Компьютерная игра как средство нравственного воспитания младших школьников
методическая разработка (информатика и икт) по теме

Селиваненко Светлана Михайловна

Формирование нравственности учащихся — важнейшая задача школы. Мораль как регулятор поведения личности. В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет ее нравственное формирование.

Цель моей работы: изучить влияние компьютерных игр на формирование нравственных качеств младших школьников.

При игре на компьютере у ребенка возникает необъятное количество эмоций, и эти эмоции могут возникать по-разному. В компьютерных играх происходит моделирование различных видов социально-культурной деятельности человека. В детских сюжетно-ролевых играх ребенок имитирует различные виды деятельности взрослых, в ходе чего у детей формируется речь и интеллект, базисные представления о человеческой культуре. В компьютерных играх, так же, моделируются различные виды профессиональной деятельности. На протяжении нескольких лет люди стали замечать, что с помощью компьютерных игр происходит коррекция эмоционального нарушения. Компьютерная игра может давать прямой эффект для развития или коррекции какой-либо психической функции, или может иметь косвенное влияние на какую-либо психическую функцию. Компьютерные игры являются хорошим средством для преодоления депрессивного состояния, при занятии ребенка с педагогом-психологом. При депрессии ребенок страдает от потери интереса к жизни, у него плохое настроение, нет положительных эмоций с помощью педагога ребенок сможет преодолевать различные этапы игры, в результате чего у него начнет вырабатываться уверенность в себе и появляются качества необходимые для  решения жизненных ситуаций.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное нетиповое общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 1 города Белово»

Компьютерная игра как средство

нравственного воспитания

младших школьников

Кузьмина Светлана Михайловна,

учитель информатики

МНОУ «Гимназия № 1 города

Белово»

Адрес: 652612, г. Белово,

 ул. Октябрьская, 59-83

Адрес гимназии: 652612, г. Белово,

ул. Советская, 60, телефон 2-65-57

Белово

2010

Автор-составитель Кузьмина С.М., учитель информатики и ИКТ

Данный сборник предназначен для учителей информатики и для родителей, так как в нем раскрываются нравственные особенности воспитания, когда компьютерная игра является средством воспитания.

© Кузьмина, 2010


Оглавление

Введение…………………………………………………………….................4

Глава 1. Проблема нравственного воспитания школьников

в психолого  – педагогических исследованиях…………………………...6

  1. Сущность и содержание нравственного развития школьников……………………………………………………………………..…6
  2. Особенности формирования нравственно – волевых качеств у детей младшего школьного возраста………………………….………8
  3. Методы и средства формирования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста……………………………….......18

Глава 2. Компьютерные игры в педагогическом процессе школы…………………………………………………………………………......23

2.1. Понятие о компьютерных играх, из значение и характеристика………………………………………............................................................23

2.2. Виды и назначения компьютерных игр………………………………..28

2.3. Педагогические условия применения компьютерных игр в воспитании и обучении школьников……………………………………………………..36

Глава 3. Изучение особенностей использования компьютерных игр в формировании нравственных качеств младших

школьников………………………………………….…………..………..…38

Заключение…………………………………………………..……………....41

Список литературы………………………………………………………...43

Приложение…………………………………………...……………………..47

Введение

При игре на компьютере у ребенка возникает необъятное количество эмоций, и эти эмоции могут возникать по-разному. В компьютерных играх происходит моделирование различных видов социально-культурной деятельности человека. В детских сюжетно-ролевых играх ребенок имитирует различные виды деятельности взрослых, в ходе чего у детей формируется речь и интеллект, базисные представления о человеческой культуре. В компьютерных играх, так же, моделируются различные виды профессиональной деятельности. На протяжении нескольких лет люди стали замечать, что с помощью компьютерных игр происходит коррекция эмоционального нарушения. Компьютерная игра может давать прямой эффект для развития или коррекции какой-либо психической функции, или может иметь косвенное влияние на какую-либо психическую функцию. Компьютерные игры являются хорошим средством для преодоления депрессивного состояния, при занятии ребенка с педагогом-психологом. При депрессии ребенок страдает от потери интереса к жизни, у него плохое настроение, нет положительных эмоций с помощью педагога ребенок сможет преодолевать различные этапы игры, в результате чего у него начнет вырабатываться уверенность в себе и появляются качества необходимые для  решения жизненных ситуаций.

Объект: нравственное воспитание школьников.

Предмет: компьютерная игра как средство формирования нравственных качеств младших школьников.

Цель: изучить влияние компьютерных игр на формирование нравственных качеств младших школьников.

Задачи:

  1. Проанализировать основные подходы к проблеме нравственного воспитания школьников.
  2. Рассмотреть компьютерные игры как одно из средств формирования нравственных качеств школьников.
  3. Выявить влияние компьютерных игр на формирование нравственных качеств школьников.
  4. Обобщить и систематизировать комплект компьютерных игр для младших школьников.

Гипотеза: предполагаем, что использование компьютерных игр, из-за  их занимательности, непроизвольности, красочности способствует формированию нравственных качеств у детей младшего школьного возраста, которые наиболее эффективно влияют на нравственные качества школьников.

Методы исследования: анализ психолого – педагогической литературы, педагогическое тестирование.


Глава 1. Проблема нравственного воспитания школьников в психолого  – педагогических исследованиях

  1. Сущность и содержание нравственного развития младших школьников

Формирование нравственности учащихся — важнейшая задача школы. Мораль как регулятор поведения личности. В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет ее нравственное формирование. Дело в том, что люди, будучи членами социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или иной мере должны согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества, соблюдать определенные нормы, правила и требования. Вот почему в каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств, функцией которых является регуляция поведения человека во всех сферах его жизни и деятельности — в труде и в быту, в семье и в отношениях с другими людьми, в политике и науке, в гражданских проявлениях, играх и т.д. Такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые нормы и различные постановления государственных органов, производственно-административные правила на предприятиях и в учреждениях, разные уставы и инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец, нравственность.

На путях движения к нравственному идеалу подростки, юноши и девушки, переживают нравственные искания, осуществляют поиски" самих себя, познание своей сущности, определение своего места в  сложных, противоречивых нравственных отношениях, познание себя, определение нравственной позиции, проявление нравственной воли. Нравственные искания постоянно ставят школьников перед нравственным выбором в большом и малом между принципиальным и беспринципным поведением.

Важнейшими компонентами нравственного сознания и поведения являются нравственная потребность и воля, желание, настойчивость, умение реализовать нравственный выбор в жизни. Вне нравственной воли не может быть нравственного поведения. Слепое послушание, бездумное исполнение приводит к слабоволию, к бесхарактерности и в конечном счете к безнравственности. Только убежденность, согласие с собственной совестью и волевая твердость" обеспечивают в совокупности возможность подлинно нравственного поступка.

Заключительным компонентом нравственного сознания и поведения являются нравственные навыки и привычки, которые возникают и закрепляются в нервной системе ребенка как своеобразный итог всей совокупности нравственных отношений и поведения. Наступает такое состояние привычного нравственного сознания и поведения, когда безнравственные поступки, особенно в рамках простых норм, становятся практически невозможными. Нравственное поведение становится привычным, обыденным, не нуждающимся в контроле.

  Нравственность неразрывно связана с другими формами общественного сознания. Особенно тесно она переплетается с правом. Моральное воспитание обеспечивав правопослушное поведение учащихся. Воспитательная функция искусства, помимо развития художественного вкуса, заключается еще и в нравственном формировании личности школьника! Наука способствует" нравственному просвещению детей, побуждает их к служению людям. Все религиозные учения всегда были и являются способом внедрения в сознание людей определенной морали. На основе морали как формы общественного сознания и воздействия существуют и разрабатываются педагогические Теории и системы нравственного воспитания.

  1. Особенности формирования нравственно – волевых качеств у детей младшего школьного возраста

Нравственное воспитание эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали организации всей жизни школьников: деятельности, отношений, общения — с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Результатом целостного процесса является формирование нравственно цельной личности, в единстве ее сознания,  нравственных, чувств, совести, нравственной воли, навыков, привычек, общественно ценного поведения.

  Основополагающей базовой категорией нравственного воспитания является понятие нравственного чувства — постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий. Нормы морали преобразуются в субъективную нравственность только благодаря их чувственному освоению ребенком. Нравственность для него прежде всего живое чувство, реальное состояние и переживание глубокого удовлетворения или, напротив, дискомфорта, страдания, физического отвращения, самоосуждения и горького раскаяния. Нравственное чувство является системообразующим началом человеческой нравственности. Благодаря ему моральное сознание, знание норм поведения, привычные поступки приобретают нравственный смысл. Нравственное воспитание, игнорирующее эмоциональную сферу, эстетическое отношение к действительности, является слабосильным, не способным формировать внутренние стимулы и побуждения высоконравственных поступков детей, управлять их поведением.

  Оценка нравственного чувства как основообразующего начала не означает пренебрежения нравственным сознанием. Развитое нравственное сознание предполагает знание моральных принципов, норм и одновременно постоянное осознание и осмысление своего нравственного положения в обществе, морального состояния, ощущения, чувства. Нравственное сознание — активный процесс отражения ребенком своих нравственных отношений, состояний. Субъективной движущей силой развития нравственного сознания является нравственное мышление — процесс постоянного накопления и осмысления нравственных фактов, отношений, ситуаций, их анализ, оценка, принятие нравственных решений, осуществление ответственных выборов. Нравственные переживания, мучения совести порождаются единством чувственных состояний, отраженных в сознании.

Нравственность личности складывается из субъективно освоенных моральных принципов, которыми она руководствуется в системе отношений и постоянно пульсирующего нравственного мышления.

  Нравственные чувства, сознание и мышление являются основ и стимулом проявления нравственной воли. Вне нравственной воли и действенно-практического отношения к миру не существует реальной нравственности личности. Она реализуется в единстве в единственного чувства и сознательной, непреклонной решимости осуществить свои нравственные убеждения в жизни. Нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация — порождаемое ею нравственно-чувственное переживание - нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбору принятие решений — волевой стимул — поступок. В жизненной практике, особенно в экстремальных условиях, всегда реализуются в единстве все названные компоненты. Дети часто не склонны к глубоко!» осмыслению ситуации, что приводит их к случайным решениям Выбор, поведение осуществляются ими под влиянием психологии толпы, случайных внешних воздействий, массовых увлечений, импульсивных стимулов. Неустойчивость мотивов обусловливается силой действия сопутствующих ситуации чувств, например, страха, лишающего ребенка возможности сделать сознательный выбор и реализовать волевое действие. Смысл воспитания у школьников свободной нравственной воли в том, чтобы научить их владеть собой, помочь обрести внутреннюю свободу, решимость непреклонного действия в соответствии  с нравственным чувством и убеждением, утверждения в отношениях с людьми моральных норм. Нравственность человека проявляется в сознательном следовании нравственным принципам и в привычных формах нравственного поведения.

Ребенок проходит жизненный путь, в начале которого его поведение обусловлено внешними влияниями и инстинктивными импульсами. Воспитание помогает ему прийти к внутренне осмысленному,;обусловленному мировоззрением, нравственным чувством и сознанием поведению, владению собой, саморегуляции и самоуправлению. На протяжении этого пути ребенок находится на разных уровнях управления собственным поведением.

Начальный уровень, практически внутренне бесконтрольный, характеризуется зависимостью поведения от неосознанных импульсов и внешних воздействий. Постепенно через эмоциональную подсознательную сферу психики формируются привычки и привычные формы поведения. На этом уровне развития возникает возможность некоторого самоконтроля над поведением благодаря привычкам, укреплению привычных действий. На базе привычного поведения в многообразных жизненных ситуациях, под  влиянием целенаправленного педагогического воздействия у ребенка развивается нравственное лишение. Вместе с ним и с его помощью, на базе нравственных чувств, сознания и воли образуются нравственные качества и свойства личности: патриотизм, доброта, порядочность, честность, правдивость, справедливость, трудолюбие, дисциплинированность, коллективизм. Эти свойства и качества личности представляют собой психические новообразования, которые возникают в результате активного взаимодействия ребенка с миром в системе общественных отношений. Они устойчиво проявляются ребенком в этих отношениях, сознаются, закрепляются в чертах характера, свойствах личности, в привычках и привычных формах поведения. Высшим уровнем нравственного поведения, мерилом нравственной устойчивости человека является сознательное владение собой, сохранение твердости, верности нравственным убеждениям, особенно в кризисных и экстремальных ситуациях. Для детей такие ситуации постоянно возникают в процессе жизни в коллективе, в учебной, трудовой, спортивной деятельности, в отношениях с товарищами и взрослыми.

Успех нравственного воспитания детей во многом зависит от характера субъективного нравственного пространства, в котором они живут. В него входят отношения и общение в коллективе, семье, на улице с товарищами и друзьями, родителями, учителями, отношение, к себе, к природе, к внешнему миру, труду, образу жизни, к общественным требованиям. Как только ребенок вступает во взаимоотношения с окружающим миром, у него сразу образуются реальные объективные взаимосвязи и взаимозависимости, которые находят отражение в субъективном нравственном восприятии и образуют для него субъективное нравственное пространство. Это пространство имеет свои временные, объемные, эстетические характеристики. Оно может находиться в состоянии позитивного расширения, активности нравственного взаимодействия, быть комфортным или дискомфортным, рождать возвышенные переживания или чувство неудовлетворенности жизнью. Оно может быть ограниченным, консервативным, замкнутым на узкие группы, компании, неформальные объединения,

Содержание нравственного воспитания. Сущность нравственности личности. Осмысливая сущность нравственности личности, следует иметь в виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется термин мораль. Между тем эти понятия необходимо различать.

Под моралью в этике обычно понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности. Нравственность же человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований.

Указанные трактовки весьма важны для педагогики. Формирование нравственности, или нравственной воспитанности, есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение.

Но что означают моральные (нравственные) нормы, правила и требования к поведению личности?

Они есть не что иное, как выражение определенных отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении и контактах с другими людьми.

Например, согласно морали каждый человек должен добросовестно относиться к труду, уважать людей труда, беречь общенародное достояние и природу, быть преданным родине, поддерживать достоинство и честь других людей, проявлять коллективизм, правдивость, скромность и т.д. Как видим, все эти нормы и правила определяют те нравственные отношения, которые человек проявляет к . родине, другим людям и т.д.

Мораль общества охватывает большое многообразие этих отношений. Если их сгруппировать, можно четко представить содержание воспитательной работы по нравственному формированию учащихся. В целом эта работа должна включать в себя формирование следующих моральных отношений:

 - отношения к идеологии и политике нашего государства:

  • понимание хода и перспектив мирового развития; правильная оценка событий внутри страны и на международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к справедливости, демократии и свободе народов;

 - отношения к родине, другим странам и народам:

  • любовь и преданность родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;

 - отношения к труду:

  • добросовестный труд на общее и личное благо; соблюдение дисциплины труда;

 - отношения к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о сохранении и умножении общественной и личной собственности; бережливость; охрана природы;

 - отношения к людям:

 -  коллективизм, демократизм,

взаимопомощь, гуманность; взаимное уважение; забота

о семье и воспитании детей;

 - отношения к себе:

 - высокое сознание гражданского долга;

честность и правдивость; простота и скромность в общении и личной жизни; нетерпимость к нарушениям общественного порядка и дисциплины; принципиальность.

Как видим, каждое из перечисленных отношений включает в себя целый ряд норм, правил и требований, которых должна придерживаться личность и которые составляют основу ее жизни и поведения. Именно эти правила и требования не только детализируют содержание нравственного воспитания, но и указывают на его исключительно большую многогранность.

Но для нравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться не только в его содержании. Не менее важно детально осмыслить, какого человека можно считать нравственным и в чем, собственно говоря, проявляется настоящая сущность нравственности вообще. При ответе на эти вопросы, на первый взгляд, напрашивается вывод: нравственным является тот человек, который в своем поведении и жизни придерживается моральных норм и правил и выполняет их. Но можно их выполнять под влиянием внешнего понуждения или стремясь показать свою "нравственность" в интересах личной карьеры или желая добиться других преимуществ в обществе. Подобная внешняя "нравственная благовидность" есть не что иное, как лицемерие. При малейшем изменении обстоятельств и жизненных условий такой человек, как хамелеон, быстро меняет свою нравственную окраску и часто начинает отрицать и ругать то, что раньше хвалил и чему поклонялся, что нередко ведет ребенка к сужению его субъективного духовного пространства, к переживанию состояния нравственного кризиса, даже безысходности. Субъективное нравственное пространство школьников окрашивается эстетическими цветами и оттенками, рождающими у них целую гамму настроений: мажор, минор, драматическое напряжение, трагический стресс. Возникновение противоречий в жизненных отношениях ребят с внешним миром и между собой порождает напряженность переживаний, проявляется в противодействиях, сопротивлении воспитанию, в скрытых и открытых конфликтах. Преодоление противоречия в субъективном нравственном пространстве окрашивает жизнь школьников в мажорные тона.

Педагогу важно знать состояние субъективного нравственного пространства всех детей, обнажающее моральный климат в коллективе.

Ему необходимо путем педагогической организации отношений и деятельности детей свести до минимума стихийные влияния в зоне нравственного пространства и взаимодействия. В случае успеха управление взаимодействиями в субъективном нравственном пространстве детей превращается в действенный механизм качественного преобразования их личности.

Все это позволяет более глубоко понять сущность нравственного воспитания. Ошибочно рассматривать противоречивость в поведении и сознании школьников как явление случайное или только как результат недоработок в воспитании. В преодолении ребенком внешних и внутренних противоречий заключается самая суть нравственного становления личности. В бесконечном потоке нравственных выборов между желанием и долгом, дисциплиной и ложно понятой свободой, добром и злом, совестью и правонарушением, состраданием и жестокостью, любовью и ненавистью, правдой и ложью, эгоизмом и коллективизмом, открытостью и лицемерием шлифуются черты характера, нравственные качества и свойства личности. Нравственное воспитание — не вдалбливание, не формальное заучивание моральных норм и бездумная отработка привычек поведения. Оно — активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Оно — процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых действий в пользу моральных норм, процесс самопреодоления и самоуправления в соответствии с ними. Только в борьбе, преодолении противоречий внутри и вне себя ребенок может почувствовать, ощутить и осознать себя нравственно цельным и сильным, владеющим собой, не пленником страстей и обстоятельств. Таким образом, педагогический процесс нравственного воспитания есть организация детей на преодоление и разрешение жизненных противоречий, проблем, вопросов, конфликтов и столкновений. Противоречивость содержания нравственной жизни школьников следует рассматривать как главный объект воспитательного процесса, над организацией которого необходимо систематически и постоянно работать, сосредоточивая усилия на умелом разрешении противоречий, развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, привычных форм поведения.

Результатом нравственного воспитания является нравственная воспитанность. Она материализуется в общественно ценных свойств и качествах личности, проявляется в отношениях, деятельности, общении. О нравственной воспитанности свидетельствует глубина нравственного чувства, способность к эмоциональному переживанию, мучениям совести, страданию, стыду и сочувствию. Она характеризуется зрелостью нравственного сознания: моральной образованностью, способностью анализировать, судить о явлениях жизни с позиций нравственного идеала, давать им самостоятельную оценку. Нравственная воспитанность — это устойчивость положительных привычек и привычных норм поведения, культура отношений и общения в условиях здорового детского коллектива. О нравственной воспитанности говорит также наличие у школьника сильной воли, способности осуществлять нравственно-волевой контроль и самоконтроль, регуляцию поведения. Она проявляется в активной жизненной позиции, единстве слова и дела, гражданском мужестве и решимости в сложных жизненных ситуациях оставаться верным своим убеждениям, самому себе.

Нравственное воспитание эффективно тогда, когда его следствием становится нравственное самовоспитание и самосовершенствование школьников. Самовоспитание представляет собой целенаправленное воздействие индивида на самого себя с целью выработки желаемых черт характера. В этих целях дети прибегают к радикальным средствам, ставят себя в экстремальные ситуации для закалки мужества, укрепления воли, дисциплинированности, выдержки. Самосовершенствование — процесс углубления общего нравственного состояния личности, возвышение всего образа жизни, поднятия его на ступень более высокого качества. Для школьников подросткового и юношеского возрастов характерно стремление к самовоспитанию. К окончанию школы у некоторых юношей и девушек возникает духовная потребность сознательного самосовершенствования.

Теоретически обоснованным и оправдавшим себя на практике является подход целостности, органического единства нравственного воспитания и жизни. Целостность нравственного воспитания достигается, когда основой, источником и материалом педагогического процесса является сама сложная и противоречивая жизнь. Нравственность формируется не на словесных или деятельностных мероприятиях, а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребенку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки. В результате зреет моральное сознание детей, укрепляются принципы поведения и умение владеть собой. Целостным, диалектически противоречивый процесс нравственного воспитания исходит из жизни с ее идеалами, за которые надо бороться, приносить жертвы, переживать трудности, негативные явления, для преодоления которых нужны недюжинная воля и самообладание. Подлинный, глубинный, действенный механизм нравственного воспитания заключается в разрешении противоречий между ребенком, его самоутверждением и жизнью. Школьник обретает хорошие или дурные моральные качества благодаря тому, каким он выходит из жизненных ситуаций, какой делает нравственный выбор, какие совершает поступки. Либо он приобретает умение управлять собой, преодолевать внешние препятствия и внутренние слабости, либо ситуация захватывает его; порождает растерянность и страх, подавляет, заставляет обманывать и лицемерить. В процессе преодоления жизненных трудностей и противоречий, глубоких эмоциональных переживаний ребенок развивает в себе основу нравственности - нравственное и эстетическое чувство, потребность в добром деянии и нравственном удовлетворении.

Подросток, юноша, девушка никогда не смогут бороться со злом, если в жизни равнодушно проходят мимо него и не научились всеми силами души ненавидеть его. Они не. будут добрыми, если сами не пережили лишения и не ощутили всем существом дефицит человеческой доброты. Они не будут кого-либо любить, кроме себя, если им не приходилось преодолевать эгоизм, отказываться от удовольствия ради блага других людей. Они не будут смелыми, если никогда не преодолевали в себе трусость. Они не смогут сострадать и сочувствовать, если сами не переживут страдания и боли. Они не научатся побеждать и ощущать радость победы, если не испытают горечи поражения. Они не будут простыми и скромными в славе, не пережив одиночество, гонения и безызвестность. Нравственность формируется в преодолении противоречий, в борьбе с безнравственностью. Каждому ребенку нужно пережить и одолеть свою дозу трудностей, разрешения противоречий, приобрести ничем не восполнимый опыт подлинной нравственной жизни: удовлетворение от добрых дел, победы над собой и внешними препятствиями; укрепление силы духа от выбора принципиального поведения; раскаяния по поводу ложного шага; радости от доброты; смелости от борьбы со злом.

  1. Методы и средства формирования нравственных качеств у детей младшего школьного возраста

Нравственное воспитание имеет свои специфические цели. Они определяются господствующими общественными отношениями и духовными ценностями. Цель воспитания — формирование нравственно устойчивой, цельной личности. Это определяет направление и организацию всего процесса нравственного воспитания.

Специфика процесса нравственного воспитания обусловлена также и его содержанием - общественной моралью, необходимостью внедрения норм общественного нравственного сознания в индивидуальное сознание и поведение каждого школьника. Моральные нормы касаются всех сторон общественной и личной жизни людей. С их помощью оценивается и регулируется любая человеческая деятельность. Труд существует не просто как физическое усилие, но как общественно значимая деятельность, оцениваемая общественным мнением с позиций отношения к ней человека, ее количества и качества. Учебная деятельность ребенка не просто интеллектуальное усилие, направленное на освоение знаний, умений и навыков, но деятельность, нравственно оцениваемая с точки зрения прилежания, ответственности, целеустремленности. Отношение детей к жизни не только основа их общественного взаимодействия и общения, но и проявление личностных качеств, отвечающих или не отвечающих нормам и требованиям общественной морали.

Нравственная воспитанность или невоспитанность человека в зависимости от социальных условий может проявляться в различных качественных состояниях. Индивидуальное нравственное сознание может находиться в противоречии с нравственными общественными отношениями. Противоречие между индивидуальной и общественной моралью проявляется в скрытых формах безнравственности и невоспитанности. Орудием разрешения этого противоречия являются демократизация и гласность, способствующие разоблачению двуличия, двурушничества и лицемерия.

Низкая нравственная воспитанность проявляется в импульсивном поведении, недостаточно осознанном в рамках норм и требований общественной морали. Такое положение возникает при отсутствии внимания к нравственному просвещению, к четкой организации нравственной жизни. Стихийное формирование нравственного сознания школьника чревато отклонениями в поведении от требований общественной морали.

Высокая нравственная воспитанность учащихся проявляется в единстве развитого нравственного сознания, мышления, воли, чувств и поведения. Она достигается при условии целостности процесса воспитания, единства формирования нравственного сознания и жизни, участия школьников в общественной деятельности и отношениях. Законом научной организации нравственного воспитания является его единство с различными видами деятельности, жизнью в широком смысле этого слова. Овладение моральными нормами и требованиями, перевод их в личностно значимые принципы и навыки поведения осуществляется эффективно путем сознательного освоения конкретной общественно значимой деятельности, глубоко осмысленного практического участия в ней, осознания ее нравственного значения: Организуя процесс нравственного воспитания, педагог стремится наряду с нравственным просвещением вскрывать и вычленять нравственные аспекты любой детской деятельности, привлекать школьников к нравственному осмыслению всех жизненных отношений. Сложность процесса нравственного воспитания в том, что его организация есть одновременно организация всей жизни детей, всей их деятельности и отношений. Вместе с тем нравственное воспитание не растворяется в учебной, общественно-гражданственной, творческой, трудовой деятельности школьников. Оно совершается и углубляется в процессе их нравственно осознанного осуществления.

Специфика и особенности процесса нравственного воспитания проявляются в необходимости постоянной диагностики моральной воспитанности ребенка. Процесс нравственного воспитания только тогда эффективен, когда педагог имеет обратную информацию о действенности воспитательных влияний л учитывает эту информацию на каждом новом этапе своей педагогической деятельности. Такую информацию воспитатель получает только из жизни, из повседневного изучения практики отношений и деятельности в среде воспитуемых. Важно не столько то, что школьник говорит о себе, о своих намерениях и поступках, сколько то, как он поступает в каждом конкретном случае. Как он относится к другим людям, к общественной и личной собственности, к труду, к общественной деятельности, к общим и личным интересам, к требованиям общественной дисциплины — эти отношения рисуют нравственный портрет личности. В целях более детального изучения всех отношений воспитанников педагог с вниманием подходит к оценкам, которые дает своим членам коллектив, к высказываниям учителей, родителей, общественников, близко знающих ребенка. Огромное значение имеет специальное психологическое изучение поведения и деятельности детей. Вся эта информация является основой для ориентирования в педагогическом процессе. Она обеспечивает возможность принятия обоснованных, как стратегических, определяющих направление жизни детского коллектива решений, так и тактических, мер в отношении поведения группы, отдельного ребенка.

Таким образом, специфика процесса нравственного воспитания выражается в своеобразии его целей, содержания, проявления нравственной воспитанности или невоспитанности, организации и диагностики. Важная особенность заключается в его включенности в процессе умственного, трудового, гражданского, эстетического, физического, экономического, правового, экологического, антиалкогольного воспитания. Научно обоснованное отношение к процессу нравственного воспитания состоит в умении видеть, подчеркивать и эффективно использовать нравственный аспект любого вида детской деятельности, любого жизненного отношения. В этом случае педагог получает реальную возможность эффективного управления нравственным воспитанием, делает его органической частью целостного процесса воспитания детей.

Глава 2. Компьютерные игры в педагогическом

процессе школы

2.1 Понятие о компьютерных играх из значение

и характеристика

В отличие от взрослых, для которых естественной средой общения является язык, естественная среда развития   ребенка – это игра. Заметим, что термин «игра» предполагает наличие некоторый деятельности, моделируемой самим ребенком. Ведь мы, например, не скажем о ребенке, который читает книгу: «Он играет», если он делает это реально, не моделируя ситуацию».

Игра – это самая любимая и всепоглощающая деятельность ребенка во все времена и у всех народов. Детей не нужно учить или заставлять играть. Они играют спонтанно, с удовольствием, не преследуя никаких определенных целей. В игре каждый ребенок подобен писателю – он создает свой собственный мир таким, как ему нравиться. Было бы неверно сказать, что он не принимает этот свой мир всерьез: напротив, он относится к игре очень серьезно и щедро вкладывает в нее свои эмоции. Игра для детей – это способ исследования и ориентации в реальном мире, пространстве и времени, среди вещей, животных, структур и людей. Согласно Ж.Пиаже, игра является «мостиком» между конкретным опытом и абстрактным мышлением, и именно символическая функция игры особенна важна. В игре ребенок на сенсомоторном уровне демонстрирует свои мысли с помощью конкретных предметов, используя их как символы. Иногда такая связь совершенно очевидна, но она может быть и очень отдаленной.

Игра – необходимая составляющая здорового развития ребенка. Для него это средство обмена информацией, так как чувства ребенка зачастую невозможно выразить вербально: на данном уровне развития  у него не хватает когнитивных, вербальных средств для выражения того, что он чувствует; в эмоциональном плане он не может настолько сосредоточиться на интенсивности своих переживаний, чтобы их можно было адекватно выразить словами.

Большинство нормально развитых детей сталкиваются в жизни с проблемами, которые кажутся им неразрешимыми. Но, проигрывая эти ситуации так, как ему хочется, ребенок постепенно учится справляться с ними, он переживает чувство контроля над ситуацией (даже если реальные обстоятельства этому противоречат), используя символы, которые я сам не всегда может понять. Он реагирует на процессы, корни которых часто уходят глубоко в бессознательное. В результате может получиться игра, которая нам, взрослым, в данный момент кажется не имеющий смысла или даже неприятной, поскольку мы не знаем, какой цели она служит и чем закончится.

Обычно ребенок испытывает удовольствие уже от  самого процесса игры, а ее результат не так уж для него важен. В игре физические, умственные и эмоциональные качества ребенка включаются в творческий процесс, и ему могут потребоваться социальные взаимодействия. Таким образом, когда ребенок играет, можно сказать, что он присутствует в этом процессе весь целиком. В игре ребенок обращается к своему прошлому, постоянно переориентируя себя к настоящему в процессе игры. Он разыгрывает свои прошлые впечатления и переживания, «растворяя» их в новом восприятии и новых настроенных отношениях.

Игра определяется как динамическая система отношений между ребенком и игровым материалом. Ее цель – построение безопасных отношений, для того чтобы ребенок мог наиболее полно выразить собственное «я» с помощью игры – единственное для ребенка средства коммуникации. Ведь игра является для ребенка тем же, чем речь для взрослого: это средство выражения чувств, исследования отношений и самореализации. Можно сказать, что игрушки для детей – это слова, а игра – речь.

Это соображении накладывает на учителя (воспитателя) необходимость удостовериться в правильном понимании использование языка в разговоре с ребенком. Ведь, несмотря на то, что многие дети обладают достаточным словарем, у них нет богатого опыта ассоциативных связей, которые позволили бы превратить услышанные слова в осмысленный сгусток эмоциональных переживаний. Но если учитель сможет подобрать соответствующий игровой материал, он тем самым облегчить ребенку выражение чувств, а себе – возможность воспитательного воздействия на него.

Таким образом игра – это основной вид деятельности ребенка, являющийся для него средством обучения, накопления опыта, выражение эмоций и формирование отношений. Игра – вид деятельности, не управляемый учителем (воспитателем): ребенок играет только в те игры, в которые он хочет играть. Однако можно управлять желанием ребенка путем выбора игрового материала.

Компьютерная игра – это не просто игровая деятельность, это конструирование миров. Данный термин введен несколько лет назад отечественным психологом А.Г.Асмоловым. Конструирование миров – процесс создания образа мира в человеческой психике. Реальные предметы, географические объекты, люди, эпохи и даже галактики «упаковаются» в мир компьютерных игр. И чтобы понять суть такой игры, необходимо как можно более понятно «уложить» сконструированный мир в человеческую голову.

Любая компьютерная игра имеет собственную физику и свойства пространства, искусственную историю и течение времени, оригинальную философию, этику и мораль. Следовательно, компьютерная игра – это объединенная, «двуединая» сущность игры и игрушки, слова и речи. Играющий в компьютерную игру вынужден действовать и манипулировать объектами по определенным правилам, установленным игровой ситуацией. Причем в отличие от реальной игры он не может использовать объект – «игрушку» - не по назначению (против условий, заданных программой), а конкретная философия игры заставляет пользователя думать и исследовать ситуацию в зависимости от ее типа.

Приведем классификацию компьютерных игр и рассмотрим, как моделируется пространство в различных их типах. Эта классификация нужна, чтобы проанализировать, в какие игры дети играют на уроке информатики и почему они это делают. (Заметим, что существующие сегодня игры, как правило, объединяют в себе несколько типов из числа приведенных ниже).

Quest («приключение»). Обычно это текстовые игры, где общение с компьютером ведется в режиме диалога. Для этих программ характерно огромное число используемых предметов, которые можно находить, анализировать, пытаться использовать. Аналогично дело обстоит и с игровым пространством: количество залов, пещер, коридоров, лестниц и комнат, где надо побывать, может достигать нескольких десятков или даже сотен.

Arcade (аркадные игры). Здесь можно управлять персонажем с помощью клавиш управления курсором. В играх этого жанра обычно ставится какая – то глобальная цель, которую нужно выполнить, собирая предметы и решая более частные задачи. При этом сюжет игры, как правило, развивается  по единственному заданному разработчиками игры пути, который определяется методом проб и ошибок.

Actions («стрелялки»). В таких играх действие обычно ведется “от первого лица”: на экране мы видим только оружие и иногда руки персонажа, воспринимая игровую “действительность” его глазами.

Цель игры – это обычно уничтожение врагов чаще всего представленных в виде различных монстров. Игровая среда здесь, как правило, представляет собой некий лабиринт, пройти который можно несколькими способами.

Puzzle (головоломки). В этих играх основная задача – решение головоломки, шарады, ребусы, сборка картинки из отдельных фрагментов и прочее, часто с элементами задач по комбинаторике. В некоторых играх предусмотрена подсказка правильного решения.

Simulation (имитаторы). Название таких игр говорит само за себя: здесь с максимальным правдоподобием имитируется некоторая реальная ситуация – управление автомобилем или самолетом, спортивные соревнования и прочее.

Strategy (стратегии). Как известно стратегия – это искусство планирования и ведения военных операций. Такое толкование абсолютно точно характеризует игровые программы этого жанра. Наиболее распространенный сюжет стратегических игр – когда вы в качестве главнокомандующего должны выиграть историческое или вымышленное сражение, добывая ресурсы, строя укреп район («военную базу»), создавая войска (боевые единицы) управляя ими на « поле боя».

Итак, из всего вышеназванного мы можем делать следующие выводы:

  1. компьютерная игра – это один из элементов компьютерного мира;
  2. играя в компьютерные игры, ученик познает компьютерный мир во всей его полноте;
  3. равным образом не следует ни заставлять ученика играть в компьютерные игры, ни запрещать их, однако необходимо познакомить учащихся с различными типами компьютерных игр;
  4. формируя определенную культуру компьютерные игры, можно управлять выбором учащихся, ненавязчиво отвлекая их от игр, вредных с психологической точки зрения или бесполезных.

2.2 Виды и назначения компьютерных игр

Игры любят все. Игра является наилучшей средой для обучения любому виду деятельности. Характерной приметой компьютерной эры стали компьютерные игры. К ним можно относиться по – разномeу. С одной стороны, они могут приносить пользу как учебные средства; с другой – отнимать время (иногда очень много), отвлекать от работы. Никуда не годиться играть в рабочее время, применять для этого свои дискеты, рискуя занести вирус в систему коллективного пользования и тому подобное. Психологи считают, что игры с изобилием сцен насилия – пусть даже выраженного в предельно условной форме – способствуют формированию у детей не самых лучших качеств. Тем не менее, компьютерные игры широко распространены. Над их созданием трудятся высокопрофессиональные программисты, художники, мультипликаторы: это достаточно процветающая подотросль индустрии программирования. Как и многие человеческие достижения, компьютерные игры можно использовать во благо и во зло.

Компьютерные игры ориентируются на развитие у игроков определенных знаний, навыков, способностей. Как правило, в компьютерных играх от игрока требуется:

  • владение средствами управления, быстрота и точность манипуляцией;
  • Быстрая и правильная реакция на происходящие события;
  • Чувство времени, умение выдержать заданные временные интервалы;
  • Способность следить за несколькими объектами одновременно;
  • Знание географии игрового поля, законов игрового мира;
  • Знание конкретной предметной области, которая моделируется в игре;
  • Умение искать закономерности;
  • Умение предугадывать  действия противника;
  • Знание алгоритма и стратегии выигрыша;
  • Способность к быстрому и максимально полному перебору основных  вариантов;
  • Память на текущие события;
  • Использование прошлого опыта. Что происходило в предыдущих сеансах игры;
  • Способность интенсивно работать в течение всего сеанса игры.

В разных играх необходимы разные качества. Привлекательность компьютерных игр определяется следующими факторами:

  • интересным сценарием;
  • богатым внешним оформлением;
  • кажущейся простотой;
  • бесконечностью игры (недостижимостью поставленной целью);
  • наличие большого числа стратегий;
  • разнообразие игровых ситуаций.

В компьютерных играх можно выделить следующие категории:

  • игры на мастерство;
  • азартные игры;
  • логические игры;
  • обучающие игры (дидактические) игры;

Игры на мастерство основаны на управлении игровыми объектами. В азартных играх в больше степени зависит от случайности, везения. Логические игры содержат стратегию поведения игрока, зависящую от игровых ходов. Соперника или от игровой ситуации. В обучающих играх объектам управления становится ученик, а целью отработки некоторых навыков и усвоения знаний.

По способам реализации игры можно классифицироваться по признакам:

  • дискретные игры с режимом реального времени;
  • антагонистические и неантагонистические;
  • конечные и бесконечные;
  • со случайными событиями или детерминированные;
  • для одного или двух и более участников;
  • игры с разным уровнем сложности.

Самые распространенные компьютерные игры пошаговые, конечные, детерминированные для двух участников, один из которых компьютер.

По структуре в компьютерных играх можно выделить три блока и три уровня:

  • блок игровой среды (правила игры);
  • блок взаимодействия с играющим (интерфейс);
  • блок оценки игровой ситуации (анализ);
  • уровень оперативной (текущие управление клавишами);
  • уровень тактический (локальные цели, усложнение игры);
  • уровень стратегический (конец игры, фиксация результатов).

Общая структура компьютерных игр

     Блок игровой среды

        

Блок взаимодействия                             Блок оценки игровой

      с играющими                                                  ситуации

Блок игровой среды – это та сцена, тот трехмерный компьютерный мир, в котором есть все, что стоит, лежит, движется, появляется и исчезает в соответствии со смыслом и законами игры.

Блок взаимодействия – это все то в программе, что позволяет играющему изменять то, что предусмотрено блоком игровой среды.

Блок оценки – это условие для играющего и для объектов игры на игровой сцене. Это подсчет числа очков, описание или показ начальной или конечной игровой ситуации в игре.

Удается выделить три иерархических уровня, которые позволяют правильно посмотреть схему игры: оперативный, тактический и стратегический.

Оперативный уровень – это изменение объектов на игровой сцене под средством нажатия клавиши или управляющего устройства (мышь, джойстик). Результатам действия оперативного уровня должно быть отображение всех перемещений и изменений на экране дисплея.

Тактический уровень включает и оперативный. Действия на этом уровне ведут к достижению некоторой вполне определенной локальной цели. Изменения сложности игры, темпа, уровня происходят на этом этапе.

Стратегический уровень включает тактический и содержит несколько самостоятельных блоков: ввод на игровую схему всех объектов для определения, задания и визуализации их начальных параметров, проверка критериев окончания игры, фиксация и визуализации результатов всей игры в целом и результатов прошлых игр.

Вообще–то любой компьютер покупается преимущественно для игр.  Даже если его владелец сам об этом пока что не знает. Вот увидите – поставив на стол детище, он мигом забросит работу и примется гонять по лабиринтам  какой-нибудь QUAKE 36,6.

Выбирая компьютер для игр, берите все по максимуму: не ошибайтесь. В первую очередь - быстрый процессор, быструю видеокарту. С оперативной памятью не так сложно – 64 Мбайта пока что хватит большинству пользователей, что называется, за глаза.

Первое, на что стоит обратить особое внимание, - видеокарта. Она должна быть не просто хорошей, а ОЧЕНЬ хорошей. Быстрой. И в первую очередь – в области трехмерной графики. Самые «Лакомые кусочки» – это, конечно, последние платы с чип сетами от 3dfk (Voodoo3,а в конце 1999 г. – Voodoo4), Nvidia (RivaTNT – 2 и Vanta). Объем памяти – от 16 до 32 Мбайт. Цена – от 170 до 250 долларов. Совсем  великолепно, если такая плата будет укомплектована еще и трехмерными очками виртуальной реальности.

Теперь – монитор. Он также должен быть очень « на уровне « – с четкими и яркими цветами, высоким разрешением и большой диагональю. Конечно, и стандартный 17- дюймовый монитор – вещь неплохая, но еще на 2 дюйма больше – и вы получите уникальное, ни с чем не сравнимое ощущение полного проникновения в компьютерную реальность…

Звуковая карта. И в этом случае главное – трехмерность и еще раз трехмерность! Вполне достойный выбор – карты на чип сете Aureal13D - 2 или представители достойного семейства Sound Blaster Live! От Creative. И поверьте, что 70 – 100 долларов за такую звуковую карточку – в вашем случае отнюдь не излишество.

Модем – неизменная вещь для виртуальных сражений по Internet. Прибавьте еще около 100 долларов за это чудо природы.

Напоследок – колонки. Тут экономить не стоит: дешевые китайские «пищалки» сведут на нет все преимущества вашей игровой станции. Колонки настоящего игромана – это колонки ценой от 50 – 60 долларов до 200. Впрочем, в который уже раз посоветую подключить компьютер к домашней аудиосистеме – качество звука будет несравненно выше.

С основным комплектом разобрались. Теперь не забудьте о чисто игровых «прибамбасах» – джойстике (а для поклонников всяческих « гонок» – еще и о специальном игровом руле с педалями ). На это уйдет еще долларов 150 – 200 ( хотя простенький джойстик вы сможете купить в пределах 20 долларов).

В итоге стоимость вашей игровой станции составит около 1500 – 1800 долларов. Но, если вы такой любитель всяких гонок, может быть, стоит просто купить автомобиль?

Компьютерные игры – парадоксальное явление. Пожалуй, нет человека, который хоть раз за свою жизнь не попадал под их  коварное влияние. Играть любят все: школьники и деловые люди, прогрессивная интеллигенция и рабочий класс. Ходят слухи, что, и сами создатели компьютерных игр не прочь часок – другой провести перед монитором.

И в тоже время - психологический феномен, не иначе – большинство пользователей в этой любви не признаются. Существует какое – то предупреждение, не позволяющее человеку сказать: да, меня интересуют игры! Более тог, чем старше человек, тем сильнее он стесняется своего неравнодушного отношения к « игрушкам «. И поверьте мне на слово – самый  заядлый противник компьютерных игр на деле оказывается безнадежным игроманом. Причем некоторые, войдя в раж, принимают за игры даже безобидные скринсейверы! Не отстают от начальства и родители увидев ребенка играющим в какой – нибудь Quake, большинство из них тут же принимаются за воспитание сошедшего с правильной колеи чада.

Аргументы против игр просты: они отнимают в нем агрессивные инстинкты, притупляют воображение, служат причиной сотен болезней, начиная от близорукости и кончая воспалением мозга… И вообще плохо – плохо это и все! А немногочисленные либералы относятся к играм как к возрастной болезни – мол, со временем пройдет…  И  действительно, у некоторых проходит.

Вообще–то, пора наконец отдать играм должное: ведь если бы  не они, персональный компьютер никогда не стал бы таким, каким он является сегодня.

Звуковая карта. Колонки. Мощные видеокарты с 3-мерной графикой. Все это обязано своим появлением на рынке именно игровой индустрии.

Компьютерная индустрия никогда не смогла бы так развиться за какие–нибудь два десятилетия, если бы ее не подстегивали производители компьютерных игр, предъявляя все более высокие требования к производительности  и оснащению компьютера.

Как известно. Нет лучшего способа заставить человека обновить свой компьютер, как выпустить на рынок новую, особо требовательную игру. Лично я не знаю ни одного случая. Когда человек покупал бы новый компьютер из–за желания установить новую версию текстового редактора. А вот для новой игры – сколько угодно. В нашей стране это смотрится особо комично: пользователь выкладывает 300 – 400 долларов, оптимизируя компьютер под 30 – рублевую пиратскую версию Quake.

… Ну вот, опять пришли к тому, что компьютерные игры приносят один только вред. Однако погодите сокрушенно покачивать головой и бежать, оттаскивая  малолетнего сына от монитора: и от компьютерной игры может быть немалая польза. Ведь разнообразных видов игр существует множество.

Стратегии развивают способность логически мыслить.

3D Action  и симуляторы развивают реакцию.

Квесты развивают находчивость и нестандартное мышление.

Кроме того,  любая игра дает человеку возможность попробавать себя в новой роли, открывать в себя в новой роли, открыть в себе новые. Неведомые ранее качества… И в этом смысле толк может быть от любой игры. Другое дело, что важно не перебрать: если ребенок «режется» даже в самую полезную игрушку по 3 – 4 часа в день, то вся ее польза сходит на нет. Безусловно, 100% полуных игр не существуют, но и 100% вредных – тем более…

Некоторые разумные ограничения все – таки должны быть. Вряд ли стоит давать 8- 10 летнему ребенку играть в кровавые «стрелялки» типа Blood или Quake, а уж тем более – в какие-нибудь стимуляторы.

Но и тут нельзя действовать запретили. Постарайтесь только заменить эту игру заменить на другую, более подходящую для ребенка. Например. На красивый рисованный квест или стратегию. Что до взрослых. То они сами разберутся, какую игру предпочесть.

Какая же игра самая интересная, самая увлекательная и красивая? Единого мнения тут не существует, да и не может существовать.

Выбор игры – дело сугубо личное, индивидуальное, и совсем не обязательно. Что игрушка, от которой в диком восторге ваш сосед или родственник, понравиться вам самим.

2.3. Педагогические условия применения компьютерных игр в воспитании и обучении школьников

В настоящее время существует больше ста тысяч различных компьютерных игр. Миллионы детей играют в них на домашних компьютерах и в компьютерных клубах. В различных исследованиях показано. Что существует некоторая психологическая зависимость человека от компьютерных играх.

А поскольку очевидно, что любая подобная зависимость является негативной, то должно быть негативным и в  отношении к компьютерным играм. Именно с таким мнением приходят на урок обычные учителя информатики.

Любой из них с легкостью перечислить все причины своего недовольства: компьютерные игры мешают учебному процессу; невозможно управлять деятельностью ребенка в компьютерной игре; такие  игры снижают значимость предмета « Информатика », а следовательно, и значимость учителя; компьютерные игры не развивают, а калечат детей своим сюжетом, лексикон и т.д. Однако, как известно, запретный плод сладок, а потому работа учителя информатики превращается в постоянную борьбу с распространением в классе компьютерных игр.

Таким образом, в данный случае мы наблюдаем прямые противоречие между учителем. Который требует от школьников изучения текстовых и графических редакторов, и учеником, который только и ждет возможности поиграть в компьютерную игру.

Конечно, можно решить данную проблему чисто административными мерами (закрыть все дисководы, отключить доступ к записи на диск и прочее), путем изменения ролевых отношений (основные методы – педагогические требования) или влияние на культурный уровень учащихся (сформировав у них негативное отношение к компьютерным играм).

Глава 3. Изучение особенностей использования компьютерных игр формировании нравственных качеств школьников

Опытно – экспериментальной базой исследования послужила общеобразовательная средняя школа № 77 города Белова. В эксперименте участвовал 2 «Б» класс, в количестве 10 человек (одна подгруппа), исследование проходило в 3 этапа:

1 этап  Констатирующий.

На этом этапе проводилось тестирование участников при помощи психологического теста на выяснение интересов у школьников (см. приложение 2). Для этого использовалась диагностика, состоящая из 12 вопросов и 11 шкал по которым оценивалась воспитанность младших школьников. Результаты диагностирования следующие: у всех учащиеся различные уровни воспитанности. Это означает, что у школьников присутствует такие черты воспитанности как добросовестность, черта оптимизма, самоконтроля, уверенность в себе.

2 этап Формирующий.

 В этой части непосредственно проводится сам эксперимент. Эксперимент проводится в виде внеклассного мероприятия. На этих занятиях учащимся было предложены игры: «Мозаика», «Развивай-ка. Обучение с приключениями», «Развивай-ка для меленьких школьников», серия детских игр «Паны и Пани», «Смешарики. Круглая компания», «Детство мапетов», «самолетик Джей» (см. приложение 1).

На этом этапе школьникам было предложено поиграть в компьютерные игры.

3 этап Контрольный.

Цель: изучить влияние компьютерных игр на формирование нравственных качеств школьников.

После проведения ряда внеклассных мероприятий с использованием компьютерных игр на занятиях было проведено еще одно внеклассное мероприятие с использованием компьютерных игр.

Таким образом эксперимент показал, что компьютерные игры могут быть средством нравственного воспитания младших школьников. В настоящее время сложились два основных направления использования компьютеров в начальной школе: компьютер как объект изучения и компьютер как средство обучения и интеллектуального развития ребенка. Использование компьютера как средства обучения с изучением на занятиях конкретного языка программирования высокого уровня является недопустимым, так как при таком подходе решаются только узкоспециальные вопросы. Опасность такого подхода заключается в том, что ребенку дошкольного и младшего школьного возраста свойственно словесно-образное и словесно-логическое мышление, а формализация мышления с использованием синтаксических конструкций конкретного языка программирования обедняет мышление ребенка, делает его мышление более нормативным.

Наиболее целесообразным является использование компьютера как средство обучения и интеллектуального развития ребенка. Пропедевтический курс информатики должен интегрироваться в общем курсе начального обучения, быть общеобразовательным и как отдельный предмет не выделяться. Обучение ребенка работе с компьютером должно быть аналогично обучению письму, чтению, счету. Главным на этом этапе является формирование психологической (личностномотивационной, интеллектуальной, операционной) готовности к использованию новых информационных технологий; способствование развитию наиболее значимых свойств мышления: обобщенности, осознанности, гибкости, устойчивости и самостоятельности; формирование первичных коммуникационных навыков; формирование умения строить структуру действий и организовывать для этого данные. Компьютерные программы, разработанные автором для организации занятий с детьми младшего возраста отвечают следующим требованиям: программы не содержат элементов насилия и имеют нравственную направленность; программы созданы по принципу решения игровых задач и сценарий игры доступен пониманию ребенка; программы имеют широкий диапазон сложностей, обеспечивающий развивающее обучение; программы снабжены средствами контроля за качеством выполнения задания; удобный пользовательский интерфейс.

Заключение

Проблема нравственного воспитания детей младшего школьного возраста имеет свою актуальность и является важной задачей образования.

В процессе проведения исследования было установлено, что нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества.

Также бурно начали развиваться новые информационные технологии и внедрение их наложили определенный отпечаток на развитие современного школьника.

Компьютер, в свою очередь позволяет усилить мотивацию к учению, выработать положительное отношение к учебе, активизировать содержательную, операционную сторону процесса обучения, дает возможность оптимально дифференцировать ученическую деятельность школьников. Доказать все выводы можно с помощью эксперимента. Играя школьники не просто механически, но подражанию или образцу, выполнение отдельных операций,  они учатся ставить игровую цель и находить способы и реализацию в различных условиях.

Таким образом с целью обоснования роли компьютерных игр в развитии нравственной воспитанности было проведено исследование, которое доказало, что использование компьютерных игры на уроках развивая нравственное воспитание младших школьников, моральные ценности.

Компьютерные игры дают положительную оценку, так как с помощью них у младших школьников вырабатываются личностные качества, такие как, решительность, терпеливость, эмоциональная устойчивость, смелость, мотивация к достижению успеха, знание основных моделей жизненного поведения и умения решать трудные жизненные задачи. Таким образом игры содержат достаточный потенциал для коррекции основных эмоциональных нарушений, а также вырабатываются необходимые личностные качества.

Именно все это послужило для выбора темы «Влияние компьютерных игр на эмоциональную сферу младших школьников».

Список литературы

  1. Битянова М.Р., Азарова Т.В. и др. Работа психолога в начальной школе. – М.: Просвещение, 1997. – 7 с.
  1. 11. Маргулис Е.Д. Компьютерные игры в учебном процессе // Советская педагогика. – 1989. - №4 – 15 с.
  2. Бильтюнов А.П. Информатизация образования в Удмурдском университете // Программированное обучение и компьютеризация в учебном процессе. Межвузовский сборник научных трудов. - Ижевск: изд-во Удмурдского ун-та, 1996. - 100с. - С. 10-11.
  3. Буняев М.М. Научно-методические основы проектирования разветвленно-диалоговых обучающих систем. Дисс. д.п.н. - М., 1992. - 350с.
  4. Василенко Н.В. Интеграция знаний на основе использования новых информационных технологий в общеобразовательной школе. Дисс. к.п.н. - СПб., 2001. - 202с.
  5. Василенко Н.П. Диагностика, информационное и комбинированное обеспечение непрерывного повышения квалификации. Автореф. дисс. к.п.н. - Ростов-на-Дону, 1997. - 24с.
  6. Гиркин И.В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных игр // Информационные технологии. - 1998. - №6. - С. 44-47.
  7. Демушкин А.С., Кириллов А.И., Сливина Н.А, Чубров Е.В., Кривошеев А.О., Фомин С.С. Комплексные обучающие программы // Информатика и образование. - 1995. - №3. - С. 15-21.
  8. Исакова Л.С. Разработка комплексной системы обучения с использованием персонального компьютера в начальной школе. Дисс. к.п.н. - Владикавказ, 2000. - 200с.
  9. Казакевич В.М. Информационный подход к методам обучения // Педагогика. - 1998. - №6. - С. 43-47.
  10. Козлова Г.А. Дидактическая эффективность компьютеризации обучения. (По материалам зарубежных публикаций). Дисс. к.п.н. - М., 1992. - 203с.
  11. Лыскова В.Ю. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся на уроках информатики в условиях учебно-информационной среды. Автореф. к.п.н. - Тамбов, 1997. - 24с.
  12. Марусева И.В. Методические основы подготовки будущего учителя информатики к использованию технологий компьютерного обучения. Дисс. д.п.н. - М., 1991.
  13. Машбиц Е. И. Психологические основы управления учебной деятельностью. - Киев: Высшая школа, 1987. - 223с.
  14. Машбиц Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука - реформе школы). - М.: Педагогика, 1988. - 192с.
  15. Могилев А.В., Титоренко С.А. Дидактические принципы компьютерного обучения // Педагогическая информатика. - 1993. - №2. - С. 10-16.
  16. Седых С.П. Компьютерная технология подготовки и проведения учебных занятий. Дисс. к.п.н. - 1 том. - Краснодар, 1999. - 186с.
  17. Якушина Е.В. Подростки в Интернете: специфика информационного взаимодействия // Педагогика. - 2001. - №4. - С. 55-62.
  18. Щедровицкий Г., Розин В., Алексеев Н., Непомнящая Н. Педагогика и логика. М., 1993
  19.  Кравцова А.Ю. Компьютерные игры как элемент школьного курса информатики // Информатика и образование. – 2004. - №5 – 125с.
  20. Кулагина И.Ю., Комацкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2001. – 128 с.
  21.  Леонтьев В.П. Новейшая энциклопедия персонального компьютера. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. – 432 с.
  22.  Могилев А.В., Пак Н.И., Хеннер Е.К. Информатика. Учеб. пособие для студ. пед. вузов / А.В. Могилев, Н.И. Пак, Е.К. Хеннер, По ред. Е.К. Хеннера - 2 изд. – М.: Изд. центр . «Академия», 2001 – 672 с.
  23.  Немов Р.С. Психология учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн.1 общее основы психологии – М.: Просвещение, Владом, 1994 - 386 с.
  24.  Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учеб. пособие для студ. психологического факультетов, университетов. – М.: Изд. центр «Академия», 2003 – 358 с.
  25. Технологии обучения: сущность, опыт и проблемы развития. - М., 1997
  26. Унт И. Индивидуализация и дифференциация обучения. - М.,1 990
  27. ., 1999. - 166с.
  28. Якиманская И.С. Развивающее обучение. - М., 1989
  29. Фейдимен Дж., Фрейгер P.M. Личность и личностный рост. - М., 1994. Хрестоматия по педагогической психологии. - М., 1995
  30. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. - М., 1998
  31.  Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб.: Питер, 1999. – 308 с.


Приложение 1

Описание компьютерных игр

Мозаика. 

В программе играющему предоставлено на выбор большое количество картинок, которые автоматически разбиваются на одинаковые фрагменты для того, чтобы потом ребенок собирал из них рисунок. При желании можно менять цвета и формы этих фрагментов мозаики. А еще «Мозаика» поможет вашему ребенку осваивать управление компьютером, заложит первые навыки и научит быть настоящим пользователем персонального компьютера.

Кроме того, у вас есть возможность развлечь вашего малыша, сделав основой для мозаики какую-либо другую картинку, например, знакомую ему.

Развивай-ка. Обучение с приключениями.

Для самых маленьких существует целая серия детских компьютерных игр – "Развивай-ка". Именно на 6-х летних детей и ориентирован первый диск из этой коллекции: «Развивай-ка детям 6 – 7 лет». Он включает в себя уроки рисования, задачки на логику, способствует развитию музыкального слуха, координации и восприятия и состоит из нескольких уровней сложности. Знания подаются легко, непринужденно и в игровой форме.

"Развивай-ка для маленьких школьников".

 Ориентирована на ребят, которые скоро пойдут в школу (6-7 лет). Игры, представленные на этом диске, дадут основные понятия, необходимые для эффективной учебы в начальной школе. В веселой и непринужденной форме развиваются логическое мышление, словарный запас, зрительная память, координация движений. Лучший подарок для маленьких школьников!

 «Развивай-ка для первоклашек».

Рассчитанная на возраст 5-7 лет. Разработчики этой серии игр говорят: «Веселые и интересные игры, представленные на этом диске игры первый помогут изучить русский язык, математику, изобразительное искусство. Специально разработанные специалистами-педагогами, эти игры эффективно дополняют учебу, способствуя развитию логического мышления и памяти. Пополняют словарный запас первоклассника, дают основные математические понятия».

Серия детских игр «Паны и Пани» .

Это песни, игры, загадки. Веселые человечки не дадут скучать вашему малышу. Каждый персонаж наделен определенными чертами характера да и говорящие фамилии героев заставят улыбнуться и взрослых, и детей. Пани Соображалкина – умная дама, пан Шумелкин – озорник, Пан Обжоркин – любит поесть, Пан Спотыкашкин – часто спотыкается и попадает впросак. В маленьком городке постоянно происходят забавные события, в которых сможет участвовать ваш ребенок. "Паны и Пани" - не только веселое, но и полезное занятие

«Смешарики. Круглая компания».

Новая компьютерная игра для детей от 5 до 8 лет, сделанная по мотивам одноименного популярного мультсериала. В увлекательной форме она знакомит детей с основными понятиями цвета, формы и объема, помогает развить навыки слуха, мелкую моторику, тренирует наблюдательность и реакцию. Игра очень веселая и добрая, к ее отличительным особенностям относятся:

  • впервые в истории компьютерных игр! возможность контроля над временем игры (встроенный устанавливаемый таймер)
    - статистика успехов ребенка
    - физкультминутки, которые проводит для детей персонаж игры кролик Крош
    - аудиосказка и песня, караоке и флэш-комикс.

    «Детство мапетов».

 Серия компьютерных игр для самых маленьких детей . Флора и фауна, форма и цвет, вода, земля и воздух - обо всем поведает игра в самой легкой, доступной и интересной для самых маленьких детей форме. Уровни сложности в игре можно настраивать. Серия включает в себя игры: "По воде, земле и воздуху", "Хочу все знать!", "Форма и цвет", "Флора и Фауна".

«Самолетик Джей». 

 Это компьютерная игра, помогающая ребенку изучить природу- окружающую среду и животных -на наглядных примерах. Игра также способствует изучению чисел и выполнению простых математических действий в непринужденной игровой форме, развивает пространственное и логическое мышление детей. Удобные и понятные инструкции, веселая музыка и яркая графика не оставят равнодушными вашего ребенка!

Приложение 2

Тест на выявление интереса

  1. Что больше всего тебя привлекает в школе?
  1. Общение с друзьями
  2. Получение оценок
  3. Узнавание нового
  4. Сам процесс учения
  5. Самостоятельная работа
  1. Какой учебный предмет тебе кажется наиболее трудным?
  2. Какой предмет предмет тебе кажется наиболее интересным?
  3. Какой из учебных предметов ты считаешь самым полезным для подготовки к жизни после окончания школы?
  4. Какие учебные предметы надо бы включить в обучение?
  5. Какие твои занятия на досуге?
  1. Чтение
  2. Трудовые занятия
  3. Участие в художественной деятельности
  4. Занятия, каким – либо искусством
  1. Какая  работа тебе больше нравится:
  1. Работа с людьми
  2. С предметами
  3. Работа в коллективе
  4.  В одиночку
  5. сидячая работа
  6. подвижная работа
  7. требующая физическая сила
  8. что – то другое

Обработка данных опроса

Обработка данных осуществляется на основе качественного и количественного анализа с целью выявить выявления учебных и внеучебных интересов, склонностей учащихся.

Количественная оценка – определение частоты называния каждой позиции по итогам ответов всех учащихся класса.

Условно формализовать ответы можно с помощью балльной оценки, исходя из следующий допущений:

  1. в вопросах, предполагается выбор одного или нескольких позиций из ряда предложенных, каждый выбор оценивается в 1 балл.
  2. Если вопросы касаются самостоятельных выдвижений позиций например: № 2, 3, 4, 5 то в этом случае каждая позиция оценивается в 2 балла.

Интервалы состояний интересов:

Высокий 50 – 62

Достаточно высокий 40 – 49

Средний 30 – 39

Ниже среднего 19 -29

Высокий интерес.

Многие стороны школьной жизни являются привлекательными. Ряд школьных предметов, в том числе и трудных, вызывает повышенный интерес. Свободное время заполнено различными занятиями, в том числе и трудовыми. Много времени отводиться на чтение книг.

Достаточно высокий.

В целом в школе интересно учиться, и общаться с друзьями, хотя есть скучные предметы. В свободное время иногда выполняет трудовые дела, читают книги, но большое время отводиться на развлекательные виды отдыха.

Средний.

Школа привлекает лишь некоторыми позициями. Среди учебных предметов есть интересные, но большинство не привлекает внимания. В свободное время чаще слушают музыку и просматривают детские телепередачи, хотя иногда оказывают помощь родителям по дому. Книги читают редко.

Ниже среднего.

В школе им неинтересно. В основном скучно на уроках. Родителям дома не помогают. Больше всего времени проводят на улице с друзьями, книги в основном не читают.


Диагностика воспитанности Р. Кеттела

Данная методика являющется оригинальной и специально разработанной для детей дошкольного и младшего школьного возраста, представляет собой модификацию, адаптацию применительно к детям известного взрослого варианта.

Описание теста

Тест включает в себя  шкалы, соответствующих основным чертам воспитания ребенка. Каждая черта (фактор) может, быть как положительной, так и отрицательной.

 Ниже приводится описание 11 личностных черт. В методике принято выделять три уровня развития разных черт личности: низкий (от 1 до 3 баллов), средний (от 4 до 7 баллов) и высокий (от 8 до 10 баллов). При описаниях разных личностных черт выделяются и представляются только два крайних полюса их развития: высокий и низкий. Указываются соответствующие им количественные оценки по принятой шкале и дается краткое качественное описание. Названия большинства черт односложны в том смысле, что в них, как правило, не называется противоположный полюс шкалы, соответственно положительный или отрицательный. Он подразумевается, а там, где это необходимо, представляется в отдельной, собственной формулировке. Так, например, первая из черт личности названа «экстраверсия ». Предполагается, что противоположная ей черта, также оцениваемая при помощи этой же шкалы, — интроверсия, и она имеет место' тогда, когда экстраверсия у ребенка относительно слабо развита.

Черта I. Экстраверсия

Высокие баллы по соответствующей шкале — 8-Юбаллов — характеризуют ребенка как открытого, доброжелательного, общительного, участливого, внимательного к людям.

Низкие баллы по этой же шкале представляют его как замкнутого, недоверчивого, обособленного, равнодушного к окружающим — от 1 до 3 баллов. Ребенок с высокой оценкой, по данной шкале характеризуется как эмоциональный, с доминированием положительных эмоций, веселый и общительный. Ребенок с низкой оценкой той же самой черты личности представляется недоверчивым, обидчивым, неспособным скрывать свои отрицательные эмоции, строить взаимоотношения с окружающими людьми на положительной основе. В его поведении часто наблюдаются эгоцентризм, упрямство.

Черта II. Уверенность в себе

Ребенок с высокими баллами по данной шкале (8-10 баллов) характеризуется как уверенный в себе, с низкой тревожностью.

Ребенок с низкими баллами по данной шкале - от 1 до 3 — характеризуется как неуверенный в себе, легко ранимый.

 Низкие значения данной черты личности обычно отмечаются .у'Детей, которые эмоционально остро реагируют на свои неудачи, оценивают себя как менее способных по сравнению с большинством сверстников, плохо контролируют свои эмоции, испытывают психологические и поведенческие трудности в приспособлении к новой обстановке, условиям жизни. Высокие значения по данной шкале, напротив, отмечаются у хорошо социально адаптированных детей.

Черта III. Эмоциональная невозбудимость

Дети с высокой оценкой по данной шкале — 8-10 баллов — характеризуются как нетерпеливые, легко возбудимые, реактивные.

Дети, имеющие сравнительно низкие оценки — от 1 до 3 баллов, представляются сдержанными, невозбудимыми и флегматичными, чаще всего спокойными.

Для детей с повышенной возбудимостью характерны неустойчивость внимания, повышенная двигательная активность. Низкая оценка по данному качеству личности рассматривается как признак эмоциональной уравновешенности, сдержанности.

Черта IV. Независимость

Ребенок с высокими значениями по данной шкале — 8-10 баллов – не является независимым, настойчивым, стремящимся доминировать над окружающими людьми, ни в чем не уступать им.

Ребенок, имеющий низкие показатели — 1-З балла, напротив, проявляет склонность к риску, беспечность.

Черта V. Благоразумие

Высокие показатели по данной шкале (8-10 баллов) говорят о благоразумии, рассудительности ребенка, его серьезности и осторожности.

Низкие показатели, напротив, свидетельствуют о склонности к риску, беспечности (1-3 балла).

Дети, имеющие низкую оценку по этой черте личности, отличаются авантюризмом, безответственностью, переоценкой своих возможностей и чрезмерным, неоправданным оптимизмом. Дети, обладающие высокой оценкой, ведут себя разумно, взвешенно, стараются не рисковать там, где можно избежать риска и действовать наверняка.

Черта VI. Добросовестность

Высокие значения по данной шкале — 8-10 баллов — свидетельствуют о добросовестности, исполнительности, ответственности ребенка.

Низкие показатели по этой же шкале — 1-3 балла — являются признаком недобросовестности, безответственности.

Эта черта личности отражает то, как ребенок воспринимает и выполняет принятые и одобренные большинством людей правила и нормы поведения. Низкие оценки обычно имеют дети, пренебрегающие своими обязанностями, не заслуживающие доверия, часто конфликтующие с родителями и учителями. На положительном полюсе по степени развитости данной личностной черты концентрируются дети с высокоразвитым чувством ответственности, добросовестные, целеустремленные, аккуратные.

Черта VII. Смелость

Высокие значения – 8-10баллов – имеют смелые, решительные дети. Низкие значения – 1 – 3 балла имеют дети робкие, застенчивые, нерешительные в своих действиях и поступках.

Черта VIII. Практичность

Высокие баллы по данной шкале — 8-10 баллов — свидетельствуют о непрактичности, мечтательности, нереалистичности ребенка.

Низкие баллы по этой же шкале — 1-3 балла, напротив, являются признаком реалистичности, практичности, умения полагаться на себя. Такой ребенок часто ведет себя как самостоятельный и независимый, в то время как ребенок, имеющий высокие баллы, выступает как слишком сентиментальный, доверчивый, нуждающийся в поддержке, подверженный влияниям среды.

Черта IX. Оптимизм

Ребенок, имеющий высокую оценку — 8-10 баллов, по данной шкале легко выводится из состояния душевного равновесия, часто имеет пониженное настроение.

Ребенок с низкой оценкой — 1-3 балла — обычно спокоен и редко расстраивается.

Черта X. Самоконтроль

Высокие баллы (8-10) по данной шкале свидетельствуют о хорошей социальной приспособленности и умении контролировать свое поведение.

Низкие баллы (1-3) по этой же черте личности являются признаком неумения контролировать свое поведение.

Черта XI. Невозмутимость

Ребенок с высокими значениями (8-10 баллов) по данной шкале отличается повышенной нервной напряженностью.

Ребенок с низкой оценкой (1-3 балла), как правило, спокоен и невозмутим.

Вопросник по детскому варианту теста Кеттела содержит 110 суждений, которые касаются различных сторон жизни ребенка и его взаимодействия с другими людьми. В них имеются прямые и косвенные вопросы, относящиеся к самой личности испытуемого, включая его социальные установки, самооценку и ряд других качеств.

К каждому вопросу теста даются на выбор два ответа, вернее — два возможных альтернативных суждения, с одним из которых опрашиваемый должен выразить свое согласие, отклонив другое.

Вопросник разделен на две части по 55 суждений-вопросов в каждой. Все одиннадцать шкал вопросника содержат по 10 суждений (5 в каждой части), и значимый ответ на каждое суждение оценивается в 1 балл. Сумма баллов, полученных по каждой шкале, с помощью соответствующих таблиц переводится в оценки по 10-балльной шкале.

Крайние оценки — 1 и 10 баллов — на практике встречаются редко и представляют собой экстремальные, чрезмерно акцентуированные черты личности.

Психодиагностику по данной методике можно проводить как  индивидуальным, так и групповым способом. Для проведения групповой психодиагностики детям, каждому в отдельности, раздаются приводимые далее в тексте списки суждений, для мальчиков — одни, для девочек — другие, а также специальные бланки для ответов, на эти суждения.

Перед началом обследования испытуемые получают следующую инструкцию:

«Дорогие ребята! Мы с помощью данной методики проводим изучение вашего характера и для этого предлагаем вам ответить на ряд вопросов. Они имеются перед вами (при начале группового обследования) или будут вам зачитаны (перед индивидуальным обследованием). На эти вопросы не существует «правильных» или «неправильных» ответов, все они с точки зрения ценности одинаковые. Каждый из вас должен будет выбрать для себя наиболее подходящий ответ. Все вопросы состоят из двух частей, разделенных союзом или». Познакомившись с вопросом, вы должны будете выбрать ответ, который вам больше всего подходит. В. опросном листе против номера каждого вопроса имеется два квадратика, соответствующие левой части суждения (всему, что расположено до союза лили») и его правой части (всему, что располагается после союза «или»). Поставьте, пожалуйста, крестик (() в том из квадратиков, который по расположению соответствует выбранному вами ответу, т.е. справа или слева. В некоторых вопросах может не быть ответов, точно подходящих для вас. Тогда нужно немного подумать и все же выбрать из двух возможных тот ответ, который больше для вас подходит. Пропускать вопросы или не выбирать один из двух предложенных ответов не разрешается».

Диагностика воспитанности Кеттела

  1. Ты быстро справляешься или со своими домашними заданиями или  Ты долго выполняешь свои домашние задания
  2. Если над тобой подшутили, ты сердишься или Если над тобой подшутили то ты смеешься над шуткой вместе с шутниками
  3. Ты уверен, что почти все или сам можешь сделать как надо или Ты убежден, что сам можешь справится лишь с некоторыми заданиями
  4. Ты часто совершаешь или  ошибки или Ты почти никогда не делаешь ошибок
  5. У тебя много друзей или У тебя мало друзей
  6. Другие умеют или делать больше, чем ты или Ты можешь сделать столько же, как и другие
  7. Ты всегда хорошо запоминаешь имена людей или Случается, что ты забываешь имена людей
  8. Ты много читаешь или Большинство ребят читает больше, чем ты
  9. Когда учитёль выбирает другого мальчика для выполнения работы, которую ты хотел бы сделать сам, тебе становится обидно или Когда учитель выбирает другого ученика(цу) для того, чтобы сделать работу, которую ты сам бы хотел сделать, то ты быстро забываешь об этом и не обижаешься
  10. Ты считаешь, что все твои или выдумки, идеи правильные или Ты не уверен в том, что все твои выдумки, идеи хорошие
  11. Ты обычно молчаливый или Ты обычно много говоришь
  12. Если мама на тебя сердится, то она неправа или Если мама на тебя сердится, то у тебя возникает ощущение, что ты что – то сделал не так

Указания по обработке результатов диагностирования:

При обработке определяется количество баллов, полученных ребенком за каждую из оцениваемых черт воспитанности, используется стандартный ключ, ответы которые оценивают в левой части оцениваются в 1 балл, а в правой части в 2 балла.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство экологического воспитания младших школьников

доклад о использовании игр в экологическом воспитании младших школьников...

статья " РОЛЬ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"

статья на тему "  РОЛЬ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ " . В статье раскрываются методы и приемы работы учителя-логопеда с младшими школьниками по д...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание младших школьников"

С 1 сентября 2010 года школа участвует в ИнКО по апробации ФГОС....

духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроке иностранного языка

духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроке иностранного языка...

Игры и развлечения как средство музыкального воспитания младших школьников с нарушением слуха

Игры и развлечения  как средство музыкального воспитания младших школьников  с нарушением слуха...

Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников (на примере реализации дополнительной образовательной программы "Истории старой квартиры")

Статья посвящена народным традициям которые способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. Насыщенность народного праздника твор...

"Сказка как средство духовно-нравственного воспитания младшего школьника".

Сказка комплексно воздействует на сферы личности ребёнка, помогает воспитывать в нём нравственно- волевые качества, развивает чувства и эмоции....