Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников в коррекционных классах
статья по музыке по теме

Толчева Алла Евгеньевна

В статье говорится о важности музыки в учебном процессе для учащихся классов коррекции.  Музыка создает у младших школьников хорошее настроение, влияет на их внешний и моральный облик, воспитывает в них гуманные чувства, патриотизм, оказывает влияние на их эстетические потребности и способствует формированию у них нравственных и эстетических идеалов. В этом состоит значение и одновременно итог музыкально-коррекционной работы как от­дельного звена целостной и взаимосвязанной программы по эсте­тическому воспитанию школьников.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-эстетическое воспитание

младших школьников в коррекционных классах

Опираясь на современные достижения в области коррекционной педагогики и социальной психологии и изучив опыт отечественного и зарубежного воспитания и обучения, автор сделал попытку представить свой подход к решению проблемы и отбору содержания внеклассного (дополнительного) музыкального образования и воспитания детей с недоразвитием интеллекта.

Музыкальное воспитание является одним из действенных средств эмоционального, умственного, нравственного развития ребенка. Это положение, неоспоримое в общей педагогике, является справедливым и по отношению к детям с выраженным интеллектуальным недоразвитием.

Еще Э. Сеген, Ж. Демор и другие педагоги прошлого пытались осветить и истолковать реакции детей на музыку. Так, Э. Сеген отмечал, что реакция на музыку у аномальных детей может быть различной. Заторможенных детей она часто выводит из оцепенения. Они начинают двигаться, перемещаться ближе к источнику звучания, пытаются что-то подпевать. На некоторых сильно возбудимых детей музыка, особенно фортепианная, оказывает успокаивающее воздействие: у них утихают аффективные вспышки, прекращаются буйные действия.

Э. Сеген констатировал у некоторых своих воспитанников наличие хороших музыкально-слуховых данных. Так, многие дети верно пели, хотя говорили плохо и с трудом. Подчеркивая относительную сохранность музыкально-слуховой сферы у некоторых детей, Э. Сеген отмечал, что указанные возможности реализуются очень неполно. Даже при хорошем слухе дети часто не умеют слушать музыку, быстро отвлекаются. Однако несмотря на это Э. Сеген считал музыку важным средством воспитательного и лечебного воздействия на ребенка.

Ж. Демор широко использовал музыку на занятиях ритмической гимнастикой. Ее исполнение служило средством музыкального воспитания детей. Музыкальное сопровождение давало возможность учащимся упражняться в различении динамических и темповых оттенков; дети овладевали умением выделить части (вступление, заключение и т. д.) музыкального произведения, то есть упражнялись в анализе формы. Выполнение движений под музыку способствовало развитию чувства ритма.

А. Н. Граборов считал необходимым формировать у учащихся коррекционных классов культуру хорового пения. Вместе с тем он отмечал особую важность работы по развитию музыкального восприятия в процессе слушания музыки. Поэтому он рекомендовал особенно внимательно подходить к выбору музыкального материала.

Большие трудности, по мнению С. Миловской, встречаются при восприятии детьми классов коррекции инструментальной музыки. В большинстве своем на первых порах они не в состоянии следить за «течением» музыкального произведения, за развитием его содержания. Они не могут выделить вступления, заключения, отметить начало новой части. Для преодоления этих особенностей требуется настойчивая, кропотливая работа. Полезно широко использовать наглядность в виде демонстрации предметов, игрушек или картинок.

Развитие восприятия музыки немыслимо без формирования некоторых навыков ориентировки в музыкальном произведении, выделения и оценки важнейших элементов музыкальной речи и музыкально-выразительных средств. На первых этапах обучения восприятие музыки детьми коррекционного обучения в этом плане является особенно недифференцированным. Им трудно выделить мелодию произведения и тем более ее сопровождение. Многие из них не отличают исполнения отдельно сыгранной мелодии от исполнения ее с сопровождением. Некоторые из тех, кто осуществляет это различие, предпочитают исполнение одной мелодии.

Ученики коррекционных классов специфически воспринимают такие средства музыкального выражения, как динамика, темп, регистры. Различая в основном контрастные динамические и темповые оттенки, они не отмечают постепенное изменение динамики и темпа. Аналогичные затруднения возникают у них при необходимости дифференцировать средний и высокий регистры (при этом дети больше пользуются движением, нежели словом). Связь между средствами музыкальной выразительности и содержанием музыкальных произведений без проведения специальной работы в этом направлении большинством детей с интеллектуальным недоразвитием не устанавливается.

В процессе целенаправленных занятий отмеченные недостатки могут постепенно сглаживаться и даже устраняться совсем. Дети начинают не только различать контрастные динамические (громко, тихо) и темповые оттенки, но и отмечать постепенное их изменение. Повышается и качество различения регистров. Дети с удовольствием импровизируют на примитивном уровне, исполняют небольшие песенки сольно, группой и хором, играют на музыкально-шумовых инструментах, выполняют несложные музыкальноритмические и танцевальные движения.

Мариам Скьортен считает, что неречевые формы общения, проявляющиеся в искусстве и в музыке в частности, особенно важны для детей с умственными или физическими недостатками, поскольку они дополняют и наполняют существующий вербальный опыт или заменяют его, если он отсутствует. Они также дают ребенку возможность испытать ощущения, которых в повседневной жизни он лишен. Подобные утверждения не нуждаются в комментариях, потому что именно они характеризуют громадную значимость того музыкально-эстетического воспитания детей в условиях коррекционного обучения, которого они не получат больше нигде. Даже родители не смогут обеспечить детям систематическое музыкальное образование, которое оказывает благотворное влияние на развитие и социальную адаптацию данной категории школьников.

У учащихся коррекционных классов в процессе музыкальной деятельности заметно корригируются нарушения звукопроизносительной стороны речи, отклонения в интеллектуальном развитии. Педагог через занятия музыкальной деятельностью помогает самовыражению школьников, способствует преодолению неадекватных форм поведения, снятию эмоционального напряжения, содействует приобретению навыков искреннего, глубокого и свободного общения с окружающими, активизирует творческие способности детей.

В коррекционных классах образовательных учреждений имеется возможность проведения музыкальных занятий с группами постоянного состава, совпадающими с воспитательными группами учащихся одного класса. Практика показывает, что реальный жизненный опыт детей, связанный с музыкой, непосредственные впечатления от общения с ней, от слушания, пения, ритмики, танцев, веселых музыкальных игр иногда являются питательной средой для коррекции поведения, исправления негативных проявлений и неверных оценок в восприятии искусства, музыки, природы, окружающей действительности, для приобщения детей к большому музыкальному искусству.

Коллективные занятия пением, сопровождаемые музыкой, а также ритмические движения дисциплинируют детей, воспитывают организованность. Дети приучаются слушать музыку и вникать в ее содержание. Они овладевают навыками пения, у них накапливается определенный запас музыкальных представлений. На этой основе формируются любовь к музыке, чувство эстетического удовольствия от ее прослушивания, вырабатываются элементы музыкального вкуса. Музыка поднимает настроение и повышает общий жизненный тонус.

Ведущее место в музыкально-эстетическом воспитании учащихся занимает хоровое пение. В этой связи особое внимание уделяется песенному репертуару, а также выбору методических приемов и средств вокально-хорового обучения с учетом своеобразия каждого ребенка. Хорошо зная интеллектуальные, речевые, эмоционально-волевые особенности детей, учитель пения не только вовлекает каждого из них в коллективную деятельность, но и побуждает к исправлению имеющихся недостатков.

Каждый учитель музыки обязан достичь главной цели в своей работе - пробудить интерес к музыкальной деятельности у учащихся. Уроки музыки благотворно сказываются на развитии учащихся с нарушением моторики и эмоционально-волевой сферы, оказывают сильное влияние на нравственное и эстетическое развитие учащихся, что очень важно для общего развития детей, для успешной реализации основного принципа коррекционной педагогики - успешной социальной адаптации выпускников коррекционных классов общеобразовательных школ.

Музыка создает у учащихся хорошее настроение, влияет на их внешний и моральный облик, воспитывает в них гуманные чувства, патриотизм, оказывает влияние на их эстетические потребности и способствует формированию у них нравственных и эстетических идеалов. В этом состоит значение и одновременно итог музыкально-коррекционной работы как отдельного звена целостной и взаимосвязанной программы по эстетическому воспитанию школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вокальное воспитание младших школьников в эстетическом классе

Сообщение предназначена для преподавателей музыки и хорового пения, работающих с младшими школьниками в классе хорового пения....

Речевое развитие младших школьников в коррекционном классе

Статья содержит материал не только для учителей коррекциооных классов, но и учителей начальных классов....

Обеспечение условий для саморазвития личности, удовлетворения ее образовательных запросов, развитие творческих способностей у младших школьников в коррекционном классе. Масляева Е.В.

Помогут учителю оздать условия для  саморазвития личности, удовлетворения ее образовательных запросов, развитие творческих способностей у младших школьников в коррекционном классе...

Социально трудовое образование и воспитание младших школьников специальной коррекционной школы VIII вида.

Особенности в формировании социально-трудовых навыков в процессе предметно практической деятельности...

« Социально-трудовое образование и воспитание младших школьников специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида.»

Особенности в формировании социально-трудовых навыков в процессе предметно практической деятельности...

Дидактические игры как способ музыкально-эстетического воспитания младших школьников/

Музыкально-дидактическая игра – это серьезный педагогический инструмент, выполняющей множество функций в развитии творческой деятельности. Поэтому трудно переоценить роль игры в музыкально-эстетическ...