Штрихи, как средство воплощения музыкального образа на занятиях фортепианного ансамбля
план-конспект урока по музыке на тему

Корепанова Мария Владимировна

Открытый урок по фортепианному ансамблю.

Тема занятия: «Штрихи, как средство воплощения музыкального образа на занятиях фортепианного ансамбля».

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_ansambl.doc440.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Открытый урок по фортепиано

Тема: «Штрихи, как средство воплощения музыкального образа на занятиях фортепианного ансамбля»

Шадрина М.В.

(Корепанова)

Педагог дополнительного

 образования, преподаватель

фортепиано муниципального

бюджетного образовательного

                                                                                 учреждения «СОШ №54»

февраль  2013 г.

Открытый урок по фортепианному ансамблю.

Тема занятия: «Штрихи, как средство воплощения музыкального образа на занятиях фортепианного ансамбля».

Цель урока: Раскрыть и выразить образное содержание музыкального произведения через штриховые особенности в условиях занятий фортепианного ансамбля.

Задачи:

  1. Активизация процессов аналитико-синтетической деятельности учащихся для воплощения музыкальных образов.
  2. Работа над звуком (штрихами), как основным средством выразительности музыкального языка. Преодоление исполнительских трудностей.
  3. Приобщение к шедеврам мировой  культуры.

Тип занятия:  комбинированный с использованием ИКТ.

Вид занятия:  систематизации изученного материала.

 

  Интернет ресурсы:

Сайты: classic-online.ru, wikipedia.ru, youtub.ru, belcanto.ru, pedsovet.org, myforte.ru

Зрительный ряд: Таблицы, ноты, рисунки, видео

Материалы и оборудование: фортепиано, ноутбук

Ход урока.

Ученицы: 6кл Зигангирова Юлия, 5кл. Зигангирова Наталья.

Программа:

Карен Хачатурян «Помидор» музыка из балета «Чиполлино»

  1. Введение.

Добрый день уважаемые гости, педагоги, учащиеся. Мы рады вас видеть в нашей аудитории. Позвольте мы начнем наше занятие.

Сегодня мы совершим с вами сказочное путешествие в мир красок!

Нас везде в жизни окружают краски. Посмотрите, есть цветы, желтые и красные,  ваши творческие работы написаны тоже яркими красками.

В музыке есть свои краски - штрихи!

Тема сегодняшнего занятия так и звучит: «Штрихи, как средство воплощения музыкального образа на занятиях фортепианного ансамбля».

1.Что такое штрих?

2. Для чего штрихи нужны в музыке?

3. Какую роль, функцию они выполняют?

На эти и другие вопросы мы попытаемся найти ответы, а помогут мне в этом ученицы Зигангирова Юлия, 6кл. и  Зигангирова Наталья 5кл.

  1. Основная часть.

 Итак, вспомним - Что такое штрихи в музыке?

Этот термин произошел от немецкого Strich (черта, линия).

  1. тонкая черта, линия.

А еще штрих в музыке является средством выразительности!

Именно поэтому Цель нашего занятия - раскрыть и выразить образное содержание музыкального произведения через штрихи.

   Мы знаем, что  штрихи относятся к АРТИКУЛЯЦИИ (лат. articulatio, от articulo — расчленяю, членораздельно произношу).

2.  Как вы думаете, что такое Артикуляция?

     Способ исполнения на инструменте или голосом последовательности звуков; определяется слитностью или расчленённостью последних. Шкала степеней слитности и расчленённости простирается от legatissimo (максимальной слитности звуков) до staccatissimo (максимальной краткости звуков).

Существуют разные точки зрения. Одни считают, что условно штрихи можно разделить на 2 зоны:

1. legato - слитность звуков

2. staccato - их краткость

Другие говорят что Артикуляция может быть разбита на 3 зоны - слитность звуков (legato), их расчленённость (non legato) и их краткость (staccato), причём каждая из них включает множество промежуточных оттенков.

3. Где в нашей жизни еще присутствуют штрихи?

- в изобразительном  искусстве

- костюм, одежда, украшения, макияж

- движение, танец.

 Девочки учатся не только в музыкальной школе, но еще они занимаются изобразительным искусством.

      Пожалуйста, покажите и расскажите

 -  где в этих работах присутствуют штрихи?

 - какими  штрихами воплощается образ?

Анализ работ. Как штрихи проявляют себя  в разных видах техник.

  1. А как вы думаете, как старинные композиторы записывали музыку и в том числе ШТРИХИ?

      В произв. для клавишных инструментов вплоть до И. С. Баха А. указывалась редко. В органной музыке одним из первых артикуляционные обозначения применил немецкий композитор и органист С. Шейдт - в своей "Новой табулатуре". ("Tabulatura nova", 1624 от лат. tabula - доска, таблица) он использовал лиги; это нововведение рассматривалось им как "подражание скрипачам". Система обозначений Артикуляции  получила развитие к концу 18 в.

      - Предлагаю совершить  небольшой  экскурс в 16 век.

Прошу обратить внимание на некоторые особенности в записи!

Посмотрим несколько фрагментов,  как выглядела нотная запись в те времена. Что необычного в записи нот?

- 6,7 линейный нотоносец

 - буквенное обозначение нот

 - штрихи: точки, акценты

Уже тогда средствами штриха, композиторы создавали определенные музыкальные образы. А сегодня, в современной записи нот, какие штрихи мы используем?

  1. Рассмотрим штрихи на примере музыки Карена Хачатуряна к балету «Чиполлино»,  выход Помидора со стражниками.

-Через какие средства воплощается образ героя в балете?

Давайте вспомним, эта музыка написана для балета, предлагаю посмотреть отрывок (фрагмент балетной постановки, музыкальный театр Н.Сац). https://www.youtube.com/watch?v=ENGue9tkeeY 

         Картина вторая. На лесной поляне Чиполлино и его друзья строят домик одинокому старику Тыкве. Помидор с двумя стражниками пытается этому помешать. Но не так-то просто справиться с ловким Чиполлино. Посрамленный Помидор вынужден отступить. Друзья достраивают дом и весело танцуют.

Родина наших героев – жаркая Италия. Декорации балета «Чиполлино» были созданы в соответствии с традициями площадного итальянского театра – это и красочные костюмы героев, и оформление сцены на «садово-огородную» тематику. Декорации напоминают незатейливые детские рисунки и создают атмосферу искрящегося юмора и безудержного веселья (художник Левенталь).

  Смотрим Балет.  Мы окунулись с вами в театральную яркую, красочную атмосферу, визуально представили наших героев. Посмотрите, в этом балете синтезируется несколько видов

Движение – язык тела нам раскрывает тот или иной образ.

 6. Какие движения у Помидора и его стражников?

Неуклюжие, чрезмерно большие шаги, важные, и здесь еще немаловажную роль играет ритмическая основа, присутствует синкопа, как характерный элемент нашего героя (Помидора).

7.По мотивам какой сказки создан Балет? (Дж.Родари «Чиполлино»)

 - Как вы считаете, кто главный герой в этой музыке?

      - Какой образ мы должны создать?

Я знаю, вы читали эту сказку, вы с ней хорошо знакомы.

 - Давайте обратимся к литературному источнику

 -Какими литературными штрихами изображен Помидор?

 - зачитывают отрывок из книги (характеристика Помидора)

        Я знаю, вы нарисовали рисунок по мотивам сказки, покажите его.

 Демонстрируют рисунок, размышляют о двух противоположных героях.

8.  Домашнее задание было следующее. В теме выхода Помидора  я просила точно исполнить штрихи и длительности.

А теперь, давайте послушаем, как у вас получилось? (Играют ансамбль 1 раз полностью)

 - Анализируем, что удалось, а что не удалось.

Давайте поиграем в ПРЕВРАЩЕНИЯ!

Волшебной палочкой у нас будет штрих!

     Для чего нужны штрихи в музыке?

Чтобы получить ответ на этот вопрос:

  1. Предлагаю сыграть  только на штрих legato (играют небольшой отрывок).

 -  как изменяется характер музыки?

Девочки размышляют вслух. (Герой стал ленивым, неуклюжим, тяжеловесным, сонным...)

 2. Если мы изменим штрихи в исполнении, на пример  сыграем  только на штрих non legato (играют небольшой отрывок).

 -  как изменяется характер музыки?

Девочки размышляют вслух. Каким теперь предстал перед нами герой?

(бесхарактерный, неопределенный, без эмоциональный и т.д.)

  3. Если мы изменим штрихи в исполнении, на пример  сыграем  только на штрих staccato (играют небольшой отрывок).

-  как изменяется характер музыки?

Девочки размышляют вслух. Какой предстал перед нами герой в новом образе? (комичный, сконфуженный, нелепый и т.д.)

  1. Заключительный этап.

Вывод:

1. Музыка синтетический вид искусства, штрихи сами по себе не смогут раскрыть образ, лишь в купе с другими средствами музыкальной выразительности, такими как ДИНАМИКА, РИТМ, ГАРМОНИЯ и др.,  складывается определенный музыкальный образ.

2. Штрих в музыке следует рассматривать не только  как технический прием, но  в то же время  как средство музыкального выражения. Следовательно, штрих тесно связан с артикуляционной природой и одновременно с эмоционально-образным «произнесением» музыкального материала.

Домашнее задание: Теоретическое.

Предлагаю вам послушать Оркестровую версию исполнения данной музыки. https://yotu.be/-dRBuveYJKA

И дома вы обсудите:

1.  какие новые краски вы услышали в данном исполнении?

2. какие новые средства музыкальной выразительности дает оркестровое звучание?

Практическое.

  1. Ансамблевая синхронность в исполнении музыки.
  2. Точное исполнение штрихов.
  3. Проанализировать динамическую структуру.
  4. Продумать драматургическое развитие в музыке.

Цель урока была достигнута. Ученицы совместными усилиями создавали трактовку музыкального произведения, учились слушать друг друга, развивая чувство партнёрства при игре в ансамбле. Ученицы артистично и музыкально исполнили произведение. В результате использования наглядных материалов расширился музыкальный кругозор учащихся, а также они приобрели опыт публичного выступления.

Спасибо за  плодотворную творческую работу. Занятие окончено.

Использованная литература:

Энциклопедический словарь юного музыканта. – М.: Педагогика, 1985.

Музыкальный энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия.    1990

Теория и методика обучения игре на фортепиано. М.: Изд-во ВЛАДОС,2001

Е.М. Тимакин  Воспитание пианиста. - М.:Музыка,2010

Л.М. Седракян Техника и исполнительские приемы фортепианной игры.-                           М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС,2007

Сказочный ансамбль, сост. О.Бизяева.- Ижевск: Книгоград,2012


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа "Развитие навыков восприятия музыкальной интонации как средство познания музыкального образа учащимися,посещающими ОДО общеобразовательной школы"

Методические приемы и наработки как  существенно развить у младших школьников навыков восприятия музыкального образа....

Музыкальные обработки в репертуаре фортепианного ансамбля как средство всестороннего развития учащихся.

Методическая разработка занятия по  программе " Ансамблевое музицирование"расширяет  знания о музыкальных обработках, знакомит с особенностями  терминов: обработка, аранжировка, перелож...

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету "Фортепианный ансамбль" ИМ и МИ.

Программа "Фортепианный ансамбль" с уровнем реализации полного курса 5 лет для обучения детей на отделении инструментального музицирования и музыкального исполнительства....

Педагогические возможности фортепианного ансамбля в музыкальном развитии обучающихся

В процессе обучения игре на музыкальном инструменте создаются оптимальные условия для систематического пополнения багажа знаний учащегося, получения им самой широкой разнохарактерной информации. Исклю...

Разработка открытого урока по фортепиано (конспект урока) на тему: "«Штрихи, как средства музыкальной выразительности и необходимое условие раскрытия музыкального образа произведения»

Разработка открытого урока. Формирование представлений учащихся о различных видах штрихов и их значение в раскрытии художественного образа музыкального произведения....

Методический доклад на тему:" Роль штрихов в работе над воплощением музыкального образа"

Методический доклад на тему: " Роль штрихов в работе над воплащением музыкального образа"...