Эстетическое воспитание младших школьников через приобретение танцевальной культуры
статья по теме

В системе эстетического воспитания подрастающего поколения значительная роль принадлежит танцу. Связь танца с музыкой и другими искусствами, возникающие в его процессе взаимоотношения выгодно выделяют танец среди других искусств. Танцевальное воспитание детей предполагает не только приобретение ими навыков и знаний в области бальной хореографии, умение красиво и свободно двигаться, танцевать, но и формирование их художественного вкуса, эстетическое и физическое развитие. Хорошо организованные и правильно поставленные занятия по бальному танцу развивают фантазию и образную память детей, обогащают их представление об искусстве. Наиболее действенным способом распространения танцевальной культуры для школьников является организация ансамблей бального танца.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_esteticheskoe_vospitanie.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Средняя общеобразовательная школа №46»

Тема для беседы:

«Эстетическое воспитание младших школьников через приобретение танцевальной культуры»

                                                                       Выполнила:

                                                                       Чернова В.П.

педагог доп. образования МОУ №46

                                                Первомайского района

Ижевск – 2013

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…3

1. ИСКУССТВО БАЛЬНОГО ТАНЦА………………………………………….4

2. ЧЕМУ УЧИТ БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ……………………………………………6

3. ПРАКТИКА ПРЕПОДАВАНИЯ БАЛЬНОГО ТАНЦА……………………..8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………...9

Введение

   

   В системе эстетического воспитания подрастающего поколения значительная роль принадлежит танцу. Связь танца с музыкой и другими искусствами, возникающие в его процессе взаимоотношения выгодно выделяют танец среди других искусств. Танцевальное воспитание детей предполагает не только приобретение ими навыков и знаний в области бальной хореографии, умение красиво и свободно двигаться, танцевать, но и формирование их художественного вкуса, эстетическое и физическое развитие. Хорошо организованные и правильно поставленные занятия по бальному танцу развивают фантазию и образную память детей, обогащают их представление об искусстве. Наиболее действенным способом распространения танцевальной культуры для школьников является организация ансамблей бального танца.

1. Искусство бального танца

  Осваивая все лучшие достижения европейской хореографической культуры бального танца, в России уверенно формировалось собственное направление в развитии стилей исполнительского мастерства. Бесспорно, что в создание и развитие бальных танцев вложило свою фантазию и талант не одно поколение одаренных хореографов, музыкантов, исполнителей и педагогов. Имея свою образную систему, бальный танец в соответствии с ее закономерностями в условной, хореографической форме отражает реальные жизненные явления. Так, в нем проявляются принятые обществом этика, мораль, нормы взаимоотношения и поведения людей. Изменения, происходящие в экономическом, социальном, политическом укладах жизни, уровень общей культуры общества находят свое отражение в художественном творчестве народа, а следовательно, и в бальной хореографии. Таким образом, бальный танец как один из видов хореографического искусства выступает специфической формой отражения действительности. Каждая историческая эпоха, каждая социальная группа влияли на логику построения танца, отражались на его стилистических особенностях, создавались свои определенные музыкально-хореографические формы.
  В советское время совершенствовался стиль исполнения традиционного танцевального репертуара; новые бальные танцы создавались на основе многонационального музыкального и хореографического искусства народов, населяющих нашу страну.

Сфера современного бального танца — бытовые жизненные ситуации, где его главная цель — способствовать общению людей между собой. Танец отражает объективную действительность: безусловность реального жизненного содержания выражается в нем в условной форме. Главным выразительным средством является здесь пластика человеческого тела, обобщенная до символа. Движения танца организуются во времени и пространстве на основе музыки. Бальный танец не рассказывает о реальных явлениях, событиях или о конкретных предметах. Как и хореографическое искусство в целом, бальный танец является по преимуществу искусством, в котором отражаются прежде всего внутренний мир человека, его эмоциональное состояние, настроения, чувства, мысли.
  По содержанию и форме бальный танец может быть интернациональным, выражать общечеловеческие чувства и быть вместе с тем глубоко национальным. По сравнению с традиционным народным танцем в бальном уменьшается количество и разнообразие движений, рисунков танца и вместе с тем значительно увеличивается регламентированность исполнения.
  Сложившиеся в нашей стране стиль и манера исполнения бальных танцев соединяют в себе такие черты, как простота, благородство и жизнерадостность, с элегантностью, изяществом. Это проявляется как в исполнительском стиле, так и в характере танцевального образа.
  Сложившиеся формы танца так или иначе сохранились и в современной бальной хореографии, оказали на ее развитие определенное влияние.

Наиболее распространенным типом парного танца в наше время является танец в форме дуэта: визави (друг против друга с продвижением танцующих вперед и назад, спиной к спине, поворотом вокруг себя и вокруг неподвижной точки, лежащей между правым и левым плечами танцоров), а также бесконечных вариантов узоров движений (джайв, «Риле», «Вару-вару» и т. п.). Как правило, эти танцы состоят из двух-трех основных движений, которые произвольно варьируются в рисунке танца, в поворотах, в переменах направлений и т. д.
 

2. Чему учит бальный танец

   

   Освоение бальных танцев, как и любого другого вида хореографии, связано с определенной тренировкой тела. Поэтому обучение предполагает специальные тренировочные занятия, построенные на основных положениях, позициях и элементах бального танца. Эти тренировочные занятия и собственно исполнение бального танца дают значительную спортивно-физическую нагрузку. Не случайно еще в Древней Греции отмечались большие возможности танца в физическом развитии молодых людей. Особенностью танца является гармоническое развитие тела, без гипертрофии тех или иных мышц. Систематические занятия танцем соразмерно развивают фигуру, способствуют устранению ряда физических недостатков, вырабатывают правильную и красивую осанку, придают внешнему облику человека собранность, элегантность. Танец учит логическому, целесообразно организованному, а потому грациозному движению. Эти качества танца поднимают значение преподавания бальной хореографии в системе воспитания.
 Бальный танец оказывает также большое влияние и на формирование внутренней культуры человека. Занятия бальным танцем органически связаны с усвоением норм этики, немыслимы без выработки высокой культуры общения между людьми. Выдержка, безупречная вежливость, чувство меры, простота, скромность, внимание к окружающим, их настроению, доброжелательность, приветливость — вот те черты, которые воспитываются у учащихся в процессе занятий танцем и становятся неотъемлемыми в повседневной жизни.
  Бальный танец — одно из средств эстетического воспитания и воспитания творческого начала в человеке. В танцевальном искусстве красота и совершенство формы неразрывно связаны с красотой внутреннего содержания танца. В этом единстве заключена сила его воспитательного воздействия. Исполнение танца, в том числе и бального, несет в себе элементы художественного творчества. Развитие современной бальной хореографии знаменуется тем, что творческие поиски ведутся во многих направлениях. Совершенствуются и усложняются сложившиеся формы, используются национальные мотивы, создаются оригинальные композиции в современных ритмах.
  Танцы современных ритмов отличаются набором не сложных основных элементов, но достаточно техничных, чтобы способствовать развитию координации, танцевальности и чувства ритма. Характерной особенностью танцевальных композиции данного направления является: повторение определённого набора движений (элементов на положенных на музыкальную фразу) с убыстрением темпа, сменой рисунка построения, сменой портнёра.

3. Практика преподавания бального танца

   

   Практика моей педагогической работы подтверждает, что обучение бальному танцу лучше начинать с детства, так как младший школьный возраст является благоприятной порой для занятия танцами.

Работа с детьми 1-2 классов идет с учетом их возрастных особенностей: физическая слабость, недостаточное развитие двигательных навыков, неустойчивое внимание, несовершенное восприятие, но в тоже время большая подвижность. В первый год обучения большое внимание уделяю ритмическим упражнениям, умению свободно двигаться по площадке в определенном рисунке, согласовывая движения с музыкой. Основной формой работы со школьниками 1-2 классов является танец-игра. Занятия длятся 45-60 минут.

Дети 3-4 классов более развиты физически, они способны лучше координировать движения. Дети этого возраста очень живые, непосредственные, отличаются творческой активностью.

Основная направленность в работе с детским коллективом включает в себя:

  1. Познавательную деятельность, расширение кругозора;
  2. Сенсорное воспитание;
  3. Развитие музыкальности, танцевальной координации движений, развитие творческих способностей;
  4. Умение ориентироваться в пространстве;
  5. Формирование первоначальных персональных навыков и умений.

Заключение

   В работе над обучением бальному танцу младших школьников я уделяю большое внимание упражнениям на ориентировку в пространстве, чтобы развить двигательную и зрительную чувствительность, быстроту реакции. Это задания на сохранение интервала при движении в колонны, парами, тройками, четверками; двигаясь шагом, бегом или подскоками; задания на выполнение различных поворотов, перестроений, смене направлений, смене рисунка движения.

   Работа над техническим совершенствованием танца не является самоцелью. На занятиях ребята не просто выучивают определенное количество движений и танцев, а учатся жить танцем и находить красивые позы и движения, т.е. создавать красоту.

   Конечно, от детей требуется терпение и большое трудолюбие, чтобы научиться красиво танцевать и здесь важен личный пример, личная увлеченность педагога.

   В моем кружке занимаются с желанием дети с 1-3 класс.

   Кружок бальные танцы имеет высокий рейтинг популярности среди учащихся начальных классов – это факт признания моего педагогического труда.

   Мои воспитанники с удовольствием танцуют на праздниках, карнавалах, балах и на конкурсных соревнованиях. Их победы в конкурсах – это признание моего педагогического мастерства.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эстетическое воспитание младших школьников посредством хореографической деятельности

Народный танец играет немаловажную роль в воспитании детей. Это связано с многогранностью народного танца, который сочетает в себе средства музыкального, пластического, спортивно-физического, эстетиче...

Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников в коррекционных классах

В статье говорится о важности музыки в учебном процессе для учащихся классов коррекции.  Музыка создает у младших школьников хорошее настроение, влияет на их внешний и моральный облик, ...

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО.

Все большее значение в содержании учебно-образовательного процесса  приобретает комплексное развитие музыкальных способностей учащихся, опирающееся на раннее приобщение детей к творческому  ...

Эстетическое воспитание младших школьников на примерах образцов физической культуры в изобразительном искусстве

Цель работы: определить содержание работы учителя начальных классов по эстетическому воспитанию учащихся на примере образцов физической культуры в изобразительном искусстве....

Художественно-эстетическое воспитание младших школьников через активные формы и методы работы в детском объединении "Мастерица"

Важное условие проявления творчества в художественно-эстетическом развитии детей-это организация интересной содержательной жизни ребенка в детском объединении....