"Ансамблевое музицирование в ДМШ, ДШИ и его значение в музыкальном воспитании учащихся"
статья по теме

Борисова  Анна  Владимировна

 

С  чем  связана  популярность  ансамблевого  музицирования  среди  учащихся  и  преподавателей  детских  школ  искусств? Какие  возможности  открывает  совместное  творчество  юных  музыкантов? 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Борисова  Анна  Владимировна

МБОУДОД  «Кольская  районная  детская  школа  искусств»

МОУДОД  «Туломская  детская  музыкальная  школа»

«АНСАМБЛЕВОЕ  МУЗИЦИРОВАНИЕ  В  ДМШ, ДШИ   И  ЕГО

 ЗНАЧЕНИЕ  В  МУЗЫКАЛЬНОМ  ВОСПИТАНИИ  УЧАЩИХСЯ»

     В  настоящее  время  возрос  интерес  к  совместному  музицированию. Фортепианные  и  камерные  дуэты  звучат  на  концертной  эстраде, на  различных  конкурсах  и  фестивалях. Также  к  ансамблевой  литературе  обращаются  и  в  музыкально-педагогической  практике. И  это  не  случайно!

     Как  известно, цель  школы  общего  музыкального  образования-сделать  музыку  достоянием  не  только  одарённых  детей, но  и  всех, кто  обучается  в  ней.

     Многие  учащиеся  за  все  годы  обучения  в  школе  по  причине  недостатка  игровых  навыков, необходимых  данных  или  работоспособности  не  имеют  возможности  выступать  как  солисты  в  школьных  концертах. Нередки  и  другие  случаи, когда  общее  развитие  учащихся  опережает  их  исполнительские  возможности. Это  не  удовлетворяет  учащихся  и, в  свою  очередь, приводит  к  потере  интереса  в  занятиях. Игра  же  в  ансамблях  делает  учащихся  разной  подвинутости  равноправными  исполнителями  и  независимо  от  степени  трудности  партий  даёт  возможность  выступления  на  самых  ответственных  концертах, стимулируя, тем  самым  учебный  процесс, способствуя  успехам  в  занятиях. Поэтому  вопросы  совместного  музицирования  занимают  всё  большее  место  в  жизни  музыкальных  школ. Именно  в  ансамбле  инструменталист  начинает  чувствовать  себя  музыкантом, коллективно  творящим  музыку.

     В  основе  педагогической  работы  с  ансамблями  лежит  воспитание  чуткости  слышания  друг  друга, способности  улавливать, воспринимать, «предчувствовать» не  только  музыкальные  намерения, но  и  чисто  психологические  импульсы- взгляд, «дыхание» партнёра.

     Коллективное  музицирование  развивает  слуховую  фантазию, воображение, тонкость  эмоционального  восприятия, воспитывает  ритмическое, дирижёрское  начало, чувство  времени, помогает  решать  технические  задачи.

     Эмоционально-образное  слышание  позволяет  найти  естественную  манеру  звукоизвлечения, присущую  дуэту, а  также  преодолеть  проблемы, связанные  с  координацией  движений, особенно  у  детей, зажатых  в  эмоциональном  и  двигательном  плане.

     Каждый  ученик  слышит  образ  по-своему. Педагогу  важно  поддержать  инициативу  со  стороны  ученика, использовать  его  настроение, индивидуальность  в  целях  решения  исполнительских  задач  в  работе  над  ансамблем.

     Помимо  направленного  внимания  относительно  того, что  слушать, перед  педагогом  встаёт  проблема  научить  дуэт  вслушиваться  и  предслышать. В  процессе  работы  над  ансамблем  идёт  осмысление  произведения, анализируются  различные  детали  использования  выразительных  нюансов, гармонических, педальных  эффектов, что  способствует  как  поиску  разнообразных  средств  исполнительской  интерпретации, так  и  выработки  единого  стиля.

     В  сущности, на  первом  этапе, работа  над  каждой  партией  в  отдельности  мало  отличается  от  работы  над  сольным  произведением. В  дальнейшем  акцент  следует  перенести  на  ансамблевое  звучание:

         - мысленно  «проигрывать»  звучание  партий  партнёра;

         - умение  слышать  себя  как  часть  дуэта, сопостовлять  

           Собственное  исполнение  с  исполнением  партнёра;

         - воспитывать  «чувство  художественной  меры», то  есть

           умение  взять    посильный  темп  и  уровень  звучности;

     Отдельным  этапом  работы  является  подготовка  дуэта  к  концертному  выступлению.

     Часто  причиной  ансамблевых  и  индивидуальных  погрешностей  в  игре  оказываются  не  исполнительские, а  психологические  факторы-недостаточно  чуткое  восприятие  художественных  намерений  партнёра, отсутствие  необходимой  творческой  интуиции, остроты  реакции, опыта  концертных  выступлений.

     Воспитанию  сценической  уверенности, исполнительской  выдержке  дуэта  в  концертных  условиях  способствует:

           - «проработка» ансамблевых  произведений  на  память  в  медленном      

              темпе с  учётом  слуховых, звуковых, образных  задач;

           - игра  с  совместно  выбранных  «опорных  точек»;

           - регулярные  выступления  дуэта  на  публике;

     Особенно  следует  обратить  внимание  на  темпово-ритмические, временные  отклонения, которые  должны  быть  согласованы  заранее  между  участниками  ансамбля.

     Необходимо  учитывать, что  сцена  привносит  повышенную  эмоциональную  реакцию  на  собственную  игру  и  игру  партнёра. Участники  дуэта  воспринимают  друг  друга  в  несколько  непривычном  творческом  ракурсе – исполнение  отдельных  фраз  получает  иную  эмоциональную  окраску, что-то  новое  появляется  в  характере  звучания.

     Рекомендуется  учитывать  акустические  особенности  зала, где  состоится  выступление. При  выборе  репертуара  для  ансамбля  прежде  всего  необходимо  руководствоваться  доступностью  его  как  в  техническом  отношении, так  и  по  содержанию. А  также  стремиться  к  тематическому  разнообразию  произведений, учитывать  уровень  участников, соблюдать  принцип  работы  от  простого  к  сложному  и, конечно, помнить  о  предстоящих  выступлениях.

     Таким  образом, необходимо  так  планировать  работу  над  ансамблем, чтобы  дуэт  совершенствовался  в  поиске  образно-слуховых  и  художественных  задач. Такая  творческая  работа  впоследствии  доставит  немало  радостных  минут  и  ученикам, и  преподавателю.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Антонова  М.  Фортепианный  ансамбль  в  практике  современного  музыкально-педагогического  образования // Искусство  в  школе  №5,2008.
  2. Готлиб  А. Основы  ансамблевой  техники.- М.: «Музыка», 1971.
  3. Готлиб  А. Первые  уроки  фортепианного  ансамбля // Вопросы  фортепианной  педагогики, вып. 3 //.-М.: «Музыка»,1971.
  4. Коган  Г. Работа  пианиста.- М.: «Музыка»,1979.
  5. Нейгауз  Г. Об  искусстве  фортепианной  игры.- М.: «Музыка»,1982.
  6. Сорокина  Е. Фортепианный  дуэт. История  жанра.- М.: «Музыка»,1988.
  7. Цыпин  Г. Обучение  игре  на  фортепиано.- М.: «Просвещение»,1984.