Открытый урок с вокальным ансамблем
методическая разработка (музыка) на тему

Иванова Екатерина Михайловна

 

Открытый урок с вокальным ансамблем на тему:

«Формирование навыков двухголосного пения

 с детьми младшего школьного возраста».

 

Тема: Формирование навыков двухголосного пения с детьми младшего школьного возраста.

Цель: * Воспитать интерес и любовь к пению, музыке.

            * Развить музыкальные способности детей младшего школьного возраста.

           * Познакомить учащихся с произведениями  композиторов классиков и  современных композиторов.

           * Приобщить учащихся к исполнению двухголосных произведений a cappella, и произведений с сопровождением.

Задачи: * Воспитать у учащихся чувства ансамбля, навыков и культуры

                 ансамблевого пения.

              * Проанализировать фактуру исполняемых произведений.

              * Выстроить точную интонацию в общем ансамбле.

              * Развить навыки двухголосного пения

              * Закрепить навыки правильного певческого дыхания, правильной

                  опоры

                 звука, певческой артикуляции и четкой дикции,

              * Развить навыки пения исполнения произведений на legato и staccato,

                  а также  кантиленного и речитативного стиля исполнения.

Предварительная работа:

         Формирование навыков двухголосного пения сложный и длительный процесс, в котором активное участие принимают как внешние факторы (обучение), так и внутренние (музыкальное развитие). От их развития зависит темп, и характер образования навыков. Через обучение происходит необходимое воздействие на музыкальное развитие, которое в свою очередь стимулирует успешность освоения музыкального материала.

         Прежде чем приступить к овладению навыков двухголосного пения была проведена предварительная работа (в прошлом году), где дети должны были овладеть в достаточной степени, хоровым унисоном на примере одноголосных произведений, потом в репертуар вводились произведения, в которых присутствовало  небольшое расхождение голосов и подголосочная имитация.

         Восприятие многоголосной музыки – явление сложное, и оно значительно отстает от восприятия одноголосной музыки. Дети с неразвитым гармоническим слухом относятся к многоголосной музыке двояко. Одним оно мешает услышать и правильно спеть песню, другие находят что многоголосное звучание в аккомпанементе украшает мелодию и петь ее с сопровождением приятнее. Поэтому, распределение детей по хоровым партиям проводилось на основе уровня развития их способностей. Более способные дети направлялись ко второй партии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_s_vokalnym_ansamblem.doc65.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Краснопоймовская сельская детская музыкальная школа»

Открытый урок с вокальным ансамблем на тему:

«Формирование навыков двухголосного пения

 с детьми младшего школьного возраста».

Преподаватель класса академического вокала:

Быкова Екатерина Михайловна

Красная пойма, 2009 год

Тема: Формирование навыков двухголосного пения с детьми младшего школьного возраста.

Цель: * Воспитать интерес и любовь к пению, музыке.

            * Развить музыкальные способности детей младшего школьного возраста.

           * Познакомить учащихся с произведениями  композиторов классиков и  современных композиторов.

           * Приобщить учащихся к исполнению двухголосных произведений a cappella, и произведений с сопровождением.

Задачи: * Воспитать у учащихся чувства ансамбля, навыков и культуры

                 ансамблевого пения.

              * Проанализировать фактуру исполняемых произведений.

              * Выстроить точную интонацию в общем ансамбле.

              * Развить навыки двухголосного пения

              * Закрепить навыки правильного певческого дыхания, правильной

                  опоры

                 звука, певческой артикуляции и четкой дикции,

              * Развить навыки пения исполнения произведений на legato и staccato,

                  а также  кантиленного и речитативного стиля исполнения.

Предварительная работа:

         Формирование навыков двухголосного пения сложный и длительный процесс, в котором активное участие принимают как внешние факторы (обучение), так и внутренние (музыкальное развитие). От их развития зависит темп, и характер образования навыков. Через обучение происходит необходимое воздействие на музыкальное развитие, которое в свою очередь стимулирует успешность освоения музыкального материала.

         Прежде чем приступить к овладению навыков двухголосного пения была проведена предварительная работа (в прошлом году), где дети должны были овладеть в достаточной степени, хоровым унисоном на примере одноголосных произведений, потом в репертуар вводились произведения, в которых присутствовало  небольшое расхождение голосов и подголосочная имитация.

         Восприятие многоголосной музыки – явление сложное, и оно значительно отстает от восприятия одноголосной музыки. Дети с неразвитым гармоническим слухом относятся к многоголосной музыке двояко. Одним оно мешает услышать и правильно спеть песню, другие находят что многоголосное звучание в аккомпанементе украшает мелодию и петь ее с сопровождением приятнее. Поэтому, распределение детей по хоровым партиям проводилось на основе уровня развития их способностей. Более способные дети направлялись ко второй партии.

Содержание урока:

I Распевание, пение упражнений (сознательное понимание упражнений, на что ориентированно, какие элементы музыкального языка включены в упражнение).

I Упражнение на выработку широкого дыхания, рассчитанного на большую фразу, высокого позиционного звучания, напевного льющегося звука:

а) Закр.ртом, б) на ЛЁ  (Мажорная гамма) 

II а) Упражнение для выработки полетного округлого  звука

           Ду     –      ду     –     ду     –      дуй    в    тру    –    бу

      б) Упражнение для выработки полетного округлого  звука с применением динамических

          оттенков(Ву, ду, лю)

III  Упражнение для выработки собранного звука (и – и – и –и – ди):

IV Упражнение  на выработку навыков исполнения staccato 

Упражнение для выработки ощущения диафрагмы:

        По тоническому трезвучию

        Арпеджио

VI  Упражнение для выработки четкой дикции:

       Ми, мэ, мо, му на одном дыхании в одной позиции

II Работа над  двухголосием в произведениях разного, характерного содержания.

 «ЭХО»

Музыка и слова Ю. Литовко

         Это произведение позволяет развить первоначальные навыки двухголосного пения, а также помогает наладить координацию между слухом и голосом, выстроить точную интонацию. Поочередное вступление  и перекрещивание голосов в этом произведении, дает возможность детям слушать и слышать выстраевыемые интервалы на фоне звучащего голоса, по  принципу, «передача мелодии» одной партии – другой.  Также это способствует выработке у певцов представления фонической окраски звучания интервалов (терции, секунды и кварты). Подобный прием не только хорошо помогает прочувствовать фразировку, но и развить внутренний слух.

         Говоря о вокальной работе нельзя не сказать о характере звуковедения. При исполнении этого произведения требуется собранный звук. Стремление к напевному,  кантиленному  звуковедению и слиянию голосов.

Задачи:

  1. Выработать навык поочередного вступления голосов.
  2. Развить внимание детей, чтобы они умели слышать свою партию, понимать содержание исполняемого и соответствие звучания этому содержанию.
  3. Выработать точное интонирование восходящего и нисходящего мажорного    трезвучия.
  4. Выработать навык «цепного дыхания».
  5. Уравновесить голоса по динамике звука.
  6. Выработать собранный, напевный звук с ясным формированием гласных и  активным произношением согласных.
  7. Выработать естественное звучание произведения.
  8. Выработать навык полифонического пения (каноном).

 «ВЕЧЕРНЯЯ ПЕСНЯ»

музыка М. Ройтерштейна, слова Е. Трутневой                                              

         «Вечерняя песня» – это хоровое произведение дает возможность прослушать два музыкальных плана, оба голоса примерно равны по своим выразительным возможностям. Вокально обе партии удобны, написаны в удобной тесситуре. Начинается мелодия в партии альтов, что создает определенное удобство для исполнения нижнего голоса детьми. На фоне партии альтов вступает партия сопрано, а нижний голос уходит на второй план становится подголоском. Следовательно, в этом хоровом произведении применяется различные типы голосоведения и ритмическое разнообразие в партиях. Мелодия совместно с аккомпанементом создает картину тихого, теплого вечера. Музыка и текст тесно связаны единством художественного домысла. Музыка шире раскрывает текст,  М. Ройтерштейн  прекрасно сочетает текст с музыкой, точно показывая настроение каждого слова, при помощи звуков, фразировки, и динамики.

         При исполнении этого произведения требуется мягкая напевность. Необходимо добиваться, легкости и высокой позиции звучания.

Задачи:

  1. Выработать точное интонирование в поочередном вступлении голосов
  2. Выработать собранный, напевный звук с ясным формированием гласных и  активным произношением согласных в кантиленне.
  3. Выработать короткое, бесшумное  дыхание между фразами.
  4. Выработать навык 2х – голосного пения.
  5. Выработать естественное звучание произведения и максимальное приближение  тембров детей.

 «ТРАВКА ЗЕЛЕНЕЕТ»

Музыка Р. М. Глиэра, слова Ал. Плещеева

         Для исполнения этого произведения требуется легкость звучания, четкая артикуляция  в подвижном темпе. Полезно проработать ее как вокализ.

Задачи:

  1. Выработать точное интонирование восходящего, поступенного  движения мелодии в партии сопрано.
  2. Выработать точное интонирование хроматического движения мелодии в партии альтов.
  3. Выработать четкую дикцию в быстром темпе на staccato  .
  4. Выработать короткое, бесшумное  дыхание между фразами.
  5. Выработать четкое разграничение элементов звучности на нюансы.
  6. Выработать естественное звучание произведения.
  7. Вызвать эмоциональную отзывчивость на произведение.

III Домашнее задание.

Выучить наизусть мелодию канона «Эхо», сольфеджируя и прохлопывая пульсацию произведения. Петь канон с текстом.

Проработать свои партии в произведении «Вечерняя песня», добиваясь легкого и полетного звучания мелодии.

Выучить наизусть мелодию с текстом «Травка зеленеет», добиваться четкой дикции, следить за динамическими оттенками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок на тему : "Особенности работы над двухголосием в классе вокального ансамбля"

Ритмические упражнения с разными метрами, пение канонов и параллельны терций...

Открытый урок детского вокального ансамбля

Вокально- хоровые упражнения, разучевание произведений , домашнее задание...

Открытый урок на тему "Использование вокально-технических приемов в работе с вокальным ансамблем"

Открытый урок на тему "Использование вокально-технических приемов в работе с вокальным ансамблем"Цель урока:·         ознакомление с вокально-техническими требо...

Открытый урок «Особенности работы в классе вокального ансамбля младших классов «БУСИНКИ»».

Цель урока: развитие и закрепление умений и навыков двухголосного и трехголосного  пения в вокальном ансамбле младших классов.Задачи:Образовательные:•  формировать навыки пения a cappel...

открытый урок «ТАБУЛАТУРА КАК СРЕДСТВО ЗАПИСИ ПАРТИЙ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ В ВОКАЛЬНО-ИНСТРУМЕНТАЛЬНОМ АНСАМБЛЕ»

освоение учащимися вокально-инструментального ансамбля практических навыков аккомпанирования на гитаре, бас-гитаре, ударных ....