Проект Ломоносов – прошлое, настоящее, будущее
методическая разработка по теме

 

С именем Ломоносова мы сталкиваемся, даже если ещё не успели прикоснуться ни к одной из наук. Кто-то встречал название улицы или проспекта имени Ломоносова, многие видели фильмы, где Ломоносов – один из главных героев, а кто-то из жителей Русского Севера  может гордиться тем, что он – земляк Михаила Васильевича. А для нас он является примером упорства, трудолюбия, целеустремлённости. 

Хочу поделиться своими наработками. Я часто обращаюсь за помощью к коллегам и всегда рада, когда есть с чем сравнить...

Вашему вниманию представлю интересные творческие работы наших учеников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ р. п. Соколовый Саратовского района Саратовской области»

Проект

Ломоносов – прошлое, настоящее, будущее

Руководитель - заведующая библиотекой Солуянова  А.Н.

Участники проекта - учащиеся 6-10 классов.

2012 год

Многие звезды украшали русское небо восемнадцатого столетия.

 Звездою первой величины явилась слава Михаила Ломоносова.

Б. Шергин

Цель: Сформировать у читателей представление о М.В. Ломоносове как о человеке энциклопедических знаний, который хотел видеть российский народ грамотным, верил и доказывал то, что и российская земля может рождать великие умы и таланты.

Задачи: 1. Формировать умение находить, критически оценивать и отбирать материал на заданную тему из различных источников информации.

2. Научить применять информационные технологии в ходе составления презентации по теме.

3. Воспитывать чувство патриотизма.

4. Развивать речевые способности.

5. Показать актуальность и востребованность идей ученого в современном обществе.

Оборудование: Выставка книг, портрет М.В. Ломоносова, мультимедиа, презентация…

1. Вступление.

Высвечивается портрет Ломоносова со словами  Б. Шергина.

(Входим и садимся за столы) Звучит музыка Чайковского П.И., Вальс цветов из балета «Щелкунчик».  (Непринуждённая беседа)

- П.И. Чайковский и Ломоносов…Поистине бессмертные имена…

- Недавно отмечали 300-х летний юбилей Михаила Васильевича Ломоносова…

- 2011 год был объявлен годом Ломоносова…

- Да, Ломоносов – великий русский астрофизик!

- Ломоносов – профессор химии!

- Л. – первый русский геолог!

- А какие он писал стихи!

- Ломоносов написал труд «Риторика», создал учебник красноречия!

- Почему имя этого человека, даже через века, вызывает у нас интерес, уважение, восторг?

-        С именем Ломоносова мы сталкиваемся, даже если ещё не успели прикоснуться ни к одной из наук. Кто-то встречал название улицы или проспекта имени Ломоносова, многие видели фильмы, где Ломоносов – один из главных героев, а кто-то из жителей Русского Севера  может гордиться тем, что он – земляк Михаила Васильевича. А для нас он является примером упорства, трудолюбия, целеустремлённости.

-       Очевидно, что Ломоносов с рождения был предназначен стать рыбаком и мореходом. Его отец, Василий Дорофеевич с детства приучал сына к нелёгкому труду потомственного рыбака. Походы в море с отцом и были, очевидно, лучшими днями его детства. Любознательный мальчик интересовался всем. Отец рассказывал ему о повадках морского зверя, о том, куда и в какую погоду отправиться, чтобы не остаться без улова, о приметах природы… Но Михаил задавал и другие вопросы: «Почему вода светиться? Отчего вода каждый день то приливается к берегу, то отступает?» Его  интересовали северные сияния, процесс выварки соли из подземных растворов, форма раковин на морском берегу, и не только…

-        А потом Михайло выучился грамоте и уже не мог представить себе жизни без книги! Книг у него было всего три. Но зато какие! «Грамматика» Мелентия Смотрицкого, «Арифметика» Леонтия Магницкого и «Псалтырь рифмотворная» Симеона Полоцкого. Эти книжки и стали, по собственному выражению Ломоносова, для него вратами учёности.

 -        Многие исследователи придают особое значение тому факту, что Ломоносов был выходцем  из той части русского народа, которая никогда не испытывала рабства. В Холмогорах жили «государственные люди», не знавшие крепостного права. Они «умели за себя постоять, и свою судьбу обрести. Эти свойства сказались и на характере Михаила Васильевича. Кроме того,  он был трудолюбивым и упорным. «Смогу и добьюсь!» - девиз Ломоносова на всю жизнь. Вот как описывает путешествие Ломоносова за знаниями   поэт Владимир Виноградский:

Той страстной верности науке

Дивятся люди до сих пор…

Шёл, от мороза пряча руки,

В Москву ходок  из Холмогор.

Крутая вьюга заметала

Обоза северного след

И ничего ещё не знала

Москва про университет.

В котомке – лук и корка хлеба,

Но он предвидел эту быль,

Когда в распахнутое небо

Вонзится твой высокий шпиль.

Когда смирится космос грозный,

Разымет атомы рука,

И встанет он, одетый в бронзу,

Перед Россией на века!

-       И всё же,  Ломоносов - великий учёный!  А какой учёный?  Физик? Химик? Геолог?...   Оказывается, что и то, и другое, и третье, и даже двадцатое – верно! Потому что Ломоносов работал в области всех наук своего времени. И в каждом направлении он совершил важнейшие открытия. Собрать всё о таком человеке не просто трудно, наверное, даже невозможно. Мы попытаемся кратко вспомнить о наиболее важных и интересных для нас открытиях великого человека.

II. Великий русский астрофизик и профессор химии, геолог, филолог, историограф и всё остальное!

-     Наряду с другими науками физика весьма обязана М. В. В далёком 18 веке, благодаря ему, физика стала развиваться в ногу с остальным цивилизованным миром.   Работая в Петербургской Академии наук переводит с немецкого курс физики Вольфа, ставшего первым учебником физики на русском языке. При выполнении этого перевода Ломоносов вводит в русскую речь новые термины, которыми мы пользуемся ежедневно: термометр, формула, атмосфера, барометр и др.

        Видное место в его творческой деятельности занимало конструирование оптических приборов различного назначения: телескопа и “ночезрительной трубы”,  перископа, различных вариантов барометра (Универсальный, морской, самопишущий). Он создал особо точные весы, “большой маятник” для измерения силы тяжести и многие другие приборы.

        В 1761 году Михаил Ломоносов следил за прохождением Венеры между Землей и Солнцем. Это очень редкое явление наблюдали ученые многих стран, специально организовавшие для этого далекие экспедиции. Такие наблюдения Венеры давали возможность уточнить величину расстояния от Земли до Солнца. Но только Ломоносов, у себя дома в Петербурге, наблюдая в небольшую трубу, сделал великое открытие, что на Венере есть атмосфера, по-видимому, более плотная, чем атмосфера Земли. Одного этого открытия было бы достаточно, чтобы имя Ломоносова сохранилось в веках.

Далеко опережая современную ему науку, Ломоносов первым из ученых разгадал, что поверхность Солнца представляет собой бушующий огненный океан, в котором даже «камни, как вода, кипят». Загадкой во времена Ломоносова была и природа комет. Ломоносов высказал смелую мысль, что хвосты комет образуются под действием электрических сил, исходящих от Солнца. Позднее было выяснено, что в образовании хвостов комет действительно участвуют солнечные лучи. Ломоносов создаёт теорию самосвечения комет и полярных сияний.

        Значительное внимание Ломоносов уделил исследованиям атмосферного электричества, теории электромагнитной индукции.

 -     Химия в его жизни занимала особое место. Теоретическая химия Ломоносова целиком опиралась на достижения физики. В 1752-1753 ученый прочитал студентам курс “Введение в истинную физическую химию”, сопровождавшийся демонстрационными опытами и практическими занятиями. Он составил обширную программу исследований свойств растворов, разработал учение о природе цветов.

        В Марбургском университете в Германии известный немецкий химик Фридрих Генкель знакомил студентов и Ломоносова с образцами руд и основами металлургии. Но только в своей химической лаборатории М. Ломоносову удалось найти состав, рецепт которого в Германии тщательно скрывался – состав для получения фарфора.

       Благодаря Михаилу Васильевичу в 1746 году последовало указание канцелярии Академии о постройке химической лаборатории,  к тому времени Ломоносов Высочайшим указом Елизаветы Петровны был назначен профессором химии, и стал действительным членом Российской Академии наук.

                Первым, с чего начал Ломоносов работу в новой химической лаборатории, было изготовление окрашенных стёкол. Его увлечение цветным стеклом возникло под влиянием итальянских мозаик, привезённых из Рима графом М.Л. Воронцовым. Ученого тогда поразили красота и изящество этих мозаик, выложенных из природных разноцветных камней, и он решил создать нечто подобное, но не из природных материалов, а из искусственных окрашенных стёкол.

         Стекольная фабрика Ломоносова, построенная в Усть-Рудице, в 64 верстах от Петербурга, являлась современным по тому времени предприятием. На ней применялись различные технологические приёмы обработки стекла: выдувание, вытягивание, литьё и другие приёмы.     В благодарность за учреждение Усть-Рудицкой фабрики учёный подарил Сенату мозаичный портрет Петра I.

       Первой мозаичной картиной для Петропавловского собора стало «Полтавская баталия». Картина поразила всех своей красотой и размерами: её длина 6,4 метра и высота 4,8 метра.    Ныне эта картина висит в академии наук. Всего в мастерских Ломоносова было выложено около 40 мозаичных картин.

За работы в области мозаичного искусства Болонская академия наук (Италия) в 1764 году избрала Ломоносова своим почётным членом.

 -   Современные российские геологи считают Ломоносова первым геологом России.

Он создал теорию о постоянных геологических изменениях земной поверхности под      действием «подземного огня». (Ломоносов предположил, что причиной извержения вулканов может быть землетрясение).   Сегодня многое из того, что предсказал Ломоносов, включено в учебники. Интересны для нас описание наводнения, землетрясения, деятельность вулканов, происхождение минералов и горных пород, гипотеза перемещения материков.

  -    Ему принадлежит разработка принципов новой науки— «экономической географии», доказательство возможности Северного морского пути в Индию.   Ломоносов составляет «Полярную карту» и классифицирует полярные льды.

         Патриотизм и горячая любовь Ломоносова к своему народу особенно ярко сказались в его трудах по истории русского народа. Он устанавливает факт происхождения древнерусского языка от славянского. Одним из ярких свидетельств демократизма Ломоносова служит его знаменитое письмо к И. И. Шувалову “О сохранении и размножении российского народа”.  

        Ломоносов был и философом. Недаром во многих философских словарях 20 века его называют основоположником материалистической философии в России.

         Л. был хорошим педагогом, воспитавшим немало учеников. Благодаря ему мы стали использовать слова, как воспитание, класс, лекция, урок, училище, школа… не он их придумал, но он сделал их общеупотребительными, что очень важно. А знаете ли вы, что в русский язык ввёл аббревиатуры тоже Ломоносов: МГУ (Московский государственный университет) и др. Любопытно было узнать, что в академической гимназии использовали аббревиатуры в журналах. Так в определённых клетках против каждого дня и каждого имени начальными буквами писали: ВИ – всё исполнил; НУ – не знал урока; НЧУ – не знал части урока; ВИС – всё исполнил с избытком и др.

   Ломоносов много переводил на русский язык иностранных авторов, он знал удивительно много языков.

-      Его учебники и книги такие, как: «Российская грамматика», «Риторика»,  изданные на русском языке, позволили россиянам читать и узнавать произведения на родном языке, а также облегчили изучение такого сложного предмета как риторика.  В своём  «  Письме о правилах российского стихосложения» Ломоносов сформулировал свои «теоретические взгляды на природу русского стиха». Хочется процитировать: «Российские стихи надлежит сочинять по природному нашего языка свойству, а того что ему весьма несвойственно, из других языков не вносить». Создав теорию трёх стилей и разработав правила грамматики русского языка, Михаил Васильевич совершил переворот в русском стихосложении. Недаром В. Г. Белинский назвал Ломоносова «Петром Великим русской литературы».

       Интересен такой факт. В сентябре 1736 года Ломоносов во время учёбы в Германии одновременно с сочинением по физической химии  пишет свою первую оду «На взятие Хотина» и «Письмо о правилах российского стихотворства».

… Шумит с ручьями бор и дол:

Победа, росская победа!

Но враг, что от меня ушёл,

Боится собственного следа.

Тогда, увидев бег своих,

Луна стыдилась сраму их,

И в мрак лицо, зардевшись, скрыла.

Так в России ещё никто не писал. Ломоносов разрабатывает новые стихотворные размеры.

         Да, вклад Ломоносова в российскую культуру огромен. Есть мнение учёных, что разнообразие творческих и человеческих устремлений Ломоносова наиболее полно отразилось в его поэзии. С этой точки зрения никакая другая сфера Ломоносовской деятельности не может соперничать с его поэтическим творчеством.

         В 1751 году вышел «Сборник разных сочинений в стихах и прозе Михаила Ломоносова». Видное место в нем занимали оды и стихотворные надписи к проектам иллюминаций, которые устраивались в честь различных событий.  Послушаем отрывок из   «Ода на день восшествия  на престол Елизаветы Петровны».

О вы, которых ожидает

Отечества от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовёт от стран чужих,

О ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободрены

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумов Невтонов

Российская земля рождать!

-     Московский государственный университет по праву носит имя М.В.Л.,  в который принимали всех без исключения молодых людей, независимо от сословия. Единственное, что требовалось от поступающего в университет, - чтобы он был талантлив и хотел учиться.  

… И мы, признательные внуки.

Его всем подвигам благим

Во имя Правды и Науки

Здесь память вечную гласим.

Да, велико его значенье –

Он верный русскому уму,

Завоевал нам просвещенье,

Не нас поработил ему, -

Как тот борец ветхозаветный,

Который с силой неземной

Боролся до звезды рассветной

И устоял в борьбе ночной. Так писал Фёдор Иванович Тютчев в 19 веке.

-       В 21 веке к юбилею великого учёного издано много новых интересных книг. Любопытное издание «Ломоносовская энциклопедия в трех томах». Она доступна, интересна ученикам и учителям. В Первом томе, который называется "Звёздный путь к успеху", кроме биографии с подробным описанием детства, юности, молодости и зрелых лет М. В. Ломоносова, даны описания видов его деятельности.

Второй  том  "Настоящее страны Ломоносова" посвящен попечителям будущих  Ломоносовых, российским учителям, заботливым родителям, управленцам, меценатам образования, благодаря которым в России растут и развиваются будущие Ломоносовы.

Третий том " Будущее страны Ломоносова" посвящен лучшим школьникам нашей страны: успешным ученикам, участникам олимпиад, юным экологам, хранителям истории, героям, совершившим подвиги по спасению жизни людей и животных.  

Энциклопедию выпустил Издательский Дом Мещерякова, зарекомендовавший себя в качестве производителя литературы в изящном качественном оформлении. Иллюстрированная Ломоносовская энциклопедия торжественно вручена 19 ноября 2011 года на «Ломоносовской Ассамблее» детям и взрослым, чьи имена занесены на её страницы, и стала желанным подарком достойнейшим людям нашей страны.

-         И  среди нас есть талантливые ребята, посвятившие свои стихи  гению  Ломоносову.

-       Чтение стихов учащихся нашей школы.

-        Письмо гению (учащиеся 6А класса)

VII Заключение

  -      Несмотря на то, что со времени, когда жил и работал великий русский ученый, прошло уже  три столетия, его имя живет в памяти народов нашей страны и за рубежом. Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей; его образ запечатлен в произведениях живописи, графики, скульптуры; его имя носят в нашей стране города и села, улицы и площади, учебные заведения и школы. Имя Ломоносова присвоено открытому Российскими учеными подводному горному хребту в бассейне Северного Ледовитого океана; одному из кратеров на обратной стороне луны; экваториальному течению в Атлантическом океане. Именем Русского ученого названа   одна из малых планет и один из минералов.

-          Неизмерима масштабность личности М.В. Ломоносова как первого российского академика, ученого-энциклопедиста, сына Отечества. Разработанные им проекты и открытия в различных отраслях научных знаний не утратили своей актуальности и востребованы в современном обществе. Удивителен не только талант Ломоносова, удивительна сама его жизнь - постоянный научный поиск, неутолимая жажда знаний, упорство и бескорыстие в труде, самоотверженная любовь к своей стране, к своему народу. Все это и сейчас служит нам образцом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образ города: прошлое, настоящее, будущее.

Представленное творческое задание стало результатом работы по двум программам художественной школы: курса «Композиция» из базовой программы школы и программе «Основы дизайна и моделирования костюма». ...

Урок английского языка "Книги: прошлое,настоящее,будущее""

Данная работа представляет собой завершающий  урок по теме “Books in Our Life”для 7 класса углубленного изучения английского языка (авторы УМК:О.В. Афанасьева, И.В.Михеева) Этот материал можно ис...

Конспект занятия с членами замещающих семей на тему:"Прошлое-настоящее-будущее"

Данный коспект занятия может использоваться так в группойой (подгрупповой), так и в индивидуальной работе с членами замещающих семей такими специалистами, так психолог и социальный педагог. Этот матер...

Модель урока физической культуры "Олимпийские игры: прошлое, настоящее, будущее"

Конспект урока теории в 5 классе по теме "Олимпийские игры". Материал урока может использоваться и как классный час. На уроке идёт знакомство с историей, символикой Олимпийских игр. Широко используютс...

Исследовательская работа "Письмо:прошлое,настоящее,будущее..."

II Областной конкурс научных работ «Формирование молодежной научно - интелектуальной элиты России» Филологические науки: лингвистика    Исследовательская работаПисьмо: пр...

Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»

Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...

Проект внеклассного мероприятия по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»

Представляю вашему вниманию проект внеклассного мероприятия для учащихся 9 классов по теме «Биология – основа моей будущей профессии. Прошлое, настоящее, будущее»По доминирующей деятельности проект уч...