Методическая разработка «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»
методическая разработка

Пронкина Ирина Борисовна

Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русскому языку, с использованием нетрадиционных форм организации учебной деятельности учащихся. Образовательные  технологии должны научить детей самостоятельно добывать информацию, создать учебную среду для развития, самопознания  и самовыражения личности, сформировать у учащихся навыки самообразования в атмосфере партнёрства, то есть обеспечить становление личности, сформировать у учащихся навыки самообразования в атмосфере партнёрства, то есть обеспечить становление личности. Поэтому считаю возможным использование различных методик преподавания на практике.

Сущность разработки: использование в обучении русскому языку и литературе современных педагогических технологий.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка учителя русского языка и литературы

            МОУ гимназии №1 Пронкиной Ирины Борисовны

«Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Актуальность создания методической разработки.

Важнейшая цель современного образования и одна из приоритетных задач общества и государства – воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В этой связи процесс образования должен пониматься не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей. Поэтому воспитание в школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков, а, напротив, должно быть органично включено в него. Современный мир диктует современные требования. Информационные и коммуникативные технологии все настойчивее проникают в различные сферы жизни современного общества: бизнес, финансы, средства массовой информации, науку и образование. Современный выпускник должен быть социально адаптирован и мобилен. Следовательно, образовательный процесс должен стать для ученика личностно значимым. Выпускником школы должны быть в полной мере освоены информационные, проектно-исследовательские и коммуникативные умения, но в центре внимания остаётся и формирование его внутреннего мира, нравственное воспитание.

Условия возникновения становления опыта.

Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.

Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русскому языку, с использованием нетрадиционных форм организации учебной деятельности учащихся. Образовательные  технологии должны научить детей самостоятельно добывать информацию, создать учебную среду для развития, самопознания  и самовыражения личности, сформировать у учащихся навыки самообразования в атмосфере партнёрства, то есть обеспечить становление личности, сформировать у учащихся навыки самообразования в атмосфере партнёрства, то есть обеспечить становление личности. Поэтому считаю возможным использование различных методик преподавания на практике.

Сущность разработки: использование в обучении русскому языку и литературе современных педагогических технологий.

Цель: обеспечение условий для активизации познавательной и творческой деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности с целью повышения качества обученности, а также выявления  одаренных детей через использование современных педагогических технологий

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

Образовательные:

-способствовать овладению учащимися прочными и глубокими  знаниями по предмету;

-обучать  умению получать информацию из различных источников, обрабатывать ее с помощью логических операций и применять в реальных ситуациях.

Развивающие:

- развивать познавательную активность,  интеллектуальный и творческий потенциал учащихся через организацию  индивидуальной, коллективной и творческой  деятельности в рамках современных  педагогических технологий.

- содействовать творческому развитию каждого ученика.

Воспитательные:

 - способствовать нравственному воспитанию социально – активной личности. 

Данные задачи могут быть решены путём введения в учебный процесс проблемного обучения, которое обладает широкими возможностями развития логического мышления, творческих способностей, формирования познавательного интереса у современного школьника, игровых  технологий ,а также с помощью компьютерных и мультимедийных технологий, которые предоставляют широчайшие возможности для решения как повседневных задач обучения, так и основной цели педагогического процесса. Интерес к учению формирует устойчивую учебно-познавательную мотивацию, способность к самообразованию и самовоспитанию, развитие творческих сторон личности.

Основные направления работы:

  • Использование инновационных технологий, методов, приемов, позволяющих разнообразить процесс обучения;
  • Повышение познавательной и учебной мотивации учащихся к предметам гуманитарного цикла.
  • Развитие мышления, внимания, творческих способностей обучающихся
  • Формирование всесторонне развитой личности с активной жизненной позицией

Потенциальная полезность: формирование творчески активной личности повышает эффективность образования, оказывает более прочное усвоение знаний учащимися, их самостоятельное движение в изучаемой области.  Получая опыт исследования и решения проблемных вопросов, учащиеся достигают высокого уровня сформированности универсальных учебных действий и ключевых компетентностей, необходимых для успешной самореализации; становятся призерами и победителями в различных творческих конкурсах , олимпиадах, формируется социально адаптированная личность.

Перспективность представляемого опыта заключается в том, что в его основе лежит системно-деятельностный подход, что соответствует идеологии нового федерального государственного образовательного стандарта. Освоение опыта не требует особых материально-технических и организационно-методических затрат.

Технология проблемного обучения

Это организация учебных занятий, предполагающая создание под руководством

учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их

разрешению. Методы, основанные на создании проблемных ситуаций, способствуют

развитию активной познавательной деятельности учащихся, которая состоит в поиске и

решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за

отдельными фактами явление, закон, помогают учащимся в творческом овладении

профессиональными знаниями, навыками, умениями и развивают мыслительные

способности.

Решение проблемных вопросов может быть проведено с помощью различных

форм урока: проблемное изложение; эвристическая беседа; частично-поисковый; урок –

исследование.

Данную технологию чаще всего я использую при объяснении новой темы. Постановка проблемы – это этап формулирования темы или вопроса для исследования. Специфика нашего предмета заключается в том, что в художественном произведении всегда уже есть проблема, поставленная автором. И задача учителя – уловить те «сигналы», которые автор и его произведение посылает учителю.  На практике одной из важнейших задач учителя является системная подготовительная работа по формированию навыков самостоятельной работы, анализу, синтезу информации, выработке приемов и достижению обратной связи. Большое значение в вопросах активизации имеет формулирование темы. Из опыта знаю, что проблемное и броское название устраняет однообразие стиля урока, повышает интерес учащихся

К формам решения проблемной ситуации относятся: дискуссии; научный спор;

проблемная лекция; проблемные задачи и задания; задачи исследовательского характера;

документы, тексты, материалы с проблемной направленностью.

Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес учащихся к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. А ведь ещё известный педагог К.Д. Ушинский говорил: «Ученье, лишённое всякого интереса убивает в ученике охоту к учению, без которой он далеко не уйдёт». Чтобы сохранить интерес к предмету и сделать учебно-воспитательный процесс качественным, на уроках русского языка и литературы активно используются информационные технологии.

Сегодня внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Общепризнанно, что использование компьютерных технологий в образовании неизбежно, поскольку существенно повышается эффективность обучения и качество формирующихся знаний и умений. Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и литературы позволяет учителю не только разнообразить традиционные формы обучения, но и решать самые разные задачи: повысить наглядность обучения, обеспечить его дифференциацию, облегчить контроль знаний, повысить интерес к предмету, развивать познавательную активность обучающихся.

В своей работе информационные технологии использую в трёх направлениях:

-Использование готовых ЦОР

-Создание наглядных методических пособий средствами PowerPoint

-Создание тестов (при помощи тестовой оболочки).

 Информационные образовательные технологии позволяют формировать культуру умственного труда, развивают внимание, творческую активность, дисциплинированность школьников. А если эта работа сопровождается ярким, эмоционально насыщенным учебным материалом, то она повышает познавательную мотивацию, что способствует прочному усвоению материала.

Применение компьютерных программных средств на уроках русского языка и

литературы позволяет учителю расширить возможности предъявления учебной

информации, вовлечь учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому

раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Информационные

технологии не только помогают разнообразить традиционные формы обучения, но и

решают самые разные задачи:

 повысить наглядность обучения,

 обеспечить его дифференциацию,

 облегчить контроль знаний,

 повысить интерес к предмету

Одной из традиционных остаётся  игровая технология. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство активизации и интенсификации учебной деятельности. Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Игровая форма занятий создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности. Игровая технология обладает огромными возможностями. Игра сама организует обучение. Но играть всерьез непросто. Вначале может возникнуть множество проблем: как играть, чтобы не сорвать урок? Как себя вести? Как захотеть играть? Во что играть? Любая игра будет во много раз эффективнее, если играть открыто, то есть обсудить с детьми, зачем проводится игра, почему правила таковы, можно ли игру усложнитъ, изменить, улучшить и т. д. Нередко такое обсуждение приносит больше пользы, чем сама игра, развивая творческие способности и мышление ребенка и, кроме того, закладывая фундамент игровой культуры.

Показателями успешности данной методической системы являются: отсутствие конфликтности между педагогом и учащимися, между детьми класса; повышение степени удовлетворенности учащихся и родителей результатами работы учителя, устойчивость в поведении детей. Повысилась мотивация к учению, к самопознанию и самосовершенствованию, возросла социальная активность и творческое самовыражение. Наблюдается положительная динамика учебных достижений учащихся.

Для успешной реализации опыта необходимы:

* системное использование методов на всех этапах образовательного процесса;

 * принятие обучающегося в качестве равноправного субъекта школьных отношений; признание его значений и ответственности за результаты обучения;

 *изменение роли учителя: он должен стать для детей консультантом, наставником, старшим партнером; o постоянное движение вперёд как учеников, так и учителя, постановка новых целей и стремление к их достижению;

 *выбор оптимальных форм освоения учебного материала с использованием различных технологий.

 Ожидаемые результаты: 

1) положительная динамика качества знаний по русскому языку и литературе;

 2) повышение интереса к чтению,  развитие навыков творческой работы с изучаемым материалом;

3) приобщение учащихся к самостоятельному исследованию,

4) умение учащихся работать с различными источниками информации, создание собственных текстов,

5) результативное участие учащихся в конкурсах, исследовательских проектах, научных конференциях разного уровня.

Результаты реализации методической разработки.

Результаты государственной (итоговой) аттестации в 9 классе в 2016-2017 году  при обученности 95%  качество знаний составило 70%, в 2017-2018 учебном году  при обученности 100%  составило 72,3% (русский язык) При обученности 100% качество знаний по литературе  составило 100%

Результаты ЕГЭ по русскому языку

в 2017 году: при 100% преодолении порога успешности всеми учащимися средний балл составил 72.

В 2018 году: при 100% преодолении порога успешности всеми учащимися средний балл составил 72,3.

Мои ученики становятся победителями или призёрами различных этапов Всероссийской и региональной олимпиады школьников по русскому языку,  литературе

                                        Участие учащихся в предметных олимпиадах

Год

Название олимпиады

Уровень

Кол-во учащихся

Результат

2016

Этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе

Муниципальный

1

Победитель -1

2016

Этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

Муниципальный

2

Призеры - 2

2017

Дистанционный конкурс «Старт» по русской литературе

Международный

5

Победитель -2

Призер -2 участие -1

2018

V1 Московская областная олимпиада Всероссийского интеллектуального движения «Умники и умницы»

Региональный

1

Участник

2018

«Кириллица» (русский язык)

Международный

1

Победитель -1

2018

V1 всероссийская дистанционная олимпиада по литературе

Всероссийский

3

Призеры - 3

2019

Олимпиада «Инфоурок» зимний сезон 2019 по русскому языку

Международный

4

Победитель 1

Участие 3

Участие учеников в различных творческих конкурсах также показывает результативность моей работы.  Они принимают активное участие в творческих конкурсах и добиваются высоких результатов.

                                                              Участие учащихся в конкурсах

Год

Название конкурса

Уровень

Кол-во учащихся

Результат

2017

Конкурс очерков, эссе «История родного края», посвященный празднику труда в Московской области

Муниципальный

1

Победитель

2017

Конкурс сочинений, посвященный 100-летию со дня рождения Солженицына

Муниципальный

1

Призер

2017

Конкурс сочинений по экологии

Муниципальный

1

Победитель

2018

1-й региональный открытый конкурс художественного слова, посвященный 75-летию Сталинградской и Курской битв, 73- годовщине Победы в ВО войне

Региональный

1

Победитель

2018

Конкурс «Каламбур» от проекта «Уроки русского языка»  (Русский язык)

Международный

10

Победитель -1

Призеры- 3

Участник- 6

2018

Конкурс «Каламбур» от проекта «Уроки русского языка»  (Литература)

Международный

6

Победитель- 2

Призер – 2

Участники- 2

2018

Конкурс научно- исследовательских работ и творческих работ учащихся «Старт в науке» (литература)

Международный

1

Призер 1

Используя здоровьесберегающие технологии, я добилась по сравнению с предыдущим учебным годом снижения утомляемости и перегрузки учащихся на 5%, улучшения посещаемости учащимися занятий на 3%.  Показатель о социально-психологическом здоровье моего класса также улучшился по сравнению с предыдущим годом: «состояние здоровья» в 2016-2017 учебном году – 0,93, в 2017-2018 учебном году – 1,01

В завершение подчеркну, что стратегия учителя, создающего воспитывающую и развивающую атмосферу на уроке, заключается не только в использовании новых методик и технологий обучения, но и в переориентации сознания учащихся: учение из каждодневной принудительной обязанности становится частью общего знакомства с удивительным окружающим миром. Именно тогда интеллектуальное напряжение и любая деятельность, связанная с ним, вырастают в человеческую потребность в постоянном самообразовании и самосовершенствовании, а жизнь окрашивается радостью познания. Но эта цель достижима только при условии активной творческой деятельности самого учителя. Он сам должен придумывать, открывать, изобретать. Любой учитель ищет свои пути, с годами вырабатывает и использует приемы активизации мыслительной деятельности на уроках. Я тоже постоянно ищу эти формы, методы, приемы, а иногда даже одно слово, вопрос, без которого не состоится диалог. У каждого учителя есть право на творчество, есть своя методическая копилка.

Таким образом, можно говорить о перспективности данной методической разработки и её необходимости в работе с детьми, поскольку она развивает инициативу, самостоятельность и творческие способности учащихся. Соединение в работе технологий проблемного, игрового и информационного обучения позволяет обеспечить в последующем социальную и профессиональную адаптацию детей в обществе, развить их исследовательские навыки, повысить качество образования.