Мастерская «Практико-ориентированные задания как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках химии»
методическая разработка по химии (9, 10, 11 класс)

Тоюшева Эльвера Петровна

Практико-ориентироанные задания по химии для обучающихся 9,10,11 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktiko-orientirovannye_zadaniya_na_urokah_himii.docx21.63 КБ

Предварительный просмотр:

Тоюшева Эльвера Петровна, учитель  химии МБОУ Бимской СОШ   Агрызского района  РТ

Выступление на районном обучающем химическом практикуме  учителей  химии

 «Применение инновационных подходов для развития функциональной грамотности учащихся на уроках химии»

Тема: «Практико-ориентированные   задания как средство развития творческих способностей   у обучающихся на уроках химии».

             Химия – один из самых трудных школьных предметов.   Предлагаемые задания  учебников - стандартные, а в жизни человек сталкивается с задачами нестандартными. Поэтому я   применяю на уроках учебных практико – ориентированные задания  по некоторым наиболее значимым темам курса химии. Содержание таких заданий опирается на программу соответствующего класса, несет познавательную нагрузку, искомые и заданные величины реальны. Для успешного выполнения таких заданий необходимо   умение логически мыслить и химическая интуиция.   Особенность этих заданий (необычная формулировка, связь с жизнью, межпредметные связи) вызывают повышенный интерес учащихся, способствуют развитию любознательности, творческой активности.

Тема “Вычисление массовой доли элемента”.

Задача 1.

При укусах муравьев на коже возникает чувство жжения в   результате действия этой кислоты. Установите ее молекулярную   формулу, если массовые доли элементов в ней составляют:      

                26,08% (С);    4,35% (Н);   69,56% (О).        

                Ответ : НСООН

Задача 2.

Клюква и брусника  могут очень долго храниться  в свежем виде без сахара, так как этому способствует наличие в них прекрасного консерванта – бензойной кислоты. Установите молекулярную формулу кислоты, если массовые доли элементов в ней составляют:

           углерода-68,85%,

           водорода- 4,92%,

           кислорода -26,23%

          (М=122г/моль)

Ответ: C6H5COOH

Тема “Щелочные металлы”.

Задача 1.

В 100 г кураги  содержится 2, 034 г калия. Сколько граммов кураги нужно съесть, чтобы получить суточную норму калия?

(суточная норма-3,5г)

 

      Ответ: m(кураги)сут=172 г. ;

 

Задача 2.

 Почему эскимосы употребляют в пищу очень мало соли?

Научно-популярная информация-подсказка. Согласно одной из научных теорий, все животные, обитающие на земле, включая человека, – потомки организмов, которые появились и жили в море. Жидкость тела этих созданий по составу была морской водой. Переселившись на сушу, они сохранили морскую воду в качестве жидкости своего тела. Но природа не в состоянии обеспечить живые организмы достаточным количеством соли в натуральном виде. Поскольку соль растворяется в воде, значительная ее часть вымывается из почвы дождевой водой в реки, моря и океаны. В результате произрастающие на земле растения содержат недостаточно соли. Вот почему животные, питающиеся растениями, нуждаются в соли. Организм каждый день теряет определенное количество жидкости, содержащей соль, и растительная пища не восполняет ее. Животным, питающимся другими животными, дополнительная соль не нужна. Они получают необходимую им соль из организмов своих жертв. Эскимосы питаются преимущественно мясом, поэтому потребность в соли у них очень мала.

Задание. Напишите формулы солей натрия.

(Ответ. NaNO3, NaF, NaI, NaBr, NaCl, NaNO2, Na2SO3.)

Формируемые специальные химические умения и навыки.

Научиться составлять молекулярные формулы солей.

Формируемые общеучебные умения.

• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;

• умение устанавливать причинно-следственные связи;

• создание собственного творческого продукта.

Тема «Щелочноземельные металлы»

Задача 1:

В организме взрослого человека содержится около 140 г магния, причем 2/3 от этого количества приходится на костную ткань. Подсчитайте, сколько атомов магния находится в:

   а) костной ткани;

  б) человеческом организме в целом.

  Ответ. а) 2,34•1023 молекул;     б) 3,5•1023  молекул.

 Задача 2:  

Суточная потребность организма в магнии составляет 0,2–0,4 г. Обеспечит ли суточную потребность организма в магнии добавление в пищу 1г сульфата магния при условии его полного усвоения?  

     

      Ответ : Да

Тема Реакции ионного обмена”.

Задача:

 Зачем древний индеец кормил своего петуха жемчугом, а через два часа забивал его и извлекал жемчуг?

Научно-популярная информация-подсказка. Жемчуг на 86 % состоит из карбоната кальция. При попадании жемчужины в желудок петуха верхний потускневший или поцарапанный слой растворялся в соляной кислоте желудочного сока, при этом улучшался блеск жемчужины.

Задание. Составьте уравнение химической реакции карбоната кальция с соляной кислотой.

(Ответ. CaCO3 + 2НCl  = CaCl2 + CO2 + H2O.)

Формируемые специальные химические умения и навыки.

Закрепить умения писать уравнения реакций нейтрализации; умение провести эксперимент.

Формируемые общеучебные умения.

• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения сущности явлений, происходящих в быту;

• умение устанавливать причинно-следственные связи;

• умение самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера;

• умение планировать эксперимент для подтверждения высказанного суждения.

Тема. «Реакции нейтрализации»

Задача:

Какие меры предприняли бы вы на месте медработника детского сада, если бы во время прогулки вашего подопечного укусили муравьи? (Ребенок жаловался бы на сильное жжение.)

Ответ. При укусах муравьев возникает чувство жжения в результате действия  муравьиной кислоты. Для нейтрализации кислоты надо протереть место укуса раствором гидрокарбоната натрия (пищевой соды). Этот раствор имеет слабощелочную среду.

Ответ:  NaHCO3 +  HCOOH= HCOONa + H2O + CO2 

Тема “Углерод”.

Задача

 Почему шахтеры в Западной Европе и на Руси в прежние времена, спускаясь в шахты, брали с собой канарейку?

Научно-популярная информация-подсказка. В прошлом были частыми случаи отравления людей в угольных шахтах угарным газом СО. Поскольку оксид углерода не имеет запаха, то опасность подступала незаметно. Шахтеры брали с собой канарейку в клетке в качестве индикатора: канарейки падают в обморок от присутствия в воздухе следов угарного газа и метана.

Задание. Установите молекулярную формулу данного оксида углерода, если массовые доли элементов в его молекуле составляют: С – 42,86 %; О – 57,14 %.

(Ответ: CO.)

Формируемые специальные химические умения и навыки.

Научиться решать задачи на установление молекулярных формул веществ по массовым долям элементов.

Формируемые общеучебные умения.

• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;

• создание собственного творческого продукта.

Тема “Карбоновые кислоты”.

Задача

Почему на Руси в деревнях раньше свежее мясо хранили в молочной сыворотке?

Научно-популярная информация-подсказка. Кислая сыворотка за счет ферментов, повышающих кислотность желудочного сока, и молочнокислых бактерий обладает дезинфицирующими свойствами. Именно поэтому раньше на Руси в деревнях свежее мясо клали прямо в сыворотку – так удавалось довольно долго сохранять его, не прибегая к какой-либо специальной обработке.

Задание. Установите молекулярную формулу бензойной кислоты, обладающей дезинфицирующими свойствами, если массовые доли элементов в ней составляют: С – 68,85 %, Н – 4,92 %, О – 26,23 %.

(Ответ. С7H6O2.)

Творческое задание. Подготовить сообщение “Химический характер житейских ситуаций” (уравнения химических реакций, встречающихся в быту).

Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться решать задачи на установление молекулярных формул веществ по массовым долям элементов.

Формируемые общеучебные умения.

• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений, происходящих в природе;

• умение работать с различными источниками информации;

• умение самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера;

• овладеть основными видами публичных выступлений.  

Творческое задание. Сформулировать план-программу нового журнала по химии “Химический состав лекарственных растений”.

Формируемые специальные химические умения и навыки. Научиться решать задачи на установление молекулярных формул веществ по массовым долям элементов.

Формируемые общеучебные умения.

• Умение использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни для объяснения явлений в природе;

• умение грамотно излагать мысли;

• умение самостоятельно создать алгоритм деятельности при решении проблем творческого характера.

  Список использованной литературы.
1. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. – М.: АРКТИ, 1999.
2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад«Современный урок русского языка как средство развития творческих способностей обучающихся»

В данной работе раскрываются условия успешного развития творческих способностей школьников на уроках русского языка....

Использование метода проектов как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках английского языка.

Объектом моей работы является метод проекта, как один из методов обучения английскому языку. Предметом является выявление роли поэтапной работы над проектом как фактора успешной организации проектной ...

Реферат на тему "Современный урок русского языка как средство развития творческих способностей обучающихся"

Среди основных целей, на достижение которых должно быть направлено изучение русского языка в основной школе, первостепенной называется развитие творческих способностей обучающихся....

Практико-ориентированные и экологические задания как средство развития творческих способностей и воспитания экологической культуры у обучающихся на уроках химии.

Обучение с использованием практико-ориентированных заданий приводит к более прочному усвоению информации,так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий выз...

Обобщение опыта по теме:«Исследовательская деятельность на уроках биологии и во внеурочное время как средство развития творческих способностей обучающихся»

Ведущая педагогическая идеяВедущая педагогическая идея заключается в создании условий для успешной  исследовательской деятельности школьников на уроках биологии и во внеурочное время, что в...

«Игра как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках столярного дела»

laquo;Игра как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках столярного дела»...

Игра на уроках математики, как средство развития творческих способностей обучающихся

     Виды игр для детей очень разнообразны. Есть такие игры, которые предназна-чены специально для развития умственных способностей школьников, совершенс-твования и тренировки их...