Методическая разработка «Формирование аналитических навыков и активного творческого мышления в процессе анализа музыкального синтаксиса на уроках сольфеджио»
методическая разработка на тему

Современный предмет сольфеджио – это целая система развития музыкальных способностей детей, включающая в себя воспитание интонационно-ладового слуха, чувства метро-ритма, приобретения навыков сольфеджирования, а также умения осознанно и грамотно анализировать музыку на слух и по нотам.

Все эти навыки формируются, начиная с младших классов в соответствии с основными принципами музыкальной педагогики: пследовательность, постепенность и доступность в обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_sintaksis_2017.docx24.59 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Управление культуры г. Курска

МБОУ ДО «Детская школа искусств №5 им. Д.Д. Шостаковича» города Курска

Методическая разработка на тему:

«Формирование аналитических навыков и активного творческого мышления в процессе анализа музыкального синтаксиса на уроках сольфеджио»

преподавателя высшей категории

методического объединения

по специализации

«Теоретические дисциплины»

Понкратовой Т.Г.

Курск, 2017 г.

Современный предмет сольфеджио – это целая система развития музыкальных способностей детей, включающая в себя воспитание интонационно-ладового слуха, чувства метро-ритма, приобретения навыков сольфеджирования, а также умения осознанно и грамотно анализировать музыку на слух и по нотам.

Все эти навыки формируются, начиная с младших классов в соответствии с основными принципами музыкальной педагогики: пследовательность, постепенность и доступность в обучении.

Преподаватель должен точно знать цель и перспективу выработки тех или иных навыков, четко представлять, на какой «ступеньке развития» находится группа в целом и каждый ученик в отдельности, чтобы обучающиеся, накопив определенную базу знаний и умений, пришли в старшие классы достаточно подготовленными к восприятию более трудного теоретического и практического материала.

Единство прерывности и непрерывности (одновременное расчленение и слитность), свойственная словесной речи, присуща и музыке. Музыкальная речь, как и речь словесная, невозможна без единства слитности и расчлененности. Необходимым условием понимания любой речи является членораздельность, а главным условием самой возможности произнесения речи – наличие цезур. Пределы длины предложения обусловлены и объемом кратковременной памяти (способности охватить целое), и объемом дыхания. В общем, эти закономерности свойственны и музыке.

В словесной речи сливающиеся звуковые элементы образуют слово – первоначальную смысловую единицу. Слова объединяются в фразы, а они, в свою очередь, сливаясь, образуют предложения, которые вырастают в более крупные предложения – абзацы (периоды). Синтаксис музыкальный и словесный очень похожи. В музыке различные интонации, сливаясь, образуют музыкальную ткань, подразделяющуюся на мотивы, фразы, предложения, периоды и более крупные разделы.

Музыкальный синтаксис – это совокупность и взаимодействие мелких осмысленных частей музыкального произведения, образующих в конечном итоге строение музыкального произведения или музыкальную форму. Синтаксическая граница между любыми частями формы называется цезура. Она может иметь разную глубину, в зависимости от резкости разграничения частей. Признаками цезуры являются:

1) остановка на относительно долгом звуке, пауза (не всегда);

2) повторность мотивов или фраз;

3) повторность ритмических фигур;

4) контраст мотивов или фраз.

Часть произведения, отделенная цезурой от других частей, называется музыкальным построением. Построения отделены друг от друга, но в то же время находятся в соподчинениях разного рода, благодаря которым вместе образуется музыкальное целое. Подразделение относительно законченной мысли на части и их соподчинение друг с другом и относятся к области музыкального синтаксиса. Наименьшей единицей музыкальной формы, обладающей смысловой и эмоциональной выразительностью, является музыкальная интонация. Это обычно мелодический оборот из двух звуков. Музыкальная интонация «выстраивает» музыкальный образ. Интонирование является одним из главных свойств как человеческой речи, так и музыки, поэтому важнейшей задачей музыканта всегда было выразительное исполнение каждой интонации. Интонацию образуют однотактовые одноакцентные мотивы, которые более развиты, чем интонация, но не имеют законченности. Два (три) мотива объединяются в двутакты с относительно законченной музыкальной мыслью – фразы. Две-три фразы объединяются в предложение – музыкальную мысль, завершающуюся каденцией. Каденция – это последовательность нескольких звуков или аккордов, завершающих музыкальное построение. Каденции принято классифицировать по местоположению и функциональному составу. Они могут иметь устойчивое или неустойчивое окончание, и по этому признаку бывают таких видов:

1) Полная совершенная, которая звучит наиболее законченно и имеет в окончании на сильной доле такта тоническое трезвучией с примой в верхнем голосе;

2) Полная несовершенная, которая тоже в окончании имеет тонический аккорд, но с любым тоном в мелодии и на слабой доле такта, поэтому производит впечатление неполного завершения;

3) Половинная каденция оканчивается неустойчивыми ступенями с нетонической (чаще доминантовой) гармонией, поэтому передает незавершенность музыкальной мысли. Такая каденция используется внутри построений.

Все музыкальные построения различаются друг от друга степенью законченности музыкальной мысли. Самой наименьшей, выражающей относительно развитую и законченную музыкальную мысль, является период. Простейший его тип состоит из восьми тактов и имеет два-три предложения. Первое из них оканчивается половинной или полной несовершенной каденцией, что создает впечатление неустойчивости и незавершенности, а весь период обычно заканчивается полной совершенной каденцией.

По структурному признаку периоды могут быть следующими:

1) квадратный – состоит из одинаковых по величине предложений. Такие периоды характерны для европейской бытовой и профессиональной музыки.

2) неквадратный – состоит из двух неравных по величине предложений. Встречается в музыке русских композиторов, опирающейся на народное творчество.

По тематическому признаку различают периоды повторного строения (состоит из двух сходных предложений) и неповторного строения (состоит из двух несходных предложений).

По тональному признаку периоды могут быть однотональными и модулирующими.

Основными элементами музыкальной речи, которые используются для образования музыкальной формы, являются мелодия, ритм, гармония в их взаимодействии. Как раз в мелодии ярче всего и проявляются характерные черты какой-либо мысли. У мелодии прежде всего важно ее направление. Движение мелодии создает мелодический рисунок. Мелодическое движение бывает:

1) восходящее (передает подъем напряжения и сопровождается обычно крещендо);

2) нисходящее (передает спад напряжения и успокоение);

3) волнообразное (состоит из чередования восходящих и нисходящих движений);

4) горизонтальное.

Мелодия обязательно имеет высшую точку подъема – кульминацию, которая обычно располагается ближе к концу произведения.

Очень важно и необходимо включать музыкальный синтаксис в различные формы работы на уроках сольфеджио, так как в процессе работы над слуховым осознанием слышимого звуковые образы закрепляются в памяти, становятся привычными и служат основой выработки навыков пения, чтения с листа, написания диктантов и других.

Обучающиеся, получив необходимые навыки, начинают осознавать их, то есть могут узнать, мысленно представить и услышать в исполняемых произведениях. Полученные знания о музыкальном синтаксисе помогают детям и на уроках сольфеджио, и в работе над музыкальным произведением на уроках специальности.

Давайте рассмотрим использование знаний элементов музыкального синтаксиса в основных формах работы на занятиях по сольфеджио.

I Сольфеджирование и пение с листа

Перед непосредственным исполнением мелодии с обучающимися разобрать и проанализировать данный материал, то есть провести его музыкальный синтаксис:

- определить тональности

- ритмические особенности

- структуру мелодии и каденции

- форму

- направление движения мелодии

Проведя анализ номера, далее учащиеся должны обработать ритм мелодии с ритмослогами и сольфеджировать ее в ритме. Затем мелодия пропевается ступенями с обозначением ручных знаков, а затем и нотами с ними же. И в заключение мелодия пропевается с дирижированием. Большую пользу приносит исполнение примера «по цепочке» по фразам или предложениям, так как развивает собранность, внимательность и внутренний слух учащихся.

II Музыкальный диктант

Работа над музыкальным диктантом относится к наиболее трудным формам урока сольфеджио, так как требует не только определенного уровня развития музыкального слуха, но и достаточно развитых логики и мышления обучающихся. Успешная работа детей в написании диктантов зависит от многих факторов, в том числе от умственного развития ребенка, его индивидуальных способностей и типа нервной деятельности.

Музыкальный диктант в этой форме работы играет немаловажную роль. Вначале диктант выразительн исполняется в нужном темпе 2-3 раза подряд. Такое исполнение мелодии поможет учащимся ее запомнить и интонационно приблизить. Далее нужно сделать общий анализ мелодии и определить лад, размер, ритмические особенности и характер. После каждого следующего прослушивания определяются:

- количество сильных долей (начало каждого такта);

- количество фраз, предложений, каденции;

- устойчивые и неустойчивые окончания фраз;

- присутствие повторности, секвенции, варьирования;

- количество звуков на каждую долю;

- ритмическая стенография (определение ритмических групп).

Затем происходит настройка в тональности диктанта и запись мелодии. Помогают в этом условные обозначения для различных видов мелодического движения. Конечная цель – полная нотная запись. Желательно заниматься такой формой работы на каждом занятии. Разнообразить ее можно игровыми карточками для выкладывания мелодии.

Слуховой анализ

Эта форма урока, наряду с пением, является основной в работе над развитием музыкального слуха и образного мышления обучающихся. Она предназначена для воспитания у них музыкального вкуса, умения слушать и эмоционально воспринимать музыку, а также способствует обогащению слуховых представлений учащихся и расширению их музыкального кругозора.

При прослушивании музыкального материала обучающиеся накапливают в памяти звуковые образы, учатся различать их и называть, ведь в процессе работы над слуховым осознанием слышимого звуковые образы закрепляются в памяти и становятся привычными, поэтому учащиеся их распознают без труда, представляя мысленно.

Важно вызвать у обучающихся живой интерес к прослушанной музыке, поэтому исполнение музыкального примера должно быть ярким и выразительным. После первого прослушивания заслушиваются общие впечатления детей, их мнение о характере и жанре прослушанного. Впечатления у детей разные: одни говорят только о том, понравилась музыка или нет, а другие могут рассказать об образах, возникших при слушании музыки. Постепенно учащиеся учатся высказывать более полные впечатления, необходимо воспитывать у них желание это делать.

После второго прослушивания необходимо с помощью правильно сформулированных вопросов проанализировать музыкальный синтаксис: лад, форму (количество частей, повторные и контрастные части), темп, размер, характерные особенности фактуры, метроритмические особенности.

Музыкальные примеры для анализа должны быть понятны и доступны учащимся, поэтому лучше для музыкального диктанта брать их из собственного репертуара по специальности. Такие пьесы они разбирают с удовольствием, определяют не только характер, но и жанр произведения, его настроение, не зная названия, придумывают свое.

В некоторых известных пьесах, таких как «Первая утрата» Шумана, можно более подробно разобрать музыкальный синтаксис: цезуры, количество фраз, повторяемость, окончание предложений и их каденции, строение и форму произведения, а также расположение кульминации. В слуховом анализе также можно использовать игровые карточки, собирая пьесу по фразам и предложениям, используя знания в разных видах каденций.

Воспитание творческих навыков

Необходимо использовать познания в музыкальном синтаксисе и в этой форме работы на занятиях сольфеджио. На начальном этапе обучения уделяется внимание контрасту и взаимной связи устойчивости и неустойчивости (интонациям «вопрос-ответ»). Детям надо научиться задавать «вопрос» в виде музыкальной фразы и суметь ответить на него. Для этого можно использовать детские стихи, в которых разбирается ритм фраз, их количество, структура текста (количество вопросов и ответов). Можно опять использовать карточки или нарисовать структуру стиха как схему. Обязательно надо определить количество и вид каденций.

Например, «Загадка».

По деревьям скок-скок,

Да орешки цок-цок.

Кто же это? Отгадай!

Это белка! Так и знай.

Характер стихотворения веселый. Мелодия должна быть такая же. Фраз – четыре. Разгадка в последней фразе, поэтому в трех других должны быть неустойчивые окончания – половинные или полные несовершенные каденции, а в заключительной фразе устойчивый ответ приведет к тонике – полной совершенной каденции.

В дальнейшем задания будут усложняться, но анализ мущыкального синтаксиса будет присутствовать обязательно, например в целостном анализе прослушанного произведения из художественной музыкальной литературы. Очень хорошо при этом использовать звучание разных инструментов. Для проверки восприятия могут быть задействованы различные формы: беседы, ответы на отдельные вопросы, рассказ.

Примерная схема анализа:

1. Определить характер музыки: дать ей название, ассоциации, связанные с ней.

2. Определить жанровые особенности, определить инструменты, исполняющие произведение.

3. Охарактеризовать линию развития музыки.

4. Определить структуру мелодии: установить, сколько фраз, какие они.

5. Определить темп, размер, лад, продирижировать.

6. Выделить отдельные характерные интонации, обороты и ритмические фигуры.

7. Установить тональность, определить отклонения, наличие хроматизмов, альтерацию.

8. Подробно проанализировать структуру, определив средства формообразования: секвентность, варьирование, расширение, дополнение и т.д.

Изучение музыкального синтаксиса является важным этапом для становления музыканта, так как именно правильное понимание формы и организации дает развитие композиционных и импровизационных навыков.

Литература

1. Золина Е., Синяева Л., Чустова Л. Сольфеджио. Музыкальный синтаксис. М.: Классика XXI, 2008.

2. Мазель Л. Строение музыкальных произведений. М.: Музыка, 1979.

3. Способин И. Музыкальная форма. М.: Государственное музыкальное издательство, 1968.

4. Чустова Л. Гимнастика музыкального слуха. М.: Владос, 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка "Формирование практических умений и навыков на уроках технологии в условиях школьной мастерской".

В работе описаны  методические приемы организации практической деятельности по формированию умений и навыков учащихся в условиях недостаточной материальной базы мастерских на примере изучен...

Методическая разработка: «Формирования лексических навыков при использовании ИКТ в процессе обучения немецкому языку»

Применение информационно-коммуникационных технологий позволяют значительно повысить эффективность процесса обучения иностранному языку. ...

Открытый урок на тему: «Обобщение аналитических навыков и активизация творческого мышления на основе развивающих и познавательных заданий по предмету УП «Слушание музыки»

Цель урока: закрепление и обобщение изученного материала.Задачи урока:·        образовательная- создание предпосылок для музыкального и личностного развития р...

Методическая разработка на тему: «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Цель педагогического опыта: разработка и создание условий для активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.Задачи: обеспечить ориентац...

Методическая разработка «Формирование навыков чтения с листа интервалов и аккордов в музыкальных произведениях у обучающихся в классе фортепиано» (методические рекомендации для студентов СХНП)

Работа  раскрывает узкий аспект чтения с листа, имеющий, однако, большое значение для выполнения главного условия чтения– непрерывности исполнения.В работе излагаются приёмы формирования на...

Методическая разработка «Формирование и развитие технических навыков у начинающих пианистов в процессе работы над пьесами подвижного характера»

В методической разработке рассматриваются вопросы формирования и развития технических навыков учащихся в процессе работы над пьессами подвижного характера. В центре внимания  - освоение различных...