План-конспект открытого урока по предмету "Фортепианный ансамбль"
план-конспект урока по теме

Ерохина Ирина Петровна

Тема урока: "Работа над репертуаром в ансамбле. Подготовка к эстрадному исполнению."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon план-конспект открытого урока 92 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого  урока по предмету «Ансамбль»

преподавателя по классу фортепиано МКУ ДО «ДШИ» АЦРМО РК Ерохиной И.П.

Учащиеся: Ходжаева Милана 4 класс, Гаврилова Ирина 5 класс

Тема: Работа над репертуаром в ансамбле. Подготовка к эстрадному исполнению.

Форма проведения: групповое занятие.

Тип урока: Обобщение и закрепление знаний, умений, навыков.

Цель урока: развитие навыков грамотной работы с  нотным текстом  и углубление музыкального опыта учащихся через урок фортепианного ансамбля.

Задачи урока:

Образовательные: 

-Продолжить формировать умения и навыки игры в ансамбле;

-Объяснить особенности работы над  текстом в фортепианных дуэтах;

-Расширить багаж музыкальных впечатлений учащихся;

-Повторить биографические сведения композиторов исполняемых     произведений;

-Закрепить стилевые особенности исполняемых произведений;

-Продолжить работу над рациональными приемами игры.

Развивающие:

-Развитие ассоциативно-образного мышления, расширение музыкального кругозора

-Развитие творческого воображения

-Закрепление двигательно-игровых навыков, пластики движений, культуры звукоизвлечения

-Развитие чувства формы

-Развитие творческой инициативы

Воспитательные:

-Воспитание интереса и любви к предмету и инструменту

-Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке

-Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы

-Воспитание волевых качеств: усидчивости и целеустремленности

-Воспитание культуры поведения за инструментом

-Воспитание исполнительских качеств: умение держаться на сцене

Методические приемы:

-словесный, наглядный, практический;

-активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию учениц;

-прямая и наводящая формы воздействия;

-метод творческой работы

-метод контроля

Оборудование:

Два фортепиано, 3 стула, нотные пособия, ноутбук.

Применение педагогических технологий:

-Здоровьесберегающие (снятие напряжения упражнениями на расслабление мышц, развитие мелкой моторики пальцев активизирует мозговую деятельность);

- Личностно – ориентированное обучение (развитие индивидуальных творческих способностей учащихся, личностных качеств);

- Технология дистанционного управления (получение учащимися дополнительной обучающей и развивающей информации);

- дифференцированного  обучения (усвоение программного материала на различных уровнях или по различным направлениям);

-проблемного обучения (последовательное и целенаправленное выдвижение учебных проблем перед учащимися).

План урока:

1. Организационный этап.                                                                        

-Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога.

2. Основной этап.

Работа над произведениями:

- П. Чайковский «Эй, ухнем»

                            «Вспомни, вспомни, моя любезная»

                              из цикла 50 русских народных песен.

Выработка умения слышать общее звучание, уметь критически оценить игру и во время исполнения, решать звуковые проблемы.

- Физкультминутка - легкой разминкой снять мышечное напряжение

- С. Чернецкий Военный марш «Будапешт»

Подробное изучение строения мелодии и фактуры, для выявления текущих проблем.

- Просмотр видео материалов о композиторах, истории создания и

  исполнения данных произведений.

 

3.Заключительный этап.                                                                        

-Подведение итогов

-Оценивание работы учащихся.

-Домашнее задание

Ход урока:

1. Организационный этап.                                                                        

-Приветствие. Название темы урока. Вступительное слово педагога. Обоснование выбранной темы.

2. Основной этап.

Работа над произведениями:

 П. Чайковский «Эй, ухнем»,«Вспомни, вспомни, моя любезная»

 из цикла 50 русских народных песен.

Анализ жанровой принадлежности, анализ формы, характера.

Педагог напомнил, что обе пьесы написаны на темы бурлацких песен, но они совершенно разные по характеру.

Первая – «Эй, ухнем» -  очень фактурная, с яркой финальной кульминацией, требующей большого физического и эмоционального напряжения.

Вторая – «Вспомни, вспомни, моя любезная» - полная противоположность, яркий образ народной лирической песни, требующая чуткого интонационного и чувственного проникновения.

Совсем недавно в школе состоялся мастер-класс замечательного оперного баса Игоря Лазарева, он любезно согласился исполнить отрывок песни «Эй, ухнем». Девочки услышали, как должны звучать низкие регистры, в которых проходит основная тема, как распределяется дыхание внутри фраз. Всё это позволило значительно обогатить исполнение новыми красками и нюансами.

   Учащиеся исполнили «Эй, ухнем» на память. Была проведена работа над тембровой окраской голосов, качеством звуковедения, динамическими пластами. 1 партия, которую исполняет Гаврилова Ира, сложна по фактуре – параллельные аккордовые дуоли и триоли в обеих руках. Пока еще слышна ритмическая неустойчивость, при нарастании динамики и темпа присутствует зажим запястья. Даны практические советы по преодолению данного недостатка.   Учащаяся выполняла все задания осознанно, внимательно, добиваясь качественных результатов.

    Учащиеся исполнили на память пьесу «Вспомни, вспомни, моя любезная». Заметна неуверенность в тексте и в понимании  голосоведения, особенно во 2 партии. Фактура наполнена голосами и подголосками. При исполнении ансамблевого сочинения, так же как и сольной пьесы, необходимо вдумчивое, детальное изучение авторского текста с точки зрения мелодии, ритма, гармонии, формы, принципов развития. В исполнении этого произведения было видно, что у учащихся еще неуверенно выучен текст. Неоднократно учащиеся неверно акцентировали звук там, где этого делать нельзя. В данной ситуации необходимо определить смысловую роль каждой партии, регистровые соотношения. Преподаватель показывает в тексте о каком музыкальном отрезке идет речь и просит повторить этот  эпизод с более точным звуковым соотношением между партиями. Учащиеся повторили, было слышно, что звук уже более верно распределен.

- Физкультминутка. Был сделан ряд расслабляющих упражнений.    

                                                                     

С. Чернецкий   Военный марш «Будапешт»

Учащиеся исполняют марш. Так как в оригинале марш исполняется духовым оркестром, фактура многослойная и требует разнообразия приемов и туше. Для подробного изучения строения мелодии и фактуры, для выявления текущих проблем преподаватель предлагает сыграть  1 часть(1 цифра). Из этого исполнения можно видеть, что учащиеся довольно  свободно знают текст, уверенно справляются с синхронным исполнением темы и мелизмов, что не просто делать в ансамбле; видно, что учащиеся умеют  начинать игру вместе, понимают значение «ауфтакта».  Видны так же и недочеты: хотелось бы более рельефной линии баса (Гаврилова Ира), общее движение склонно к ускорению (темп не удерживает Ходжаева Милана), не ясен  динамический план. Преподаватель озвучила для учеников недочеты и попросила снова исполнить 1 раздел с исправлением замечаний. Ученики исполнили этот эпизод, стараясь выполнить пожелания преподавателя, однако, темп остается пока неустойчивым.

Воспроизведение мелодических линий требует от исполнителей специфического туше, которое можно было бы назвать «неполным legato» с некоторыми признаками «portamento». Это потребовало от учащихся особых усилий и нужной приспособленности. В работе над этой пьесой педагог добивался  отчётливого, упругого, рельефного произнесения линий и пластов фактуры. Учились непринуждённо, пластично вести музыкальные фразы, смело выделять отдельные звуки, которые занимают в такте метрически подчинённое положение, то есть приходятся на слабые доли такта или на промежуточные моменты – между основными метрическими долями. Важно было обратить внимание учеников на такие детали нотного текста, как подчёркнутые и акцентированные ноты (преподаватель просит в тексте найти эти моменты и показать их исполнение каждым учеником). Это помогает  должным образом реализовать намерения композитора.

Педагог обратил внимание исполнителей на важность звукового баланса между партиями, определить градацию динамики. При исполнении 2-го раздела учащиеся заметно замедляют движение. Это своего рода  сигнал  для преподавателя о том, что данная часть произведения еще не достаточно хорошо выучена, есть неуверенность  обоих ансамблистов (или, возможно, одного из исполнителей) в знании текста или  в освоении технически сложных моментов.

При исполнении 3 раздела, видны те же недочеты, что и во 2-ом разделе. Это объясняется недостаточной проработкой каждого ансамблиста своей партии и сложностью текстовых и исполнительских задач. Преподаватель предлагает повторить 3-ий раздел в более медленном темпе, с максимальным вниманием к динамике, аппликатуре в пассажах (в 1-ой партии). Учащиеся исполняют пьесу в заданном учителем темпе заметно качественнее, однако вовсе избежать помарок и остановок не удается. Преподаватель обращает внимание учеников на их индивидуальные ошибки  и рекомендует в домашней работе над произведением начинать с последнего раздела, затем переходить ко 2-му и так далее. Главная цель на данном этапе – качественное  заучивание текста на память со всеми технологическими, динамическими и исполнительскими  задачами.

Прослушивание и просмотр видео материалов:

-«Эй, ухнем»  в исполнении Ф. Шаляпина.

-«Вспомни, вспомни, моя  любезная» в исполнении фольклорного ансамбля.

-Военный марш «Будапешт» в исполнении духового оркестра.

Просмотрен видео материал о творчестве П.Чайковского, Ф. Шаляпина, С.Чернецкого, обсудили стилистические особенности жанров исполняемых произведений.

3.Заключительный этап.

  -Итог урока:

Ансамблевое исполнительство в классе специального фортепиано, продолжает быть одной из важнейших форм обучения пианистов и является неотъемлемой частью учебного процесса в детской музыкальной школе, делает его более интересным и увлекательным, помогая учащимся приобрести важные, разнообразные и полезные умения и навыки. Этот предмет необходимо включать в комплекс предметов как для обучающихся по Дополнительным предпрофессиональным программам, так и обучающимся по общеразвивающим программам.  На определённом этапе музыкальных занятий и при определённых условиях развития учащихся, именно ансамблевая игра может стать основой их концертных выступлений, дополнить и украсить выступления в ходе различных аттестационных мероприятий, усилить мотивацию к дальнейшему музыкальному образованию.

-Оценка работы учащихся:

В процессе урока учащиеся были активны, внимательны, заинтересованы. Практические задачи, поставленные преподавателем, выполнялись творчески, осмысленно. Их работа оценена положительно, ученицы получили отличную оценку за урок.

- Домашнее задание:

Закрепление пройденного материала, качественное заучивание текста, работа с метрономом для сохранения единого темпа марша.

Используемая литература:

  1. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М., 1982
  2. Сорокина Е. Фортепианный дуэт. М.: Музыка, 1988.
  3. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М.: Музыка, 1978.

Интернет – ресурсы:

www.classON.ru 

www.notes.tarakanov.net

www.youTub.com 

Анализ открытого урока

по предмету «Ансамбль»

преподавателя по классу фортепиано Ерохиной И.П.

Учащиеся: Ходжаева Милана 4 класс, Гаврилова Ирина 5 класс

Тема: Работа над репертуаром в ансамбле. Подготовка к эстрадному исполнению.

Форма проведения: групповое занятие.

Тип урока: Обобщение и закрепление знаний, умений, навыков.

Цель урока: развитие навыков грамотной работы с  нотным текстом  и углубление музыкального опыта учащихся через урок фортепианного ансамбля.

На уроке были поставлены следующие задачи:

Образовательные: 

-Продолжить формировать умения и навыки игры в ансамбле;

-Объяснить особенности работы над  текстом в фортепианных дуэтах;

-Расширить багаж музыкальных впечатлений учащихся;

-Повторить биографические сведения композиторов исполняемых     произведений;

-Закрепить стилевые особенности исполняемых произведений;

-Продолжить работу над рациональными приемами игры.

Развивающие:

-Развитие ассоциативно-образного мышления, расширение музыкального кругозора

-Развитие творческого воображения

-Закрепление двигательно-игровых навыков, пластики движений, культуры звукоизвлечения

-Развитие чувства формы

-Развитие творческой инициативы

Воспитательные:

-Воспитание интереса и любви к предмету и инструменту

-Воспитание чувства любви и уважения к классической музыке

-Воспитание чувства ответственности за результаты своей работы

-Воспитание волевых качеств: усидчивости и целеустремленности

-Воспитание культуры поведения за инструментом

-Воспитание исполнительских качеств: умение держаться на сцене

В ходе урока использованы методические приемы:

-словесный, наглядный, практический;

-активизация слуха, обращение к музыкальному восприятию учениц;

-прямая и наводящая формы воздействия;

-метод творческой работы

-метод контроля

Были применены современные педагогические технологии:

-Здоровьесберегающие

-Личностно – ориентированное обучение

-Технология дистанционного управления

-Дифференцированного  обучения

-Проблемного обучения

Использовано оборудование:

Два фортепиано, 3 стула, нотные пособия, ноутбук.

Урок проведен в соответствии с современными требованиями:

-цели и задачи, поставленные перед обучающимися выполнены;

-темы, методы и формы проведения урока обусловлены четкой логикой построения;

-репертуар, формы его выполнения подобраны с учетом индивидуальных музыкальных способностей, уровня развития и темпа работы обучающихся, что создавало психологический комфорт;

-использование произведений различных стилистических направлений и жанров,  целесообразное использование ИКТ способствовало расширению общего художественного кругозора, развитию интеллекта и воспитанию эмоционального восприятия учащихся;

- обучающиеся показали хорошие знания предмета, практические навыки и умение применять их в комплексе при исполнении музыкального материала в формах коллективного музицирования, что помогло расширить их исполнительские возможности, необходимые как для будущих любителей музыки, так и для музыкантов – профессионалов.

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.

В процессе урока учащиеся были активны, внимательны, заинтересованы. Практические задачи, поставленные преподавателем, выполнялись творчески, осмысленно. их работа оценена положительно, ученики получили отличную оценку за урок.

Урок поставленных задач достиг.

 

«        »  __________________20   г

Ф.И.О. (должность) ___________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к открытому уроку

В данном конспекте препоставлен подробный план провердения открытого урока в 5х классах...

План-конспект к открытому уроку "Графики функций,содержащих модуль"

Факультативное занятие для 9 класса с использованим персонального компьютера и интерактивной доски...

Открытый урок с вокальным ансамблем

Открытый урок с вокальным ансамблем на тему:«Формирование навыков двухголосного пения с детьми младшего школьного возраста». Тема: Формирование навыков двухголосного пения с детьми мла...

План конспект проведение открытого урока В 11 классе. «Отработка приёмов игры в волейбол»

Волейбол (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальн...

План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике в 5 классе

План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике по теме "Праздики в Великобритании и США".На уроке учащимися была создана интерактивная презентация Powerpoint...

План - конспект к открытому уроку : «Моя семья»

Форма открытого урока направлена на развитие навыков монологической и диалогической речи учащихся 2 классов....

План –конспект конкурсного открытого урока

laquo;Постановка дыхания – как основа формирования техники спортивного плавания...