«Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования»
материал

Швидкая Ирина Александровна

ВЫПУСНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Тема: «Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл diplom_18.06.2021_shvidkaya_s.docx53.74 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

БАРАБИНСКИЙ ФИЛИАЛ

ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

«НОВОСИБИРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ КОЛЛЕДЖ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ»

Специальность

44.02.03 Педагогика дополнительного образования в области музыкальной деятельности

ВЫПУСНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: «Развитие музыкальных способностей

у детей младшего школьного возраста

в учреждениях дополнительного образования»

                                                                Студент: 4 курса, группы 44

                                                                   Швидкая Софья Владимировна

                                                                  Руководитель: преподаватель

                                                             Третьякова Ольга Павловна

                                                                                Рецензент:      

Работа допущена к защите.                                         Дипломная работа защищена

Председатель ПЦК ПДО                                               «__» __________ 2021 г.

______________ Третьякова О.П.                                 Оценка _____________

«__» __________ 2021 г.                                                  

                                                                                           

                                                       

Барабинск 2021

Содержание

Введение ……………………………………………………………………...…...3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ………………………………………………………………...5

1.1 Обзор литературных источников по теме «Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста» …...……………...……5

Выводы по первой главе………………………………………………………...19

ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ………………………………….….20

2.1 Музыкальное воспитание детей в учреждениях дополнительного образования…………………………………………………………………...….20

2.2 Способы и методы развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста……………………………………………....….21

Выводы по второй главе ...……………………………………………...………25

Заключение……………………………………………………….........................26

Список литературы……………………………………………………...…..…...27

Приложение…………………………………………………………………..…..29


Введение

Младший школьный возраст является благоприятным для развития всех основных психических процессов и способностей, в том числе и музыкальных. Развитие и совершенствование музыкальности является одним из сложных и вместе с тем интереснейших разделов работы педагога по реализации способностей детей младшего школьного возраста.

  Музыка оказывает благоприятное воспитательное воздействие лишь в том случае, если ребёнок подготовлен к ее восприятию, то есть если у него развиты те свойства и качества, которые позволяют пережить и понять музыку, постичь ее художественную и эстетическую ценность. Важная роль в восприятии художественного материала принадлежит музыкальным способностям. Поэтому их формирование и развитие в настоящее время становится одним из главных условий приобщения к подлинным художественным ценностям. Следовательно, сегодня в теории и практике музыкального воспитания детей развитие музыкальных способностей должно стать одним из основных целей направлений педагогической деятельности.

Я считаю, что развитие музыкальных способностей очень важно для каждого ребенка. Музыкальное воспитание помогает формировать всесторонне развитую личность. Изучая элементарную музыкальную грамоту, ребенок получает навыки, развивающие его математические способности.  Осваивая музыкальные термины, структуру музыкальных произведений, дети получают базу для понимания компьютера. Знакомство с композиторами и их произведениями помогает развивать интеллект ребенка, воображение и фантазию. Музыка дисциплинирует, музыка – это выдержка и артистизм на всю жизнь!

Анализ психологической, музыковедческой и педагогической литературы по развитию музыкальных способностей детей показал особую актуальность данной проблемы в настоящее время. Это обусловило выбор темы исследования, проблема которой сформулирована следующим образом: каковы педагогические условия развития музыкальных способностей младших школьников? Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Актуальность применения различных методик развития музыкальных способностей младших школьников, а также недостаточная, разработанность рассматриваемой проблемы в фортепианной теории и практике послужили основанием методической разработки «Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования».

Актуальность выбранной темы обусловлена значимостью развития музыкальные способности так как формируется эмоциональная сфера, пробуждается фантазия, воля, воображение, обостряется внимание, активизируются творческие силы.

Цель: выявление необходимых педагогических условий и методов для развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста

Задачи:

1) Изучить классификацию музыкальных способностей.

2) Выявить методы развития музыкальных способностей младших школьников.

3) Разработать методические рекомендации по развитию музыкальных способностей у младших школьников.

Объект исследования - методы развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования - музыкальные способности у детей младшего школьного возраста.

Структура

Введение (актуальность, цель, объект, предмет, задачи) – 2 стр.

1 глава – описательная: обзор литературы по теме – 14 стр.

2 глава – выявление музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования – 8 стр.

Заключение (обобщение выводов по всем главам) – 2 стр.

Список источников литературы – 14 источников

Приложение - методические рекомендации по развитию музыкальных способностей у младших школьников.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

  1. Обзор литературных источников по теме «Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста»

Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей. Музыкальные способности, необходимые для успешного осуществления музыкальной деятельности, объединяются в понятие «музыкальность».

Содержание понятия «музыкальность» охватывает самые разные свойства - от способности дифференцировать музыкальные звуки до высших творческих проявлений, поскольку музыкальная деятельность многосоставная и разнообразная.

В исследованиях последнего времени намечена тенденция трактовки музыкальности как комплекса свойств личности человека, возникающего и развивающегося в процессе возникновения, создания и усвоения музыкального искусства.

 «Главный признак музыкальности - переживание музыки как выражения некоторого содержания, основными же носителями этого содержания являются в музыке высотное и ритмическое движение» [12, c.94].

Изучение основ музыкального развития детей и их музыкальных способностей отражается в трудах Зиминой А.Н., Безбородовой Л.А., Тарасовой К.В., Б.М. Теплова и др.

Первые публикации Б. М. Теплова по вопросам способностей и одаренности - "Проблема одаренности", "Способности и одаренность" - представляли собой извлечение из его докторской диссертации "Психология музыкальных способностей", защищенной в 1940 г. (опубликована в 1947 году, повторно - в 1961 г. в книге избранных трудов автора; недавно издана во Франции). Именно в связи с изучением музыкальности им был произведен анализ основных понятий, относящихся к области способностей, и дана критика некоторых ошибочных точек зрения.

В последние 15 лет научной деятельности, когда Б. М. Теплов сосредоточил усилия своей лаборатории на исследовании типологических особенностей нервной системы, разработка вопросов способностей не приостановилась. Перспективу, основной замысел работы руководимого им коллектива он видел в подходе к изучению природных задатков развития способностей.

Таким образом, проблема способностей представлена в трудах Б. М. Теплова весьма разнообразно: в сферу исследования вошли как некоторые специальные особенности слухового восприятия и других компонентов музыкальности, так и некоторые свойства ума в связи с особенностями личности, и природные предпосылки всестороннего развития.

Б. М. Теплов стоял на той точке зрения, что недостаточное знание фактов и частных закономерностей не позволяет пока создать общую теорию способностей и одаренности. Более того, он считал, что "...всякие попытки сочинять теории или гипотезы о природе одаренности при том запасе положительных знаний, которыми мы сейчас обладаем, вредны" [12, c.74].

Вместе с тем он систематически обращался к рассмотрению и теоретических вопросов. В его работах отчетливо видны некоторые исходные принципы исследования данной проблемы.

1.2 Структура музыкальных способностей по Теплову Б. М.

Б.М. Теплов в своих работах дал глубокий, всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он сравнивал точки зрения психологов, представлявших самые различные направления в психологии, и излагал свой взгляд на проблему.

 Б.М. Теплов четко определил свою позицию в вопросе о врожденности музыкальных способностей. Опираясь на работы выдающегося физиолога И.П. Павлова, он признавал врожденными свойства нервной системы человека, но не рассматривал их только как наследственные (ведь они могут формироваться в период внутриутробного развития ребенка и в течение ряда лет после рождения). Врожденные свойства нервной системы Б.М. Теплов отделяет от психических свойств человека. Он подчеркивает, что врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т. е. задатки, которые лежат в основе развития способностей.

Способности Б.М. Теплов определяет, как индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо одной деятельности или многих. Они не сводятся к наличию навыков, умений или знаний, но могут объяснить легкость и быстроту их приобретения. Для того чтобы выделить комплекс способностей, составляющих понятие музыкальность, важно определить специфику содержания музыки (и, следовательно, качества, необходимые для его восприятия), а также черты отличия музыкальных звуков от других звуков, встречающихся в жизни (и, следовательно, качества, необходимые для их различения и воспроизведения).

Отвечая на первый вопрос (о специфике содержания музыки), Б.М. Теплов полемизирует с представителем немецкой эстетики Э. Гансликом, отстаивающим взгляд на музыкальное искусство как на искусство, которое не может выражать никакого содержания. Музыкальные звуки, по Ганслику, могут лишь отвечать эстетическим потребностям человека.

Б.М. Теплов противопоставляет этому точку зрения на музыку как искусство, имеющее различные возможности отражения жизненного содержания, передачи жизненных явлений, внутреннего мира человека. Специфику музыкального содержания определяют не изобразительные возможности музыки, а наличие эмоциональной окрашенности музыкальных образов. Таким образом, главная функция музыки выразительная. Широкие возможности музыкального искусства передавать тончайшие нюансы человеческих чувств, их смену, взаимопереходы и определяют специфику музыкального содержания. Б.М. Теплов подчеркивает, что в музыке мы через эмоцию познаем мир. Музыка есть эмоциональное познание. Поэтому основным признаком музыкальности Б.М. Теплов называет переживание музыки, при котором постигается ее содержание. Поскольку музыкальное переживание по самому своему существу - эмоциональное переживание и иначе как эмоциональным путем нельзя понять содержания музыки, центром музыкальности является способность человека эмоционально отзываться на музыку.

Чтобы глубже воспринять музыкальное содержание, человек должен обладать способностью дифференцировать движущиеся звуки слухом, различать и воспринимать выразительность ритма. Поэтому понятие «музыкальные способности» включает в себя музыкальный слух, а также чувство ритма, которые неразрывно связаны с эмоциями.

Музыкальные звуки обладают различными свойствами: они имеют высоту, тембр, динамику и длительность. Их различение в отдельно взятых звуках составляет основу простейших сенсорных музыкальных способностей. Последнее из перечисленных свойств звуков (длительность) лежит в основе музыкального ритма. Чувство эмоциональной выразительности музыкального ритма и воспроизведение его образуют одну из музыкальных способностей человека - музыкально-ритмическое чувство. Три первых названных свойства музыкальных звуков (высота, тембр и динамика) составляют основу соответственно звуковысотного, тембрового и динамического слуха. В широком понимании музыкальный слух включает в себя звуковысотный, тембровый и динамический слух.

Все перечисленные свойства (высота, тембр, динамика и длительность) присущи не только звукам музыкальным, но и другим: звукам речи, шумам, голосам животных и птиц. Что же составляет своеобразие именно музыкальных звуков? В отличие от всех других звуков и шумов музыкальные звуки имеют определенную, фиксированную высоту и протяженность. Поэтому основными носителями смысла в музыке Б.М. Теплов называет звуковысотное и ритмическое движение.

Следует отметить, что музыкальный слух — это многосоставное понятие. Звуковысотный слух имеет две разновидности: мелодический и гармонический. Мелодический слух — это звуковысотный слух в его проявлении к одноголосной мелодии; гармонический слух - звуковысотный слух в его проявлении по отношению к созвучиям, а, следовательно, к многоголосной музыке. Гармонический слух может значительно отставать в развитии от мелодического. Гармонический слух предполагает способность ощущать и различать консонанс (благозвучие), которая, по-видимому, вырабатывается у человека в результате некоторого музыкального опыта. Кроме того, для проявления гармонического слуха необходимо слышать одновременно несколько звуков, различных по высоте, выделять слухом одновременное звучание нескольких мелодических линий. Он приобретается в результате той деятельности, которая без него не может осуществляться, - при работе с многоголосной музыкой.

Кроме мелодического и гармонического слуха, существует еще понятие абсолютный слух. Это способность человека различать и называть звуки, не имея реального эталона для сравнения, т. е. не прибегая к сравнению со звуком камертона или музыкального инструмента. Абсолютный слух является весьма полезным качеством, но и без него возможно успешное занятие музыкой, поэтому он не входит в число основных музыкальных способностей, составляющих структуру музыкальности.

Как уже отмечалось, музыкальный слух теснейшим образом связан с эмоциями. Особенно ярко проявляется эта связь при восприятии музыки, различении эмоциональной, ладовой окраски, настроений, чувств, выраженных в ней. При воспроизведении мелодий действует другое качество слуха - появляется необходимость иметь представления о расположении звуков по высоте, т. е. иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения.

Эти два компонента звуковысотного слуха - эмоциональный и собственно слуховой - выделяются Б.М. Тепловым как две музыкальные способности, названные им ладовым чувством и музыкально-слуховыми представлениями.        

Ладовое чувство.

Музыкальные звуки организованы в определенном ладу. Мажорный и минорный лады различаются по эмоциональной окраске. Иногда мажор связывают с эмоционально положительной гаммой настроений - веселым, радостным настроением, а минор - с грустным. В некоторых случаях это бывает именно так, но далеко не всегда. Как происходит различение ладовой окраски музыки?

Ладовое чувство — это эмоциональное переживание, эмоциональная способность. Кроме того, в ладовом чувстве обнаруживается единство эмоциональной и слуховой сторон музыкальности. Имеет свою окраску не только лад в целом, но и отдельные звуки лада (имеющие определенную высоту). Из семи ступеней лада одни звучат устойчиво, другие - неустойчиво. Устойчиво звучат основные ступени лада (первая, третья и пятая) и особенно тоника (первая ступень). Эти звуки образуют основу лада, его опору. Остальные звуки неустойчивые, в мелодии они тяготеют к устойчивым. Ладовое чувство — это различение не только общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, но и определенных отношений между звуками - устойчивыми, завершенными (при окончании на них мелодии) и требующими завершения.

Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, «прочувствованное восприятие». Б.М. Теплов называет его перцептивным, эмоциональным компонентом музыкального слуха. Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении, закончилась или не закончилась мелодия, в чувствительности к точности интонации, ладовой окраске звуков. В дошкольном возрасте показателем развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. Поскольку музыка по существу своему является выражением эмоционального содержания, то и музыкальный слух должен быть, очевидно, эмоциональным слухом. Ладовое чувство - одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку (центра музыкальности). Поскольку ладовое чувство проявляется при восприятии звуковысотного движения, в нем прослеживается взаимосвязь эмоциональной отзывчивости на музыку с ощущением музыкальной высоты.

Музыкально-слуховые представления.

Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии - вверх, вниз, плавно, скачками, повторяются ли, т. е. иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного (и ритмического) движения. Чтобы воспроизвести мелодию по слуху, надо ее запомнить. Поэтому музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение. Так же как запоминание может быть непроизвольным и произвольным, музыкально-слуховые представления различаются по степени их произвольности. Произвольные музыкально-слуховые представления связаны с развитием внутреннего слуха. Внутренний слух - это не просто способность мысленно представлять себе музыкальные звуки, а произвольно оперировать музыкальными слуховыми представлениями.

Экспериментальные наблюдения доказывают, что для произвольного представления мелодии многие люди прибегают к внутреннему пению, а обучающиеся игре на фортепиано сопровождают представление мелодии движениями пальцев (реальными или едва фиксируемыми), имитирующими ее воспроизведение на клавиатуре. Это доказывает связь музыкально-слуховых представлений с моторикой. Особенно тесна эта связь тогда, когда человеку необходимо произвольно запомнить мелодию и удержать ее в памяти. «Активное запоминание слуховых представлений, - отмечает Б.М. Теплов, - делает участие двигательных моментов особенно существенным» [12, c.201]..

Таким образом, музыкально-слуховые представления — это способность, проявляющаяся в воспроизведении по слуху мелодий. Она называется слуховым, или репродуктивным, компонентом музыкального слуха.

Чувство ритма.

Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Большую роль в расчленении музыкального движения и восприятии выразительности ритма играют акценты.

Как свидетельствуют наблюдения и многочисленные эксперименты, во время восприятия музыки человек совершает заметные или незаметные движения, соответствующие ее ритму, акцентам. Это движения головы, рук, ног, а также невидимые движения речевого, дыхательного аппаратов. Часто они возникают бессознательно, непроизвольно. Попытки человека остановить эти движения приводят к тому, что-либо они возникают в другом качестве, либо переживание ритма прекращается вообще. Это говорит о наличии глубокой связи двигательных реакций с восприятием ритма, о моторной природе музыкального ритма.

Переживание ритма, а, следовательно, и восприятие музыки - это активный процесс. «Слушатель только тогда переживает ритм, когда он его сопроизводит, соделывает... Всякое полноценное восприятие музыки есть активный процесс, предполагающий не просто слушание, но и соделывание, причем соделывание включает весьма разнообразные движения. Вследствие этого восприятие музыки никогда не является только слуховым процессом; оно всегда слухо-двигательный процесс» [12, c.55].

Чувство музыкального ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Содержание музыки эмоционально. Ритм же - одно из выразительных средств музыки, с помощью которых передается содержание. Поэтому чувство ритма, как и ладовое чувство, составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Активный, действенный характер музыкального ритма позволяет передавать в движениях (имеющих, как и сама музыка, временной характер) мельчайшие изменения настроений музыки и тем самым постигать выразительность музыкального языка. Характерные особенности музыкальной речи (акценты, паузы, плавное или отрывистое движение и т. д.) могут быть переданы соответствующими по эмоциональной окраске движениями (хлопки, притопы, плавные или отрывистые движения рук, ног и т. д.). Это позволяет использовать их для развития эмоциональной отзывчивости на музыку.

Таким образом, чувство ритма — это способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его. Музыкальная память не включается Б. М. Тепловым в число основных музыкальных способностей, так как «непосредственное запоминание, узнавание и воспроизведение звуковысотного и ритмического движений составляют прямые проявления музыкального слуха и чувства ритма».

Таким образом, Б.М. Теплов выделяет три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Б. Г. Ананьев "О соотношении способностей и одаренности»

Б. Г. Ананьев считает, что развитие способностей связано с развитием всей личности, ее характера. Способности формируются в деятельности индивида, которые сказываются и на росте способностей, и на характере человека. Развивая вопрос о роли задатков в развитии способностей, автор подчеркивает, что в процессе деятельности задатки превращаются в способности. Способность — это не простое накопление знаний, это проявление творческого развития ума. Б. Г. Ананьев считает, что образование способностей связано с развитием высших психических функций [3, c.174].

Л. А. Безбородова в учебном пособии «Теория и методика музыкального образования» обращает внимание на то, что для музыкальной педагогики важными вопросами являются проблемы специальных музыкальных способностей школьников, их музыкальных потребностей и эмоциональной сферы ребенка, музыкальной диагностики как различении и проверки точности музыкального слуха, объема музыкальной памяти, чувства ритма и лада детей [6, c.7].

Автор пишет о том, что в наше время с особой остротой стоит задача духовного возрождения общества, поэтому в современной школе эстетическое воспитание должно стать приоритетным направлением развития личности человека. Выделяет особое место в теории музыкального образования и воспитания - музыкальную эстетику, которая раскрывает специфические особенности музыкального искусства, отражающего жизненные явления в музыкальных образах.

 Виды/разновидности музыкальных способностей

В музыкально-педагогической практике под основными музыкальными способностями подразумеваются обычно следующие три:

- музыкальный слух,

- чувство ритма,

- музыкальная память.

В термин музыкальный слух вкладывается обычно очень широкое и недостаточно определенное содержание. Б.М.Теплов в своей работе "Психология музыкальных способностей" расчленяет понятие музыкальный слух на понятие звуковысотный слух и тембровый слух. Так как в музыке основным носителем смысла является звуковысотное и ритмическое движение, а тембровый элемент имеет хотя и очень важное, но подчиненное значение, то в качестве основных музыкальных способностей, образующих ядро музыкальности, автор принимает те, которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения. Таковыми являются музыкальный звуковысотный слух и чувство ритма.

«Музыкальный слух в широком понимании, — это способность различать музыкальные звуки, воспринимать, переживать и понимать содержание музыкальных произведений» [12, c.174].

Многие исследователи различают звуковысотный, тембровый, динамический, ритмический, внутренний, относительный, абсолютный, полифонический и архитектонический слух.

Музыкальные звуки имеют следующие качественные проявления: высоту, громкость, окраску, длительность. Когда, преимущественно внимание обращается на изменение высоты звука, то мы говорим, что это проявление звуковысотного слуха; когда это относится к громкости, мы называем его динамическим слухом; когда мы отличаем звук рояля от звука скрипки мы относим это к тембровому слуху.

Музыка - явление целостное и структурное. Оно состоит из мелодии и гармонии, в которые входят несколько или множество организованных звуков. Поэтому мелодический и гармонический слух – это соответственно проявление слуховых способностей по отношению к мелодии и гармонии. Проявление же музыкально-слуховых способностей к восприятию и осмыслению всего музыкального произведения или отдельных крупных его частей называют архитектоническим слухом (впервые этот термин был введен Н.А. Римским-Корсаковым).

Чувство ритма. С пониманием ритма в узком его значении мы встречаемся у Л. А. Мазеля и В.А. Цуккермана: «Ритм, как временная закономерность, есть организация звуков по их длительности». Здесь музыкальный ритм сведен к ритмическому рисунку. Однако, как пишут те же авторы, «ритмический рисунок образуется от сочетания одинаковых или различных длительностей, определенным образом акцентированных и звучащих в некоторых темповых рамках». Из сказанного следует, что метр и темп наряду с ритмическим рисунком – необходимые составляющие музыкального ритма.

Наиболее точным определением музыкального ритма в узком смысле слова можно считать данное Е.В. Назайкинским: «Музыкальный ритм… представляет собой закономерное распределение во время ритмических единиц (ритмический рисунок), подчиненное регулярному чередованию опорных и переходных долей времени (метр), которое совершается с определенной скоростью (темп)». Следовательно, музыкальный ритм, даже в его узком понимании, включает не только временные, но и динамические, и темповые характеристики отношений звуков.

Анализируя основные формы музыкального слуха, мелодический и гармонический, Теплов пришел к выводу, что в основе лежат две способности: ладовое чувство, которое называют перцептивным или эмоциональным компонентом музыкального слуха, и способность музыкального слухового представления, которую называют репродуктивным или слуховым компонентом музыкального слуха. Таким образом, музыкальный слух нельзя рассматривать как единую способность. Он является сочетанием, по крайней мере, двух основных способностей.

Музыкальная память. «Музыкальная память— это сложный процесс преобразования сенсорного и перцептивного материала, полученного органами чувств» [12, c.100]. Она активно включается во все познавательные процесса и все проявления психики: внимание, ощущение, восприятие, представление, мышление, входит в такие сложнейшие структуры личности, как темперамент, характер и способности. Содержанием музыкальной памяти, так же как и в других видах деятельности, является накопление, сохранение и использование индивидуального музыкального опыта, который оказывает решающее воздействие на формирование личности младшего школьника и непрерывное его развитие. Память человека – это сложный процесс отбора и переработки огромного количества внешних воздействий, впечатлений, собственных усилий и переживаний, направляемые потребностями, мотивами и интересами для осуществления настоящей и планируемой деятельности. Все эти психические явления сопровождаются мнемическими процессами.

Для проведения диагностики развития музыкальных способностей учащихся помимо ведущих компонентов музыкальности и способностей к различным видам деятельности, были также выявлены уровни развития данных способностей.

1.3 Уровни развития музыкальных способностей

Компонент

Уровни

Музыкальный слух

Высокий

Средний

Низкий

Чистое интонирование мелодической линии

Слуховое внимание

Чувство ритма

Чёткая точная передача ритмического рисунка

Хорошо развитый внутренний ритмический слух

Различение сильных и слабых долей в музыке при слушании и исполнении маршей и танцевальных пьес и т.д.

Музыкальная память

Быстрое запоминание, узнавание, воспроизведение музыкального материала

Неточное запоминание и воспроизведение музыкального материала

Небольшой запас муз. «багажа» памяти

Несформированность навыков запоминания, воспроизведения, узнавания музыкального материала

Восприятие музыки

Хорошо развитое образное мышление

Умение передать настроение музыки и т.д.

Творческие навыки

Умение досочинить мелодию, ритмический рисунок

Элементарные навыки инсценирования

Музыкальное движение

Большой запас танцевальных движений

Умение передать ими характер образа

Ограниченный запас танцевальных движений

Неумение передать характер образа

Отсутствие запаса танцевальных движений

Большой запас танцевальных движений


Выводы по первой главе

В ходе решения основных задач исследования выяснила, что Б.М. Теплов в своих работах дал глубокий, всесторонний анализ проблемы развития музыкальных способностей. Он сравнивал точки зрения психологов, представлявших самые различные направления в психологии, и излагал свой взгляд на проблему.

Б.М. Теплов выделяет три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма. Эти три способности не исчерпывают всего комплекса музыкальных способностей, который определяется общей музыкальностью, однако они образуют ядро музыкальности. При этом главный признак музыкальности проявляется в эмоциональной отзывчивости на музыку.

В музыкально-педагогической практике под основными музыкальными способностями подразумеваются обычно следующие три: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память.


ГЛАВА 2 РАЗВИТИЕ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1 Музыкальное воспитание детей в учреждениях дополнительного образования

Дополнительное образование реализуется в разных видах образовательных учреждений и, собственно, в учреждениях дополнительного образования (клубы, кружки, детские школы искусств, художественные школы, дома детского творчества и др.).  

Развитие музыкальных способностей дети могут получить в таких видах учреждений дополнительного образования детей как:

дворцы детско-юношеского творчества; дома культуры; детские музыкальные школы; детские школы искусств.

Специфика ДМШ и ДШИ

Занятие в ДМШ и ДШИ – это особый вид деятельности, не похожий на уроки в общеобразовательной школе. Это индивидуальное занятие педагога с учеником, целью которого является овладение игрой на музыкальном инструменте, а задачами - привитие любви к музыке, раскрытие творческих способностей, расширение кругозора, повышение интеллекта обучающегося.

На занятии должно найтись место и разговорам о музыке и не только о ней. В процессе общения с учеником педагог оказывает разностороннее влияние на формирование его личности, способствуя развитию эстетических вкусов, расширению кругозора, воспитанию характера. Тогда урок становится, по словам Артура Рубинштейна, «формой человеческого общения», где ученики превращаются в единомышленников и друзей.

Роль детских музыкальных школ и детских школ искусств в воспитании и развитии детей

Учреждения дополнительного образования детей, в частности детские школы искусств и музыкальные школы играют важную роль в воспитании и развитии детей. Дина Константиновна Кирнарская - известный педагог-музыкант, психолог, искусствовед, обращаясь к современным родителям, назвала воспитательные и развивающие функции занятий музыкой:

  • музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину;
  • занимаясь музыкой, ребенок развивает математические способности, а также способности к овладению языками;
  • занятия музыкой развивают структурное мышление;
  • занятия в музыкальной школе развивают навыки общения (коммуникативные навыки).

2.2 Способы и методы развития музыкальных способностей у младших школьников

Ладовое чувство.

Самым простым способом развивать у детей ладовое чувство считается прослушивание мелодий разнообразных стилей и направлений. На занятиях преподаватель должен воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость на прослушивание музыки. Для этого используется система вокально-речевых игровых занятий, на которых дошкольники учатся имитировать те или иные звуки окружающей жизни. Примером таких имитация может служить имитация некоторых эмоций посредством звука (например, радость, злость, нежность, грусть).

Такие игры позволяют детям не только развивать музыкальные способности, но и формировать правильную речь, культуру пения. Они дают возможность обогатить словарный запас и наилучшим образом раскрыть возможности музыкального воображения.

Способность к слуховому представлению

Основной задачей таких тренировок является расширение восприятия звуков. Примерами упражнений на слуховое представление являются:

- узнавание звучания определенного музыкального инструмента на слух;

- определение направления звука и местонахождения его источника;

- различение голосов;

- повторение простых мелодий на слух.

Музыкально-ритмическое чувство

Упражнений на тренировку чувства ритма у детей достаточно много. Проводить их можно как в игровой форме, так и посредством занятий аэробикой и гимнастикой. Любые действия, имеющие ритмичную основу, развивают чувство ритма у ребенка и тренируют его.

Дети могут маршировать под музыку либо счет. Это простое упражнение дает возможность провести тренировку ритмического развития.

Декламирование стихов также является действенным методом тренировок. Также существует огромное количество речевых игр, способствующих развитию чувства ритма. Они проходят под музыкальный аккомпанемент либо хлопки преподавателя и детей.

Упражнение, при котором дети задают друг другу вопросы и отвечают на них, отбивая ритм на музыкальном инструменте, позволит повысить коммуникабельность детей, а также будет способствовать развитию чувства ритма.

Простейшие танцевальные движения под ритмичную музыку позволят не только почувствовать ритм, но и получить удовольствие от урока.

Любые ударные инструменты – это средство для улучшения чувства ритма. С детьми можно провести урок игры на барабанах или под их аккомпанемент маршировать по учебному помещению.

Процесс развития музыкальных способностей в общем виде можно представить следующим образом: повышенная реактивность на музыкальные впечатления порождает у ребенка склонность к слушанию музыки, ее исполнению и сочинению (примитивным музыкальным импровизациям), которые перерастают в устойчивую потребность заниматься музыкой, участвовать в разных видах музыкальной деятельности, создавать вокруг себя музыкальную среду

Самый доступный для детей вид музыкального творчества, который затрагивает все виды музыкальных способностей – импровизация, когда сочинение и исполнение музыки происходит одновременно, а содержанием служат, как правило, непосредственно возникающие эмоциональные состояния и мысли. В импровизации творческий замысел реализуется без предварительной подготовки, экспромтом и сразу в законченном виде. Главные психологические процессы в ней – эмоции и интуиция, в то время как в сочинении – аналитическое начало.

Музыкальная импровизация – одна из форм продуктивной художественной деятельности, в результате которой появляется новое произведение. В основе продуктивной музыкальной деятельности лежит творческое музыкальное мышление, которое осуществляется на базе музыкального языка.

Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает «фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем». Задатки к музыкальной деятельности имеются у каждого, именно они составляют основу музыкальных способностей.

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития основных музыкальных способностей, так как в этом возрасте музыкальность у детей уже представлена комплексом элементарных компонентов всех музыкальных способностей. Поэтому формирование основ музыкальной культуры необходимо прививать, начиная с первых дней пребывания ребёнка в школе.

В этот период можно успешно работать над развитием                      эмоциональной отзывчивости на музыку, динамического и тембрового слуха, тех компонентов чувства ритма, которые связаны с воспроизведением темпа и метрической пульсации, а также над развитием репродуктивной части мышления (способность к интонационному анализу общего характера произведения) и узнавания, входящих в музыкальную память.


Выводы по второй главе

Наиболее благоприятного периода для развития музыкальных способностей, чем детство, трудно представить. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает «фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем».

В этот период успешно проходит работа над развитием эмоциональной отзывчивости на музыку, динамического и тембрового слуха, тех компонентов чувства ритма, которые связаны с воспроизведением темпа и метрической пульсации, а также над развитием репродуктивной части мышления и узнавания, входящих в музыкальную память.

Развитие музыкальных способностей дети могут получить в разных видах учреждений дополнительного образования.

Учреждения дополнительного образования детей, в частности детские школы искусств и музыкальные школы играют важную роль в развитии музыкальных способностей и развитии детей младшего школьного возраста.


Заключение

Исследование психолого-педагогической литературы, наблюдение за творческой деятельностью учащихся позволили получить следующие результаты и сформулировать основные выводы:

  • формирование музыкальных способностей младших школьников в процессе музыкальной деятельности происходит на основе индивидуальных природных задатков и с учетом возрастных особенностей психофизиологического развития;
  • необходимо выбирать оптимальные методы, приемы и формы обучения, осуществлять постепенный переход от простого к сложному, от изученного к новому, от репродуктивной деятельности к творческой, стимулировать творческую деятельность детей самостоятельным поиском новых знаний, освоением новых форм деятельности.
  • для эффективного развития музыкальных способностей детей младшего школьного возраста целесообразно осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку.

      Главное для педагога– это умение увидеть и определить не только природные задатки к развитию музыкальных способностей, но и распознать такие качества, как одухотворенность, чувственная предрасположенность, любовь к музыке, желание ребенка терпеливо и упорно трудиться на музыкальных занятиях. Именно эти качества в большей степени приводят детей к успехам, позволяют достичь хороших результатов.


Список литературы

  1. Абдулин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе / Э.Б. Абдулин. - М.: Просвещение, 2015. - 112 с.
  2. Алиев Ю.Б. «Музыкальное развитие учащихся общеобразовательной школы в процессе занятий хоровым пением. Автореферат дис. на соискание учен. степени кандидата пед. Наук 2016 М.: 1965.https://search.rsl.ru/ru/record/01005939323
  3. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одаренности // Проблемы способностей. М., 1922. - С. 18. - С. 16.
  4. Асафьев, Б.В. О музыкально-творческих навыках у детей: Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б.В. Асафьев https://search.rsl.ru/ru/record/01007237724
  5. Баренбойм Лев Аронович "Музыкальная педагогика и исполнительство. Учебное пособие" Издательство: Музыка,. https://vk.com/doc51329153_505136629?hash=a711f6efe2d086c01a&dl=484257b3ba46554637
  6. Безбородова Л.А. Теория и методика музыкального образования: учебное пособие/ Л.А. Безбородова. – Москва: Флинта, 2018, 240 с.
  7. Вазлеев В. А. Развитие музыкальных способностей в младшем школьном возрасте / В. А. Вазлеев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (128). — С. 280-282. — URL: https://moluch.ru/archive/128/35584/
  8. Ветлугина, Н.А. Музыкальное развитие ребенка / Н.А. Ветлугина. - М.: - 218 с.
  9. Кабалевский, Д. Б. Основные принципы и методы программы по музыке для образовательных школ /Учебное издание. 2016. -225 с.
  10.  Петрушин В. И. Музыкальная психология: учебное пособие для вузов/ В.И.Петрушин. – 3-е изд. – Москва: Академический проект; Гаудеамус, 2019. – 400 с.
  11.  Семячкина Г.А., 2017 г. «Педагогические условия развития музыкальных способностей в системе дополнительного образования младших школьников»https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-muzykalnyh-sposobnostey-v-sisteme-dopolnitelnogo-obrazovaniya-mladshih-shkolnikov/viewer
  12.  Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей – М., Наука, 2015 -379 с.
  13.  Углова М.В «Развитие музыкальных способностей детей младшего школьного возраста», 2018 г. https://infourok.ru/razvitie-muzikalnih-sposobnostey-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-3370726.html
  14.  Харлашко Милена Александровна "Формирование артистизма у детей младшего школьного возраста в системе музыкальных учреждений дополнительного образования" http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-formirovanie-artestizma-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-v-sisteme-uchrezhdeniy-dopolnitelnogo-obrazovaniya#ixzz6xrxz9XVN


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста на занятии в мастерской "Сувенир"

В данной презентации представлена работа детского объединения "Сувенир"....

методическая разработка "Методика развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста"

Задачи данной разработки - изучить координационные способности, как вид физических способностей человека; проанализировать методы развития координационных способностей у детей младшего школьного возра...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Глава 1. Теоретические основы исследования творческих способностей детей младшего школьного возраста   91.1.   Психолого-педагогические особенности детей младшего школьн...

Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста в процессе занятий квиллингом в системе дополнительного образования.

Развитие творческих способносетй у детей младшего школьного возраста в процесее занятий квиллингом.Диагностика творческих способностей у детей младшего школьного возраста...

«Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования» презентация

laquo;Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста в учреждениях дополнительного образования» презентация...

Развитие музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста

В данной работе рассмотрены методы развития музыкальных способностей у детей младшего школьного возраста....