Доклад«Современный урок русского языка как средство развития творческих способностей обучающихся»
статья по русскому языку по теме

В данной работе раскрываются условия успешного развития творческих способностей школьников на уроках русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_kursy.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка

 

Одной из проблем, волнующей учителей, является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационно-потребностную сферу ребенка. Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу иногда, за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.

Использование на уроке занимательного материала, игровых технологий способствует  активизации их познавательной деятельности.

Курс русского языка в начальной школе вмещает в себя очень большой объем знаний из фонетики, графики и морфемики. Все это не только необходимо дать детям в теоретическом виде, но и отработать  умения и навыки. Можно давать все материалы в готовом виде: познакомить с правилами, привести примеры; но можно пойти другим путем: дать ученикам возможность испытать свои силы в умении увидеть закономерность.

Чтобы достичь этого «необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться. Принципы значимости учебной деятельности для ребенка имеют большое значение. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, и это в свою очередь способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. Ребенку трудно объяснить, для чего необходима самостоятельная деятельность на уроке, ведь не всегда результат этой деятельности положительный. И опять на помощь приходит игра, которая внесет интерес в самостоятельную деятельность учащихся и будет постоянным активизирующим фактором.

Но, занимаясь самостоятельной деятельностью на уроке, ученики не отправляются в «самостоятельное плавание». Учитель ненавязчиво корректирует их деятельность, чтобы не нарушался принцип научности при получении знаний.

Создание игровых ситуаций на уроке, использование занимательного материала позволяет решить задачи учебной деятельности, в которой органично включен ученик как субъект деятельности. Активность работы обусловлена противоречием между настоятельной необходимостью введения продуктивных творческих приемов обучения и недостаточной разработанностью методики их использования в начальной школе.

Над проблемой активизации познавательной деятельности на уроках русского языка я начала работать с 2009 года. Причинами выбора темы стали психологические, интеллектуальные, личностные качества моих первоклашек. Сейчас по четырёхлетней программе начальных классов дети могут идти в школу с 6,5 лет. В моём   1 классе, в котором я работаю с 2009 года  23 ученика (11 мальчиков, 12 девочек).  Из них 20% детей не было 7-ми лет. С первых же дней обучения стала замечать отсутствие внимания у 50% детей класса, в состав которых входят все шестилетки. В связи с этим, конечно же, возникла проблема – недостаточное развитие познавательной активности детей на уроках. В целях преодоления данной проблемы передо мной встал вопрос, как сделать привычную и, казалось бы, однообразную работу интересной и увлекательной. “Шестилетки”, обладая огромной энергией, стремлением к знаниям, не имеют того трудолюбия, усидчивости, внимания, которые так необходимы педагогу для организации учебного процесса. Именно это и заставило меня постоянно придумывать на уроках  что-то новое, совершенствовать уже известное.

Современная школа находится в поиске моделей обучения, которые могут обеспечить разностороннее развитие личности с учетом их индивидуальных психофизиологических и интеллектуальных возможностей. Наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающей максимально комфортные условия, являются нестандартные уроки, уроки с использованием игровых технологий.

На таких уроках ненавязчиво обогащается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное – огромный эффект: ни одного зевающего на уроке! Всем интересно. Дети играют, а, играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка знания по русскому языку. А звонок, который сообщает об окончании урока, больше раздражает, чем радует. В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Систематическая работа в этом направлении благотворно сказалась на формировании у учащихся устойчивого интереса к учению, обогащению словарного запаса, активизации внимания детей, активизации их познавательной деятельности на уроках русского языка. При использовании нетрадиционных приемов обучения, а именно включение в урок дидактических игр, позволяет увеличить активность познавательной деятельности учащихся младших классов на уроке.

 

Статья "Активизация познавательной деятельности учащихся коррекционной школы на уроках русского языка"


Активизация познавательной деятельности школьников – актуальнейшая проблема современной педагогики. Для учителей это давно азбучная истина: если школьники хотят овладеть знаниями, имеют мотивацию к обучению, то эффективность познавательного процесса существенно возрастает. Но в последнее время всё чаще замечаешь: дети не хотят учиться. В чём же причины этого нежелания? Таковых, на мой взгляд, немало. Это и неумение преодолевать трудности познавательной деятельности, и огромный объём учебного материала, и отвлекающие факторы полнокровной детской жизни, и однообразие и монотонность учебного процесса. Очевидно, что причины нежелания учиться бывают самые разные. И не все из них легко устранить. Можно ли в этих условиях обеспечить не только желание школьников учиться, но и их упорную, постоянную и активную познавательную деятельность?

Поскольку я работаю в коррекционной общеобразовательной школе VII вида, учащиеся которой, в основном, имеют невысокую степень мотивации к обучению, передо мной всегда стоит задача повысить интерес детей к процессу обучения, включить их в активную познавательную деятельность по приобретению знаний. Считаю, что результата в решении этой задачи педагог может добиться, обладая рядом личностных качеств: стремлением к максимальной гибкости, способностью к сопереживанию, сочувствию, восприимчивостью к потребностям учащихся, умением придать преподаванию личностную окраску, эмоциональной уравновешенностью, уверенностью в себе, доброжелательностью. Чтобы воспитать у ребёнка здоровое стремление к достижению намеченной цели, учитель сам должен испытывать искренний интерес к своей деятельности и объективно относиться к успехам и неудачам учеников. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. Именно на развитие устойчивого познавательного интереса учащихся я и делаю акцент в своей педагогической деятельности. В решении этой задачи мне помогают чёткое планирование структуры урока, использование различных форм обучения, тщательно продуманные методы и приёмы подачи учебного материала. Чёткое структурирование облегчает восприятие материала школьниками. Если одни идеи вытекают из других, если ясна связь и обоснована последовательность сообщаемых сведений, школьники легче воспринимают, осознают и запоминают их. Изложение материала должно быть логичным, ярким, увлекательным. Это побуждает учащихся слушать то, что говорит учитель, полностью включаться в процесс познания.

На уроках русского языка важно своевременное чередование различных занятий, более напряжённых умственных действий и кратковременных расслаблений, дающих необходимый отдых, направленных на сбережение физического и психического здоровья детей. Это укрепляет работоспособность школьников и их желание овладевать знаниями. Новизна материала, необычность его подачи также побуждают учащихся лучше присмотреться к прежде неизвестному и разобраться в нём. При этом педагог должен опираться на природную любознательность учеников. Считаю своей задачей всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить что-то новое, ранее неизвестное. Кроме того я всегда помню, что интерес вызывает только полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовлю материал для уроков. Стараюсь создавать ситуацию успеха на каждом уроке, так как считаю это самым эффективным стимулом познавательной деятельности. Ситуация успеха удовлетворяет потребность каждого школьника в самоуважении и повышении престижа, что в конечном итоге ведёт к сохранению и укреплению психического здоровья ребёнка. Важен и такой стимул, как оценка. При её выставлении необходимо максимально доброжелательное отношение учителя к ученику, что позволяет выставить адекватную оценку даже слабому учащемуся. Иногда для создания ситуации успеха могу незначительно завысить оценку, но только в том случае, если уверена в поддержке и понимании ситуации в классе. 

Желая сформировать у своих учеников мотивацию к достижениям, не требую от них приложения сверхусилий, ставя перед ними посильные задачи. Ребёнок должен иметь возможность выбора, и здесь мне помогает дифференцированный подход к обучению. Например, готовя карточки для урока русского языка, я стараюсь сделать три варианта заданий, рассчитанные на сильного, среднего и слабого ученика. Конечно, нельзя навязывать школьнику тот или иной уровень сложности, но тактично посоветовать, помочь сделать адекватный выбор – обязанность педагога.

Часто на уроках русского языка для активизации познавательной деятельности учащихся создаю проблемные ситуации, ситуации затруднения, которые побуждают учащихся к поиску, доказательству, обоснованию. Важно давать такие задания, которые учащиеся воспринимают как посильные, но для выполнения которых у них недостаёт каких-либо знаний или умений. Вслед за проблемной ситуацией, создающей психологические предпосылки для активного усвоения новых знаний, учащиеся сами или с помощью учителя ищут правильное решение. Например, даю школьникам предложения с союзами, соединяющими однородные члены и части сложного предложения, предлагаю выявить сходство и различие. Для облегчения задачи использую иллюстрирование. Создаётся ситуация поиска, в результате которой коллективными усилиями учащиеся решают поставленную перед ними проблему, обобщают, делают выводы.

Пробуждению интереса к изучаемому материалу способствует и использование нестандартных форм урока, которые отличаются от традиционных новизной и оригинальностью. Особенно такие уроки уместны при повторении и обобщении изученного материала, а цель их – привитие интереса к учёбе в целом и к урокам русского языка в частности. Например, для организации итогового повторения по теме «Фразеология» в 6 классе можно провести урок-КВН, а , систематизируя и обобщая изученное по теме «Наречие» в 7 классе – урок – «космическое путешествие». Целесообразно использовать не только уроки на игровой основе, но и такие нестандартные формы, как урок-диспут, урок-семинар, урок-викторину, урок-зачёт.

Для оживления интереса учащихся в традиционный урок ввожу элементы игры: разгадывание кроссворда по теме, решение ребусов, шарад. Особенно актуальны эти виды работы при изучении темы «Фонетика», «Лексика и фразеология», однако иногда они бывают полезны и для выработки у школьников орфографической зоркости, навыка правописания. Для организации такой работы чаще всего использую объединение в группы и команды, так как общеизвестно стремление подростков к общению, страх перед изоляцией. В результате совместных усилий учебные достижения заметно улучшаются.

Считаю эффективными и систематически использую на уроках русского языка опорные схемы. Яркие и аккуратно оформленные, они вызывают интерес у детей, активизируют их внимание, помогают запоминать сложный материал. С целью предоставления возможности каждому ученику сообщить о своих успехах сверстникам, снятия неуверенности слабых учеников перед сильными использую такую активную форму работы, как взаимоконтроль. Перед применением данного вида деятельности провожу подготовительную работу с учащимися по развитию у них умения давать оценки ответам, обращая особое внимание на доброжелательное отношение «учителей» к ученикам. Чтобы избежать возникновения напряжения в отношениях, расширить круг общения, состав  пар желательно менять. В роли «учителей» могут выступать все ученики, даже самые слабые. Взаимоконтроль учащихся использую на уроках как при проверке теоретического материала, так и при контроле выполнения различных упражнений.

Активизирует познавательную деятельность школьников и работа в малых группах, направленная на формирование навыка грамотного правописания через сравнение слов в полученном тексте с эталоном. На подготовительном этапе составляю текст, в котором специально допускаю ошибки на изученные орфограммы. Ученики разбиваются на малые группы от 3 до 4 человек. В группе должны быть разные по уровню обученности дети. Вначале каждый сам читает текст, находит ошибки и исправляет их синей пастой. Затем проводится коллективный поиск ошибок в группах и исправление  их зелёной пастой. Если есть расхождения во мнениях, то ученики сверяются со словарём либо консультируются у учителя. При проверке работ педагог видит степень усвоения материала каждым школьником: если в работе преобладает синий цвет, это говорит о высокой степени грамотности ребёнка, если зелёный – о том, что ученик не совсем хорошо усвоил изученный материал, а учителю предстоит дальнейшая работа по устранению пробелов в знаниях и коррекции.

Использование различных приёмов, форм, методов на уроках русского языка ведёт к пробуждению интереса обучающихся к предмету, что помогает активизировать познавательную деятельность школьников, а это, в свою очередь, не может не воздействовать на формирование мотивации к обучению. Заинтересованный, активный ребёнок имеет более высокую мотивацию по сравнению с ребёнком пассивным, равнодушным. Успехи же в учении ободряют, воодушевляют школьника, помогают ему раскрыться как личности.

Активные формы работы на уроках русского языка.

Важнейшим условием благополучия внутреннего мира и становления психически здоровой личности ребёнка является его успешность в учёбе. «Подросток теряет интерес к учению не потому, что перестал считать его важным, значительным для себя делом, а потому что устал от неудач в нём» (Созонов В.П. «Как найти в себе точки опоры».). Как помочь ребёнку утвердиться в учёбе, как оградить его от неудач или хотя бы уменьшить их количество? Предлагаемые ниже методы, приёмы и формы работы, практикуемые мною более двух десятилетий, помогают решению этой проблемы: способствуют выработке прочных знаний без приоритетного и зачастую непродуктивного заучивания правил, вырабатывают у школьника навыки самообразования, помогают ему обрести веру в свои силы.

Во время любой учебной работы разрешаю учащимся пользоваться справочником. Общая тетрадь в 80 листов, которую заводит каждый ученик 5 класса и ведёт до выпуска из школы, поделена на 3 неравные части. Главный раздел справочника - таблицы, образцы рассуждений применения правила. Вот как выглядят некоторые таблицы:

Характеристика предложения.

1. По цели высказывания:

   а) повествовательное (содержит сообщение);

   б) вопросительное;

   в) побудительное (содержит совет, просьбу, требование, приказ).

2. По эмоциональной окраске:

   а) восклицательное;

   б) невосклицательное.

3. По числу грамматических основ (по грамматическому составу):

   а) простое;

   б) сложное.  

4. По средствам связи простых предложений в составе сложного:  

   а) сложносочинённое;    

   б) сложноподчинённое;  

   в) бессоюзное.

5. По строению грамматической основы:                                                                                      

а) двусоставное;

б) односоставное:

определённо-личное

неопределённо-личное

обобщённо-личное

безличное

назывное

6. По наличию второстепенных членов предложения:

   а) распространённое;    

   б) нераспространённое.              

7. По полноте состава:

   а) полное;

   б)  неполное.

8. Чем осложнено:

(однородными членами предл., двумя (тремя) рядами однород. членов, обращением, вводным словом (предл.), сравнительным оборотом, обособленными членами предл., уточняющими членами предл.)

Эту таблицу, как и многие другие, записываем не всю сразу, а постепенно, по ходу нарастания знаний. Показываю, что нужно оставить, предположим, 6 строчек, а когда возвращаемся к заполнению пропусков, учащиеся наглядно убеждаются в том, как много они уже знают. Они начинают понимать взаимосвязь учебного материала. Кроме того, записывая таблицу, учатся грамотно писать термины, оформлять сложный план.

Таблица «Правописание О - Ё после шипящих» показывает зависимость выбора буквы от того, в какой части слова она находится и какой части речи принадлежит данное слово.

 

В корне словa.

В суффиксaх и окончaниях  глaголов и причaстий.

В суффиксaх и окончaниях   сущ, прил, нaреч.

всегдa  Ё

шёпот-шептaть                    пошёл-шедший

ИСКЛ: шов, шорох, крыжовник, капюшон, шорты, обжора, изжогa, шок,  чопорный

Я ожёг(гл) руку.

У меня сильный ожог(сущ)


     

всегдa  Ё

жжёт, печёт, выкорчёвывaть,                  сожжённый

в сущ, прил, обрaзовaнных от глaголa:

ночёвкa-ночевaть, сгущёнкa-сгущённый,      копчёности-копчёный

Стaвлю удaрение

с добычей-сущ; волчонок-сущ;

свежего-прил, кумaчовый-прил; неуклюже-нaреч, горячо-нaреч;

ЗAПОМНИ:

дирижёр

ухaжёр

тренaжёр

Н – НН  в наречиях, кратких прилаг. и кратких причастиях.

Даю правило – помощник.

1.Часть речи?                                                                                                                                        

2.В наречии (отвечает на вопрос как? и относится к глаголу) – столько  Н, сколько в исходном слове.

3.В кратком прил. (отвечает на вопрос каково? но имеет переносное значение, можно заменить полным прилаг., подобрать синоним – прилаг.) – столько Н, сколько в полном прилаг.

4. В кратком причастии (каково? но его можно заменить глаголом) – всегда одна Н.

Запишите в справочник, но творчески: используйте другую форму расположения записи, умело пользуйтесь цветом. Почему после наречия лучше записать о кратком прилагательном, а не о кратком причастии?

Пример работы учащихся:

     

наречие

краткое прилагат

краткое причастие

как?                               относится к глаголу

каково?  но                          имеет переносное значение, можно заменить  полным прил. или полным прилагат.

каково? но                        можно заменить глагол.  ЧТО СДЕЛАНО?

столько Н, сколько в        исходном слове.               Шумело (как) взволнованно (взволнованный)

столько Н, сколько в исходном слове.                              Её лицо (каково? какое?) взволнованно  (взволнованное = тревожное)

Всегда одна Н

Море (каково? что сделано?) взволновано  (взволновалось)                                

                                                                                                                   

Первое время записи делают только под моим руководством, затем многие таблицы и даже сводные составляются учащимися самостоятельно, на конкурсной основе. Такие задания развивают умение сжать информацию, выделить главное, умело расположить материал, подобрать примеры; да и использование 2-3 цветов пасты для оформления заставляет учащихся мыслить.

Система опорных таблиц приучает думать, учащиеся составляют в меру своих способностей варианты наилучшего размещения материала и запоминания его. Умело составленная схема позволяет экономными средствами сосредоточить внимание учащихся на определённом явлении, приучает сравнивать, находить общее и различное в сопоставимых фактах, обосновывать свои решения, вырабатывает навыки самоконтроля – словом, помогает активизировать репродуктивную деятельность учащихся, повышает её развивающий потенциал, обеспечивает более глубокое и прочное усвоение материала.

Схемы и таблицы специально не заучиваются, это происходит само собой в результате многократного обращения к ним на уроках и во время самоподготовки, в процессе выполнения заданий видоизменить таблицу или воспроизвести её через примеры, сравнить с тем, что предлагает учебник, мотивировать, чем твой вариант исполнения таблицы лучше.

Необходимость обратиться к таблицам возникает на каждом уроке. Ведь по ходу урока периодически приходится обращаться к старому, давно пройденному материалу. Ради экономии времени часто учитель напоминает правило сам, а такие тетради помогают быстро найти ответ самим учащимся. Неслучайно ребята нашли хорошее название для этой тетради – «палочка – выручалочка». Кроме того, слабоуспевающие школьники, пользуясь справочником, усваивают сложный для них вид деятельности, не отнимая времени от общей работы класса, не вызывая раздражения у остальных учащихся, занятых другой работой. И хотя пособий – таблиц на печатной основе продается предостаточно, но в своём справочнике ориентироваться легче, свои таблицы понятнее.

Таким образом, ведение справочника, возможность в любой момент найти ответ на вопрос снимает напряжённость учащихся на уроке, они видят, что учитель не «подлавливает» на ошибках, а заинтересован в их успехах, стремится помочь им. «Чтобы детям было интересно учиться, вовсе не обязательно делать каждый урок занимательным. Секрет интереса вовсе не в занимательности, а в успехах детей, в их ощущении роста. Вчера не понимал – сегодня понял. Вчера не умел – сегодня научился» (Сухомлинский В.А. «Всё начинается с учителя»).

Вторая часть справочника называется «Словарик». Третья часть – «Мои ошибки» появилась после того, как прочитала статью Карасик Л.А. «Цепочка грамотности» в журнале «Русский язык в школе» за 1998 год №3. После каждой самостоятельной работы (диктанта, изложения, сочинения) ученики заполняют этот раздел.

дата

вид

работы

оценка

кол-во ошибок

ошибки

8.09.2008.


17.09.2008.


26.09.2008.




1.10.2008.



17.10.2008.

Сл/дикт.


Сл/дикт


Сл/дикт




Соч.



к/д



4


4


2




3/3



3

1


1


5




4-1-2



1-5

Благословение


Ультразвук


дистиллированная, искусственный, географические, метеорологическая, мелкомасштабные.


посвящена, взглянуть, внимательно, возвращаться


влетел

Летите, глупышки, по своим делам.

Мне стало жалко и воробья, и муху.

Как маленький вертолёт, висел в воздухе воробей.

Вот воробей разлетелся и вдруг через форточку пулей влетел в комнату. В воскресенье я проснулся рано утром, посмотрел в окно.

Правописание всех слов, в которых были допущены ошибки, дети должны знать, ведь на любом уроке, когда ученик будет отвечать у доски, ему будет предложено написать 2 – 3 «его» слова. Да и родителям легче проследить за грамотностью своего ребёнка. Они знают, за что получена та или иная оценка.

Кроме ведения справочника, стараюсь, чтобы на каждом уроке была установлена прочная обратная связь учителя со всеми учениками. Учитель должен быстро и дифференцированно оценивать знания каждого учащегося, владеть информацией о знаниях и затруднениях учеников, то есть управлять процессом усвоения материала, процессом обучения. В этом мне очень помогают карточки с выборочным ответом. Перфокарты к ним выполнены родителями на заводе из оргстекла в добрые ещё времена. Каждая перфокарта имеет 10 рядов круглых отверстий по 5 в ряду. Всего 50 отверстий. Чтобы быстро нарезать рабочие листочки, размер перфокарты – половина тетрадной страницы. Для того чтобы собранные на проверку рабочие листки можно было складывать механически, не разбирая, левый верхний угол их срезан. Такой же срез имеется на перфокартах. Даже необычайный вид карточки из оргстекла вызывает у ребят желание работать. На пачку собранных рабочих листков накладываю контрольный лист, шилом прокалываю места правильных ответов. На проверку затрачиваю минут 10. Другое дело – составить эти карточки. Но затраты времени на подготовку к уроку компенсируются экономией времени на уроке. Применение карточек с выборочным ответом не только обеспечивает объективное определение уровня знаний и умений, но и стимулирует процесс учения.

Приведу несколько примеров карточек с выборочным ответом.

Правописание корней с чередованием а – о.

Вариант 1.

1.Пышная р_стительность

2.Новая отр_сль

3.Выр_щенный юннатами

4.Вишенка подр_стала

5.Быстро повзр_слели

6.Предл_гать способ решения

7.Вл_жить большой труд

8.Уютно распол_житься

9.Небольшой р_сточек

10.Уменьшить сл_гаемое

             1- а

             2- о

             3- искл.

И более трудное задание, когда приходится выбирать слово с чередованием гласных в корне, не путать с корнями, где гласная проверяется ударением, то есть ученик решает задачу со сходными, но неодинаковыми условиями, требующими различных способов действий.

Чередование а - о в корнях

Вариант 1

Отметьте слова с чередованием а - о в корне, 1-я колонка – a, 2-я колонка - о.

1. прил..гать усилия

2. большая скор..сть

3. быстро пос..деть

4. лампочки перег..рают

5. сл..жить вещи

6. маленькая к..сичка

7. к..сательная линия

8. к..снется жителей

9. ог..рочек свечи

10. ог..рчить родителей

1. к..саться рукой

2. прик..сновение металла

3. молодой к..сарь

4. неприк..сновенный запас

5. предл..гать свой план

6. кости ср..стутся

7. мелкие р..синки

8. дружно р..сти

9. лодки соприк..снулись

10. рыбачили на з..ре

 Контрольный листок выглядит так

     a  о  a  о                                                                                                                                              

 1.х       х

 2.             х

 3.

 4.    х       х

 5.    х   х

 6.         х

 7.х

 8.    х   х

 9.х            х

10.        х

Другая тема: «Правописание О-Ё после шипящих». Сначала отрабатываем навык правильно выбирать гласную в корне.

О-Ё после шипящих в корне слова, вариант №1.

Отметьте слова, в которых после шипящих в корне пишется «о».

1. ш..лк

2. беч..вка

3. ж..лудь

4. ш..пот

5. ш..рох

6. ж..лтый

7. ч..рствый

8.  ч..лка

9. ж..нглер

10. щ..тка

1. трещ..тка

2. выч..ркивать

3. ш..колад

4. ч..рточка

5. расч..ска

6. капюш..н

7. ч..ткий

8. ж..нглер

9. ж..рнов

10. реш..тка

1. щ..чки ребенка

2. ш..пот листьев

3. ч..рствый хлеб

4. услышал ш..рох

5. щ..лканье белки

6. густая ш..рстка

7. варенье из крыж..вника

8. искусный ш..в

9. воздать поч..т

10. красивый капюш..н

Следующее задание сложнее, оно требует больших мыслительных операций: если буква пропущена в корне, использую одно правило; если в окончании – другое.

Правописание О-Ё после шипящих, вариант №2.

1. ч..рствый хлеб

2. детский капюш..н

3. зарастало камыш..м

4. ж..сткий вагон

5. плеч..м к плечу

6. любовались пейзаж..м

7. громкий ш..пот

8. жгуч..го вопроса

9. под горячим луч..м

10.мышиный ш..рох

1-я колонка — в корне «ё»,

2-я колонка — в корне «о»,

3-я колонка — в окончании «ё»,

4-я колонка — в окончании «о».

                                           

   И самое сложное задание на эту тему:

О-Ё в разных частях слова и разных частях речи.

Вариант 1.

Отметить слова, в которых пишется «о».

1. ш..потом

2. печ..ный

3. крыж..вник

4. ноч..вка

5. старич..к

6. ч..порный

7. ш..коладное

8. щ..лка в двери

9. тренаж..р

10. ш..рстка

1. холщ..вый

2. деш..вый

3. корч..вка пней

4. заж..г

5. пш..нка

6. кош..лка

7. лж..т

8. ш..рох

9. девч..нка

10. обж..ра

1. плеч..м

2. уч..ба

3. чащ..ба

4. деш..вый

5. туш..нка

6. дириж..р

7. испеч..т

8. кипяч..ный

9. ж..луди

10. сильный ож..г

Составлены карточки правописания НЕ с разными частями речи с постепенным усложнением задания: сначала НЕ с существительными, НЕ с прилагательными, НЕ с глаголом, НЕ с причастием. Итоговые задания выглядят тaк: одно - вспомнить, кaк пишется НЕ со всеми частями речи, но часть речи указана; в другом задании - часть речи должны определить сaми.

«НЕ» с существительными.

Вариант №1.

Отметить те предложения, в которых «не» с существительными пишется раздельно.

  1. (Не)достатки перенимать легко, а достоинства — трудно.
  2. (Не)счастье, а новые испытания ждали нас.
  3. Сей в (не)настье, убирай в вёдро.
  4. Ум не терпит (не)воли.
  5. Ученье — красота, а (не)ученье — слепота.
  6. Друг — спорит, а (не)друг поддерживает.
  7. (Не)небесам чужой отчизны, я песни родине слагал.
  8. Всегда тревожно и боязно перед (не)известносью.
  9. Отнюдь (не)погода была причиной плохого урожая.

10.(Не)упрямством можешь всего добиться, а настойчивостью.

«НЕ» с прилагательными.

Вариант №1.

Отметить предложения, в которых «не» пишется раздельно.

  1. (не)глубокий пруд
  2. (не)ряшливо одетый человек
  3. вовсе (не)интересный собеседник
  4. в (не)дружной семье добра (не)бывает
  5. (не)большое расстояние
  6. Без хвоста и ворона (не)красива.
  7. (не) громкий, а тихий звук
  8. пруд (не)большой, а глубокий
  9. Муравей (не)велик, а горы копает.

10.Пришел невод с одной рыбкой, да (не)простою рыбкой — золотою.

«НЕ» с причастиями.

Вариант №1.

  1. (не)замеченная ошибка
  2. гласные, (не)проверяемые ударением
  3. (не)продуманный ответ
  4. решение (не)продумано
  5. работа (не)закончена мною
  6. (не)законченное сочинение
  7. (не)прочитанная книга
  8. (не)отправленное письмо
  9. никем (не)упакованные товары

10.ещё (не)прочитанная книга

1-я колонка — пишется слитно,

2-я колонка — пишется раздельно.

Правописание «НЕ».

Вариант №3.

Найдите предложения, в которых «не» пишется слитно

  1. с существительными
  1. их ожидал (не)успех, а провал
  2. сей в (не)настье, а убирай в вёдро.
  3. (не)взгоды закаляют характер
  4. И волны и суша покорны тебе, завидует (не)друг столь дивной судьбе.
  5. С (не)привычки туманится и тяжелеет голова.
  1. с прилагательными
  1. Он человек далеко (не)молодой, лет около 45.
  2. Роста он был (не)большого, сложен щеголевато.
  3. (Не)красна изба углами, красна пирогами.
  4. В (не)обыкновенной тишине зарождался рассвет.
  5. Солнце жгло по-вчерашнему, воздух был (не)подвижен.
  1. с глаголами
  1. (Не)взлюбила мачеха свою падчерицу.
  2. Миномет бил до тех пор, пока до окопа (не)добежали краснофлотцы.
  3. Завод (не)довыполнил план второго квартала по вине смежников.
  4. Видит око, да зуб (не)ймет.
  5. Море (не)истовствало всю ночь.
  1. с деепричастиями
  1. (Не)навидя, кляня и любя: за мученья, за гибель — я знаю, все равно: принимаю тебя.
  2. Владимир шел, (не)разбирая дороги.
  3. Читать, (не)размышляя, что есть (не)пережевывая.
  4. Алексей упал в снег, (не)отрывая глаз от противника.
  5. Он остановился, (не)доумевая.
  1. с местоимениями
  1. Не/у/кого искать защиты.
  2. Не стыдно молчать, коли (не)чего сказать.
  3. Остер меч, да (не)кого сечь.
  4. Дышать уже быдо (не)чем.
  5. Торопиться было не/к/чему.
  1. с причастиями
  1. Телегин сложил (не)дочитанное письмо.
  2. Солнце яркое, но (не)греющее смотрело холодно с высоты неба.
  3. Ленинград — это город, воплощающий в себе (не)меркнущие идеи Октября.
  4. Комната была (не)освешена, т.к. лампочки были не зажжены.
  5. Перед молодыми весь мир, еще (не)открытый ими.

«НЕ» с разными частями речи (после изучения деепричастия).

Вариант №1.

Отметить случаи, когда «не» пишется раздельно.

  1. (не)останавливаться ни перед какой преградой
  2. никем (не)исследованная местность
  3. никогда (не)знавшие страха
  4. (не)обыкновенное происшествие
  5. (не)сожалея о случившемся
  6. вовсе (не)интересная книга
  7. (не)сдавшиеся на милость врага
  8. (не)погибшая, а возрожденная из пепла земля
  9. посуда (не)убрана

10.(не)дорогой, а красивый ситец

Другая трудная тема: правописание Н-НН в прилагательных, причастиях и наречиях.

НН и Н в прилагательных.

Вариант №2.

Отметить слова, в которых пишется НН.

  1. клюкве..ый кисель
  2. деревя..ая ложка
  3. льня..ая скатерть
  4. звери..ый след
  5. мыши..ая норка
  6. дли..ая дорога
  7. карти..ая галерея
  8. искусстве..ый шелк
  9. безветре..ый день

10.чугу..ая решетка

  1. соломе..ая крыша
  2. ветре..ая погода
  3. карма..ые часы
  4. серебря...ое кольцо
  5. стекля..ый шар
  6. оловя..ая ручка
  7. гости..ый двор
  8. стари..ая шкатулка
  9. комари..ый писк

10.утро безветре..о

Н и НН в прилагательных и причастиях.

Вариант 1

Отметить те случаи, когда пишется одна Н.

1. поляна освеще…а

2. книга интерес…а

3. комиссия образова…а

4. размеша…ые краски

5. бесце…ая вещь

6. выкраше…ые скамейки

7. безветре…ый день

8. оловя…ый солдатик

9. вяза…ая мамой кофта

10. даль тума…а

1. рассея…ый мальчик

2. исправле…ая работа

3. замеше…ое тесто

4. книга прочита…а

5. кожа…ый портфель

6. здание построе…о

7. исписа…ый лист

8. слома…ый стул

9. непокраше…ый пол

10. коше…ая в саду трава

Н и НН в кр. прилагательных, кр. причастиях и наречиях.

Вариант 1

Отметить те случаи, когда пишется НН.

  1. Это общество было организова…о недавно.
  2. Заседание совета школы прошло организова…о.
  3. Моя подруга организова…а и внимательна.
  4. Решение было давно мною обдума…о.
  5. Ученик отвечал  на вопросы учителя обдума…о и чётко.
  6. Мать удивлё…о посмотрела на сына.
  7. Большинство присутствующих было удивле…о словами товарища.
  8. На территории нашей республики сосредоточе…о много промышленных предприятий.
  9. Зрители сосредоточе…о смотрели передачу, посвящённую космосу.
  10. Лицо старика было хмуро и сосредоточе…о.

Количество карточек по всем основным темам орфографии и пунктуации  (около 80 тем) рассчитано на количество учеников в классе; карточки разложены в ящиках с указанием тем, поэтому не затрачивается время на поиски нужного материала к уроку. Использование их самое разнообразное: для комментированного письма, для подбора примеров, иллюстрирующих то или иное правило, для работы с теми, кто не усвоил тему, забыл материал. Задания разные по объёму и сложности.

Активность учащихся на уроке сама по себе не возникает, она является следствием целенаправленных педагогических воздействий. Невозможен какой-либо разговор о предмете без сформированного интереса к нему. Интерес не только способствует развитию интеллекта, но и является одной из движущих сил развития личности в целом, превращения знаний не просто в «усвоенную информацию», a в духовный багаж человека. Одно из условий, при котором возникает и развивается интерес, - понимание нужности изучаемого, осознанная потребность в усвоении знаний и умений, результативность, причём не в отдалённой перспективе только, a ежедневно. Ученик должен ощутить практическую пользу и ценность того, чем он занимается на каждом уроке. Для решения этой задачи очень часто использую на уроках  игру «четвёртый лишний». Например, так начинаю урок, тема которого «Н и НН в прилагательных». На доске заранее записаны 4 словосочетания:

песча/н,нн/aя отмель

овся/н,нн/aя кашa

тума/н,нн/aя даль

серебря/н,нн/aя ложка

Ученики, устно работaя в паре, находят лишнее прилагательное – туманное - качественное прилагательное, остальные - относительные. учитель говорит, что найти другой вариант «четвёртого лишнего»,- значит узнать, сколько Н пишется в прилагательных. Это задача урока.

Или: почему важно знать спряжение глаголa?

Подбираю слова, чтобы показать значимость темы:

колыш/у,a/тся ветви

постел/е,и/шь простыню

узнa/е,и/те новости

зaкле/ю,я/т конверт

Изучаем правописание суффиксов прилагательных –К- и –СК-. Прочитaем словa:

немец/к,ск/ий

фрaнцуз/к,ск/ий

рус/к,ск/ий

мaтрос/к,ск/ий

Найдём четвёртое лишнее. Конец каждого слова звучит одинаково. На слух невозможно определить, какой писать суффикс. Задача урока - разобраться в этом.

Вот ещё 4 слова:

/не/брежный, /не/вежественный, /не/аккуратный, /не/ряшливый.

Да, вы правы: три из этих прилагательных пишутся с НЕ слитно, a вот слово неаккуратный можно записать и слитно, и раздельно. Разберёмся.

Прочитаем три предложения:

Общество организова/н,нн/о недавно.

Секция прошла организова/н,нн/о.

Девочка внимательна и организова/н,нн/а.

На слух последнее слово во всех трёх предложениях звучит одинаково, но слуху не доверяю, a рассуждаю. Это задача сегодняшнего урока.

Подбирают четвёрку слов и сами ученики:

Р..стает быстро                          Неприятная сыр..сть

Новая отр..сль                            Мощно разр..стается

Неожиданно выр..сли               Кости ср..стутся

Дружно р..сти                            Чахлый р..сточек

Нравятся диктанты по аналогии:

Пять задач..

Скворч..нок

Изво..ик

Пузырёч..к

В постел..

/не/счастье

Что объединяет все слова? Подберите по 3 примера на каждый случай.

Ученикам интересно составлять раздаточный материал самим. Из тетради для словарных диктантов выбирают 10 трудных слов, лучше те, в которых сами когда-то допустили ошибки. Затем находят ошибкоопасные места и заменяют буквы точками. Оказывается, это не так-то просто сделать. Но потраченное время окупается. Происходит попутное повторение, причём более продуктивное, осмысленное, ученики начинают понимать законы орфографии. Кроме того, позиция учеников при этом не «я - экзаменующийся», a              «я - экзаменующий». Карточки выполняют ученики параллельного класса и возвращают на проверку составившим ученикам.

Обобщая свой опыт, поделилась теми методами, приёмaми и формaми работы, которые, кaк мне кажется, помогaют пробудить заложенное в каждом ребёнке творческое начало, учат трудиться.

«Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология на науке. С искусства всё начинается, технологией заканчивается, чтобы затем всё началось сначала.»/Беспалько В.П. «Слагаемые педагогической технологии»./


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассная работа как средство развития творческих способностей обучающихся ( Из опыта работы учителя русского языка и литературы)

Актуальность выбранной темы обусловлена современными тенденциями социально-экономического развития нашей страны, повышением роли человеческого фактора во всех сферах деятельности, которые предполагают...

Использование метода проектов как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках английского языка.

Объектом моей работы является метод проекта, как один из методов обучения английскому языку. Предметом является выявление роли поэтапной работы над проектом как фактора успешной организации проектной ...

Реферат на тему "Современный урок русского языка как средство развития творческих способностей обучающихся"

Среди основных целей, на достижение которых должно быть направлено изучение русского языка в основной школе, первостепенной называется развитие творческих способностей обучающихся....

Обобщение опыта по теме:«Исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное время как средство развития творческих способностей обучающихся»

Ведущая педагогическая идеяВедущая педагогическая идея заключается в создании условий для успешной  исследовательской деятельности школьников на уроках биологии и во внеурочное время, что в...

«Игра как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках столярного дела»

laquo;Игра как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках столярного дела»...

Игра на уроках математики, как средство развития творческих способностей обучающихся

     Виды игр для детей очень разнообразны. Есть такие игры, которые предназна-чены специально для развития умственных способностей школьников, совершенс-твования и тренировки их...