Тема: Формирование нравственно – эстетического воспитания учащихся с ОВЗ.
статья на тему

Эта тема  актуальна и своевременна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, добра и справедливости, чести и благородства. А  дети коррекционной школы в силу своих психофизических особенностей   не в полной мере   осознают ценность человеческой жизни, не имеют собственных нравственных взглядов, суждений, оценок; они склонны к нарушению норм поведения и общения, часто выбирают образ жизни не достойный нравственному выбору.

    Нам, педагогам, предстоит убедить детей в том, что только нравственность и этичность в наших делах и поступках придают красоту и достоинство нашей жизни, от стремления к нравственности зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_mo.docx33.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Тема: Формирование нравственно – эстетического  воспитания учащихся с ОВЗ.

Составила: воспитатель семейной группы

Мединская М.И.

с. Горки 2017г.

Эта тема  актуальна и своевременна, так как в обществе остро ощущается дефицит бережного и заботливого отношения друг к другу, добра и справедливости, чести и благородства. А  дети коррекционной школы в силу своих психофизических особенностей   не в полной мере   осознают ценность человеческой жизни, не имеют собственных нравственных взглядов, суждений, оценок; они склонны к нарушению норм поведения и общения, часто выбирают образ жизни не достойный нравственному выбору.

    Нам, педагогам, предстоит убедить детей в том, что только нравственность и этичность в наших делах и поступках придают красоту и достоинство нашей жизни, от стремления к нравственности зависит наша внутренняя устойчивость и само наше существование.

       Учитывая особенности мышления данной категории детей, не следует добиваться решения таких задач, которые лежат в области сложных психологических категорий, и что особенно важно – не навязывать стереотипные представления о том, что «это хорошо, а это плохо». Наиболее приемлемый путь – ставить перед учащимися те или иные задачи нравственного содержания, решение которых может зависеть от многих обстоятельств. Поэтому, с одной стороны, обстоятельства должны быть смоделированы для анализа, а с другой – представлен возможный выбор поведения, помогающий избежать неблагоприятных последствий.

      В воспитании человека важно добиваться, чтобы нравственные и моральные истины были не просто понятны, но и стали бы целью жизни каждого человека, предметом собственных стремлений и личного счастья`.
Если попросить разных людей охарактеризовать современный мир, то мы услышим: страшный, жестокий, разобщенный. И действительно в нашем мире страшно жить: страшно потерять сознание на улице, страшно идти вечером домой, страшно открывать дверь незнакомцу, страшно лететь на самолете. Но еще страшнее от мысли, что и наши дети, и наши внуки всю свою жизнь будут испытывать чувства недоверия и нетерпимости по отношению к окружающим.
      Поэтому в последнее время все чаще и чаще возникают разговоры о нравственном и эстетическом воспитании, в котором самой главной ценностью является неповторимая и неприкосновенная человеческая личность.

        Каждый ученик - сложный организм, который, мы педагоги, должны
изучать, направлять, обогащать. Душа изучается опытом и наблюдением, самосознанием своих внутренних душевных состояний и процессов.
Главную сущность работы в формировании духовного облика личности учащихся я вижу в обеспечении единства обучения, воспитания и развития как деятельностного процесса, направленного на достижение цели.


       Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Уверена,  нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности.

      Психологами установлено, что именно младший школьный возраст характеризуется самой высокой восприимчивостью к нравственному воспитанию детей и эстетическому воспитанию школьников, именно в этом возрасте они лучше всего усваивают нравственные нормы и правила. В начале школьной жизни у ребенка формируется так называемая «нравственная позиция», которая характеризуется тем, что в сознании школьника нравственные нормы выделяются в отдельную систему, которой он старается постоянно следовать при любых обстоятельствах.

Как и в предыдущий период, в нравственном воспитании и эстетическом воспитании школьников большое значение играет способность к эмпатии. В этот период, наряду с осознанием своего «Я», у ребенка начинает складываться представление о «Я» других людей. И именно сейчас в системе нравственного воспитания школьников очень важно учить детей понимать интересы окружающих, думать об их потребностях и переживаниях.

    Учитывая возраст детей, нормы нравственного поведения разбиваю на 3 уровня:
Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Например: Не разговаривай громко, Не перебивай беседующих, Не трогай чужую вещь, Не бросай мусор и т.д. Если ребенка  приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком.
К 10-11-ти годам необходимо, чтобы подросток умел учитывать состояние окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным.
Бессмысленно говорить о втором уровне нравственного воспитания, если не освоен первый. Но именно такое противоречие наблюдается среди подростков: они хотят понравиться окружающим людям, но не обучены элементарному поведению.  На 3 уровне осваивается принцип: Помогай окружающим людям!
4) Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения).
Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.
5) Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).

В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, я раскрываю перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учу их азбуке морали:

1.Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим тебя, было хорошо.
2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.
3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.
4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.
5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество.
   Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой, дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости.
     Я   включаю   в свою воспитательную работу целую  систему внеклассных занятий: о нравственном выборе, об этикете и моральных ценностях, об искусстве жить в гармонии с собой и окружающими людьми, об эстетике.

В целях привития детям нравственных норм и ценностей проведена следующая работа:
«Доброта спасет мир»,  Сотворим в себе солнце! (час Доброты, Вежливости и Дружбы).
Занятия: Умеем ли мы общаться?  Забота о слабых, Будьте добрыми, человечными!, Час общения, Выбери меня, Мы ждем гостей.
На занятии  «Выбери меня»  было видно, что каждому ребенку очень хотелось, чтобы в качестве верного друга был именно он, и обижались, если в группе выделяли всего несколько таких детей, с которым хотел бы дружить каждый из группы.
На занятии Час общения проводилась игра Комплимент, на которой дети очень несмело говорили друг другу добрые слова. Мною был задан тон, и дети несмело вторили ему. Зато в комплиментах воспитателю они не стеснялись.
Больше всего детям понравилось занятие  «Сотвори в себе солнце!»  На занятии дети придумывали ситуации из жизни, и сами находили выход из них. На этом занятии дети чувствовали себя раскованнее. Целью занятия было формирование у воспитанников способов оптимального поведения в различных ситуациях, закрепление нравственных норм и привычек, полученных в ходе предыдущих мероприятий.
     На занятиях с детьми велась работа по сплочение коллектива, на воспитании правил поведения друг с другом и другими людьми. Дети, сначала ведут себя скованно, стесняются друг друга, не решаются участвовать в играх на сближение. Но, как правило, к концу занятий дети чувствуют себя комфортнее, стараются активно отвечать на вопросы, некоторые смело обыгрывают жизненные ситуации. Из чего я сделала вывод, что такие занятия нужны и, проводить их нужно чаще, чтобы помочь детям раскрепоститься и не стесняться проявлять себя среди других.
     В процессе работы я уделяю  большое внимание уважению воспитанников к сверстникам и людям другой национальности, полноценному общению на примерах равноправия. Стараюсь  оказывать необходимую помощь, проявлять внимательное отношение к нуждам детей в решении возникающих проблем, так как это является главной ценностью человеческого существования в гармонии с миром природы и общества.


Непосредственное влияние на успешность нравственного воспитания и эстетического воспитания школьников лежит на преподавательском коллективе. Слово педагога  — это во многом самый главный инструмент духовно-нравственного воспитания школьников. Именно педагог,  разбирая поведение реальных людей и персонажей произведений, изучаемых в школьной программе, дает нравственную оценку их поступкам. Нравственное воспитание и эстетическое воспитание школьников происходит на всех без исключения занятиях. Нравственному воспитанию школьников отвечает не только содержание предмета, но и методы, с помощью которых происходит обучение, атмосфера, царящая в классе, и сама личность педагога. Для успешного нравственного и эстетического воспитания школьников педагогу  важно организовать процесс коллективной деятельности детей таким образом, чтобы она была пронизана высоконравственными отношениями. Нравственное воспитание школьников и эстетическое воспитание школьников в коллективе наиболее эффективно тогда, когда каждый ребенок занимает место, наиболее адекватное его возможностям, становясь при этом личностью незаменимой. Это помогает развиться чувству собственного достоинства и сформировать адекватную самооценку. Такое нравственное воспитание школьников и эстетическое воспитание школьников без специального внешнего побуждения заставляет ребенка соответствовать нравственным представлениям, принятым в обществе.

      В заключении мне хотелось бы прочитать стихотворение,  в котором говорится об одиночестве, как тяжело человеку быть одному.  Ведь  и  детям   и взрослым  людям   необходим друг, чтобы  кто то обязательно был рядом, а для этого необходимы  такие качества, как   –  доброта, уважение, порядочность, честность, верность.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по теме: «Духовно-нравственное воспитание учащихся 8 класса на уроках литературы как фактор формирования социальной компетенции».

Проблема, на решение которой направлен проект: Недостаточный уровень сформированности духовно- нравственных качеств личности учащихся,   препятствующий  успешной социальной адаптации....

Из опыта реализации дополнительной образовательной программы «Основы этической культуры»:формирование нравственных качеств учащихся на уроках этикета.

Программа для педагогов, учителей и работников образования.Советую прочитать и почерпнуть для себя что-то новое, интересное, современное....

Эффективные формы и методы формирования нравственных качеств учащихся в системе работы классного руководителя

Сообщение  об эффективных формах и методах формирования нравственных качеств учащихся в системе работы классного руководителя Отчет классного руководителя о проведении классного часа "Толерантнос...

« Формирование нравственной культуры учащихся начальных классов» в рамках проекта «Человек и люди вокруг него»

Актуальность проблемы:   Целью нравственного  воспитания  является  установление истинных, основанных на любви и уважении  контактов,  взаимоотношений между лю...

Использование исторического материала на уроках математики с целью формирования нравственных качеств учащихся

     Любая наука могла бы гордиться такой историей, как история математики, ибо она менее всего история ошибок .   Опытный учитель с привлечением истории математики к о...

«СОТРУДНИЧЕСТВО СЕМЬИ И ШКОЛЫ В ФОРМИРОВАНИИ НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ»

Проблема нравственного воспитания личности всегда была одной из актуальных, а в современных условиях она приобретает особое значение. Влияние семьи на ребенка сильнее, чем влияние школы, улицы, средст...