Как подготовиться к районному конкурсу "Сердце отдаю детям"
методическая разработка по теме

Бабошина Татьяна Анатольевна

Предлагаются методические рекомендации по подготовке участников к районному конкурсу педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rekomendacii_serdce_otdayu_detyam.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА БАЛТАЙСКОГО

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

Как подготовиться к районному конкурсу

«Сердце отдаю детям»

Методические рекомендации

Разработаны методистом

Бабошиной Т.А.

с. Балтай, 2013 г.

Во всех заданиях Конкурса жюри оценивает педагогическое мастерство участника, его творчество и профессионализм; педагогическую культуру; актуальность, информативность, аргументацию, форму подачи материала и его четкость, доступность, наглядность; развитие познавательной активности обучающихся; технологичность методической продукции.

Победитель конкурса — это участник, выигравший в профессиональном состязании, поднявшийся в своем мастерстве выше своих коллег. Он должен обладать высокими профессиональными показателями, яркими личностными качествами, умением завоевывать симпатии своих коллег и членов жюри. Победителем становится тот, чей опыт достаточно продолжителен, дает стабильные результаты.

Рекомендации по подготовке и проведению открытого занятия

для педагогов дополнительного образования

Занятие — это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития детей форма организации деятельности постоянного состава педагогов и обучающихся в определенный отрезок времени. Занятие — основной элемент организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей. Но в дополнительном образовании, в отличие от школы, существенно меняется форма его организации.

Очень важно, чтобы открытое занятие было профессиональным, проблемным, чтобы в результате взаимодействия и диалога педагога и обучающихся в душе каждого остался праздник творчества. Важно, чтобы на занятии было как можно больше действия. При проведении занятия педагогу не следует занимать доминирующее положение. Правильнее организовать деятельность детей, используя проблемную ситуацию, эвристический и другие развивающие методы ведения занятия.

Конкурсанту рекомендуется спланировать подачу материала так, чтобы проводимое открытое занятие было, с одной стороны, завершенным, и в то же время показывало для обучающихся перспективы изучения представленной тематики.

При необходимости можно подготовить план проведения открытого занятия. План — личное дело педагога: он имеет право самостоятельно отработать полезную и удобную для себя модель проведения занятия. Цель планирования — привести в систему всю подготовленную работу, так организовать образовательный процесс, чтобы создать оптимальные условия для решения задач данного занятия.

Действия педагога при разработке структуры занятия можно представить в виде последовательности шагов по его подготовке и организации:

Шаг первый - определить цель – заранее запланированный конечный результат (то, чего надо достичь).

Второй шаг - отобрать содержание материала, т.е. определить его объем и сложность в соответствии с поставленной целью и возможностями обучающихся; определить систему заданий и самостоятельных работ обучающихся.

Материал делится на обособленные части по смыслу, с выделением наиболее важных вопросов; второстепенные вопросы и мелкие детели группируются вокруг главных. Таким образом, изложение или демонстрация материала развертывается не как ровная нить, а имеет узлы. На них сосредотачивается внимание обучающихся. Такое разделение содержания позволяет педагогу применять различные методические приемы подачи материала.

Третий шаг - выбрать наиболее эффективное сочетание приемов и методов в соответствии с поставленными целью, задачами и содержанием материала. При выборе методов обучения педагог руководствуется несколькими принципами: наглядность в сочетании с развитием абстрактного мышления и дифференцированного подхода к обучающимся; сочетание коллективной, групповой и индивидуальной форм работы; учет возроастных и других психологических особенностей детей в группе.

В зависимости от содержания материала планируется и деятельность обучающихся. При одних методах их активность на занятии ограничивается пониманием и запоминанием материала, при других — обучающиеся не только получают знания, но и приобретают умения самостоятельно добывать их, работать с литературой, наблюдать, анализировать и обобщать факты, объяснять новые явления при помощи изученных законов и правил.

Шаг четвертый - управление деятельностью обучающихся со стороны педагога. Педагог — источник знаний. Он обучает и воспитывает своей личностью, оказывает всестороннее воздействие на ребенка, его разум, чувства, волю, манеру поведения.

 Успех во многом зависит от педагога: насколько широко он образован и методически опытен, как относится к своему делу и детям, хорошо ли он подготовлен, с каким настроением ведет занятие, умеет ли наблюдать за детьми, понимать их пережевания, тактично влиять на каждого. Все это в совокупности характеризует стиль его работы, педагогическое мастерство, определяет силу воспитательного воздействия его личности на личность ребенка.

Шаг пятый - педагог на занятии работает с целым учебным коллективом и с каждым ребенком в отдельности.

Это двуединство, безусловно, накладывает определенную печать на современное занятие. Отсюда необходима корректировка методики с таким расчетом, чтобы усилить воспитательную и развивающую функции занятия. Структурирование последних по смысловым блокам с постановкой познавательных задач и проблемных ситуаций позволяет соединить содержательную и деятельстную (процессуальную) стороны процесса, обеспечить единство деятельности педагога и обучающихся на занятии.

Шестой шаг в организации — оснащение его разнообразными средствами. Оснащение тесно связано с методами проведения и оказывает большое влияние на их эффективность и наглядность. После того, как составлен план проведения открытого занятия и отработано его содержание, необходимо составить список оборудования, наглядных пособий, технических средств и других материалов.

Результат должен соответствовать поставленной цели. Следует выбрать эффективную форму его проведения — исходя из узловых вопросов содержания (этап — микроэлемент — учебно-воспитательный момент). Ведь на каждом занятии разное содержание, а значит, и различные методы. Именно содержанием отличаются они друг от друга; отличаются по содержанию и разные моменты одного и того же занятия. Поэтому все его содержание делится по смыслу на более или менее обособленные логические части — узловые (основные) вопросы, вокруг них группируется второстепенный материал. Исходя из основных вопросов содержания и подбирается метод. Однако не надо забывать, что ни один из методов не обходится без живого слова педагога.

Таким образом, для того, чтобы открытое занятие было ярким, интересным, обучающим, воспитывающим и развивающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать. Также следует проанализировать ход его подготовки с точки зрения того, ведет ли оно к достижению выдвинутой цели.

Конкурсное открытое занятие не должно быть обычным, рабочим. Это — увлекательное действие с оригинальной постановкой проблем, открытием удивительного в обычных явлениях.

Критерии оценки конкурсного занятия

  1. Содержание занятия:

- целесообразность;

- научность;

- структурирование и дифференциация по сложности и объему;

- глубина содержания.

  1. Выбор и применение методов и средств:

- соответствие поставленным целям и задачам;

- уровень владения выбранными методами и средствами;

- оригинальность, уникальность, самобытность методики;

- возможность передачи методики другим учителям (технологичность).

  1. Результативность:

- определение цели занятия и уровень ее достижения;

- подведение итогов занятия;

- организация обратной связи с учениками, умение создать условия для творческой активности детей.

  1. Характер общения с воспитанниками:

- качество взаимодействия педагога с ребенком;

- качество взаимодействия детей между собой.

  1. Личные профессиональные качества педагога:

- способность к творчеству, импровизации;

- неординарность и глубина педагогического мышления.

Самоанализ конкурсного занятия

Выделяют три типа анализа:

  1. комплексный (полный) — всесторонне рассмотрение учебного занятия в единстве целей, задач, содержания, методов, форм организации учебного или познавательного процесса, т.е. Разбор всех аспектов занятия: содержательного, дидактического, психологического, воспитательного, методического, организационного;
  2. аспектный анализ — предполагаетболее глубокое рассмотрение одной стороны занятия; такой анализ может быть дидактическим, психологическим, воспитательным, методическим, организационным;
  3. краткий анализ — проводится для общей оценки теоретического и методического уровня занятия или мероприятия, отражает основные методические задачи (достигнуты ли цели, выполнен ли намеченный план и др.)

Проводя анализ, необходимо учитывать следующие моменты:

  1. Правильность выбора задач в организации и проведении;
  2. Соответствие содержания анализируемого занятия программе (соответствие темы, цели и задач);
  3. Степень владения материалом программы (оптимальный набор элементов и последовательность действий педагогов при проведении занятия);
  4. Разнообразие использованных на занятии форм и методов;
  5. Активность обучающихся на занятии (динамичность; информационное, обучающее и воспитательное воздействие; наличие обратной связи с обучаемыми).
  6. Культура речи, внешний вид, педагогический такт, обаяние и эмоциональность конкурсанта;
  7. Наличие технических средств обучения и эффективность их применения (или обоснованность их отсутствия).

Приведем примерный вопросник для проблемно-ориентированного анализа:

  1. Какова тема и цель? Степень достижения поставленной цели?
  2. Удалось ли удержать все виды деятельности в рамках объявленной темы?
  3. Правильно ли определены задачи, учтены ли при этом индивидуальные особенности детей?
  4. Удалось ли выбранными приемами сформировать у обучающихся или участников мероприятия мотивацию деятельности (исследовательской, практической, коллективной, игровой)?
  5. Насколько оптимальными для реализации задач оказались выбранные формы, методы и приемы организации деятельности?
  6. Оптимально ли определено временное соотношение частей (теоретической, практической и др.)?
  7. Удалось ли правильно определить формы и приемы оценки деятельности, какова их эффективность?
  8. Удалось ли правильно построить устную речь — свою и обучающихся (участников)?
  9. Удалось ли организовать их работу по оценке собственной деятельности на занятии или участия в мероприятии с позиции целевой установки?
  10. Какова на самом деле степень достижения поставленной цели и почему?

Примерная схема самоанализа занятия может выглядеть следующим образом:

  1. Общие сведения:
  1. краткая характеристика группы (детского коллектива): состав, возраст, год обучения, способности и возможности, ожидаемые результаты;
  2. оснащенность занятия: средства обучения, наглядные пособия, технические средства и др.
  1. Тема занятия:

- степень сложности в восприятии в целом;

- для данной группы.

  1. Цель занятия: обучающий, развивающий и воспитательный аспекты.
  2. Содержание занятия:

- соответствует ли содержание цели занятия;

- развивает ли оно творческие способности детей;

- способствует ли развитию интереса к обучению или дальнейшему участию;

- формированию каких знаний, умений и навыков содействует.

  1. Структура занятия:

- этапы занятия;

- их последовательность;

- как обеспечивалась целостность занятия.

  1. Методы обучения:

- соответствуют ли цели занятия;

- в какой мере обеспечивали развитие познавательной активности детей;

- какова их эффективность.

  1. Система работы педагога:

- умение организовать работу детей;

- учет педагогом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся;

- управление группой; определение объема представляемого материала;

- поведение педагога на занятии(эмоцианальность, характер общения и др.);

- роль педагога в создании микроклимата на занятии.

  1. Система работы обучающихся:

- организованность, активность;

-  отношение к педагогу, к предмету, к направлению деятельности, уровень усвоения знаний и умений; умение творчески применять получаемые знания и умения.

  1. Общие результаты занятия:

- выполнение запланированного объема;

- степень реализации поставленной цели;

- общая оценка результатов и эффективности проведенного занятия;

- рекомендации по улучшению качества занятия.

  1. Содержательная логика занятия, его информационная ценность.

Рекомендации по подготовке к выполнению задания

творческая самопрезентация участника «Мое педагогического кредо»

Это задание одновременно и простое, и сложное. Простое потому, что представляет собой рассказ конкурсанта (в различной форме) о самом знакомом ему предмете – самом себе. Сложное потому, что за ограниченный промежуток времени (всего 5 минут) надо раскрыть свой личностно-профессиональный образ, изложить свое педагогическое кредо. Представляемый образ, с одной стороны, должен очертить мир увлечений и жизненных приоритетов конкурсанта, с другой стороны – представить его профессиональный портрет. Умение подать себя, заинтересовать собеседника (особенно если это ребенок) — в наше время уже 50% успеха.

Практические советы: 1. Конкурсанту рекомендуется обратить внимание на цель и условия выполнения конкурсного задания, форму представления себя как профессионала, а также своей работы.

2. Конкурсант должен определить, «что» представлять (содержанире самопрезентации) и «как» представлять (форму подачи – разнообразие талантов, способность к импровизации, шутке, умение быть привлекательным и обаятельным). Целесообразно написать сценарий выступления и прорепетировать его перед зеркалом (на время).

3. Основная часть самопрезентации – изложение (показ) педагогических идей, взглядов, убеждений, которых придерживается и на которые опирается конкурсант в своей работе с детьми. При выполнении этого задания целесообразно ознакомить жюри с тем, кем является конкурсант — его базовое образование, должность:

  1. опыт профессиональной деятельности с обоснованием реализуемого содержания образования;
  2. какова степень новизны в опыте работы: что нового привнесено конкурсантом в методы преподавания и формы воспитательной работы с детьми;
  3. какова результативность его профессиональной деятельности;
  4. условия достижения результатов (например, говоря о методах обучения, совершенно недостаточно просто перечислить их; важно показать их эффективность, подтвердив это 1-2 примерами из личной практики);
  5. жизненные приоритеты;
  6. достижения и нерешенные вопросы по направлению работы;
  7. отношение к детям, коллегам, профессии;
  8. перспективы и планы профессиональной деятельности.

Сделать это необходимо коротко и выразительно, не углубляясь в детали семейно-бытовых отношений.

4. Информационный блок данного конкурсного задания желательно проиллюстрировать, подумав над его оформлением. Это может быть и театрализованное представление, с помощью которого можно проявить свои разнообразные таланты; и выставочный материал: стенды с фотографиями, рисунками, таблицами; поделки, модели, макеты и пр. Умелое использование видеозаписей, компьютерной презентации, наглядных пособий придает выступлению наглядность, дает более полное представление о работе педагога, об успехах и достижениях, индивидуальности, о разнообразии мира увлечений участника Конкурса.

Важно не переусердствовать, не перевести серьезный, в целом, разговор об уровне своего профессионализма в развлекательное шоу на темы дополнительного образования.

Чтобы этого не произошло, целесообразно провести процедуру «критического рецензирования» подготовленной самопрезентации. Для этого надо попытаться поставить себя на место другого педагога (или члена жюри) и дать анализ своего выступления как бы со стороны, оценив его. При этом желательно ответить на следующие вопросы:

  1. все ли понятно слушателям?
  2. убедителен ли выступающий?
  3. не содержит ли излагаемый материал ошибок, неточностей?
  4. не затмевают ли игровые приемы содержательного аспекта рассказа конкурсанта о себе?
  5. разумная степень критичности на подготовительном этапе может существенно улучшить и содержание подготовленныъх материалов, и само выступление в конкурсе.

5. Важным фактором для оценки самопрезентации членами жюри является общая культура конкурсанта: манера речи и поведения, внешний вид, самобытность и оригинальность выступления. Поэтому приоритет при выполнении этого задания, несомненно, должен быть отдан воссозданию профессионального облика конкурсанта.

Педагогу необходимо:

  1. убедить членов жюри в том, что он тот самый педагог, который нужен детям;
  2. увлечь своей «изюминкой» личного педагогического опыта;
  3. продемонстрировать эрудицию, преданность выбранной профессии, профессиональную грамотность;
  4. раскрыть свой профессионально-личностный образ (педагогического креда);
  5. продемонстрировать свои разносторонние способности, помогающие быть интересным и привлекательным для детей;
  6. показать степень новизны педагогического опыта;
  7. блеснуть результативностью Вашей профессиональной деятельности.

Рекомендации по подготовке к представлению (защите)  дополнительной образовательной программы

Подготовительный этап.

Процедура представления программы — домашняя заготовка, и ее надо правильно спланировать. Прежде всего, необходимо, чтобы сама представляемая программа отвечала требованиям, которые представаляются к образовательным программам системы дополнительного образования детей.

Прелставление (защита) — это краткая аннотация к программе с использованием наглядности. Представление программы необходимо рассматривать с позиции ее педагогической значимости и авторского замысла.

При подготовке к выполнению этого задания необходимо продумать:

  1. ведущую идею программы;
  2. аргументированное объяснение содержания образовательной программы;
  3. наглядные примеры, иллюстрирующие это содержание;
  4. ответы на предполагаемые вопросы членов жюри.

Желательно избежать одной из основных ошибок участников – представления программы в форме чтения самой программы. Лучше о программе рассказывать, приводя отдельные выдержки из нее.

Представление образовательной программы – очень интересная и серьезная часть конкурса. Здесь не допустимы театрализация, инсценировки, поэтические тексты, т.к. конкурсанту необходимо представить основной документ, по которому он работает; показать себя как педагога-разработчика и проектировщика программы; рассказать о применяемых им педагогических технологиях.

Представление образовательной программы необходимо рассматривать с точки зрения ее уникальности, используя аргументы для убеждения в этом жюри.

Планируя свое выступление-защиту постарайтесь построить его, отвечая на следующие вопросы:

  1. Что не устраивает вас в современном образовании вообще и в преподавании вашего предмета в частности?

Выделить причину, побудившую создать программу, объяснить направленность своих действий, актуальность программы. Какие затруднения в вашей профессиональной деятельности беспокоят вас и побуждают разрабатывать авторскую программу? Чем не устраивают вас имеющиеся программы? На разрешение какой проблемной ситуации направлена ваша программа?

  1. Что вы предложили как автор образовательной программы?

В чем состоит ваш авторский замысел? Какая идея положена в основу разработки программы? Как соотносится ваша идея со стратегией развития вашего учреждения? Что конкретно вы хотите изменить? Как будет осуществляться учебная деятельность детей: в какой последовательности, каково ее содержание и направленность? Каковы принципы отбора содержания и его структурирования? Чем аргументируется логика развития содержания курса? Как учитываете индивидуальные особенности детей? Как повышаете мотивацию образовательной деятельности? Предусматривает ли программа возможность интеграции с другими программами? Какого результата хотите достичь? Что развивается в обучающихся и в чем это выражается? Какие умения и навыки формируются? Предполагаются ли различные уровни развития способностей и овладения содержанием учбного предмета или видами деятельности? Как вы определяете эффективность своей программы? По каким параметрам и критериям будет оцениваться развитие детей, формирование у них определенных умений, способностей? Какова система оценок, формы, порядок и периодичность контроля?

  1. В чем конкретно состоит оригинальность вашей образовательной программы?

Следует сравнить свой подход с существующими, с другими работами, выделить особенности и ноизну, т.е. То, что отличает ваш труд от других. Чем обосновывается новизна вашей разработки? На каких теоретических положениях основывается ваша разработка? Каковы отличительные черты вашей организации образовательного процесса? Какие нетрадиционные методы, формы, приемы организации образовательного процесса помогут достичь поставленной цели? Что нового вы привнесли в деятельность детей? Зачем? Как организуется взаимодействие детей? Как управляете образовательным процессом? Что нового привнесли в обеспечение связи обучения с жизнью?

  1. Какие условия необходимы для реализации программы и достижения прогнозируемого результата?

На какой возраст обучающихся рассчитана программа? Какая предварительная подготовка учащихся необходима? Какой педагог может работать по этой программе? Нужна ли помощь со стороны администрации? Какая нужна материальная и техническая база? Какие трубуются учебные пособия? Какие особые условия необходимы для работы? Какие трудности возможны? Требует ли работа применения специальных учебников, пособий, методик? Нужно ли изменить режим занятий, расписание? Чем это обосновано?

Рекомендуется примерный план представления (защиты) программы:

  1. дать четкое объяснение необходимости создания программы, ее актуальности и новизны для решения социально-педагогических проблем. Для этого надо кратко проанализировать аналогичные программы и показать преимущества и особенности своей. (Если программа модифицированная, необходимо обосновать изменения, внесенные конкурсантом в программу, взятую за исходную основу);
  2. указать принципы построения образовательной программы;
  3. раскрыть цели и задачи (кратко и обоснованно), реализуемыев программе и отражающие достижения обучающихся за период действия программы;
  4. дать характеристику обучающихся, которым адресована программа (возрастную группу и особенности ее развития, наличие базовой подготовки);
  5. обосновать подбор содержания и последовательность изложения материала;
  6. дать характеристику учебно-воспитательного процесса — методы и характер деятельности;
  7. обосновать предусмотренные программой формы организации занятий и их эффективность в достижении поставленной цели;
  8. раскрыть результативность программы. Необходимо особо выделить критерии оценки освоения обучающимися содержания данной программы. Следует, прежде всего, иметь в виду принцип продвижения в развитии личности ребенка, т.е. Возможность для самореализации обучающихся в условиях свободного выбора различных видов деятельности. Желательно показать соотношение «стартового» этапа развития воспитанника с промежуточным или итоговым;
  9. дать краткий комментарий к списку литературы, используемой для составления программы, что позволит увидеть научно-методическую основу ее построения, понять широту профессиональных и общекультурных интересов педагога, его приверженность к тому или иному направлению в педагогике, психологии, методике.

При представлении программы можно использовать плакаты, слайды, компьютерные презентации и другие наглядные средства, которые в известной степени украшают эту процедуру. Но их необходимо тщательно продумать по содержанию и оформлению. Неграмотно и небрежно выполненные наглядные материалы — это и дополнительные вопросы, и дополнительные замечания.

Регламент представления — 10 минут. Крайне важно не выходить за регламент, иначе вас все равно прервут, и вы не скажете чего-то весьма существенного.

Критерии оценки:

  1. социальная значимость целей программы;
  2. учет региональных особенностей в программе;
  3. педагогическая целесообразность отбора содержания, средств, методов и форм образовательной деятельности;
  4. учет особенностей личности обучающегося в программе (возможность усвоения и применения обучающимися; перспективы развития заинтересованности, увлечений и творческой активности);
  5. творческий подход к разработке программы;
  6. практические результаты реализации программы;
  7. основное содержание программы;
  8. выполнение основных требований к содержанию программы;
  9. выполнение требований к культуре оформления.

Импровизированный конкурс

Трудно дать рекомендации к импровизации. Да и стоит ли? Именно здесь раскрывается дапазон личности конкурсанта: широта кругозора, способность к творчеству, чувство юмора.  Можно написать или озвучить философское эссе на предложенную тему, поэтический этюд, юмористический рассказ в русле заданной проблематики; оформить плакат и озвучить изображенное на нем, нарисовать серию рисунков, подготовить шараду, аппликацию. При этом конкурсанту желательно показать любовь к детям, профессии педагога, своей конкретной специальности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологический тренинг для участников конкурса "Сердце отдаю детям - 2012" в Республике Алтай

Ежегодно в Республике Алтай проходят Недели педагогического мастерства работников образования. Вот и в этом году меня попросили провести психологический тренинг для участников. Вот что получилось!...

Портфолио и презентация "Сердце отдаю детям"

Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 4» ПОРТФОЛИОучителя биологии изобразительного искусства Суровцевой Натальи Петровны...

Развитие санаторно-курортных центров, лечебно-оздоровительных учреждений, направленное на лечения и реабилитацию, отдых детей с ограниченными возможностями здоровья.

В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития, одним из приоритетов политики должно являться сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового ...

"Талант и сердце отданы детям!"

Концерт, посвященный Дню учителя....

Представление старшей вожатой на районном конкурсе "Сердце отдаю детям".

Представление членами детского объединения "Атланты" старшей вожатой на районном конкурсе "Сердце отдаю детям" (выступление ребят)....

Самопрезентация для участия в районном конкурсе "Сердце отдаю детям"

Самопрезентация для участия в районном конкурсе "Сердце отдаю детям" 2017 год...