Дополнительная образовательнпя программа "Читайка"
рабочая программа на тему

Кожевникова Татьяна Борисовна

Программа дополнительного образования "Читайка" для уч-ся 1-х классов на 1 год обучения. Содержит тематическое планирование, пояснительную записку и список литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_odo_chitayka.rar21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа

«ЧИТАЙКА»

Педагог  дополнительного образования: Кожевникова Т.Б.

Возрастная категория детей: 7-8 лет

Срок реализации программы:  1 год

Утверждена:

МБС(К)ОУ №122

от ____________

протокол № ___

г. Снежинск 2012 г

Содержание программы

  1. Пояснительная записка                                         стр. 3
  2. Условия реализации программы                         стр. 8
  3. Содержание программы                                 стр. 8

    3.1. Учебно-тематический план                                 стр. 10

  1. Механизм оценки получаемых результатов         стр. 11
  2. Список литературы                                         стр. 12

  1. Пояснительная записка

В одном ряду с умением читать, писать и считать стоит умение самостоятельного поиска необходимой информации, овладение навыками культуры чтения, умение ориентироваться в книжном пространстве.

Сегодня библиотека осталась практически единственным бесплатным источником информации, связанной с обучением.

Библиотека – это прежде всего мир общения с  книгой. В наше время, когда все вынуждены думать о хлебе насущном,  все меньше уделяется внимания детям и возникает реальная опасность «потерять» их. Библиотека – это учреждение, которое открывает двери всем желающим.  Именно здесь создаются кружки, помогающие ребенку с пользой проводить свое свободное время. В таком случае библиотека сознательно расширяет сферу своей деятельности, беря на себя функции досугового учреждения, центра семейного чтения, дополнительного образования.

По мнению современных физиологов, психологов, логопедов, педагогов младший школьный возраст является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Он уже может и хочет заниматься, проявляет большой интерес к организованным формам занятий, связанных с усвоением знаний, умений, навыков. Именно младший школьный возраст для большинства детей является наиболее эффективным для начала обучения чтению. Это не значит, что все дети в одинаковой степени освоят навыки чтения, но начинать заниматься с ними уже нужно.

Дополнительные занятия по привитию любви к чтению, бережному отношению к книге, воспитанию читательских интересов проводятся педагогом дополнительного образования в ОУ, носят в себе инновационный, перспективный мотив обучения чтению, проводятся по разработанной специальной программе. Следует  отметить, что некоторые вопросы нуждаются в тщательной разработке (особенно содержание учебно-воспитательного процесса). Успешность реализации программы определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим  и физиологическим особенностям  и возможностям детей.

Задачи педагога дополнительного образования:

  1. Обеспечение эмоционального благополучия каждому ребенку;
  2. Формирование положительной мотивации: проведение занятий с учетом принципа соответствия формы организации занятий ведущему виду деятельности – игре;
  3. Формирование предпосылок учебной деятельности:
  1. восприятие инструкций;
  2. планирование деятельности;
  3. умение выполнять задание до конца;
  4. способность выполнять задание сосредоточенно в течение определенного времени.
  1. Развитие познавательных функций:
  1. речь;
  2. внимание;
  3. память;
  4. восприятие;
  5. воображение;
  6. мышление.
  1. Организация разнообразных форм занятий «неурочного» типа:
  1. наблюдение;
  2. работа парами;
  3. работа по подгруппам;
  4. организация досуга.
  1. Активизация любознательности и инициативности детей:
  1. умение задавать вопросы;
  2. высказывание собственных суждений;
  3. умение делать простые практические выводы.
  1. Организация партнерского сотрудничества детей и педагогов.
  2. Осуществление педагогической пропаганды среди родителей и широкой общественности по разъяснению задач воспитания и образования на каждом возрастном этапе развития ребенка.
  3. Создание развивающей предметной среды.
  4.  Разработка специального содержания занятий с учетом функциональных возможностей и возрастных особенностей ребенка.

Особое внимание в работе ОДО уделяется организации учебно-воспитательного процесса. В одной группе – не более 12 человек, в подгруппе – не более 4 человек в возрасте 7-8 лет. Режим работы рассчитан на детей, посещающих группу продленного дня. Занятия  проводятся один  раз в  неделю, во второй половине дня, после дневного сна и полдника, по расписанию в школьной библиотеке или специально оборудованном кабинете. Во время проведения занятий используются физкультминутки, подвижные игры.

Важным аспектом в работе ОДО является развитие эмоциональной, интеллектуальной и социальной сферы ребенка.

Условием успешной работы ОДО является совместная деятельность с педагогами, родителями, индивидуальные консультации психолога, составление рекомендаций общего плана по руководству чтением.

Успешность реализации программы определяется целым рядом факторов, которые создаются педагогически грамотной образовательной средой, адекватной психологическим  и физиологическим особенностям  и возможностям детей.

        Данная программа разработана на основе типовой программы, рекомендованной Министерством РСФСР для внеклассной и факультативной работы с учащимися (Сборник приказов и инструкций, 1976 г., № 21) и на основе собственного многолетнего опыта работы.

        

Цель курса:    

   

Привитие  интереса  и бережного  отношения к книге младшим школьникам;

Пропаганда библиотечных знаний для профессионального самоопределения ребёнка.

Для реализации поставленной цели осуществляются следующие задачи:

  1. Расширение кругозора младших школьников, активное использование книги, как постоянного источника роста знаний.
  2. Повышение культуры чтения младших школьников;  привитие библиотечных знаний.

Программа рассчитана на обучение детей с 7-8 -летнего возраста на 1 год. Она построена с учётом возрастных особенностей  школьников.

Предусматривается постепенное накопление, углубление знаний о книгах от первого знакомства с книгой и библиотекой – к изучению творчества детских писателей; от просмотра книг и показа мультфильмов (видеофильмов, диафильмов) – к самостоятельному поиску и выбору.

Отдельные темы повторяются из общеобразовательной программы по обучению чтению с целью углубления знаний школьников. В процессе занятий осуществляется дифференцированный подход, основанный на индивидуальных, психологических и возрастных особенностей младших школьников. В работе используются следующие методические приёмы: беседы, обзоры, практические занятия, конкурсы, самостоятельное библиографическое разыскивание, наблюдения, экскурсии.

На каждом занятии применяются различные виды  ТСО:

  1. компьютер и экран (для просмотра презентаций, фильмов и клипов),
  2. фильмоскоп (для просмотра диафильмов),
  3. телевизор и видеомагнитофон (для просмотра CD и DWD дисков и фильмов),
  4. магнитофон и проигрыватель (для музыкального прослушивания и сопровождения занятия),
  5. фотоаппарат и видеокамера,
  6. портреты писателей, плакаты и пр.

Методы и технологии преподавания и обучения:

  1.    словесные: беседа, лекция, обзоры;
  2.    наглядные: схемы, плакаты, книги по теме;
  3.    практические: просмотр презентаций; прослушивание музыки, аудиозаписей  и видеофильмов; экскурсии, викторины;
  4.    поисковые: самостоятельная работа с информацией.

  1. Условия реализации программы

Материально-техническое оснащение, оборудование:

  1.    Книги (справочная, художественная, познавательная литература, периодические издания для детей);
  2.    Технические средства (АРМ библиотекаря, магнитофон, видеомагнитофон, телевизор, видео и аудио кассеты с записями литературных произведений, сказок, детских песенок, фотоаппарат, видеокамера);
  3.    Канцелярские принадлежности (клей, бумага, скотч, картон, гуашь, маркеры, карандаши, ручки);
  4.    Дидактический материал (схемы, тесты, карточки).

Форма представления результатов работы объединения:

  1. Литературные и библиотечные игры, викторины, выставки.
  2. Самостоятельное библиографическое разыскивание, наблюдение, анализ.
  3. Интегрированное занятие.

1 год обучения.

  1. Сентябрь – Экскурсия в библиотеку. Просмотр слайдов. Загадки о книге, чтении
  2. Октябрь – Беседа и просмотр презентации «Книга – твой друг и учитель»
  3. Ноябрь– Викторина «В гости к сказке» (Русские народные сказки)
  4. Декабрь – Просмотр мультфильма «Зима в Простоквашино» (по книге Э. Успенского «Дядя Федор, кот и пес»)
  5. Январь – Беседа и просмотр презентации «Как обращаться с книгой»; Просмотр мультфильма «Гришкины книжки» (С.Я. Маршак)
  6. Февраль - Беседа и просмотр презентации «Структура и оформление книги»
  7. Март - Беседа и просмотр презентации «Чтение – вот лучшее учение»
  8. Апрель - Просмотр мультфильма «Доктор Айболит» (К.И. Чуковский)
  9. Май – Викторина; интегрированное занятие «Добрый дедушка Корней» по творчеству К.И. Чуковского
  10. Июнь – Литературная игра «В мире животных» (детские писатели о животных, природе)

  1. Содержание программы (тематическое планирование)

№ п/п

Темы занятий

Кол-во часов

Формы занятий

6

Тема 1 «Здравствуй, Книжкин дом!»

6

 Групповое

а)

Экскурсия в библиотеку. Знакомство с книгами. Загадки о книге, чтении.

2

Беседа. Просмотр слайдов,

викторина

б)

Правила библиотеки. Как стать настоящим читателем.  «Книга – твой друг и учитель»

2

Беседа-обзор. Просмотр презентации

в)

«Я иду в библиотеку».  Литературная игра.

2

Беседа. Игра. Просмотр мультфильмов


Тема 2 «Почитай-ка»

6

6


Групповое

(подгруппы)

а)

«Эти волшебные книжки». Сказки.

3

Обзор. Викторина.

«В гости к сказке»

3

Беседа. Просмотр презентации, просмотр мультфильмов.


Тема 3 «Чудо, имя которому - книга»

12

12


Групповое

(подгруппы)

а)

«Как обращаться с книгой». Структура книги. Из чего состоит книга.

4

Беседа. Просмотр презентации. Обзор

б)

«Структура и оформление книги». Внешнее оформление книги: обложка, переплёт, корешок. Внутреннее оформление: текст, страницы, иллюстрации.

4

Беседа. Просмотр презентации. Мелкий  ремонт книг

в)

«Чтение – вот лучшее учение» о бережном отношении к книге.

4

Беседа. Выставка «Книжкина больница» Просмотр презентации


Тема 4 «В стране моей – Читалии»

9

9


Групповое

а)

Выставка книг К.И. Чуковского. «Федорино горе», «Мойдодыр», «Телефон», «Путаница», «Тараканище», «Доктор Айболит»

3

Обзор, чтение,

Просмотр диафильма, мультфильма

б)

«Добрый дедушка Корней»

3

Интегрированное занятие, викторина

в)

«В мире животных» (детские писатели о животных, природе). Литературная игра.

3

Просмотр презентации. Обзор. Игра

всего:

33

теория  - 18

практика - 15

  1. 3.1 Учебно-тематический план

Направление – Библиотерапия

1 класс – 12 чел.

1 год обучения                  

 (1 раз в неделю по 1 часу)

33  часов в год

Возраст: 7-8  лет

№ п/п

Тема

Теория

Практика

Всего

1

Здравствуй, книжкин дом!

4

2

6

2

Почитай-ка!

3

3

6

3

Чудо, имя которому - книга

8

4

12

4

В стране моей - Читалии

3

6

9

Всего:

18

15

33

Учёт знаний  младших школьников.

        Знания обучающихся  будут оцениваться при проведении викторин, конкурсов, праздников.  Дети будут поощряться словесно, материально (призы, грамоты, дипломы).

  1. Механизм оценки положительных результатов

По окончании обучения младший школьник должны знать:

  1.  что такое библиотека;
  2.  что такое книга;
  3.  структуру книг;
  4.  оформление книги.

Дети должны уметь:

  1.  осуществлять поиск книг в библиотеке;
  2.  самостоятельно работать с книгой как с источником информации;
  3.  осуществлять мелкий ремонт книг;
  4.  знать основы бережного отношения к книге.

  1. Литература

  1. Библиотечно-библиографические знания – школьникам: практическое пособие: издательство 3-е доп., перераб. – М.: Просвещение, 1989. – 271 с.
  2. Гендина Н.И., Колкова Н.И. и др. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях. – М.: Издательство «Школьная библиотека», 2002 г.
  3. Гриханов Ю.А. Что нужно знать каждому о библиотеке.: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1987. – 128 с.
  4. Дацкевич В.П. Как делают книгу:  Фотокнижка. – М.: Детская литература, 1987. – 24 с.
  5. Ирошников Ю.П., Ирошникова И.Г. Переплёт и реставрация книг в домашних условиях. – М.: Книга, 1991. – 126 с.
  6. Книжные сокровища мира.: Из фондов Государственной библиотеки СССР им. В.И.Ленина. Книга 1  /Под редакцией Ласунского О.Г., Бабаева Э.Г., Урнова Д.М. и др. – М.: Издательство «Книжная палата», 1989. – 223 с.
  7. Линкова И.Я. Ты и твоя книга.: Книга для чтения. – М.: Просвещение, 1981. – 142 с.
  8. Мазок Н.Н. Книга должна жить долго.: Как самому переплести и отреставрировать книгу.- М.: Книга, 1985. – 223 с.
  9. Мазок Н.Н. Кружок переплётного дела.: Пособие для руководителей кружков школ и внешкольных учреждений. – М.: Просвещение, 1987. – 112 с.
  10. Мальков В.А. Волшебники книжного города.: повесть о тех, кто делает книги. – М.: Детская литература, 1979. – 111 с.
  11. Немировский Е.Л. Путешествие к истокам русского книгопечатания.: Книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1991 . – 223 с.
  12. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Культура / Автор-составитель Чудакова Н.В. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001. – 480 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГОУ СОШ № 854 ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Искусство квилинга» Педагог дополнительного образования Плотникова С.Н.

В ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Искусство квилинга» представлена пояснительная записка, в которой отражены обоснование, программы, цели и задачи, особенности возрастной группы детей, режим за...

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"

Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей

Экспертное заключение по итогам аккредитационной экспертизы программ дополнительного образования в муниципальном образовательном учреждении дополнительного образования детей. Художественно- эстетическ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог

Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...