«Создание коллекции моделей одежды в рамках проектной деятельности »
методическая разработка на тему

Майорова Ольга Николаевна

Для обучающихся в учреждениях дополнительного образования
проектная и исследовательская форма работы с обучающимися должна быть приоритетной. В условиях дополнительного образования нет жёстких рамок классно-урочной системы. Выбор содержания, тематики и проблематики проектов и исследованийвоспитанниками происходит в момент выбора секций, кружков и обществ, которые они посещают. При выборе формы работы здесь также необходимо учитывать возрастные особенности детей. В зависимости от уровня полученных результатов необходимо предоставить возможность их продемонстрировать на публичных презентациях различного уровня: перед сверстниками, родителями, педагогами, для широкой общественности.Где бы мы ни занимались проектной или исследовательской деятельностью с обучающимися необходимо помнить, что главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл referat_mayorova_red.docx33.58 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

РЕФЕРАТ СЛУШАТЕЛЯ КУРСОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

ДОП 5 «Дополнительное образование детей (художественно-эстетическая направленность: театры моды»

МАЙОРОВОЙ ОЛЬГИ НИКОЛАЕВНЫ

по теме: «Создание  коллекции моделей одежды в рамках проектной деятельности»

        

МОСКВА - 2012

Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализациипроекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Овладение самостоятельной проектной и исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении должно быть выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования.

Для обучающихся в учреждениях дополнительного образования
проектная и исследовательская форма работы с обучающимися должна быть приоритетной. В условиях дополнительного образования нет жёстких рамок классно-урочной системы. Выбор содержания, тематики и проблематики проектов и исследованийвоспитанниками происходит в момент выбора секций, кружков и обществ, которые они посещают. При выборе формы работы здесь также необходимо учитывать возрастные особенности детей. В зависимости от уровня полученных результатов необходимо предоставить возможность их продемонстрировать на публичных презентациях различного уровня: перед сверстниками, родителями, педагогами, для широкой общественности.Где бы мы ни занимались проектной или исследовательской деятельностью с обучающимися необходимо помнить, что главный результат этой работы — формирование и воспитание личности, владеющей проектной и исследовательской технологией на уровне компетентности.
Каждый проект или исследование должны быть обеспечены всем необходимым: материально-техническое и учебно-методическое оснащение, кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты), информационные (фонд и каталоги библиотеки, Интернет,   аудио и видео материалы и т.д.) и информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением), организационное обеспечение (специальное расписаниезанятий). Разные проекты потребуют разное обеспечение. Проектная и исследовательская деятельность воспитанниковпобуждает к организации информационного пространства образовательного учреждения.Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы.

 Проект в рамках дополнительного образования  — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся, а именно учить:

  1. проблематизации (рассмотрению проблемного поля и выделению подпроблем, формулированию ведущей проблемы и постановке задач, вытекающих из этой проблемы);
  2. целеполаганию и планированию содержательной деятельности  ребенка;
  3. самоанализу и рефлексии (результативности и успешности решения проблемы проекта);
  4. проявлению творческих способностей и коммуникативных навыков;
  5. представление результатов своей деятельности и хода работы;
  6. презентации в различных формах, с использованием специально подготовленный продукт проектирования (макета, плаката, компьютерной презентации, чертежей,показ моделей, театрализации, видео, аудио и сценических представлений и др.);
  7. поиску и отбору актуальной информации и усвоению необходимого знания;
  8. практическому применению  накопленных знаний и умений в различных, в том числе и нетиповых, ситуациях;
  9. выбору, освоению и использованию подходящей технологии изготовления продукта проектирования.

Чтобы достичь целей развития ребенка, необходимо применение в учебном процессе индивидуальных и коллективных форм организации (парное взаимодействие, малые группы, межгрупповое взаимодействие). Методы преподавания в этом случае являются проблемными:

  1. метод проблемного изложения;
  2. частично-поисковый;
  3. исследовательский.

Их применение меняет позицию обучающегося и педагога в учебном процессе. Предполагается субъект - субъектный характер взаимодействия педагога и ребенка, что выражается в реализации педагогом демократического стиля, открытости, диалогичности и рефлективности своих действий.

Типология проектов.

1. Исследовательские.                      

Требуют хорошо продуманной  структуры, целей и методов исследования, экспериментальных опытных работ, методов обработки результатов

2. Творческие.

Не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, четко планируется конечный результат

3. Игровые.

Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие  социальные и деловые отношения.

4. Информационные.

Направлены на подбор информации о каком-либо объекте. Продумываются методы получения и обработки информации.

5. Практико-ориентированные.

Четко обозначенный результат, тщательно продуманная структура с координацией этапов работы. Особое значение имеет презентация  с последующей оценкой результата.

Особенности проектирования

  1. неповторимость и уникальность
  2. направленность на достижение конкретных целей
  3. ограниченность во времени
  4. четкость выполнения взаимосвязанных действий
  5. результат социально и практически значимый

Этапы работы над проектом мы рассмотрим на примере коллекции «Преображенские ритмы», посвященной 200-летию Отечественной войны 1812 года.

Отечественная война 1812 года — предмет наибольшего числа исследований по сравнению с любым другим событием в тысячелетней истории России до 1917 года.

Прослушивание музыкальных произведений. Марш Преображенского полка дал название коллекции «Преображенские ритмы». История создания полка из потешных натолкнула на мысль о шуточной коллекции, где можно использовать гусарские пиджаки – доломаны разных форм и платья до колена, а не в пол.

1.Предпроект (подготовительный)

Может включать в себя определение цели, выявление проблемы, формулирование темы проекта, сбор и анализ информации, прогнозирование результата. При создании данной коллекции в подготовительный этап вошли:

  1. Определение темы – данную коллекцию, созданную в 2011-2012 гг., мы решили посвятить 200-летию Отечественной войны 1812 года
  2. Изучение проблемы – знакомство с историческими событиями 1812 года (рассказ-беседа о ключевых событиях Отечественной войны, персоналиях); изучение истории села Преображенское, Преображенского полка (образование полка, форма одежды)
  3. Знакомство с произведениями искусства по выбранной теме (рассматривание картин, литографий по теме, прослушивание музыкальных произведений, чтение очерков и тематических статей; ознакомление с интернет-обзором Бородинской панорамы, посещение виртуальной экскурсии)
  4. Изучение истории костюма начала 19 века, подробное знакомство со стилем «Ампир», характерными чертами данного стиля.

2. Планирование работы над проектом

Определение порядка и сроков реализации проекта.

3. Работа над проектом

1.Создание эскизов, определение силуэтных форм, цветовой гаммы. В

данной коллекции были выбраны платья и костюмы в стиле «Ампир» в сине-белой гамме

        2. Конструирование и моделирование, подбор пряжи (определение количества для каждого изделия)

        3. Выполнение моделей – вязание в различных техниках

        4. Подбор аксессуаров для демонстрации коллекции – кивера, шляпы, сумки и т.п.

        4. Этап обобщения

Оформление результата, выбор способа его демонстрации

  1. Оформление материалов проекта: подборка эскизов, фотографии

готовых моделей и т.п.

  1. Подбор музыкального сопровождения для показа
  2. Выбор названия для коллекции

        4. Художественно-постановочный процесс, работа над сценическим движением

5. Итоговый этап  

Презентация полученных результатов, осмысление  результатов

  1. Демонстрация коллекции на фестивалях, конкурсах и выставках

различного уровня

  1. Обсуждение с воспитанниками итогов проделанной работы по

проекту

  1. Обсуждение возможных изменений в каждой модели для

использования ее в повседневной жизни

Изучив историю села  Преображенское,  Преображенского полка, и культурного наследия, мы смогли создать коллекцию «Преображенские ритмы».  

  В дальнейшем, воспитанники могут трансформировать свои костюмы, убрав отделку или заменив ее на другую, придав костюмам стильный и современный образ, могут  носить их в повседневной жизни,  привлекая своих друзей  к  искусству декоративно-прикладного творчества.

У воспитанников формируется мировоззрение о системе технологической преобразующей деятельности человека, результатах, последствиях и тенденциях развития, а также ценностно-ориентированной на достижение высокого результата личной деятельности в условиях свободы выбора и конкурентной состязательности личности.

Декоративно-прикладное творчество - это социально-педагогическое явление, которое рассматривается как часть духовной культуры народа, как фактор развития личности.

Список литературы

  1. Методические рекомендации по организации проектной деятельности учащихся в образовательных учреждениях г. Москвы.
    От 20.11.2003 № 2-34-20
  2. Буйлова Л.Н., Кленова Н.В. Как организовать дополнительное образование детей в школе?: Практическое пособие. – М.:АРКТИ, 2005
  3. Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCathttp://www.dissercat.com/content/razvitie-prakticheskikh-umenii-uchashchikhsya-po-dekorativno-prikladnomu-iskusstvu-v-uchrezh#ixzz29IJNS4cJ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение учащихся 5-6 классов геометрии в рамках проектной деятельности.

Обучение учащихся 5-6 классов геометрии в рамках проектной деятельности....

Обобщение опыты работы по теме "Декоративно - прикладное искусство на уроках технологии в рамках проектной деятельности"

Обобщение педагогического опыты по теме "Декоративно -прикладное искусство на уроках технологии в рамках проектной деятельности"...

Духовно-нравственное становление личности в рамках проектной деятельности учащихся с нарушенным слухом на уроках трудового обучения и во внеурочной время.

В статье описана работа над проектами, с обучающимися с нарушением слуха, объединённая идеей духовно-нравственного воспитания. ...

Совместная деятельность учителя и ученика в рамках проектной деятельности

ull;Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата....

Урок математики в кабинете информатики ( в рамках проектной деятельности) Тема. Решение систем уравнений графическим способом.

Одним из эффективных и наглядных способов решения и исследования уравнений и систем уравнений является графический способ. Данное занятие позволит совершенствовать навык решения систем уравнений, полу...