Методическая разработка на тему: "Особенности обучения игре на фортепиано в раннем возрасте"
методическая разработка на тему

Рогова Анна Марковна

В моей работе описаны способы и методы обучения игре на фортепиано в раннем возрасте 4-6 лет. Описываются психологические особенности этого возраста, влияние родителей и окружающей среды на формирование личности и отношение к музыке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_obucheniya_igre_na_fortepiano.docx30.84 КБ

Предварительный просмотр:

        Особенности обучения игре на фортепиано в раннем возрасте (5, 6 лет)

                                       

«Очень важно, и это, пожалуй, наиболее трудно,- вводить занятия музыкой в жизнь ребёнка естественным путём, нисколько не отрывая его от привычной детской жизни».                                                                                                                                                                                                                                                                (А.Артоболевская)

Многолетний опыт музыкального обучения показывает, что начинать занятия с детьми следует в самом раннем возрасте. Пять, шесть лет – это тот возраст, когда стоит закладывать фундамент музыкального воспитания. Дети в этом возрасте отличаются активной любознательностью, начинают осмысливать связь между явлениями и событиями, делают элементарные обобщения и вполне могут начинать свой путь в мир музыки. Важно не переступать порог свойственного детям игрового метода обучения, стремиться всё время держать ребёнка в заинтересованном состоянии, будоражить его воображение всеми доступными вам и его способами. Именно такую цель надо преследовать во время обучения, в подготовительный период, проводя его в виде игр-заданий.

Весёлые и полезные игровые занятия с детьми пяти – шести лет – это целый мир интересных пальчиковых игр, упражнений, музыкально – ритмических и подвижных игр, попевок, песенок, игр-сказок, игр со словом и театрализованных игр.

Почему так важны все эти перечисленные игры для детей 5-6 лет? Например, упражнения развивают мелкую моторику и общую координацию движений ребёнка, а попевки, песенки, помогают развивать и упражнять речь учащегося. Стихотворная форма пальчиковых игр и игровой гимнастики, совершенствует его произношение, расширяет словарный запас, развивает речевое дыхание и слух, помогает учиться сочетать движение и слово. Упражнения и игры в процессе обучения учащегося, помогают развивать его эмоциональную сферу, знакомят с основными видами эмоций и способами их проявлений. Через игровое обучение учащиеся ощущают целую гамму чувств и переживаний, и могут передать различные эмоции и настроения. В таком раннем возрасте дети сначала слушают педагога, наблюдают за его движениями, затем начинают совместно выполнять отдельные самостоятельные действия, затем пробуют проявить себя в том или ином виде импровизации. Двигаясь от простого к сложному, мы учим детей: видеть, слушать, слышать, думать, сравнивать, а главное пробовать!

Таким образом, в мир звуков ребёнок попадает естественным для него путём – через игру, через собственную фантазию и воображение. Нотный текст при этом является лишь графическим отображением, иллюстрацией исполняемого. Его роль второстепенна.

       Целесообразность такого подхода определена возможностью:

  1. реализовать ребёнку свою творческую инициативу;
  2. максимально сконцентрировать внимание на работе рук;
  3. использовать упражнения, попевки, песенки, различные игры с самых первых занятий, в донотном периоде обучения, одновременно постигая правила нотного письма;
  4. выполнять упражнения даже в отсутствии инструмента.

        «Ребёнок не должен играть только для того, чтобы правильно поставить палец, руку. Необходимо оживить звуки. Самое главное, чтобы с первого занятия ребёнок искал в звуках образ, настроение».

(Т.Смирнова)

                Очень важно, в какой атмосфере развивается ребёнок, особенно в совсем юные годы своей жизни. Хорошая музыкальная среда способствует воспитанию духовных качеств ребёнка. Вряд ли найдутся такие родители, которые не желают своим детям добра и в решении этого вопроса бесценную роль играет воспитание искусством, музыкой. 

        Музыка - один из видов искусства, который обращен непосредственно к человеческим чувствам. 

        В силу того, что звук - одно из интенсивнейших средств влияния на психику человека, дети очень живо реагируют на разнообразные звуки, поэтому музыка должна стать одним из средств общения с детьми. Способность чувствовать и переживать, необходима каждому человеку. Задача взрослых - сохранять и развивать в детях эту способность к живому эмоциональному переживанию, беречь её и направлять. 

        "Ум, сердце и руки - вот что нужно развивать в детях как единое целое!"

                                                                                (Л. В. Занков)

        

Первоочередная задача музыкального воспитания детей - формирование музыкальности. 

        Важно, чтобы музыка органично входила в повседневную жизнь ребенка, не раздражая его, не «поучая», а помогая реализовать себя, раскрывать свою творческую индивидуальность, играя.
         Первый этап обучения является решающим в жизни ребёнка. Именно в возрасте пяти-шести лет детей легче всего приобщить к музыке, не задумываясь о том, станут они музыкантами - профессионалами или нет.

        Столь юный возраст играет значимую роль, так как никогда человека не волнует красота какой-то вещи, как в детстве; никакому другому возрасту не свойственна та безграничная фантазия, та яркая восприимчивость к эмоциям, которыми обладает ребёнок. 

        Вот почему как раз в этот период на него можно оказать посредством искусства наиболее естественное и сильное воздействие, опираясь и используя в процессе воспитания именно возрастные особенности ребёнка: его силу воображения, огромное желание самому участвовать в художественном творчестве. 

        Задача преподавателя в этот период - зажечь в ребёнке интерес к музыке, создавать на уроках атмосферу творчества, непринужденности. Поддерживая интерес к занятиям, оставаясь при этом как бы сотоварищем в игре, преподаватель должен постоянно изучать ребёнка и, обучая, учиться сам. 

        При этом чрезвычайно важно, чтобы учащийся по возможности не замечал, что он является объектом воспитания. Он должен просто-напросто посвятить себя интересной и близкой ему деятельности и уважать в преподавателе того, кто помогает ему в совершенствовании этой деятельности. Желательно, чтобы преподаватель стал как бы образцом, шаблоном для ученика.

        Постепенно, с течением времени преподавателю нужно нацеливать ребенка на то чтобы он сам активно участвовал в этом совершенствовании. Уроки должны приносить учащимся радость. Учащиеся, которые идут на занятия со страхом, никогда не смогут извлечь из них настоящей пользы. Поэтому преподаватель музыки должен быть не только хорошим специалистом. В работе с юными музыкантами необходимо учитывать особенности их возраста и характера.

        С того момента, как ребёнок впервые прикоснулся к инструменту, мы развиваем его способность концентрироваться. Большую роль в первый период обучения играет домашнее окружение, семья. Важно, чтобы взрослые, приведшие ребёнка в музыкальную школу, не заканчивали на этом свое участие.

        Публичное выступление мотивирует и ребёнка и его родителей к получению новых знаний и навыков, усиливает интерес к занятиям. К такому выступлению относятся:

  1. Концерт класса. Преподаватель заранее продумывает сценарий, организует репетиции, оформляет афишу с указанием места и времени проведения концерта. На концерте присутствуют родители и родственники учащихся, а также коллеги и другие желающие. Каждый из учеников исполняет одно, два произведения. Слушает других, сравнивает и анализирует. Это способствует концентрации внимания, развитию слуха и памяти, формированию концертного волнения.
  2. Концерт-лекция.  Педагог рассказывает новый материал и спрашивает то, что уже пройдено на уроках. Ученики проявляют активность, заинтересованность, каждый старается ответить правильно. Это улучшает их сосредоточенность, внимание, память и лидерские качества.
  3. Классный час.  В конце четверти педагог организует небольшое чаепитие, на котором ученики и их родители делятся своими впечатлениями. Учащиеся могут исполнить пьесу. Закрепление полученных знаний проводится в виде игр, конкурсов, которые придумывают дети, родители и педагог. Таким образом дети проявляют интерес к знаниям и учатся вести себя в обществе.

        Музыкальное образование, а вместе с тем и духовное развитие должно осуществляться не только в стенах ДШИ. Необходимо с раннего возраста всесторонне приобщать ребёнка к прекрасному: посещать с ним концертные залы, театральные спектакли, включать классическую музыку для детей дома.

        Хочу обратиться к важному и достаточно сложному на мой взгляд вопросу изучения особенностей возрастной психологии учащихся на начальном этапе обучения игре на фортепиано. Эта тема нашла освещение в ранее изданных работах А. Алексеева, Е. Тимакина, Л. Баренбойма, А. Артоболевской, А. Николаева. Проблемы, с которыми сталкиваемся мы, педагоги ДШИ, подтверждают актуальность данной темы и оправдывают поиски её решения.

        Учащиеся подготовительной группы - это дети 5-6 лет, большинство из которых посещают детский сад, реже нулевые классы общеобразовательных школ. Преподаватель, занимающийся с детьми младшего возраста, должен хорошо знать детскую психологию. Прежде, чем говорить о музыкальном образовании в подготовительном классе, следует рассмотреть некоторые психологические аспекты, имеющие важное значение применительно к начальному обучению в целом.

        Начальное обучение - важнейший период в жизни ребёнка. В эти годы он начинает активно познавать окружающий мир и самого себя; расширяется его информационное поле, появляется интерес к различным видам занятий.

        Однако детство не есть период беспечной, «райской» жизни. В жизни детей, как и взрослых, много проблем, иногда трудноразрешимых, сложных, порой неразрешимых, и они заставляют детей переживать, страдать, радоваться. То, что нам может показаться пустяком, для ребёнка вовсе не мелочь, а скорее смысл жизни.

        Учёный, психолог Э. Эриксон разделяет детство на три периода:

1. Раннее детство (от 1 года до 3 лет). В этот период разумная дозволенность способствует становлению автономии ребёнка. В случае чрезмерной опеки или же, напротив, когда родители ожидают от ребёнка слишком многого, у него возникает переживание стыда, сомнение и неуверенность в себе, слабоволие.

2. Возраст игры (от 3 до 6 лет). В этот период дети начинают интересоваться различными трудовыми занятиями. Родители, поощряя самостоятельные начинания  ребёнка, способствуют становлению инициативности, расширению границ независимости, развитию творческих способностей.

3. Школьный возраст (от 6 до 12 лет). Эго-идентичность ребёнка на этой стадии выражается так: "Я - то, чему я научился". Обучаясь в школе, дети приобщаются к правилам осознанной дисциплины, активного участия. Опасность этого периода состоит в появлении чувства неполноценности, или некомпетентности, сомнения в своих  способностях или в статусе среди сверстников.

        Детство - это не прекращающийся процесс взросления. Ребёнок хочет быть взрослым. Если проанализировать его поступки, содержание игр то будет нетрудно обнаружить, что в подавляющем большинстве случаев он стремится подражать старшим. Во многих играх дети берут на себя роль мамы, папы, врача, учителя. Дети со всей серьезностью могут обсуждать пустяковые с точки зрения взрослого вопросы. В это время они вовсе не беспечны, напротив, озабочены «жизненно важными проблемами», и эти заботы тоже ведут их к взрослению. Наша забота о ребёнке имеет педагогический смысл в том случае, если ребенок в общении с нами чувствует, что мы относимся к нему с доверием, считаемся с ним, понимаем его.

        Столь ранний возраст отличается многими специфическими чертами. Дети этого возраста не способны надолго сосредоточиться на какой-либо одной проблеме, поэтому преподавателю необходимо так разнообразно и красочно проводить урок, чтобы в течение всего времени интерес у ребёнка не ослабевал, вставлять игровую гимнастику, тем самым организуя небольшой отдых, не отрываясь от учебного процесса.

        Другой характерной чертой этого возраста является огромная эмоциональная восприимчивость к впечатлениям окружающего мира. Это необходимо учитывать на уроке. Не следует откладывать надолго ответы на возникающие у ребёнка вопросы на позднее время, любознательность ребёнка должна быть удовлетворена.

        Третья характерная черта состоит в том, что ребёнок легко воспринимает новое, но так, же быстро забывает выученное на уроке. С этой особенностью приходится считаться при обучении и нужно взять себе за правило постоянно возвращаться к уже пройденному заданию, даже если ребёнок перед этим хорошо его усвоил. Как говорится, «повторение мать учения».

        Четвертая характерная особенность - это иной темп мышления у ребёнка. Ребёнок думает медленнее. Отсюда следует, что всякое принуждение к спешке приведёт к отрицательным результатам.

        Ещё одной характерной чертой детской психологии является мышление в конкретных образах. Из этого вытекает следующий принцип: детям на уроке надо сначала продемонстрировать тот или иной предмет или указать на ту или иную ситуацию и лишь, потом давать их словесное обозначение.

        Цели деятельности педагога – «раскопать» и «раздуть» искорки любви к музыке, создать наилучшие возможности для развития музыкальных задатков, таящихся в душе многих детей, создать благоприятную атмосферу для занятий, сделать психологическую установку "Учитель в первую очередь друг".

        Эти цели должны быть согласованы со стремлениями самого ребёнка, пришедшего обучаться фортепианной игре. В этом возрасте ребёнок хочет играть, воспроизводить музыку. Однако он не испытывает ни малейшей потребности в напряженных, длительных занятиях с тщательной отработкой деталей. Игру на фортепиано он представляет себе как своего рода новое развлечение, как новую игру.

        Задача педагога - направить эту игру, сделать её средством достижения преследуемой цели; предметом, используемым в этой игре - звуки, а целью - чтобы ребёнок освоил особый язык, состоящий из звуков, - то есть музыку.

        Если педагог именно так и понимает свою задачу, так подходит к детям – он будет вознагражден: в его классе обязательно выявятся способные ученики, многие из которых в будущем станут активными и преданными любителями музыки, некоторые – и хорошими профессионалами.

        Обучение детей не терпит шаблона, уравниловки.

        В умении найти для каждого обучающегося наилучший путь и темп развития – проявляется мастерство педагога. Педагог должен быть хорошим психологом, чутким наблюдателем и знатоком души ребенка.

Список использованной литературы: 

  1.  Л.И. Божович «Личность и ее формирование в детском возрасте» М., 2008.
  2. Л.И. Божович «Возрастные закономерности формирования личности ребенка» М., 2011.
  3. «Возрастная и педагогическая психология» /Под ред. А.В. Петровского. М., 2009.
  4. Вюнш В. «Формирование человека посредством музыки» М.,2011

5. Бодраченко И.В. «Музыкальные игры в детском саду для детей 3 – 5 лет»  М., 2009. 

6.  Сычёва М.А. «Первые уроки музыки» – Ростов н/Д, 2009.

7. Тарасов Г.С. «Психологические особенности музыкального обучения младших школьников» /Музыка в школе,1984 №2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ «Формирование навыков игры на фортепиано в работе над музыкальным произведением на уроках «Индивидуальное обучение игре на фортепиано и детских музыкальных инструментах »

Данная методическая разработка посвящена рассмотрениюнекоторых методов и приемов, способствующих формированию навыков игры на фортепиано. Методы и приемы, перечисленные в данной работе, являются актуа...

Методические рекомендации "Начальное обучение игре на фортепиано детей старшего возраста"

Данная работа посвящена проблеме обучения игре на фортепиано детей старшего возраста (13-17 лет)...

Методическая разработка по теме «Особенности мотивации к изучению искусства в системе дополнительного образования»

Рассматривается дополнительное образование детей как образовательная среда для мотивации к изучению искусства....

Методическая разработка по теме «Особенности мотивации к изучению искусства в системе дополнительного образования»

Рассматривается дополнительное образование детей как образовательная среда для мотивации к изучению искусства....

Методическая разработка на тему "Особенности методики совершенствования выносливости у школьников среднего возраста"

Курсовая работа об особенностях методики совершенствования выносливости у школьников среднего школьного возраста...

ГБОУ школа №371 МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по теме"Особенности решений мыслительных задач правшами и левшами в рамках реализации ФГОС"

В современном мире решение многих задач, стоящих перед обществом, требует нестандартных креативных подходов. Человека всегда волновали и волнуют вопросы: «Почему один легко и просто справляется с данн...