Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников (на примере реализации дополнительной образовательной программы "Истории старой квартиры")
статья (5 класс)

Подымахина Елена Юльевна

Статья посвящена народным традициям которые способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. И наша задача состоит в том, чтобы сохранить народные праздники для себя и потомков. Ведь праздники наших прадедов и дедов – это душа народа, это надежда на новое, светлое, счастливое. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_traditsionnye_narodnye_prazdniki.docx358.95 КБ

Предварительный просмотр:

Подымахина Елена Юльевна,

 педагог-организатор ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»

Статья на тему:

Традиционные народные праздники (обряды) как средство формирования этнокультурной идентичности личности.

Жизнь русских людей в далеком прошлом состояла из череды будней и праздников. Чередование будней и праздников считалось необходимой составляющей нормального течения жизни, а сбои могли привести, по народным представлениям, к хаосу и гибели мира

Праздничных дней в России XVIII – XIX века было много: 140 – 150 в году. Они возникали в разные исторические эпохи.

          Праздник это народные традиции, передаваемые из поколения в поколение, которые содержат в себе разнообразные средства и формы воспитания.
Традиции организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность от старших к младшим основывается именно на традициях. Традиционны в народе многие праздники. С языческих времен они дожили до наших дней.

Обряды, традиции, обычаи сопутствовали каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь.

Во всех праздниках очень важна совместность действий. Это выражается и в общем веселье, и в том, что каждый делает какой-то взнос в организацию праздника.

Обряды и праздники явились одной из форм передачи от одного поколения к другому сложившихся моральных норм.

Народные праздники превратились в огромную массовую акцию, втягивающую в действия тысячи людей.

Праздник, одновременно обращен и ко всей массе составляющих его индивидов, и к каждому в отдельности.
Праздник создает объективные предпосылки коллективной праздничной организации людей. 
Коллектив - основа социальной жизни – связующее звено между личностью и обществом. Общение в условиях праздничной коллективной организации становится важнейшим фактором приобщения личности к духовным ценностям народа.

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в народных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа.

Праздник – целостная система художественных образов. У каждого народного праздника – своя история, отражающая историю Отчизны. Значимость праздников, особенно детских, невозможно переоценить, ибо они, часть духовного наследия народа, его чистейших родников творчества – обрядов, ритуала, традиций и т.п.

Таким образом, праздники и обряды диктовали нормы поведения людей задолго до появления науки о нравственности, закрепляя их в памяти поколений, требуя их повторения и неукоснительного соблюдения. С помощью праздников осуществлялась связь поколений, укреплялись межличностные взаимоотношения в группах людей, восполнялся дефицит общения, удовлетворялись эмоциональные и психологические потребности человека.

Вместе с тем праздники и обряды являлись художественным откликом на окружающий мир, историческую реальность.

Каковы отличительные черты праздника?

1. Прежде всего, глубокая идея, заложенная в нем, выраженная в условно-символических действиях, которые фиксируют внимание людей на мысли, определяющей общественную значимость происходящего.

2. Эмоциональная подготовка (эмоциональный настрой), способствующая более глубокому восприятию основной идеи торжества, более полному ее усвоению.

3. Использование традиционных, повторяющихся, ставших характерными только для данного обряда элементов, яркая торжественность, зрелищность, нарядный, праздничный церемониал.

4. Популярность (обряд должен поддерживаться авторитетом людей, быть признанным ими, стать обязательным актом общественной жизни).

5. Прочность и устойчивость. Обряды создаются жизнью и временем и потому трудно поддаются изменению. Будучи прочными, они служат сплочению и объединению людей, способствуют преодолению индивидуализма, развитию чувства долга и осознанию ответственности людей перед обществом.

6. Повторяемость, традиционность. Даже утратив свое первоначальное содержание, многие обрядовые сохранились и сейчас, повторяются в праздниках как память, как дань уважения к прошлому.

Виды народных праздников.

Существуют два основных вида обрядов: календарно-земледельческого круга, социальные или семейно-бытовые.

Первый вид обрядов возник на почве земледельческого быта. Их называли календарными или годовыми праздниками, так как, начинаясь в декабре, когда «солнце поворачивалось на лето», они продолжались весь год и заканчивались поздней осенью с завершением уборки урожая.

Второй вид обрядов - семейно-бытовые, посвящен наиболее важным вехам иного круговорота - круговорота человеческой жизни, отражает жизнь человека от рождения до смерти, традиционный быт и семейные традиции.

К ним относятся: родины, крестины, именины, новоселье, свадьбы, похороны. Необходимо отметить, что семейно-бытовые и календарные праздники и обряды тесно связаны друг с другом.

Самыми древними были праздники, связанные с земледельческим календарем руссов - предков русского народа. Ритмика праздников и будней в дохристианский период была подчинена смене времен года, которые обуславливали занятия земледельца.
Главными среди них были 
Святки, Масленица, Семицкая неделя, Ивано – Купальские празднества, а также праздники сбора урожая, то есть те, которыми отмечались четыре самые важные природные – астрономические явления: зимнее и летнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие.
Народные праздники образуют три цикла: 
зимне-весенний, весенне-летний, осенний. У каждого из них не только свое время, но и свой смысл, своя идея.

Русский хлеб — не просто продукт питания. Пожалуй, нигде в мире нет такого сакрального отношения к этому продукту, как в России. Тяжелые времена были практически у всех народов, но только у славянских народов веками сохранялось ритуальное отношение к хлебу, как к святому, главному и самому почитаемому продукту. Именно, у славян существует ритуал поднесения хлеба и соли жениху и невесте на свадебном обряде, или при встрече почётных гостей.


Хлеб в древнеславянской лексике 
«жито» – это всякий немолотый, зерновой хлебный злак – рожь, пшеница, овес, полба, ячмень и т.д., либо не сжатый хлебный злак. Жито образовано от слова «жать».  С древних времён зерновые культуры составляли основу рациона народа, а мясо было лишь редким гостем и праздничным украшением стола. Фрукты из сада, грибы и ягоды из леса, овощи и корнеплоды с огорода, конечно, разнообразили рацион питания, но их не сравнить по калорийности с кашами и печёными хлебами, пирогами, которыми всегда славилась русская изба.

Хлеб в представлении наших предков был материальным воплощением благодати Божией, царским подарком на столе, стоящем под иконами, и почитаемом, как долонь (лодонь) Бога, подателя хлеба насущного. Стол без хлеба считался «сиротским престолом», а дом, где не выпекают хлеб, был лишён внимания Божьего.

На Руси отношение к хлебу было почтительным и строгим. Требовательные правила поведения были продиктованы ни столько этикетом, сколько вековыми народными традициями, тысячелетиями предающимися в семье от отца сыну. Следование своду «хлебных правил» обещало людям достаток и размеренное, гармоничное течение жизни, прибавление в семействе. Ведь в хлебе, согласно народным преданиям, воплощалась жизнь и сила русского человека, с хлебом связана и личная доля каждого.

БЛАГОСЛОВЕНИЕ

Топить печь и готовиться к выпеканию хлеба хозяйки с молитвы начинали благословясь с раннего утра. И хлебную муку, и поднявшуюся хлебную квашню стряпухи крестили, прежде, чем посадить в печь. В традициях двоеверия на Руси не забывали и специальные языческие заговоры, доставшиеся от прабабушек: «Печка-матушка, прикрой мой хлебца, испеки по-хорошему». А прежде, чем приступить к нарезанию испечённого хлеба его трижды закрещивали ножом.

ХЛЕБ НА СКАТЕРТЬ

Хлеб никогда не клали на голый стол, только на скатерть, ритуальное хлебное полотенце — рушник вышитый по краям магическими знаками-оберегами. В противном случае люди рисковали обречь себя на «голую», как стол без скатерти, голодную жизнь. Хлеб никогда не клали на стол верхней коркой вниз — это считалось святотатством.

НИКАКОГО СМЕХА за столом

Хлеб почитался на Руси как святыня, за столом нельзя было смеяться и даже малышам не позволялось баловаться. Застолье — это строгий ритуал, по народным преданиям даже самый невинный смех за столом мог обернуться слезами и самыми суровыми неприятностями.

ХЛЕБ ОТРЕЗАТЬ НОЖОМ, НО НЕ ЛОМАТЬ

На Руси не разрешалось ломать хлеб. Отломанный кусок хлеба подавали только нищим, но не себе, иначе вся жизнь будет ломанная, как у нищего попрошайки. Ломая хлеб, мы разрушаем правильное и ровное течение жизни.

ХЛЕБНАЯ ДОЛЯ
Языческие знания и запреты глубоко засели в нашем сознании, русский человек с детства откуда-то знает, что нельзя оставлять надкусанный кусок хлеба. Бабушка говорила: 
«Так ты свою силу оставляешь!», или «Надкусанный кусок за тобой гоняться будет», как сирота брошенная родителями. Оставленный недоеденным кусок хлеба грозил сиротством, вдовством, потерей сил человеческих и счастливой доли. В религиозно сознании народа Руси кусок хлеба становился носителем благополучной судьбы человека и определял его будущий социальный статус. Нельзя было отрезать новый кусок хлеба, не доев первого куска.

Нельзя было доедать кусок хлеба даже за родными людьми, так вы можете их обездолить, чего-то важного лишить в жизни. Русская поговорка говорит, съешь чужой кусок – заберёшь чужую силу или долю.

ХЛЕБ НЕЛЬЗЯ ВЫБРАСЫВАТЬ

С древнейших времён в народном сознании сохраняется бережливое отношение к хлебу. Выбрасывать хлеб считалось на Руси тяжёлым, непростительным грехом. Даже заплесневевший хлеб выбрасывать нельзя, его следует скормить птицам.

С принятием в 988 г. христианства на Руси дрожжевому хлебу стали придавать большее, чем раньше, значение, что было обусловлено богослужебной практикой, принятой на православном Востоке. Из Византии в русское православие перешел обычай использовать квасной, или кислый, хлеб для совершения таинства Евхаристии.

 Это вовсе не простой или некий незначительный факт из церковной жизни. «Хлебная» проблема была одной из самых горячих, порождала ожесточенные споры в религиозной среде в ту эпоху. Дело в том, что греческая христианская церковь традиционно рассматривала хлеб, предназначенный для причастия как кислый, квасной. К этому были свои причины, поскольку даже в библейских источниках назывался он artos, что означало пшеничный хлеб, поднявшийся на закваске.

В отличие от греческой православной церкви, латиняне римско-католической церкви отстаивали необходимость использования для этого пресного хлеба, или  по-русски «опресноков». Сторонники Римского папы цитировали апостола Матфея: «берегитесь закваски фарисейской и саддукейской».

Православное христианство на Руси с самого начала в хлебной традиции придерживалось именно кислого хлеб, ставшего основой питания наших предков, и так нелюбимого в католической западной Европе.
Многие рецепты выпечки квасного хлеба были заимствованы мирской общерусской кухней 
из монастырей, где монахи в качестве дрожжей использовали квас.  Об этом говорится в житии преподобного Феодосия (1031—1091), игумена Печерского монастыря, который не раз сам молол жито для хлеба, вместе с пекарями месил тесто и выпекал ржаной хлеб. В начале XII века другой послушник той же обители, преподобный Прохор, первым стал печь хлеб из лебеды, а когда случился на Руси голод, кормил им нуждающихся.

Пшеничный хлеб упоминается в произведении XII века — «Слове», или «Молении Даниила Заточника», где сказано: «…пшеница бо, много мучима, чист хлеб являет». Известно также, что преподобный Сергий Радонежский, будучи игуменом Свято-Троицкой лавры в XIV веке, размалывал зёрна на ручных жерновах и выпекал хлеб.

Из свода житейских правил XVI века «Домостроя» узнаём, что хлеба тогда на Руси пекли много, причём в специальном помещении — «хлебне», отделенной от «поварни», где готовили еду; относились к хлебу бережно: «А в житницах, и в закромах, у ключника бы всякое жито и всякий запас брежно».

В «Домострое» рассказано о различных свойствах хлеба, например: «Хлеб ржаной свойством теплее ячменного, и есть его нужно здоровым людям, он им придаст силы; больным же людям следует есть хлеб пшеничный, он лучше и питательней». Далее следует совет остерегаться недопеченного, горячего и слишком мягкого хлеба, дабы не навредить желудку.

Хлеб XV-XVI веков был натуральной закваске, не похожей на нынешние «быстрые  сухие дрожжи». Древнерусский хлеб наверное пришёлся бы по вкусу современному русскому человеку. Ржаной хлеб и сегодня, как и тысячу лет назад, очень тяжело воспринимался современниками-иностранцами. Известно мнение Павла Алеппского, который в книге «Путешествие антиохийского патриарха Макария» писал: «Мы видели, как возчики и другие простолюдины завтракали им (хлебом), словно это была превосходнейшая халва. Мы же совершенно не в состоянии есть его, ибо он кисел, как уксус, да и запах имеет тот же». Сегодня иностранцы именно так и говорят о ржаном русском хлебе «кисел, как уксус», и не понять им русской души, если они не понимают вкуса русского хлеба.

  • Издавна в каждой культуре и у каждого народа существовали свои обряды и приметы связанные с хлебом, которые несли в себе смысл продолжение жизни. Если их уважать и соблюдать, то можно обеспечить себе счастливую сытую жизнь в достатке, среди любви и уважения своей дружной семьи.
    - Всегда нужно делиться хлебом, даже последним куском, — в таком случае хлеба в доме всегда будет много, а это означает, что жизнь семьи будет богатой.
    - Если во время праздничной еды кусок хлеба выпадет из рук, то это значит, что вскоре прибудет почетный гость.
    - Уронить бутерброд маслом вверх – к гостю.
    - Последний кусок хлеба берет девушка – по примете у нее будет красивый муж.
    - Те, кто любят есть корки и горбушки считаются удачливыми и счастливыми людьми.
    - Те, кто любит белый хлеб - ранимые и тонкие натуры, а люди, предпочитающие черный хлеб, сильные духом, более решительные и волевые.
    Хлеб — всему голова.
    Всегда люди почитали хлеб и считали его главным угощением в доме. Там где есть хлеб - есть добро. Этот продукт считался божьим даром, поэтому к нему проявляли особое уважение. В течение многих столетий про хлеб сложилось много примет и обычаев, которые подсказывали, как с помощью него привлечь в дом благополучие и удачу.
    -Если кого-то встретят только что вынутым из печи хлебом — к богатству.
    -Гостям в знак уважения в первую очередь нужно подавать хлеб.
    -Надо есть любой хлеб, и тогда жизнь будет складываться благополучно.
    -Если калач разделили на всех родственников — к сытости и веселью, щедрости.
    -Даже хлебные крошки имеют особую ценность — тот, кто съедает их до конца, будет богат.
    -Чтобы удачно испечь хлеб, женщины, сажая его в печку, должны были приподнять подол со словами «Подымайся выше».
    -При хлебе на столе должны постоянно лежать соль и хлебный нож, которые предназначены только для хлеба. Если хлебный нож нужно убрать или унести со стола, то вместе с ним со стола нужно убрать и хлеб с солью.
    Хлеб-соль Вашему дому.
    Выражение «хлеб-соль» в России было символом гостеприимства. Приглашая на пиршество, на Руси говорили: «Заходите на хлеб-соль». Когда вы приходите в чужой дом и застаете хозяев за столом, то обязательно желаете им приятного аппетита. А в далекие времена на Руси говорили: «хлеб да соль вашему дому!». Смысл этого выражения в том, что хозяевам желали богатства (хлеб, как символ богатства), а соль -символ чистоты души. Дома же, славящиеся своим гостеприимством и щедростью, до сих пор называют «хлебосольными».
    С хлебом и солью до сих пор встречают важного гостя .Он должен отломить кусочек хлеба, посолить его и съесть. Этот обряд стал символом приобщения к основным жизненным ценностям встречающих его людей, это также означает, что он вступил с ними в дружеские отношения и готов съесть вместе с ними «пуд соли» , т. е. разделить все их заботы.
    Народные традиции.
    Традиции связанные с хлебом сформировались в глубокой древности. Те, кто хлеб почитал, относился к нему с уважением - имел достаток, крепкое здоровье, и удача такому человеку всегда сопутствовала. Поэтому традициям старались неуклонно следовать. Этому учили с детства.
    Перед трапезой нужно было сначала съесть кусочек хлеба с солью. Этим же нужно и закончить трапезу. Считалось, что если человек следует этой традиции, то будет счастливым. С помощью кусочка хлеба с солью человек может проверить степень своего насыщения. Если перед трапезой он сможет его съесть — это означает голод, а если хлеб с солью можно съесть и после еды — переедания не произошло.
    Если вы хотите порадовать хозяев, отправляясь в гости, покупайте и дарите хлеб или выпечку только в четком количестве. Считается, что четное количество хлеба принесет в дом удачу и из дома в ближайшее время никто не уйдет.
    Хлеб - символ единства семьи.
    -Если при выпечке хлеба часть отслоилась от остального каравая, кому-то из членов семьи предстоит поездка.
    -Члену семьи, собирающемуся в дорогу, обязательно давали с собой хлеб. Не только для утоления голода в пути, но и в качестве оберега. Считается, что буханка хлеба из дома хранит тепло и энергетику всей семьи и способна защитить от неприятностей в дороге.
    -Так же хлеб как оберег клали в колыбель к новорожденному.
    -Во многих семьях вошло в привычку собираться за общим столом по вечерам за чаем и вкусным пирогом или выпечкой, обсуждать события уходящего дня, строить планы на будущее. Члены семьи рассказывают о том, как провели день, проявляют внимание к проблемам друг друга. Хлеб способствует укреплению семьи и воспитанию детей.
    -По старинному обычаю хлеб и соль преподносят новоселам при въезде в новый дом или в квартиру вместе с ключами от дома. Этим выражается пожелание счастья в новом доме, а хлеб это богатство и изобилие.
    Общие приметы народов мира.
    Существуют общие правила обращения с хлебом, которые перекликаются у всех народов. Например, у казахов существует примета: тот, кому предстоит дальняя дорога, перед выходом из дома должен съесть ломоть хлеба. Оставшийся хлеб до возвращения путешественника хранится в доме. Считается, что в пути человека будут хранить высшие силы, а вернувшись домой, этот хлеб в знак уважения он должен доесть.
    -Любое важное событие предваряло преломление хлеба. Эта миссия была возложена на старейшину или главу семьи, из его рук все остальные получали свою порцию хлеба. Считалось, что хлеб не только дарит силы, но и способствует гармонии во всех сферах жизни.
    -Если одновременно преломят хлеб двое людей , а после съедят его - то станут верными друзьями. «Я с ним кусок хлеба съел», — до сих пор это выражение отражает доверительные отношения и духовную близость между людьми.
    - Предлагают вкусить каравай гостям. Хлеб с солью считается символом гостеприимства и по сей день. Многие хлебные обычаи сохранились и до наших дней, а вместе с ними и уважительное отношение к хлебу. Без этого продукта не обходиться ни одно значимое событие, будь то праздник или обычная трапеза.
    Приметы связанные с хлебом на Руси.
    К хлебу на Руси всегда было отношение особое — уважительное, бережливое. Неудивительно, что оно нашло свое отражение в многочисленных приметах.
    - Двое тянутся к одному куску хлеба - будет компания.
    - Хлеб, испеченный в канун Рождества, долго будет оставаться свежим.
    - Найти в духовке четыре соединенных буханки - примета к свадьбе.
    - Вынутая из печи буханка сломалась - примета к незнакомцу.
    - Если вам предложат взять последний кусок, берите - это принесет счастье в любви или материальную прибыль.
    Хлебные поверья в древней Руси.
    Хлеб с древних времен был неизменным спутником человека, поэтому с ним связаны всевозможные приметы, истории, ритуалы. У древних славян хлеб считался плодом Матери Земли. Поэтому зерно для посева в поле выносили только мужчины. Они проходили по полю, разбрасывая его, как будто заключая союз с Матерью Землей. Женщины при этом присутствовать не могли – считалось, что они могут помешать зачатию, а значит и урожая не будет.
    Священной выпечкой считались блины. По форме блин напоминал солнце – а светило для славян было в древние времена высшим божеством. Квашня ( жидкое тесто) всегда стояло в избе на почетном месте. Брожение олицетворяла Жизнь. На кадку с квашней перед свадьбой усаживали и новобрачную. Это делалось для того, чтобы в семье был достаток и благополучие.
    Свадебные приметы.
    Свадебное торжество имеет свои приметы, связанные с хлебом. Так, на сватанье брали с собой хлеб. В древности на каравай клали руки молодых в знак объединения и договорённости о свадьбе (это называлось рукобитье). На свадьбе родители благословляли жениха с невестой не только иконой, но и хлебом, а после венчания молодожёнов встречали хлебом и солью. Свадебный каравай считался символом счастья, достатка и изобилия. Его выносили на рушнике - расшитом полотенце. Чем пышнее выпечен каравай, тем счастливее и богаче станут молодожёны. Существует примета: жених и невеста должны откусить кусок каравая, у кого он больше, тот и будет истинным главой семьи. Соль при этом нельзя просыпать. Свадебный каравай после того, как его отведают молодожёны, для гостей делил крёстный отец жениха или невесты. Каравай был многослойным. Верхушку отдавали молодым, среднюю часть - гостям, а низ, в который часто запекали монеты, - музыкантам.

Вместе с кусочком каравая молодые делились с гостями своим счастьем. Гости в ответ благодарили подарками. Уйти со свадьбы без кусочка каравая равносильно отсутствию на ней. Кусочек каравая приносили домой и делили между теми, кто не был на свадьбе, а небольшую часть засушивали в качестве амулета-оберега.
При изготовлении свадебного каравая учитывалась каждая деталь. В древние времена тесто для каравая должна была замесить замужняя женщина, которая имеет детей и счастлива в браке — так она и невесте передаст удачу. Во время приготовления теста в обязательном порядке читали молитвы. А вот готовый каравай в печь ставил супруг этой женщины. Каравай украшали веточками калины, символизирующей любовь. Приготовление каравая обычно происходило в субботу, фактически это и было началом свадебного обряда. С момента приготовления каравая до торжества его берегли как зеницу ока- накрывали рушником и хранили подальше от людских глаз. Помимо большого каравая пекли маленькие пироги, которые во время торжественного застолья раздавали детям.
Есть и такая романтическая примета о хлебе: если парень и девушка откусят от одного ломтя хлеба — их объединит влюбленность, а после, возможно и вечная любовь.
Примета - ломать хлеб над головой невесты.
У каждого народа есть обычай ломать хлеб над головой невесты. Такая традиция существовала в России. Если разломить пшеничный хлеб над головой невесты - скорое и счастливое прибавление в семействе. А на севере Англии нарезают на мелкие квадратики свадебные лепешки и осыпали ими невесту и свадебный зал. Кое-где над головой невесты ломали специально приготовленный свадебный корж, после чего кидали его гостям. Девушка, съевшая такую лепешку, так полагали англичане, во сне увидит своего суженого. В Шотландии, например, мать невесты после венчания дочери (прямо у дверей храма) ломала над головой новобрачной смородиновый пирог. Шотландцы были уверены, что этот обычай сделает невесту счастливой в семейной жизни.
А в Болгарии свадебный хлеб пекли в форме кольца. Молодожены должны были смотреть на гостей через отверстие в калаче или каравае. Такой хлеб считался оберегом - он приносил молодым богатство и здоровье.
Хлеб как священная пища.
В культурных традициях многих народов хлеб - больше, чем просто пища. Это священная пища, которая использовалась при определенных религиозных действиях. У восточных народов давая клятву, в руках держали священную книгу и съедали кусочек хлеба — лепёшки. Круглая форма хлеба символизировала солнечный диск, а его свет — источник жизни.
В Египте хлеб несли в качестве подношения богам. В те времена верили, что хлеб, а также воду бессмертной жизни хранит бог Ану на Небесах.
В славянской традиции хлеб выступал символом взаимного обмена между божеством и людьми. Это — своего рода связь поколений. Считалось, что сами предки незримо принимают участие в выпечке хлеба, а после получают свою долю в виде паров или же специально выделенной части буханки хлеба или каравая.
У славян было принято хранить хлеб на столе в красном углу. Также было принято хранить хлеб перед иконами в знак верности Богу. Считается, что Бог в ответ заботиться о благосостоянии семьи, чтобы на столе всегда был свежий хлеб.

Сценарий

музейного мероприятия «Хлеб всему голова»

  1. Форма мероприятия: Интерактивная экскурсия
  2. Дата и место проведения: по заявкам, Музей истории путешествий ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»
  3. Кому адресовано: дошкольники, группа из 10-15 человек
  4. Организаторы: педагоги-организаторы и сотрудники музея
  5. Цели и задачи:

-Воспитывать у детей бережное отношение и уважение к хлебу и людям, вырастившим его;

-Расширить знания у детей о значении хлеба в жизни человека;

-Познакомить детей с процессом выращивания хлеба;

-Дать представление о том, как хлеб пришел к нам на стол; обратить внимание на содержание труда людей, на их слаженность и взаимопомощь в работе;

-Закрепить знания детей о том, что хлеб - это один из самых главных продуктов питания в России.

  1. Оформление и наглядность:

-интерьер музейной комнаты «Русская изба и стилизованные русские наряды для ведущих;

-экспонаты музея – круглый хлеб с солонкой, поднос и рушник для встречи гостей, части плуга, серп, колосья и зерна, макеты мельниц – ветряной и водяной, цеп, мука в деревянных мисках, вода в глиняных крынках, квашня, рушник, сито, деревянный совок, мутовка, хлебная лопата, тесто в виде каравая, поленья для печи, дополняющая презентация

  1. Оборудование и технические средства: экран, мультипроектор, флэшка

Ход мероприятия.

1.Введение 

1.1. Встреча группы – гостей хлебом-солью с поклоном перед музейной дверью или на крылечке учреждения. Здравствуйте, гости дорогие! Жданные, желанные, долгожданные! Отведайте нашего хлеба с солью. Каждому дается по кусочку хлеба с солью, заранее нарезанного. После этого все приглашаются в избу и садятся за большой деревенский стол. Ведущий: сегодня, ребята, у нас с вами будет очень интересное занятие, а о чём оно будет, вы узнаете, отгадав загадку:

Мягкий, пышный и душистый.

Он и черный, он и белый,

А бывает - подгорелый.

Без него плохой обед,

Отгадали? ЭТО ХЛЕБ!!!!

1.2. Вступительное слово

В древние времена у славян существовал такой обычай: люди, которые вместе переломили хлеб, становятся друзьями на всю жизнь.

Хлеб считался послом всего мира и дружбой между народами. Впрочем, такое предположение остается по сей день. С годами меняется жизнь, традиции и ценности, а хлеб всегда остается самой большой и главной ценностью у всех.

Среди всех продуктов питания именно хлебу всегда отводилась главная роль. Ни одно торжество, ежедневный прием пищи не обходятся без хлеба, ведь ни одно застолье не сможет в полной степени насытить без хлеба.

С хлебом было принято провожать на фронт и встречать солдат с войны. Также хлебом поминали тех, кто умер. У каждого человека был свой хлеб и для каждой ситуации особенный. Однако все без исключения уверены, что хлеб - это вдохновение и жизнь. На праздничном столе именно хлебу отводилось отдельное особое место. Дорогих гостей всегда встречали красивым караваем и солью. Не каждый знает, что по традиции, каравай необходимо разломить, потом попробовать самому и раздать другим людям. Также, принимая соль на рушнике, хлеб принято целовать.

Рос сперва на воле в поле,

Летом цвел и колосился,

А когда обмолотили,

Он в зерно вдруг превратился.

Из зерна — в муку и тесто.

В магазине занял место.

Вырос он под синим небом,

И пришел на стол к нам хлебом.

Огромный труд вкладывают люди, прежде, чем хлеб попадает к нам на стол.

1.3. Беседа с ребятами -Скажите, а откуда берется хлеб.  (Ответ: Из магазина. А в магазин откуда приехал? Ответ: С пекарни. А в пекарне он как появился??? Ответ: из муки. А мука откуда взялась? Ответ: из зернышек. А зернышки откуда? Ответ: на поле выросли. А сами выросли или кто то посадил? Ответ: человек 

Он не падает к нам с неба, появляется не вдруг.

Чтобы вырос колос хлеба, нужен труд десятков рук..

. А давно-давно, когда в деревнях не было магазинов и пекарен, то хлеб люди выращивали сами, сами делали муку, и пекли хлеб! Давайте с вами проследим ПУТЬ ХЛЕБА – от зернышка, которое посадили в землю и до каравая, который достали из печки.

 2. Основная часть 

2.1. Просмотр презентации. 

2.2. Игра. Ведущий: «Что сначала, что потом» Разложите картинки по порядку как хлеб пришел на стол, все этапы выращивания и обработки хлеба в деревне. (дети выполняют задание)

2.3. Интерактивная экскурсия.

А теперь с помощью экспонатов музея мы превратимся в хлоборобов. Разминка со смыслом: «В землю зёрнышко попало» 

Давайте и мы с вами поиграем в зернышки, которые посеяли в поле. Каждый берет в ладошку зернышки пшеницы :

В землю зёрнышко попало, (приседают)

Прорастать на солнце стало (руки над головой)

Дождик землю поливал,

И росточек подрастал (медленно встают)

К свету и теплу тянулся

И красавцем обернулся. (2 раза)

Рассматриваем разные колосья: пшеничные, ржаные, овес.

  • Выросли колосья, зерна и готовы стать хлебом. Только надо их сначала срезать. На экране кадр жатвы. Рассматриваем серп.
  • Теперь снопы везут на место, где их будут выколачивать, чтобы зернышки отделились от соломы. На экране кадр обмолота. Рассматриваем цеп и делаем движения выколачивания.
  • Затем зерна надо собрать в мешки. Собираем зернышки в маленькие мешочки и завязываем узелочки.
  • Везут мешки на мельницу. Рассматриваем макеты мельниц и муку пшеничную и ржаную.
  • А теперь, когда готова мука, мы можем испечь хлеб? Да! На экране слайд с большим столом и подготовкой к выпечке хлеба. Берем деревянную большую миску, наливаем туда воду (если есть время и дети не устали можно воду в ведрах принести на коромысле и налить в крынку), насыпаем муку и размешиваем. Каждый по очереди наливает немного воды и насыпает немного муки. Каждый по очереди берет мутовку и делает по 5 замесочных движений. Получаем тесто. Кладем миску в квашню. Закрываем рушником. Пусть выходится, а мы пока печь затопим.
  •  На экране слайд печи. Каждый берет по полену и кладет в печку. «Затапливается» печка.
  • А сейчас предлагаю вам попробовать себя в роли пекаря и приготовить из соленого теста- печенье, рогалики или крендельки. Но для этого вам надо помыть руки с мылом и одеть специальную одежду.

Пальчиковая гимнастика «Тесто» (сжимание пальцев в кулак)

Тесто месим, тесто мнем

Пирогов мы напечем

И с капустой и с грибами

Угостим вас пирогами

Ведущий: ребята, у вас на столах в тарелочках лежит тесто. Оно как пластилин, так же лепится и к рукам не пристает. Возьмите его и разделите его на две равные части. Одну часть оставьте в тарелочке- это будет кренделек, а вторую разделите еще на пополам- это будут бублики. (дети подходят к столам и работают с тестом. После чего ставят на поднос.)

  • Затем на стол выкладывается заранее подготовленное густое тесто в форме круглого хлеба на доске, посыпанной мукой. А дети по очереди берут в руки хлебную лопату и с помощью ведущего подсаживают хлеб на лопату и несут его в печь. Печка к этому времени освобождена от поленьев и в нее можно положить заготовку.

Молодцы дети, поработали, а теперь можно снова за стол, отдохнуть и хлеба «поесть». «Угадай на вкус». Дети закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу, белый, пшеничный или черный, ржаной хлеб.

Спрашиваю, какой хлеб он скушал. Чем же ржаной хлеб отличается от пшеничного? (Цветом, запахом, вкусом).

  • демонстрируется кукла-крупеничка и рассказывается о народном обычае осенью делать такие куклы, наполненные зерном.

В каждом зёрнышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

И расти под небом светлым,

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный,

Хлебный колосок.

3. Заключение Скажите, ребята, теперь вы знаете, КАК надо относиться к хлебу? С уважением относиться к каждому кусочку, не покупать лишнего и не выбрасывать хлеб. Ведь он прошел долгий путь, прежде, чем появился на столе.

3.1. Пословицы и поговорки

Ведущий: Ребята, мы сегодня с вами говорили о хлебе. А давайте вспомним, пословицы и поговорки о хлебе, которые сложил народ с большим уважением к этому продукту.

-Хлеба к обеду в меру бери. Он – драгоценность, им не сори. - Хлеб - всему голова.- Без хлеба – нет обеда.- Будет хлеб – будет и песня.- Без хлеба не вкусно и не сытно.- Береги хлеб для еды.- Худой обед – коль хлеба нет.

3.2. Игра с мячом «Вопрос-ответ».

Попробуем подобрать для ответов однокоренные слова со словом «хлеб». Ловим мяч и даем правильный ответ на вопрос, а затем возвращаем мяч .

Назови хлеб ласково (Хлебушек)

Крошки хлеба, какие? (Хлебные)

Квас из хлеба как называется? (Хлебный)

Прибор для резки хлеба (Хлеборезка)

Посуда для хранения хлеба? (Хлебница)

Кто выращивает хлеб? (Хлебороб)

Кто печёт хлеб? (Хлебопек)

Назови завод, где выпекают хлеб? (Хлебозавод)

Как называют изделия из теста? (Хлебобулочные)

   

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Народные праздники способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. Насыщенность народного праздника творческими импровизациями, сюрпризными моментами стимулирует интерес детей, усиливает их впечатления и переживания, обогащает художественное и эстетическое восприятие. И наша задача состоит в том, чтобы сохранить народные праздники для себя и потомков. Ведь праздники наших прадедов и дедов – это душа народа, это надежда на новое, светлое, счастливое. Именно светлые воспоминания детства во многом помогают человеку во взрослой жизни.

Главную роль, конечно, в сохранении русских национальных обычаев играет семья, потому что первоначальные знания дети получают о них от родителей. И насколько родители знают эти обычаи, настолько они их и передают своим детям. Только значительно позднее детьми в полной мере усваиваются духовные ценности русской культуры.

Мы должны бережно хранить русские традиции и обычаи древности, чтобы не терять связь времён и поколений. Например, среди них был и остается наш древний обычай жить честным и полезным трудом, работая не только для себя, но и для общества, не только ради денег или славы, но и ради победы и возрождения Отечества

Православные обычаи – это вера, преобразившая быт, это обычаи, в которых отразились основные стороны жизни. Мы увидели на примере русских национальных обычаев, почитаемых и ныне, что они помогают сплачивать народ в единое целое.

Православные обычаи народа – это сформированный веками уклад его жизни, в пределах которого каждому человеку открывается  путь правильного развития природных способностей,  путь к жизненному успеху.

Главная задача русского человека сегодня – сделать духовный выбор: соединиться со своим народом в его тысячелетней судьбе, в его благодатных православных обычаях и традициях, идущих из глубины веков, обрести спасительную веру, отвечающую на все насущные вопросы жизни, и навсегда приобщиться к историческим обычаям и нормам жизни нашего народа.

Сегодня многие из нас понимают, что очень важно не утратить духовные ценности русского народа (доброту, религиозность, патриотизм, сплоченность), способствовать их передаче следующим поколениям путём приобщения к богатой русской национальной культуре.

         Исторические обычаи русского народа уникальны. Народные обычаи и обряды были и остаются неотъемлемой составной частью духовной культуры народа. Сможем ли мы их сохранить и передать дальше? Да. Но только в том случае, если осознаем утраченные ценности жизненно необходимыми в будущем. Именно народные обычаи выражают душу народа, украшают её жизнь, придают ей неповторимость, укрепляют связь поколений.

Список литературы.

1. Белов В. И. Лад: Очерки о народной эстетике. — М.: Мол. гвардия, 1982. 293 с., ил.

2 Михеева Л.Н. Русские народные праздники, 2007.

   3. ПРАЗДНИК КАК СПОСОБ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИФИКАЦИИ Игнатова Ю.В., Борисенко М.С., научный руководитель канд. культурологии Рукавицына Е.А. Сибирский федеральный университет

4. http://ru-sled.ru/xlebnye-pravila-na-rusi/

5. https://studbooks.net/1075996/kulturologiya/sotsialnoe_naznachenie_prazdnikov_obryadov

6. https://kladraz.ru/blogs/blog20311/doklad-rol-narodnyh-prazdnikov-v-dou-v-celjah-sohranenija-nacionalnyh-tradicii-11558.html

7. https://gusarova-ds5lmr.edumsko.ru/folders/post/1254331


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Внеурочная иноязычная проектная деятельность как средство духовно- нравственного воспитания учащихся»

Статья представляет собой осмысление  опыта проектной деятельности за три года, особое внимание  уделяется процедуре выбора темы,формам презентации и мониторинга результатов...

«Этнокультурный компонент, как средство художественно – эстетического воспитания младших школьников на уроке музыке и во внеклассной работе"

Содержание: 1.Введение.1.1 Фольклор как средство воспитания.……1.2 Особенности художественно- эстетического воспитания в младшем школьном возрасте....

Из опыта проведения занятий по духовно-нравственной культуре с младшими школьниками

Из опыта проведения занятий по духовно-нравственной культуре с младшими школьниками...

Эстетическое воспитание младших школьников на примерах образцов физической культуры в изобразительном искусстве

Цель работы: определить содержание работы учителя начальных классов по эстетическому воспитанию учащихся на примере образцов физической культуры в изобразительном искусстве....

Формирование духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника на основе взаимодействия семьи и школы

Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственны...

Исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания личности обучающихся

Исследовательская деятельность обучающихся на краеведческом и духовном материале. Описание выполненных работ. Решение поставленных задач работы с обучающимися....

Экскурсионная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания школьников.

 Экскурсионная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания школьников....