статья " РОЛЬ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ"
статья по теме

Карабчукова Ирина Викторовна

статья на тему "  РОЛЬ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ " . В статье раскрываются методы и приемы работы учителя-логопеда с младшими школьниками по духовно-нравственному воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon karabchukova.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ РЕЧЕВЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Карабчукова Ирина Викторовна, учитель-логопед

МОУ «Начальная школа – детский сад №1» г.Черемхово

Чем  моложе человек, тем вероятнее успех в обновлении его системы ценностей. Но дети – часть общества, которая не нуждается в обновлении. Мы можем и должны пробудить духовность уже в детстве, сформировать в развивающейся личности ту систему нравственных и духовных установок, тех поведенческих компонентов культуры, вокруг которых  постепенно можно будет через поколение  консолидировать все общество, весь народ, открыв ему путь  к постоянному восхождению. Школа - единственный институт, через который проходит вся нация и который тем самым дает нам уникальный шанс «изменения самих себя» через систему общего образования.

 По существу, всеобщие социальные компетенции, куда входят такие свойства-ориентации, как умение держать слово, доверие, умение общаться  работать в командах, быть ассоциативным человеком, готовым к смене ролей, становящиеся обязательными для  каждого «знаниевого человека». Но именно их общность делает их  ценностными, культурными ориентациями. Ведь культура и ценности носят всеобщий характер. Культурное образование, как составная часть светского образования, служит воспитанию вкуса к образцам, в частности, к речевым. Ибо «культура есть совокупность абсолютных ценностей, созданных и создаваемых человечеством и составляющих его  духовно-общественное бытие» [3].

Приобщение к культуре  должно воплощаться  в творчестве ребенка, в творении им  «культурных продуктов». Через приобщение к культурному  творчеству формируется личность ребенка,  ибо культура есть содержание личности. Этот процесс приобщения  возможен на любых уроках.

 Первоначально  на уроках развития речи, чтения, индивидуальных  занятиях учитель закрепляет с детьми знания о том, что с помощью слова можно познакомиться, приласкать, прогнать, огорчить, согреть, обидеть. На основе практических упражнений  учащиеся  закрепляют правила, («секреты») общения. По мере ознакомления, каждое правило может  вывешиваться в классе как памятка [6].

  1. Называй друга по имени, и он будет обращаться к тебе также!
  2. Будь внимателен к людям, и тебя будут уважать!
  3. Умей внимательно слушать другого, и ты узнаешь много нового!
  4. Будь вежлив, и у тебя будет много друзей!
  5. Умей поставить себя на место другого, и ты сможешь понять его поступки.

Эти правила вводятся по одному, закрепляясь  в игровых упражнениях, воспитывающих первичные коммуникативные умения и навыки. Например, первый «секрет» общения  может быть отработан с помощью таких упражнений: «Давай познакомимся», «Встреча», «Розовое слово «привет» (по рассказу Джанни Родари).

  Вначале дети по вопросам педагога анализируют ситуацию, а затем учатся составлять диалоги, участвуя в инсценировке. Между детьми распределяются роли и они разыгрывают сценку. Ученики учатся использовать вербальные и невербальные выразительные средства общения.

Также целесообразно закреплять этикетные тактики, знакомя учащихся  с этимологией некоторых слов. Выражений. В таких случаях следует  использовать  доступный справочный материал, художественные тексты (рассказы Н Ушакова «Добрые слова», «Здравствуйте» и др.).

   На уроках также разбираются примеры, описывающие кооперативные ситуации общения, в которых словом можно приласкать, ободрить, пожалеть и т.д. Например: «Не плачь»,  «Царевна Несмеяна», «Что можно сделать для друга», «Вежливые слова»,  «Магазин вежливых слов»

 Правило «Будь внимателен к людям, и тебя будут уважать!» можно закрепить на материале рассказа В. Осеевой «Просто старушка». Обсуждая,  аргументируя свои позиции дети учатся спорить. При этом используются вводные конструкции, типа «Я не согласен», «Я думаю по-другому», «А я считаю…» и т.д. , демонстрирующие  стратегию самопрезентации.

Затем диалоги (из рассказа и придуманные детьми о поступке девочки) целесообразно инсценировать. В  конце следует  подвести учеников к выводу об уважении людьми хороших поступков.

Важно у учащихся  развивать умение понимать настроение собеседника, чувствовать его состояние и выражать свое настроение.  Упражнения , направленные на формирование эмоционально настраивающих тактик (привлечение, поддержание, отвлечение внимания; получение позитивных впечатлений), можно проводить используя  разнообразный материал.

Для формирования  полноценного общения  необходимо, создание ситуаций, направленных на понимание и использование учениками в своем речевом опыте причинно-следственных связей, которые наиболее легко проследить.

 Дети должны  научиться выражать свои чувства. Поэтому полезно предложить им поиграть в «пожелания», когда ученики высказывают друг другу свои напутствия, приветствия, поздравления.

В начальной школе ученики также закрепляют этикетные формулы выражения отказа в некоторых ситуациях. Младших школьников  также необходимо  обучать строить разные модели диалога (модель двустороннего контакта, модель вариативных кодов общения).

Совместная работа школьников на уроке улучшает  их   учебную  и коммуникативно -  речевую деятельность, так как обеспечивает  перестройку всех  компонентов структуры личности за счет общности мотивов, целей, способов достижения совместного результата с помощью включения участников общения  в разнообразные формы сотрудничества. Овладение речевыми моделями создает базис  для формирования  вариантов речевого поведения, то есть выполнения определенной  ролевой позиции, проявления активности  в диалоге, адекватного выбора вербальных действий, поддержания обратной связи.

 Жизнь в изменяющихся условиях поликультурного образования  требует умения  решать постоянно  возникающие новые, нестандартные проблемы, выдвигает повышенные требования к коммуникативному взаимодействию и сотрудничеству. Взаимодействие ребенка с окружающими людьми является  важным фактором его социального и личностного становления. Недостаточность речевого общения  с окружающими  является первопричиной  дисгармонии  психического развития ребенка. Поэтому необходимым условием социализации детей является  сформированная  полноценная речевая  коммуникация.

 

  Литература:

1.Путин в.В. Россия на рубеже тысячелетий. М., 1999.

2.Ильин И.А. Почему мы верим в Россию. М., 2006.

3.Франк С.Л. Непрочитанное. Московская школа политических исследований. М., 2001.

4. Любимов Л.Л. О концепции духовно-нравственного воспитания в школе. Психологическая наука и образование, 2010,2.

5.Черкасова Е.Л. Речевая коммуникация детей младшего школьного возраста. Изучение. Диагностика. Развитие. М., 2011.

6.Сорокоумова Е.А. Уроки общения в начальной школе: Методическое пособие.СПб,1994.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль школьного музея в духовно-нравственном, патриотическом воспитании учащихся

Статья об основных направлениях и результатах работы школьного  музейного уголка "История школы в истории города"  МОУ СОШ № 92 г. Волгограда. Материал содержит информацию о роли музейной пе...

Из опыта проведения занятий по духовно-нравственной культуре с младшими школьниками

Из опыта проведения занятий по духовно-нравственной культуре с младшими школьниками...

статья РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

Не секрет, что одна из главных проблем современности — это духовный кризис. Вопросы нравственного воспитания и совершенствования человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сегодня, ...

Статья "Роль православных традиций в духовно-нравственном воспитании школьников на уроках литературы"

Статья "Роль православных традиций в  духовно-нравственном воспитании школьников на уроках литературы"...

Формирование духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника на основе взаимодействия семьи и школы

Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственны...

Статья: "РОЛЬ ИГРЫ В КОРРЕКЦИИ ВНИМАНИЯ И ПАМЯТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ СОЦИАЛЬНО-РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА)"

Проблема наличия дефицита внимания у младших школьников существовала много веков и в настоящее время только возросла из-за нахождения детей в насыщенной информационной цифровой среде. Низкий уровень р...

Статья "Игра как активный метод обучения и воспитания младших школьников"

С приходом в школу дети не расстаются с потребностью играть. На этоуказывает Ш. А. Амонашвили, который в специальном исследовании мотива-ции учения младших школьников отмечает существующие одновременн...