«ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОРГАНИЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
методическая разработка

Нестерук Елена Викторовна

В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является  одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого образовательного учреждения. Именно инновационная деятельность не только создает      основу        для    создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников.

Особое значение имеет инновационная деятельность в системе дополнительного образования, которое по своей сути является инновационным. Педагоги, работающие в системе дополнительного образования, всегда занимались поиском новых путей в работе с детьми, в их развитии и воспитании. Но в каждом учреждении существует своё понимание этого явления, которое отражает специфику работы учреждения, проблемы учреждения и подходы к их решению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»  пгт СИНДОР

«ЭФФЕКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОРГАНИЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Возраст учащихся: 8-9 лет

Педагог дополнительного образования: Нестерук Елена Викторовна

пгт. Синдор

2021

Оглавление

Введение1

Особенности занятий и трудности усвоения при обучении иноязычному общению детей младшего школьного возраста5

Правила  максимально эффективного обучения английскому языку8

Методы и приёмы обучения английскому языку детей младшего школьного возраста11

Список используемой литературы15

ВВЕДЕНИЕ

Цель работы: познакомить с эффективными методами и приёмами обучения английскому языку детей младшего школьного возраста.

Задачи работы:

  • изучить состояние проблемы обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе;
  • выявить и обосновать теоретико-методологические основы обучения иностранному языку детей 8-9 лет;
  • разработать методы и приёмы обучения иностранному языку детей младшего школьного возраста.

Кардинальные изменения во всех областях социальной жизни, прогресс в науке и культуре, новые потребности в сфере педагогической деятельности привели к необходимости модернизации системы образования. Одним из возможных путей успешного решения задач в этой области является поиск и введение инноваций, обеспечивающих повышение эффективности и качества образования на всех его уровнях.

В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является  одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого образовательного учреждения. Именно инновационная деятельность не только создает        основу        для        создания конкурентоспособности того или иного учреждения на рынке образовательных услуг, но и определяет направления профессионального роста педагога, его творческого поиска, реально способствует личностному росту воспитанников.

Особое значение имеет инновационная деятельность в системе дополнительного образования, которое по своей сути является инновационным. Педагоги, работающие в системе дополнительного образования, всегда занимались поиском новых путей в работе с детьми, в их развитии и воспитании. Но в каждом учреждении существует своё понимание этого явления, которое отражает специфику работы учреждения, проблемы учреждения и подходы к их решению.

Дополнительное образование детей как педагогическое явление обладает целым рядом качеств, которых нет (или они слабо выражены) у основного:

  1. личностная ориентация образования;
  2. профильность;
  3. практическая направленность;
  4. мобильность;
  5. многофункциональность;
  6. разноуровневость;
  7. разнообразие содержания, форм, методов образования как следствие свободы педагога, работающего в такой системе;
  8. индивидуализация методик образования как необходимое условие спроса;
  9. реализация воспитательной функции обучения через активизацию деятельности учащихся;
  10. реализация ориентационной функции через содержание учебного материала.

Таким образом, инновационная деятельность учреждения  дополнительного образования – особый вид деятельности, основанный на введении в педагогическую деятельность специально-организованных и контролируемых изменений (новшеств) в содержание и технологии обучения и воспитания и направленный на повышение эффективности педагогической деятельности и преобразование всего комплекса личностных средств субъекта деятельности, обеспечивающих педагогу не только адаптацию к быстро меняющейся социальной и профессиональной реальности, но и возможность воздействия на неё.

ОСОБЕННОСТИ ЗАНЯТИЙ И ТРУДНОСТИ УСВОЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОМУ ОБЩЕНИЮ

ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Раннее обучение английскому языку: 10 преимуществНа ранней ступени обучения иностранный язык должен рассматриваться как средство развития личности ребенка с учетом мотивов, интересов и способностей. Через общение и деятельность на языке и через деятельность с языком ребенок развивается, воспитывается, познает мир и себя, т.е. овладевает всем тем духовным богатством, которое может дать ребенку процесс иноязычного образования.

В содержание обучения иноязычному общению на ранней ступени необходимо ввести следующие аспекты: развивающий (приоритетный), воспитательный, познавательный и учебный. Цель обучения по всем аспектам может быть сформулирована следующим образом:

  1. развитие психических функций ребенка через процесс овладения иностранным языком;
  2. удовлетворение познавательных потребностей ребенка;
  3. создание мотивации у ребенка к дальнейшему овладению иностранным языком;
  4. воспитание гражданина не только своей страны, но и мира;
  5. повышение результативности овладения языком.

Процесс обучения детей младшего школьного возраста имеет ряд специфических особенностей:

  1. Для ребенка важно, что «приносит» язык с собой, поэтому содержательные аспекты обучения (о чем говорить, что слушать, что делать, в том числе и с помощью языка) являются приоритетными, при этом обучение должно затрагивать интересы школьников и отвечать их потребностям в общении и познании.
  2. Занятие должно рассматриваться не как урок (в традиционном его понимании), а как организация совместного дела (т.е. именно занятие) с детьми.
  3. Учитывая возрастные и индивидуальные особенности школьников младшего возраста, необходимо использовать в качестве методического приема игру, позволяющую создать ситуацию, в которой ребенок не может «отмолчаться». При этом следует обращаться не только к сюжетно-ролевым играм, ставшим традиционными в практике обучения, но и к подвижным играм, в которых также может отрабатываться языковой материал. Это мимические игры, пальчиковые, игры типа лото, домино, складывающиеся картинки и т.д.
  4. Ребенок овладевает новым для него языком в процессе взаимодействия – общения с взрослым и друг с другом, друзьями, героями сказки. При этом важно, чтобы ребенок понимал цель каждого своего речевого и неречевого действия, его конечный результат, а также испытывал желание потребность в использовании иностранного языка как средство общения. В процессе общения должна использоваться увлекательная и доступная детям информация (сказочный сюжет, необычные приключения героев сказок и т.д.), в создаваемый сюжет постоянно должны вводиться действующие персонажи, обладающие своим «характером», «историей».
  5. Поскольку ребенок не может успешно развиваться без того, чтобы все свои мысли, знания и умения воплощать в различных типах деятельности, то в практике обучение необходимо гораздо шире использовать возможности изобразительной, музыкальной, танцевальной и другой деятельности и максимально использовать возможности интегративного обучения.
  6. Занятия не должны быть для ребенка выполнением скучных «технических» упражнений по запоминанию иностранных слов и грамматических конструкций. Это должны быть уроки, полные всевозможных «приключений». Важная особенность обучения детей младшего школьного возраста - сюжетный способ организации занятия. Занятия должны представлять собой единую сюжетную линию, направляемую каким-либо событием: реальным (праздник), вымышленным, игровым или сказочным.

У детей младшего школьного возраста пока еще отсутствует действительные и актуальные мотивы овладения вторым языком. Формирование таких мотивов затрудняется в связи с тем, что естественная языковая среда с достаточной силой стимулирует процессы овладения родным языком. Овладение иностранным языком остается недостаточно мотивированным видом познавательной деятельности.

Цели, которые ставят перед ребенком взрослые, для него слишком абстрактны, поэтому все обучении вынужденно строится как удовлетворение познавательных, игровых, личностных, психофизиологических потребностей и возможностей ребенка. В этом - основа и преимуществ, и недостатков раннего изучения иностранных языков.

У детей могут возникать личностные психологические барьеры в связи с непривычными звуками иноязычной речи, странными для детей словами и фразами, случайными ассоциациями с родной речью.

Виднейшие психологи нашей страны такие, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, считают, что при организации обучения следует опираться на особенности, качества и свойства, которые уже являются созревшими чертами личности ребенка. Лишь при четком определении психологических возможностей ребенка и трудностей, которые он может встретить в процессе обучения, можно создать методику, несущую в себе развивающий и образовательный потенциал.

Таким образом, знакомство с иностранным языком благотворно влияет на общее психическое развитие ребёнка, на развитие его речевой культуры, расширение кругозора. Именно на раннем этапе обучения закладывается интерес к иноязычному общению, а языковая база впоследствии помогает преодолеть страх к освоению иностранной речи, возникающий у некоторых школьников.

ПРАВИЛА МАКСИМАЛЬНО ЭФФЕКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

Миф 3 - aнглийский с ранних лет – это слишком большая нагрузка на детей

Не учимся, а играем.

Дети младшего школьного возраста не изучают английский, они в него играют. То есть изучают, но  сами  не задумываются об этом. В данном возрасте безуспешно вынуждать учить, зазубривать правила — у детей доминирует непроизвольное запоминание, а это значит, что им необходимы положительные впечатления. Дети даже не понимают, что учатся, когда они находятся в процессе игровой деятельности.

Яркие образы.

У детей младшего школьного возраста доминирует наглядно-образное мышление. Они мыслят образно и поэтому для понимания языка перевод не потребуется. Достаточно сопоставить текст с его изображением —  иллюстрацией, игрушкой, предметом, жестом. Отсюда берет свое начало известный (и кстати, в высшей степени эффективный) при обучении дошкольников и младших подростков способ как TPR (Total Physical Response) — способ физиологического реагирования. Это способ, при котором при новых текстов, фраз или стихов  заучивается жест, их изображающий.

Правила не нужны!

Освоение грамматики у детей младшего школьного возраста происходит по другому. Необходимо опустить изучение грамматики (правила даются тяжело, отвлекают детей). Работать же стоит над отработкой конкретных систем — грамматических паттернов (pattern – образчик, шаблон). С детьми данного возраста используют часто употребляемые паттерны и в повторении заучивают их  до автоматизма.

Перевод не нужен!

Так как абстрактно-логическое мышление у школьников развито слабо (или не развито вообще), то проводить параллели с родным языком не всякий раз необходимо и временами даже вредно. Преждевременное начало изучения помогает обособить яностранный язык от родного. Дети с помощью визуальных изображений строят параллели и понимают как сказать слово на русском и на английском, но при этом эти два языка у него в голове существуют отдельно и параллели между ними он пока же выстроить не имеет возможности.

Активная смена деятельности

Дети не могут  делать одно и то же долгое время. Частая смена видов деятельности – один из критерий удачных занятий. Считаем так: к возрасту добавляем 5 минут – это и есть максимальное время, в течение которого ребенок может сосредоточиться.

Именно поэтому, занятия по английскому необходимо максимально разнообразить: читать,  рисовать, петь, потанцевать, поиграть с карточками, посмотреть мультик (или ролик), заниматься продуктивной деятельностью.  И это вовсе не пустая трата времени, как может показаться на первый взгляд, а составляющие  части образовательной деятельности. Танец – это снова же внедрение TPR, для наилучшего запоминания текстов и грамматических паттернов. Раскрашивая и делая поделки, школьники выполняют команды учителя, а следовательно  развивают навык и слушания и повторяют изученную лексику — цвета, названия предметов на картинке и т.п.

Таким образом, овладение иностранном языком на простом уровне выступает в качестве первой ступени в реализации стратегической цели школьного учебного предмета «Английский язык». Освоение ребятами английского материала происходит в игровой форме, именно она является необходимой средой для усвоения познаний детьми младшего школьного возраста.  

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

C:\Открытый урок английского языка\DSC09527.JPGБольшинство детских методик изучения английского основаны игровой  активности детей. Как упоминалось выше, игра – это инструмент развития ребенка, с ее помощью он познает мир. Поэтому логично использовать игру для изучения английского. Лучшие методики изучения английского языка для детей включают в себя игровые ситуации разных типов. С их помощью ребенок разовьет нужные навыки быстро и в веселой форме.

Из множества методов и приёмов, которые предлагает современная педагогика, опытные преподаватели советуют выбирать 1–3 и чередовать их на занятиях. Сложно сказать, какая методика эффективнее, все зависит от индивидуальных способов ребенка воспринимать и запоминать информацию.

Методика Зайцева

Одна из самых известных и распространенных. Заключается в обучении ребенка чтению и умению составлять слова с помощью специальных «грамматических» кубиков и систематизирующих таблиц. Используются кубики разных цветов: сначала идет изучение букв и тренировка составления слов, затем – предложений. Сочетание яркой наглядности и игрового элемента делает метод отличным решением для изучения английского языка. Метод Зайцева помогает выстроить алгоритмы применения изученных правил и учит искать закономерности на занятиях другими предметами.

Методика Домана

Хотя метод Глена Домана применим с младенчества, обучение английскому с его помощью эффективно с детьми младшего школьного возраста. Используются специальные информационные карточки, содержание которых показывают ребенку и одновременно проговаривают вслух. Сначала занятия совсем короткие – по минуте – две, но материал повторяется много раз, пока информация прочно не закрепится. Этот метод можно назвать «запечатлением». Когда ребенок подрастает, можно ввести игровые элементы с карточками, затем показывать презентации, ролики.

Игровой метод

Как нельзя лучше подходит для школьников младшего возраста, при этом может быть адаптирован под любой возраст. В играх можно изучать как грамматику и фонетику, так и отрабатывать навык общения. Суть методики ясна из названия: все обучение проходит в естественном игровом процессе. Выделяют игры:

  1. Ролевые (ситуативные). В этих играх разыгрываются сценки — модели реальных ситуаций. Делятся на репродуктивные, то есть повторяющие, и импровизационные. В первом случае дети представляют типичную ситуацию и диалог в ней, во втором — используют творческий подход, придумывая собственный сценарий.
  2. Соревновательные основаны на принципе «кто лучше?». Кто быстрее отгадает кроссворд? Кто составит самый интересный рассказ? Кто выполнит все команды правильно? Побуждение к соревнованию помогает детям быстрее усваивать материал, проявлять больше старания в усвоении грамматических правил и речевой практике.
  3. Творческие. Данный вид деятельности развивает не только языковой навык, но и художественные задатки. Есть несколько видов творческих игр:
  • Словесные игры – сочинение стихов, песенок, рассказов;
  • Драматические – постановка сначала маленьких сценок, затем пьес;
  • Изобразительные – раскрашивание, рисование, графические диктанты.
  • Музыкальные – разучивание песенок, танцев. Использование музыкального сопровождения помогает закрепить ритм речи, услышать ее мелодику, а двигательная активность и возможность коммуникации разнообразят процесс обучения.

Проектный метод

Дети вместе с преподавателем выбирают тему для проекта, выполняют задания на протяжении нескольких занятий, собирают информацию, подключают творческий подход. Помимо языковой наполненности проекты учат ребенка самостоятельности, умению искать материал и объединять разрозненные знания в логическую цепочку.

Погружение в языковую среду

Общение с ребенком происходит только на английском языке. Сначала занятия могут быть совсем короткими, затем по мере развития навыка — удлиняются. Полезно совмещать практику с бытовыми занятиями, например: умываться и завтракать, комментируя действия, или обсуждать прошедший день во время прогулки. В качестве помощи можно использовать наглядные материалы (карточки, таблицы).

Комбинированная методика

Как следует из названия, в этом методе по усмотрению преподавателя смешиваются все предыдущие: от игр до серьезных проектов. Плюс подхода в его разнообразии и широком спектре инструментов для занятий.

Инструменты для уроков со школьником

Если взрослым людям для изучения английского бывает достаточно учебника, то детям очень важна развлекательная составляющая занятий: она не только помогает удерживать внимание, но и делает более эффективным усвоение материала.

•        Книжки с картинками. Для маленьких лингвистов — яркие книжки с картинками, а также с буквами и словами, для детей постарше — с народными английскими песенками, сказками, короткими рассказами. Иллюстрации разнообразят занятие, не дадут заскучать и помогут образно представить написанные слова.

C:\Открытый урок английского языка\DSC09477.JPG•        Phonics и фонетические игры. Короткие видеоролики, аудиодорожки, карточки, скороговорки – все, что поможет в отработке правильного произношения.

•        Мультфильмы на английском. Muzzy, Baby Einstein, Super Why! Герои этих мультфильмов не только полюбятся детям своими приключениями, но и обучат основам грамматики, поупражняются вместе с ребенком в произношении и составлении фраз.

•        Рабочие тетради и прописи – эти учебные материалы сочетают в себе наглядность и возможность практики. Почти все рабочие тетради дополняются аудиоматериалами. Использование инструмента позволит пополнять словарный запас, развивать творческий подход к изучению языка, тренироваться в письме.

Разумное использование любых инструментов повысит степень заинтересованности маленького ученика и облегчит формат занятий.

Просмотр мультфильмов

Просмотр мультфильмов на английском языке – один из лучших  помощников в изучении языка. Дети любят мультики и с удовольствием просматривают их много раз подряд. Поэтому мультфильмы на английском языке помогают решить сразу несколько задач  обучения  иностранному языку: ребенку интересно смотреть мультфильм, и он с удовольствием повторяет фразы героев, у ребенка не встает вопрос « зачем учить эти слова».

Мультфильмы помогают ребенку не только узнать и выучить новые слова, но и усвоить звуки английской речи. Если ребенку понравился мультфильм, он готов смотреть его раз за разом, пока не выучит его наизусть.

Помните, что независимо от способа обучения, главное – практика. Без нее на языке Шекспира не заговорит ни будущий поэт, ни прирожденный лингвист.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абаев А. М. Проблемы и перспективы развития системы учреждений дополнительного образования детей [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 100-102.
  2. Бодрова Е. В.  Методика освоения английского языка  детьми дошкольного возраста/Педагогические науки №4.-2014.- С.124-127
  3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 1966. № 6. С. 62–76.
  4. Гребешова С. В. Актуальные проблемы современного дошкольного образования // Молодой ученый. — 2016. — №13.3. — С. 29-30.
  5. Садовина Л.В. Применение видеоматериалов в процессе обучения английскому языку. Методические материалы. – Йошкар-Ола: ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования», 2016. –28 с.
  6. Ткач И.В., Минеева О.А. Метод квест как инновационная форма обучения английскому языку детей школьного возраста./ Самарский научный вестник. 2016. № 3 (16)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованные представления, как средство обучения английскому языку детей младшего школьного возраста

Обучение английскому языку на раннем этапе ведётся в нашей школе уже  много лет. Практика и результаты показали, что это несёт положительную мотивацию к дальнейшему изучению и оказывает  зна...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Глава 1. Теоретические основы исследования творческих способностей детей младшего школьного возраста   91.1.   Психолого-педагогические особенности детей младшего школьн...

АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ENJOY ENGLISH»

Программа " Enjoy English" имеет культурологическую направленность и призвана обеспечить усвоение учащимися базовых основ английского языка, а также ознакомление с традициями, обычаями и кул...

«Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования»

ВЫПУСНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: «Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования»...

«Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования» презентация

laquo;Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования» презентация...

Фонетический метод обучения чтению на английском языке детей младшего школьного возраста

Презентация к выступлению на Педагогоческой районной конференции с темой "Фонетический метод обучения чтению на английском языке детей младшего школьного возраста", 25 августа 2021 г....