Проект "Использование музыки на уроках русского языка как средство духовно-нравственного воспитания и развития творческих способностей обучающихся"
презентация к уроку по русскому языку по теме

Абрамова Галина Алексеевна

С данным проектом выступала на Республиканской Ярмарке инновационных проектов осенью 2011 г., получила диплом 3 степени. А в апреле 2012 г. делилась наработками по проекту в г.Отрадном на Международной Ярмарке инновационных проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_k_yarmarke.doc103.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Манжерокская СОШ»

Использование музыки на уроках русского языка как средство духовно-нравственного воспитания и развития творческих  способностей обучающихся

Проект

Абрамова Галина Алексеевна,

 учитель русского языка, литературы и МХК,

высшая квалификационная категория,

 педстаж 31 год 











с. Манжерок

2011

 


Проект

«Использование музыки на уроках русского языка как средство духовно-нравственного воспитания и развития творческих  способностей обучающихся».

                                                          Музыка – воображение – фантазия –          

                                                                    сказка – творчество – такова дорожка,

                                                                    идя по которой ребенок развиваетсвои                

                                                        духовные силы. Музыкальная мелодия

                                                                  пробуждает у детей яркие представления.

                                                  Они – ни с чем не сравнимое средство                                                            

                                                                         воспитания творческих сил и разума, -

именно эти слова Василия Александровича Сухомлинского являются моей ведущей педагогической идеей.

      Я считаю, что наступившее 21 столетие унаследовало одну из закономерностей 20 века: в пору чрезвычайного взлета технологического и информационного прогресса особое значение обретают духовные ценности, связанные с ощущением внутренней гармонии, пробуждающие у нас любовь к прекрасному, к красоте, добру и справедливости. Кроме того, при сдаче ЕГЭ от выпускника требуется написание творческой работы. При этом возникают

проблемы:

  1. низкий уровень  нравственности детей,
  2. недоразвитые  творческие способности обучающихся,
  3. неподготовленность к написанию сочинения-рассуждения по части С на ЕГЭ,
  4. неумение детей слушать и слышать музыку.

                  Отсюда вытекают следующие противоречия:

 противоречия: между технологическим и информационным прогрессом и  

                             значимостью    духовных ценностей,

                            между  недостаточным объемом культуроведческой информации и  

                            мотивацией к творческой деятельности.

       Конечно, не все проблемы разрешимы на уровне школы, на уровне уроков русского языка. Но прежде всего, разрешима  проблема развития творческих способностей обучающихся и подготовки их к написанию сочинения-рассуждения по части С. Вполне реально приобщать детей к музыке. Проблема духовно-нравственного воспитания может стать составляющей уроков развития речи.

      Данный проект актуален сегодня не только в условиях отдельной школы. Сегодня в свете последних государственных программ в области образования и ФГОС  второго поколения эта тема может быть интересной для многих.

      В   образовательной программе  начального образования серьезное внимание уделено духовно-нравственному направлению. Средняя школа должна быть готова решать вопросы преемственности по данному направлению.

     Исходя из выше сказанного, можно выдвинуть гипотезу:

Если

          музыку сделать составляющей  урока русского языка,

          разработать систему занятий по развитию речи   на духовно-нравственную тематику  

          и с использованием    разных технологий и    интерактивных приемов,

         обучать детей  составлению текстов по музыкальному произведению,

то

         повысится интерес к предмету, будут сформированы навыки написания сочинения-

         рассуждения  и  тогда      

         работа по духовно-нравственному воспитанию  и развитию творческих способностей  

        на уроках русского языка

        будет эффективной.

Объектом  исследования при этом становятся  педагогические технологии.

Возникает  вопрос: какие технологии следует использовать для разрешения данных противоречий? Я в своей работе по этой теме предпочтение отдаю технологии встречных усилий, использую элементы ЛОО, ИКТ, педагогические мастерские. Это позволяет организовать индивидуальную и коллективную творческую деятельность, определять и развивать индивидуальные способности детей.

Предмет исследования- уроки русского языка с использованием музыки. Еще Л.С.Выготский отмечал:

                                 «Детское художественное творчество нужно, прежде

                                   всего, самому ребенку для развития его воображения,

                                   эмоционально-эстетической сферы, овладения речью

                                   как средством передачи мыслей, чувств, внутреннего

                                   мира человека»

Цель моего проекта: создание условий для развития черты нравственной чуткости, развития творческих способностей обучающихся.

 Для этого целесообразно реализовать следующие задачи:

                  - развивать творческое начало каждого ученика,

                  - работать над духовно-нравственным воспитанием обучающихся,

                  - повышать работоспособность   на уроке,

                  - развивать индивидуальность ребенка,

                  - формировать умение составлять свой текст на основе  

                    музыкального произведения,

                  - обогащать словарный запас учащихся,

                  - развивать образное мышление.

  При реализации задач учитывается использование музыки на уроке.

Участники проекта: обучающиеся, учителя-языковеды (именно для них проводились и проводятся открытые уроки на Стажерской площадке и мастер-классы).

Сроки реализации: данный проект является долгосрочным, рассчитанный на 3 учебных года и реализуется в 3 этапа:

  1. этап – проектировочный- 1 четверть первого года

            Задачи этапа:

  1.  Выявить уровень и состояние подготовленности детей, их творческие способности.
  2. Диагностировать умение детей писать сочинения-рассуждения на нравственную тему.
  3. Разработка основных направлений работы по теме проекта.

            Содержание этапа:

  1. Принятие решения о разработке проекта,
  2. Сбор информации для формирования плана действий,
  3. Анализ умений обучающихся,
  4. Освоение новых педагогических технологий и интерактивных форм и приемов обучения.

             2 этап – деятельностно-технологический -2 четверть первого уч.года – 3 четверть 3

                            уч. года

            Задача этапа:

                          Реализовать основные положения Проекта.

            Содержание этапа:

  1. Разработка и проведение серии уроков по теме «Описание» с использованием музыкальных произведений.
  2. Внедрение современных педагогических технологий
  3. Организация участия детей в творческих конкурсах по предмету на различных уровнях.

3 этап – контрольно-оценочный – 4 четверть 3 учебного года.

Задачи этапа: подвести итоги работы и проанализировать эффективность деятельности по теме Проекта.

Содержание этапа:

  1. осуществление анализа по результатам мониторинга, контрольно-оценочных процедур, портфолио учителя.
  2. Разработка рекомендаций по теме.
  3. Обобщение опыта.
  4. Публикация материалов.
  5. Проведение мастер-классов для коллег по теме Проекта.

Ресурсным обеспечением проекта является прежде всего комплект ТСО кабинета:  телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, аудио- и видеотека, материалы сельской библиотеки и в последнее время Интернет.

 Технология использования музыки на уроках русского языка.

Музыкальное произведение может быть фоном, дидактическим материалом, основой творческой работы, эмоциональной разрядкой и средством воспитания. При этом охватываются следующие темы образовательного стандарта: текст, план текста, тема и идея, средства связи в тексте, типы речи.  Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности, самосовершенствуется и формирует свое собственное «Я». При этом деятельность детей, направленная на реализацию цели, проявляется в  

                      - прослушивании и анализе музыкальных произведений,

                      - подготовке сообщений,

                      - написании эссе, стихотворений, сказок,

                      - подготовке ребусов,

                      - составлении кроссвордов, тестов, вопросников,  

                      - подготовке театрализованных представлений,

                     -составлении коллажей,

                     - подготовка проектов,

                    - подготовке и встрече с творческими людьми и др.

Этому способствует применение ИКТ,   педагогических мастерских,     развитие критического мышления, используется  понятийный конструктор, приемы «микрофон», «прерванное чтение», «водоворот», «знаем - не знаем», «лови ошибку», отсроченная загадка  и др.

При работе руководствуюсь следующими принципами:

                          свободы выбора,  открытости, деятельности, обратной связи, что позволяет подобрать ключик к сердцу каждого ученика.

 Данный проект предназначен для учителей русского языка,  применим на уроках с межпредметными связями.

Результатом проекта считаю

  1. повышение качества по предмету,
  2. успешную сдачу экзаменов,
  3. участие ребят в различных  творческих конкурсах,  
  4. умение детей различать  добро и зло,  не оставаться равнодушными к проблемам окружающих,
  5. печать произведений детей в районной и республиканской газетах, в сборниках стихотворений,
  6. действие разработанных детских проектов.

                     Итоги итоговой аттестации.

   

Отследить долгосрочные результаты в отношении духовно-нравственного воспитания невозможно: жизнь покажет, что дети взяли для себя с уроков, какими они станут в жизни.

Финансово-экономическое обеспечение

      Предполагаемый общий объем финансирования проекта:        

      6 тыс.  рублей, в том числе:

 

Стоимость

Источник финансирования

1. Канцелярские товары (бумага, диски…)

1 тыс.

Спонсорская помощь

 

2. Поездка в Сростки на Пушкинский фестиваль

1 200 * 3 = 3600

Местный бюджет и привлечение внебюджетных средств

3. Разработка и внедрение социально-значимого проекта детей

600 руб.

 внебюджетные средства

4. оформление сборника «Творить добро» в электронном виде

800 руб.

Спонсорская помощь

Дальнейшее развитие проекта.

Наработанный материал позволяет более эффективно вести подготовку обучающихся к ЕГЭ, вести активный обмен опытом с коллегами школы, района, Республики Алтай через семинары, мастер-классы, работу Стажерской площадки.

Оценка эффективности реализации Проекта

Разработка Проекта, реализация  его в школе имеет большое значение, т. к. ее использование позволяет:

  1. формировать у детей духовно-нравственные критерии;
  2. развивать их творческие способности.

Результаты, полученные в ходе реализации данного Проекта, являются  импульсом для развития и самосовершенствования   педагога. Они   успешно использованы:

  1. при аттестации   учителя;
  2. выдвижении педагога на премии и другие виды поощрений;
  3. организации индивидуальной работы с детьми.

  Продукт интеллектуальной собственности

                  Сборник «Творить добро» в печатном и электронном виде.

Он состоит из трех разделов: 

  1. Мир народной культуры в курсе МХК, на факультативных занятиях и во внеклассной работе.
  2. Развитие речи и творческих способностей посредством использования на уроках русского языка музыки.
  3.  Творим вместе.

Второй раздел полностью посвящен теме проекта. Он включает

                 -   «Музыкальный словарь» для словарной работы на уроках,

                 -  конспекты отдельных уроков по развитию речи  ( к урокам имеется

                    приложение – мультимедийные презентации и музыкальное  

                   сопровождение),

                 - дидактический материал для уроков грамматики.

Данный материал можно использовать как на уроках русского языка, так и во внеклассной работе частично или полностью.

Пример творческой работы по «Осенней песенке» П.И.Чайковского.

   Сижу у камина в тепле и уюте,

   Вокруг тишина и покой.

   Смотрю на огонь

                   и    качаюсь на стуле,

   Как хорошо, что я в доме родном.

   А за окном ветру не спится,

   А в окно ко мне дождик стучится…

   Как хорошо, что рядом родные,

                       самые близкие  и дорогие!..

                                        Д.Сульянов, 6 класс

Данная работа отмечена Дипломом 3 степени на 13 Фестивале детского литературного творчества   в селе Сростки.

Отдельные работы детей опубликованы в поэтической тетради «Боль моя, радость моя - Манжерок», изданной к 150-летию с.Манжерок…  Издан  сборник стихотворений ученика 11 класса Долгих Дениса.

Кроме того могу предложить

  1. Сборник «Творить добро» в электронном виде
  2. Система уроков по теме «Описание»
  3. Музыкальный словарь
  4. Карта чувств и эмоций
  5. Музыка на уроках грамматики
  6. Программа факультатива «Сочини сказку»
  7. Программа Поэтического клуба
  8. Разработка мастер-классов
  9.  Подборка музыкальных произведений к урокам

     

         

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад«Современный урок русского языка как средство развития творческих способностей обучающихся»

В данной работе раскрываются условия успешного развития творческих способностей школьников на уроках русского языка....

Реферат на тему "Современный урок русского языка как средство развития творческих способностей обучающихся"

Среди основных целей, на достижение которых должно быть направлено изучение русского языка в основной школе, первостепенной называется развитие творческих способностей обучающихся....

Мастер-класс по теме “Регионоведение на уроках немецкого языка с целью духовно-нравственного воспитания учащихся 6-8 классов в рамках реализации ФГОС ОО" (авторская работа)

С данным материалом я выступала перед учителями немецкого языка на региональном уровне. Вопросом краеведения я занимаюсь уже достаточное время. Это очень интересный и важный вопрос, особенно в наше сл...

«РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО И ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

Решению задач воспитания подрастающего поколения на традициях отечественной культуры, приобщению детей и подростков к отечественным ценностям во многом способствуют занятия русским народным танцем. Ве...

П Л А Н Воспитателя по самообразованию «Русская народная сказка – средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 22 «Город детства»П Л А НВоспитателя по самообразованию«Русская народная сказка – средство ду...