне, как называется ваш ансамбль? (Дуэт) Четырехручный дуэт – это единственный род ансамбля, когда два человека исполняют музыкальное произведение на одном инструменте. Также пианисты могут исполнять ансамбль на двух фортепиано. Конечно, игра на двух инструментах даёт исполнителям гораздо больше свободы, независимость в  использовании регистров, педалей, но игра за одной клавиатурой способствует внутреннему единству, сопереживанию.

Фортепианный дуэт на одном рояле сформировался как жанр в XIX столетии с  появлением молоточкового фортепиано. У ф-но  расширился диапазон, появилась способность постепенно увеличивать  или уменьшать звучность, дополнительный резонатор педали, появились новые тембровые краски. Благодаря 4-х ручной фактуре стало возможно воспроизводить  оркестровые эффекты. Фортепианный дуэт сохраняет свою популярность и в наше время.

Ход урока:

1 этап. Преподаватель: Сегодня мы будем работать над произведением «Весенний вальс»  Ермаковой Аленой 4 класс и Юлдашевой Маргаритой 5 класс.  Я занимаюсь с девочками 2-й год. Они имеют некоторый опыт дуэтной игры, но только совместно с педагогом. В этом  году они первый раз сели вместе за один инструмент  и стали партнёрами. Сразу скажу, мы столкнулись со множеством трудностей. Каждая из них имеет разные способности, разный слух, разное чувство ритма, разное звукопроизношение, разную музыкальную память, разное эмоциональное восприятие. И мы сейчас преодолеваем эту имеющуюся разницу. Перед нами стоит задача —создать именно творческий союз.  

На начальном  этапе разучивания произведения мы прослушали аудиозапись,  предварительно  ознакомились с нотным текстом, сформировали муз. образ. На  среднем этапе проводилась работа с каждым учеником отдельно на уроках специальности. Вместе проигрывали произведение, более внимательно, детально изучали текст и тщательная работали над фрагментами сочинения. И после этого девочки стали играть вдвоём. В свободное время, обычно по субботам, мы  проводили работу над  ансамблевым исполнением по частям, над   трудными  техническими местами и проигрывали целиком в медленном темпе, постепенно его увеличивая. Если по ходу работы возникали какие-то сложности, тогда прорабатывали их индивидуально.

Итак, «Весенний вальс». Композитор Биляна Крстич. Девочки, что вы знаете об этом композиторе? (Это современная сербская композитор и исполнитель) Родилась в 1955году. Сейчас живёт в Белгороде. В течении долгого времени она была популярной  певицей на югославской сцене. Она изучала народные песни с территорий Косово, Македонии,Сербии, Румынии и Венгрии. Её музыка является сплавом  традиционной этнической музыки, акапельных песен с элементами импровизаций и современного музыкального подхода. Её задача — перевести фольклор на современное искусство. Ее искреннее сценическое обаяние и красивый голос получили большое признание больше чем на 200 концертах во всем мире. Она выпустила семь альбомов и написала музыку ко множеству фильмов. Мы смотрели видео с концертов, где она исполняла свои сочинения. Нам очень понравилось. Сейчас я займу немного времени, чтобы показать отрывок с её концерта.    

Следует сразу сказать, что в настоящий момент произведение находится в стадии запоминания нотного текста и шлифовки пианистических (технических) задач. Темп также пока не окончательный. По нашим планам, к окончанию 4-ей четверти это произведение должно быть готово к первому концертному выступлению.

  1. Посадка при четырехручной игре за одним инструментом отягчается тем, что каждая из вас имеет в своем распоряжении только половину клавиатуры. Вы должны сидеть так, чтобы не мешали друг другу, при этом края стульев могут быть чуть раздвинуты в противоположные друг от друга стороны. И как партнеры вы должны уметь “поделить” клавиатуру и так держать локти, чтобы не мешать друг другу, особенно при сближающемся или перекрещивающемся голосоведении. ( Такты 5,  )

           Пока произведение не выучено наизусть, нужно установить, кому из партнёров, в зависимости от занятости рук, удобнее перевернуть страницу. В случае, если не оказывается свободной руки, следует определить, какой пропуск в нотном тексте окажется наименьшей потерей.  Этому надо учиться, не пренебрегая специальной тренировкой. Так как у Риты левая рука свободна на 2-ю и 3-ю долю,то она будет переворачивать. Следующий переворот может делать Алёна.

Учащиеся исполнили «Весенний вальс» по нотам.  В исполнении этого произведения было видно, что у учащихся еще неуверенно выучен текст, особенно средняя часть. Отсюда вытекающие проблемы в ансамблевом исполнении. В ходе урока мы будем разбирать эти проблемы.

2.  А сейчас поговорим о вальсе. Что вы можете о нём рассказать?  ( Ученица:   Вальс – один из популярных бальных танцев XIX-XX веков.  По одной версии прародителем вальса стал немецкий стремительный вальцер. А другая гласит, что вальс произошёл от лендлера — трёхдольного танца немецких и австрийских крестьян, которые танцевали парами и обязательно по кругу. Довольно простой танец, лишённый сложных элементов. Однако в нём есть все признаки будущего вальса — касание партнёром талии дамы, движение по кругу, вставание партнёра на колено. Танец со временем видоизменялся и дошёл до аристократии. Вальс проник на светские балы и приёмы, в 1816 году вальс включили в бальные танцы при дворе. После чего танец подвергся сильной критике со стороны религиозных лидеров и духовников и решили, что он не достоин приличного общества. Благодаря творчеству Штрауса , Ланнера и других композиторов эпохи романтизма  вальс стал популярным танцем на придворных балах. Облагороженная музыка дала толчок развитию вальсовой хореографии, приобретая грациозность, лёгкость и красоту. Пик популярности пришелся на 30-е годы 19 века.

Вальс — танец романтичный, нежный и очень разнообразный. На сегодняшний день существует огромное количество разновидностей вальса, но к самым распространённым можно отнести:

Венский вальс. Танец быстрый, стремительный,изящный, лёгкий.

Медленный вальс (вальс-бостон или английский вальс). Элегантный, сдержанный, требующий высокой дисциплины и хорошей техники. Характерна смена темпа, наличие выдержанных пауз и фермат.

Танго-вальс. Комбинированный жанр, сочетающий в себе элементы танго и вальса. Его ещё называют Аргентинским вальсом.

Фигурный вальс. Вошедший в спортивную программу бальных танцев. Характерен выполнением строгих фигур (элементов).

Темп бывает различным, от медленного до очень быстрого. Размер трехдольный с акцентом на сильную долю. «Раз, два, три» - вот пульсация вальса, его ритмическая структура. Вальс всегда кружится. Ведь даже само  слово «вальс»  произошло от немецкого слова «walzen» – вращаться или кружиться. Поэтому музыку вальса всегда можно отличить ощущением легкого кружения, быстрого или медленного. В аккомпанементе характерны опорный акцент в басу на сильной доле  

  1. Преподаватель: «Что самое важное в ансамбле?» (Играть вместе). Само слово ''анс'' в переводе с французского означает «единство» - умение играть вместе.  Т. е. Должно быть  синхронное звучание всех партий, единство темпа и ритма, уравновешенность в силе звучания всех партий, единство динамики, согласованность штрихов, единство приемов звукоизвлечения и фразировки.

 синхронность звучания - главное техническое требование совместной игры. Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей.

Самое главное — это синхронность при взятии звука. Начать вместе играть, синхронно взять два звука – не так легко, это требует большой тренировки и взаимопонимания.

  Еще не начав совместного исполнения, нужно договориться,  каков характер звучания  и с какой силой будет начата пьеса. Нужно просчитать сетку одного такта в правильном темпе и ритмическом пульсе. Должен быть применен существующий прием дирижерского замаха – ауфтакт. Пианисты –легким движением  кисти руки,(с ясно определенной верхней точкой) На помощь придет дыхание. Вдох - самый естественный и понятный сигнал о начале игры для любого музыканты. Как певцы перед исполнением берут дыхание, так и музыканты - исполнители, но у каждого инструмента своя специфика. Духовики показывают вдохом начало звука, скрипачи – движением смычка, мы, пианисты –легким движением  кисти руки,(с ясно определенной верхней точкой),  “вздохом” кисти и прикосновением к клавише, если они видят руки друг друга. Если рука не видна, кивком головы, или с помощью знака глазами. Я предлагаю вам по взмаху кисти взять дыхание(сделать вдох), задержать его и с выдохом, посмотрев на руки друг друга, начать играть. Такое упражнение ученицы повторяют несколько раз прежде, чем начинают играть синхронно. Не меньшее значение имеет и синхронное окончание,“снятие” звука. Не вместе снятый аккорд производит такое же неприятное впечатление, как и не вместе взятый. Конечно, в наиболее ответственные моменты конец звучания может быть «подсказан» одним из исполнителей.

  1.  Девочки, скажите, сколько частей в этом произведении? «Весенний вальс представляет собой 3-х частную форму с репризой в средней части. Тональность фа мажор. Тональный план не однородный: есть модуляции в среднем разделе. . Темп довольно подвижный, танцевальный. Где мелодия, а где аккомпанемент?( Мелодия, главная музыкальная тема находится в 1-ой партии, во 2-ой партии аккомпанемент.) Это традиционный ансамбль. Что главное, а что второстепенное?( Главное — мелодия, аккомпанемент — второстепенное). Мелодия должна звучать ярче и выразительнее, а вальсовый аккомпанемент остается на втором плане.  Что главное во второй партии? Главное — бас. Должен быть  опорный акцент  на сильной доле  и легкие аккорды на вторых и третьих долях тактов.Из аккордов плотнее тот, к-рый попадает на 2-ю долю, 3-я доля легче, на снятии. В аккомпанементе второй партии необходимо добиваться исполнения чёткого ритмического рисунка, при этом активизируя функции каждого пальца. Пальцы должны быть цепкими.

 Вообще ансамбль требует от участников уверенного, безупречного ритма. Если  в сольной игре ритмические недочеты иной раз  могут быть малозаметны, но в ансамбле они могут резко  дезориентировать партнеров и быть причиной “аварий” при выступлении.  Ансамблисты должны стремиться к совпадению опорных метрических долей и ясно ощущать самостоятельность ритмического рисунка своей партии.  В ансамблевой игре существуют определенные ритмические принципы: ведущим в ансамбле обычно становится тот из участников, в партии которого в данный момент находятся наименьшие длительности.  Необходимо определить основную ритмическую единицу – наиболее часто встречающуюся длительность, которая является основой ритмического движения. Для разучивания берём в основу четвертную ноту, чтобы полноценно исполнить самые мелкие длительности, а в дальнейшей работе будем брать за основу половинную с точкой.

 Огромную роль в игре ансамбля занимает педаль. Педализирует исполнитель 2-й партии, т. к она служит фундаментом мелодии. Педаль берётся в тех тактах, где есть бас и гармония в аккордовой фактуре. Это прямая педаль. Она берётся на 1-ю долю, снимается на 3-ю.  Мы будем использовать полупедаль. Мы ещё не достаточно освоили технику педализации, полная педаль берётся шумно. Поэтому мы будем использовать полупедаль. Опускать ногу на педаль (на первую долю)нужно только наполовину, не до конца прожимая её, только слегка «подкрасить бас», мягко, но чётко отпускать на третью долю(а кое-где и раньше), чтобы не было «грязной» гармонии. Там, где появляется унисонные басовые ходы, надо оставить безпедальное звучание, чтобы подчеркнуть ровность  звуков, и чистоту восходящих ходов Рита отдельно играет неск. тактов своей партии. Бас поярче, должен глубоко звучать, стоит акцент., аккорд легче. Из аккордов плотнее тот, к-рый попадает на 2-ю долю, 3-я доля легче, на снятии но все звуки в аккорде должны прозвучать ровно, прослушиваться. Чётче играй стаккато цепкими пальцами. На уроках я просила Риту (2-я п.) ничего не играя, только педализировать во время исполнения 1-ой партии.

Рита, давай посмотрим гармонию. Здесь всё просто — Т, Д.

Твоя главная задача – поддерживать мелодию, к-рая звучит в 1-ой партии. Ты должна чувствовать все её интонации, начало и конец фразы. Вы должны слушать не только себя, а одновременно и то, что играет твой  партнер и общее звучание обеих партий и должны уметь во время исполнения решать звуковые проблемы, если они будут.

5.Теперь подробно разберём строение мелодии и фактуры.

1-я партия — у Алены проходит мелодия, основная музыкальная тема.  Вальс начинается с первого предложения, которое состоит из двух фраз. Фраза –  небольшой относительно завершенный оборот.

1-я фраза занимает два такта. Это плавное поступательное восходящее движение к терции до-ми и небольшой спад. Мелодия радостная, оживленная. Рука должна уметь взять последовательный ряд звуков “на одном дыхании”, одним непрерывным движением  Здесь мы видим переход мелодии из левой руки в правую. Ни в коем случае не прерывать эту мелодическую линию. Нужно уметь дослушать фразу, дослушать выдох.

Педагог: Как вы думаете, какой художественный образ хотела создать композитор? (весеннее пробуждение природы, ощущение движения, полета)  колорит  национальной танцевальной музыки).

 Дальше муз. тема делится на 2-е маленькие фразочки и как эхо повторяются.  Характер окончания 1-ой части несколько меняется. Он становится более энергичный, волевой. Образ В чем это проявляется? Меняется фактура, В 1-ой партии появляются аккорды, а во 2-й — унисонные басовые ходы. Должны быть чистые, ровные звуки, без педали. У обоих — стаккато. Чтобы наиболее  выразительно была произнесена эта  фраза, вы должны одинаково, согласованно исполнить эти штрихи, и звукоизвлечение должно быть одинаково.

  1. 2-я часть. Преп.: Как называется следующая часть? Уч.: Средняя часть., которая состоит из 2-ух предложений.

Преп.: Как вы думаете, какая из двух частей самая напряженная, 1-я или 2-я? В какой части чувствуется неустойчивость, контрастность?

Уч: В средней части.

Преп.: - Правильно. Средняя часть помогает музыке приобрести внутреннее напряжение, нужную экспрессию, непрерывность развития, сочинение приобретает динамическую форму. Даже его начало уже начинается динамически ярко. Как определить, что это именно средний раздел?

1. Появились новые формы движения. Тема изменилась. Расчленилась на повторяющиеся элементы, обороты. Появились скачки в октаву в правой руке у Алены и хроматизмы — си-бекар и соль #. Это 1-ый мотив. Нужно отдельно поучить этот скачок с группировкой пальцев.

2. Появляется нисходящее движении в левой руке. 2-ой мотив — как отголосок из 1-ой части. Мелодия переходит из руки в руку. Играем мелодию, не делая остановок между тактами.

3. Модуляция. Появилось отклонение  в новую тональность. 5, 6 такты появился до# - A-dur, разрешение в d-moll

В левой руке появились басовые ходы, образующие фразы по 3звука. Их надо подчеркнуть.

4. В 1-ой партии в левой руке появляются аккорды. Это сопровождение. Играем их ровно, чётко, стаккато.  Играем 2-я пария полностью, 1-я только аккорды.

 Во 2-ом предложении,  появляется новая тема, занимающая 4такта. Она представляет собой восходящий пассаж по звукам септаккорда 2-ой ступени. Происходит расчленение мелодии на группы, состоящих из 2-ух восьмых нот. Обратить внимание на штрихи. Первая восьмая берется сверху. Это  одно из сложных мест в произведении. Над ним мы работали отдельно. Его нужно сыграть на одном дыхании и стремиться к верхнему звуку ре 4-ой октавы. Это самый высокий звук в произведении.  Пассаж  нужно сразу учить наизусть так как неудобно играть по нотам из-за большого количества дополнительных линеек. Для быстроты запоминания полезно поиграть, объединив восьмые ноты каждого такта в аккорд.  Отдельно поучить перенос руки с одного такта на другой.

 В этом месте у вас происходит ускорение темпа. Почему это происходит?  Нарастает сила звучания –  учащается ритмический пульс. Такое может случиться и в стремительных пассажах; а так же в сложных для исполнения местах. Технические трудности вызывают желание скорее “проскочить” опасные такты; и постепенно  изменяется темп пьесы.  Общность понимания и чувствования темпа – одна из основных задач ансамбля. Вы должны одинаково чувствовать темп. Темп должен быть определен ещё до начала исполнения. В начале партитуры композитором указан темп. Темп определяет абсолютную скорость, с которой исполняется музыкальное произведение. 58 ударов по Метроному. Как можно проверить, происходит ускорение темпа или нет? Вы останавливаетесь и проигрываете любой такт из начала произведения или мысленно его просчитываете. Можно использовать метроном.

Средний раздел  всегда является главной «пружиной» развития, много напряженных эпизодов.

Преп.:   Где кульминация 2-ой части? Фактура становится насыщенной, многоголосной,  — аккорды в 1-ой партии и скачки на октаву во 2-й партии, мотивчики чем-то напоминают окончание 1-ой части.

  1. Препод. Куда зовёт нас кульминация? (В 3-ю часть )Как она называется? (Реприза) Что такое реприза? (Повторение 1-ой части

В репризе ощущается равновесие, устойчивость. Возвращается первоначальная мелодия, но во 2-м предложении она видоизменяется. К окончанию  фразы подключается лева рука в 1-й партии. Звучание более усилено.

 В 41 такте у вас были неровности совпадения второй и третьей слабой доли.  Аккомпанемент в обеих партиях должен быть синхронно исполнен  Рита играет полностью свою партию, а Алёна только левую руку. У обоих стаккато, и слушайте друг друга.

8. А теперь нам нужно соединить все части в одно целое произведение, соблюдая звуковой баланс между партиями и определяя единую линию развития муз. материала.  Мелодия в каждой фразе идёт к опорному звуку, предложение – к своей смысловой вершине. Развитие всего произведения тоже происходит целенаправленно. Для этого нам следует  поговорить о динамике исполнения.  Динамический диапазон 4-х ручного исполнения должен быть шире, чем при сольной игре, так как ансамбль пианистов позволяет полнее использовать клавиатуру. У вас же всё звучит  однообразно:  играется mf и f,  p я не слышу. Попробуйте сыграть даже pp.

Теперь о звуковом балансе между париями. . Forte ведущей партии, более интенсивное, чем сопровождения. При прозрачной  фактуре, forte звучит иначе, чем при плотной. Например, f 5 такта отличается от f 13 т. Но F нужно играть всегда с «запасом», а не на «пределе». Форте не должно быть жестким, Звуки берутся не от кисти, не от локтя, а от плеча.

Следует отметить организующую роль 2-ой партии как основы, фундамента всего ансамбля в динамических сдвигах и нарастания.(в 25-28т., а также 3-4, 11-12).

Давайте определим общий динамический план произведения, обратим внимание на соотношение кульминаций по значимости. Они не должны звучать однообразно.  выявляем главную кульминацию( во 2-ой ч. - более высокий регистр, напряженнее звучание, заканчивается на D).

 При игре в ансамбле желательно, чтобы один из играющих не прекращал игру при остановке другого. Это научит второго исполнителя быстро ориентироваться и вновь включаться в игру, чтобы охватить произведение целиком.

 Очень хорошо, если ребята будут ориентироваться не только в своей партии, но и в партии своего партнера. Обмен партиями способствует углубленному пониманию ансамблевой фактуры сочинения. В заключение урока показана игра с выключением партий поочередно. Этот прием используется как упражнение для концентрации внимания и вырабатывания навыка быстрого подхватывания текста в случае его потери во время выступления.

Урок прошёл продуктивно, с помощью различных методов, несложных упражнений были решены задачи урока, достигнута цель.

В работе над исполненным произведением искали нужное соотношение мелодии и аккомпанемента, учились  ощущать единый ритмический пульс и общее динамическое развитие, непринуждённо, пластично вести музыкальные фразы.

Домашнее задание:

Исходя из того, что главной технологической проблемой на данном этапе ансамблевой игры является синхронность исполнения партий, домашнее задание такое: 1) играть каждому свою партию по нотам со счётом вслух с четким ритмом (возможно использование метронома) без остановок;  2) учащемуся второй партии проигрывать аккомпанемент с педалью, пропевая мелодию; 3) учащемуся 1-ой партии добиваться плавности и непрерывности звучания мелодии, слушать её; 4) продолжать учить наизусть, чтобы избегать остановок в игре; 5) Обоим не забывать про характер произведения, добиваться танцевальности и динамической яркости в кульминации.

Мы будем продолжать учиться вести диалог с партнёром, понимать его, уметь вовремя подавать реплики и вовремя уступать, будем учиться слушать партнёра. Будем продолжать работу над выразительностью звука, над вокальными свойствами мелодии, будем учиться передавать музыкальный образ и характер исполняемой пьесы, пользуясь динамическими красками и различными приёмами звукоизвлечения.

В заключение хочется сказать несколько хороших слов об ансамбле.

   Кроме развивающих возможностей - игра в ансамбле дисциплинирует ритмику,  совершенствует умение читать с листа,  является незаменимой с точки зрения выработки технических навыков и умений,  необходимых для сольного исполнения-  игра в ансамбле способствует интенсивному развитию основного и необходимого качества, без которого нет музыканта - слух. Игра в ансамбле учит слушать партнера,  учит музыкальному мышлению. Приучает к творческой активной, самостоятельной работе. Ученики знакомятся с выдающимися образцами музыкальной литературы, что  способствует формированию их музыкального кругозора. Предмет этот вызывает неподдельный интерес у уч-ся, и дети часто работают в ансамбле с гораздо большей отдачей, чем это происходит со специальностью. Поэтому ансамблю в муз. школе должно уделяться внимание не меньше,чем другим предметам и хочется, чтобы дети, как можно раньше с ним познакомились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «Формирование навыков игры на фортепиано в работе над музыкальным произведением на уроках «Индивидуальное обучение игре на фортепиано и детских музыкальных инструментах »

Данная методическая разработка посвящена рассмотрениюнекоторых методов и приемов, способствующих формированию навыков игры на фортепиано. Методы и приемы, перечисленные в данной работе, являются актуа...

Практико-значимый проект «Образное восприятие и осмысление содержания музыкальных произведений на уроках специальности»

Объект исследования - образное восприятиеПредмет исследования -  музыкальное мышление как процесс постижения музыкального произведения личностью. Цель исследования  - специфика развития...

Методическая разработка урока с применением технологии «Работа над музыкальным произведением на уроке МХК» по теме «Светская и духовная музыка эпохи барокко».

Данная методическая разработка может быть использована на уроках Мировой Художественной Культуры в 11 классах педагогами, работающими по программе Даниловой. Разработка определяет цель и задачи, реали...

Музыкальные обработки в репертуаре фортепианного ансамбля как средство всестороннего развития учащихся.

Методическая разработка занятия по  программе " Ансамблевое музицирование"расширяет  знания о музыкальных обработках, знакомит с особенностями  терминов: обработка, аранжировка, перелож...

Штрихи, как средство воплощения музыкального образа на занятиях фортепианного ансамбля

Открытый урок по фортепианному ансамблю.Тема занятия: «Штрихи, как средство воплощения музыкального образа на занятиях фортепианного ансамбля»....

Работа с музыкальным произведением на уроке МХК. Раздел программы: «Музыкальная культура барокко».

Работа с музыкальным произведением на уроке МХК.Раздел программы: «Музыкальная культура барокко»....