Дидактические игры как способ музыкально-эстетического воспитания младших школьников/
статья по музыке

Спиридонова Светлана Геннадьевна
Музыкально-дидактическая игра – это серьезный педагогический инструмент, выполняющей множество функций в развитии творческой деятельности. Поэтому трудно переоценить роль игры в музыкально-эстетическом воспитании младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry._spiridonova_s.g.doc91.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Дидактические игры

как способ музыкально-эстетического воспитания младших школьников

С. Г. Спиридонова,

учитель музыки.

Трудно переоценить роль игры в музыкально-эстетическом воспитании младших школьников. В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей школы становится воспитание растущего человека, способного к творческому саморазвитию, саморегуляции, самореализации. Личность ребенка развивается в процессе разнообразной деятельности. Принцип активности ребенка в процессе обучения и воспитания был и остается одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в освоении знаний и умений, результативности и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает не часто. Она является следствием целенаправленных педагогических воздействий и организации педагогической среды. Организуя работу на уроке, реализуя цели и задачи музыкально-эстетического воспитания, учитель музыки должен учитывать и ориентацию младшего школьника на игровую деятельность.

Игра – это источник и способ развития ребенка. В условиях игры дети лучше усваивают, легче запоминают материал. Ведь именно игра устраняет авторитарность в общении учителя с учениками, способствует созданию особенной атмосферы и интереса, эмоционального подъема, доставляет ребенку радость, создает психологический комфорт в коллективе. Об этом и говорил талантливый педагог и специалист в области игр С.А. Шмаков: «Нужна иная школа детства, не школа принуждения, а школа воодушевления, школа, действующая на чувственном опыте детей, на волшебной магии игры».  Поэтому импровизация, игра, драматизация и другие разнообразные формы творчества и общение с искусством на уроках музыки, становятся доминирующими в воспитательно-образовательном процессе.

Опираясь на живость и образность восприятия действительности младшими школьниками, на уроках я стремлюсь сделать процесс общения с музыкой более содержательным, открыть перед ребёнком законы красоты не только музыкальных звуков, но и звуков окружающего нас мира.

Программа по музыке предусматривает широкое применение музыкально-дидактических игр, разнообразных музыкальных упражнений, танцевальных движений.

Игра – вид непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в результате её, а в самом процессе. Музыкально-дидактическая игра способствует расширению представлений, закреплению и применению знаний, полученных на занятиях, а также в непосредственном опыте детей.

Дидактическая игра делает процесс обучения более легким, занимательным: та или иная умственная задача, заключенная в игре, решается в ходе доступной и привлекательной для детей деятельности.

Существенной стороной дидактической игры является игровой замысел. Он вызывает живой интерес детей, возбуждает их активность, желание играть. Игровой замысел часто выражен в самом названии игры и составляет ее начало. Каждая музыкально-дидактическая игра имеет правила, которые обусловлены содержанием игры, игровым замыслом и вместе с тем выполняют очень большую роль — они определяют характер и способ действий, организуют и направляют поведение, взаимоотношения детей в игре. Правила, используемые в музыкально-дидактической игре, являются критерием правильности игровых действий, их оценки. Выражение детей «Он играет не по правилам» отражает отношение их к правилу игры как к чему-то незыблемому.

Усвоение детьми правил игры и следование им содействует воспитанию самостоятельности, возможности самоконтроля и взаимоконтроля в игре.

Цель игровых действий заключается в том, чтобы помочь ребенку услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыкальных звуков, а именно: их высоту, силу, длительность, тембр. Игровые правила и действия регулярно проводимых на уроке музыкально-дидактических игр помогают планомерному и систематическому развитию музыкального слуха, вырабатывают умения не просто слышать музыкальные произведения, а вслушиваться в них, различать смену регистра, динамики, ритма в одном и том же произведении. Кроме того, музыкально-дидактические упражнения и игры, особенно с применением настольно-печатного материала, позволяют детям самостоятельно упражняться в усвоении способов сенсорных действий. Известно, что совершенствование музыкального слуха находится в прямой зависимости от систематичности проводимых упражнений.

В зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий музыкально-дидактичекие игры принято подразделять на три вида:

Виды музыкально-дидактических игр

методика их проведения

спокойное

музицирование:

  • статичное поведение детей, разделенных на подгруппы;
  • соревновательный элемент - в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение
  • часто проводятся с пособиями;
  • за лучшее выполнение задания - награждение фишкой, флажком;
  • в процессе игры дети выполняют ее правила, показывая ту или иную картинку, поднимая в соответствии со звучанием произведения флажки разных цветов и т.д.

игры типа подвижных:

  • динамика действий (игра похожа на подвижную);
  • элемент соревнования в увертливости, ловкости отодвинут во времени от момента выполнения музыкальных заданий;
  • дети, разделенные на подгруппы, вслушиваются в звучание музыки, реагируют на него движениями;
  • завершающий момент игры - физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т.д.

игры, построенные по типу хороводных:

  • двигательная активность детей ограничена;
  • между собой соревнуются два или три круга детей или коллектив (круг) и солист;
  • победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания (поощряются исполнением их желания).

Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая и приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. Следовательно, в ходе игры ребенок все время должен вслушиваться в смену звучаний и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание. То есть музыкально-дидактическая игра не должна включать этап выработки навыка, иначе она не достигает своей цели.

Во всех видах музыкально-дидактических игр их правила тесно связаны с качеством выполнения сенсорных заданий и направлены на поощрение детей, точно их выполнивших.

Игровая деятельность, представленная в форме музыкально-дидактических игр, имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами познавательной деятельности:

  1. Игра мало утомляет младших школьников;
  2. Активизирует их эмоции и интеллект, развивает многосторонние художественные способности;
  3. Помогает моделировать музыкально-образовательный процесс в игровой форме.

Однако для того, чтобы музыкально-дидактическая игра заинтересовала детей, учителю необходимо определить, что интересно детям, досконально продумать содержание игры, ее правила, приготовить наглядность. С этой целью разработала ряд игр используемых мной на уроках музыки в начальной школе.

  • «Кошки-мышки». Игра-драматизация на различение темпа: быстро, медленно.

Все участники игры ходят по кругу и поют:

       - Кот по полю ходит, за мышкою бродит (в медленном темпе).

       - Мышка, мышка, берегись и коту не попадись! (два раза в быстром темпе).

Кот: - Мышка, мышка, что ты ешь?

Мышь: - Мяско.

Кот: - Дай мне!

Мышка: - Поймай меня!

Кот вбегает в середину круга, образованного всеми участниками игры и пытается догнать мышку, которая все-таки убегает за пределы круга. А дети не выпускают из замкнутого круга кота. Если коту удается догнать мышку в пределах круга, то мышка становится котом, а дети выбирают новую мышку. Если кот не догнал мышку, то дети выбирают нового участника на роль мышки.

При проведении этой игры учитель обращает внимание детей на то, что в исполняемой ими песне, которая поется по ходу игры, используются разные темпы - медленные и быстрые.

Для осознания детьми метрического пульса в музыке можно для примера сопоставить с равномерностью смены времен года, дня и ночи в природе, или, что еще проще, с равномерным движением часовых стрелок.

  • «Часы». Игра-драматизация на осознания детьми метрического пульса. На доске изображается «партитура» часового механизма, составные части которого отсчитывают разный пульс: удары часов, колебания маятника, звуки внутреннего часового механизма.

Для участия в этой игре класс делится на три группы.

Эта музыкальная игра помогает детям усвоить навыки исполнения многоголосного ритма и изобразить его в собственных движениях хлопками, что полезно и необходимо для подготовки исполнения ритмических канонов.

В ритмических играх для младших школьников часто используется объединение слова и ритма для того, чтобы дети могли наблюдать ритм фразы, слова, так как слова состоят из ударных и безударных слогов. Ученики учатся  выделить в пении логически ударное слово, ударения, передавать эмоциональное настроение.

Приведу еще один пример. На уроках музыки при разучивании «Песни про школу» М. Дремлюги ученикам предлагается «аккомпанировать» себе на «пианино». Учитель предлагает детям каждую долю такта сопровождать мягкими ударами пальцев по парте (вначале упражнение выполняется вместе с учителем). Это создает игровую ситуацию на уроке, и все дети имеют возможность ощутить себя «настоящими пианистами». Именно таким образом они знакомятся с понятием «пульс» в музыкальном произведении.

  • «Музыкальные загадки». Музыкально-дидактическая игра для развития тембрового слуха. Игровой материал: Металлофон, треугольник, бубенчики, бубен, арфа, цимбалы.

Ход игры: Ребята сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Ученик-ведущий проигрывает мелодии или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ученик получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется большое число фишек.

  • «Повтори звуки». Музыкально-дидактическая игра для развития звуковысотного слуха. Нам понадобится игровой материал: Карточки (по числу играющих) с изображением трех бубенчиков: красный – «дан», зеленый – «Дон», желтый – «Динь», маленькие карточки с изображением таких же бубенчиков (на каждый по одному); металлофон.

Ход игры: Педагог показывает детям большую карточку с бубенчиками: «Посмотрите, дети, на этой карточке нарисованы три бубенчика. Красный бубенчик звенит низко, мы назовем его «дан», он звучит так (поет до первой октавы): дан-дан-дан. Зеленый бубенчик звенит немного выше, мы назовем его «дон», он звучит так (поет ми первой октавы): дон-дон-дон. Желтый бубенчик звенит самым высоким звуком, мы назовем его «динь», и звучит он так (поет соль первой октавы): динь-динь-динь. Учитель просит детей спеть, как звучит бубенчик: низкий, средний, высокий. Затем всем ребятам раздают по одной большой карточке.

Педагог показывает маленькую карточку, например, с желтым бубенчиком. Тот, кто узнал, поет «динь-динь-динь» (соль первой октавы). Учитель дает ему карточку, и ребенок закрывает ею желтый бубенчик на большой карточке.

Металлофон можно использовать для проверки ответов ребят, а также в том случае, если ребенок затрудняется спеть (он сам играет на металлофоне).

  • «Определи по ритму». Музыкально-дидактическая игра для развития чувства ритма. Приготовьте игровой материал: карточки, на одной половинке которых изображен ритмический рисунок знакомой детям песни, другая половина пустая; картинки, иллюстрирующие содержание песни; детские музыкальные инструменты – группа ударных (ложки, угольник, барабан, музыкальный молоточек и др.). Каждому дают по 2-3 карточки.

Ход игры: Ученик-ведущий исполняет ритмический рисунок знакомой песни на одном из инструментов. Ребята по ритму определяют песню, и картинкой закрывают пустую половину карточки (картинку после правильного ответа дает ведущий).

При повторении игры ведущим становится тот, кто ни разу не ошибся.

  • «На чем играют?» Музыкально-дидактическая игра для развития тембрового слуха.

Игровой материал: карточки (по числу играющих), на одной половине которых изображение детских музыкальных инструментов, другая половина пустая; фишки и детские музыкальные инструменты.

Ход игры: Ребятам раздают по нескольку карточек. Ученик-ведущий проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте (перед ведущим небольшая ширма). Ребята определяют звучание инструмента и закрывают фишкой вторую половину карточки.

Игру можно провести по типу лото. На одной большой карточке, разделенной на 4-6 квадратиков, дается изображение различных инструментов Маленьких карточек с изображением таких же инструментов должно быть больше и равно количеству больших карт. Каждому ребенку дает по одной большой карте и 4-6 маленьких.

Игра проводится так же, но только дети закрывают маленькой карточкой соответствующее изображение на большой.

  • «Громко-тихо запоем». Музыкально-дидактическая игра для развития диатонического слуха. Игровой материал: Любая игрушка.

Ход игры: Ребята выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти её, руководствуясь громкостью звучания песни, которую поют все дети: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от неё. Если ученик успешно справился с заданием. При повторении игры он имеет право спрятать игрушку.

  • «Назови композитора музыки».  Музыкально-дидактическая игра для развития памяти и слуха. Игровой материал: Программные произведения М.Глинки, П. Чайковского, Д. Кабалевского.

Ход игры: Учитель показывает ребятам портреты композиторов М. Глинки, П. Чайковского, Д. Кабалевского, предлагает назвать знакомые произведения этих композиторов. Затем проигрывается то или иное произведение. Вызванный ребенок должен назвать это произведение и рассказать о нем. За полный ответ ученик получает два очка. Выигрывает тот, кто получил большее число очков.

  • «Какая музыка?» Музыкально-дидактическая игра для развития памяти и слуха. Игровой материал: Проигрыватель, запись вальса, пляски, польки; карточки с изображением танцующих пар - вальс, народную пляску и польку.

Ход игры: Детям раздают карточки. Учитель дает прослушать на проигрывателе или играет сам музыкальные пьесы, соответствующие содержанию рисунков на карточках. Ребята узнают произведения и поднимают нужную карточку.

  • «Наши песни». Музыкально-дидактическая игра для развития памяти и слуха. Игровой материал: Карточки-картинки (по числу играющих), иллюстрирующие содержание знакомых детям песен, металлофон, проигрыватель, фишки.

Ход игры: Ребятам раздают по 2-3 карточки. Исполняется мелодия песни на металлофоне или в записи. Дети узнают песню и закрывают фишкой нужную карточку. Выигрывает тот, кто правильно закрывает все карточки.

  • «Музыкальная шкатулка». Музыкально-дидактическая игра для развития детского творчества. Игровой материал: Красочно оформленная шкатулка, карточки с рисунками, иллюстрирующими содержание знакомых песен (на обороте карточки для контроля указывается название песни и композитор).

Ход игры: В шкатулке помещается 5-6 карточек. Ребята по очереди вынимают карточки и передают их ведущему. Называя музыкальное произведение и композитора. Песни исполняются без музыкального провождения группой ребят или индивидуально.

Примеры, представленные здесь - это только малая часть возможностей музыкально–дидактической игры в музыкальном развитии младших школьников, а также её образовательного, развивающего и воспитательного значения. Сегодняшняя школа ориентирована на разностороннее развитие и свободу личности. Этого можно достичь только в случае гармоничного сочетания учебной деятельности, формирующей базовые знания, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков детей.

Одной из важнейших задач современной педагогики, таким образом, является внедрение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих творческих занятий. Эти занятия должны быть направлены на развитие личностной мотивации ребёнка, его памяти, внимания, воображения и других важных психических функций, а также помогать ребенку войти в социум. Музыкально-дидактическая игра – как раз один из видов такой творческой деятельности, выполняющей множество функций. Было бы неправильным упускать из виду этот серьезный педагогический инструмент.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Абдулин, Э. Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе – М.: Просвещение, 1983. – 112 с.
  2. Алеев В.В., Науменко Т.И., Кичак Т.Н. Музыка. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений 1-4 классы – М.: Дрофа, 2016.
  3. Апраксина, О.А. Методика музыкального воспитания в школе : учеб. пособие - М.: Академия, 1983. - 265 с.
  4. Большая советская энциклопедия – М.: Советская энциклопедия, 1969—1978.
  5. Ветлугина, Н.А. Музыкальное воспитание и развитие / диссертация - АПН СССР НИИ дошкольного воспитания, 1967.
  6. Гринченко И.С. Игра в теории, обучении и воспитании: учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2002.
  7. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. «Методика музыкального воспитания» М. «Академия» 2000 г.
  8. Ермолаева М.Г. Игра в образовательном процессе: Методическое пособие. — СПб.: СПбГУ, 2005. – 109 с.
  9. Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего школьного возраста. – М.: Владос, 2000. – 304 с.
  10. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Авторская программа по музыке «Музыка. Начальная школа» - М., Просвещение, 2016г.
  11. Максакова В.И. Организация воспитания младших школьников: Методическое пособие для учителя. — М.: Просвещение, 2003.
  12. Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания мл. школьников: Учебное пособие для студентов нач. факультетов педвузов. – М..: Изд. Центр “Академия”, 2001. – 368 с.
  13. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр. Под. ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т. – М., 1990.
  14. Сергеева Г.П. «Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе» - М.: «Академия», 2000 г.
  15. Методика музыкального воспитания в детском саду. Учебное пособие, под ред. Н. А. Ветлугиной, М., 1953.
  16. Тихеева Е.А. Развитие речи детей. – М.: Просвещение, 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство экологического воспитания младших школьников

доклад о использовании игр в экологическом воспитании младших школьников...

ИГРА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Наиболее благоприятным для обучения английскому языку является младший школьный возраст. На данном этапе закладываются основы  коммуникативной компетентности, под которой понимается способн...

Статья Игра как способ обучения и здоровьесбережения младших школьников на уроках английского языка.

Статья о значении  игра на уроках английского языка в начальной школе....

Компьютерная игра как средство нравственного воспитания младших школьников

Формирование нравственности учащихся — важнейшая задача школы. Мораль как регулятор поведения личности. В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет ее нравственное формирование....

Методическая разработка "Подвижные игры как средство физического развития и воспитания младшего школьника"

Предмет исследования: подвижная игра на уроках физической культуры как фактор повышения физических качеств учащихся начальной школы.Цель: изучение влияния подвижных игр на развитие физических качеств ...

Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников в коррекционных классах

В статье говорится о важности музыки в учебном процессе для учащихся классов коррекции.  Музыка создает у младших школьников хорошее настроение, влияет на их внешний и моральный облик, ...