Музыкальные обработки в репертуаре фортепианного ансамбля как средство всестороннего развития учащихся.
методическая разработка по музыке на тему

Карпусь Ирина Игоревна

Методическая разработка занятия по  программе " Ансамблевое музицирование"

расширяет  знания о музыкальных обработках, знакомит с особенностями  терминов: обработка, аранжировка, переложение, ремикс, транскрипция.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx40.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Тема занятия: Музыкальные обработки в репертуаре  фортепианного ансамбля как средство всестороннего развития учащихся.

Цель: расширить знания о музыкальных обработках.

Задачи:

  •  познакомить с особенностями  терминов: обработка, аранжировка,        переложение, ремикс, транскрипция.
  • закрепить    понятие фактура (аккордовая, гомофонно-гармоническая)
  • формировать  навык  игры  в ансамбле.
  • развивать умение  анализировать, сопоставлять  и сравнивать  музыкальные темы  и образы;
  • формировать умение отразить своё понимание художественного воздействия музыки через размышления и диалог.
  • воспитывать   художественный  вкус, исполнительскую  культуру.

Планируемые результаты:

 личностные – развитие музыкально-образного восприятия музыки; развитие эмоциональной сферы учащихся;

предметные - расширение музыкального и общего культурного кругозора; воспитанное музыкального вкуса, интереса к музыке через  музыкальные обработки: обработка, аранжировка, переложение, ремикс, транскрипция.

метапредметные – готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, синтез, обобщение, умение участвовать в коллективной творческой деятельности при   воплощении различных музыкальных образов.

Реализуемые технологии: 

  • личностно-ориентированное  обучение
  • обучение в сотрудничестве
  • информационно-коммуникационные технологии

Мультимедийное сопровождение занятия: компьютер, мультимедиапроэктор, презентация.

Музыкальный материал: П.Чайковский  « Утрення молитва»,

Ж.Бизе «Цыганская пляска», Е.Дога  Вальс из к/ф «Мой ласковый и

нежный зверь»

Ход занятия.

Организационный момент

Сегодня мы поговорим о музыкальных обработках.  

-  Что значит « обрабатывать музыку»?

- Какие вы знаете виды обработок? (переложение, ремикс, аранжировка).

Г.Свиридов «Вальс» - играли  переложение для фортепианного ансамбля

Тему  урока и цель формулируют учащиеся.

Первые обработки  появились в XVI - XVII в. Это были  переложения песен и танцев для музицирования  на различных инструментах.

Музыканты часто обработки называют аранжировками.  «Музыку создаёт народ, а мы композиторы только её аранжируем»  писал М.И. Глинка. Аранжировка в переводе с французского языка означает - устраивать, приводить в порядок. Однако в музыке этот термин приобретает иное значение. В самом деле, трудно представить, что музыкальное произведение нужно приводить в порядок. Ведь композитор своё произведение сочинил таким, каким он его задумывал. Своей музыкой он передаёт какой-то образ, и внесение какого-либо изменения в произведение может нарушить этот образ. Часто  слово аранжировка в музыке переводится как переложение.

«Обработка» и «переложение» – русские слова (обрабатывать, т. е. видоизмененять что-либо и перекладывать что-либо).

(Р.н.п.  «Во поле берёза стояла» П.И. Чайковский использовал в 4 симфонии. Мелодию (тему) р.нар.п. он превратил в вариации, которые исполняют инструменты симфонического оркестра)

Современные композиторы, в том числе и эстрадные, делают достаточно много переложений, аранжировок.

Реми́кс (англ. Re-mix) — версия музыкального произведения, записанная позже оригинала, как правило, в более современном варианте аранжировки. Иногда создается путём «перемешивания» нескольких частей исходной композиции.

Хорошая обработка может улучшить, украсить произведение, дать ему новую жизнь, а плохая - может испортить, даже изуродовать до неузнаваемости прекрасную музыку.

Сами композиторы, добиваясь наибольшей красоты своего произведения, делали иногда по несколько обработок одного и того же произведения.

Переложение вокального или инструментального сочинения на фортепиано называлось транскрипция.

Что означает это слово?

«Транскрипция» – латинское слово (transcriptio, букв. – переписывание)

Развитие  транскрипции началось в XVIII  веке (А.Вивальди, Г.Телеман, Б. Марчелло и другие). В XIX  веке  транскрипции стали одним из наиболее популярных концертно – виртуозных жанров, имеющих самостоятельное художественное значение. В 1 половине XIX  века распространение получили фортепианные транскрипции, отличавшиеся виртуозностью салонного типа. Огромную роль в развитии транскрипции  сыграли многочисленные концертные транскрипции Ф. Листа (песен Ф.Шуберта, каприсов Н.Паганини и фрагментов из опер В.А.Моцарта, Р.Вагнера, Дж.Верди, Симфоний Л.Бетховена, всего около 500)

« Лесной царь» Шуберт-Лист.

 Транскрипция должна быть сделана так, как будто сочинение написано специально для фортепиано.

-Что общего в терминах? видоизменение оригинального нотного текста музыкального  произведения.

- В чём разница? разница в терминологии зависит от степени вторжения в композиторский замысел.

Как видно из словарных определений, раньше  не существовало разницы между понятиями переложение и транскрипция. Различия сложились позже, когда возникли термины – свободное переложение и обработка.

Позднее жанр обработки отошел в область народных песен и плотно закрепился в этой позиции. В жанре обработки имеются собственные подвиды – вариации, попурри, фантазии. Но наиболее профессиональным видом обработки по праву считается рапсодия, где, как известно, блестяще преуспел Ф. Лист.  

Для правильного  определения подхода автора переложения к оригиналу и постановке задач необходима классификация видов переложения.

По характеру отношения к оригиналу классификация видов выглядит следующим образом:

1) точное повторение оригинала, где переложение имеет внешнее сходство с оригиналом и представляет собой другое тембровое прочтение. В этом случае нотный текст только оформляется подходящими приемами игры, штрихами, динамикой;

 2) свободное переложение, где допускаются незначительные фактурные изменения, октавные переносы, изъятие из текста целых музыкальных эпизодов, частичное изменение замысла композитора;

3) транскрипция, представляющая собой активное вмешательство в музыкальную фактуру со значительными её изменениями, где автор переложения становится соавтором композитора, имея право изменять драматургию сочинения и тональный план. Причем, часто транскрипция имеет оттенок некоего виртуозного прочтения оригинала с обильным насыщением его каденциями, пассажами и т.д. В других случаях за основу берутся основные музыкальные эпизоды и разрабатываются с максимальным учетом специфики конкретного инструмента. Транскрипция - переложение музыкального произведения (аранжировка) или его свободная виртуозная обработка (концертная транскрипция)

 Обратимся к творчеству П.И. Чайковского. « Детский альбом»

Что вы знаете об этом сборнике? Для кого и зачем он был написан?

Пётр Ильич Чайковский  был первым русским композитором, создавшим для детей  альбом фортепианных пьес.

«Детский альбом»- это 24 пьесы для фортепиано. Первое издание датировано 1878 годом и осуществлено основателем и владельцем крупнейшей музыкально-издательской фирмы в России Петром Ивановичем Юргенсоном, большим другом и искренним почитателем таланта П. И. Чайковского.

На титульном листе первого издания: « Посвящается Володе Давыдову. Детский альбом. Сборник легких пьес для детей», а в скобочках-

 « подражание Шуману, сочинение 39»

Начинается и заканчивается альбом молитвами - утренней и вечерней.

  «Утренняя  молитва» - слушание  в исполнении педагога, анализ. Музыкальный образ образ лирический, светлый. Обращение ребенка к Богу слышно в светлой, как бы прозрачной музыке. Так начинался в то время день каждого ребенка. Известно стихотворение одиннадцатилетнего Пети Чайковского, написанное по-французски. Вот буквальный перевод этих незамысловатых, по-детски наивных строчек:

                       Когда молюсь от сердца,

Господь мою молитву слышит.

Молитва наша есть сестра.

Она, как свет,

Нам душу освещает.

В  утренней молитве ребенок благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы день его прошел благополучно. Он молился о здоровье родных и близких, и чтобы он не огорчал своих родителей. Короткая молитва, музыка пьесы наставляют ребенка на благие дела, любовь.

Аккордовая фактура - представляет собой аккордовое изложение без ярко выраженной мелодии. Примерами могут служить церковные песнопения - хоралы (довольно часто такую фактуру так и называют хоральной), к ней относятся инструментальные и хоровые произведения аккордового склада. Чайковский очень любил православное хоровое пение и, по собственному признанию, никогда не мог сдержать слёзы во время церковной службы.

Перед нами хоровая партитура – 4 голоса: сопрано, альт, тенор и бас. В таком изложении церковная музыка пришла к нам в середине XVII в. и называется этот стиль «Партесное пение».

А ритмическая формула восходит к другому музыкальному жанру – сарабанде - старинный испанский танец. Важнейшие признаки жанра - медленный темп, характер шествия, трёхдольный метр (3/4 или 3/2) и акцент на второй доле такта. В характерной для сарабанды ритмической фигуре - четверть с точкой - восьмая, ученики часто не дослушивают точку.

А вот перед нами другой сборник. П.И. Чайковский  « Детский альбом». (Переложение  Л. Стрельбицкой  для фортепианного ансамбля). 

 Чтение с листа. Важно добиться мягкого певучего звука legato во всех голосах. Определяем интонационный строй, фразировку, кульминацию всей пьесы (такт 12), выстраиваем динамический план.  Здесь нужно  играть forte (итал. - форте), но, конечно, этот оттенок должен пониматься в контексте спокойного лирического настроения пьесы. После этой кульминации звучание опять стихает.  Обращаем особое внимание на длинные звуки в одном из голосов. Часто ученики не дослушивают эти выдержанные звуки. Работа над ритмом. Заключение пьесы (третья фраза) звучит на фоне непрерывно повторяющегося в виде фона басового звука соль. Он создает настроение умиротворенного  покоя и уверенности.

Сравнение с оригиналом.

Это точное повторение оригинала, где переложение имеет внешнее сходство с оригиналом. Изменён состав исполнителей.

Репертуар для фортепианных ансамблей  можно разделить на специально созданные оригинальные сочинения и переложения.

Для чего, с какой целью создавались переложения?

1. облегчить исполнение.

2. дать новую жизнь произведению

3. популяризация классической музыки

«Утренняя молитва» - это музыка, которая отображает душевное состояние человека, чувства и мысли, связанные с его внутренним миром.

 П.И. Чайковский  много путешествовал. В Париже  в январе 1876г. композитор прослушал оперу «Кармен»  Жоржа Бизе, которая так поразила его своей простотой и искренностью, что он «выучил ее чуть не наизусть всю от начала до конца». 

 Премьера «Кармен» состоялась в Париже 3 марта 1875 года и успеха не имела. П.И. Чайковский одним из первых среди великих современников Бизе оценил музыку «Кармен». «Опера Бизе, — писал он, — шедевр, одна из тех немногих вещей, которым суждено отразить в себе в сильнейшей степени музыкальные стремления целой эпохи. Лет через десять «Кармен» будет самой популярной оперой в мире». Эти слова оказались пророческими.

Опера « Кармен» - музыкальная драма, развертывающая  перед зрителем историю любви и гибели её героев:  солдата Хозе и цыганки Кармен.

В опере 4 действия. Цыганская пляска открывает  2 акт.

 Когда занавес поднимается, мы видим таверну Лильяса Пастьи.

Просмотр отрывка из 2 действия. (Видео) Цыганская пляска и песня Кармен. Образ Кармен через танец.

Появление Кармен – в цыганской песне и танцекоторым открывается II действие. Оркестровка (с бубном, тарелками, треугольником) подчеркивает народный колорит музыки. Непрерывное нарастание динамики и темпа, широкое развитие активной квартовой интонации – всё это создает образ очень темпераментный, задорный, энергичный.

Цыганская пляска  в исполнении оркестра  (видео)

 Слушаем, следим по нотам, разбираем.

Это  свободное переложение, где допускаются незначительные фактурные изменения, октавные переносы, изъятие из текста целых музыкальных эпизодов, частичное изменение замысла композитора.

Возможности фортепиано.

Может  ли  фортепиано  заменить звучание оркестра?

Фортепиано - инструмент богатейшего тембро-динамического потенциала. колоссальные возможности динамики, огромный диапазон, педали, позволяющие создавать разнообразные эффекты-всё это даёт основание говорить о тембро-динамической возможности игры на фортепиано.

А.Г. Рубинштейн русский композитор и виртуоз, один из величайших пианистов XIX века говорил:  «Вы думаете, что рояль – это один инструмент, а это 100 инструментов».

Феруччо Бузони один из крупнейших пианистов подчёркивал, что рояль

 « великолепный актёр»:  ему дано имитировать голос любого музыкального инструмента, подражать любой звучности.

 «Цыганская пляска»  - работа над ансамблевыми партиями.

Образ танца. Вальс как музыкальный образ

Вальс – это танец, но приходя в концертный зал или на занятие, мы и не думаем танцевать, мы только слушаем вальс. Вальс давно уже перестал быть лишь музыкальным сопровождением к танцу. В ритме вальса создается очень серьезная музыка.

Вальс в качестве бытового танца получил в первые десятилетия XIX века чрезвычайно широкое распространение во всех странах и городах Европы.

В высоком художественном претворении вальс прозвучал уже в творчестве Ф. Шуберта, К. Вебера. Все же в вальсах композиторов начала века еще очень значительна зависимость от бытовых танцевальных образов и форм. В эволюции вальса наблюдается тот же процесс, который происходил со многими бытовыми танцами (например, с менуэтом в XVIII веке). Постепенно вальс становится самостоятельным видом художественного творчества и начинает проникать в симфоническую литературу.

  В  русской музыке богатое и интересное развитие вальса особенно заметным становится с середины XIX века. Высокой поэтизации вальс достигает в области вокальной лирики; печать одухотворения этого бытового танца лежит на выдающемся симфоническом сочинении Глинки «Вальс-фантазия». Многообразное эмоционально-психологическое истолкование получил вальс в музыке Чайковского.

Вальс становится «знаком» глубоко личных, лирических переживаний, которые могут быть и светлыми и печальными, но всегда идут от  сердца.

Е.Дога вальс из к/ф « Мой ласковый и нежный зверь»  («тончайшая паутина звуков, сотканная из грёз и былей, порывов и предчувствий.. Музыка без слов написала чью-то драму души…»)

Смотрим   отрывок из к/ф, следим по нотам, сравниваем, анализируем.

Работа над ансамблевыми партиями. Работа над музыкальным образом, выразительностью исполнения.

Это  свободное переложение, где допускаются незначительные фактурные изменения, октавные переносы, изъятие из текста целых музыкальных эпизодов, частичное изменение замысла композитора.

Торжественный, неуклонно возрастающий по накалу, и в то же время волнительный, полный тревожных предчувствий вальс сильно добавил картине эмоциональной выразительности, способствовал необыкновенной популярности мелодрамы.

Произведение Доги из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» называют самым известным в мире киновальсом.

Вальс из фильма востребован на массовых театрализованных постановках, музыкально иллюстрировал открытие Олимпиад 1980 года в Москве и 2014 года в Сочи (пример неудачной аранжировки)

Индивидуальное задание. Поставьте стрелочки против тех терминов, которые соответствуют словам. 

(Работа по карточкам.  Приложение 1)

Подведение итогов.

– О чем  мы сегодня говорили на занятии?
– Что нового вы узнали? 
– Какие новые термины вы узнали?

- Для чего создаются музыкальные обработки?  

   Приобщиться к мировой музыкальной культуре через создание     переложений.

 Дать новую жизнь произведению. 

Для облегчения исполнения.

– Достигли мы поставленной цели?

Рефлексия.

Сегодня на занятии  вы  хорошо поработали. Узнали много нового о способах создания новой музыки.

-Легко ли вам было понять материал занятия?

- Что вам больше всего понравилось?

Домашнее задание.

Повторить термины. Работать над ансамблями

Найти аранжировки и ремиксы. Оригинал +обработка

Приложение 1

обработка

произведение для одного инструмента (или группы инструментов), переводится в звучание другого без изменения (или почти без изменения) нотно-звукового текста.

ремикс

способ переложение музыкального произведения для других инструментов и приспособление произведения под другой состав исполнителей  вместе с активной переработкой  авторского материала.

переложение

приспособление  музыкальной фактуры под возможности нового инструмента; активное вмешательство в музыкальную фактуру со значительными её изменениями, или её свободная виртуозная обработка, где автор  становится соавтором композитора.

свободное переложение

видоизменение оригинального нотного текста музыкального  произведения.

аранжировка

незначительные фактурные изменения, октавные переносы, изъятие из текста целых музыкальных эпизодов, частичное изменение замысла композитора.

транскрипция

версия музыкального произведения, записанная позже оригинала,  в более современном варианте аранжировки. Иногда создается путём «перемешивания» нескольких частей исходной композиции

Список литературы:

  1. Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю.В. Келдыш  - М., 1973-1982.
  2. Музыкальный словарь Гроува / Пер. с англ., ред. и доп. Л.О. Акопяна. - М., 2007.
  3. Энциклопедический музыкальный словарь / Авт.-сост. Б.С. Штейнпресс и И.М. Ямпольский. - М.: Советская энциклопедия, 1966
  4. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г.В. Келдыш. - М.: Советская энциклопедия, 1990
  5.  Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? - М., Просвещение, 1989
  6. Музыкальное образование в школе: Учеб. пособие / под ред. Л.В.Школяр. – М., 2001.
  7. Абдуллин, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в         общеобразовательной школе: пособие для учителя / Э. Б. Абдуллин // М.: Просвещение, 1983
  8. Прибегина  Г. А. Пётр Ильич Чайковский  - М.: Музыка, 1986
  9. Айзенштадт С. Детский альбом П.И. Чайковского. М., 2003г.
  10.  Кандинский – Рыбников А., Миронова М. О неопубликованной  П.И. Чайковским новой редакции «Детского альбома» // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 11. М., 1997г.
  11. Зенкин К. Фортепианная миниатюра и пути музыкального романтизма. М., 1997г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические песни, как средство всестороннего развития музыкальных способностей дошкоольников

Актуальность использования логопедических песен в работе с дошкольниками.Современные дикционные проблемы и способы их решения. Примеры логопедических песен, рекомендуемые сборники и авторы Логопе...

Инструментальный ансамбль как средство всестороннего развития учащихся в ДШИ

Совместное исполнение произведений ансамблевой музыки двумя  или несколькими лицами представляет собой форму культурного общения, обмена и сотрудничества. В этом контакте лежит основа культурно-в...

Тестопластика как средство всестороннего развития личности воспитанников в условиях социально реабилитационного центра

Тестопластика для детей и взрослых способствует всестороннему развитию личности и является и является здоровьесберегающим компонентом в работе воспитателя...

Доклад на тему: "Музыка – как средство всестороннего развития ребёнка».

Влияние музыки не способно воздействовать на всех слушателей с одной силой. Каждый ребенок по - своему проявляет интерес и увлечение музыкой, отдает предпочтение какому - либо музыкальному жанру, люби...

«Предметно-развивающая среда, как средство всестороннего развития дошкольников»

Развивающая предметно-пространственная среда – это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в п...

Подвижная игра-как средство всестороннего развития личности ребенка.

Поможет разъяснить о важности подвижных игр в развитие ребенка...