Главные вкладки

    Использование игровых приёмов в коррекции внимания детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
    статья по теме

    В статье раскрываются игровые приёмы коррекции внимания младших школьников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_na_konferenciyu..docx357.98 КБ

    Предварительный просмотр:

    Направление:

    3. Проблемы активизации познавательной деятельности, развития  мотивации учения.

    Тема: Использование игровых приёмов в коррекции внимания детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

    В настоящее время перед педагогами и родителями стоит задача обучения и воспитания младших школьников с нарушениями речи, развития их психических процессов. Особую актуальность приобретает проблема умственного воспитания детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Один из центральных вопросов умственного воспитания – вопрос о развитии внимания.

    Внимание – это важнейший динамический показатель всех психических процессов. Именно поэтому внимание можно рассматривать как основу успешной познавательной деятельности. 

    Фонетико-фонематическое недоразвитие речи — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем. К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

    У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи отмечаются нарушения звукопроизношения, проявляющиеся в виде замен, пропусков, смешений и искажений звуков, и нарушение фонематического восприятия.

    Недоразвитие речи откладывает отпечаток и на другие стороны психического развития ребенка. Так в у детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи отмечаются те или иные особенности внимания:

    —   внимание у таких детей может быть неустойчивым, нестабильным и иссякающим, а также — слабо сформированным произвольное внимание, когда ребенку трудно сосредоточиться на одном предмете и по специальному заданию переключиться на другой;

    —   объем памяти может быть сужен по сравнению с нормой. При этом ребенку понадобится больше времени и повторов, чтобы запомнить заданный материал;

    —   отмечаются особенности в протекании мыслительных операций: наряду с преобладанием наглядно-образного мышления дети могут затрудняться в понимании абстрактных понятий и отношений. Скорость протекания мыслительных операций может быть несколько замедленной, вследствие чего может быть замедленным и восприятие учебного материала и т.д.

    Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко.
    Наиболее эффективным инструментом развития внимания в младшем школьном возрасте является игра. Игра, как основной вид деятельности, интересует ребенка, намного больше, чем скучное задание или упражнение. Игра привлекает интерес ребенка и тем самым становится толчком к развитию внимания, что очень важно для школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием.

    Таким образом, если при проведении работы с детьми, по развитию внимания использовать игровые приемы, это позволит обеспечить более эффективную работу с детьми, улучшит их внимание, и тем самым повысит обучаемость.

    Используемые мною различные игры и игровые упражнения направленны на развитие переключения и распределения внимания, развитие устойчивости и концентрации внимания,  развитие слухового внимания младших школьников.


    «Повтори за мной» 

    Цель: определение слухового внимания. 

    Инструкция: Я тебе буду называть разные слова, а тебе нужно хлопнуть, если ты услышишь животных (мебель, игрушку, птицу).

    Материал:

    1. животное: дом, стол, собака, санки; колобок, медведь, шишки, тарелки.
    2. мебель: стол, лошадь, машина, сыр; лиса, кровать, нога, вата.
    3. игрушка: ложка, кровать, мишка, печенье; ладошки, коврик, погремушка.
    4. птица: крокодил, рыба, краб, ворона; ручей, воробей, муравей, дым.

    Опиши друга


    Цель: развитие внимания.


    Описание: два ребенка или ребенок с кем-то из взрослых становится спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, лицо, одежду другого; выясняется: кто оказался точнее при описании друг друга.


    Съедобное - несъедобное

    Цель: развитие моторно-слуховой памяти, координации движений.

    Оборудование: мяч.

    Описание: в зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.

    «Что слышно?»

    Цель: развитие слухового внимания

    Оборудование: предметы, издающие знакомые детям звуки; ширма.

    Описание. Ведущий предлагает детям послушать и за помнить то, что происходит за дверью или ширмой. Затем он просит рассказать, что они слышали. Побеждает тот, кто больше и точнее определит источники звука.

    Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Что слышно?» и узнаем, кто самый внимательный. Нужно в полной тиши не в течение некоторого времени (засекаю его я) внимательно слушать, что происходит за дверью (ширмой). По окончании данного времени (1—2 минуты) необходимо назвать как мож но больше услышанных звуков. Чтобы каждому была дана возможность сказать, надо называть услышанные звуки в по рядке своей очереди. Повторять звуки при назывании нельзя. Победит тот, кто больше всех назовет таких звуков».

    Примечание. Можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком. Очередность в игре может быть установлена с помощью считалки. Предметы, которые могут быть исполь зованы для игры: барабан, свисток, деревянные ложки, ме таллофон, детское пианино, емкости с водой для ее перелива ния и создания звуков льющейся воды, стеклянные предме ты и молоточек для стука по стеклу и т.д.


    «Узнай по голосу»

    Цель: развитие слухового внимания, формирование уме ния узнавать друг друга по голосу.

    1. Оборудование: платок или повязка для завязывания глаз.

    Описание. Стоя по кругу, дети выбирают водящего, кото рый, находясь в центре круга с завязанными глазами, стара ется узнать детей по голосу. Угадав игрока по голосу, водя щий меняется с ним местами.

    Инструкция: «Сейчас мы с вами поиграем в интересную игру «Узнай по голосу». Для этого необходимо встать в круг и выбрать водящего, который с повязкой на глазах будет вни мательно слушать голоса играющих. Тот, кому я дам знак, произнесет любое слово своим голосом. Водящий должен уга дать игрока по голосу. Если он угадает игрока, то должен поменяться с ним местами: игрок становится водящим, а во дящий — игроком. Если же не угадает, то продолжает быть водящим до тех пор, пока не узнает по голосу очередного игрока. Начнем игру».


    «Четвёртый лишний»

    Цель: развитие переключения внимания, речи и логического мышления.

    Материал: набор картинок.

    Инструкция: Покажите ребёнку карточку. Попросите найти «лишний» предмет, т. е. тот, который не сочетается с другими по каким-то признакам, и попросите его объяснить, почему он так думает. Если у ребёнка возникают затруднения, задайте ему наводящие вопросы.

    «Найди два одинаковых рисунка»

    Цель: развитие концентрации внимания.

    Материал: бланки методики.


    Инструкция: Посмотри на похожие рисунки, они  чем-то отличаются друг от друга. Но двое из этих рисунков совершенно одинаковые. Какие именно рисунки полностью идентичные, ребенок и должен определить.

    Приучайте ребенка последовательно и планомерно сравнивать между собой все рисунки в задании. Здесь важно, чтобы ребенок научился быстро и точно находить признаки, элементы, по которым рисунки отличаются друг от друга.

    «Найди два непохожих друг на друга рисунка»

    Цель: развитие концентрации внимания.

    Материал: бланки методики.

    Инструкция: Посмотри на похожие рисунки. Но двое из этих рисунков совершенно непохожи друг на друга. Какие именно это рисунки ребенок и должен определить.

    «Нарисуй такую же фигуру»

    Цель: развитие концентрации внимания, мелкой моторики пальцев рук.

    Материал: бланки методики.

    Инструкция: Нарисуй справа в пустом квадрате по точкам точно такую же фигуру.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Исследовательский проект "Коррекция плоскостопия детей младшего школьного возраста с помощью физических упражнений".

    В работе изложена проблема выявления   плоскостопия, описаны особенности проявления данной проблемы у детей младшего школьного возраста. В исследовании проведен анализ экспериментальных...

    Обобщение темы самообразования "Исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста как средство развития связной речи"

    Особое  значение  для  развития  личности  дошкольника  имеет ознакомление  с  окружающей  действительностью,  когда  она  предстоит  п...

    Оздоровительное плавание, как средство гидрореабилитации по коррекции осанки детей младшего школьного возраста.

    —  на фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особенно остро, понятна истина: если нет здоровья, то все остальное бессмысленно;—  акту...

    Оздоровительное плавание, как средство гидрореабилитации по коррекции осанки детей младшего школьного возраста.

    —на фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особенно остро, понятна истина: если нет здоровья, то все остальное бессмысленно;—актуальность данно...

    Социо-игровая технология в дополнительном образовании детей младшего школьного возраста. Занятие по теме «Пищевые цепи сообщества лугов».

    Разработка занятия дополнительного образования по теме "Пищевые цепи сообщества лугов" с использованием социо-игровой технологии А.П. Ершовой, В.М. Букатова, Е. Е. Шулешко. Социо-игровая технология по...

    Дидактические принципы мониторинга фонетико-фонематических процессов: содержание, формы, методы, приёмы, измерительные средства у детей младшего школьного возраста.

    Дидактические принципы мониторинга фонетико-фонематических процессов: содержание, формы, методы, приёмы, измерительные средства у детей младшего школьного возраста....