Исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания личности обучающихся
статья по истории

Смирнова Светлана Александровна

Исследовательская деятельность обучающихся на краеведческом и духовном материале. Описание выполненных работ. Решение поставленных задач работы с обучающимися.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания личности обучающихся.

Смирнова С.А.

учитель истории и обществознания

МАОУ «Гимназия № 1 г. Рузы»

Свое выступление мне хотелось бы начать со старой индейской притчи. Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность... Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: «А какой волк в конце побеждает?» Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: «Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь» ...

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. О необходимости духовно-нравственного воспитания с яркой очевидностью говорят наши дни.

Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Чтобы увидеть ребенка в общем процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему, когда у него имеются определенные мотивы для ее выполнения.

Проработав в школе много лет, я могу с уверенностью сказать, что школа даёт общее образование, очень важное и значимое, но развитию личности, раскрытию его способностей, ранней профориентации и духовно-нравственному воспитанию способствует именно дополнительное образование во внеурочной деятельности.

Мне бы сегодня хотелось остановиться на работе над духовно нравственным и патриотическим воспитанием через исследовательскую деятельность учащихся.

Что же лично меня привлекает в данном методе?  В ходе выполнения исследовательских работ мы активизируем сотрудничество с родителями учащихся, организуем работу над поиском и обработкой информации, привлекаем детей к публичным выступлениям, углубляем интерес к учебной деятельности. Но самое важное для нас – это воспитать добрых, воспитанных, успешных, толерантных людей.

Я считаю, что исследовательская деятельность поможет создать благоприятные возможности для самовыражения подростков, повысить их интерес к окружающей действительности. При этом мы можем добиться стабильных результатов в обучении и воспитании учащихся.

Сегодня я предлагаю Вашему вниманию несколько исследовательских работ, над которыми мы работали в течении последних лет. Начинаю свою работу с учениками 8 класса и продолжаю до выпуска из школы.

Первая работа «Храм иконы Божией Матери «Знамение»». В селе Комлево возрожден уникальный храм иконы Божией Матери «Знамение». Почему из стольких храмов Рузского благочиния мы выбрали именно эту маленькую сельскую церковь? Мы считаем, что эта церковь является уникальным архитектурным сооружением. Нас взволновала столь интересная судьба исторического памятника старины. Мы считаем, что не знать своей истории, истории того места, где ты проживаешь, означает навсегда остаться «Иванами, не помнящими своего родства». Изучая историю храма, мы узнали об ее реликвиях, о судьбе святой блаженной Матроны. Мы считает, что, изучая и сохраняя наследие своих дедов и отцов, мы, обеспечим себе настоящее и будущее для своих потомков.

Следующая исследовательская работа «Дивные храмы города Рузы». В своей работе автор провела виртуальную экскурсию по храмам, которые располагаются на территории города Рузы – это церковь Покрова Пресвятой Богородицы, Воскресенский собор, Борисоглебская церковь, церковь Димитрия Солунского. Православная культура на Рузской земле прививалась десятилетиями. Храмы вписывались в живописную природу края. Они располагаются не на случайных местах, а на видных возвышениях.  

Другая исследовательская работа «Феномен почитания образа преподобного Сергия Радонежского в Рузском благочинии», посвящена 700 летию со дня рождения игумена всей земли русской преподобного Сергия Радонежского. Автор исследовал жизнедеятельность преподобного Сергия и выяснил в каких храмах Рузского края есть места его почитания. А также узнал о значении иконы преподобного Сергея Радонежского и в чем она помогает.

Еще одна работ «Жизнеописание игумени Спасо-Бородинского монастыря Марии как подвиг любви и верности» посвящена служению Маргариты Михайловны Тучковой памяти погибшего мужа – это величественный гимн любви и верности, самоотверженное служение долгу и безграничное самопожертвование. Маргарита Тучкова не была святой, не совершала чудес, не исцеляла больных и даже не была внесена в церковные анналы как праведница. Но на самом деле Маргарита Тучкова ею была - точно так же, как и тысячи других русских женщин, которые потеряли близких и остались верными их памяти до конца. Она, как и эти женщины, лишь несла свой крест - как умела - и, наверное, до своего смертного часа не ведала сомнений на избранном пути - как и ее муж в свой смертный час у Семеновских флешей, 26 августа 1812 года. Она положила начала образованию Спасо-Бородинского монастыря и до самой своей смерти была игуменей монастыря.

Следующая исследовательская работа «Святой князь Владимир и его историческая роль в историографии Русской Православной церкви». Крещение Руси князем Владимиром – одно из самых значимых событий в истории Древней Руси. Благодаря целенаправленным мерам по христианизации своего княжества Владимир не только стяжал себе имя Святой, Равноапостольный, но и поставил Русь на одну ступень с передовыми государствами средневековой Европы. Поэтому любой исторический труд, описывающий историю России, не может не касаться фигуры князя и его биографии. В работе дан анализ разных исторических источников, в которых упоминался князь Владимир. Целью данной работы было рассмотрение мнения людей Церкви о святом Владимире Святославовиче. В работе автор приходит к выводу, что Князь Владимир предстает перед нами как личность исключительно сложная и противоречивая. У него была страстная воля к захвату престола. И в итоге он водворился в Киев через насилия, убийства, прошел по пути ожесточенных воин, грандиозных побед и тяжких поражений. С каждым годом Владимир все более проявлял себя как крупный государственный деятель, подлинный реформатор. Особенное значение в его правлении отдается крещению Руси. Введение христианства на Руси имело большие последствия и значения для дальнейшего развития древнерусского государства.

Среди исследовательских работ мы создали проект – это историко-биографический справочник «Патриархи Всея Руси». Автор ставит цель создать справочник о жизнедеятельности патриархов, в нем обозначены годы их службы, история пути к патриаршеству, краткое описание деятельности патриарха и роли на посту главы православной церкви.

Исследовательская работа «Роль митрополита Алексия I в становлении монастырей на Московской земле» посвящена жизненному пути митрополита Алексея 1, о пути пастырского служения и об истории монастырей, которые были построены во время его православного служения. Современному человеку монастыри нередко представляются загадочными объектами: хранителями православных традиций, держателями исторических тайн, притягательными архитектурно-художественными комплексами.

Исследовательская работа «Под Покровом Владимирской иконы Божией Матери семья, народ, Отечество» посвящена Владимирской иконе Божией Матери, которая является самой ранней и одной из самых чтимых чудотворных икон Русской Православной Церкви. Икона сохранилась в семье ученицы и считается реликвией данной семьи. В работе автор рассказывает об истории иконы, об значении иконы для русского народа.

И последняя работа в историко-церковном направлении – «Храму жить!» (история Преображенского храма с. Нестерово Горбовской волости Рузского уезда Московской губернии). Цель работы выявить источники и описать историю церкви Преображения Господня д. Нестерово от ее строительства до настоящего времени. В работе исследована история строительства храма, годы его забвения и путь к возрождению. Данная работа позволяет получить знания об истории храма, христианской православной культуры и её связи с историей родного края.

Исследовательская деятельность способствует формированию личности, её творческих способностей. В ходе выполнения заданий, последующей защиты учащиеся имеют возможность реализовать свои индивидуальные способности, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы.

Несомненно, поставленные задачи направлены на разностороннее развитие и воспитание подрастающего поколения. Только творческий подход к процессу получения знаний способствует становлению учебно-исследовательской работы. Целью такой работы является воспитание поколения мыслящего, жаждущего получать всё новые и новые знания. Мы стремимся к тому, чтобы научить детей учиться, добывать свои знания самостоятельно.

Система образования должна подготовить детей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях, что уже сейчас определяет успешность человека в его профессиональной сфере. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся общеобразовательной организации

  Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи на 2018 – 2022 годы составлена с учетом конкретных условий школы, особенностей ученического...

Проектно-исследовательская деятельность как основа духовно-нравственного воспитания обучающихся

Проектно- исследовательская деятельность как основа духовно- нравственного воспитания обучающихся...

Олимпийское образование как средство духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся гимназии.

Основная идея заключается в том, что учебно-воспитательный процесс в условиях образовательного учреждения должен реализовать свои функции не только в форме передачи детям определенных знаний, умений и...

«РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

Решению задач воспитания подрастающего поколения на традициях отечественной культуры, приобщению детей и подростков к отечественным ценностям во многом способствуют занятия русским народным танцем. Ве...

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся

Программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся МБОУ «Замишевская СОШ» на 2016-2021 годы определяет систему работы образовательного учреждения по создан...

Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного развития учащихся

Я как педагог создаю ситуацию выбора, предлагая учащимся направления краеведческой исследовательской работы: историческое краеведение, этнографическое краеведение, литературное краеведение, лингвистич...