Методическая разработка на тему «Формирование нравственно-эстетического вкуса обучающихся посредством работы с природным материалом»
методическая разработка

Здоровец Наталия Николаевна

Разработка была удостоена звания призера на городском конкурсе методических материалов "Секрет успеха" и содержит план-конспект занятия для учреждений дополнительного образования по направленности "Плетение из соломки"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka.doc154.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

Эффективным средством формирования и развития нравственных качеств обучающихся является декоративно-прикладное и народное искусство.

Работа с природным материалом рассматривается нами как учебный предмет, призванный духовно обогащать, интеллектуально и эмоционально развивать, как обучающихся, так педагога, способного решать воспитательные и развивающие задачи образования. Методическая разработка посвящена теме: «Формирование нравственно-эстетических качеств обучающихся посредством работы с природным материалом».

Подробно представлено практическое занятие с таким природным материалом как соломка. Тема занятия: «Изготовление «бутоньерки».

         Материалы данной методической разработки могут представлять интерес для педагогов дополнительного образования, а также для преподавателей студий, кружков, внеклассных занятий и т.д.

Введение

Наиболее актуальной проблемой, интересующей педагогов, сегодня является развитие творческих способностей детей и подростков в рамках различных видов художественной деятельности. Несмотря на то, что проблема формирования эстетического вкуса  и нравственных качеств  находит широкое освещения в научно-методической литературе, однако она остается остро актуальной и в наше время. Поэтому несомненна новизна данной работы, которая заключается в обращении к проблемам эстетического воспитания в процессе занятий с природным материалом.

        Формирование эстетического вкуса – одна из важнейших задач педагогической теории и практики художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения, которая входит в культурную проблему формирования гармонично развитого человека.

Целью методической разработки является: рассмотрение теоретических основ формирования нравственно-эстетического вкуса обучающихся средствами декоративно-прикладного искусства в процессе занятий в объединении «Плетение из соломки».

«Декоративно-прикладное искусство (далее ДПИ) наиболее тесно связано с повседневной жизнью и бытом каждого человека. С произведениями декоративного искусства люди встречаются повсеместно. Именно поэтому выработка у обучающихся способности чувствовать и понимать утилитарные и эстетические начала ДПИ, сознательно воспринимать это искусство, квалифицированно пользоваться предметами ДПИ имеет огромное значение для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений»  [16, с.151].

1. Теоретические основы проблемы эстетического  и нравственного воспитания

         1.1. Состояние проблемы нравственно-эстетического воспитания

В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности.

           Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. «Первые "кирпичики" в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье» [4, с.61].

        Эстетические свойства личности не являются врожденными, но начинают развиваться с самого раннего возраста в условиях социального окружения и активного педагогического руководства. В процессе эстетического развития происходит постепенное освоение детьми эстетической культуры, формирование эстетического восприятия, а также представлений, понятий, суждений, интересов, потребностей, чувств, художественной деятельности и творческих способностей.

По своей специфике образовательный процесс в учреждении дополнительного образования детей имеет развивающий характер, т.е. направлен на развитие природных задатков детей их интересов и способностей. Выбор методов обучения определяется с учетом возможностей обучающихся, возрастных и психофизиологических особенностей детей и подростков; с учетом специфики изучения данного учебного предмета, направления образовательной деятельности, возможностей материально-технической базы, типа и вида учебных занятий.

Каждый день, открывая дверь учреждения дополнительного образования, дети и родители попадают в красиво оформленный холл, в котором размещена информацию для родителей. А в классах каждого объединения располагаются выставочные экспозиции по разделам программного материала, изделия декоративно - прикладного искусства. Оформлены сменные выставочные стенды детских работ, на которых запечатлены успехи детей в учебном процессе; богатая библиотека литературы по профилю обучения. Это положительно влияет на психическое, эмоциональное состояние детей, на воспитание нравственных качеств личности, на формирование эстетического вкуса.

Нравственно-эстетическое воспитание детей на занятиях обеспечивается с помощью разнообразных методов:

  • метод побуждения к сопереживанию;
  • метод убеждения при формировании первоначальных проявлений эстетического вкуса;
  • метод поисковых ситуаций, побуждающий детей к самостоятельным действиям, творчеству.

Формы его организации в художественной деятельности могут быть различными: на занятиях, в самостоятельной деятельности, художественном труде, во время праздников, воспитательных мероприятий и т.д.

«Эстетическая жизнь ребенка замечательна своим универсализмом – и этим наиболее отлична она от эстетической жизни взрослых: все прекрасное, в какой бы ни было оно форме, привлекает и увлекает дитя. Дитя любит и музыку, и сказку, и рисование, и лепку, и танцы, и сценические представления. Ребенку совершенно чужда черта, столь часто встречающиеся у взрослых: дитя не знает нашего сосредоточения на одном - двух видах искусства – оно любит все виды искусства. Среди взрослых не мало людей, которые поклоняются прекрасному, когда оно предстает лишь в определенной форме – одни любят поэзию и равнодушны к музыке, к живописи, другие любят живопись, скульптуру, но не любят поэзии и т.д. Дети же любят все прекрасное – и эта универсальность эстетических интересов ребенка находит полное свое выражение в универсальности эстетической активности у детей: они любят, и рисовать, и петь, и лепить, и слушать сказки, играть на всех инструментах и танцевать. Ничто прекрасное не оставляет его равнодушным. Другая характерная черта детской       эстетической    жизни заключается в творческом  ее   характере:   дитя    никогда     не       может   ограничиться эстетическим восприятием,   он   неизменно   стремится    к   творчеству, пользуясь всеми доступными ему средствами»  [13, с. 117]. 

Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества.

«Особая роль в эстетическом воспитании отводится искусству. Волнуя и радуя, оно раскрывает перед детьми смысл жизненных явлений, заставляет их пристальнее всматриваться в окружающий мир, побуждает к сопереживанию, к осуждению зла» [13,с.215].  

Деятельность детей, связанная с искусством, всегда должна быть непринужденной, насыщенной радостным устремлением, творческим воображением, инициативой. Чем эстетически развит ребенок, тем прочнее его художественные умения и навыки, тем полнее его творческая деятельность.

Эстетическое воспитание осуществляется на следующих принципах:

  • тесная связь с искусством;
  • индивидуальный подход к детям, основанный на влиянии их различий и определения оптимальных путей развития эстетических интересов и творческих способностей каждого ребенка;
  • «всеобщность» эстетического воспитания и занятий с детьми декоративно-прикладным творчеством, т. е. этим должны быть охвачены все дети без исключения;
  • направленность всего педагогического процесса на сенсорное развитие и обогащение опыта детей, формирование у них сенсорных способностей в различных видах художественной деятельности;
  • взаимосвязь обучения и творчества как важный фактор формирования творческой личности.

Действительно, нельзя научить ребёнка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в природе и людях.

Прививая детям чувство прекрасного, формируя у них первые нравственные представления, педагог стремится, прежде всего, сформировать у них своё отношение к тому или иному явлению действительности, искусства. Именно формирование своего отношения объединяет нравственное и эстетическое воспитание.

Это даёт основание говорить о формировании у ребёнка в процессе воспитания и обучения нравственно-эстетического отношения. В ходе его формирования ребёнок приобретает:

  • первоначальный эмоциональный опыт, помогающий ему ориентироваться в разнообразных художественных произведениях; впервые нравственные представления, регулирующие отношения между окружающими его людьми;
  • способность к эмоциональному переживанию, одобрению прекрасного, доброго и осуждению безобразного, злого в жизни и искусстве как способе её отображения;
  • первоначальные морально-нравственные понятия, основу для последующего формирования ценностных ориентаций;
  • возможность применения полученных знаний, что проявляется в поступках, культуре поведения в конкретных жизненных ситуациях, возникающих в детском саду, в семье.

Процесс нравственно-эстетического воспитания сложен и многогранен. Однако в нём могут быть выделены некоторые главные моменты, составляющие как бы основную схему, модель этого процесса. Первым компонентом модели можно назвать формирование у ребёнка эмоционально-нравственного отношения. В процессе приобщения детей к искусству педагог так организует свою деятельность, чтобы дать им возможность эмоционально пережить произведение. Слушая сказку, разглядывая картину, смотря спектакль, ребёнок ставит себя на место героя, становится как бы участником действия, сопереживает.

Педагог активно поддерживает стремление ребёнка к прекрасному, доброму, воспитывает в нём нетерпимость к злу, веру в победу справедливости. В результате у детей формируется потребность помочь другому в беде, стремление преодолеть и наказать зло, появляется страстное желание быть красивым, умным, добрым, похожим на понравившегося героя произведения. Поведение, поступки, мысли, даже речь героя надолго остаются эталоном для организации собственного поведения ребёнка в окружающей среде, источником создания определённых игровых ситуаций.

В качестве второго компонента рассматриваемой модели выступает формирование у ребёнка способности к самообучаемости в нравственно-эстетической сфере. Это важная способность, которая должна формироваться у каждого ребёнка в различных видах деятельности. Цель педагога состоит не только в том, чтобы передать детям определённую сумму знаний, сколько научить их учиться. Формирование способности к самостоятельности в учении (самообучению), самоконтролю даст возможность ребёнку правильно организовать свою поисковую деятельность, самостоятельно находить новые знания, усваивать их. В области искусства ребёнок учится самостоятельно конструировать художественный образ, находить выразительно-изобразительные средства для передачи этого образа, действует с этим образом в воображаемой ситуации, экспериментирует.

К. Д. Ушинский писал: «Умственный труд едва ли не самый трудный для человека. Мечтать легко и приятно, но думать трудно». Педагог должен всемерно развивать познавательную активность учащихся, создавая творческую атмосферу в классе. Необходимо дать обучающимся почувствовать смысл и красоту умственного труда, привить вкус к самостоятельному мышлению.

Третий компонент формирование индивидуальных нравственно-эстетических свойств личности. В эстетике такие индивидуальные качества объединяются понятием «эстетический вкус».

«Хороший эстетический вкус – способность получать наслаждение от подлинно прекрасного и эмоционально отвергать безобразное, а также потребность воспринимать, переживать и создавать красоту в труде, в поведении, в быту, в искусстве  [15, с. 42].

1.2. Формирование нравственно-эстетического вкуса посредством работы с природным материалом

Особую значимость для развития эстетического вкуса, художественного восприятия и творческого воображения имеет работа с природными материалами (листьями, цветами, шишками, желудями, кукурузными початками, соломкой и т.п.).

Работа с природным материалом заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирование первых трудовых навыков.

Чтобы дети не были гостями в природной мастерской, а стали в ней хозяевами, задумаемся над тем, чем являются их встречи с природой в этой мастерской - забавой, заполнением свободного времени или интересным делом.
             Работа с природными материалами имеет большое значение для эстетического воспитания детей, развития им художественного вкуса, развития творческих способностей, детского воображения. Немало содействует она и воспитанию любви к природе.

             Задача работы с природными материалами - пробудить у детей любовь к родной природе, содействовать воспитанию у них патриотических чувств.

           Огромное значение для правильного развития социально активной личности имеет формирование чувства уважения и гордости Родиной. Оно немыслимо без приобщения к культурным традициям своего народа. «Народное декоративно-прикладное искусство, богатейшая сокровищница красоты, является неиссякаемым источником творческой фантазии для современного профессионального ДПИ. Культура отношения к материалу, цветовая, линейная, орнаментальная культура вырабатывались из поколения к поколению, находясь в прочной связи с окружающей природой, темпераментом и мироощущением народа. Так же как истинные поэты, композиторы черпают вдохновение в народном фольклоре, песнях, плясках, так и художники проявляют огромный интерес к народному искусству» [8, с. 156].

Первостепенной эстетической школой является природа. Природа составляет постоянное окружение человека, ту естественную среду, в которой он живет и которая накладывает существенный отпечаток на всю его жизнь. Природа напоминает человеку о нем самом и в силу этого является для человека предметом эстетических переживаний.

       Природа - огромная богатая мастерская для творчества. И надо с раннего детства воспитывать в детях умение видеть в окружающей нас природе вечную красоту жизни. Приучаясь с детства видеть красоты природы, ребенок приобретает умение воспринимать красоту искусства, понимать и ценить его. Настоящая, искренняя, глубокая любовь к природе несовместимая с эгоизмом, черствостью, стяжательством.

В решении этой задачи имеют значение и подготовка к занятиям, и прогулки, и экскурсии с целью сбора материалов. Смысл этих занятий в том, чтобы дать толчок детской фантазии, показать детям, какие возможности таятся в тех материалах, с которыми они часто встречаются, какие интересные и красивые вещи можно из них изготовить.

Надо уметь видеть не только внешнюю красоту природы. Надо проникать в ее внутренние прелести, скрытые от взоров неискушенного человека, в представлении которого причудливо изогнутый корень просто корень, сосновые и еловые шишки просто шишки. В руках умельца с душой художника все это и многое другое, взятое из хранилищ природы - материал для создания великолепных произведений искусства, могущих доставить людям радость встречи с прекрасным.

Любой поход по заготовке природного материала (например соломы) надо использовать для развития у детей наблюдательности, любви к природе, к труженикам и их труду. Так, например, на поле можно организовать короткую встречу с тружениками полей, в лесу встретиться с лесником и послушать его рассказ об охране лесных насаждений.

Важнейшим источником эстетического наслаждения является любовь к природе. Красота родной природы, многообразие ее форм оказывает на человека сильнейшее, ни с чем не сравнимое влияние. Красота природы оказывает огромное воспитательное воздействие, о чем хорошо говорил великий русский педагог К.Д.Ушинский.

1.3. «Золотой» природный материал – соломка

История изготовления изделий из соломы уходит далеко вглубь веков к тому периоду истории человеческого общества, когда было освоено земледелие. Только с культивированием злаков пшеницы, ячменя, ржи образовался источник сырья - солома, которая нашла многообразное применение в жизни земледельцев. Этот материал не требовал от крестьянина каких – либо дополнительных затрат на заготовку или приобретение. После уборки урожая и обмолота зерна солома всегда была в достатке.

Солома обувала и одевала человека, утепляла его дом и служила ему постелью. Из соломы делали многие необходимые в быту изделия – кубари для хранения муки и зерна, корзины, чаши для овощей и фруктов, головные уборы, сумки и другое.

Кроме того, люди считали, что в соломе заключена сила, способная оказывать воздействие на благополучное течение их жизни. Поэтому соломе отводилась большая роль в земледельческой обрядности. Многие аграрные ритуалы и праздники сопровождались изготовлением обрядовых изделий - это обереги из соломы. Народные мастера украшали изделиями из соломы дома селян. Простая солома в их руках превращалась в драгоценную. В таких изделиях солома смотрится как горящая золотом, сверкающая всеми своими тонкими, блестящими, как полированными, нитями.

В декоративно – прикладном творчестве соломка пшеницы, ржи, овса и других зерновых культур – один из любимых материалов, используемых многими народами мира. В каждом изделии, какую бы оно страну ни представляло, отражаются не только особенности национальной культуры, но и свойства самого материала, выращиваемого в данном климате. 

Для плетения пригодна только солома, заготовленная вручную, причем заготавливать ее нужно в разные сроки - тогда она будет различных оттенков: от зеленого до ярко-желтого. Стебли срезаются у самой земли и сразу же связываются в снопы.

Заготовленную солому необходимо просушить, зеленую необходимо оберегать от солнечных лучей, иначе она потеряет свой цвет. После просушки солому необходимо почистить. Сначала удаляют узлы, листья же могут пригодиться. Разрезанные и очищенные соломины сортируют по длине и толщине, связывают в пучки.

Чтобы соломка приобретала серебристый оттенок либо более яркий и чистый цвет, а также лучше окрашивалась, ее необходимо отбелить. Но следует обратить внимание на правила безопасности при работе с отбеливающим раствором. Отбеленная солома становится более мягкой и равномерно окрашенной.

1.4. Особенности организации занятия

 

Перед началом работы соломинки необходимого калибра заливают горячей водой, чтобы они стали мягкими и эластичными. Берут такое количество материала, которое не превышает дневную норму. Если по окончании работы остается солома, ее  просушивают, иначе она пожелтеет.

Для плетения используют преимущественно ржаную соломку, также пригодна и пшеничная соломка, но она короче и толще ржаной.

 Покрасить солому можно разными способами:

  • натуральными красителями
  • анилиновыми красителями;
  • прокаливая ее  в духовом шкафу (получение темных оттенков),
  • отжечь утюгом (коричневые оттенки),
  • горячий раствор соды (желтые оттенки)
  • протравливание медным купоросом (для получения коричневых оттенков).

Декоративные природные свойства – глянцевая поверхность, естественная красота золотистого цвета – позволяют в работе с этим материалом достичь высокого художественного результата.

Занятие состоит из теоретической части (обобщение теоретических сведений), практической (показ технологических и технических приемов при обработке соломки) и выполнение творческого задания (обсуждение образцов, составление эскизов). Вся практическая работа, связанная непосредственно  с изготовлением изделия будет проходить на занятии.

Методика выполнения «бутоньерки» изучается на первом году обучения на занятиях по плетению из соломки и составляет 2 часа.

Группа может быть как одного возраста, так и разновозрастная.

         В  процессе занятий для решения поставленных задач сочетается индивидуальная и коллективная форма работы с детьми.

         На начальном этапе дети включаются в коллективную работу подетальным способом, подражая педагогу. Это наиболее эффективная форма организации труда на начальном этапе, так как при наименьших затратах, сил и времени удается выполнить трудоемкую работу. Далее дети работают индивидуально. Выполняют эскизы и затем воплощают задуманное в материале. Занятие завершается небольшой мини выставкой с анализом работы педагогом и детьми. Причем педагог ориентирует детей отметить положительные стороны в каждой работе.

2. Практическое занятие

Тема: «Изготовление «бутоньерки»

Цель: формирование эстетического вкуса и духовно-нравственных качеств обучающихся посредством работы с соломкой.

Задачи: 

Образовательные:

  • формирование системы знаний об истории и развитии соломоплетения;
  • закрепление  основ некоторых элементов плетения из соломки;
  • обучение  умению подбирать и создавать эскизы будущей работы.

Воспитательные:

  • воспитание у детей интереса к народному искусству;
  • воспитание аккуратности;
  • воспитание эстетического вкуса;
  • воспитание культурных, нравственно-патриотических качеств личности.

Развивающие

  • формирование  художественно-образного мышления;
  • способствовать развитию моторики пальцев рук;
  • развитие внимательности, наблюдательности;
  • развитие самостоятельности и способности  решать творческие задачи;

Материалы, инструменты, приспособления:

  • соломка разного калибра
  • нитки хлопчатобумажные №  10
  • кордовая рыболовная леска, швейная иголка
  • проволока медная
  • дощечка ДВП
  • клей «Момент»;
  • деревянная скалка;
  • пресс (могут быть использованы любые тяжелые предметы);
  • ножницы  
  • небольшие ножницы для обрезания соломин во время плетения;
  • нож с коротким, заточенным под углом лезвием;
  • деревянные расчески;
  • емкость для замачивания соломки.

Дидактический материал:

Книги, небольшая выставка  готовых работ, фотографии, раздаточный материал.

Структура занятия

  1. Организационный момент                10 мин.

Проверка присутствующих, подготовка рабочего места, замачивание соломки.

  1. Основная часть                                1ч.10мин.
  1. История возникновения плетения соломенных оберегов.
  2. Техника безопасности по работе с ножницами.
  3. Проведение практической работы по плетению элементов:  «листочек», «розочка», декора.
  4. Физкультминутка.
  5. Сборка бутоньерки

  1. Подведение итогов                        10 мин.

Выставка  и анализ работ. Поощрение, порицание.

                                                   Проведение занятия

Организационный момент

10мин.

Основная часть

70 мин

Педагог

Вопрос детям

Предполагаемые ответы детей

( Приложение 1)

Поощрение детей

Педагог

Предполагаемые ответы детей

Педагог

Предполагаемые ответы детей

( Приложение 3)

Поощрение детей

Проведение физкультминутки

5 – 10 мин.

Педагог читает стихотворение и показывает движения, дети повторяют. Стихотворение повторяется несколько раз (первый раз читает педагог, последующие разы – дети по желанию)

Педагог раздает карточки для плетения элементов декора разного уровня сложности в зависимости от возраста и способностей ученика (Приложение 6)

Педагог помогает и консультирует. Во время творческого занятия можно вспомнить «соломенные» загадки и пословицы, которые дети подготовили заранее.

Поощрение детей

Итог занятия

10 мин

Организуется мини выставка.

Дети проводят самоанализ.

Уборка рабочих мест

Настрой на работу, проверка готовности к занятию.

Ребята, сегодня на занятии мы будем плести «бутоньерку».

«Бутоньерка» в переводе с французского  - «бутон». С конца 18 века стало модным украшать одежду маленькими букетиками живых цветов, которые называли бутоньерками. Раньше это было признаком шика у мужчин. Поэтому во Франции, а затем и в других странах стали изготавливать маленькие сосуды из стекла или фарфора в виде пробирки, которые крепили к платью или костюму, а в них вставляли миниатюрные букеты. Это придавало "романтический вид"   В наше время «бутоньерки» прикалывают жениху на лацкан пиджака.

Мы с вами тоже сделаем маленький букетик цветов, но украсим им не одежду, а свой дом. «Бутоньерку» можно использовать в роли оберега  как украшение  на зеркало, на стену, на шторы, маленький букетик в вазу  и т.д.

Кто знает значение слова «оберег»?

Какие обереги  из соломки вы можете еще вспомнить по прошлым занятиям?

Оберег — предмет, назначением которого является защита его обладателя от сглаза и дурного влияния.

К изучаемым нами оберегам русского народа  можно отнести:

  • птица счастья (покровитель дома, приносит счастье и добро)
  • снопик (первый сжатый сноп был священным символом урожая. Представитель семейства торжественно вносил его в дом и ставил под образами в красном углу. Зерна первых и последних снопов, по представлениям наших предков, обладали чудодейственными силами. Поэтому по завершению жатвы, их смешивали со всем убранным урожаем)
  • кукла  Макошь (богиня плодородия и урожая. Ее изображение являлось обязательным на полотенцах, соломенные куколки ставили на видном месте. Таким образом  женщины пытались задобрить Макошу).

Молодцы!

Без сомнения, букетики, сделанные вашими руками на сегодняшнем занятии, будут оберегами для вашего дома и семьи, если вы вложите в работу  свое старание, доброту и умение, полученное на предыдущих занятиях.

Теперь приступим к работе. Рассмотрим внимательно Технологическую карту изготовления «бутоньерки» (Приложение 2)

 

Какие элементы плетения мы с вами уже изучали на предыдущих занятиях?

«Розочка» из двух соломинок и «Листочек» на расческе.

Давайте вспомним правила плетения элементов «листика» и «розочки», а так же правила работы с ножницами и ножом

  1. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
  2. Ножницы класть кольцами к себе.
  3. Следить за движением лезвий во время резания.
  4. Не оставлять ножницы раскрытыми.
  5. Передавать ножницы кольцами вперед.
  6. Не играть ножницами, не подносить к лицу.
  7. Использовать ножницы  по назначению.

 Молодцы!

Дети берут по пучку соломки и вместе с педагогом вспоминают узлы плетения, используя схемы. Преподаватель показывает, обучающиеся повторяют (Приложение 4,5).

А теперь каждый из вас самостоятельно нарисует эскиз своей будущей бутоньерки, используя книги, фото готовых работ  (дети рисуют эскизы).

Устали? Давайте отдохнем и встанем из-за парт.

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок.

(Дети поднимают и опускают руки.)

Выйди на дорожку, да притопни ножкой.

(Дети шагают на месте, высоко поднимая колени.)

Да головкой покачай, утром солнышко встречай.

(Вращение головой.)

Стебель наклони слегка — вот зарядка для цветка.

(Наклоны.)

А теперь росой умойся, отряхнись и успокойся» (Встряхивания кистями рук, пошевелить пальцами)

Наконец готовы все день встречать во всей красе.

(Дети садятся за парты.)

Дети самостоятельно выполняют элементы плетения.

Украшают «бутоньерку» декоративными элементами,

Советуются друг с другом, старшие помогают младшим.

Вырос в поле дом, полон дом зерном,

Стены позолочены, ставни заколочены,

Ходит дом ходуном на стебле золотом. (Колос)

Лежит мужик в золотом кафтане, подпоясан, да не поясом, Сам встать не может – люди поднимают. (Сноп)

Какое море за селом  волнует ветерок?

В нем волны можно собирать, укладывать в мешок. (Поле)

В долг зерно возьмет – каравай вернет (Поле).

Все такие молодцы! И загадки  отгадали и работу свою закончили (все вместе говорят о работах).

Хорошо поработали. Я думаю, вашим родным очень понравятся бутоньерки, сделанные руками их детей (Приложение 7).

Заключение

Соломка – настоящее крестьянское золото, которым природа щедро одарила народ. Без высокой эстетической оценки соломы, как декоративного материала, не возможно бы было рождение искусства соломоплетения.

Среди обучающихся все большую популярность приобретают  объединения по декоративно-прикладному искусству, где в интересном творческом труде осуществляется художественная обработка многих природных материалов.

Декоративно-прикладное искусство имеет важное значение в духовном развитии школьников, в их эстетическом и трудовом воспитании. Они становятся участниками увлекательного процесса создания полезных и красивых изделий.

В результате преобразования природных материалов в декоративные формы и образы у детей формируются художественные трудовые навыки. Они познают красоту труда, так как сами участвуют в создании эстетически выразительных изделий и имеют возможность получить удовлетворение от результатов своей деятельности. На этих занятиях элементы эстетического и трудового воспитания настолько взаимосвязаны, что трудно разделить, когда развиваются художественные навыки, а когда трудовые. Здесь органично сочетается решение творческих задач с необходимостью овладения приемами специфических ремесел, с приобретением определенных трудовых навыков при воплощении замыслов в том или ином материале.

Творческие способности у детей проявляются при занятиях ручным трудом, которые дают детям углубленные знания о качестве и возможностях различных материалов, способствуют закреплению положительных эмоций, стимулируют желание трудиться.

Пусть звучит странно, но все же, плетение из соломки не теряет своей актуальности несмотря ни на что, и вряд ли найдется достойный аналог природного золотистого материала для плетения.

       Проведенная работа, участие воспитанников в декоративно-прикладных выставках   подтверждают правильность выбранного направления. Исследование темы работы: «Формирование нравственно-эстетических качеств обучающихся посредством работы с природным материалом» на занятиях по плетению из соломки можно считать состоявшимся, так как цель работы достигнута через решение поставленных задач. В дальнейшем тема методической разработки может быть расширена и усовершенствована.

Список использованных источников

  1. Veronica Main Swiss Straw Work
  2. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и игрушки. Самоделки из природных материалов. – М.: Эксмо, 2005. – 64с.
  3. Браиловская Л.В. Природные материалы в интерьере: дизайн из соломки, дерева, глины, камня. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.– 217с
  4. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие. М.В.Гамезо. - М.: Просвещение, 1984. – 256 с.
  5. Воловильская Е.А. Декоративно - прикладная работа с соломкой. / Е.А. Воловильская. – М: Школа ремесел, 1999.- № 8.
  6. Гильман Р. А. Плетение – первые шаги. – М.: ЗОА «Издательство ЭКСМО», 1997. – 84 с.
  7. Голубева Н. Н. Аппликация из природных материалов. – М.: Культура и традиции, 2002. – 112 с.
  8. Демина Л. М. По законам красоты: Эстетика труда. Книга для учащихся старших классов. – М.: Просвещение, 1990 – 204 с.
  9. Забылин М. Русский народ: Его обычаи, предания, обряды. – М.: Издательство ЭКСМО, 2003. – 608 с.
  10. Лобачевская О.А. Плетение из соломки. Культура и традиции. 2000.
  11. Павлова И.И. Белхудожпромыслы. Государственный концерн: Каталог изделий. – Мн.: Спектрдиалог, 1999. – 88с.
  12. Панфилова Т.Ф. Обучение детей с природными материалами. Методика и практика. – Издательство «Школьная пресса», 2004.
  13. Психология дошкольника: Хрестоматия / сост. Г.А. Урунтаева. - 2-е изд., перераб. и доп – М.: Академия, 2000. – 408 с.
  14. Сазонова Л. С. Плетение и аппликация из соломки. – М.: Издательство «Ч.А.О. и К*», 2002. – 96 с.
  15. Эстетика: Словарь/ Под ред. А.А.Беляева и др. – М.:Политиздат,1989.- 447 с.
  16. Эстетическое воспитание. Изд. 2-е. - М.: Высшая школа, 1970. – 384 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «Формирование навыков игры на фортепиано в работе над музыкальным произведением на уроках «Индивидуальное обучение игре на фортепиано и детских музыкальных инструментах »

Данная методическая разработка посвящена рассмотрениюнекоторых методов и приемов, способствующих формированию навыков игры на фортепиано. Методы и приемы, перечисленные в данной работе, являются актуа...

Выступление на тему: "Формирование навыков безопасного поведения обучающихся посредством изучения курса "Азбука пешехода""

В выступлениии раскрывается роль изучения курса "Азбука пешехода" в формировании у обучающихся навыков безопасного поведения на дороге....

Развитие творческих качеств личности обучающихся при работе с природным материалом» на примере объединения «Кладовые природы»

   Данный материал педагогического опыта поможет педагогам дополнительного образования организовать творческую работу с детьми на занятиях в системе дополнительного образования....

Тема: Формирование нравственно – эстетического воспитания учащихся с ОВЗ.

Эта тема  актуальна и своевременна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, добра и справедливости, чести и благородства. А  дети коррекцио...

Формирование пространственного представления у учащегося посредством работы с картографическим материалом на уроках истории

Презентация напомнит учителям о важности формирования пространственного представления у учащихся и  познакомит с картографическим справочником по истории России (под ред.А.Ю. Морозова, Э.Н. Абдул...

Рекомендации родителям "Развитие творческих способностей у младших школьников посредством работы с природным материалом"

Материал содержит обоснования пользы работы с природным материалом.  Упражнения и задания на развите творческого мышления младших школьников используя природные материалы....