«Опытническая и исследовательско – экспериментальная работа в детском объединении эколого - биологического направления.
методическая разработка (5 класс) по теме

Карпова Татьяна Николаевна

Учебно-исследовательская деятельность обучающихся – необходимое и эффективное условие их интеллектуального развития. Она влияет на научное мировоззрение воспитанников, формирует их ответственное отношение к делу и окружающей действительности. На занятиях  объединения «Комнатное цветоводство»  для младших школьников  преобладающим видом деятельности является практическая работа. Воспитанники приобщаются к научным способам познания мира, осуществляется наблюдение за природными явлениями, ставятся простейшие опыты. Условия нашего  учреждения дополнительного образования детей (теплица, опытные участки) позволяют привлечь воспитанников к развитию познавательных интересов, к участию в исследовательской деятельности. Комнатные растения широко используются как демонстрационный материал для постановки опытов и наблюдений. Выполнение работ, связанных с проведением опытов и наблюдений за комнатными растениями способствует выработке у учащихся приемов и навыков самостоятельной познавательной деятельности. Работая с растениями, юннаты усваивают трудовые навыки по уходу, пересадке и размножению растений. Эти навыки могут оказаться полезными в повседневной жизни, а может быть и в будущей профессии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_rekomendaciya.doc479.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  учреждение  дополнительного образования  детей

        «Исилькульская станция юных натуралистов»

        

Методическая рекомендация

        Тема: «Опытническая и  исследовательско – экспериментальная работа в детском объединении  эколого - биологического направления.

                                                                                                                   


Т.Н. Карпова со своими воспитанниками.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                                   Подготовила:   Карпова        

                                                                                                   Татьяна Николаевна,  педагог    

                                                                                                   дополнительного  образования                    

                                                                                                  детское объединение

                                                                                                  «Комнатное цветоводство»

                

        г. Исилькуль  2012г.

Учебно-исследовательская деятельность обучающихся – необходимое и эффективное условие их интеллектуального развития. Она влияет на научное мировоззрение воспитанников, формирует их ответственное отношение к делу и окружающей действительности. На занятиях  объединения «Комнатное цветоводство»  для младших школьников  преобладающим видом деятельности является практическая работа. Воспитанники приобщаются к научным способам познания мира, осуществляется наблюдение за природными явлениями, ставятся простейшие опыты. Условия нашего  учреждения дополнительного образования детей (теплица, опытные участки) позволяют привлечь воспитанников к развитию познавательных интересов, к участию в исследовательской деятельности. При обработке собранных материалов (проб, наблюдений, опытов) данные опытов вносятся в таблицы. При анализе проведенной работы воспитанники сравнивают результаты опытов и наблюдений. Сведение всех полученных данных в таблицы или представление их в графиках и диаграммах - самый наглядный и экономный способ обработки первичных данных. Обработку результатов проводим после окончания опытов на основании записей.  После того, как собранные материалы обработаны и проведено обсуждение полученных результатов, воспитанники возвращаются к поставленным задачам и смотрят, ответил ли исследователь на поставленные вопросы. Краткое изложение результатов работы, отвечающее на вопросы задач, - это выводы, к которым исследователь пришел в результате проведенных опытов. Формулируя выводы, помним, что отрицательный результат - тоже результат, и он тоже отражается в выводах. Приоритетным направлением педагогической деятельности станции юннатов есть и остается опытническая и исследовательско- экспериментальная работа в объединениях. Исследовательская деятельность является процессом двусторонним, строящимся как на потребностях учащихся, так и на активном привлечении педагогами детей.

Исследовательская деятельность обучающихся -

деятельность  учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов.  Постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

 

Проектно – исследовательская деятельность-

деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая  выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования,  определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов. Является организационной рамкой исследования.

Учебное исследование и научное исследование. Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно  является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности, а неполучение объективно нового результата, как  в

 « большой науке». Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности -  в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний. Поэтому при организации образовательного процесса на основе исследовательской деятельности на первое место встает задача проектирования исследования. При проектировании исследовательской деятельности учащихся в качестве основы берется модель и методология исследования, разработанная и принятая в сфере науки. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных этапов, присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается. Проектная и исследовательская форма работы с обучающимися должна быть приоритетной. В условиях дополнительного образования нет жестких рамок классно- урочной системы, выбор содержания тематики и проблематики проектов исследований обучающимися  происходит в момент выбора секций, объединений и обществ, которые он посещает. При выборе формы работы здесь также необходимо  учитывать возрастные особенности детей. В зависимости от уровня полученных результатов необходимо предоставить обучающимся  продемонстрировать их на  публичных презентациях возможность различного уровня: перед сверстниками, родителями, педагогами, для широкой общественности. Где бы мы ни занимались   проектной или исследовательской деятельностью с обучающимися  необходимо помнить, что главный результат этой работы – формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.

На станции юных натуралистов педагогом дополнительного образования я работаю 24 года. Веду детское объединение «Комнатное цветоводство» Исследованиями в области комнатного цветоводства начала заниматься с 2000г, приоритетом моей работы является широкое использование натуральной наглядности, постановка опытов и наблюдений за живыми организмами и растениями. Умелое использование натуральных объектов, организации самостоятельной работы учащихся с живыми растениями играют важную роль в решении учебно - воспитательных задач. Комнатные растения широко используются как демонстрационный материал для постановки опытов и наблюдений. Выполнение работ, связанных с проведением опытов и наблюдений за комнатными растениями способствует выработке у учащихся приемов и навыков самостоятельной познавательной деятельности. Работая с растениями, юннаты усваивают трудовые навыки по уходу, пересадке и размножению растений. Эти навыки могут оказаться полезными в повседневной жизни, а может быть и в будущей профессии.

Определяющую роль в построении любой исследовательской работы играют применяемые методы. Методы исследования разделяются на две группы: эмпирические и теоретические. Теоретические методы исследования: анализ и синтез, моделирование. Эмпирические можно подразделить на две группы:

  1. рабочие (частные) - изучение литературы, наблюдение, тестирование;
  2. опрос, комплексные методы - мониторинг, эксперимент, опытная работа.
    Наблюдение наиболее информативный метод исследования, это
    единственный метод, который позволяет увидеть все стороны изучаемых
    явлений и процессов.

Основные требования, которые предъявляются к наблюдению:

1 .Наблюдение проводится с заранее четко поставленной целью.

2. Наблюдение проводится по заранее продуманному и написанному плану.

3.Количество исследуемых признаков должно быть минимальным и точно

определенным.

4. Наблюдатель должен тщательно предусмотреть вероятности появления

ошибок наблюдений и по возможности предупреждать их.

Под термином научно-исследовательская работа понимается

самостоятельная творческая работа, выполненная под руководством педагога.

Она включает в себя составление обоснованного плана действий, который

формируется и уточняется на протяжении всего периода выполнения работы.

Результаты поэтапно фиксируются в виде описания, описания графиков,

технологических карт. Итоги научной работы учащихся должны быть

реальными, т.е. теоретическая проблема должна завершаться ее конкретным

решением, а практическая - ее конкретным результатом. Совокупность всех

этих материалов и готового решения и составляет научную работу учащихся. Использование метода научного исследования позволяет реализовывать деятельностный подход в обучении, применять различные знания и умения, полученные при изучении школьных дисциплин (биологии и экологии) Основные моменты, на которые необходимо обратить вниманий при написании научной работы:

1 .Постановка проблемы.                                                  

2.Изучение различной информации.        

3.Выбор методов исследования.        .        .

                               4.Анализ и обобщение.        

                               5.Формулировка выводов.        

                               6. Рекомендации.

Следует отметить, что исследовательская деятельность является процессом двусторонним, строящимся как на потребностях учащихся, так и на активном привлечении педагогами детей. Интерес к комнатным растениям, познание их жизнедеятельности могут развить стремление познания разнообразия живой природы, желания стать ее другом. У некоторых юннатов интерес к растениям может появиться в виде любознательности, у других он может быть более глубоким и устойчивым и в этот период важно мне как педагогу поддержать возникший интерес и запастись большим усердием и терпением, чтобы достичь желаемого результата. В этот период важна индивидуальная работа учащихся в виде подготовки сообщений и рефератов. Из личного опыта работы видно, что чаще всего интерес к комнатным растениям проявляют учащиеся 5-7х классов, т.к. по мнению ученых- психологов естественная потребность осмыслить всякое природное явление длится у детей недолго и этим надо своевременно воспользоваться, потому что позднее приходят новые интересы, иногда очень далекие от изучения природы. Если же любовь к естественным наукам прочна, она будет развиваться и дальше. В этом возрасте учащиеся обладают активно усваивать информацию, происходит активный процесс мышления, словесная информация воспринимается вместе со зрительными образами. Именно в этом возрасте учащиеся самостоятельно стремятся к осуществлению практической работы. При выполнении заданий важно, чтобы учащиеся четко осознали его цель, содержание, последовательность действий, предполагаемый результат (гипотезу). На базе станции юннатов действует  НОУ «Малая Тимирязевка», где воспитанники учатся видеть красоту природы, ведут наблюдения, участвуют в заседаниях, являются членами этого общества, подготавливают исследовательские проекты. Они выступают со своими исследованиями в области комнатного цветоводства.

Шло время, все свои исследования и наблюдения, результаты за развитием растений мы привели в систему и вошли в состав НОУ «Малая Тимирязевка». До этого присматривалась к детям, раскрывала их наклонности, творческие способности, исходя из наличия свободного времени, огромного желания и возраста. Темы научно- исследовательских работ искали сами с детьми, какую-то роль сыграли любители- цветоводы, которые обращаются за консультацией в нашу теплицу, перелистывали брошюры, газеты, книги о цветах, общались на заседаниях клуба «Фитобар», созданного при центральной библиотеке. И главное, чтобы выбранная нами тема была актуальна в наше время, чтобы это было кому- то нужно, ведь люди занимаются цветоводством не только ради прибыли, а интереса, любви, красоты, радости к своим любимым зеленым питомцам. На мой взгляд исследовательская работа должна проводится в течение 2-3 лет, для того чтобы закрепить результат работы, дать оценку работе, просчитать все «+» и «-», т.к. на результат влияют много факторов, таких как температурный режим, влажность воздуха и почвы, погодные условия и даже настроение человека.

Наши результаты        

             Теплица СЮН.
Так юннатка Шенфельд Юлия, будучи учащейся 9 класса Городищенской основной школы, провела большую работу с розами в розарии нашей цветочной теплицы и защитила свою опытническую работу:

2003г. - по теме «Влияние гормонов корнеобразования на укоренение  и приживаемость черенков роз»

  1. Районное НОУ «Ступени» - 1 место  
  2. НОУ «Поиск» г. Омск- диплом Лауреата;
  3. Областная СЮН «Юные исследователи окружающей среды» г. Омск -  2-ое место;
  4. Всероссийский конкурс юных исследователей окружающей среды г. Москва - Грамота Министерства образования России и поощрительный приз «Книга о цветах»;

 Не менее интересную и актуальную исследовательскую работу Шенфельд Юлия, будучи уже 10-классницей средней школы №4 провела с гортензией:

 2004г. -  по теме «Влияние кислотности почвы на развитие и окраску соцветий крупнолистной шаровидной гортензии».

  1. НОУ «Малая Тимирязевка» - 1место;
  2. Областная  СЮН «Исследователи окружающей среды" г. Омск - 2-ое место;
  3. НОУ «Поиск» г. Омск - Диплом Лауреата 1 степени.

2005г. - провели научно-исследовательскую работу с сенполиями по теме «Влияние размножения  многократного использования материнского листа сенполии  на цветение и декоративные качества».

2006 год - выступили с работой по теме «Влияние предпосевной обработки семян финиковой пальмы на всхожесть и развитие сеянцев».  Дубина Татьяна, 9 класс

            НОУ «Малая Тимирязевка» -1 место

  1. Районное НОУ «Ступени» -  2 место                    
  2. Областная СЮН «Юные исследователи окружающей среды» г. Омск  – участник
  3. НОУ «Поиск» г. Омск   - участник

2009 год – «Выращивание комнатных растений в гидропонной культуре»         Областная  СЮН «Юные исследователи окружающей среды» г. Омск -  3 место

  1. НОУ «Поиск» г. Омск  - участник  Карпова Наталья,10 класс

2010 год – «Выращивание мирта обыкновенного в тепличных условиях станции юннатов» Мухамеджанова Айдан.

2011 год – «МИРт вашему дому». Мухамеджанова Айжан, 10 класс

  1. НОУ «Малая Тимирязевка» - 1 место
  1. Районное НОУ «Ступени»-  3 место
  2. Областная СЮН «Исследователи природы» г. Омск -3 место

2012 год – «Сортоизучение астры однолетней в условиях южной лесостепи Омской области». Мухамеджанова Айдан

  1. Областная  СЮН «Исследователи природы» г. Омск -3 место
  2. Областная СЮН «Эколого- биологическая олимпиада» г. Омск – участник
  3. Районное НОУ «Ступени»-  3 место

 Конкурсы юных исследователей природы еще впереди!

        

Список использованной литературы

                        

  1. Газета для: тех, кто любит цветы. «Цветок»  №20/2007год, №9/2005  год.
  2. Д.Б.Кудрявей, «Как вырастить цветы». Москва Просвещение 1993г,
  3. «Сельскохозяйственный труд» Москва Просвещение  1994г.

     4.  С.В.Алексеев и др. «Практикум по экологии» Москва АО МДС       2003г.

          5. П.Ф.Коненков, И.П.Фирсов,  И.Ф.Раздымали,      «Основы  агротехники полевых и овощных культур» Москва «Просвещение» 1991г.

          6. М.А.Папорков,  Н.И.Клинковская,  Е.С.Милованова «Учебно-опытная работа на пришкольном участке». Москва «Просвещение» 1998г.

        

Сайты в Интернете:

     1.      Сайт «Дачные советы» - E-mail: holdik.3@gmail.com.

Иллюстрации:

  1. Фотографии из личного архива


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья из газеты: из опыта работы детского эколого-биологического объединения "Юный исследователь", руководитель Беленкова Л. Э.

Статья отражает некоторые формы работы детского эколого-биологического объединения "Юный исследователь", методику проведённого исследования, результативность работы....

Раздаточный материал для самостоятельной работы для учащихся класса (химико-биологической направленности)

Самостоятельная работа  по теме "Реакции ионного обмена" состоит из 6 заданий - составления уравнений химических реакций и написания ионных уравнений...

Информационно-аналитическая справка по итогам реализации областной программы развития технического, декоративно-прикладного, эколого-биологического направлений работы в образовательных учреждениях Выксунского района «Дети. Творчество. Родина» за 2011-20

В материале содержатся аналитические данные основных количественно-качественных показателей реализации Программы развития технического, декоративно-прикладного творчества и эколого-биологического напр...

Доклад «Опытническая и исследовательская работа на учебно-опытном участке»

Доклад «Опытническая и исследовательская работа на учебно-опытном участке»...

Контрольная работа по математике за курс 7 класса (индивидуальный отбор в 8 класс химико-биологической направленности)

Материалы для проведения конкурсных испытаний по математике учащихся 7 классов в рамках проведения процедуры индивидуального отбора в классы с углубленным изучением отдельных предметов...

Справка по работе с одарёнными детьми химико-биологического направления.

Осенняя сессия - 2021 годаВесенняя сессия – 2022 года. ...