Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного развития учащихся
статья

Я как педагог создаю ситуацию выбора, предлагая учащимся направления краеведческой исследовательской работы: историческое краеведение, этнографическое краеведение, литературное краеведение, лингвистическое краеведение, историко-архитектурное краеведение, географическое краеведение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мункуева Мира Баировна,

учитель бурятского языка и литературы

РБНЛИ №1

Проектно-исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного развития учащихся

 Краеведение учит людей любить

не только свои  родные места,

 но и знания о   них,  приучает

интересоваться историей,

искусством, литературой,

повышать свой культурный уровень.

 Д.С. Лихачёв. 

Духовно-нравственное воспитание обучающихся имеет большую значимость; его, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных задач. Основной целью такого воспитания является ориентация подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, бережное отношение к Родине в целом и малой Родине, их культурно-историческому прошлому, к своей семье. Формирование духовно-нравственного воспитания в школе, прежде всего, должно происходить на основе краеведческого компонента.    Поэтому одним из системообразующих подходов, положительно влияющих на формирование духовно-нравственной личности современного школьника, является проектно-исследовательская деятельность по краеведению.

Начинать строить проектно-исследовательскую деятельность на краеведческом материале можно в любом школьном возрасте. Мы включаем школьников в проектно-исследовательскую  деятельность постепенно, начиная с пятого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 7-8 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты.

В ходе проектно-исследовательской работы школьников по краеведению мы организуем индивидуальную и групповую деятельность, учим работать самостоятельно по теме, развиваем творческие способности учащихся, формируем навыки исследовательской деятельности, публичных выступлений, умение самостоятельно работать с литературой, воспитываем личную ответственность за выполнение выбранной работы.

Поисково-исследовательская работа по краеведению предполагает большую исследовательскую деятельность: поиск материала, работу с различными источниками, поэтому ребята работают в библиотеках, архиве, ищут информацию в Интернете, проводят этнографическое наблюдение, ведут беседу со старожилами сел Бурятии. Так,например, при написании работы «Шаманисткие и ламаисткие культы поклонения природе жителей села Гутай Бичурского района» ученик Влад Цыбикжапов побывал на обоо тахилган вместе с дедушкой Сандак Султимовичем Цырендоржиевым сфотографировал все родовые места поклонений жителей села Гутай, провел беседу со тарожилами села. Накопленный материал мы дополнили, используя фотографии, сделали слайды кпрезентации. Итогом стало участие Влада во Всероссийской конференции «Национальной достояние России», где он стал лауреатом.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся требует знаний, которые выходят за рамки одного предмета, в связи с этим у нас появляются интегрированные проекты: «Дизайн бурятских открыток», «Ёхорная палитра моего народа», «Эколого-краеведческий путеводитель по Еравнинскому району», «Красная стрела», “Гуламтын гурбан тулга”,  “Обряад милаан” и т.д.

Самым интересным в проектно-исследовательской деятельности является нахождение темы исследовательской работы. Толчком может послужить посещение музея. Например, Куриганов Лубсан посетил выставку Атласа тибетской медицины и решил исследовать историю его создания и написал работу «Атлас тибетской медицины – тайна исцеления». Баяров Булат посещел школу искусств и играл на морин хуре, поэтому он решил найти подобные морин хуру инструменты в других странах и результатом его исследования стала работа «Морин хуур и подобные инструменты в разных стран». Мункуев Эрдэм побывал на тайлгане – поклонению камню «Табан хурган» и решил исследовать другие сакральные камни Бурятии, написал работу «Камни как сакральные объекты поклонения природе Бурятии», в межрегиональном фестивале национальных культур занял 3 место.  

Я как педагог создаю ситуацию выбора, предлагая учащимся направления краеведческой исследовательской работы: историческое краеведение, этнографическое краеведение, литературное краеведение, лингвистическое краеведение, историко-архитектурное краеведение, географическое краеведение.

 По каждому направлению написаны исследовательские работы. Например:

  1. Историческое краеведение:  «Династия педагогов Раднаевых-Жалсановых»;
  2. Этнографическое краеведение: «Шаманисткие и ламаисткие культы поклонения природе жителей села Гутай Бичурского района», «Культ поклонения эжинам – духам 4 стихий», «Цветочисловые композиции»; «Боро арга – простые методы лечения  бодонгутских бурят Бичурского района»
  3. Литературное краеведение: «Д.Улзытуевай шүлэгүүд соонь сагай эрьесэ харуулалга», «Г.Чимитовэй баснинууд соо хүмүүжүүлгын уута», «М.Чойбоновой хуби заяа шүлэгүүдээнь гаргалга»;
  4. Лингвистическое краеведение: «Имена с бурятской аппелятивной основой», «Топонимика села Амгаланта Хоринского района», «Анализ языковых средств, передающих эмоцию радость», «Фразеологизмы с компонентом «чувства человека» в современном русском и бурятском языках»;
  5. Историко-архитектурное краеведение: «Дацаны – центры культуры хори-бурят», «Памятники города Улан-Удэ»
  6. Географическое краеведение: «Камни как сакральные объекты природы Бурятии», «Эколого-краеведческий путеводитель по Еравнинскому району»

Результативностью своей работы по формированию духовно-нравственных качеств учащихся через проектно-исследовательскую деятельность считаем:
во-первых, положительные личностные изменения учеников; во-вторых, повышение нравственной и коммуникативной культуры школьников; в-третьих, достижение высоких результатов на городских, районных, межрегиональных, республиканских и всероссийских конференциях и конкурсах проектов: «Шаг в будущее», «Давыдовские чтения», «Актуальные проблемы этнографической науки, краеведения и туризма», «Мелодия души», «Удинские чтения», «Здесь отчий край и здесь его начало», городской конкурс проектов «Цвети моя Бурятия!», Всероссийские НПК «Всемирное наследие в руках молодых», «Национальное достояние России», «Вернадские чтения» и т.д.

Участие  детей в конкурсах проектов: Городской конкурс проектов «Цвети, моя Бурятия!» Цыденова Анжела – 2 место, Тогочиев Аюша – 1 место, Лицейский конкурс проектов: команда 9 «а» класса – 1 место, Манибадараева Сарюна – 3 место, «Океанский конвент» Цыденова Анжела – 1 место, Фестиваль творческих проектов «Твори Добро!» ВДЦ «Океан» – 1 место;

Участие  детей в НПК: Цыбикжапов Влад с темами «Шаманисткие и ламаисткие культы поклонения природе жителей села Гутай Бичурского района», «Культ поклонения эжинам – духам 4 стихий» - Всероссийская НПК «Национальное достояние России»  г.Москва - 1 место, Международная  НПК Фестиваля национальных культур «Вместе сквозь время» - 1 место, Республиканская НПК «Шаг в будущее» - 1 место;  Эрдынеев Владимир - Республиканская ономастическая НПК «Мир имен и названий»  с темой “Секрет имен моих одноклассников” - Номинация “Лучшая аналитическая работа” ; Эрдынеева Аюна - III-я республиканская  ономастическая НПК «Мир имен и названий” с темой “Топонимика Иволгинского района - Номинация «Лучшее отражение истории и культуры»; Арсаланов Золто - Международная НПК Фестиваля национальных культур «Вместе сквозь время» с темой «Обряд жертвоприношения барана в бурятской шаманской практике» - Номинация «Лучшее исследование по культурологии»; Дугарова Оксана - Республиканская НПК «Давыдовские чтения» с темой «Эколого-краеведческий путеводитель по Агинскому округу Забайкальского края» - Номинация «Лучший эколого-краеведческий путеводитель»; Манибадараева Сарюна  - НПК «Шаг в будущее» с темой «Топонимика села Амгаланта Хоринского района» - Номинация «Лучшее отражение истории и культуры»; Цыденова Анжела -  Всероссийская НПК «Национальное достояние России» г.Москва стемой  «Имена с бурятской аппелятивной основой» - 2 место; Дашинимаева Сэлма  - Всероссийское НПК «Всемирное наследие в руках молодых» г Якутск – 3 место; Межрегиональная НПК «Здесь отчий край и здесь его начало»  - Раднаева Арюна – 2 место, Жалсанов Булад – 2 место; Республиканская НПК «Бэлигэй Туяа» Соктоева Дулма – место, Мосорова Вика – 2 место; Республиканская НПК «Актуальные проблемы этнографической науки, краеведения и туризма» Базаров Аюр -2 место, Халмактанова Алтана – 2 место, Ринчинова Алина – 2 место; Жабуева Намжилма  - Республиканская НПК «Национальное достояние России» с темой “Фразеологизмы с компонентом «чувства человека» в современном русском и бурятском языках” -  3 место.

Важнейшим элементом внеурочной деятельности становится проектно-исследовательская деятельность на краеведческом материале, потому что изучение малой родины, исследование различных страниц ее истории и географии, живого мира и этнографии, традиции, культуры – это и есть единственно верный путь к формированию у детей любви к Родине и патриотизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Внеурочная иноязычная проектная деятельность как средство духовно- нравственного воспитания учащихся»

Статья представляет собой осмысление  опыта проектной деятельности за три года, особое внимание  уделяется процедуре выбора темы,формам презентации и мониторинга результатов...

Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочной деятельности- как средство формирования и развития универсальных учебных действий. Коучинговый подход в организации проектной деятельности в рамках требований ФГОС.

В статье речь идет о специфике работы муниципальной научной лаборатории в условиях реализации новых образовательных стандартов.Направление МНЛ «Проектная и исследовательская деятельность» ...

Уроки истории как средство интеграции учебной и внеурочной деятельности в контексте духовно-нравственного развития учащихся.

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно-полезную. Учебный процесс тесно связан с нрав...

Музейная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников (на примере реализации дополнительной образовательной программы "Истории старой квартиры")

Статья посвящена народным традициям которые способствуют тому, чтобы дети хорошо знали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа. Насыщенность народного праздника твор...

Исследовательская деятельность как средство духовно-нравственного и патриотического воспитания личности обучающихся

Исследовательская деятельность обучающихся на краеведческом и духовном материале. Описание выполненных работ. Решение поставленных задач работы с обучающимися....

Экскурсионная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания школьников.

 Экскурсионная деятельность как средство духовно-нравственного воспитания школьников....