«РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»
учебно-методический материал

Гмыра Светлана Александровна

Решению задач воспитания подрастающего поколения на традициях отечественной культуры, приобщению детей и подростков к отечественным ценностям во многом способствуют занятия русским народным танцем. Ведь именно развитие русского народного творчества тесно связано с историей русского народа, а народный танец с помощью танцевальных образов, в специфической форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, вкусы и идеалы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_tanets_sredstvo_vospitaniya_rogova_o.s.docx192.41 КБ

Предварительный просмотр:

Юго-восточное управление министерства образования и науки Самарской области Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы №1 «Образовательный центр» имени Героя Советского Союза С.В. Вавилова с. Борское муниципального района Борский Самарской области –                                                                        Дом детского творчества «Гармония»

Методические рекомендации

«РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ                                                           СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И                              ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

http://www.rusclothing.com/images/companies/1/russian-dance2.jpg?1462453384322

                                                                  Автор:                                                                                                                                Рогова Ольга Сергеевна                                                                                                                                                                                                        педагог дополнительного образования,                                                                         e-mail: ol.rogova2013@yandex.ru

Борское, 2019

Пояснительная записка

На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остается искусство, предоставляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества.

Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитать любовь к родному дому, семье, к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства - одна из главных задач педагога.

Решению задач воспитания подрастающего поколения на традициях отечественной культуры, приобщению детей и подростков к отечественным ценностям во многом способствуют занятия русским народным танцем. Ведь именно развитие русского народного творчества тесно связано с историей русского народа, а народный танец с помощью танцевальных образов, в специфической форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, вкусы и идеалы.

Изучение русского народного танца способствует знакомству обучающихся  с богатейшим хореографическим фольклором нашей страны, воспитанию любви к родине, к своей нации.

Педагоги  хореографической школы  ансамбля «Дебют»  Дома детского творчества «Гармония» с.Борское  стараются воспитывать духовно-нравственные и гражданско-патриотические качества обучающихся  средствами хореографического искусства на основе традиционных ценностей отечественной культуры, знакомить детей с русским народным творчеством, обучать  жанрам и элементам русского народного танца, обогащать и закреплять знания детей о Родине в процессе непосредственной деятельности по хореографии.

Данная методическая разработка  является обобщением  опыта работы педагога дополнительного образования, руководителя  образцового хореографического ансамбля «Дебют»  Роговой Ольги Сергеевны,  по духовно -  нравственному и гражданско-патриотическому  становлению обучающихся  с использованием воспитательных возможностей хореографического искусства.

ВВЕДЕНИЕ

В сфере процветания страны, появлении новых современных технологий, постепенно начинают уходить традиции и обычаи нашей Родины. В СМИ всё реже транслируются передачи, в которых показывают народные танцы и песни для молодежи, национальную культуру. Поэтому очень сложно полностью осмыслить, выразить словами и отобразить культуру России, к тому же нарастают миграционные процессы, которые проводят к конфликту различных культурных традиций и ценностей. Нарушается преемственность в культурно - историческом развитии российского общества, меняется сложившаяся система ценностей. Будущее России зависит от степени готовности молодого поколения к достойным ответам на исторические вызовы, к защите интересов многонационального государства.               Патриотизм — одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Отсюда вытекает актуальность темы обсуждения. Она обусловлена тем, что в настоящее время  патриотическое воспитание  подрастающего поколения требует   системности, для того чтобы соответствовать новым реалиям.                                                              Непонимание же молодежью искусства,  происходит от серьезных пробелов в художественном ее воспитании, упущении в культурной работе в целом и почти полного отсутствия до недавнего времени пропаганды народного искусства в частности.                                                                                             Задача педагога не только научить воспринимать красоту движения, но и  способствовать формированию художественного вкуса, пониманию самой жизни и нравственному становлению личности. Воспитательная работа в художественном коллективе – процесс сложный и многогранный. Поэтому проводится эта работа должна постоянно и опирается на систему различных форм, методов и средств. Педагог использует для этого либо специально организованное внеурочное время, либо непосредственно учебное занятие, применяя в своей работе наиболее целесообразные методы с учетом возраста детей, их специальной подготовки, уровня эмоциональной отзывчивости, наличия интереса к хореографическому искусству.                               Воспитательная работа в хореографическом коллективе обусловлена органичным сочетанием художественно-исполнительских, общепедагогических и социальных моментов.                                        

Практическая часть

Воспитанники образцового хореографического ансамбля «Дебют» занимаются  по  программе «Хореографическая школа», где  главный инструмент в воспитании и становлении личности ребенка танец.   По объему освоения содержания – программа комплексная, охватывает несколько направлений танцевального искусства. Она представляет собой синтез классической, народной и современной хореографии, то есть широкий спектр хореографического образования, а также дополнена дисциплинами «музыкальная грамота» и «история хореографии». Такой подход направлен на раскрытие творческого потенциала  и развитие сценической культуры детей, а также  позволяет системно   реализовывать  цели и задачи по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию.                                                                          В основе лежат программы:                                                                                                                                                     - А.Я.Вагановой «Основы классического танца», основанной  на  принципах   изучения  материала  от  простого  к  сложному,                                                                                                                                                              - Г.Я.Власенко,    основанной на принципе  систематичности  и  регулярности  занятий;   наглядности,  прочности  и доступности материала.                                                                                                                                                              - А.А.Телегина «Экспериментальная программа и методические рекомендации по предмету «Ритмика и танец», основанной  на  принципе  познания  и понимания  связи  хореографического  искусства   с  музыкой,  литературой,  изобразительным  искусством.                                             Программа разновозрастная (от   дошкольного (5-6) до среднего общего образования (17-18 лет). По сроку  реализации  -  долгосрочная (7  лет).                  В блоке «народный танец», не смотря на синтез нескольких направлений и изучение разных национальных танцев на каждом году обучения, темы русского танца  проходит «красной нитью» на протяжении всего периода обучения.

Большим «плюсом» в учебно-воспитательном процессе является дисциплина «История хореографии» .                                                                                   Данная  дисциплина  изучается с 4 года обучения хореографической школы (дети 10-11 лет.), когда у воспитанников сложилось общее представление о хореографическом искусстве и предполагает 2 года изучения (на 4 и 5  годах обучения).   Содержание программы дает возможность учащимся  получить запас знаний умений, навыков, которые помогут им в дальнейшем самостоятельно разбираться в искусстве хореографии. Внимание уделяется  творчеству выдающихся хореографов и балетмейстеров, деятельность которых определяло развитие профессионального искусства. На занятиях используются методические пособия,  видеоматериалы – отечественные и зарубежные.                                                                                            

Изучение этой дисциплины предполагает только теоретический курс.   Отдельным блоком в данный курс входит «Народный танец»,  где учащиеся знакомятся с национальными особенностями народных танцев, узнают о народных обрядах, жизни и истории народа.   Все это усиливает выразительность исполнения, помогает более глубокому проникновению в национальный характер, воспитанию чувства патриотизма, толерантности, коллективизма, культуре поведения и общения.  

Темы «русского танца» включают в себя следующие  направления в изучении:                                                                                                                                    - история русского танца: особенности, костюм, музыка(теория);

- русские обряды и обычаи (теория и презентация) https://yadi.sk/i/TecsToSjcLl4DQ;

-16 видов  русского танца (теория) https://fishki.net/1587811-16-russkih-narodnyh-tancev.html;      

- кроссворд по народному танцу (теоретическая практика);                                                                               - русские народные крестьянские праздники (видеоматериал) https://www.youtube.com/watch?v=F4H_hh25U7Q;

- конкурс викторина по танцам (теоретическая практика);

- кроссворд на хореографическую тему (теоретическая практика);

- словарь терминов по хореографии (теория и презентация) https://yadi.sk/i/4sHfgO304tPCZQ;

- государственный ансамбль народного танца Игоря Мосеева                                                     1.Презентация https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/12/15/prezentatsiya-igor-moiseev-khudozhnik-narodnogo

2.80 лет моисеевцам (видео) opdownloads.ru/watch/oTtzVmNTP1E.htm

3. «Сотворивший танец. Игорь Моисеев» https://vk.com/id474105980?z=video1754820_456240030%2F0787561ea9216753ba%2Fpl_post_-29806778_20900

4. «Балет Моисеева. В плену у гения» https://www.youtube.com/watch?v=fnb7H61wU0w

5. Познавательный фильм «Полиглоты танца» https://www.youtube.com/watch?v=DwDvM_lTC6A

- государственный ансамбль «Сказочная гжель» Владимира Захарова

1.История ансамбля «Сказочная гжель» (теория);

2. Концерт  «Русского танца душа» ансамбля «Сказочная гжель»

https://www.perunica.ru/video/skachat/879-skazochnaya-gzhel-vladimira-zaxarova-russkogo.html

  - государственный ансамбль  «Березка» Надежды Надеждиной         

1. История создания государственного ансамбля «Березка» (теория)

2.  Программа «Мифы и легенды» ансамбль «Березка»

https://www.youtube.com/watch?v=qwhijHJrVBA    

3. Фильм концерт «50 лет с Березкой»

 https://www.youtube.com/watch?v=-DK4XEgT4a8    

                                                                                

На занятиях с обучающимися ведутся беседы, даются творческие задания, проводятся викторины. Данные формы организации деятельности детского объединения оказывают большое влияние на рост самосознания и развитие патриотических чувств  у  обучающихся. Разносторонняя  работа  в хореографическом коллективе развивает чувство дружбы, понимание ответственности, воспитывает коллективизм.

Важную роль в процессе изучения русского танца имеет музыкальное сопровождение, являющееся основой проведения каждого занятия; наиболее подходящая музыка – баян, аккордеон. (Литература: Работа концертмейстера на занятиях по народно-сценическому танцу. (Учебно-методическое пособие). – Самара, 2002г. – с.68.)                                                                           Педагогами и концертмейстерами подбирается музыкальный материал одновременно и простой, доступный для детского восприятия, и в тоже время яркий, соответствующий стилю национальной окраски, воспитывающий художественный вкус детей:  например «Во поле березка стояла», «Девка посаду ходила», «Утушка луговая», «Во лузях». Для плясовых: «Калинка», «Барыня», «Валенки», «Топится в огороде баня», «Камаринская», «Коробочка».

Музыкальный материал можно найти на сайте http://www.horeograf.com/narodnyj-tanec

Дисциплина «Музыкальная  грамота» дополняет знания по  русскому танцу за счет ознакомления   с репертуаром русского музыкального фольклора и характерными особенностями  звучания.                                                                                                                  

Главной задачей «музыкальной грамоты»: воспитывать  музыкальную  культуру  обучающихся; формировать и  развивать  способности  к  эмоционально  образному  восприятию  музыки.                                                                                                                                                            

Также прививается любовь к музыке и танцам  нашей местности. Особую актуальность в художественном образовании современного молодого поколения приобретает обеспечение исторической преемственности поколений. Не секрет, что народные культурные истоки большую часть сохраняются на селе. Это тот пласт, фундамент который держит нашу русскую культуру.

  В репертуаре детского объединения хореографического ансамбля «Дебют»           ( страница в социальных сетях  вконтатке https://vk.com/club8683478)  готовились и исполнялись на концертных (конкурсных) мероприятиях следующие постановки, связанные с русской культурой и наследием   - пляска «Гусачок», «Борские выкрутасы», «Летят утки»«Гармонь моя», «Завалинка», «Метелица», «Русская тройка», «Подружки-топотушки» «Нарядная история» (Гжель и хохлома), «Музыкальный сувенир» (народные инструменты – балалайка, ложки, дудочки, гармонь), «Казаченька», «Я люблю тебя, Россия!», «Русские матрешечки», «Русская краса», «Я на горку шла», «Летят утки» и многое др.

Народный репертуар детского объединения образцового  хореографического ансамбля «Дебют», который изучается с обучающимися, всегда востребован в концертах на различных творческих площадках Борского района и за его пределами. Танцевальный  коллектив  принимает активное участие в праздниках и концертах патриотической направленности:  «Праздник весны и труда», «Наша армия самая сильная…», «Мой дом. Моя улица», «Зарницы Победы», «День народного единения», «День пожилого человека» , «День  села», «День защиты детей», «Рождественские встречи », «День славянской письменности», «Юные патриоты»;  организуются творческие образовательные поездки на концертные выступления государственных ансамблей народного танца «Березка», ансамбль им. И Моисеева, «Волжские казаки» и ансамблей Самарской области.  

Педагогами  проводится дополнительная  работа по изучению русского народного костюма и его элементов.  Детям поясняется, какой костюм соответствует тому или иному танцу, как носить народный костюм.  Обучающиеся 5-7 годов обучения участвуют в разработке эскизов к костюмам русских народных танцев, самостоятельно изготавливают элементы и аксессуары костюмов.

На занятиях, особенно в группах дошкольного и младшего школьного возраста, применяются русские народные игры: «Ручеек», «Плетень», «Каравай», «Круговая», «Бабушкины вкусности». В играх передаются сложившиеся в течение веков трудовые, нравственные идеалы, понятие об окружающем мире, о традициях и обычаях.

В канун празднования Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.  ежегодно готовятся новые танцы и композиции гражданско-патриотической направленности: «Журавли», «Русь многострадальная», «В лесу прифронтовом», «Катюша», «Яблочко», «Военное попурри», «Русский вальс», «Родина в сердце моем», «Солдатская кадриль» и др.   При постановке данных номеров педагогами проводятся беседы по истории Великой Отечественной войны, о героях-борчанах,  организовываются  просмотры военной хроники и мультимедийных презентаций.

Все воспитанники хореографического ансамбля «Дебют» являются участниками проекта «Детская филармония», который реализуется на территории Борского района.  Цель данного проекта:  пропаганда  культурного  наследия  родного  края  и  создание  комфортной  обстановки  общения  среди  участников  и зрителей   филармонии, создание   культурно-творческого пространства для  самореализации  личности.    

Еще одно главное составляющее  в работе  хореографического коллектива – это  правильный подход к организации концертно-исполнительской деятельности. Все, ради чего работает коллектив, - это конечный результат итогом которого является концерт, своего рода экзамен на творческую зрелость, демонстрация итогов работы руководителя и исполнителя. Основной целью творческого коллектива являются его выступления перед зрительской аудиторией.  Та сила эмоций и ощущений, которые возникают во время концертного выступления, те аплодисменты зрителей, которые звучат после него, заставляют участников вновь приходить в танцевальный класс и заниматься рутинной работой: многократное исполнение одних и тех же танцевальных элементов, отработка техники, манеры исполнения, бесконечные репетиции, тяжелый физический труд. Большим  событием в творческой жизни коллектива, итогом его работы и признанием его достижений является его участие конкурсах и фестивалях хореографического искусства. Эти мероприятия не только поднимают престиж ансамбля народного танца, повышают их рейтинг среди других творческих коллективов, но и являются прекрасным способом пропаганды и популяризации народного танца. На наш взгляд участия в подобных мероприятиях, это определенная ступень развития ансамбля, формы общения, организация досуга участников, определенные мастер – классы для руководителей и воспитанников. Участие в различных конкурсах и фестивалях поддерживает интерес к народному танцу                                     Результатом кропотливой работы по гражданско-патриотическому воспитанию участников ансамбля «Дебют» стали победы обучающихся в конкурсах и фестивалях народного и фольклорного творчества – областного уровня «Радуга Поволжья»,  «Виват, Победа!», «Доброе сердце», «Символы великой России»,  «Самарское кольцо»; - всероссийского уровня «Всероссийский фестиваль им. Власенко»,  «Метелица»,  «Крылья над Волгой», «Твое направление»;  международного уровня  «Волжские созвездия»,  «Рождественская феерия», «Волга в сердце впадает моё» и многие  др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Делая вывод из представленного материла,  системность  работы с детьми по духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию на учебных практических  занятиях в детском объединении  хореографическая школа  танцевального ансамбля  «Дебют» включает в себя:

- программа обучения включает несколько направлений, которые органично дополняют друг друга;

- дисциплина «История хореографии» (народный танец с тематикой по «русскому танцу»); «Музыкальная грамота»;

- использование народного фольклора: игр, закличек,  потешек и т.д. на занятиях младшей возрастной категории;   применение в своей работе многообразия народной музыки и подбор музыкального материала по возрастным особенностям и эмоциональной отзывчивости воспитанников;

- беседы и воспитательные мероприятия на этические темы;

- разучивание русских народных танцев,  композиций русского народного плана, включенных в репертуар ансамбля; использование сюжетно-образных танцев с применением образов семьи, Родина, родная природа и т.д.;

-  работа проекта «Детская филармония»;

- совместное изготовление с детьми(родителями) инвентаря, атрибутов, реквизита для танцевальных постановок, эскизов русских народных костюмов;

- экскурсионные  поездки  и посещение  концертных выступлений профессиональных, образцовых коллективов  Самарской области и государственных ансамблей танцевального творчества с репертуаром русской культуры;

- участие в конкурсах и фестивалях хореографического искусства по народной  и фольклорной культуре.                                                                                    

Результативность воспитательной работы отслеживается  анкетированием и диагностированием (см.приложения).

  Таким образом, на занятиях в детских объединении хореографического ансамбля  «Дебют» дети соприкасаются с народным искусством и традициями, духовно обогащаются, у них проявляется интерес к истории, культуре и истокам своего народа – это равнозначно закладыванию в них сильной иммунной системы, которая может противостоять вредоносному влиянию антикультуры. Знакомство с культурой русского народа способствует всестороннему чувственному и интеллектуальному развитию детей, формирует их мировосприятие, духовность.

Используемая литература

1.Амонашвили Ш., Размышления о гуманной педагогике. – М.,  Издательский дом, 1996. – с. 380.  

2.Горский В. А. Систематизация педагогических технологий, используемых в дополнительном образовании. Дополнительное образование и воспитание. – 2003. – №3

3.Климов А., Основы русского народного танца. – М., 1994г. – с.318.

4.Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании детей / Т.С. Комарова, Т.А. Ротанова. – М., 2000.

5.Кузина Т.Ф. Занимательная педагогика народов России. М.,

6.Кульневич С.В., Лакоценина Т.П., Воспитательная работа в средней школе: от коллективизма к взаимодействию (Практическое пособие). – Ростов на Дону: Учитель, 2000. – с. 287.  

7.Назаров Л.Д. Искусство как метод преподавания различных дисциплин. –М.: ТЦ Сфера, 2008.

8.Сюзева Н. Ф. Актуальность художественно-эстетического воспитания детей в современной системе дополнительного образования // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар: Новация, 2018.

9.Янковская О.Н. Учить ребенка танцам необходимо // Начальная школа. - 2000. №2  Школьная Пресса, 2001г. – с. 143.

Интернет-ресурсы:

1.http://vk.com/horeograf_club

2.http://nsportal.ru/

3.http://baby-days.ru/vospitanie-i-razvitie/xoreografiya-dlya-detei.html

4.http://festival.1september.ru/

5.http://www.horeograf.com/

6.http://pedrazvitie.ru/ 

7.https://infourok.ru/biblioteka/dopolnitelnoe-obrazovanie

Приложение

Диагностика результатов ЗУН

Для  оценки эффективности реализации программы «Хореографическая школа» разработана система  отслеживания  и фиксации  результатов работы учащихся .

Диагностический  контроль  дает  возможность определить  уровень мотивации и устойчивости интереса, воспитанности  обучающихся, творческих способностей.

Результативность  выполнения программы  отслеживается по 2 формам:

  1. Внешние  формы  контроля:
  • результаты  участия  в  районных,  областных,  региональных,    окружных  фестивалях  хореографического  искусства;
  • моральные  и  материальные  поощрения успешной  творческой   образовательной деятельности:   районные  премии  для  одаренных  детей,  путевки  в лагеря,  благодарственные  письма, дипломы.
  1. Внутренние  формы  контроля:
  • выполнение  заданий  по  тестам  и кроссвордам;
  • открытые  занятия  для  родителей и педагогов;
  • устные  зачеты  по  пройденным  темам;
  • итоговое занятие по  окончанию  хореографической  школы.

В качестве промежуточной аттестации могут засчитываться результаты очных конкурсов не ниже областного уровня. Участие обучающихся в конкурсах и фестивалях  с  наличием призовых мест, подтверждает высокую оценку творческой деятельности обучающихся.

Оценки аттестации обучающихся  фиксируются в соответствующей  документации и вносятся  в личную карту  обучаемого.

Личная карта обучающегося включает следующие параметры, где уровень духовно-нравственного  и гражданско-патриотического  воспитания  оценивается в общей системе оценивания (графа – сценическая культура, личностные качества), а также отдельной диагностикой.

Критерии оценивания   уровня хореографической подготовки

Ф.И.___________________________________________ Дата_____________________

 

Параметры

Критерии

Баллы:                      3-сильно выраженно,                      2 – средне выраженно,                     1 –слабо выраженно

Балетные данные

  • осанка
  • выворотность
  • танцевальный шаг
  • подъем стопы
  • гибкость
  • прыжок

Творческие способности,

  • чувство ритма
  • координация движений
  • музыкально-ритмическая координация

Уровень ЗУН

  • освоение  программного материала
  • умение владеть ЗУН в самостоятельной социально-активной деятельности

Сценическая культура

  • Эмоциональная выразительность
  • творческая активность
  • постоянный  участник всех смотров, фестивалей.
  • ориентируется на дальнейший рост  в профессиональном мастерстве.
  •  
  •  

Личностные качества

  • Имеет высокий танцевальный, художественно-эстетический вкус.
  • Постоянно проявляет коммуникативные, нравственные и гуманные качества.
  • Пользуется авторитетом сверстников и учащихся.
  •    

Всего баллов________________________________________________

Балловая шкала

Количество баллов

Уровень владения

От 40 до 54

Высокий  (70-100% знаний  и навыков)

От 25 до 39

Достаточный (60-70% знаний и навыков)

От 10 до 24

Недостаточный (50-60% знаний и навыков)

До 10 баллов

Критический (менее 50% знаний и навыков)

Рекомендации____________________________________________________

____________________________________________________________________________

Критический уровень  (менее 50% знаний и навыков) -  Выбывание.

Критерии оценки исполнителей танцевального ансамбля

Виды

упражнений

и движений

 Высокий                   (70-100% знаний  и навыков)

Достаточный         (60-70% знаний и навыков)

Недостаточный     (50-60% знаний и навыков)

1.Программный материал (народный, классический, современный танец)

Полностью усвоил и умеет объяснить  понятия и термины движений в народно-сценическом танце. Владеет ощущением пространства через позу и ракурс. Выраженная способность варьировать учебным материалом и составлять  тренировочные и танцевальные комбинации Обладает высоким техническим уровнем исполнения танцевальных композиций. Различает танцевальный стили и направления.

Частично усвоил и  объясняет  понятия и термины движений в народно-сценическом танце. Слабо владеет пространством через позу и ракурс. Умение варьировать учебным материалом при помощи педагога. Хорошо исполняет танцевальные композиции.

Частые пропуски занятий, не владеет терминами танцевальных движений; слабые технические данные и отсутствие технического и творческого роста. Низкая эмоциональная выразительность.  Не ориентируется в программном материале.

2. Постановочная работа. Программный танец.

Хорошо владеет законами драматургии, сюжетом. Самостоятельно делает постановки. Может работать в коллективе. Хорошо владеет знаниями и применяет их на практике.

Владеет законами драматургии и сюжетом. Пытается самостоятельно делать постановки. Может работать в коллективе. Владеет знаниями и может применять их на практике.

Знает законы драматургии. Плохо владеет сюжетом. С помощью педагога делает постановки. Может работать в коллективе. Владеет знаниями, но не может применять их на практике.

3. Концертная деятельность

Постоянный  участник всех смотров, фестивалей. Привлекает своим мастерством зрительское внимание мастерство на концертах. Ориентируется на дальнейший рост в профессиональном мастерстве.

Активный участник смотров, фестивалей. Старается показать свое хореографическое мастерство. Может ориентироваться на дальнейший рост в профессиональном мастерстве.

Менее активный участник концертной деятельности. Не может показать свое хореографическое мастерство. Не ориентируется на дальнейший рост в профессиональном мастерстве.

4. Личностные качества

Имеет высокий танцевальный, художественно-эстетический вкус. Постоянно проявляет коммуникативные, нравственные и гуманные качества. Пользуется авторитетом сверстников и учащихся.

Развит танцевальный, художественный вкус. Проявляет коммуникативные и духовно-нравственные качества.

Развит художественный вкус. Слабо проявляет духовно- нравственные  качества.

Положительная динамика результатов воспитательного процесса

Уровень воспитанности обучающихся диагностируется по трем блокам:  

  1. морально-волевые качества   (решительность, целеустремленность, настойчивость);
  2. коммуникативные качества  (общение,  внешний вид,  отношение к членам коллектива, к педагогу, помощь близким и друзьям);
  3. гражданско-патриотическая позиция (социальная активность; дисциплинированность; отношение к труду,  к общему делу;  интерес к культуре родного края, страны)

Морально-волевые качества

Анкетирование  среднего звена  2017 год и 2018 год. Количество 25 чел.

Во время анкетирования 2017 году было выявлено, что большая часть детей обладает настойчивостью и целеустремлённостью в достижении учебных целей. Занимаются самопознанием при необходимости выполнить задание педагога, требующего применения знаний в новой ситуации, имеет мотивацию к самореализации на занятиях  и в творческой         деятельности. 8 %  не решительны, выполняет только те задания, которые предлагает педагог, не стремится к самостоятельному поиску информации в области изучаемого  процесса, не имеет внутренней мотивации к самореализации.

В 2018 году  уменьшился % среднего показателя, но низкий показатель остался на прежнем уровне 8%.

Коммуникативные качества

Анкетирование старшего звена  2017год и 2018год.  Количество 20 чел.

В 2017 году анкетирование показало, что 65 % обучающихся относятся к группе с высоким уровнем проявления  коммуникативных способностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, стремятся расширить круг своих знакомых,  помогают друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий.

25%  характерен средний уровень проявления коммуникативных способностей. Они стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, планируют свою работу, однако потенциал их склонностей не отличается высокой устойчивостью.

10% показали результат на уровне ниже среднего. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой  компании, кол-ве;  предпочитают избегать принятия самостоятельных  решений.

Гражданско-патриотическая позиция

Анкетирование  младшего, среднего  и старшего звена  2017 год и 2018 год.  Количество 80человек.

Во время анкетирования  2017 г было выявлено, что 86%  участников воспитательной работы   имеют высокий уровень гражданской позиции. Обучающиеся проявляют инициативу при планировании коллективных дел, сами становятся организаторами многих мероприятий, стремятся вносить изменения, обладают самостоятельностью, умеют оперативно оценить ситуацию и достойно реагировать; проявляют твердую позицию патриотизма как источник трудовых и ратных подвигов, чувство национальной гордости, интернациональный характер  патриотизма.

11% обучающихся “активно участвует”. Активно интересуются делами коллектива, вносят предложения по организации и проведению дел, имеют авторитет среди своих сверстников, уважают гражданские ценности и стремятся к познанию.

3% имеют низкий уровень гражданской  активности. Проявляют интерес к вопросам коллективной жизни, но не стремятся к ним самостоятельно, выполняют роль исполнителя. Проявляют гражданские интересы

В 2018 году произошли изменения в пользу увеличения гражданской активности детей.

 «Моя Родина»

(на основе анкеты Д.В. Григорьева)

Сформированность  личностных качеств  гражданина-патриота

Инструкция по выполнению.

Для воспитанников среднего и старшего звена.

Анкета состоит из восьми основных блоков с суждениями, вопросами и незаконченными предложениями. На каждое из суждений или вопрос предложено несколько альтернативных вариантов ответов.

Данная анкета может быть  для определения уровня сформированности  личностных качеств гражданина-патриота.

Данную анкету может проводить педагог, воспитатель. Обработка и интерпретация проводится  социально-психологической службой учреждения (практический психолог). Обработка и интерпретация результатов проводится по методу контент-анализа (по частоте встречаемости ответов). Количественный показатель позволяет вычислить процентное соотношение. Рекомендуемое время на проведение 20 минут.

Цели анкетирования:

  • определить содержательную сторону направленности личности, основу отношения  к окружающему социуму;
  • определить актуальность вопросов патриотизма в системе ценностных ориентаций;
  • определить градацию личностных качеств, входящих в понятие «патриот».

Ф. И. _____________________ Возраст ________ Пол ________

Вам необходимо сейчас выполнить следующие задания. Ответьте, пожалуйста, на вопросы или оцените следующие вопросы и задания.

I. Считаете ли вы себя патриотом?

1. Да;

2. Нет;

3. Частично;

4. Не знаю.

II. Кто, на ваш взгляд, в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических чувств?

1. Школа;

2. Родители;

3. Окружающие люди, друзья;

4. СМИ;

5. Органы власти;

6. Другое _____________.

III. Как вы для себя определяете понятие «патриот»? _________

IV. А. По каким признакам или высказываниям вы определяете для себя понятие «патриотизм»?

1. Национальное самосознание, гордость за принадлежность к своей нации, народу;

2. Непримиримость к представителям других наций и народов;

3. Интернационализм, готовность к сотрудничеству с представителями других наций и народов в интересах своей Родины – России;

4. Бескорыстная любовь и служение Родине, готовность к самопожертвованию ради ее блага или спасения;

5. Любовь к родному дому, городу, стране, верность национальной культуре, традициям, укладу жизни;

6. Стремление трудиться для процветания Родины, для того, чтобы государство, в котором ты живешь, было самым авторитетным, самым мощным и уважаемым в мире;

7. Патриотизм сегодня не актуален, не современен, не для сегодняшней молодежи;

8. Патриотизм – это лишь романтический образ, литературная выдумка;

9. Другое __________________.

IV. Б. Если вы не смогли определить для себя понятие «патриотизм», в чем причина вашего непонимания?

1. Нет желания;

2. Нет возможности;

3. Считаю это не актуальным.

V. Перед вами список индивидуально-психологических характеристик и жизненных ценностей человека.

1. Определите для себя те качества, которыми должен обладать патриот (нужное подчеркните).

2. Определите по 10-балльной шкале, насколько эти качества и ценности сформированы у вас.

– активная деятельная жизнь __________

– жизненная мудрость __________

– здоровье (физическое и психическое) __________

– интересная работа __________

– красота природы и искусства __________

– любовь (духовная и физическая) __________

– материальное обеспечение жизни __________

– наличие хороших и верных друзей __________

– общественное признание __________

– познание (образование, кругозор) __________

– продуктивная жизнь __________

– развитие (постоянное духовное и физическое совершенствование) ________

– развлечения __________

– свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) ___

– счастливая семейная жизнь __________

– счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа,

человечества в целом) __________

– творчество (возможность творческой деятельности) ________

– уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий)

__________

– аккуратность (чистоплотность) __________

– воспитанность (хорошие манеры) __________

– высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) ___

– жизнерадостность __________

– исполнительность __________

– независимость __________

– непримиримость к недостаткам в себе и других __________

– образованность __________

– ответственность (чувство долга, умение держать слово) _____

– рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные

решения) __________

– самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) __________

– смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов ______

– твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) ___

– терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать их ошибки и заблуждения)

__________

– широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи,

привычки) __________

– честность (правдивость, искренность) __________

– эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) __________

– чуткость (заботливость) __________.

VI. Отметьте, что в вашей компании, коллективе, кругу ваших друзей ценится выше всего?

1. Умение ценить настоящую дружбу;

2. Готовность помочь другу в трудную минуту;

3. Взаимопонимание;

4. Честность, порядочность, принципиальность;

5. Приятная внешность;

6. Хорошие манеры;

7. Умение модно одеваться;

8. Сила воли;

9. Смелость;

10. Решительность;

11. Интерес, знание литературы, искусство, музыка;

12. Интерес к политике;

13. Наличие фирменных вещей, дисков и т. п.;

14. Наличие денег на всякие расходы;

15. Способности.

VII. Из предложенных вариантов ответов выберите тот, который в наибольшей степени выражает вашу точку зрения:

1. Я люблю, когда другие люди меня ценят.

2. Я испытываю удовлетворение от хорошо выполненной работы.

3. Я люблю приятно проводить время с друзьями.

VIII. Закончите предложения.

1. Каждый из нас верит…

2. Каждый из нас имеет…

3. Каждый из нас готов…

4. Подвиги героев заставили нас задуматься…

5. Защищать свою Родину можно не только с автоматом в руках, но и…

6. Когда я задумываюсь о будущем своей страны, то…

7. Быть достойным гражданином своей страны – значит быть…

Анализ этого материала может стать хорошей темой для обсуждения в группе.

Подводя общий итог, можно заметить наибольшую значимость второй части представленной анкеты, так как она позволяет поставить перед учащимися значимые для личностного развития вопросы, создать диалогичную среду, понять глубинные и поверхностные, напускные мысли учащихся, будущих полноправных граждан России, наметить программу развития патриотических чувств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Использование музыки на уроках русского языка как средство духовно-нравственного воспитания и развития творческих способностей обучающихся"

С данным проектом выступала на Республиканской Ярмарке инновационных проектов осенью 2011 г., получила диплом 3 степени. А в апреле 2012 г. делилась наработками по проекту в г.Отрадном на Международно...

Доклад "Роль русских народных традиций в духовно-нравственном воспитании в семье и школе"

Роль русских народных традиций в духовно-нравственном воспитании в семье и школе...

Экскурсия как средство духовно-нравственного развития и гражданско-патриотического воспитания подростков гимназии.

Презентация подготовлена на основе опыта использования экскурсий в воспитании учащихся гимназии....

Духовно-нравственное развитие и гражданско-патриотическое воспитание учащихся как основа воспитательной работы школы

Духовно – нравственное и патриотическое становление детей и молодёжи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.Сегодня мы прекрасно понимаем...

«Русский народный танец как фундамент нравственно – эстетических ориентиров в воспитании детей»

Нравственно - эстетическое воспитание было актуально во все времена. Танцевальная культура детей формируется путем воспитания ценностного восприятия ими этического и эстетического начала танца....

П Л А Н Воспитателя по самообразованию «Русская народная сказка – средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 22 «Город детства»П Л А НВоспитателя по самообразованию«Русская народная сказка – средство ду...