Игровые приёмы в воспитании чувства метроритма
план-конспект урока по теме

Хрипунова Ирина Викторовна

В представленном материале предлагается подвести учащихся к пониманию метроритма в музыке с помощью игровых ситуаций, дидактических игр. Учащиеся получают системные представления о метрической пульсации в музыке, акцентируемых и не акцентируемых звуках такта, влиянии метроритмической пульсации на выразительность исполнения в различных жанрах музыки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon igrovye_priyomy_v_vospitanii_chuvstva_metroritma.zip799.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Гремяченская детская школа искусств»


Игровые приёмы в воспитание чувства метроритма

Конспект урока по сольфеджио
в 1 классе ДШИ

подготовила

преподаватель теоретических дисциплин

Хрипунова Ирина Викторовна

с.Гремячье

2013

Тип урока: Урок усвоения новых знаний.

Форма урока: урок-игра.

Цели урока: 

Показать различные виды игровых форм.

 Познакомить с жанрами  – марш, вальс, полька.

Создать условия, способствующие повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности учащихся, развитию образного мышления, чувство ритма, речи через учебную деятельность.

Задачи: 

- Подвести к пониманию метроритма в музыке, в котором все длительности одинаковые, а акценты одинаковой силы появляются через равные промежутки времени.

- Выработать у учащихся навыки восприятия и воспроизведения метроритмических упражнений.

- Способствовать воспитанию чувства метроритма, налаживанию метрической пульсации, координации различных частей тела.

- Свободно определять на слух ритмические формулы и мелодические обороты. Воспроизводить их.

- Развивать творческую свободу личности, инициативу и самостоятельность учащихся

Музыкальный материал:

1. П.И.Чайковский. «Детский  альбом».  «Марш деревянных солдатиков»

2. П.И.Чайковский. «Детский  альбом».  «Вальс»

3. П.И.Чайковский. «Детский  альбом».  «Полька»

Дидактический материал:

1. Ритмические карточки

Оборудование: фортепиано, компьютер, нотная доска, детские шумовые инструменты (маракасы, бубны, трещотки).

План урока:

1. Ритмическая пульсация в музыке. Сказка о волшебных музыкальных часиках.

2. Акцентируемые и не акцентируемые звуки такта.

3. Узнать песню по ритмическому рисунку на ритмических карточках.

4. Игра «Ритмическое эхо».

5. Игра «Оркестр и солист».

6. Игра «Охотник и собачка».

7. Метроритм в ритмических движениях: марш, полька, вальс.

8. Влияние метроритмической пульсации на выразительность исполнения.

Ход урока.

Организационный момент.

Музыкальное приветствие.

Преподаватель: Сегодня мы поговорим о волшебных музыкальных часах. Музыка очень любит правильное, точное исполнение. За таким исполнением в песнях, пьесах всегда следят волшебные часики. У них есть шапка-невидимка, поэтому их никто не видит. Однако когда знаешь, что они спрятаны где-то в музыке, и к ним прислушиваешься, то обязательно их услышишь. Музыкальные часики тикают аккуратно и равномерно.  Я буду  петь песенку «Паровоз». Посмотрите, на доске записана мелодия этой песни.  Постарайтесь вслушаться и определить в песне сильные и слабые доли. Тогда вы поймёте, как равномерно тикают музыкальные часики.

(преподаватель исполняет песню из сборника Ветлугина Н., Дзержинская И., Комиссарова Л. Музыка в детском саду)

Преподаватель: Что же вам подсказали музыкальные часики?  Какие доли были сильными, а какие – слабыми?

( Ответы детей.)

Преподаватель: Правильно. Сильная доля всегда стоит в начале такта.  Сильная доля - это музыкальное ударение, которое мы будем называть акцентом. Давайте вместе споём эту песню и будем отмечать хлопком в ладоши сильную долю такта.

(Исполнение песни с хлопками на первую долю такта)

Преподаватель: Чтобы песня не была монотонной, однообразной, в музыке есть и сильные и слабые  доли. Считаются и сильные, и слабые доли. Этот равномерный счет ведут волшебные музыкальные часики, которых мы не видим, но которые должны слышать. Они делают музыку ритмичной, выразительной. Нам даже порой кажется, что музыка дышит, будто она живая. Давайте споем песню «Паровоз» выразительно, с душой.

(Дети исполняют песню.)

Преподаватель: Я определила по вашему пению, что вы почувствовали, как тикают волшебные часики этой песни, как они ведут свой правильный ритмический счет. Ребята, эти музыкальные часики музыканты называют метроритмом. Давайте повторим это слово. (Повторяют.)

Преподаватель:  На карточках выложен ритмический рисунок песни «Паровоз», давайте все вместе простучим его.

(отстукивают ритм карандашом по парте)

Преподаватель: Хорошо. А теперь я добавлю ещё ритмических карточек, простучу ритмический рисунок, а вы определите, по какой из карточек я стучала ритм.

( использовать ритмические карточки 6-7 раз)

Преподаватель: Теперь простучу ритм сразу с двух карточек подряд.

(использовать по две ритмические карточки 3-4 раза)

Преподаватель: Поиграем в игру «Ритмическое эхо». Кого я вызову к доске, тот будет отхлопывать различные ритмические фигуры, а остальные – повторяют хлопками эти фигуры всем классом.

(участвуют 3-4 учащихся. Во время проведения игры  преподаватель выкладывает на доске ритмический рисунок из карточек к песне «Зайчик» из сборника Барабошкина А.  «Сольфеджио для I класса ДМШ», одновременно фиксируя правильные и неправильные ответы учащихся.)

Преподаватель: Молодцы. А какая знакомая вам песня зашифрована в этих ритмических карточках?

(ответы детей)

Преподаватель: Верно. Это песня «Зайчик». Споём её с тактированием.

(поют)

Преподаватель: В каждом слове песни есть ударный слог. Определите его.

( ученики: это первый слог каждого слова: «За-инь-ка, зай-ка! Ма-лень-кий зай-ка. Длин-ны-е уш-ки, быс-тры-е нож-ки»)

Преподаватель: Хорошо. А теперь разделимся на две группы. Первая группа во время пения будет делать акценты на сильную долю такта топнув ногой, а вторая – на слабую долю такта будет хлопать в ладоши.

(повторить задание, поменяв группы:  первая – отхлопывает  слабые доли, вторая – топает ногой на сильную долю)  

Преподаватель: Молодцы. А теперь будем изображать оркестр и солиста.

(ученики берут маракасы, трещотки, бубны и отстукивают ими по заданию преподавателя сначала каждую долю такта, затем – только  сильную долю такта музыкальных примеров из сборника  Ж.Металлиди «Мы играем, сочиняем и поём» для 1 класса, а один из учеников поёт мелодию данного примера)

Преподаватель: Хорошо. Поиграем ещё в одну игру – «Охотник и собачка». Правая рука – охотник, левая рука – собачка. Охотник идёт четвертными длительностями, вот так: (отстукивает четвертные длительности со счётом    вслух). Пробуем все вместе. А собачка идёт восьмыми длительностями, вот так: (отстукивает восьмые длительности со счётом вслух). Пробуем все вместе. А теперь идут вместе и охотник и собачка: (отстукивают четвертные и восьмые длительности со счётом двумя руками одновременно). Охотник и собачка поменялись местами. Теперь охотник – левая рука, собачка – правая рука. (отстукивают четвертные и восьмые длительности со счётом двумя руками одновременно).

Преподаватель: Молодцы. А как вы думаете, если представить, что охотник движется под музыку, то какой жанр музыки ему подойдёт: вальс, марш или полька?

(ответы учеников)

Преподаватель: Правильно, охотник будет двигаться под музыку марша. Ведь  ритм марша всегда очень четкий. Марш всегда исполняется под счет: “раз-два”, причем "раз" – ударная доля, а “два” – тихая. Разновидностей маршей много: походные, церемониальные, траурные, сказочные, детские. Сейчас вы услышите  произведение «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П.И.Чайковского. Во время прослушивания помогите деревянным солдатикам маршировать, отстукивая ритм карандашом по парте.

(Прослушивание:  П.И.Чайковский. «Детский  альбом».  «Марш деревянных солдатиков».)

Преподаватель: Молодцы, все правильно определили ритм марша. А как вы думаете ритм вальса отличается от ритма марша?

(ответы учеников)

Преподаватель: Вальс парный танец, основанный на плавном кружении в трёхдольном размере (3/4, 3/8, 6/8) и  умеренно-быстром темпе. Вот его ритмический рисунок в размере 3/4 (показывает карточку с ритмом). Давайте прохлопаем его.

Преподаватель: Хорошо. А теперь будет звучать «Вальс» из «Детского альбома» П.И.Чайковского), а мы руками будем изображать плавные движения под музыку – как  будто наши руки танцуют вальс.

(Прослушивание:  П.И.Чайковский. «Детский  альбом».  «Вальс».)

Преподаватель: Молодцы. А теперь расскажу вам о польке. Полька – чешский  народный танец. Польку танцуют парами по кругу, весело, непринужденно, в довольно быстром темпе. Музыкальный размер всех мелодий польки 4/4. В ритмическом рисунке польки сочетаются разные длительности: в каждом такте – две восьмых и одна четверть. Послушаем «Польку»  из «Детского альбома» П.И.Чайковского и подумаем, какие ритмические карточки подойдут для этого произведения.

(Прослушивание:  П.И.Чайковский. «Детский  альбом».  «Полька».)

Преподаватель: Молодцы, верно определили нужные карточки.  Как вы уже поняли, влияние метроритмической пульсации на выразительность исполнения того или иного музыкального произведения велика. Музыка не может существовать без ритма. Поэтому у каждого музыкального произведения свой ритмический рисунок. А закончить наш урок мне хочется словами  Э. Финкельштейна:

«Ритм – это узоры музыкального времени, красивые и разумные.
Метр размечает время, когда звукам появляться в узоре.
Темп говорит, с какой скоростью разворачиваться узору.
А сам узор, т.е. Ритм – это уже музыка!»


Преподаватель: Запишите домашнее задание. Подобрать песню «Зайчик» от звуков «фа», «до», «ре». Записать от этих нот песню в тетрадь, петь со словами, отметить акценты.

Использованная литература:

 Металлиди Ж., Перцовская А.  Мы играем, сочиняем и поём. Сольфеджио для 1 класса детской музыкальной школы. – Ленинград:  Советский  композитор, 1989.

Барабошкина А. Сольфеджио для I класса ДМШ. – Москва: Музыка, 1988.

Домогацкая И., Чустова Л. Программа-проект и методические рекомендации для преподавателей подготовительных групп ДМШ и ДШИ. – Москва: Пресс-Соло, 1995.

Зебряк Т. Играем на уроках сольфеджио. – Москва: Музыка, 1990.

Ветлугина Н., Дзержинская И., Комиссарова Л. Музыка в детском саду. Средняя группа. – Москва: Музыка, 1990.

Использованные материалы:

1.  Чайковский П.И. Детский  альбом,  CD, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: «Игровые приёмы, как одно из средств активизации познавательной деятельности предметного интегрированного подхода в обучении и воспитании глухих младших школьников»

«Игровые приёмы, как одно из средств активизации познавательной деятельности предметного интегрированного подходав обучении и воспитанииглухих младших школьников»...

Использование игровых приёмов на начальном этапе обучения в классе вокала

В работе даны примеры из практического материала  игровой методики обучения детей пению...

Методическое сообщение «Развитие чувства метроритма на уроках сольфеджио»

Основатель системы ритмического воспитания Эмиль Жак Далькроз назначение своей системы сформулировал так: «Цель ритмики – это подвести ее последователей к тому, чтобы они могли сказать к концу своих з...

Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей.

Воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине в современном мире и в современном воспитании детей является одной из наиболее актуальных и важных проблем современного общества....

Доклад "Методы и приёмы воспитания чувства ритма"

    В работе рассмотрен подход к развитию чувства музыкального ритма у обучающихся  музыкальных школ. Подобраны методы и формы воспитания чувства ритма, которые дают возможность ...

«Развитие чувства метроритма на уроках сольфеджио»

laquo;Ритм – это скелет в музыкальном произведении, без которого музыка не могла бы существовать», говорил современный гобоист и педагог Иван Фёдорович Пушечников. Ритм – один из це...