Духовно-нравственное развитие обучающихся через поисково-исследовательскую деятельность в кружке «Музей истории школы».
статья по теме

Лебедева Анна Михайловна

Данная статья содержит обоснование актуальности проблемы духовно-нравственного воспитания обучающихся, концептуальные основы работы, цели изадачи а также описание опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lebedeva_za_nravstvennyy_podvigword_2.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Духовно-нравственное развитие обучающихся через поисково-исследовательскую деятельность в кружке  

 «Музей истории школы».

Есть средство воспрепятствовать преступлениям — это наказания; есть средства изменять нравы — это благие примеры.

Монтескье

Изучение прошлого своего города или школы становится для учеников образцом отношения к настоящему, а через него – и к будущему.

В концепции модернизации российского образования сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников: формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. 

Базовое звено образования - общеобразовательная школа. Именно средние учреждения  активно включились в реформирование образования, которое происходит в сложное время, когда одной из глобальных проблем современности остается духовный кризис нашего общества, когда теряются связи с вековыми традициями, смешиваются представления о добре и зле, утрачиваются многие духовные ценности.

            К сожалению, сегодня дети и в своем Отечестве, и в русских храмах, и в музеях, и в библиотеках чувствуют себя иностранцами. Кризис духовности обнажает глубинные вопросы человеческого существования, смысла жизни живущих и будущих поколений.

Следует отметить, что основой нравственного воспитания всегда являлась семья. Семья являлась примером нравственности. Ребенок всегда нуждается в поддержке родителей, но далеко не всегда ее находит, поскольку основой успешности своих детей родители видят прежде всего в их финансовом благополучии, часто забывая о необходимости воспитывать нравственные качества и, прежде всего, на своем примере. Ребенок больше «общается» с компьютером и телевизором, нежели с родителями, бабушками, дедушками. В современном обществе наблюдается разобщенность поколений, отсутвием идеала семьи для ребенка (много неполных семей).

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных. И возрождение России сегодня связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием Человека в человеке, формированием у него духовности, нравственности, исторически сложившейся российской ментальности.

Основной целью духовно-нравственного воспитания является ориентация подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирование у них бережного отношения к Родине, ее культурно-историческому прошлому, к своей семье. Патриотизм, как многогранное по своему содержанию понятие, включает в себя:

- любовь к родным местам, почтение прошлого своей Родины, гордость за свой народ;

- уважение к другим народам, их обычаям и культуре, нетерпимость к расовой и национальной неприязни;

- ощущение неразрывности с окружающим, желание сохранить, приумножить богатства своей страны, готовность защищать Отечество и служить его интересам.

 - уважение к традициям народов своей страны, своей семьи.

Учитывая это, можно сделать вывод о том, что духовно-нравственное воспитание, как и воспитание вообще, должно основываться на знании тех компонентов бытия, культуры, которые формируют в целом представления учащихся о Родине, ее культурно-исторических традициях, достижениях и ценностях, лучших ее представителях. Решению данной задачи может служить школьный музей, деятельность которого  направлена на формирование социально-активной позиции, личное участие, поиск и постижение социального и духовного начала своей Родины, народа. Важное место в решении этой задачи занимает непосредственный контакт воспитанника с историческими материалами, элементами культуры, осуществляемый в условиях школьного музея.

В этой связи можно говорить о школьном музее одновременно не только как о форме организации учебно-познавательной деятельности (включение учащихся в поисковую, краеведческую работу на базе музея), но и как о средстве духовного воспитания.

Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе высокой нравственности, патриотизма, гражданского самосознания является одной из важнейших задач.

       Основной учебной базой для проведения занятий становится школьный музей, располагающий полноценной многотемной экспозицией, тесно связанной с массово-просветительской деятельностью школы, ведущий разнообразную учебную и культурно-просветительную работу среди учащихся, родителей, шефов и местного населения.

        В основу работы с детьми в этом направлении считаем важным применять:

-принцип личностного подхода к ребенку;

-принцип добровольности и самоопределения его в выборе предлагаемого вида деятельности.

        Возможность школьного музея синтезировать разнообразные направления в работе поможет нам во всестороннем развитии личности воспитанника, в формировании его духовного мира.

Цель работы кружка «Музей истории школы»: создание условий для развития системы патриотического воспитания и обучения школьников средствами музейной педагогики.

        Задачи:

1.Образовательные

-формирование специальных знаний по предмету (основы музейного дела);

-оказание помощи учащимся в овладении основами музейного дела;

-приобретение  навыков научно-поисковой деятельности учащимися.

2.Воспитательные

-воспитание личности гражданина-патриота России, способного встать на защиту интересов страны, города;

-разработать комплекс мероприятий, обеспечивающий развитие патриотического сознания школьников на основе исторических ценностей и роли России, Нижнего Новгорода  в судьбах мира и страны.

-воспитание уважения к своим близким, семье

3.Развивающие

-развитие  творческой индивидуальности каждого ребенка;

-развитие способности к самовыражению на основе полученных знаний, умение использовать эти знания в практических делах

 В результате участия в работе кружка «Музей истории школы» обучающиеся должны:

-осознать свою причастность к историческим ценностям;

-используя свои знания, выработать нравственную и гражданскую позицию;

Школа для каждого обучающегося является вторым домом, местом, где он проводит большую часть своего времени. Это большая дружная семья, которая учит человека жизни. Здесь мы получаем не только знания, но и учимся дружить, общаться, делаем небольшие открытия, создаём что-то новое и приучаемся к труду.

Музей как форма собирания и осмысления обучающимися человеческого опыта, как ниточка, связующая поколения, – очень перспективное направление воспитательной работы.
Если ребенок почувствует себя включенным в традицию, укоренившуюся в прошлом и протянувшуюся в будущее, на многие свои дела и поступки он посмотрит серьезнее. Ведь от всего этого потом останется след в музее. Результаты его усилий когда-нибудь привлекут внимание следующих поколений обучающихся.
Школьный музей может стать для детей не только формой сохранения прошлого, но и пространством созидания живого настоящего. Экскурсии, результаты поисковой деятельности, семейные истории и воспоминания могут подтолкнуть детей к новому взгляду на себя и на свою школьную жизнь.

        Музейная образовательная среда выполняет не только воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность школьников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы учащихся.

В нашем Музее истории школы существуют следующие направления деятельности:

I. Поисковая деятельность.

1. Достижения наших выпускников (знакомство с их деятельностью, успехами, выявление интересных фактов биографии, сбор материала о выпусках, встречи с выпускниками).

2. Отслеживание жизненного пути бывших и нынешних педагогов школы (заслуги учителей в их педагогической деятельности).

II. Исследовательская деятельность

1. Исследования достижений выпускников школы.

2. Преемственность поколений (педагогические династии учителей).

3. Исследование деятельности педагогов прошлых лет.

Основное внимание в нашем кружке «Музей истории школы» уделяется поисково-исследовательской деятельности обучающихся, через которую осуществляется их нравственное развитие. В рамках работы кружка дети овладевают практическими навыками поисково-исследовательской деятельности, осознают свою сопричастность с историей.

Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, проведении экскурсий  способствует заполнению их досуга. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности
В школьном музее обучающиеся постигают азы исследовательской деятельности.
 Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.

В ходе поисково-исследовательской работы обучающимися были написаны очерки об архитекторах Ю. Бубнове (2-е место в районном этапе конкурса «Выдающиеся нижегородцы», 3-е место в городском этапе конкурса) и А.Л. Гельфондт.  В 2011/2012 учебном году обучающиеся провели большую работу, результатом которой стало написание очерка об одной из первых учителей школы №138 учителе иностранного языка Чернышевской И.Е. Дети собрали информацию, имеющуюся в школьном музее, собрали воспоминания выпускников, фотографии, воспоминания о работе в школе самой И.Ю. Чернышевской, которая, безусловно, является примером нравственности, доброты, мудрости, доверительного отношения со своими воспитанниками (3-е место в районном конкурсе).

Успех исследовательской деятельности во многом зависит от ее четкой организации. Под руководством обучающиеся составляют план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объем работы и этапы ее выполнения. В ходе работы многое представляет для учащихся значительные трудности:

выявление проблемы исследования;

постановка цели и задач;

отбор и структурирование материала;

соответствие собранного материала теме и целям исследования.

Тема исследования предлагается педагогом, затем совместно составляется план работы. Обучающиеся собирают имеющийся в музее материал, исследуют и структурируют его. На основе этого материала определяют план дальнейшего исследования: поиск материала в других музеях образовательных учреждений (при написании очерков о Ю. Бубнове и А.Л. Гельфондт мы сотрудничали с музеем ННГСАУ), поиск людей, знавших этих личностей (сотрудников, выпускников), запись их воспоминаний, изучение научных трудов. Затем весь материал отбирается, структурируется, составляется очерк.

Занимаясь поисково-исследовательской деятельностью, обучающиеся осознают место человека в истории страны, города, школы, взаимосвязь исторических событий с судьбой конкретного человека, свое место в истории. Изучая жизнь людей, реализовавших себя в профессии, дети обращают внимание на те черты характера и нравственные качества, которые помогли этим людям добиться высоких результатов и при этом остаться в воспоминаниях людей примером доброты, нравственности, настойчивости.

Так при написании очерка о бывшем педагоге нашей школы Ирине Евгеньеве Чернышевской, обучающихся поразили ее беззаветная преданность профессии, любовь к детям и понимание своих воспитанников ( «пыталась строить их так, чтобы они видели во мне старшего друга, были искренними со мной, делились своими тайнами, мечтами» ). Подтверждением тому служат очень теплые воспоминания выпускников о своем учителе и даже стихи, написанные о ней и для нее:

 Все было:

И дороги, и невзгоды,

И солнца свет, и свет любимых глаз.

Я вглядывалась в прожитые годы

И с теплым чувством вспоминала Вас.

Ведь это Вы вдохнуть в меня сумели

Стремление всегда идти вперед

И видеть свет высокой цели,

И не боятся жизненных невзгод.

Пример брала с Вас,

Шла к Вам за советом,

Наградой был блеск ваших глаз живых.

Вы столько дали мне тепла и света,

Что хватит обогреть десятерых.

Вы отдаете все большой работе,

Вы в детских думах будите мечту.

Спасибо Вам за то, что Вы живете,

За Ваших дел и мыслей красоту.

Кроме того, обучающиеся, изучая историю родного края, участвовали в районном конкурсе «Нижегородский подвиг», а затем свои знания применили в игре по станциям, сами составляли задания для своей станции, выполняли задания участников из других школ, направленные не только на воспроизведение полученных знаний, но и развитие творческих способностей (исполняли патриотические песни, рисовали гербы и символы).  

В 2011/2012 году к работе школьного музея был привлечен 1 класс. Дети получают первые представления о поисково-исследовательской работе (находят на фотографиях , хранящихся в школьном музее, родных, соседей, затем расспрашивают их о школьной жизни, об учителях, работавших в то время, школьных традициях), дети узнают об основах музейного дела, пытаются проводить «экскурсии» по отельным экспонатам перед одноклассниками, интересуются, каким образом они могут помочь школьному музею. Ребята с интересом рассматривают стенды с достижениями учащихся разных лет и уже мечтают о том, чтобы также оставить о себе память для будущих поколений.

Подводя итог можно сделать следующие выводы:


-Школьный музей способствует духовно-нравственному воспитанию  обучающихся. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. . Нравственность- это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.

 -Обучающиеся видят перед собой пример нравственных качеств и истинного патриотизма, осознают связь поколений.

-Ребята осознают свою связь с другими поколениями, с историей города, страны.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение на тему: Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время

Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить духовно- нравственному воспитанию  важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога являе...

Сообщение :Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время

Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить духовно- нравственному воспитанию  важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога являе...

Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время

Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка, должен уделить духовно- нравственному воспитанию  важнейшую роль в своей деятельности. И именно поэтому целью педагога являе...

Формирование духовно- нравственных качеств обучающихся через культурно- познавательную деятельность на уроках православной культуры и во внеурочное время

Духовно-нравственное воспитание является основой всех основ, в зависимости оттого, что вложил педагог в душу ребенка, будет зависеть, что возведет он сам в дальнейшем, как будет строить свои отношения...

" Духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное воспитание обучающихся через организацию внеурочной деятельности"

Выступление на педагогическом совете по проблеме воспитания подростающего поколения в условиях современной системы образования....

" Духовно-нравственное и спортивно-оздоровительное воспитание обучающихся через организацию внеурочной деятельности"

Выступление на педагогическом совете по проблеме воспитания подростающего поколения в условиях современной системы образования....

Программа занятий внеурочной деятельности по духовно – нравственному ( нравственному) развитию, воспитанию обучающихся 8 -9 класса с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)

   Программа занятий внеурочной деятельности по нравственному развитию, воспитанию обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) разработана для учащихся...