Оздоровительное плавание, как средство гидрореабилитации по коррекции осанки детей младшего школьного возраста.
презентация к уроку по физкультуре на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Оздоровительное плавание, как средство гидрореабилитации по коррекции осанки детей младшего школьного возраста.
на фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особенно остро, понятна истина: если нет здоровья, то все остальное бессмысленно; актуальность данной проблемы возрастает в связи с тем, что состояние здоровья детей в начале обучения имеет тенденцию к ухудшению: увеличивается число детей с сутулой формой спины, с функциональным нарушением осанки, сколиозами I и II степени; По данным Минздравмедпрома и Госкомэпиднадзора России к моменту поступления в школу 40-60% детей имеют различные функциональные отклонения: со стороны органов зрения-10%, избыточная масса тела 8-16%, нарушение осанки наблюдается у каждого второго ребенка. Актуальность выбранной темы
Актуальность выбранной темы В связи с тем, что по мере увеличения ученического стажа растет количество функциональных отклонений, особенно со стороны опорно-двигательного аппарата, большое значение приобрела проблема сохранения, укрепления и поддержания здоровья младших школьников.
Начало активного становления новой личности; Формирование познавательной сферы; Проявление волевых усилий; Сосредоточенность внимания; Быстрая утомляемость при умственной работе. Восприятие -конкретно , ситуативно ; Внимание -непроизвольное ; Память -уменьшение объема; Мышление -наглядно-действенное , образное; Воображение -репродуктивное ; Речь -потребность в общении. Психолого-педагогические особенности учеников 2 класса
Контроль уровня достижений учащихся Педагогический контроль Оценка Проверка Учет получаемых результатов; Объективный анализ результатов; Сравнительный анализ результатов . Виды контроля Предварительный Текущий Оперативный Итоговый
Формы контроля Фронтальная Групповая Индивидуальная Индивидуально-групповая Требование: своевременность; систематичность; объективность; полнота.
Методы обучения
Форма организации Тип урока, на котором использую Индивидуальная Практические уроки контроля(тест), обобщения, систематизации знаний Фронтальная При проверке первичного усвоения знаний Групповая При проверке домашнего задания, на этапе закрепления знаний, изучения нового материала Основные формы организации познавательной деятельности учащихся
Метод проектов в предметном обучении Технология деятельности метода Личностно-оиентированное обучение Технологии развития критического мышления Здоровье сберегающие технологии Современные образовательные технологии в процессе обучения Информационно-коммуникационные технологии Игровые технологии
Методическая разработка темы «Оздоровительное плавание, как средство гидрореабилитации по коррекции осанки детей младшего школьного возраста» Тема данной работы «Оздоровительное плавание и аквафитнес как средство гидрореабилитации по коррекции осанки детей младшего школьного возраста» является весьма важной и актуальной для нашего времени. В последнее десятилетие наблюдается негативная тенденция ухудшения осанки школьников. Очевидно, данная проблема связана с технологизацией и глобальной компьютеризацией общества, возрастающей гиподинамией молодого поколения в период активного возраста. При этом практически все специалисты считают физические упражнения наиболее эффективным средством профилактики и коррекции осанки. Эффект физических упражнений доказывается как специальными научными исследованиями, так и многолетней практикой.
Таким образом, в связи с широкой распространенностью нарушений осанки и тенденции к ухудшению существующего положения весьма актуально решать этот ряд проблем с помощью своевременной и массовой диагностики выявления нарушений осанки на начальной стадии, разработки эффективных профилактических и комплексных реабилитационных мероприятий по ее восстановлению, в частности – с использованием плавания и аквафитнеса . Плавание – одна из наиболее эффективных форм лечебной физкультуры для профилактики и коррекции осанки. Лечебное плавание обеспечивает естественную разгрузку позвоночника с одновременной тренировкой мышц, при плавании исчезает ассиметричная работа межпозвоночных мышц, восстанавливаются нормальные условия для нормального роста тел позвонков.
Цель исследования разработать программу по коррекции сколиоза средствами плавания для тетей младшего школьного возраста. Объект исследования процесс коррекции осанки посредством оздоровительного плавания. Предмет исследования особенности применения коррергирующих упражнений в водной среде.
Задачи исследования Разработать программу гидрореабилитации детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения осанки; Изучить особенности влияния программы по ряду антропометрических измерений; Оценить результаты занятий по программе гидрореабилитации. Гипотеза - разработанная программа может являться одной из доминирующих в комплексном использовании средств коррекции сколиозов I и II степени.
Теоретический анализ и обобщение литературных источников; Антропометрия; Математическая статистика. Методы используемые в исследовании Общие сведения об исследовании Контингент-учащиеся 2 класса; Место проведения-МБОУ СОШ №13 и ФОК «Ока»; Время проведения-3 месяца; Методика-медкарты , антропометрия.
3 Этапа исследования Этап № 1. Создание коррекционной программы. Разработана программа гидрореабилитации детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения осанки на основе литературных данных и методических пособий. Этап № 2. Проведение констактирующего элемента. Изучение медкарт; Выявление детей с нарушениями осанки; Группа (В) – экспериментальная, по коррекционной программе. 2 а класс СОШ № 13 (10 человек с нарушением осанки); Группу (А) – контрольная, по обычной программе. 2 класс (10 человек с нарушением осанки). Задачи – углубленное обследование по выявлению нарушения осанки. Этап № 3. Проведение формирующего эксперимента. Процесс обучения плавания под постоянным контролем специалиста ЛФК; Проведение итоговых измерений в группах А и В; Занесение данных в таблицу.
В процессе исследования разработана программа коррекции сколиоза средствами плавания и аквафитнеса для детей младшего школьного возраста, т.е. цель исследования достигнута.
Решение задач в ходе исследования Разработана программа гидрореабилитации . Задачи: Сформировать у детей специальную мотивацию к занятиям плаванием ; Воспитать навыки правильной осанки; Улучшить координацию движений; Улучшить показания осанки. Изучены особенности влияния программы. Оценка результатов занятий.
Направленность программы Ориентирована на применение широкого комплекса упражнений; Игровой фактор; Индивидуальный методический подход; Выбор упражнений по желанию. Настоящая программа составлена на основе государственных документов. Комплексная программа физического воспитания 1-11 классов, раздел Плавание. Авторы программы: В.И.Лях, А.А.Зданевич . Москва. Просвещение. 2004 г.
В результате изучения курса обучающийся должен знать: Название плавательных упражнений; Способов плавания и предметов для обучения; Влияние плавания на состояние здоровья; Правило гигиены, ТБ и поведения в экстремальной ситуации. уметь: Владеть двумя видами плавания; Ожидаемые результаты
Разделы программы Вхождение в воду; Передвижение по дну бассейна; Упражнения на всплывание и лежа на груди; Кроль на груди; Кроль на спине; Плавание стилем Брасс. Приемы Контрольный норматив в конце курса.
Части урока Вводная часть (на суше): Объяснение задач; ОРУ; Имитация движений. Основная часть: Овладение элементами техники; Выполнение специальных упражнений; Игра в воде. Заключительная часть: Снижение и эмоционального напряжения; Выполнение дыхательных упражнений; Ингаляция; Точечный массаж. Урок плавания продолжается 30 минут плюс 10 минут спортивные игры.
Учебно-тематический план на 3 четверть Наименование разделов и тем Количество часов Форма контроля 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс Раздел 1. Вхождение в воду 1.1. По трапу бассейна 3 1 1 1 1.2. Соскоком вниз ногами с бортика 3 1 1 1 Итого по разделу: 6 2 2 2 Раздел 2. Передвижение по дну бассейна 2.1. Ходьба 2 1 1 1 2.2. Бег 2 1 1 1 2.3. Прыжки вверх и вперёд с гребковым движением рук 2 1 1 1 Итого по разделу: 6 3 3 3
Раздел 3. Упражнения на всплывание и лёжа на груди 3.1. “Поплавок” 2 2 1 1 3.2. “Звезда” 2 2 1 1 3.3. “Медуза” 2 2 1 2 3.4. “Стрела” 2 2 1 1 Итого по разделу: 8 8 4 5 Раздел 4. Кроль на груди 4.1. Движения руками 1 2 2 1 4.2.Движения ногами 1 2 2 1 4.3. Согласование движений руками и дыхания 1 2 2 3
4.4. Скольжение на груди с последующим подключением – ног; 1 2 2 1 – рук; 1 1 2 1 – дыхания. 1 1 1 3 Итого по разделу: 6 10 11 10 Раздел 5. Кроль на спине 5.1. Скольжение рук вдоль туловища 2 3 1 5.2.С подключением работы ногами и гребка одной рукой 2 3 1 5.3. С гребком, выполняемым одновременно правой и левой руками 3 3 3 5.4. С попеременным выполнением гребка правой и левой рукой 4 5 4 Итого по разделу: 11 14 9 Раздел 6. Плавание стилем Брасс 5 Прием контрольных нормативов. Тест. Итого по разделу: 5 Всего: 26 34 34 34
№ п/п Наименование упражнений Дозировка Организационно- методические указания 1. Подготовительная часть урока. ОРУ –ходьба –бег –наклоны вперёд, назад, в стороны –приседания-отжимания, маховые движения руками, ногами 3 мин. 2. В положении сидя, упереться руками сзади, ноги прямые, носки оттянуты- движения ногами как при плавании кролем 2 повторения по 20 раз Упражнения выполняются в быстром темпе от бедра, ноги не поднимать высоко над полом 3. Мельница- левая (правая) рука вверх , ладонь наружу- круговые вращения вперёд и назад 2 повторения по 20 раз Конспект урока по плаванию Место и время проведения ФОК «Ока», 22 января 2011 года Класс: 2 а Инвентарь- Доски для плавания Цель и задачи: 1.Укрепление здоровья, закаливание; 2.Овладение жизненно необходимыми навыками плавания: 3.Закрепить знания о правилах техники безопасности на воде; 4.Совершенствование техники отдельных элементов плавания кролем на спине.
1. Основная часть урока Повторить выдохи в воду 5 мин Менять положения прыжками, держась за бортик руками. Выдох должен быть непрерывным и продолжительным. .2. Плавание с движениями ногами кролем на спине (с различным положением доски) 5 мин. Дыхание произвольное 3. Плавание с движениями ногами кролем на спине с различным положением рук. 10 мин Вдох выполняется в конце гребка правой или левой рук. 4. Совершенствование техники плавания кроль на груди 5 мин. Плавание на задержке дыхания. Обратить внимание на положение рук при гребке, посчитать максимальное количество гребков. Заключительная часть урока 1. Игра - Синхронное плавание Морской бой. 10 мин Какая звёздочка лучше и дольше продержится на воде 2. Сообщение результатов занятия, выход из воды 5 мин.
Тонущие палочки – используются как разметка под водой, а также при обучении погружения в воду с головой и ориентирования в воде. Нарукавники – поддерживающее средство, позволяющее держать тело в горизонтальном положении . Используемый инвентарь
Лопатки – используются на глубокой воде Тонущие кольца – используются для погружения в воду с головой, а также в комплексах дыхательных упражнений и как предмет для развития мелкой моторики
Игрушки тонущие Ласты
ВЫВОД Плавание – одна из наиболее эффективных форм лечебной физкультуры для профилактики и коррекции осанки. Лечебное плавание обеспечивает естественную разгрузку позвоночника с одновременной тренировкой мышц, при плавании исчезает ассиметричная работа межпозвоночных мышц, восстанавливаются нормальные условия для роста тел позвонков.
Занятие плаванием благоприятно влияет на всестороннее полноценное физическое здоровье ребенка, на борьбу с нарушением осанки. Подобранные упражнения на суше и в воде оказывают благотворное влияние: - разгрузка позвоночника; - приобретение навыков плавания; - увеличение силы тонуса и мышц; - коррекция плоскостопия; - постановка правильного дыхания; - улучшение функций сердечнососудистой и дыхательной систем; - закаливание; - эмоциональная разрядка, профилактика психологической перегрузки.
Список литературы. 1. Бабенкова . Е.А. Как помочь детям стать здоровыми. – М.: Астрель , 2003. 2. Балакирева Н.И. и др. Валеологизация образовательного процесса. Методическое пособие. – Москва, 1999. 3. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. – СПб., 1997. 4. Кубышкин В.П. Учите школьников плавать. 5. Министерство образования РФ. Программы для общеобразовательных школ. 6. Мурыкин Р.П. Я учусь плавать. 7. Петухов С.И., д.п.н., и др. Познавательно-развивающие педагогические технологии оздоровительной направленности в системе непрерывного физического воспитания. Программно-методический комплекс. – Москва, 2002. 8. Физкультура для всей семьи./Сост. Т.В. Козлова, Т.А. Рябухина – М., 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых приёмов в коррекции внимания детей младшего школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
В статье раскрываются игровые приёмы коррекции внимания младших школьников....
ЛФК при нарушениях осанки детей младшего школьного возраста.
ЛФК при нарушениях осанки детей....
Исследовательский проект "Коррекция плоскостопия детей младшего школьного возраста с помощью физических упражнений".
В работе изложена проблема выявления плоскостопия, описаны особенности проявления данной проблемы у детей младшего школьного возраста. В исследовании проведен анализ экспериментальных...
Оздоровительное плавание, как средство гидрореабилитации по коррекции осанки детей младшего школьного возраста.
на фоне сложных экономических и экологических условий нашего времени проблема здоровья детей стоит особенно остро, понятна истина: если нет здоровья, то все остальное бессмысленно; акту...
Книжная иллюстрация как средство развития графического образа у детей младшего школьного возраста
Детская книга, освященная вековыми традициями, отшлифованная кропотливым трудом многих талантливых мастеров, сегодня представляет своеобразное, сложное явление художественной культуры. Она всегда расц...
Подвижные игры как средство развития физических качеств у детей младшего школьного возраста с ОВЗ (ЗПР)
Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору и компьютерным играм. Одним из важнейших средств развития двигательных качеств ...