Методические разработки занятий по шахматам.
план-конспект урока по теме

Здесь представлены некоторые из моих рабочих уроков, а также конспекты открытых уроков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок.

  Тема: «Правило квадрата», «пешечный прорыв».

План занятия.

  1. Организационный момент.

- приветствие

- проверка присутствующих

- объявление темы и задач занятия

2. Проверка домашнего задания. (Андрющенко Оксана, Луценко Сергей, Рева Настя)

- проверка выполнения.

- комментарии.

3. Основная часть.

- объявление теоретической части занятия.

- проверка теоретического усвоения материала, наработка практических знаний (навыков).

- решение задач (самостоятельно и на демонстрационной доске).

4. Заключение.

 - вывод: для чего нужно знать и уметь использовать «правило квадрата» и «пешечный прорыв».

5. Домашнее задание.

                                Ход урока.

  1. Тема: «Правило квадрата», «Пешечный прорыв».

Задачи: применение «правило квадрата» в эндшпиле и получение пешечной проходной, через «пешечный прорыв».

  1. проверка домашнего задания.

1. (1753) 1. Сf6…   +-

2. (1754) 1. кg7 кg7   2.h6  крf8  h7         +-

3. (1756) 1. крh1! Крf3 2. к g3! =

3.

Нередко результат партии  зависит от того, сможет ли одна из сторон создать в эндшпиле «проходную» пешку и превратить ее в ферзя.

Пешку, одной стороны, расположенную на какой- либо вертикали так, что впереди этой пешки ни на той же вертикали, ни на одной из соседних с ней вертикалей нет ни одной пешки другой стороны. Будем называть проходной пешкой.

        Всегда ли проходная пешка достигает желанного поля превращения?

Сейчас, мы рассмотрим две типичные ситуации с соотношением фигур «король и пешка против короля», в которых король сильнейшей стороны находится настолько далеко от своей пешки, что не сможет вовремя прийти ей на помощь.

Б: Крg1, п а4

Ч: Кр f3.

Чтобы выяснить сможет ли король слабейшей стороны догнать проходную пешку, если она каждым ходом будет продвигаться к полю превращения применяют «правило квадрата».

        Квадрат «привязывается» к проходной пешке и отыскивается мысленно. Сначала надо сосчитать сколько полей предстоит пройти пешке до поля превращения включительно.

 Например, для белой пешки расположенной на поле а4, таких полей 4 (а5, а6, а7, а8). Затем столько же полей, начиная с соседнего по горизонтали в направление слабейшей стороны и запечатать в памяти последнее отсчитанное  поле (е4).

        Суть «правила квадрата» - если король слабейшей стороны находится в квадрате пешки или при очереди хода слабейшей стороны может войти в квадрат пешки, то король может настигнуть пешку.

Если бы   был ход черных, то они могли бы добиться ничьи ходом 1…Кре4, входя в квадрат пешки а4. Белые же при своей очереди хода могут сыграть 1.а5, после чего черный король уже не успеет войти в новый квадрат пешки

        Следует учитывать, что для пешки, расположенной на исходном поле, квадрат «проектируется» так, как будто эта пешка уже продвинута по вертикали на соседнее поле.

Б: Крh2, п а2.

Ч: Крf3.

Проектировать квадрат надо так, чтобы поле а4 было первым отсчитываемым по вертикали полем.

        Одним из способов создания проходной пешки является пешечный прорыв.

Б: Крg2, п а5, b5,с5.

Ч:Крg7, п а7, b7,с7.      ход белых.

Белые могут осуществить пешечный прорыв: 1. b6! Cb 2. а6 ba 3. с6 или 1…ab 2. c6! Bc 3. a6

После этих ходов черный король не сможет воспрепятствовать продвижению созданной проходной пешки к полю ее превращения. (применим «правило квадрата»)

        Иногда полезно применять «правило квадрата», чтобы оценить последствия возможного преобразования (размена) той или иной ситуации в пешечный эндшпиль.

Б: Крс2, Фе8, Лd8, п а3, b2.

Ч: Кр h6, Фе6, Ла1, п f7, g6, h7.

Если белые сыграют 1. Фе6, то смогут добиться выигрыша, так как в варианте 1…fe 2. Лd1! Лd1 3.Крd1 белый король окажется в квадрате любой пешки черных, а черный король не настигнет пешку а3, если она будет продвигаться по вертикали а

Физминутка  (Протасова А., Луценко С.)

Упражнение на внимательность.

Домашнее задание.

            

              

                

       

           

           



Предварительный просмотр:

План занятия.

  1. Организационный момент.

- приветствие

- проверка присутствующих

- объявление темы «ЧТО СОЛНЫШКО В НЕБЕ, ТО МАМА В ДОМе».

        ЦЕЛИ:

- воспитывать уважение к Матери, чувства добра, любви и заботы к близким людям;

- развивать творческие способности детей, раскрывать их таланты.

2. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА:

- написания рассказа «Это моя мама»!

- повторение русских народных сказок.

3. Основная часть.

Класс делится на две команды, которые будут пороться за подарок для своих мам «5 – для мамы».

- Конкурс  «Моя любимая мама».

-Конкурс «Это моя мама».

Ребятам давалось домашнее задание написать рассказ о маму. Побеждает та команда, где все игроки его сделали, если сделали все, то по очку получают обе команды.

- Викторина «Путешествие в сказку».

4. Заключение.

- подведение итогов.

- награждение.

5. Домашнее задание.

        Ход урока.

Учитель. Добрый день, ребята! Все знают какой праздник будет 25 ноября?

- Дети отвечают.

- Да вы  правы это день наших любимых, самых лучших мам. И сегодня на уроке мы с вами поговорим, какие наши мамы хорошие и вы постараетесь в конкурсах завоевать подарок для мамы.  

Ученик:

О, как прекрасно это слово - мама!

 Все на земле от материнских рук.

 Она нас, непослушных и упрямых

 Добру учила - высшей из наук.

Учитель.

1.  Да, слово “мама” издавна в народе возносят выше самых ярких звезд. И сейчас мы проведем конкурс   «Моя любимая мама». В течение 1 минуты ребята на листочках пишут слова, которые характеризуют мам. Потом капитаны встают и по очереди называют слова, кто скажет последним слово тот и победил. Команда, которая победила, получает 1 очко.

 - 2. Следующий конкурс «Это моя мама». Ребята вам  давалось домашнее задание написать рассказ о маме.  Давайте послушаем каждую команду. Побеждает та команда, где все игроки его сделали, если сделали все, то по очку получают обе команды.

Учитель.

Мама – это не только тот, кто дал нам жизнь, оберегает нас от тревог и опасностей, но и тот кто дарит нам мир чудесных сказок. Сказку любят все, каждый из нас  находит то, чего ему не хватает. Сказки собирают народную мудрость, они учат нас всех добру, недаром все сказки кончаются словами: “сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”

И сейчас мы с вами узнаем как вы внимательно слушаете ваших мам.

3. Викторина.

1. Назовите, чья близкая родственница жила в деревне, за мельницей, в первом домике с края? (Бабушка Красной Шапочки)

2. В какой сказке девочка идет в лес зимой за цветами? (“Двенадцать месяцев”)

3. Как зовут собаку из сказки А. Толстого “Золотой ключик”? (Артемон)

4. Где хранилась смерть Кащея Бессмертного? (На конце иглы в яйце)

5. Как зовут девочку из Казки “Гуси-лебеди”? (Никак)

6. У кого из героев сказки были хрустальные туфельки? (У Золушки)

7. На чем возвратилась в сказке Маша домой к бабушке и дедушке? (В коробе)

8. Правило, обязательное для всех жителей Изумрудного города. (Носить зеленые очки)

9. Кто доставил Айболита в Африку? (Орел)

10. В какой сказке младенец вырос в бочке (Сказка о царе Салтане)

11. Кто доставил Айболита в Африку? (Орел)

12. Какие чудеса были за морем в сказке “О царе Салтане”? (Белка, 33 богатыря, Царевна-лебедь)

13. Кто одолел Тараканище? (Воробей)

14. Где прятал ключи сеньор Помидор? (В чулке)

15. В каком популярном произведении совершают покушение, и лишь на четвертый он погибает на героя трижды? ("Колобок")

16. Назовите всех героев из сказки “Петушок и бобовое зернышко”? (Петух, курочка, хозяйка, корова, хозяин, кузнец)

17. Пословица “Робкого и тень страшит”. О какой сказке говорит? (“У страха глаза велики”)

18. “Глупый киснет, а умный все промыслит” о какой сказке говорит? (“Каша из топора”)

19. Из какой сказки? “Молод ты, брат, и глуп. Поживи с мое, так узнаешь, что топор лучше шубы греет. (“Два Мороза”)

20. Назовите состав бременских музыкантов. (Осел, Собака, Кот, Петух)

21. Как зовут собаку в сказке “Дюймовочка” (Андерсен)

22. В кого превратилась младшая дочь, когда умерла в сказке “Три дочери”? (В телку)

23. Назовите нанайскую сказку. (“Айога”)

24. Какому народу принадлежат сказки “Колосок”, “ Легкий хлеб”? (Украинская, белорусская)

4. Узнай сказку.

Учитель читает отрывки, и ребята  угадывают сказки, называют их.

1. Не стали старик со старухой их удерживать да отговаривать. Снарядили они всех троих сыновей в путь-дорогу. Взяли братья дубины тяжелые, взяли котомки с хлебом-солью. Сели на добрых коней и поехали, и пошли они с Чудом сражаться. ("Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо")

2. Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела. ("У страха глаза велики")

3. Это было тогда, когда на наших окнах зацвели прекрасные розы. Мы жили дружно, весело, но однажды мне в глаза попал осколок. ("Снежная королева")

4. “Ты не очень-то вежлива”– сказала фея, нисколько не рассердившись. “Ну что же! Я и тебя награжу, как ты заслуживаешь. При каждом слове у тебя изо рта выползет змея или выскочит жаба”. (Фея)

5. Около Киева появился змей, брал он с народа поборы немалые: с каждого двора по красной девке: возьмет девку, да и съест её. Пришел черед идти к тому змею царской дочери. Схватил змей царевну и потащил её к себе в берлогу, а есть не стал: красавица собой была, так за жену к себе взял. (Никита Кожемяка)

6. Свет мой зеркальце, скажи,

 Да всю правду доложи.

 Я ль на свете всех милее,

 Всех румяней и белее? ( "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях")

7. Три девицы под окном

 Пряли поздно вечерком... ("Сказка о царе Салтане")

8. И сейчас же все, кого коснулась волшебная палочка феи, заснули. Заснули ровно на сто лет, чтобы проснуться вместе со своей хозяйкой и служить ей, как служили прежде. Заснули даже куропатки, фазаны, которые поджаривались на огне. Заснул вертел, на котором они вертелись. Заснул огонь, который поджаривал. (“Спящая красавица”)

5. Сказочная эстафета.

1. Ядро Барона Мюнгхаузена.

Участник, зажав его между коленами воздушный шарик проделывает путь до флажка и обратно.

2. Конек-Горбунок

Участник сгибается в поясе, мяч кладет на спину. Преодолевает препятствия  (стул, низкая скамейка).

3. Змей Горыныч

З участника. Ноги стоящего в середине связываются с ногами стоящих по бокам. Стоящие по бокам машут руками (крыльями). Добежав до флажка, разворачиваются и передают эстафету следующей тройке.

6. Сказочный базар.

К каким сказкам относятся эти персонажи за каждый правильный ответ команда получает очко:

1. “По щучьему велению”

В новой стене

 В круглом окне

 Днем стекло разбито,

 За ночь вставлено. (Прорубь)

2. “Кот в сапогах”

Сидит на окошке кошка,

 И хвост, как у кошки,

 И нос как у кошки,

 А не кошка. (Кот)

3. “Морозко”

Какой это мастер

 На стекла нанес

 И листья, и травки,

 И заросли роз? (Мороз)

4. “Двенадцать месяцев”

На первую ступеньку

 Встал парень молодой

 К двенадцатой ступеньке

 Пришел старик седой. (12 месяцев)

5. “Гуси-лебеди”

Наша толстая Федора

 Наедается нескоро.

 Но зато, когда сыта,

 От Федоры – теплота. (Печка)

6. “Репка”

Кругла, а не шар,

 С хвостом, а не мышь,

 Желта, а не мед,

 Да вкус не тот. (Репка)

7. “Три медведя”

Летом ходит без дороги

 Между сосен и берез,

 А зимой он спит в берлоге,

 От мороза пряча нос. (Медведь)

8. “Сказка о золотом петушке”

В деревне есть часы такие,

 Не мертвые, не живые

 Ходят без завода –

 Птичьего рода. (Петух)

Учитель.

- И вот ребята наш урок подходит к завершению. Мы подведем итоги наших конкурсов. Учитель должен подвести итоги так, чтобы победила дружба. Для того чтобы каждый ребенок принес своей маме подарок.

Учитель.

У матерей обязанность одна:

 Себя забыв,

 В заботах распыляться.

 И плоть, и душу

 Выложив до дна,

 Душой и плотью

 В ком-то растворяться.

 И ничего не требовать в замен!

 Лишь жертвенно

 Надеяться и верить,

 Любя такой любовью без измен

 Что мерками земными не измерить.

Ребята давайте каждый из вас придя домой, скажет своей маме как сильно он её любит, и постараетесь облегчить ей работу по дому, взяв её себе.



Предварительный просмотр:

План занятия. 11.10.08.

  1. Организационный момент.

- приветствие

- проверка присутствующих

- объявление темы и задач занятия

Тема «Мат 2-мя слонами»

Задачи: научится ставить мат 2-мя слонами.

2. Проверка домашнего задания.

- проверка выполнения.

- комментарии.

3. Основная часть.

- объявление теоретической части занятия.

- проверка теоретического усвоения материала, наработка практических знаний (навыков).

- решение задач (самостоятельно и на демонстрационной доске).

4. Заключение.

 - вывод: какие правила должен использовать шахматист когда ставит мат  2-мя слонами.

5. Домашнее задание.

Ход урока.

               Два слона легко расправляются с одиноким королем. Но оттеснить короля на край доски — это еще полдела. Его нужно загнать в угол, все равно в какой.

               Если угол черного цвета, то заключительный удар наносит чер-нопольный слон; если белого цвета, то последнее слово принадлежит белопольному слону (103 и 104).

            Чтобы оттеснить короля, слоны должны действовать на соседних диагоналях (105).

 В таком положении они создают непреодолимый барьер, отрезая короля на одной стороне доски. Свой же король направляется в обход с другого края. Противник по законам военного искусства берется в клещи.

Барьер переместился на одну диагональ, слоны по-прежнему закрывают все лазейки.

Сделан еще один шаг в сторону. Черный король вынужден отступать.

Теперь необходимо оттеснить короля в угол. Это тоже нетрудно, нужно лишь остерегаться пата.

.

Выжидательный ход, заставляющий черного короля шагать к месту казни. Поспешность — 11. Крf7  вела к пату.

Один из слонов отнимает у короля путь к бегству. (Еще не поздно было ошибиться —

Теперь другой слон выполняет ту же работу.

И в заключение море удовольствия.

Как  видите,  игра была подчинена строгому плану.

Каждое передвижение белых фигур преследовало конкретную цель.

Д/З

Упражнения. 106. Мат в три   хода   (два  решения). 107. Мат в пять ходов.



Предварительный просмотр:

План занятия 15.10

  1. Организационный момент.

- приветствие, проверка присутствующих

- объявление темы и задач занятия

Тема: «пешечный эндшпиль».

Задачи: «Научиться правильно играть в пешечном эндшпиле»

2. Проверка домашнего задания.

- проверка выполнения, комментарии.

3. Основная часть.

- объявление теоретической части занятия.

- проверка теоретического усвоения материала, наработка практических знаний (навыков).

- решение задач (самостоятельно и на демонстрационной доске).

4. Заключение.

 - вывод: для чего нужно знать и уметь использовать правила пешечного эндшпиля.

5. Домашнее задание.

Ход урока.

Проходные пешки, расположенные на соседних вертикалях, называются связанными.

Вы видите, как надежно они друг друга защищают. Если черные уничтожат одну из них, оставшаяся в живых безудержно ринется вперед. Поэтому черные вынуждены безропотно ожидать, пока белый король не придет на помощь своей пехоте.

    Связанные пешки обеспечивают легкую победу. Следует лишь остерегаться пата. На диаграмме 191 белый король не может занять ни одно из полей по линии «с», так как у черных не окажется хода.

Чтобы провести пешку b6 в ферзи, необходимо в подходящий момент пожертвовать другую.

1.   Крd7-d6!   Кра8-Ь7

Почему мы отметили ход 1. Крb6 восклицательным знаком? Потому, что в случае 1. Крd8 КрЬ7 жертва пешки вела к ничьей: 2. а8Ф+? Кр:а8, и, чтобы не потерять пешку b6, белые должны играть 3. Крс8 или 3. Крс7, после чего возникало положение пата. Исключительный характер этой позиции обусловлен тем, что действие происходило на краю доски.

     Три связанные проходные идут в ферзи без посторонней помощи. (192). У белого короля, как вы видите, свои заботы. Он занят важной беседой с черными пешками. Оставить их без присмотра он не может, но зато выжидательных ходов у короля хоть отбавляй. Этим он и пользуется каждый раз; когда возникнет необходимость. Как, например, сейчас.

Снова пешки застопорены, и снова выручает выжидающий ход королем.

Взявшись за руки, словно детсадовцы, пешки миновали все опасные перекрестки и благополучно дошли до цели.

      Нам осталось познакомиться с поведением изолированных пешек. Нет, эти пешки ни в чем не провинились.

Они называются так, потому что между ними пролегла вертикальная пропасть. И хотя соединиться они не могут, все же косвенно друг друга защищают (193).

Если черные атакуют одну из пешек, скажем, ходом 1... Кре5, то достаточно продвинуть другую — 2. с5, чтобы первая оказалась в безопасности. Однако после 2... Кре6 дальнейшее продвижение пешек должен поддержать белый король.

На диаграмме 194 представлен случай, когда далеко продвинутые пешки проходят в ферзи без помощи короля: 1... Крс7 2. е7 или 1... Кре7 2. с7.

                Из этого вытекает рекомендация: изолированные пешки лучше всего держать на одной горизонтали, подтягивая отстающую, чтобы в случае нападение на одну из них могла продвигаться другая.

                    На примере ряда пешечных окончаний вы имели возможность убедиться в том, что лишняя пешка почти всегда приносит победу. Поэтому переход в пешечный эндшпиль служит одним из приемов реализации материального перевеса.

Д/З Упражнение. 195.

Какой ход должны сделать белые, чтобы обезопасить свои пешки?

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по теме "Занятие-практикум по Paint".

Пояснительная запискаУрок-практикум  по Paint предназначен для учащихся 5-6-х классов и нацелен на отработку навыков в графическом редакторе, а именно: Цели и задачи : Научиться...

Методическая разработка "Знающий тайну шахмат - знает тайну жизни"

Данная методическая разработка может быть использована педагогами дополнительного образования на занятиях по программе "Шахматы"...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 5 - 6. Ключевые слова в тексте

Слова, значимые для понимания текста, можно назвать ключевыми. Эти слова создают смысловую целостность текста, являются ключевыми для понимания его темы и основной мысли. Они создают единый смысловой ...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятие 7 - 8. Смысловые части текста

Текст имеет определенную структуру. В нем, как правило, имеются зачин, основная часть и концовка, которые обеспечивают законченность и единство высказывания.В зачине обозначается тема текста. Первое п...

Методическая разработка занятия. «Подготовка к написанию сжатого изложения» Занятия 11 – 12 Функциональные типы речи

Функциональные типы речи (описание, рассуждение, повествование) – это разновидности структуры и языка текста в зависимости от смысла целого: хотим ли мы изобразить предмет, доказать что-то или рассказ...

Методическая разработка урока по шахматам

Занятие по шахматам "Рокаровка-домик короля"...