Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету "Фортепианный ансамбль" ИМ и МИ.
рабочая программа на тему

 Юсупова Илюза Исламовна

Программа "Фортепианный ансамбль" с уровнем реализации полного курса 5 лет для обучения детей на отделении инструментального музицирования и музыкального исполнительства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fortepiannyy_ansambl_5_let.docx820.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

D:\титульники 01.06.2017г\программы.jpg

D:\титульники 01.06.2017г\программы_017.jpg

I.        ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

  1. Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Ансамбль» разработана на основе  «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта в области исполнительства на фортепиано в детских школах искусств.

Программа  является  частью дополнительной общеобразовательной  программы  в области музыкального искусства «Фортепиано». Учебный предмет «Ансамбль» относится к обязательной части образовательной программы.  В  период обучения формируются зрительно-интеллектуальные и исполнительские навыки, эстетическое мировоззрение, мышление, расширяется кругозор.  Важной составляющей современного музыкального образования является обучение музицированию, в частности,  таким формам как ансамбль и аккомпанемент. Знакомство учеников с ансамблевым репертуаром происходит на базе следующего репертуара: дуэты, различные переложения для 4-ручного,8-ручного  и 2- рояльного исполнения произведений различных форм, стилей и жанров отечественных и зарубежных композиторов. А так же имеет  художественно-эстетическую направленность и предполагает художественно-эстетическое воспитание, опираясь  на академический репертуар

2.Срок реализации учебного предмета «Ансамбль» на фортепианном отделении:

Срок реализации данной предмета составляет 5лет  (с 1 по 5 класс).  Программа  адресована  учащимся 1-5классов фортепианного отделения.

3.Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом  образовательного учреждения на реализацию предмета «Ансамбль»:

Количество часов

В год

Общее

Количество часов на внеаудиторную (самостоятельную)  работу  

 51ч.

255ч.

Количество часов на аудиторную нагрузку  

17ч

85ч.

 Количество часов на  ( аудиторную)  работу в неделю)

0,5ч.

0,5ч.

Количество часов на  (самостоятельную)  работу в неделю)

1,5ч.

1,5ч.

Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом сложившихся педагогических традиций и методической целесообразности.

Виды внеаудиторной работы:

- выполнение домашнего задания;

- подготовка к концертным выступлениям;

- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов);

  - участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно-просветительской  деятельности  образовательного  учреждения  и  др.

 4.Форма проведения учебных аудиторных занятий:

 Основная форма работы -мелкогрупповая (два ученика), рекомендуемая продолжительность урока  20 минут   один раз в неделю. К занятиям по учебному предмету "Ансамбль" могут привлекаться  обучающиеся по данной образовательной программе. Кроме того, реализация данного учебного предмета может проходить в форме совместного исполнения музыкальных произведений обучающегося с преподавателем Данная форма занятий позволяет   преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами  индивидуального подхода.        

5. Цели и задачи учебного предмета

Цель:

Развитие музыкально-творческих способностей обучающегося  на основе приобретенных им знаний, умений и навыков ансамблевого исполнительства,приобретение начальных профессиональных навыков.

Задачи:

 -решение коммуникативных задач (совместное творчество обучающихся разного возраста, влияющее на их творческое развитие, умение общаться в процессе совместного музицирования, оценивать игру друг друга);

 -стимулирование развития эмоциональности, памяти, мышления, воображения и творческой активности при игре в ансамбле;

-формирование у обучающихся комплекса исполнительских навыков, необходимых для ансамблевого музицирования;

-развитие чувства ансамбля (чувства партнерства при игре в ансамбле), артистизма и музыкальности;

-обучение навыкам самостоятельной работы, а также навыкам чтения с листа в ансамбле;

-приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования;

-расширение музыкального кругозора учащегося путем ознакомления с ансамблевым репертуаром, а также с выдающимися исполнениями и исполнителями камерной музыки;

-формирование у наиболее одаренных выпускников профессионального исполнительского комплекса пианиста-солиста камерного ансамбля;

-воспитание навыков сценическог поведения на сцене.

6.Структура программы учебного предмета «Ансамбль»

 Программа содержит  следующие разделы:

 -  сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

-   распределение учебного материала по годам обучения;

-   описание дидактических единиц учебного предмета;

-   требования к уровню подготовки обучающихся;

 -   формы и методы контроля, система оценок;

 -   методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

7.Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение музыкального материала  обеих партий);

- наглядный (показ, демонстрация отдельных частей и всего произведения);

- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целогопроизведения на более мелкие части для подробной проработки и последующая организация целого);

- прослушивание записей выдающихся исполнителей и посещение концертов для повышения общего уровня развития обучающегося;

- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Предложенные методы работы с фортепианным ансамблем в  образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях ансамблевого исполнительства на фортепиано.

8.Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Материально-техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории для занятий по учебному предмету "Ансамбль" должны иметь площадь не менее 12 кв.м., звукоизоляцию и наличие, желательно, двух инструментов для работы над ансамблями для 2-х фортепиано. В образовательном учреждении должны быть созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов.

II.  Содержание учебного предмета

1.Сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на усвоение учебного предмета «Ансамбль», на максимальную , самостоятельную нагрузку обучающихся и аудиторные занятия:

Класс

1

2

3

4

5

Продолжительность учебных занятий (в неделях)

34

34

34

34

34

Количество часов на аудиторные занятий (в неделю)

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

Учебный материал распределяется по годам обучения – классам. Каждый класс имеет свои дидактические задачи и объем времени, предусмотренный для освоения учебного материала.

Учебно-тематический план 1 класс.

Разделы

Теорет.

Часть

Практ.

Часть

1.

История исполнительства.

2

2.

Понятия ансамбля и принципы ансамблевого исполнения.

2

3.

Техническая работа.

1

6

4.

Художественная работа над репертуаром.

1

5

17 ч. в год

Содержание предмета:

1.История исполнительства-  история возникновения ансамблевой игры,

формы домашнего музицирования;

2.Основные понятия: ансамбль и принципы ансамблевого исполнения;

3.Техническая работа над:

- техниками совместного дыхания,

- техникой синхронного исполнения;

- синхронная работа над темпо-ритмом, штрихами ( нон легато, легато,

   стаккато), динамикой (f, p);

4.Художественная работа над выразительностью исполнения мотива, фраз;

   характером произведения;

Учебно-тематический план 2 класс.

Разделы

Теорет.

часть

Практ.

часть

1.

История исполнительства.

1

2.

Техническая работа.

1

8

3.

Художественная работа над репертуаром.

1

6

17ч. в год

Содержание предмета:

1. История исполнительства - «Ансамбли древних времён».

2. Техническая работа :

-  над техникой одновременного штриха( нон легато,  легато, стаккато);

- синхронная работа над темпо-ритмом,  динамикой (f, p);

-  динамическим соотношением партий.

3.Художественная работа над:

   - осмыслением содержания текста и характера исполнения,

-  авторским текстом (штрихи, обозначения, ремарки и т.д.);

- художественным образом произведения -  исполнение выразительными

средствами.

- состав ансамблей древних времён.

- выразительные средства: штрихи ( нон легато, легато, стаккато),

 динамику (f, p, крещендо, диминуэндо), текстовые обозначения.

Учебно-тематический план 3 класс.

Разделы

Теорет.

часть

Практ.

часть

1.

История исполнительства.

1

2.

Техническая работа.

1

7

3.

Художественная работа над репертуаром.

1

6

4

Музыкально-художественный анализ произведения.

       1

17 ч. в год

Содержание предмета:

1.История исполнительства – современные фортепианные ансамбли;

2.Техническая работа:

-  синхронная работа над  темпоритмом, динамикой,  синхронностью исполнения;

-  соответствие приёмов звукоизвлечения в ансамбле и партии;

- динамическим соотношением партий;

3. Художественная работа  над:

- авторским текстом ( штрихи, обозначения, ремарки и др.).

- художественным образом произведения, формой, содержанием, интонацией;

-драматургией произведения( кульминацией, главной кульминацией)

Учебно-тематический план 4 класс.

Разделы

Теорет.

часть

Практ.

часть

1.

История исполнительства.

1

2.

Техническая работа.

7

3.

Художественная работа над репертуаром.

1

6

4.

Музыкально-художественный анализ произведения.

2

17 ч. в год

Содержание предмета:

1.История исполнительства –камерные ансамбли;

2.Техническая работа:

   - синхронная работа над  темпоритмом, динамикой,  синхронностью

     исполнения;

   - техникой одновременности штриха, качеством штриха;

- над произведениями с более сложной фортепианной фактурой, ритмами 3/8,

  6/8, синкопами;

-  метрической точностью и динамической гибкостью звучания;

- техникой мелодических пассажей и фигураций;

- работа над динамическим соотношений партий;

- техникой педализации;

3. Художественная работа над текстом, как изложенным авторским замыслом

художественного образа (текстовые обозначения, развитие мелодии, тем,

   кульминации, главной кульминации);

- понятие художественного образа и выразительных средств (штрихи,

  интерпретация, форма, динамический план – как одна из сторон развития

  художественного образа);

- понятие интерпретации;

- информация о композиторе и произведении.

- работа над характером произведения, художественным образом,    формой,

  содержанием;

- осмысление содержания текста и характера;

- работа над выразительностью исполнения мотивов, фраз; качеством

звукоизвлечения;

4.Музыкально-художественный анализ произведения (название и образ,

  средства выразительности), содержание, драматургия и форма произведения.

Учебно- тематический план 5 класс

Разделы

Теорет.

часть

Практ.

часть

1.

История исполнительства

1

2.

Техническая работа.

1

7

3.

Художественная работа над репертуаром.

1

6

4.

Музыкально-художественный анализ произведения.

1

17 ч. в год

Содержание предмета.

1.История исполнительства –конкурсы ансамблей;

2.Техническая работа над произведениями со сложными размерами,

   синкопированными ритмами;

3.Художественная работа над текстом, как изложенным авторским замыслом

художественного образа (текстовые обозначения, развитие мелодии, темы,

   кульминации, главная кульминация);

4.Музыкально-художественный анализ произведения (название и образ,

  средства выразительности); содержание, драматургия и форма произведения.

Годовые требования:

В конце  1 класса обучающийся должен знать:

- Историю возникновения ансамблевой игры;

- формы домашнего музицирования;

- понятия ансамбля и принципы ансамблевого исполнения;

- штрихи ( нон легато, легато, стаккато),

- динамику (f, p);

 обучающийся должен уметь:

- Владеть техникой совместного дыхания.

- Уверенно и выразительно  исполнять свою партию в ансамбле;

- освоить 2-4 произведения различных по характеру;

Подготовить к Академическому концерту 2 произведения по нотам(исполнение

с преподавателем или учащимся).

В конце  2 класса обучающийся  должен  знать:

- состав ансамблей древних   времён;

- выразительные средства: штрихи ( нон легато, легато, стаккато),

 динамику (f, p, крещендо, диминуэндо), текстовые обозначения;

Обучающийся должен уметь:

-  передавать образ в исполнении произведений;

- владеть различными  приёмами звукоизвлечения: нон легато, легато,

  стаккато;

-синхронно исполнять свою партию (техника одновременности штриха,  

 совместного дыхания, темпоритма);

- иметь основы навыка слушания ансамблевого исполнения;

- освоить 2-4  произведения эскизно;

Подготовить к Академическому концерту  - 2 разнохарактерных произведения малых форм, с простой фортепианной фактурой;

В конце 3 класса обучающийсядолжен знать:

- историю исполнительства  - современные фортепианные ансамбли;

- выразительные средства ( штрихи, динамика, форма и т.д.);

- понятие художественного образа;

  Уметь:

 - согласованно  исполнять свою партию в ансамбле, точно соответствующую

авторской  трактовке;

- слышать  звучание всей музыкальной ткани;

 - передавать художественный образ различными выразительными средствами

 музыки;

- освоить 2-4 произведения эскизно;

 Подготовить к Академическому концерту: 2 разнохарактерных произведения

В конце 4  класса обучающийсядолжен знать:

- историю исполнительства-  разнообразные составы камерных

   ансамблей;

- понятие интерпретации, художественного образа, выразительных средств  

( штрихи, динамический план- как одна из сторон развития художественного

  образа).

- размеры  3/8, 6/8;

Уметь:

- исполнять произведения со сложными размерами и ритмами;

- владеть техникой синхронного исполнения своей партии в ансамбле;

- владеть различными приемами звукоизвлечения;

- передавать художественный образ (штрихи, динамика, форма, интерпретация);

- уметь слушать звучание всей музыкальной ткани;

- анализировать исполняемые произведения и использовать данные анализа

  в своей  интерпретации;

- качественно использовать  полученные навыки и знания ансамблевой игры

  в исполнительской практике;

- освоить 2-4 произведения эскизно;

  Подготовить к Академическому концерту: 2 разнохарактерныхпроизведении.

В конце 5 класса обучающийся должен знать:

- историю  исполнительства – конкурсы ансамблей;

- расширенное понятие художественного содержания произведения;

Уметь:

- самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно, технически свободно

  исполнять произведения  различных жанров и стилевых направлений;

- исполнять произведения со сложными ритмами, размерами;

- самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно, технически свободно

  исполнять произведения  различных жанров и стилевых направлений;

- анализировать исполняемые произведения и использовать данные анализа в

 своей интерпретации;

- качественно использовать полученные навыки и знания ансамблевой игры в

  исполнительской практике;

- обладать художественным вкусом;

- освоить 2-4 произведения;

  Подготовить к Академическому концерту: 2 разнохарактерных произведения  

Данная программа отражает разнообразие репертуара, его академическую направленность и индивидуальный подход к каждому ученику. Содержание учебного предмета направлено на обеспечение художественно-эстетического развития личности и приобретения ею художественно-исполнительских знаний, умений и навыков.

III. Требования к уровню подготовки обучающихся:

Уровень  подготовки  обучающихся  является  результатом  освоения    программы  учебного  предмета  «Ансамбль»,  который  предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков,  таких  как:

  • историю ансамблевого исполнительства;
  • принципы ансамблевого исполнения;
  • знание художественно-исполнительских возможностей фортепиано;
  • знание других инструментов (если ансамбль состоит из разных инструментов струнных, духовых, народных), их особенностей и возможностей
  • сформированный комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющий использовать многообразные возможности фортепиано и других инструментов для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста;
  • знать профессиональную терминологию;
  • наличие умений по чтению с листа музыкальных произведений в 4 руки;
  • навыки по воспитанию слухового контроля при ансамблевоммузицировании;
  • навыки по воспитанию совместного для партнеров чувства ритма;
  • навыки использования фортепианной педали в 4-ручном сочинении;
  • умение самостоятельно разучивать и грамотно, выразительно исполнять       произведения основных жанров и стилевых направлений;
  • самостоятельно накапливать ансамблевый репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм;
  • умение анализировать исполнения партий и ансамбля, использовать данные анализа в своей исполнительской практике.

IV. Формы и методы контроля, система оценок

1.Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации учебного предмета "Ансамбль" включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце каждого учебного года с 1 по 5 класс.  

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Формами текущего контроля являются: опрос, поурочная оценка за выполнение домашнего задания, самостоятельность, активность, творческий подход к занятиям.

        Формами промежуточного контроля являются: контрольный урок, который проводится один раз в полугодие; тестирование, которое проводится  один раз в полугодие, академический концерт, который проводится в конце каждого учебного года. Участие учащихся в концертах различного уровня учитывается в итоговой оценке и приравнивается к оценке зачёта

Форму  и  время  проведения  промежуточной  аттестации  по  предмету  «Ансамбль» образовательное  учреждение  устанавливает  самостоятельно.  Формой аттестации  может  быть  контрольный  урок,  зачёт,  а также - прослушивание,  выступление  в  концерте  или  участие  в  каких-либо  других  творческих  мероприятиях.

По завершении изучения предмета "Ансамбль" проводится промежуточная аттестация в конце 5 класса, выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

2.Критерии оценок:

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.  

Критерии оценки качества исполнения        

По итогам исполнения программы на зачете, академическом прослушивании или экзамене выставляется оценка по пятибалльной шкале:

Оценка «5»(отлично):

технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее всем требованиям на данном этапе обучения:

-артистичное поведение на сцене;

-увлеченное исполнение;

-художественное толкование средств музыкальной выразительности в соответствии с содержанием музыкального произведения;

-слуховой контроль;

-корректировка игры при необходимой ситуации;

-свободное владение специфическими технологическими видами исполнения;

-понимание музыкальной формы;

-выразительность интонирования;

-единство темпа;

-ясность ритмической пульсации;

-яркое динамическое разнообразие;

Оценка «4» («хорошо»)

_ грамотное исполнение с небольшими недочетами (как в      техническом плане, так и в художественном смысле):

-незначительная нестабильность психологического поведения на сцене;

-грамотное понимание формообразования произведения, музыкального языка, средств музыкальной выразительности;

-недостаточный слуховой контроль;

-стабильность воспроизведения нотного текста;

-выразительность интонирования;

-попытка передачи динамического разнообразия;

-единство темпа;

Оценка «3» («удовлетворительно»):

исполнение с большим количеством недочетов, а именно: недоученный текст, слабая техническая подготовка, малохудожественная игра, отсутствие свободы игрового аппарата и т.д.

-неустойчивое психологическое состояние на сцене;

-формальное прочтение текста;

-слабый слуховой контроль;

-темпо-ритмическая неорганизованность;

-неопределенные артикуляционные штрихи;

- однообразие и монотонность звучания;

Оценка «2» («неудовлетворительно»:

комплекс серьезных недостатков, невыученный текст, отсутствие домашней работы, а также плохая посещаемость аудиторных занятий

-частые «срывы» и остановки при исполнении;

-отсутствие слухового контроля;

-ошибки в воспроизведении нотного текста;

-низкое качество звукоизвлечения и звуковедения;

-отсутствие выразительного интонирования;

-метроритмическая неустойчивость;

Зачет(без отметки):

отражает достаточный уровень подготовки и исполнения на данном этапе    обучения

V. Методическое обеспечение учебного процесса

1.Методические рекомендации педагогическим работникам

Одна из главных задач преподавателя по предмету "Ансамбль" -  подбор учеников-партнеров. Они должны обладать схожим уровнем подготовки в классе специальности, важно учитывать контактность детей. Ансамбли будут слаженными, если дети дружны, психологически совместимы, имеют общие интересы.

         Техническая сторона исполнения у партнеров должна быть на одном уровне. Отставание одного из них будет очень сильно влиять на общее художественное впечатление от игры. В этом случае требуется более серьезная индивидуальная работа.

Необходимым условием для успешного обучения по предмету "Ансамбль" (фортепиано в 4 руки) является формирование правильной посадки за инструментом обоих партнеров, распределение педали между партнерами (как правило, педаль берет  ученик, исполняющий 2 партию).

В работе с учащимися преподаватель должен следовать принципам последовательности, постепенности, доступности и наглядности в освоении материала. Весь процесс обучения строится с учетом принципа: от простого к сложному, опирается на индивидуальные особенности ученика - интеллектуальные, физические, музыкальные и эмоциональные данные, уровень его подготовки.

По мере усложнения художественных целей расширяются и технические задачи совместной игры. Возникает необходимость преодоления трудностей полиритмии, педализации при игре на 2-х фортепиано.

         Необходимо привлекать внимание учащихся к прослушиванию лучших примеров исполнения камерной музыки.

        Предметом постоянного внимания преподавателя должна являться работа над синхронностью в исполнении партнеров, работа над звуковым балансом их партий, одинаковой фразировкой, агогикой, штрихами, интонациями, умением вместе начать фразу и вместе закончить ее.

         Необходимо совместно с учениками анализировать форму произведения, чтобы отметить крупные и мелкие разделы, которые прорабатываются учениками отдельно. Форма произведения является также важной составляющей частью общего представления о произведении, его смыслового и художественного образа.

В начале каждого полугодия преподаватель составляет индивидуальный план для учащихся. При составлении индивидуального плана следует учитывать индивидуально-личностные особенности и степень подготовки учеников. В репертуар необходимо включать произведения, доступные по степени технической и образной сложности, высокохудожественные по содержанию, разнообразные по стилю, жанрам, форме и фактуре. Партнеров следует менять местами в ансамбле, чередовать исполнение 1 и 2 партии между разными учащимися.

Основное место в репертуаре должна занимать академическая музыка как отечественных, так и зарубежных композиторов.

Помимо ансамблей для фортепиано в 4 руки (с которых удобнее всего начинать), следует познакомить учеников с ансамблями для двух фортепиано в 4 руки (есть ансамбли в 8 рук.

Результат обучения, зависит от степени одаренности  обучающегося, его заинтересованности, мотивации к обучению и трудолюбия. Развитие этих навыков в дальнейшем будет зависеть от желания  и самостоятельной работы.

2. Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся

        Важной задачей преподавателя в классе ансамбля  должно быть обучение учеников самостоятельной работе: умению отрабатывать проблемные фрагменты, уточнять штрихи, фразировку и динамику произведения. Самостоятельная работа должна быть регулярной и продуктивной. Сначала ученик работает индивидуально над своей партией, затем с партнером. Важным условием успешной игры  становятся совместные регулярные репетиции  с преподавателем и без него.

С учетом того, что образовательная программа «Фортепиано» содержит одновременно три предмета, связанные с исполнительством на фортепиано - «Специальность», «Ансамбль» и «Аккомпанемент» - учащийся должен разумно распределять время своих домашних занятий. Учащийся должен тщательно выучить свою индивидуальную партию, обращая внимание не только на нотный текст, но и на все авторские указания, после чего следует переходить к репетициям с партнером по ансамблю. После каждого урока с преподавателем ансамбль необходимо вновь репетировать, чтобы исправить указанные преподавателем недостатки в игре. Желательно самостоятельно ознакомиться с партией другого участника ансамбля. Важно, чтобы партнеры по фортепианному ансамблю обсуждали друг с другом свои творческие намерения, согласовывая их друг с другом. Следует отмечать в нотах ключевые моменты, важные для достижения наибольшей синхронности звучания, а также звукового баланса между исполнителями. Работать над точностью педализации, над общими штрихами  и динамикой (там, где это предусмотрено).

VI. Списки рекомендуемой нотной и методической литературы

1.Список  рекомендуемых нотных сборников:

1. Азбука игры на фортепиано для подготовительного и 1 классов ДМШ. Учебно-методич. пособие. Ростов-на-Дону «Феникс», 2003г.

2.  Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой». Учебное пособие.  Москва «Советский композитор», 1988г.

3. Альбом для фортепиано. Пед. репертуар ДМШ. 1-2 кл. Москва «Советский композитор», 1960г.

4. Бакулова А. «Ансамбли в 4 руки». Фортепианная музыка для ДМШ -

 4 класс.  Москва  «Советский композитор», 1970г.

5. Бетховен Л. Соната Ре мажор для фортепиано в 4 руки. Изд. «Музыка» Ленинградское отделение, 1971 г.

6. Бахмацкая О. «Здравствуй, малыш!». Песни и ансамбли для детей дошкольного и младшего возраста для пения и фортепиано. Вып. 1, Москва Всесоюзное изд-во «Советский композитор»,  1985г.

7. Борозденец Н.А. «Давайте играть». Учебное пособие для начинающих. Выпуск 1.  Новосибирск, 2000г.

8. Диабелли А.  Мелодические упражнения на 5 нотах для фортепиано в 4 руки. Москва, 1993г.

9. Зебряк Т.  «Пословица всем делам помощница». 300 маленьких фортепианных пьес для чтения с листа. Москва, 1996г.

10. Кисель Э., Натансон В., Николаев А., Сретенская Н.,редактор Николаев А  «Школа игры на фортепиано». Москва, 1961 г., 1963 г.

11. Кувшинников В., Соколов М. «Школа игры на фортепиано для 2-го года обучения». Москва «Музыка», 1964г.

12. Ляховицкая С.С. «Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей» часть 3. Ленинград, 1963г.

13. Л.Лидина «Песни и музыка из мультфильмов». «Советский  композитор», 1986г.

14. Лещинская И., Пороцкий В. «Малыш за роялем». Учебное пособие. Издание 2. Москва.  «Советский Композитор», 1989г.

15.  «Мой Верди». Оперы. Популярные фрагменты в легком переложении для фортепиано в 4 руки. СПб. Изд. «Композитор»,  1996г.

16. «Мой Кальман». Оперетты. Популярные фрагменты в легком переложении для фортепиано в 4 руки. СПб. Изд. «Композитор», 1998г.

17.Маевский Ю.И. «Забавные ритмы».Весёлые пьесы для фортепиано в 4 руки. СПб. Изд. «Композитор», 2005г.

18. Металлиди Ж. «Дом с колокольчиком». Пьесы для начинающих пианистов. СПб. Изд. «Композитор», 1994г.

19. Милич Б. «Маленькому пианисту». Киев «Музична Украина, 1995г.

20. Милич Б. Фортепиано 1 класс  ДМШ. Москва «Кифара», 1994г.

21. Милич  Б. Фортепиано 2 класс.  Москва,. 1994г.

22.  Музыка для детей. Фортепианные пьесы. Вып.1. Учебное пособие для 1-2 классов ДМШ. Москва «Советский  композитор», 1987г.

23. Натансон В., Руббах А.,  Глинка М.И. «Избранные пьесы для фортепиано» 4-7 классы ДМШ. Москва. «Музыка», 1971г.

24. Павлов В.В. «Ансамбли. Младшие классы» Вып.6, Москва. Изд. «Советский  композитор», 1982г.

25. Полозова М. Г. серия «Мое концертное выступление». Фортепианные пьесы. Вып. 3. СПб. Изд.  «Композитор»,  1998г.

26. Пороцкий В.Б. Ансамбли. Младшие классы. Вып. 9. «Советский композитор»,  1986г.

27. Платонов В.  «Веселая электричка». Фортепианные ансамбли. Новосибирск, 2001г.

28.  Ройзман Л.И., Натансон В.А.  Пьесы для фортепиано в 4 руки.  II класс.Вып. 3.  Москва,  1959г.

29. Скорбященская О.  «Брат и сестра». Альбом фортепианных пьес в 4 руки вып. 1,4,9.  СПб, 1993г.

30. Сухомлинский В.  «Сердце отдаю детям».  Киев, 1973г.

31. Смирнова Т.И. «Аллегро». Фортепиано. Интенсивный курс ч. I, II,  тетрадь  I-XII. Москва. Изд. ЦСК, 1994г.

32. Сорокина К.С. «Музыка для детей». Фортепианные пьесы. Вып. 4. Учебное пособие для 4-5 классов  ДМШ. Москва «Советский композитор», 1990г.

33. Фадеев В. «Веселый концерт» для 2-х фортепиано средних и старших классов.  СПб, 2002г.

34. Финкельштейн Э.  Музыка от А до Я.  СПб. Изд. «Композитор», 1992 г.

35. Хромдилен О. «Композиции на тему произведений Дж. Гершвина в 4 руки» 3-5 годы обучения ДМШ. СПб.  Изд. «Союз художников», 2004г.

36. Цвирко Л.Е.,  «Ансамбли для фортепиано 3-4 классов» ред. Милич Б.Е. Киев «Музична Украина», 1979г.

37.Цыганова  Г.Г., Королькова И.С. «Юному музыканту - пианисту».

Хрестоматия для учащихся ДМШ. 1 класс, издание 2-ое.Ростов-на-Дону «Феникс», 2005 г.

38.Цыганова Г.Г., Королькова И.С. «Юному музыканту -  пианисту».

Хрестоматия для учащихся ДМШ. 2 класса, издание 2-ое.Ростов-на-Дону «Феникс», 2006 г.

39. Шалаева Г.П.  «Первый учебник вашего малыша». Москва, 2005г.

40. Шпиндлер Ф. «Альбом для юношества». Юному пианисту. Ансамбли. Тетради 1- 4. Новосибирск, 1999г.

Методическая литература

1. Азбука игры на фортепиано. Автор-составитель С.Барсукова. Ростов-на Дону, 2003г.

2. Алексеев А.Д. Из истории фортепианной педагогики. Киев 1974г.

3. Альтерман С. Сорок уроков начального обучения музыке. 1-2 Тетрадь. Спб., 2003г.

4. Баренбойм Л.А.  Фортепианная педагогика.  Москва , 1937г.

5. Баренбойм Л.А.  Вопросы фортепианной педагогики и искусства. Ленинград 1969г.

6. Баренбойм Л.А.  За полвека. Очерки, статьи, материалы.Ленинград 1989г.

7. Березовчук Л. Музыка и мы. СПб., 1995г.

8. Беседы о музыке. Сост. О.Очаковская. Москва «Музыка», 1996г.

9. Бодки Э.  Интерпретация клавирных произведений И.Баха.  М., 1993г.

10. Вицинский А. Процесс работы пианиста-исполнителя над музыкальным произведением. М., 2004г.

11. Вопросы фортепианного исполнительства. Ред. М.Соколова. М., 1968г.

12. Выдающиеся пианисты-педагоги о фортепианном искусстве. Ред.      С.М.Хентовой. М., 1966г.

13. Геталова О., И.Визная «В музыку с радостью». СПб, 2001г.

14. Левин И. Основные принципы игры на фортепиано. М., 1978г.

15. Либерман Е. Работа над фортепианной книгой. М., 1995г.

16. Любомудрова Н. Методика обучения. М., 1992г.

17. Голубовская Н.  О музыкальном исполнительстве. Ленинград 1985г.

18. Гофман И.  Фортепианная игра.  Москва  1961г.

19. Задерацкий В.  Музыкальная форма. Москва 1995г.

20. Калинина Н., Клавирная музыка. И.Баха в фортепианном классе.  Москва 2006г

21. Коган Т.  Работа пианиста. Москва 1961г.

22. Корыхалова Н.П.  «Чтобы музыка зазвучала». Москва «Музыка», 1996г.

23. Крюкова В. Музыкальная педагогика.  Ростов-на- Дону  2002г.

24.  Майкапар С. Как работать на рояле. Ленинград 1963г.

25.  Маккиннон Л.  Играй наизусть.  М., 2004г.

26. Махлина С. Язык искусства. Ленинград 1990г.

27. Мильтонян С.О.  Педагогика гармоничного развития скрипача. Тверь «Дикси»  1996г.

28. Музыкальный энциклопедический словарь. Гл. редактор Келдин Т. Москва 1990г.

29. Нейгауз Т. Работа пианиста. Москва 1961г.

30. Николаев А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. М., 1980г.

31. Новые технологии в музыкальном образовании. Омск 2000г.

32. Перельман Н. В классе рояля. СПб. 1994г.

33. Программа для ДМШ. Музыкальный инструмент фортепиано. Москва, 1991г.

34. Ракацкая Л.А.  История русской музыки. Москва 2001г.

35. Сафарова И. Игры для организации пианистических движений. Екатеринбург 1994г.

36. Смирнова Т.  Методическая рекомендации. Москва изд. ЦСДК, 1994г.

37. Суслов А.Н., Суслов А.В.  О перспективности системного подхода к проектированию образовательных программ. М., 2004г.

38. Тимакин Е. Воспитание пианиста. Москва «Советский композитор», 1989г.

39. Шульняков О.  Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. Ленинград 1986г.

40. Шуман Р. Жизненные правила для музыканта. М., 1959г.

41. Фейнберг. Пианизм Западной Европы. Сост. Григорьевич В. Москва 1982г.

42.  Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. Москва, 1084г.

43. Щапов А.П.  Фортепианный урок в музыкальной школе. М., 1984г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА: УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «ВОКАЛЬНЫЙ АНСАМБЛЬ»

Программа предназначенна для учащихся инструментальных отдлений и отделений общего эстетического развития  Детской музыкальной школы, проявляющих повышенный интерес к вокальному искусству....

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету " Музыкальный инструмент - фортепиано" ИМ и МИ на 5 лет.

Программа "Музыкальный инструмент -  фортепиано" с уровнем реализации полного курса 5 лет для обучения детей на отделении инструментального музицирования и музыкального исполнительства....

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету " Музыкальный инструмент - фортепиано" ИМ и МИ на 7 лет.

Программа "Музыкальный инструмент - фортепиано" с уровнем реализации полного курса 5 лет для обучения детей на отделении инструментального музицирования и музыкального исполнительства....

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету " Музыкальный инструмент - фортепиано" ОЭО на 2 года.

Программа "Музыкальный инструмент -  фортепиано" с уровнем реализации полного курса 2 года для обучения детей на отделении общего эстетического образования....

Дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства по учебному предмету «Фортепиано»

Дополнительная  общеразвивающаяпрограмма в области музыкального искусства по учебному предмету«Фортепиано» для учащихся подготовительного класса(срок реализации 1 год)...

дополнительная общеразвивающая программа в области музыкального искусства «народное отделение» Предметная область Музыкальное исполнительство программа по учебному предмету Фортепиано

дополнительная общеразвивающая  программав области музыкального искусства «народное отделение»Предметная областьМузыкальное исполнительствопрограмма по учебному предмету Фортепиа...