ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ по теме: «Духовно-нравственное воспитание учащихся 8 класса на уроках литературы как фактор формирования социальной компетенции».
статья (8 класс) по теме

Бессчастнова Светлана Николаевна

Проблема, на решение которой направлен проект:

Недостаточный уровень сформированности духовно- нравственных качеств личности учащихся,   препятствующий  успешной социальной адаптации.

 

<?xml:namespace prefix = o /??>Целевые установки проекта: Фо

рмирование   духовно- нравственных качеств личности учащихся  через опыт самопознания, осмысление своего места в мире, выбор ценностных, смысловых установок своих действий.

Содержание проекта:

Педагогическая модель формирования духовно-нравственных  качеств личности  через  изучение и анализ документальной, публицистической и художественной литературы посредством проектно- исследовательской деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vystuplenie.docx99.69 КБ

Предварительный просмотр:

Комитет образования администрации Балаковского муниципального района Муниципальное образовательное учреждение «Учебно- методический центр» Балаковского муниципального района                                          муниципальный конкурс   «Учитель года-2010».

 

Педагогический проект

«Духовно-нравственное воспитание  учащихся 8 класса на уроках литературы как фактор формирования социальной компетенции».  

проект  выполнила

Бессчастнова Светлана Николаевна

учитель русского языка и литературы

МОУ «Средняя общеобразовательная  школа № 20»

г. Балаково, 2010

 Описание педагогического проекта

«Духовно-нравственное воспитание  учащихся 8 класса на уроках литературы как фактор формирования социальной компетенции».  

В продажный век, век лжи и грубой силы,
Зовешь добру и истине служить

А. Плещеев 

        Современная социальная ситуация в российском обществе характеризуется ростом числа правонарушений среди подростков, усилением жестокости и насилия в подростковой среде, увеличением количества беспризорных детей и т.д. В настоящее время многие специалисты в качестве одной из важнейших причин этих негативных явлении все чаще называют недостаточную подготовленность подростков к взаимодействию с усложнившейся нестабильной средой, их низкую компетентность в решении возникающих перед ними социальных проблем.
        Подросток, в силу своих возрастных особенностей, не может достичь уровня социальной компетентности взрослого человека, но у него должны быть свои формы социальной компетентности, помогающие ему адаптироваться к требованиям ситуаций, характерных именно для подросткового возраста.

        Социальная компетентность обозначает главные качества, с помощью которых человек успешно реализует себя в жизни. Она помогает человеку общаться с другими людьми, вступать с ними в контакт, находить свое место в любой ситуации и достигать поставленные цели. Выделяют следующие  показатели социальной компетентности:

  1. выражение: способность изъясняться, выражать свои знания, мнение и желания;
  2. восприятие: способность слушать, наблюдать  воспринимать события и динамику процесса;
  3. открытость: готовность воспринимать стимулы, способность выслушивать критику и спорить с другими;
  4. сотрудничество: способность осознавать и воспринимать возможности собственных действий и ответственность, умение понимать и приспосабливаться к действиям других;
  5. формирование: способность адаптироваться, налаживать контакты, находить свое место в обучении, умение вести разговор, вести себя соответственно процессу динамики развития группы;
  6. идентификация: способность поставить себя на место другого и разрешать конфликты в соответствии с ситуацией, поддерживать баланс «близость и дистанция», осознавать собственные возможности и границы.

          Таким образом, это  определение обозначает главные качества, с помощью которых человек успешно реализует себя в жизни. Они являются неотъемлемой частью личности.

        Кому из нас не хотелось быть сильной или важной личностью  или, по меньшей мере,  достойной внимания?

        В психологии дается определение  понятия «личность»: «Личность — устойчивые характерные признаки и диспозиции, общественные критерии, поведение в межличностных отношениях и чувства, которые в течение времени упрочиваются, превращаясь в норму поведения. Они закладываются с детства, определяются индивидуальными традициями и обычаями, которые зависят от культуры и отличаются от черт других индивидуумов» (Рут Бенедикт).

Подростковый возраст — это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, по скольку здесь складываются основы нравственности, формиру ются социальные установки, отношения к себе, к людям, к об ществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Глав ные мотивационные линии этого возрастного периода, связан ные с активным стремлением к личностному самосовершенст вованию, — это самопознание, самовыражение и самоутверждение. Главная новая черта, появляющаяся в психологии подростка по сравнению с ребенком младшего школьного возраста, — это более высокий уровень самосознания. Самосознание есть последняя и самая верхняя из всех перестроек, которым подвергается психология подростка (Л.С. Выготский).

Проведенное мною исследование подтверждает  мнение Л.С. Выготского  (см. Приложение 1), что  именно в возрасте 13-14 лет подросток начинается задумываться о своей судьбе, о поступках,  важных для него самого, путях решения той или иной проблемы.

Совершенствование преподавания литературы в школе предполагает усиление нравственного, эстетического и эмоционального воздействия литературного произведения на читателя-школьника, воспитание самосознания и самостоятельности, развитие читательского восприятия и интереса к чтению и изучению литературы, развитие воображения и чувства прекрасного, формирование творческого подхода к литературе.

Отбор произведений для педагогического  проекта «Духовно-нравственное воспитание  учащихся 8 класса на уроках литературы как фактор формирования социальной компетенции» происходил   не только с учетом возрастных особенностей учащихся. Литература   всегда  помогала  человеку правильно выбирать путь, ориентироваться  в окружающей обстановке, так как  в  произведениях русской классики даны типичные люди  в типичных обстоятельствах, следовательно, полученный читателем опыт применим ко всем и каждому.

 Например, произведения, созданные авторами 19 века, представленные в учебнике 8 класса по литературе в 2 частях (авторы – составители: В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В. И. Коровин): А.С. Пушкин  повесть «Капитанская дочка», М.Ю. Лермонтов лирика, поэма «Мцыри», Н.В.Гоголь «Ревизор», Л.Н. Толстой «После бала», И.С. Тургенев «Ася» - поднимают такие вечные проблемы, как жизнь и смерть, война и мир, место человека в мире людей, что позволяет наполнить уроки  истинными понятиями: Гуманизм, Гражданственность, Патриотизм.

         Именно поэтому с 8 класса  я  вплотную начинаю работать над проектом «Духовно-нравственное воспитание  учащихся 8 класса на уроках литературы как фактор формирования социальной компетенции» и проблемой недостаточного уровня сформированности духовно- нравственных качеств личности учащихся,   препятствующих  успешной социальной  адаптации.
        Целью проекта является формирование  духовно-нравственных качеств личности учащихся  через опыт самопознания, осмысление собственного места в мире, выбор ценностных, смысловых установок  своих  действий.

В соответствии  с проблемой и целью была использована  следующая модель:

Образовательный

процесс

УЧЕНИК

УЧИТЕЛЬ

Формы взаимодействия с учащимися по формированию  социальной компетенции  через духовно-нравственные  воспитание на уроках литературы в 8 классе.

Работа с текстом

Исследовательские проекты учащихся (биография писателей, портреты героев, детский рисунок и др.)

Анкетирование учащихся

УЧИТЕЛЬ + УЧЕНИК

Читательские конференции

Творческие отчеты, сочинения.

Учащиеся

Анализ работ учителем

 

Классные лектории по  духовно-нравственным проблемам

Индивидуальные консультации родителей

Просвещение родителей

Каждый элемент модели предполагает совместную деятельность учителя и ученика.

Теме  проекта «Духовно-нравственное воспитание  учащихся 8 класса на уроках литературы как фактор формирования социальной компетенции»    подчинено всё:  построение уроков,  выбор тем для сочинений, подбор заданий, требующих не только вспомнить текст изучаемого произведения, но и дать оценку характерам героев, их поступкам, взглядам, оформление кабинета (оборудована сменная галерея рисунков учащихся).

 Особенность этого проекта состоит в том, что  это концентрическая система и к нему можно возвращаться и в 9, 10, 11 классах,  усложняя и выбирая разные  формы для выражения мнений учащихся.        

    Проблемные вопросы, на которые должны ответить учащиеся в ходе проведения проекта  следующие:

  1. проследить развитие чувств героев в изучаемых произведениях;
  2. исследовать причины жизненной драмы героев;
  3. выявить средства и приемы, которые использует автор для того, чтобы открыть нам тайны душевных переживаний героев;
  4.  актуальность произведения.

  Безусловно, ученическое исследование не может быть приравнено  к исследованию ученого, которое имеет своим результатом научное открытие качественно новых закономерностей и явлений. Ученики совершают восхождение к уже открытым наукой вершинам, но постигают истину не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений и решений. Учитель же помогает выбрать путь восхождения, через частное открыть общее. Здесь, мне как учителю, важно найти тему, проблему, в решении которой ученик может сказать «свое слово», направить поиск, предложив методику исследования, используя   приемы воздействия  на учащихся.

Приемы воздействия учителя  на учащихся по воспитанию духовно – нравственных ценностей

1.Нравственные упражнения

Суть приема – в организации обстоятельств, требующих  от ученика правильных поступков, рассчитанных на развитие нравственных качеств. Нравственные упражнения развивают новые мысли и чувства, новые мотивы поведения – в этом его воспитательное значение.

2. Доверие

Сущность – поручение определенного ответственного дела. Оно развивает чувство долга и ответственности, укрепляет дисциплину, организованность, инициативу, активность, т.е. мобилизует все силы, чтобы выполнить поручение.

3. Пробуждение гуманных чувств

 Метод сопереживания. Необходимо найти в окружающей обстановке такие условия, при которых учащиеся сами бы увидели людей, нуждающихся в помощи.

4. Активизация сокровенных чувств

 Прием активизации. Создание незаметно для учащихся таких обстоятельств, которые вызывают звучание глубоко скрытых чувств, на их основе воспитываются благородные стремления.

5. Доброта, внимание, забота

главное  учащиеся должны чувствовать искренность учителя, коллектива.

Еще одним важным условие  для успешного проведения проекта является умение  учащимися оценивать свою работу в группе, работу одноклассников, и в этом им помогает разработанные мною критерии (см. Приложения 2-5).  

         Обратим внимание на одну из форм  взаимодействия  с учащимися по формированию  социальной компетенции  через духовно-нравственное  воспитание на уроках литературы в 8 классе.

При подготовке и проведения данного проекта уместно разделить класс на группы: «Историки», «Исследователи + Художники», «Литературоведы», «Биографы». Данные группы не постоянны, так как  временной отрезок  и охват произведений высокий, что позволяет  многим учащимся раскрыться в разных качествах.

Остановимся более подробно на группе «Исследователи + Художники».

Неотъемлемой частью эффективного образования в области русского языка и литературы должна стать, на мой взгляд,  исследовательская работа обучающихся («творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (двух личностей) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения»). Так как при использовании объяснительно-иллюстративного подхода, задача ученика сводится к запоминанию и воспроизведению знаний или усвоению того или иного действия путем тренировки, а при исследовательском подходе ученик получает знания о предметах и явлениях и устанавливает пути их изучения в ходе самостоятельного исследования. Он “открывает” знания или действия, подлежащие усвоению, путем решения задач, выдвинутых учителем или самостоятельно сформулированным. В результате у школьников появляется потребность в новых знаниях. При использовании исследовательского подхода я направляю деятельность обучающихся на творческое усвоение научных знаний и овладения методами научного познания. (См.   Приложение 6 исследовательские работы проекты, сочинения учащихся).                              

        Учащиеся нуждаются в синтезе литературы и иллюстрации, т.к. слияние искусств своей эмоциональной и романтической направленностью формирует внутренний мир, чуткий к проявлению всего прекрасного. Начальный интерес к собственному творчеству способствует возникновению интереса к различным областям литературы и искусства.

         После прочтения и обсуждения на уроках литературного произведения учащиеся создают свои иллюстрации к нему. Далеко не все рисуют собственные картины. Некоторые выполняют задание — создать словесное описание иллюстрации (расскажи художнику, который будет рисовать иллюстрацию, что бы ты хотел изобразить) — адресовано тем, кто стесняется показывать свои рисунки, но обычно мало кто берётся за его выполнение, так как оно значительно сложнее. Защита  иллюстраций учащимися, помимо достижения других целей, становится своеобразным обобщением изученного материала. (См. Приложение 7 иллюстрации).

         Этап  «Способы отслеживания» считаю важнейшим  в работе над педагогическим проектом,  поэтому  хочу остановиться на нем подробнее.

         Детские картины интересно  исследовать с точки зрения психологии, художественности, творчества.  Чтобы воспринять объект, тем более нарисовать,  ребенок должен отобразить целое как совокупность его частей, выделить главные признаки среди второстепенных, сопоставить их  с категорией предметов и явлений.         

          В помощь для анализа художественных работ учащихся  по темам: «Мир Лермонтова»,  «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Маленький человек» Н. В. Гоголя мною привлекались педагог- психолог и учитель изобразительного искусства.

         Мною были сделаны следующие выводы:

  1. представленные работы  показали, что учащимся в работе над картинами пришлось более глубоко осмыслить  произведение.  Не секрет, что взаимосвязь книги и иллюстрации в совокупности способствует эстетическому и творческому развитию подростка;  
  2. при толковании  собственных картин учащиеся  концентрируют внимание на том, что изображено и насколько это фактически точно соответствует литературному тексту;
  3. индивидуальные наблюдения над тем, как и почему именно так изображаются герои и события, ещё очень скупы, гораздо плодотворнее с этой точки зрения оказывается коллективное обсуждение, когда высказывание одного ученика рождает интересное замечание другого, и так далее;
  4. интерес учащихся после такой работы  перерастает в потребность знаний, желание творческого и комплексного освоения книги.

            В ходе исследований работ учащихся 8 класса Д, проведенное школьным психологом Лаптевой Л.В.  было отмечено следующее (см. Приложение 8):

  1. отсутствие у школьников агрессивных тенденций;
  2. выразительность чувств и эмоций, преобразование увиденного в живописное произведение;
  3. направленность на сотрудничество.

Особую ценность  для меня, как учителя литературы  представляют наблюдения  учителя изобразительного искусства (см. Приложение 9):

  1. во всех представленных картинах  присутствует  целостность в передаче настроения, чувственность изображения;  
  2. учащиеся как бы находятся в среде, которую изображают.  

Таким образом,  один из способов отслеживания  работ подтверждает, что  у учащихся  частично формируется  социальная  компетенция через  духовно-нравственное воспитание.

        По мнению Евгения Ильина, "изучать литературу - это воспитывать ею". В век интернета для формирования  социальной личности    появляется дополнительная возможность.   Каждый из учеников 8-9 класса по желанию может поучаствовать  в интернет - викторинах, разработанной мною, «Волшебный край- театр 19 века» и  «Наш 19 век» или поучаствовать в дискуссии  на Campus.ru  «Нравственные ценности нашего времени».   (См. Приложение 10 http://www.campus.ru/post/view/post/93273/8521, http://www.campus.ru/post/view/post/93273/8519,  http://www.campus.ru/post/view/post/93273/8567)

        Работа в блоге позволяет установить эффективную обратную связь  с учащимися и  посмотреть,  насколько они  способны проявить нравственную позицию,  подготовлены к восприятию духовного содержания традиционной культуры.

        Итогом проекта  « Формирование  социальной компетенции  через духовно-нравственные  воспитание на уроках литературы у учащихся 8 класса»   станет сочинение «В человеческой жизни есть мгновенья перелома…», где ученики  на основе имеющейся информации  сделают  вывод о назначении человека в этой жизни, способах решения поставленных задач. А для меня будет ясным,   изменилась  ли духовно- нравственная  основа учащихся.

        Представленный педагогический  проект  - проект в действии. На данный момент созданы следующие  учительские и ученические работы, помогающие  выбору  ценностных, смысловых установок своих действий: «Крестьянский бунт» по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»;  «Образы Петра Гринева и Маши Мироновой»  в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»; биография  А.С. Пушкина «…душа в заветной лире// Мой прах переживет и тленья убежит…»; поэма «Мцыри» М.Ю. Лермонтов;  кадры к фильму «Мцыри»; Заочное путешествие «В Тарханы к Лермонтову»;  «Театр 19 века»;  Н.В.Гоголь «Пороки чиновничества» по комедии «Ревизор»; Россия на рубеже XVIII - XIX веков; серия детских картин  по темам:  «Мир Лермонтова»,  «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Маленький человек» Н. В. Гоголя и др.

        Особенность данного педагогического  проекта состоит в том, что  это концентрическая система и к нему можно возвращаться в 9, 10, 11 классах,  усложняя и выбирая разные  формы для выражения мнений учащихся.  

         Таким образом, предложенный мною педагогический проект  целенаправленно подготавливает  подростков к вхождению в сложную социальную среду.

Литература:

  1. Абелюк Е. Сети словесника //Школьное обозрение.2005. №1.
  2. Круглова И.В. Использование проектных технологий обучения на уроках литературы в старших классах //Образование в современной школе. 2005. №8.
  3. .Леонтович А.В.Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников.2003.№ 4.
  4. Немов, Р.С. Общая психология.: Учебник для ср. проф. образования. / - М.: Владос, 2003.
  5. Немов, Р.С. Психология:  Учебник для пед. вузов / Р.С. Немов; М.: Владос, 2001.
  6.  Степанов П.В. Диагностика и мониторинг воспитательного процесса в школе  М.: Академия АПКиПРО, 2003.
  7. Терентьева Р.П.  Школа научного поиска: исследовательская деятельность учащихся по литературе // Русская словесность .2002. №2
  8. Чередникова О. Информационные технологии в работе учителя русского языка и литературы //Русский язык.2009. №5.
  9. Шабалина С.С. Проведение творческих исследовательских работ учащимися под руководством учителя // Исследовательская работа школьников. 2005. №3 .  
  10. http://www.research.mifp.ru/stud_res.html
  11. http://festival.1september.ru/articles/520619/
  12. http://www.eidos.ru/journal/2006/0901-4.htm
  13. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4765/Itemid,118/
  14.  http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php
  15. http://www.eidos.ru/journal/2006/0901-4.htm
  16. http://www.openclass.ru/portfolios/32785

   

Приложение № 1

Анкета  «Духовные ценности» для учащихся  7-9 классов.

Степанов П.В. Диагностика и мониторинг процесса воспитания в школе / П.В. Степанов, Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова. - М.: Академия: АПКиПРО, 2003.

(проводится анонимно)

Перед тобой несколько разных высказываний. Пожалуйста, прочти их и подумай – согласен ты с этими высказываниями или нет.

  1. Глупо рисковать ради другого человека. Да, нет.
  2. Я допускаю, что могу ошибиться в жизненном выборе. Да, нет.
  3. Человек не может всего знать, поэтому я не беспокоюсь по поводу того, что не знаю многих важных вещей. Да, нет.
  4. Для меня важно найти смысл собственной жизни. Да, нет. 
  5. Приходилось  ли выбирать вам: принести пользу себе, но сделать больно другим людям (одноклассникам, родителям, друзьям),  ради достижения положительного результата. Да, нет.   
  6. Приходилось  ли вам жертвовать своими интересами ради других людей. Да, нет. 

 

Анализ анкеты «Духовные ценности»

                   Всего в анкетировании приняло участие 197 человек, возраст опрашиваемых 13-15 лет (7-9 класс).

Вопрос 1:    

Вопрос 2:   

         

 

Вопрос 3:

         

Вопрос 4

             

Вопрос 5:

           

 Вопрос 6:

Приложение 2

Лист планирования работы в группе

Для успешного выполнения проекта вы должны чётко представлять себе,  какую работу выполнить, какие исследования провести, каких результатов хотите добиться. Для этого заполните этот лист планирования. У вас,  может, не получится всё сразу записать, тогда заполняйте его постепенно, по мере обдумывания, но главное помните, проект - это нечто « брошенное вперёд», в данном случае это ваши мысли о том, что должно выйти в конечном итоге.

Основополагающий вопрос______________________________________________________

Вопрос проблема ____________________________________________

Этапы

Гипотеза:

Цель:

Задачи:

Что знаем:

Что еще нужно найти:

Что можно использовать:

Источник информации / ресурс

Вид информации

Какую консультацию и у кого мы можем получить:

Координатор в группе:_______________________________

Распределение обязанностей и план работы:

1 ученик

2 ученик

3 ученик

Что делать

Что сделано

Приложение 3

Отзыв от сверстников

Ваше имя, фамилия: ___________________________________________________

Имя, Фамилия рецензируемого: _________________________________________

Вопрос, над которым работал рецензируемый:_____________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Две похвалы работе:___________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Два предложения о работе:

__________________________________________________________________

Я хочу знать больше о...

  1. Я не уверен, что это значит...
  2. Я хочу знать больше деталей о...

Другие идеи и замечания:

__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________

Приложение 4

Самооценка ученика при работе в группе

Критерии

Абсолютно

согласен

Согласен

Частично

согласен

Не согласен

Я в полной мере участвую во всех мероприятиях группы.

Внимательно выслушиваю то, что говорят члены моей группы.

Я высказываю в своей группе конструктивную критику.

Я помогаю участникам группы, когда она нуждается во мне.

Я завершаю выполнение моих задач в соответствии с графиком.

Я с уважением отношусь к мнению участников группы, даже если я не согласен с ними.

Я поддерживаю позитивное отношение по поводу проекта, даже когда мы сталкиваемся с проблемами.

Приложение 5

Общий план ответа на вопрос о значении творчества писателя

А. место писателя в развитии русской литературы.

Б. Место писателя в развитии европейской (мировой) литературы.

1. Основные проблемы эпохи и отношение к ним писателя.

2. Традиции и новаторство писателя в области:

  1. идей,
  2. тематики, проблематики;
  3. творческого метода и стиля;
  4. жанра;
  5. творческого метода и стиля;
  6. жанра;
  7. речевого стиля.

В. Оценка творчества писателя классиками литературы, критики.

Приложение 6

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20»

Читая «Мцыри»…

Сочинение

ученицы 8 класса Д

МОУ «Средняя школа № 20»

Учитель: Бессчастнова С.Н.

Читая «Мцыри»…

        Читая «Мцыри», я невольно начала задумываться, что значит моя жизнь,  как можно и от чего можно быть счастливым.

В этом  произведении описана судьба, пронизанная многолетними горестями и мимолётным счастьем. Герой этой поэмы – родом из Грузии, он попал в плен к русским солдатам, но его выручил добрый монах, который привёл его в монастырь. Действующие лица этой поэмы делятся на две категории: свободолюбивые, не желающие подчиняться никому – это Мцыри и природа Грузии, другие - скромные, подвластные царю, не имеющие  жажды  свободы – это монахи.  

Мцыри много лет жил в церкви, взаперти,  у него нет друзей, нет семьи, он – один. У него есть лишь одна мечта – вырваться на свободу, увидеть родные просторы Грузии, найти родных по душе людей. И он решает сбежать. В один день начинается буря, она воет, сильно сверкают  молнии Православные монахи в суматохе и страхе не замечают, что Мцыри исчез, которому  помогает сама природа. Он  понимает ее, а не боится её. В этом уже есть его непохожесть на  монахов. Это ещё раз доказывает ему, что он не сможет жить среди них и стать монахом. Но живя на воле некоторое время, он понимает, что среди животных он тоже жить не сможет.  Схватка с хищником показала ему, что он должен убивать животных, чтобы выжить,  нужно срывать плодовые растения, чтобы не умереть с голоду. Мцыри понял, что уничтожая животных и растений, он не сможет стать их другом и жить среди них.  Пропасть одиночества начинает увеличиваться. Мцыри с горечью понимает, что даже на воле среди вольного ветра и шумной воды он не сможет найти родственного  себе существа. Но все, же он осуществил мечту, и эти дни для него были самыми счастливыми и свободными за всю его жизнь:

… Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил - и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости твоей.….

Всё своё путешествие он рассказывает монаху в исповеди. Мцыри не оправдывается, не просит прощения, он уверен, что имеет право на свободу, на яркую жизнь там, где ему хочется:

…Но людям я не делал зла,

И потому мои дела

Немного пользы вам узнать,

А душу можно ль рассказать? ...

Мцыри отстаивает свою мечту.    Он пытается объяснить,  хотя бы одному человеку, как он страдает  по родному дому, людям, свободе,  мечтает хоть раз поговорить с кем – то о том, что его волнует, тем самым облегчить свои мучения:

…Всё лучше перед кем – нибудь

Словами облегчить мне грудь….

Образ Мцыри в поэме является противоположностью всех тех людей, с которыми он жил много лет. Он слишком любит родину и свободу, чтобы отказаться от них и принять православное монашество.  

        Для него является трагедией то, что он  много перенял от монахов и чем – то стал похожим на них, от предков взял любовь к свободе, от природы умение с ней сливаться. Но эти качества не могут жить вместе, они    борются и разрушают душу Мцыри. Он обречен на одиночество.

        Если бы я была на месте Мцыри, я осталась в монастыре. Ведь Он почти всю свою жизнь жил среди монахов, перенял от них некоторые качества. Возможно, не просто так разлучён с родными, возможно, его место  было именно среди монахов.  А своё одиночество он смог скрасить служением в церкви. Хотя, может быть, я и ошибаюсь.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20»

Кто такой Петр Гринев?

Есть ли такие люди в современном мире?

Исследовательская работа

ученицы 8 класса «Д»

Балибалова Кристина

учитель Бессчастнова С.Н.

Кто такой Петр Гринев?

Есть ли такие люди в современном мире?

Есть книги, которые с детства, юности, войдя в сердце человека, сопровождают его всю жизнь: утешают  в горе, радуют, вызывают  раздумье. Так  и повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка» заставила меня заново оценить  свои поступки,  задуматься, что такое добро и зло.  

 Одним из главных героев повести является Петр Гринев.  Попробуем разобраться в его личности.  Детство и образование  Петруши ничем не отличалось от других дворянских детей. С пятилетнего возраста был отдан на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному ему в дядьки. На двенадцатом году выучился русской грамоте. Едва Петруше исполняется 17 лет, как отец отправляет его защищать отечество и служить императрице. Если наблюдать в это время за Петром Гриневым, мы увидим, что юноше уже знакомы понятия, честь и благородство. Он дарит заячий тулупчик мало знакомому «вожатому» офицеру, и вместо того, чтобы отговориться неплатежеспособностью, отдал ему проигранные деньги.

В Белгородской крепости Гринев влюбляется в Машу Миронову. И от этой любви начинает увлекаться написанием стихов в ее честь. Благородство и смелость  Петра проявляется  именно на дуэли  в желании  защитить имя своей возлюбленной. С приходом в Белгородскую крепость Пугачева, Гринев отказывается принять присягу Пугачеву на том основании, что уже дал ей слово императрице и будет его держать. Он боится смерти, но готов умереть  только честным человеком. Гринев -  человек Чести.   Узнав о том, что Маша Миронова в руках  Швабрина, Петр не медля, спешит к ней на встречу. Гринев сочувствует иным простым людям, кроме Пугачева. Он с удовольствием, как и все дворяне, пользуется  привилегиями своего сословия и мало задумывается о несправедливости крепостного права, делающего одного человека рабом и слугой другого. Оправдать Гринева может лишь его молодость: первая любовь. Гринев представляет собой романтического героя, который может все отдать за любимую и дорожит своей и ее честью.  Следует отметить, что Петр Гринев всегда говорит искренно, в его словах нет ни одной фразы лжи.

Есть ли в современном мире такие люди, как Петр Гринев?

Возможно.  Ведь каждый из нас – в душе романтик. Если вы действительно хотите добиться своей цели, то обязательно  достигните безупречных результатов. Главное помнить истинные вещи в жизни:  – дружба, любовь, честь. Если  ты счастлив, то старайся дарить счастье другим.  Каждый  из нас, так же как и герой  «Капитанской дочки» -  Петр Гринев, будет  бороться за свою любовь, отстаивать свое мнение, честь, и не будет

Это произведение навсегда оставило  след в моем сердце. Я с удовольствием прочитаю ее еще много раз, и, быть может,  открою для себя что-то  новое.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 20»

Маша Миронова – мой идеал.

Сочинение

ученицы 8 класса Д 

Саенко Юлии

МОУ «Средняя школа № 20»

Учитель: Бессчастнова С.Н.

Мария Миронова – мой  идеал.

        Маша Миронова является для меня идеалом девушки. Ведь в ней есть то, чего нет в большинстве людей. Ее доброта, отзывчивость, понимание, преданность и любовь – самые лучшие черты ее характера.

        Мария Миронова очень чувствительная девушка. И хотя она и была трусихой и боялась выстрелов, по словам многих это не портило всю ее жизнь, характер, личность.

        Маша была влюблена в Петра Гринева. Именно он был смыслом всей ее жизни.  Эта любовь была взаимной. Петр писал Маше стихи, «слабые», но написанные искренне, послужившие поводом к  дуэле со Швабриным.

        Швабрин – аристократ. Очень умен и хитер. Когда Мария отказалась выходить за него замуж, оскорбленный Швабрин стал мстить, написав анонимное письмо старику Гриневу  с клеветой на  его сына. Но это не помешало быть вместе Маше и  Петру. Огромное чувство любви – вот что помогло им всегда быть вместе.

                        Главным героем «Капитанской дочки» можно, с полной уверенностью,  называть Марию Миронову. Маша Миронова – «нравственный идеал А.С.Пушкина». Можно сказать, что она вышла  победителем в этой сложной жизненной ситуации. Сила любви, чувство ответственности, простота, нравственная чистота, бескорыстие, внутренняя красота – по моему мнению, такими чертами характера должен обладать каждый человек.

        Еще одна не менее важная черта характера Марии Мироновой –  кристальная честность,  она не выносит,  когда страдают люди, готова жертвовать собой ради счастья других. Мария Миронова при встрече с императрицей сделала то, чего не сделал бы почти никто. Она рассказала, что именно  она виновна в несчастьях жениха и готова решиться на отчаянные поступки.

        По моему мнению, таких как Мария Миронова  в наше время только единицы. Не осталось и следа от тех, кто готов ответить за свои поступки. Единицы тех, в чьих сердцах живет любовь как у Марии Мироновы и Петра Гринева, а еще меньше тех, кто может пронести эту любовь через всю свою жизнь.  Становясь старше, мы, к сожалению,  забываем,  о чем мечтали, как верили, что сможем совершать такие же благородные поступки, как   Маша. И поэтому, Мария Миронова – мой идеал.

Приложение 7 иллюстрации

Приложение 8

Справка  

 о  проективном исследовании  серии рисунков учащихся 8 класса Д МОУ «СОШ № 20»

(учитель русского языка и литературы Бессчастнова С.Н.)

 по темам  «Мир Лермонтова»,  «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Маленький человек» Н. В. Гоголя.

Цель проективного исследования:

 выявление преобладающих социальных аттитюдов у школьников,  т.е. субъективная ориентация социального индивида  на доминирующие  ценности.

        Основным приемом обработки полученных в ходе работы материалов стал контент - анализ рисунков. Исследовалась их  тематика, содержащиеся в них объекты, образы, конфигурации объектов, цветовая гамма. При проведении контент - анализа  помогали устные комментарии учащихся к рисункам.

        Композиция и общая тематика рисунков.

        Рисунки разделены на аллегорические и «прямые». Создаваемое содержание «прямых»  рисунков сводится к непосредственному значению составляющих их образов. Метафорические рисунки  населяют образы, в которые вложен смысл, выходящий за рамки их непосредственного значения, причем символическое звучание придано намеренно.

Целостность композиции рисунков. 

        Большинству рисунков на тему:  «Мир Лермонтова»  присущ единый замысел или сюжет.  Это эмоционально заряженные произведения, источающие духовную силу.

Эстетика изображений.

Все рисунки выполнены достаточно аккуратно.

Тематика рисунков.

        Во всех рисунках независимо от композиционных особенностей, содержатся изображения объектов, явлений, не носящих агрессивных тенденций  (ни вербальных, ни невербальных). Характер взаимоотношений между объектами мирный. Эмоциональное восприятие рисунков - положительное.

Размер объектов.  

        Во всех рисунках прослеживается соразмерность объектов. Использована широкая цветовая гамма.

Вывод.  

        Изучение социальных аттитюдов  школьников с помощью проективного метода позволило выявить следующее:  

-отсутствие у школьников агрессивных тенденций;

 - выразительность чувств и эмоций, преобразование увиденного в живописное произведение;

-направленность на сотрудничество;

Психолог                                         Л.В.Лаптева

Приложение 9

Оценка картин  учащихся 8 класса Д МОУ «СОШ № 20»

по темам «Мир Лермонтова», «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Маленький человек» Н. В. Гоголя.

         Представленные картины выполнены доступными материалами: гуашь, акварель, фломастер, тушь, цветные  карандаши. В работах использовалась также и смешанная техника.

         Рисунки  ребят  грамотно закомпанованы  на  рабочем листе. В них  просматривается главная задача  произведения.

 В композиционном  построении рисунки выполнены   грамотно, выдержана цветовая гамма, насыщенность  цветом,  создают контрастность, привлекают внимание красочностью и создают гармонию внутри зрителя. Колорит в рисунках выдержан и  един по стилю, нет вычурности.  В некоторые работах используется плановость (первый и второй план).

           Во всех представленных рисунках присутствует  целостность в передаче настроения, чувственность изображения.  Учащиеся как бы  сопереживают вместе с автором в своих работах,   пытаются передать происходящее  в произведении.

        Например,  при выполнении задания иллюстрирования книжной обложки ребята проявили фантазию, интерес, внесли  в рисунки  свое отношение к произведению. Четко почувствовали главную мысль произведения и старались передать графически свое отношение.   В нескольких  работах учащиеся    выразили  свое сопереживание  главным героям,  передали через   насыщенную цветовую гамму.

Вывод: учащиеся четко и грамотно справились с поставленной  им задачей, выдержав все правила выполнения композиции,  реализовав свои впечатления в красочных рисунках.

Учитель изобразительного искусства                                   Михеева Т.А.

Приложение 10

Скриншот интернет - страниц, обсуждений в блоге.