Методическая разработка на тему: «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»
методическая разработка

Просолович Юлия Сергеевна

Цель педагогического опыта: разработка и создание условий для активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности.

Задачи: обеспечить ориентацию образовательного процесса на развитие личностного ресурса учащихся (мотивационной, инструментальной и когнитивной сфер личности), развивать интеллектуальный и творческий потенциал учащихся через организацию индивидуальной, творческой и исследовательской деятельности в рамках современных педагогических технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pptx352.91 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Новизна педагогического опыта предусматривает: развитие творческого мышления за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности; расширение представлений учащихся о возможности использования информационных текстов в учебной работе; развитие личности обучаемого, подготовку к самостоятельной продуктивной деятельности в условиях современного общества; развитие навыков исследовательской и творческой деятельности; формирование умений принятия оптимальных решений в сложной ситуации; формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации, использовать ее в своей практической деятельности С момента прихода в школу по настоящий день я по-юношески максималистски ставлю основной своей задачей – воспитать Читателя и Творца.

Слайд 2

В педагогике двадцать первого века в центре стоит личность ученика, развитие которой и является целью образования. Современный педагогический процесс ориентирован на индивидуальный подход к каждому ученику. Педагогу необходимо развить в ребёнке его лучшие качества, учитывая особенности его личности, формируя положительную «Я – концепцию», побуждая к «учению с увлечением», повышая уровень его образования. Безусловно, образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух неразлучных принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное, и умения осмыслить и применить полученную информацию.

Слайд 3

Термин «критическое мышление» давно известен из работ таких известных психологов, как Ж.Пиаже , Дж. Брунер , Л.С. Выготский и др. Д. Дьюи описывал критическое мышление как «сложную, связанную с поступками человека, основанную на содержании сеть деятельности, вовлекающей всего человека». Другой американский исследователь, педагог Роберт Х. Эннис рассматривал критическое мышление как «разумное рефлективное мышление, сосредоточенное на принятии решения, во что верить или как поступить». Значительный вклад в развитие теории критического мышления внесла Д. Халперн , известный американский психолог, опубликовав свою работу «Психология критического мышления». В ней Д. Халперн дает такую трактовку критического мышления - это «использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата» . Это определение характеризует мышление как нечто, что отличается контролируемостью, обоснованностью и целенаправленностью. По мнению Д. Халперн , это такое мышление, к которому «прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений». При этом думающий использует навыки, которые обоснованы и эффективны для конкретной ситуации и типа решаемой задачи.

Слайд 4

ФОРМЫ И СРЕДСТВА ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ сбор данных анализ текстов сопоставление альтернативных точек зрения коллективное обсуждение разные виды парной и групповой работы дебаты дискуссии публикации письменных работ учащихся Моя основная задача как учителя-словесника развивать основы критического мышления через чтение и письмо, а результаты этой работы будут способствовать развитию интеллектуальной творческой активности учеников. Что представляет собой чтение для развития критического мышления? На уроках русского языка и литературы мне приходится работать с двумя основными типами текстов: информационными (научными и публицистическими) и художественными. Приёмы данной технологии работают на обоих типах текстов. Безусловно, существует большое количество рекомендаций по поводу применения тех или иных приёмов, но нельзя забывать, что главное при планировании - содержательная сторона урока, а не привлекательность отдельных приёмов и стратегий. Ученик должен уметь ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения её важности, критически оценивать новые знания, делать выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы

Важной задачей современной  школы является формирование творческого мышления и продуктивной деятельности учащихся для свободной реализации возможностей и способностей личности в обществе. ...

Развитие интеллектуального и творческого потенциала учащихся на уроках русского языка и литературы.

Статья обзорно представляет из опыта работы приемы и формы  организации учебного труда по развитию мыслетворчества учащихся в интеграции музыки, изобразительного искусства, медиасредств....

Развитие творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы.

Развитие творческой активности учащихся - одна из актуальных проблем современной школы. В условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития от человека требуется максимальное проявление гибко...

Развитие познавательных и творческих интересов учащихся на уроках русского языка и литературы

Современный ребенок. Он ищет себя, меняет инте­ресы, отличается самостоятельностью и независимостью. По каждо­му вопросу у него может быть свое мнение. Его суждения, выводы удивляют своей зрел...

Методическая разработка «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русскому языку, с использованием нетрадиционных форм организации учебной деятельности учащ...

Мастер - класс на тему:«Кроссенс как метод развития логического и творческого мышления учащихся на уроках русского языка и литературы»

Цель: продемонстрировать использование технологии «Кроссенс» на уроках как метод развития логического  творческого мышления.Планируемый результат мастер-класса: принятие и применение ...