МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «Формирование навыков игры на фортепиано в работе над музыкальным произведением на уроках «Индивидуальное обучение игре на фортепиано и детских музыкальных инструментах »
методическая разработка (9 класс) по теме

ХРУПОВА ГАЛИНА КОНСТАНТИНОВНА

Данная методическая разработка посвящена рассмотрениюнекоторых методов и приемов, способствующих формированию навыков игры на фортепиано. Методы и приемы, перечисленные в данной работе, являются актуальными.В результате использования рекомендованных иетодов и приемов на уроках индивидуального обучения игре на фортепиано студенты колледжа приобретают опорные знания, умения, навыки испособы деятельности, обеспечивающие необходимую базу для дальнейшего самостоятельного знакомства с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ СПО ТО «ТУЛЬСКИЙ ПЕДКОЛЛЕДЖ №2»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

НА ТЕМУ

«Формирование навыков игры на фортепиано в работе над музыкальным произведением на уроках «Индивидуальное обучение игре на фортепиано и детских музыкальных инструментах »

Составитель: преподаватель

Высшей квалификационной категории,

Почетный работник среднего

Профессионального образования

Хрупова Г.К.

г. Тула, 2013 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. ВСТУПЛЕНИЕ.
  2. ФАКТОРЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО.
  3. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО И ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ.
  4.  ЭТАПЫ,  МЕТОДЫ   СПОСОБЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ.
  5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.
  6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
  7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

В связи с тем, что в колледж поступают абитуриенты,  не имеющие предварительной музыкальной подготовки, вопрос овладения музыкальным произведением в короткий срок стоит особенно остро.

Практика показывает, что эти студенты представляют уроки индивидуального обучения игре на фортепиано как некую практическую деятельность, не имеющую столь конкретного и важного значения для их непосредственной профессиональной подготовки. И, конечно же, не понимая значимости фортепианного обучения в процессе своего обучения, они и не представляют важности этих знаний для своей будущей профессиональной деятельности. 
    Постепенно осознавая важность фортепианного обучения и его необходимость, студенты начинают более серьёзно и ответственно изучать и приобретать знания, умения и навыки игры на фортепиано. Этот процесс даётся им с огромным трудом, так как формирование пианистических навыков в данном возрасте сопряжено с преодолением не столько умственных, сколько физических и психологических трудностей. 
Однако практика показывает, что при определённых, специально разработанных способах и приёмах процесс освоения начальных навыков фортепианной игры осуществляется более продуктивно и качественно. 
Для преподавателя важно заинтересовать своего студента прежде всего фортепианным репертуаром. Его выбор для конкретного студента является важной составляющей успешности всего процесса фортепианного обучения. Именно правильный выбор учебного репертуара может активно стимулировать интерес к занятиям фортепианной игрой и способствовать воспитанию самостоятельного музицирования за инструментом, проявлению творческой инициативы и активности. Фортепианный репертуар, который разучивает студент, преподаватель  должен уметь исполнять не только профессионально, но и ярко, образно, эмоционально, чтобы необходимость в словесных пояснениях была бы минимальна. Желательно не только уметь исполнять, но и предлагать прослушивать исполняемое произведение в записи. Современное понятие процесса музыкального воспитания основывается, прежде всего, на понимании его как эффективного межличностного музыкально-творческого сотрудничества, направленного на реализацию        поставленных        целей.

     Формирование самостоятельной и сознательной работы при обучении игре на фортепиано является необходимым условием в преодолении тех трудностей, связанных с приобретением первоначальных навыков фортепианной игры, которые стоят перед студентами. 
Следующим немаловажным условием успешности фортепианного обучения является органичная связь между теоретическими знаниями и

непосредственной практической исполнительской деятельностью студента. Каждый пианистический приём, штрих, способ должен не просто

демонстрироваться преподавателем, а тщательно разъясняться, так как то, что для студента является сложным чисто с исполнительских (практических) позиций, теоретически не представляет для него ощутимой трудности. Поэтому процесс обучения студентов игре на фортепиано должен опираться на рациональные и эмоциональные способы приобретения знаний. Не стоит фиксировать внимание студента на физических неловкостях и недостатках

исполнения, они психологически ещё больше сковывают и тормозят его пианистическое развитие. Следует постараться, чтобы он как можно более свободно и уверенно чувствовал бы себя за фортепиано, чтобы он осознавал бы всю ответственность и серьёзность своей работы за инструментом.

   Ещё одним немаловажным фактором, помогающим преодолевать трудности фортепианного обучения студентам, является активное использование таких психологических качеств как сосредоточенность внимания, воля, целенаправленность, трудолюбие. Все эти качества личности, имея огромное значение для развития исполнительских навыков и умений, должны быть в центре внимания преподавателя, которому необходимо уметь стимулировать и интенсивно развивать эти столь важные для исполнителя качества. Очень важно раскрывать творческие возможности студента, воспитывать его художественный вкус, музыкальное мышление, интеллект. Интенсивное формирование всёх этих качеств, поможет им успешно преодолеть те чисто пианистические трудности, которые они осваивают        с        большим        трудом.

На уроках индивидуального обучения игре на фортепиано преподавателю необходимо решать следующие задачи:

  1. обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда;
  2. прививать интерес к обучению;
  3. дифференцированный подход к студенту;
  4. развитие творческих навыков;
  5. анализировать процесс обучения;
  6. формирование и развитие эстетического воззрения и художественного вкуса;
  7. формирование определённых качеств личности для творческой активности, инициативности, самостоятельности, эмоциональной восприимчивости, индивидуальности;
  8. прививать необходимые музыкально-исполнительские навыки.

Предполагаемый результат обучения:

наряду с практическими навыками владения инструментом, студент будет

  1. достаточно ясно представлять себе характерные черты важнейших жанров и особенности стиля композиторов разных творческих направлений;
  1. накопить репертуар для музицирования;
  1. владеть и уметь применять знания основ теории музыки;
  2. иметь навык индивидуальной и ансамблевой игры;
  3. иметь сформированный эстетический вкус иметь сформированные прочные личностные качества музыканта – исполнителя (целеустремлённость, самообладание, исполнительская воля, активность, индивидуальность, самостоятельность);
  4. иметь возможность продолжать развивать интерес и любовь к занятиям музыкой;
  1. иметь оценочное суждение, своё мнение на любой вид музыкального искусства.

      Музыкальное произведение как художественная целостность, этапы и методы его изучения – является одной из важнейших проблем музыкальной педагогики. При работе над музыкальным произведением очень важно систематизировать методы и способы работы, актуальные при разборе, разучивании и окончательном художественном оформлении музыкальной пьесы, отметить важность каждого этапа изучения музыкального произведения. При этом перед студентом встают следующие задачи:

  1. грамотный анализ нотного текста,
  2. подбор правильных методов работы для воплощения технических и художественных задач,
  3. воспитание архитектонического чувства - умение охватить композицию произведения и определить место и роль каждого элемента в стройном целом.

    В основе уроков игры на  фортепиано должны формироваться  навыки игры на инструменте, организация пианистического аппарата, освоение музыкальной грамоты, техническое развитие. При этом  преподавателю музыки  нельзя забывать об ответственности за воспитание полноценной, гармонично развитой личности. Поэтому важно воспитывать глубокое уважение к европейской, русской и российской культуре. Обучение игре на фортепиано неотделимо от воспитания характера обучаемого в целом. В результате обучения игре на фортепиано происходит развитие способностей студента в различных областях, порой не связанных с музыкой:

1.Развиваются слуховая и зрительная памяти, так как процесс обучения связан с запоминанием нотного текста, слухового анализа своей игры, музыкальных терминов на итальянском языке, исполнения музыкальных произведений        на        память. 
 2. Развитие эмоционального восприятия подкрепляется способностью мыслить вперед, переживая тот или иной музыкальный образ. 

3. Развитие координации обеих рук в результате одновременной игры, а  также         ног,        используя        прием        педализации. 
 4. Развитие мелкой моторики и крупной техники, что имеет связь с развитием речи у детей, способностью самовыражения в обществе. 
 5. Психологическая устойчивость, связанная с публичными выступлениями.    

  6.Умение владеть своими эмоциями в стрессовой ситуации. 

   Цель уроков индивидуального обучения игре на фортепиано:

-  сформировать правильный         художественный вкус к музыкальной культуре;

- развить музыкально-творческие способности, образное мышление, слух (интонационный, гармонического), чувство ритма, музыкальной памяти, исполнительской         воли         и        выдержки. 
   Задачи,        которые        реализуются        на        этих        уроках:
          1. Индивидуально осуществлять музыкальное развитие каждого студента. Развить способность и желание вслушиваться в музыку и размышлять о ней, значительно активизируя работу с репертуаром. . 
        2. Научить студента самостоятельно разбирать и грамотно выразительно исполнять (по нотам и наизусть) на фортепиано произведения. 
         3. Сформировать у него навык чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования,        игры        в        ансамблях. 
           4. Приобщить к музыкальному творчеству посредством слушания и исполнения         произведений. 
           5. Привить культуру звукоизвлечения, научить понимать характер, форму и стиль музыкального произведения, то есть способствовать становлению культуры        исполнительского        мастерства; 
            6. Сформировать пианистическую базу для дальнейшего самостоятельного музыкального развития.

   Формируя и развивая у начинающего обучаться игре на фортепиано  исполнительские навыки, преподаватель сталкивается с целым рядом проблем: развитие слуха и слуховых представлений, воспитание чувства ритма, музыкальной памяти, активного внимания. Поэтому именно в классе фортепиано происходит окончательный синтез, объединение всех практических и теоретических знаний, приобретаемых студентом на уроках индивидуального обучения игре на фортепиано.

    Процесс игры на фортепиано представляет собой сложную цепь действий.

Действия, предваряющие игру на фортепиано — «вижу»; действия, связанные с работой зрения и слуха — «слышу»; действия, реализующие воспринимаемый текст — «воспроизвожу – играю». Скорость протекания этого процесса, с момента взгляда на ноты до их озвучивания, зависит от быстроты восприятия и передачи нотного рисунка в двигательные центры мозга. При неслаженности, отсутствии координации слуха и моторики происходят постоянные ошибки в ритме, в темпе, в динамике, в интонации. Сосредоточенное внимание — главное условие развития навыков игры на фортепиано. В работе над текстом изучаемого музыкального произведения должны развиваться способности быстро воспринимать взглядом читаемую группу нот и способность во время исполнения определённой группы нот переводить внимание на следующую группу. Следует научиться быстро прочитывать нотные знаки. В отличие от буквенных они размещаются и по горизонтали, и по вертикали,  что представляет дополнительную трудность. Обучать чтению нот с листа необходимо          с        самого        начала. Необходимо объяснить студенту, что как и при чтении художественного
произведения, когда ты видишь целое слово и даже больше, а не буквы по отдельности, так и в музыке необходимо мыслить не отдельными нотами, а фразами, предложениями. Необходимо научиться быстро и легко читать любые ноты, точно так же, как читаешь книжки. Тогда не придётся тратить много времени на разбор несложной пьесы. А самое главное – умение свободно читать ноты откроет перед студентами море интересной музыки, которую они смогут  играть самостоятельно и с удовольствием. Для этого  необходимо, чтобы студент прочно усвоил начертания нот, их названия и расположение на клавиатуре. Необходимо как в классе так и дома просто читать ноты и показывать их расположение на клавиатуре сразу в двух ключах. 
    Чтобы закрепить полученные знания, более эффективным способом запомнить ноты, паузы, динамику, штрихи, интервалы, ключевые и 
случайные знаки и так далее, можно использовать нотное лото, и в
зависимости от пройденного материала использовать его на каждом уроке.
На карточках записываем ноты в скрипичном и басовом ключах, 
длительности нот, паузы, различные ритмические фигуры, знаки альтерации, динамики. На первом этапе обучения игре на фортепиано студент  должен прохлопать или объяснить эти обозначения. Преподаватель по своему усмотрению может нарисовать и вводить в игру большее или меньшее количество карт, фиксируя на них различные обозначения в зависимости от объёма        изучаемого        материала. 
   Когда начертание нот, пауз, нюансов, ритмических фигур и так далее становится для студента хорошо знакомым «обиталищем друзей», тогда
естественно вырабатывается связь: вижу – слышу – знаю, где брать ноту на клавиатуре, каким звуком сыграть, как уложить звуки во времени, сколько пауза « молчит » и так далее. Эта связь прочно остаётся в сознании студента. Конечно, все полученные знания закрепляются на нотных примерах.

В процессе развития навыка игры на фортепиано происходит активизации слуха, мышления и быстроты восприятия текста при его исполнении, так как этому способствуют следующие этапы работы над музыкальным произведением:

 а) предварительное просматривание текста глазами по следующему плану:

1.определение размера пьесы, единицы движения, соотношения длительностей

2.определение тональности, знаков альтерации;

3.анализ мелодии;

4.просмотр или выбор аппликатуры, позиционная группировка пальцев;

5.анализ сопровождения;

6.прослушивание, проигрывание пьесы внутренним слухом.

 б) озвучивание текста целиком, без остановок:

  1. концентрация внимания;
  2. забегание глазами вперёд на один–два такта;
  3. навыки игры не глядя на клавиатуру;
  4. достижение художественной задачи;
  5. поступенное увеличение объёма и темпа произведений, исполняемых  студентом.

  Фортепианная музыка отличается многослойностью, требует осмысления одновременно по линиям горизонтали и вертикали.

 В процессе формирования навыков игры на фортепиано у студентов важно соблюдение следующих методических условий:

а)  звукоряды пьес и песен разрастаются постепенно;

б) использование самых разных ритмических, тональных и мелодических вариантов звукорядов;

в) на следующем этапе постепенно добавляются такие типы изложения как простейшая гомофония, параллельное движение в октаву, противоположное изложение;

г)  аппликатурные обозначения начального нотного материала для усвоения основных пальцевых последований должны быть выдержаны в пределах одной позиции;

д) необходимо предусмотреть прочное усвоение наиболее характерных, «типовых» ритмических оборотов;

е) композиционное строение пьес следует постепенно усложнять - от точных повторов мотивов и фраз к вариантным повторам, а затем к простейшему периоду и более сложному построению музыкальных произведений.

 На формирование исполнительских умений и навыков студентов оказывают влияние:

 с одной стороны, развитость чувств, активность внимания, мышления, свойства памяти, волевые качества личности,

с другой стороны - природные задатки, черты характера, темперамента, степень восприимчивости к педагогическому воздействию, склонности и интересы студентов, двигательная активность, моторный компонент, физическое состояние обучаемого, то есть его здоровье.

  При формирование навыков игры на фортепиано можно выделить три этапа развития студентов:                                                                                 

1 – обучающий - студент получает первоначальные знания, умения и навыки игры на инструменте, происходит становление музыкального аппарата;

2 – развивающий – на этом этапе идет формирование умений и навыков к тановлению музыкальной деятельности;                                         

3 – закрепляющий - на этом этапе идет развитие фортепианной

техники, обогащение накопленного опыта игры на фортепиано на более сложном музыкальном материале. В результате знаний студент способен свободно владеть инструментом, подбирать по слуху, читать с листа, аккомпанировать, делать самостоятельный выбор, разбор и  самостоятельное изучение музыкального произведения.

   С первого урока внимательно и точно нужно прочитывать авторский текст, вслушиваться в своё исполнение, повышать требовательность к качеству звукоизвлечения, анализировать технические трудности, не допуская механического проигрывания, которое неизбежно приводит к формальному исполнению и тормозит музыкальное развитие. В повседневной работе в классе на уроках индивидуального обучения музыке надо прививать интерес к занятиям и любовь к музыке, воспитывая  вкус студента  на лучших образцах народной музыки, произведениях русских и зарубежных классиков и лучших произведениях зарубежных композиторов. При разучивании музыкальных произведений большое внимание уделять вопросам постановки (посадке, положению инструмента и рук во время исполнения), а также обращать большое внимание на аппликатуру, которая устанавливается  в наиболее удобной и целенаправленной последовательности. Лишь после твёрдого усвоения аппликатуры перед студентом следует ставить новые задачи, такие, как ровность звука, crescendo вверх и diminuendo вниз, игра с акцентами на различные доли и так далее.  Всё это закрепляется в песенках, упражнениях, этюдах.

   На уроках необходимо знакомить студентов с музыкальными терминами, поясняя их значение при исполнении музыкальных произведений. Работа над выразительностью исполнения, развитием слухового контроля, качеством звучания, ритмом и динамикой последовательно проводится на протяжении всех лет обучения. Развитие техники исполнения осуществляется в процессе работы над всеми произведениями. На протяжении всех лет обучения производится планомерная и систематическая работа над всеми разделами музыкально — технического развития студентов.

  Работа над техническим развитием студента начинается с самых первых занятий, начиная с посадки, организации игрового аппарата и воспитания двигательной культуры. Преподаватель должен разумно организовать движения студента: посадка должна быть свободной, спина подтянута, предплечье и локоть слегка отведены от корпуса. Параллельно с организацией движения студентов  вырабатываются и начальные навыки пальцевой игры. Формирование этих навыков происходит при постепенном приспособлении пальцев к естественному звукоизвлечению и часто характеризуется появлением трудностей, сопровождающих усвоение многих двигательных навыков. Одним из главных недостатков в техническом развитии студентов  является зажатость и скованность аппарата. Для освобождения от встречающейся иногда скованности движений, особенно в локте, целесообразно заняться со студентом гимнастикой, например, проделать ряд вращательных движений руки от плечевого сустава вверх и в сторону. Исходить нужно из естественного, то есть удобного положения руки. Руки должны быть свободными, но не вялыми и безвольными. Система постепенного освоения технического навыка является самой оптимальной: первоначальные упражнения на перенос рук, исполнение простых мелодий нон легато, переход к легато, приемы стаккато, комбинации стаккато и легато и так далее. Эта система позволяет с первых шагов фиксировать внимание студентов на звуковых задачах, облегчает выражение настроения и характера музыки,        когда        пальцы        еще        слабо                развиты.
  Свобода, пластичность и ритмичность пианистических движений является основой начального формирования моторики. Сокращение этого сложного периода овладения приемами пальцевой игры возможно при условии систематической работы со студентами, это предмет постоянной заботы преподавателя. Пальцы требуют ежедневной тренировки. Развитие техники осуществляется не только на основе художественных произведений, но и на специальном инструктивном материале.

  Игровые движения возникают на основе хорошо натренированной «двигательной памяти», то есть хранящихся в мозгу обобщений, моделирующих типичные формулы. Чтобы с «лёгкостью воспроизводить» нотный текст, необходимо прежде всего накопить в зрительной, слуховой, моторной памяти запас типовых оборотов фортепианной музыки и их производных, усвоить наиболее употребительные гаммообразные пассажи, аккордовые                структуры        и        так        далее.

    С  первых же уроков мы знакомим  с основными аппликатурными
принципами: стремиться к естественной последовательности пальцев - ещё в донотный период мы обговариваем, что звуки могут двигаться  поступенно, значит пальцы ставятся  подряд. Звуки идут через один – пальцы тоже через один. Это самая основная формула, основное правило. Звуки также могут располагаться на большом расстоянии друг от друга. Клавиш много, а пальцев на руке 5. Поэтому, чтобы было удобно, быстро запоминалось, должен быть определённый порядок в пальцах. Параллельно с мелодическими аппликатурными упражнениями в одной позиции начинается

выработка аппликатурной реакции на вертикальные комплексы – интервалы, аккорды.

 На начальном этапе обучения существенную помощь в освоении студентами различных двигательных навыков оказывают упражнения. Первоначально это может быть тренировка пальцев на столе или закрытой крышке фортепиано, это гимнастика для пальцев, тренировка их самостоятельности.
Упражнений существует великое множество. Они удобны тем, что и преподаватель и студент могут фантазировать, изменять их, оставляя неизменной только конечную цель упражнения, ради которой данное упражнение        и        дается.
  Очень ценно, когда студент проявляет свою фантазию. Например: изменяет лад, концовку упражнения, ритмический рисунок, динамику и так далее.

Вот наиболее часто используемые упражнения в музыкальной  практике:
-  на звукоизвлечение и постановку рук - учить слушать затухающий звук и ощущать его кончиком пальца, учить студента пользоваться весом руки,
при переносе руки как бы «нести звук»;
-  для 
одновременного развития техники обеих рук полезны симметрично
расположенные технические фигуры в партиях обеих рук, исполняемые синхронно,        совпадающей        аппликатурой;
-  для развития 
координации движений полезно перемещать мелодию в разные        регистры;
-   полезны упражнения для 
укрепления наиболее слабых пальцев - игра трели 3-4, 4-5 пальцами, начиная с очень медленного темпа во избежание мышечного                напряжения;
- полезно чередование штрихов легато и нон легато;
-  очень важны 
упражнения на выработку певучего легато, при этом большую пользу может оказать пение со словами:
по два звука - мама, Таня, и так далее,
по три звука - мамочка, девочка, Катенька и так далее,
по четыре звука - Вероника, Катерина и так далее,

по пять звуков - я хочу гулять, весело поем, ласточки летят и так далее.
При исполнении упражнений необходимо обращать внимание на положение первого пальца, ставя его на конец клавиши, остальные же занимают позицию ближе к черным, особенно это правило относится к пятому пальцу.        Рука        при        этом        пружинит, освобождается кисть и

укрепляются суставы пальцев, не давая возможности косточкам проваливаться.

  Особой нашей заботой всегда являются первый и пятый пальцы. Пятый палец слабый, а первый плохо приспособлен для фортепианной игры. Но

они для нас играют чрезвычайно важную роль. Они создают основу правильной позиции руки, это основание и фундамент нашего «купола». Первый палец должен быть слегка закруглен и свободно, без толчка опускаться        на        клавишу.
Для развития гибкости и ловкости 1-ого пальца существует множество упражнений:

 -игра                гамм        1-2        пальцами;
-упражнение        «с        черной        на        белую»;
- взять звук любым пальцем с последующей незаметной подменой на 1-ый;
- « зарядка» для всех пальцев, в том числе и для 1-ого и 5-ого;
- 1-ый повторяет одну и ту же ноту, другие пальцы поочередно двигаются над        ним;
- 1-ый двигается под рукой, исполняя секунды и терции;
Можно пофантазировать и придумать совместно со студентом и другие упражнения.
 Основу системы воспитания пианистических навыков составляют пассажные фигурации - гаммообразные, ступенчатые, всевозможные арпеджио, трельная техника и так  далее. Мелкая линейная техника является камнем преткновения для всех студентов.
Фундамент техники закладывается с первых уроков обучения  игре на фортепиано. Этим фундаментом является контакт с клавиатурой. Он изменяется в зависимости от характера музыки, темпа, динамики, фактуры. Пальцы должны не ударять, не толкать, а извлекать звук. «Живое осязание клавиш пальцами является необходимым условием как для кантилены, так и для всех абсолютно видов пианистической техники, включая самые «головокружительные» пассажи, скачки, октавы и аккорды». Приобретение техники движений связано не только с развитием физических и психических свойств, но и со слуховым развитием, с умением ощутить живой пульс движения музыкальной ткани, с яркостью образных представлений. Очень полезно исполнять этюды на различные виды техники:

-  чередование и перекладывание рук. Они воспитывают ловкость и развивают координацию, требуют постоянного слухового контроля за

ровностью звучания ( К.Черни. Этюд ор. 820 № 46,  К.Черни. Этюд ор. 584 №2);

- целесообразность и экономия движений дают непрерывность и пластичность, кисть как бы очерчивает контур фраз (А.Жилинский. Этюд.    

А.Гедике.        Этюд.);
- развитие техники трелей активизирует пальцы, воспитывают их легкость, четкость, подвижность (К.Черни ред. Г.Гермера «Избранные этюды»        ч.1        №11,24.).
  Следует сказать, что не только этюды, но и любая пьеса является упражнением и может принести большую пользу, если студент проявляет к        нему        интерес        и        любовь.
  Необходимо добиваться гибкости и пластичности движений при минимальной затрате сил и экономии энергии, следить, чтобы не подключались ненужные мышцы и не было бы тряски. Заранее готовить удобную позицию, а не в последний момент.
Недостаточное внимание к звуку, цепкости и опоре кончиков пальцев
наносит большой вред не только музыкальной выразительности, но и технической        ясности.
 Техническое развитие студента  должно быть неразрывно связано с  музыкально – звуковым. На различных этапах обучения на первый план выдвигаются то одни, то другие задачи. Музыкально - эстетические задачи в отношении исполнения пьес касаются качества звука, ровности звучания, тембра, темпа. Нужно приучать студента к постоянному слуховому        контролю.
 Ровность звучания - означает равномерность чередования звуков во времени и силе. Ровность по силе - это ровность динамическая, чтобы избежать неоправданных «волн», избежать неровности между соседними звуками. Необходимо прививать вкус студентам, развивать чувство меры в исполнении, прививать «культуру звука», бережное отношение к нему.       Тембр звука, его окраска зависит от конкретного произведения. Он же будет определять и артикуляцию, соответственно и прием игры.

Очень важно умение выбрать темп. Он связан с ощущением движения, с ритмической пульсацией. Основная цель технического развития - обеспечить условия для лучшего воплощения музыкальных задач.

Двигательная система должна быть подчинена исполнительской воле, а технический аппарат - музыкальному воплощению образа.
Работа пианиста требует и физического и умственного напряжения,

развития звукового воображения. Богатство звуковой палитры основывается на владении разнообразными приемами звукоизвлечения.  

Степень  звукоизвлечения  зависит от характера, темпа и динамики произведения. Поиск звука неотделим от работы над  техникой и художественным образом произведения.

  Работа над художественным образом  начинается с первых же шагов обучения игре на фортепиано. Обучая студента нотной грамоте, преподаватель должен из только что усвоенных студентом  знаков
составить начертание какой-нибудь мелодии, по возможности уже 
знакомой (так удобнее согласовать слышимое с видимым – ухо с
глазом), и научить его воспроизвести эту мелодию на инструменте. 
Таким образом, работа над художественным образом должна начинаться одновременно с первоначальным обучением игре на фортепиано и усвоением нотной грамоты. Если студент уже способен воспроизвести
какую-нибудь мелодию, надо добиваться, чтобы это исполнение было
выразительным, чтобы характер исполнения точно соответствовал характеру данной мелодии. Для этого особенно рекомендуется пользоваться народными мелодиями, в которых эмоционально-поэтическое начало выступает гораздо ярче, чем даже в лучших инструктивных сочинениях. Как можно раньше надо добиваться от студента, чтобы он сыграл грустную мелодию грустно, весёлую мелодию – весело, торжественную мелодию – торжественно и так далее, и довёл бы своё художественно-музыкальное намерение до ясности. 

  Чтобы играть выразительно, надо правильно фразировать. Но правильная фразировка предполагает знакомство с делением мелодии на фразы, предложения, периоды и так далее, а в дальнейшем и умение самостоятельно разграничивать их. Эти конкретные сведения необходимы любому исполнителю. Студент должен определить (вначале с помощью преподавателя) форму того сочинения, которое разучивает, твёрдо
знать тональность пьесы, количество и названия знаков при ключе и
форму        произведения. Музыкальная фраза может быть исполнена выразительно на инструменте только в случае, если соблюдены по крайней мере три основных условия: когда исполнитель

   1) осознаёт строение фразы (деление на мотивы), её динамику (начало, подъём, кульминацию, спад) независимо от инструмента;

   2) владеет средствами инструмента в достаточной степени,

чтобы осуществить своё художественное намерение;

  3)умеет слушать себя, своё исполнение как бы со стороны и исправлять замеченные недостатки. 

    Цель работы над конкретным произведением – содержательное, яркое, технически совершенное исполнение. Степень владения всеми необходимыми для этого исполнительскими навыками следует понимать разной, здесь имеется в виду уровень, какой доступный студенту, и в то же время который позволяет говорить о качестве исполнения.

Весь ход работы над фортепианным произведением - это процесс учебы исполнению, в котором музыкальная осмысленность совмещается с эмоциональностью        восприятия.         
        Современному учебно-воспитательному процессу в колледже сегодня как никогда необходимы более гибкие, динамичные и вариативные способы и приёмы музыкального обучения, быстро и эффективно учитывающие многие характерные ей тенденции. Вместе с тем, внедрение различных инноваций не должно противоречить сложившимся традициям музыкального обучения, усугублять положение, ибо метод проб и ошибок в применении к такому сложному учебному процессу непродуктивен, поэтому, сегодня, как никогда ранее, требуется глубокий, всесторонний анализ происходящих в образовании процессов, внимательное их исследование и обоснованный прогноз характера возможных изменений. 

Список используемой литературы:

1.Бирмак А. «О художественной технике пианиста»
2.Калантарова Е. «Начальное обучение пианиста»
« начало работы над гаммами»
3.Кременштейн Б.«Записки педагога»
4.Е.Либерман «Работа над фортепианной техникой»
5.Милич Б. «Воспитание ученика - пианиста»
«Обучение игре на фортепиано по Леймеру - Гизекингу»
6.Терентьева Н. « Карл Черни и его этюды»
7.Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста»
8.Цетлин Е.«К вопросу организации руки начинающего пианиста в донотном периоде обучения»
9.Цыпин Г.М. «Обучение игре на фортепиано»
10.Шмит – Шкловская А. «О воспитании пианистических навыков»
11.Беркович И. «Маленькие этюды для фортепиано»
12.Гнесина Е. «Фортепианная азбука».
13.Лемуан А. «Избранные этюды»



Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ СПО ТО «ТУЛЬСКИЙ ПЕДКОЛЛЕДЖ №2»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

НА ТЕМУ

«Формирование навыков игры на фортепиано в работе над музыкальным произведением на уроках «Индивидуальное обучение игре на фортепиано и детских музыкальных инструментах »

Составитель: преподаватель

Высшей квалификационной категории,

Почетный работник среднего

Профессионального образования

Хрупова Г.К.

г. Тула, 2013 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

  1. ВСТУПЛЕНИЕ.
  2. ФАКТОРЫ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРУДНОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО.
  3. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО И ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБУЧЕНИЯ.
  4.  ЭТАПЫ,  МЕТОДЫ   СПОСОБЫ РАБОТЫ НАД МУЗЫКАЛЬНЫМ ПРОИЗВЕДЕНИЕМ.
  5. МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ И ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ.
  6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
  7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

В связи с тем, что в колледж поступают абитуриенты,  не имеющие предварительной музыкальной подготовки, вопрос овладения музыкальным произведением в короткий срок стоит особенно остро.

Практика показывает, что эти студенты представляют уроки индивидуального обучения игре на фортепиано как некую практическую деятельность, не имеющую столь конкретного и важного значения для их непосредственной профессиональной подготовки. И, конечно же, не понимая значимости фортепианного обучения в процессе своего обучения, они и не представляют важности этих знаний для своей будущей профессиональной деятельности. 
    Постепенно осознавая важность фортепианного обучения и его необходимость, студенты начинают более серьёзно и ответственно изучать и приобретать знания, умения и навыки игры на фортепиано. Этот процесс даётся им с огромным трудом, так как формирование пианистических навыков в данном возрасте сопряжено с преодолением не столько умственных, сколько физических и психологических трудностей. 
Однако практика показывает, что при определённых, специально разработанных способах и приёмах процесс освоения начальных навыков фортепианной игры осуществляется более продуктивно и качественно. 
Для преподавателя важно заинтересовать своего студента прежде всего фортепианным репертуаром. Его выбор для конкретного студента является важной составляющей успешности всего процесса фортепианного обучения. Именно правильный выбор учебного репертуара может активно стимулировать интерес к занятиям фортепианной игрой и способствовать воспитанию самостоятельного музицирования за инструментом, проявлению творческой инициативы и активности. Фортепианный репертуар, который разучивает студент, преподаватель  должен уметь исполнять не только профессионально, но и ярко, образно, эмоционально, чтобы необходимость в словесных пояснениях была бы минимальна. Желательно не только уметь исполнять, но и предлагать прослушивать исполняемое произведение в записи. Современное понятие процесса музыкального воспитания основывается, прежде всего, на понимании его как эффективного межличностного музыкально-творческого сотрудничества, направленного на реализацию        поставленных        целей.

     Формирование самостоятельной и сознательной работы при обучении игре на фортепиано является необходимым условием в преодолении тех трудностей, связанных с приобретением первоначальных навыков фортепианной игры, которые стоят перед студентами. 
Следующим немаловажным условием успешности фортепианного обучения является органичная связь между теоретическими знаниями и

непосредственной практической исполнительской деятельностью студента. Каждый пианистический приём, штрих, способ должен не просто

демонстрироваться преподавателем, а тщательно разъясняться, так как то, что для студента является сложным чисто с исполнительских (практических) позиций, теоретически не представляет для него ощутимой трудности. Поэтому процесс обучения студентов игре на фортепиано должен опираться на рациональные и эмоциональные способы приобретения знаний. Не стоит фиксировать внимание студента на физических неловкостях и недостатках

исполнения, они психологически ещё больше сковывают и тормозят его пианистическое развитие. Следует постараться, чтобы он как можно более свободно и уверенно чувствовал бы себя за фортепиано, чтобы он осознавал бы всю ответственность и серьёзность своей работы за инструментом.

   Ещё одним немаловажным фактором, помогающим преодолевать трудности фортепианного обучения студентам, является активное использование таких психологических качеств как сосредоточенность внимания, воля, целенаправленность, трудолюбие. Все эти качества личности, имея огромное значение для развития исполнительских навыков и умений, должны быть в центре внимания преподавателя, которому необходимо уметь стимулировать и интенсивно развивать эти столь важные для исполнителя качества. Очень важно раскрывать творческие возможности студента, воспитывать его художественный вкус, музыкальное мышление, интеллект. Интенсивное формирование всёх этих качеств, поможет им успешно преодолеть те чисто пианистические трудности, которые они осваивают        с        большим        трудом.

На уроках индивидуального обучения игре на фортепиано преподавателю необходимо решать следующие задачи:

  1. обеспечение необходимых условий для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда;
  2. прививать интерес к обучению;
  3. дифференцированный подход к студенту;
  4. развитие творческих навыков;
  5. анализировать процесс обучения;
  6. формирование и развитие эстетического воззрения и художественного вкуса;
  7. формирование определённых качеств личности для творческой активности, инициативности, самостоятельности, эмоциональной восприимчивости, индивидуальности;
  8. прививать необходимые музыкально-исполнительские навыки.

Предполагаемый результат обучения:

наряду с практическими навыками владения инструментом, студент будет

  1. достаточно ясно представлять себе характерные черты важнейших жанров и особенности стиля композиторов разных творческих направлений;
  1. накопить репертуар для музицирования;
  1. владеть и уметь применять знания основ теории музыки;
  2. иметь навык индивидуальной и ансамблевой игры;
  3. иметь сформированный эстетический вкус иметь сформированные прочные личностные качества музыканта – исполнителя (целеустремлённость, самообладание, исполнительская воля, активность, индивидуальность, самостоятельность);
  4. иметь возможность продолжать развивать интерес и любовь к занятиям музыкой;
  1. иметь оценочное суждение, своё мнение на любой вид музыкального искусства.

      Музыкальное произведение как художественная целостность, этапы и методы его изучения – является одной из важнейших проблем музыкальной педагогики. При работе над музыкальным произведением очень важно систематизировать методы и способы работы, актуальные при разборе, разучивании и окончательном художественном оформлении музыкальной пьесы, отметить важность каждого этапа изучения музыкального произведения. При этом перед студентом встают следующие задачи:

  1. грамотный анализ нотного текста,
  2. подбор правильных методов работы для воплощения технических и художественных задач,
  3. воспитание архитектонического чувства - умение охватить композицию произведения и определить место и роль каждого элемента в стройном целом.

    В основе уроков игры на  фортепиано должны формироваться  навыки игры на инструменте, организация пианистического аппарата, освоение музыкальной грамоты, техническое развитие. При этом  преподавателю музыки  нельзя забывать об ответственности за воспитание полноценной, гармонично развитой личности. Поэтому важно воспитывать глубокое уважение к европейской, русской и российской культуре. Обучение игре на фортепиано неотделимо от воспитания характера обучаемого в целом. В результате обучения игре на фортепиано происходит развитие способностей студента в различных областях, порой не связанных с музыкой:

1.Развиваются слуховая и зрительная памяти, так как процесс обучения связан с запоминанием нотного текста, слухового анализа своей игры, музыкальных терминов на итальянском языке, исполнения музыкальных произведений        на        память. 
 2. Развитие эмоционального восприятия подкрепляется способностью мыслить вперед, переживая тот или иной музыкальный образ. 

3. Развитие координации обеих рук в результате одновременной игры, а  также         ног,        используя        прием        педализации. 
 4. Развитие мелкой моторики и крупной техники, что имеет связь с развитием речи у детей, способностью самовыражения в обществе. 
 5. Психологическая устойчивость, связанная с публичными выступлениями.    

  6.Умение владеть своими эмоциями в стрессовой ситуации. 

   Цель уроков индивидуального обучения игре на фортепиано:

-  сформировать правильный         художественный вкус к музыкальной культуре;

- развить музыкально-творческие способности, образное мышление, слух (интонационный, гармонического), чувство ритма, музыкальной памяти, исполнительской         воли         и        выдержки. 
   Задачи,        которые        реализуются        на        этих        уроках:
          1. Индивидуально осуществлять музыкальное развитие каждого студента. Развить способность и желание вслушиваться в музыку и размышлять о ней, значительно активизируя работу с репертуаром. . 
        2. Научить студента самостоятельно разбирать и грамотно выразительно исполнять (по нотам и наизусть) на фортепиано произведения. 
         3. Сформировать у него навык чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования,        игры        в        ансамблях. 
           4. Приобщить к музыкальному творчеству посредством слушания и исполнения         произведений. 
           5. Привить культуру звукоизвлечения, научить понимать характер, форму и стиль музыкального произведения, то есть способствовать становлению культуры        исполнительского        мастерства; 
            6. Сформировать пианистическую базу для дальнейшего самостоятельного музыкального развития.

   Формируя и развивая у начинающего обучаться игре на фортепиано  исполнительские навыки, преподаватель сталкивается с целым рядом проблем: развитие слуха и слуховых представлений, воспитание чувства ритма, музыкальной памяти, активного внимания. Поэтому именно в классе фортепиано происходит окончательный синтез, объединение всех практических и теоретических знаний, приобретаемых студентом на уроках индивидуального обучения игре на фортепиано.

    Процесс игры на фортепиано представляет собой сложную цепь действий.

Действия, предваряющие игру на фортепиано — «вижу»; действия, связанные с работой зрения и слуха — «слышу»; действия, реализующие воспринимаемый текст — «воспроизвожу – играю». Скорость протекания этого процесса, с момента взгляда на ноты до их озвучивания, зависит от быстроты восприятия и передачи нотного рисунка в двигательные центры мозга. При неслаженности, отсутствии координации слуха и моторики происходят постоянные ошибки в ритме, в темпе, в динамике, в интонации. Сосредоточенное внимание — главное условие развития навыков игры на фортепиано. В работе над текстом изучаемого музыкального произведения должны развиваться способности быстро воспринимать взглядом читаемую группу нот и способность во время исполнения определённой группы нот переводить внимание на следующую группу. Следует научиться быстро прочитывать нотные знаки. В отличие от буквенных они размещаются и по горизонтали, и по вертикали,  что представляет дополнительную трудность. Обучать чтению нот с листа необходимо          с        самого        начала. Необходимо объяснить студенту, что как и при чтении художественного
произведения, когда ты видишь целое слово и даже больше, а не буквы по отдельности, так и в музыке необходимо мыслить не отдельными нотами, а фразами, предложениями. Необходимо научиться быстро и легко читать любые ноты, точно так же, как читаешь книжки. Тогда не придётся тратить много времени на разбор несложной пьесы. А самое главное – умение свободно читать ноты откроет перед студентами море интересной музыки, которую они смогут  играть самостоятельно и с удовольствием. Для этого  необходимо, чтобы студент прочно усвоил начертания нот, их названия и расположение на клавиатуре. Необходимо как в классе так и дома просто читать ноты и показывать их расположение на клавиатуре сразу в двух ключах. 
    Чтобы закрепить полученные знания, более эффективным способом запомнить ноты, паузы, динамику, штрихи, интервалы, ключевые и 
случайные знаки и так далее, можно использовать нотное лото, и в
зависимости от пройденного материала использовать его на каждом уроке.
На карточках записываем ноты в скрипичном и басовом ключах, 
длительности нот, паузы, различные ритмические фигуры, знаки альтерации, динамики. На первом этапе обучения игре на фортепиано студент  должен прохлопать или объяснить эти обозначения. Преподаватель по своему усмотрению может нарисовать и вводить в игру большее или меньшее количество карт, фиксируя на них различные обозначения в зависимости от объёма        изучаемого        материала. 
   Когда начертание нот, пауз, нюансов, ритмических фигур и так далее становится для студента хорошо знакомым «обиталищем друзей», тогда
естественно вырабатывается связь: вижу – слышу – знаю, где брать ноту на клавиатуре, каким звуком сыграть, как уложить звуки во времени, сколько пауза « молчит » и так далее. Эта связь прочно остаётся в сознании студента. Конечно, все полученные знания закрепляются на нотных примерах.

В процессе развития навыка игры на фортепиано происходит активизации слуха, мышления и быстроты восприятия текста при его исполнении, так как этому способствуют следующие этапы работы над музыкальным произведением:

 а) предварительное просматривание текста глазами по следующему плану:

1.определение размера пьесы, единицы движения, соотношения длительностей

2.определение тональности, знаков альтерации;

3.анализ мелодии;

4.просмотр или выбор аппликатуры, позиционная группировка пальцев;

5.анализ сопровождения;

6.прослушивание, проигрывание пьесы внутренним слухом.

 б) озвучивание текста целиком, без остановок:

  1. концентрация внимания;
  2. забегание глазами вперёд на один–два такта;
  3. навыки игры не глядя на клавиатуру;
  4. достижение художественной задачи;
  5. поступенное увеличение объёма и темпа произведений, исполняемых  студентом.

  Фортепианная музыка отличается многослойностью, требует осмысления одновременно по линиям горизонтали и вертикали.

 В процессе формирования навыков игры на фортепиано у студентов важно соблюдение следующих методических условий:

а)  звукоряды пьес и песен разрастаются постепенно;

б) использование самых разных ритмических, тональных и мелодических вариантов звукорядов;

в) на следующем этапе постепенно добавляются такие типы изложения как простейшая гомофония, параллельное движение в октаву, противоположное изложение;

г)  аппликатурные обозначения начального нотного материала для усвоения основных пальцевых последований должны быть выдержаны в пределах одной позиции;

д) необходимо предусмотреть прочное усвоение наиболее характерных, «типовых» ритмических оборотов;

е) композиционное строение пьес следует постепенно усложнять - от точных повторов мотивов и фраз к вариантным повторам, а затем к простейшему периоду и более сложному построению музыкальных произведений.

 На формирование исполнительских умений и навыков студентов оказывают влияние:

 с одной стороны, развитость чувств, активность внимания, мышления, свойства памяти, волевые качества личности,

с другой стороны - природные задатки, черты характера, темперамента, степень восприимчивости к педагогическому воздействию, склонности и интересы студентов, двигательная активность, моторный компонент, физическое состояние обучаемого, то есть его здоровье.

  При формирование навыков игры на фортепиано можно выделить три этапа развития студентов:                                                                                 

1 – обучающий - студент получает первоначальные знания, умения и навыки игры на инструменте, происходит становление музыкального аппарата;

2 – развивающий – на этом этапе идет формирование умений и навыков к тановлению музыкальной деятельности;                                         

3 – закрепляющий - на этом этапе идет развитие фортепианной

техники, обогащение накопленного опыта игры на фортепиано на более сложном музыкальном материале. В результате знаний студент способен свободно владеть инструментом, подбирать по слуху, читать с листа, аккомпанировать, делать самостоятельный выбор, разбор и  самостоятельное изучение музыкального произведения.

   С первого урока внимательно и точно нужно прочитывать авторский текст, вслушиваться в своё исполнение, повышать требовательность к качеству звукоизвлечения, анализировать технические трудности, не допуская механического проигрывания, которое неизбежно приводит к формальному исполнению и тормозит музыкальное развитие. В повседневной работе в классе на уроках индивидуального обучения музыке надо прививать интерес к занятиям и любовь к музыке, воспитывая  вкус студента  на лучших образцах народной музыки, произведениях русских и зарубежных классиков и лучших произведениях зарубежных композиторов. При разучивании музыкальных произведений большое внимание уделять вопросам постановки (посадке, положению инструмента и рук во время исполнения), а также обращать большое внимание на аппликатуру, которая устанавливается  в наиболее удобной и целенаправленной последовательности. Лишь после твёрдого усвоения аппликатуры перед студентом следует ставить новые задачи, такие, как ровность звука, crescendo вверх и diminuendo вниз, игра с акцентами на различные доли и так далее.  Всё это закрепляется в песенках, упражнениях, этюдах.

   На уроках необходимо знакомить студентов с музыкальными терминами, поясняя их значение при исполнении музыкальных произведений. Работа над выразительностью исполнения, развитием слухового контроля, качеством звучания, ритмом и динамикой последовательно проводится на протяжении всех лет обучения. Развитие техники исполнения осуществляется в процессе работы над всеми произведениями. На протяжении всех лет обучения производится планомерная и систематическая работа над всеми разделами музыкально — технического развития студентов.

  Работа над техническим развитием студента начинается с самых первых занятий, начиная с посадки, организации игрового аппарата и воспитания двигательной культуры. Преподаватель должен разумно организовать движения студента: посадка должна быть свободной, спина подтянута, предплечье и локоть слегка отведены от корпуса. Параллельно с организацией движения студентов  вырабатываются и начальные навыки пальцевой игры. Формирование этих навыков происходит при постепенном приспособлении пальцев к естественному звукоизвлечению и часто характеризуется появлением трудностей, сопровождающих усвоение многих двигательных навыков. Одним из главных недостатков в техническом развитии студентов  является зажатость и скованность аппарата. Для освобождения от встречающейся иногда скованности движений, особенно в локте, целесообразно заняться со студентом гимнастикой, например, проделать ряд вращательных движений руки от плечевого сустава вверх и в сторону. Исходить нужно из естественного, то есть удобного положения руки. Руки должны быть свободными, но не вялыми и безвольными. Система постепенного освоения технического навыка является самой оптимальной: первоначальные упражнения на перенос рук, исполнение простых мелодий нон легато, переход к легато, приемы стаккато, комбинации стаккато и легато и так далее. Эта система позволяет с первых шагов фиксировать внимание студентов на звуковых задачах, облегчает выражение настроения и характера музыки,        когда        пальцы        еще        слабо                развиты.
  Свобода, пластичность и ритмичность пианистических движений является основой начального формирования моторики. Сокращение этого сложного периода овладения приемами пальцевой игры возможно при условии систематической работы со студентами, это предмет постоянной заботы преподавателя. Пальцы требуют ежедневной тренировки. Развитие техники осуществляется не только на основе художественных произведений, но и на специальном инструктивном материале.

  Игровые движения возникают на основе хорошо натренированной «двигательной памяти», то есть хранящихся в мозгу обобщений, моделирующих типичные формулы. Чтобы с «лёгкостью воспроизводить» нотный текст, необходимо прежде всего накопить в зрительной, слуховой, моторной памяти запас типовых оборотов фортепианной музыки и их производных, усвоить наиболее употребительные гаммообразные пассажи, аккордовые                структуры        и        так        далее.

    С  первых же уроков мы знакомим  с основными аппликатурными
принципами: стремиться к естественной последовательности пальцев - ещё в донотный период мы обговариваем, что звуки могут двигаться  поступенно, значит пальцы ставятся  подряд. Звуки идут через один – пальцы тоже через один. Это самая основная формула, основное правило. Звуки также могут располагаться на большом расстоянии друг от друга. Клавиш много, а пальцев на руке 5. Поэтому, чтобы было удобно, быстро запоминалось, должен быть определённый порядок в пальцах. Параллельно с мелодическими аппликатурными упражнениями в одной позиции начинается

выработка аппликатурной реакции на вертикальные комплексы – интервалы, аккорды.

 На начальном этапе обучения существенную помощь в освоении студентами различных двигательных навыков оказывают упражнения. Первоначально это может быть тренировка пальцев на столе или закрытой крышке фортепиано, это гимнастика для пальцев, тренировка их самостоятельности.
Упражнений существует великое множество. Они удобны тем, что и преподаватель и студент могут фантазировать, изменять их, оставляя неизменной только конечную цель упражнения, ради которой данное упражнение        и        дается.
  Очень ценно, когда студент проявляет свою фантазию. Например: изменяет лад, концовку упражнения, ритмический рисунок, динамику и так далее.

Вот наиболее часто используемые упражнения в музыкальной  практике:
-  на звукоизвлечение и постановку рук - учить слушать затухающий звук и ощущать его кончиком пальца, учить студента пользоваться весом руки,
при переносе руки как бы «нести звук»;
-  для 
одновременного развития техники обеих рук полезны симметрично
расположенные технические фигуры в партиях обеих рук, исполняемые синхронно,        совпадающей        аппликатурой;
-  для развития 
координации движений полезно перемещать мелодию в разные        регистры;
-   полезны упражнения для 
укрепления наиболее слабых пальцев - игра трели 3-4, 4-5 пальцами, начиная с очень медленного темпа во избежание мышечного                напряжения;
- полезно чередование штрихов легато и нон легато;
-  очень важны 
упражнения на выработку певучего легато, при этом большую пользу может оказать пение со словами:
по два звука - мама, Таня, и так далее,
по три звука - мамочка, девочка, Катенька и так далее,
по четыре звука - Вероника, Катерина и так далее,

по пять звуков - я хочу гулять, весело поем, ласточки летят и так далее.
При исполнении упражнений необходимо обращать внимание на положение первого пальца, ставя его на конец клавиши, остальные же занимают позицию ближе к черным, особенно это правило относится к пятому пальцу.        Рука        при        этом        пружинит, освобождается кисть и

укрепляются суставы пальцев, не давая возможности косточкам проваливаться.

  Особой нашей заботой всегда являются первый и пятый пальцы. Пятый палец слабый, а первый плохо приспособлен для фортепианной игры. Но

они для нас играют чрезвычайно важную роль. Они создают основу правильной позиции руки, это основание и фундамент нашего «купола». Первый палец должен быть слегка закруглен и свободно, без толчка опускаться        на        клавишу.
Для развития гибкости и ловкости 1-ого пальца существует множество упражнений:

 -игра                гамм        1-2        пальцами;
-упражнение        «с        черной        на        белую»;
- взять звук любым пальцем с последующей незаметной подменой на 1-ый;
- « зарядка» для всех пальцев, в том числе и для 1-ого и 5-ого;
- 1-ый повторяет одну и ту же ноту, другие пальцы поочередно двигаются над        ним;
- 1-ый двигается под рукой, исполняя секунды и терции;
Можно пофантазировать и придумать совместно со студентом и другие упражнения.
 Основу системы воспитания пианистических навыков составляют пассажные фигурации - гаммообразные, ступенчатые, всевозможные арпеджио, трельная техника и так  далее. Мелкая линейная техника является камнем преткновения для всех студентов.
Фундамент техники закладывается с первых уроков обучения  игре на фортепиано. Этим фундаментом является контакт с клавиатурой. Он изменяется в зависимости от характера музыки, темпа, динамики, фактуры. Пальцы должны не ударять, не толкать, а извлекать звук. «Живое осязание клавиш пальцами является необходимым условием как для кантилены, так и для всех абсолютно видов пианистической техники, включая самые «головокружительные» пассажи, скачки, октавы и аккорды». Приобретение техники движений связано не только с развитием физических и психических свойств, но и со слуховым развитием, с умением ощутить живой пульс движения музыкальной ткани, с яркостью образных представлений. Очень полезно исполнять этюды на различные виды техники:

-  чередование и перекладывание рук. Они воспитывают ловкость и развивают координацию, требуют постоянного слухового контроля за

ровностью звучания ( К.Черни. Этюд ор. 820 № 46,  К.Черни. Этюд ор. 584 №2);

- целесообразность и экономия движений дают непрерывность и пластичность, кисть как бы очерчивает контур фраз (А.Жилинский. Этюд.    

А.Гедике.        Этюд.);
- развитие техники трелей активизирует пальцы, воспитывают их легкость, четкость, подвижность (К.Черни ред. Г.Гермера «Избранные этюды»        ч.1        №11,24.).
  Следует сказать, что не только этюды, но и любая пьеса является упражнением и может принести большую пользу, если студент проявляет к        нему        интерес        и        любовь.
  Необходимо добиваться гибкости и пластичности движений при минимальной затрате сил и экономии энергии, следить, чтобы не подключались ненужные мышцы и не было бы тряски. Заранее готовить удобную позицию, а не в последний момент.
Недостаточное внимание к звуку, цепкости и опоре кончиков пальцев
наносит большой вред не только музыкальной выразительности, но и технической        ясности.
 Техническое развитие студента  должно быть неразрывно связано с  музыкально – звуковым. На различных этапах обучения на первый план выдвигаются то одни, то другие задачи. Музыкально - эстетические задачи в отношении исполнения пьес касаются качества звука, ровности звучания, тембра, темпа. Нужно приучать студента к постоянному слуховому        контролю.
 Ровность звучания - означает равномерность чередования звуков во времени и силе. Ровность по силе - это ровность динамическая, чтобы избежать неоправданных «волн», избежать неровности между соседними звуками. Необходимо прививать вкус студентам, развивать чувство меры в исполнении, прививать «культуру звука», бережное отношение к нему.       Тембр звука, его окраска зависит от конкретного произведения. Он же будет определять и артикуляцию, соответственно и прием игры.

Очень важно умение выбрать темп. Он связан с ощущением движения, с ритмической пульсацией. Основная цель технического развития - обеспечить условия для лучшего воплощения музыкальных задач.

Двигательная система должна быть подчинена исполнительской воле, а технический аппарат - музыкальному воплощению образа.
Работа пианиста требует и физического и умственного напряжения,

развития звукового воображения. Богатство звуковой палитры основывается на владении разнообразными приемами звукоизвлечения.  

Степень  звукоизвлечения  зависит от характера, темпа и динамики произведения. Поиск звука неотделим от работы над  техникой и художественным образом произведения.

  Работа над художественным образом  начинается с первых же шагов обучения игре на фортепиано. Обучая студента нотной грамоте, преподаватель должен из только что усвоенных студентом  знаков
составить начертание какой-нибудь мелодии, по возможности уже 
знакомой (так удобнее согласовать слышимое с видимым – ухо с
глазом), и научить его воспроизвести эту мелодию на инструменте. 
Таким образом, работа над художественным образом должна начинаться одновременно с первоначальным обучением игре на фортепиано и усвоением нотной грамоты. Если студент уже способен воспроизвести
какую-нибудь мелодию, надо добиваться, чтобы это исполнение было
выразительным, чтобы характер исполнения точно соответствовал характеру данной мелодии. Для этого особенно рекомендуется пользоваться народными мелодиями, в которых эмоционально-поэтическое начало выступает гораздо ярче, чем даже в лучших инструктивных сочинениях. Как можно раньше надо добиваться от студента, чтобы он сыграл грустную мелодию грустно, весёлую мелодию – весело, торжественную мелодию – торжественно и так далее, и довёл бы своё художественно-музыкальное намерение до ясности. 

  Чтобы играть выразительно, надо правильно фразировать. Но правильная фразировка предполагает знакомство с делением мелодии на фразы, предложения, периоды и так далее, а в дальнейшем и умение самостоятельно разграничивать их. Эти конкретные сведения необходимы любому исполнителю. Студент должен определить (вначале с помощью преподавателя) форму того сочинения, которое разучивает, твёрдо
знать тональность пьесы, количество и названия знаков при ключе и
форму        произведения. Музыкальная фраза может быть исполнена выразительно на инструменте только в случае, если соблюдены по крайней мере три основных условия: когда исполнитель

   1) осознаёт строение фразы (деление на мотивы), её динамику (начало, подъём, кульминацию, спад) независимо от инструмента;

   2) владеет средствами инструмента в достаточной степени,

чтобы осуществить своё художественное намерение;

  3)умеет слушать себя, своё исполнение как бы со стороны и исправлять замеченные недостатки. 

    Цель работы над конкретным произведением – содержательное, яркое, технически совершенное исполнение. Степень владения всеми необходимыми для этого исполнительскими навыками следует понимать разной, здесь имеется в виду уровень, какой доступный студенту, и в то же время который позволяет говорить о качестве исполнения.

Весь ход работы над фортепианным произведением - это процесс учебы исполнению, в котором музыкальная осмысленность совмещается с эмоциональностью        восприятия.         
        Современному учебно-воспитательному процессу в колледже сегодня как никогда необходимы более гибкие, динамичные и вариативные способы и приёмы музыкального обучения, быстро и эффективно учитывающие многие характерные ей тенденции. Вместе с тем, внедрение различных инноваций не должно противоречить сложившимся традициям музыкального обучения, усугублять положение, ибо метод проб и ошибок в применении к такому сложному учебному процессу непродуктивен, поэтому, сегодня, как никогда ранее, требуется глубокий, всесторонний анализ происходящих в образовании процессов, внимательное их исследование и обоснованный прогноз характера возможных изменений. 

Список используемой литературы:

1.Бирмак А. «О художественной технике пианиста»
2.Калантарова Е. «Начальное обучение пианиста»
« начало работы над гаммами»
3.Кременштейн Б.«Записки педагога»
4.Е.Либерман «Работа над фортепианной техникой»
5.Милич Б. «Воспитание ученика - пианиста»
«Обучение игре на фортепиано по Леймеру - Гизекингу»
6.Терентьева Н. « Карл Черни и его этюды»
7.Тимакин Е.М. «Воспитание пианиста»
8.Цетлин Е.«К вопросу организации руки начинающего пианиста в донотном периоде обучения»
9.Цыпин Г.М. «Обучение игре на фортепиано»
10.Шмит – Шкловская А. «О воспитании пианистических навыков»
11.Беркович И. «Маленькие этюды для фортепиано»
12.Гнесина Е. «Фортепианная азбука».
13.Лемуан А. «Избранные этюды»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему: "Формирование социально-значимых качеств и навыков у воспитанников Детских домов".

Формирование   социально - значимых  качеств  и  навыков  у  воспитанников учреждений  интернатного  типа -  как  необходимое  условие...

Методическая разработка на тему «Формирование нравственно-эстетического вкуса обучающихся посредством работы с природным материалом»

Разработка была удостоена звания призера на городском конкурсе методических материалов "Секрет успеха" и содержит план-конспект занятия для учреждений дополнительного образования по направле...

2012 г. Открытый урок по фортепиано "Средства музыкальной выразительности на начальном этапе обучения игре на фортепиано"

Урок для учащихся 1 класса фортепианного отделения.На сайте имеется презентация "Средства музыкальной выразительности"...

Методическая разработка на тему: "Особенности обучения игре на фортепиано в раннем возрасте"

В моей работе описаны способы и методы обучения игре на фортепиано в раннем возрасте 4-6 лет. Описываются психологические особенности этого возраста, влияние родителей и окружающей среды на формирован...

Методическая разработка «Формирование аналитических навыков и активного творческого мышления в процессе анализа музыкального синтаксиса на уроках сольфеджио»

Современный предмет сольфеджио – это целая система развития музыкальных способностей детей, включающая в себя воспитание интонационно-ладового слуха, чувства метро-ритма, приобретения навыков со...

Методическая разработка по теме Формирование навыков чтения

Методическая разработка по теме Формирование навыков чтения...