Обобщение опыты работы по теме "Декоративно - прикладное искусство на уроках технологии в рамках проектной деятельности"
материал по технологии на тему

Кульшенко Алла Сергеевна

Обобщение педагогического опыты по теме "Декоративно -прикладное искусство на уроках технологии в рамках проектной деятельности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx73.78 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации муниципального района «Город  Валуйки и Валуйский район»  Белгородской области

МОУ «Насоновская СОШ»

Валуйского района Белгородской области

«Декоративно-прикладное искусство на уроках технологии в ракурсе проектной деятельности»

Автор опыта: 

Кульшенко Алла Сергеевна,

 учитель технологии

МОУ « Насоновская СОШ»

Насоново 2015

Содержание:

Раздел I. Информация об опыте                                                             

  • Условия возникновения и становления опыта                               2-4                              
  • Актуальность опыта                                                                          4-6                                                                  
  • Ведущая педагогическая идея опыта                                               6                                            
  • Длительность работы над опытом                                                   7                                                
  • Диапазон  опыта                                                                                 8                                                                          
  • Теоретическая база опыта                                                                 8-9                                                          
  • Новизна опыта                                                                                    10                  

Раздел II. Технология описания опыта                            10-19                                 

Раздел III. Результативность  опыта                                                             19-22

Библиографический список                                                                         22-23

                                                                                                

          

Декоративно-прикладное искусство на уроках технологии в ракурсе проектной деятельности

Раздел I. Информация об опыте

  • Условия  возникновения и становления опыта

     Возникновение опыта связано с потерей у детей интереса к разделу «Декоративно-прикладное искусство», который изучается детьми на уроках технологии. Ведь многие ученики расценивают этот урок только как трудовую деятельность и часто совсем не видят того важного места, которое занимает технология, и особенно её раздел о декоративно-прикладном искусстве, в мировой художественной культуре. Поэтому, чтобы поддерживать в детях интерес к разделу «Декоративно- прикладное искусство»,необходимо изучать его в ракурсе проектной деятельности.  

    Следовательно, появление опыта обязано увеличивающемуся значению роли декоративно-прикладного искусствав становлении мировоззрения учащихся.

    Темы из раздела «Декоративно- прикладное искусство» на уроках технологии рассматриваются фундаментально. Но автор опыта столкнулся со следующей проблемой: изучая какой-либо раздел этой темы, обучающиеся стараются быстрее научиться делать фигурки из бумаги, лепить, раскрашивать и т.д., и как только у детей начинает всё получаться, они быстро теряют интерес к этому виду работы. Также  ученики не задумываются об истории происхождения этих видов деятельности, о том значении, которое должен иметь каждый из этих видов работы для создающего его, не задумываются о том глубоком философском смысле, который имеет место, например, при изготовлении оригами. Поэтому важно в данном случае показать не просто шаблонный процесс изготовления чего-либо, но и умение придавать изготовлению какой-либо фигурки большое значение, привносить в этот процесс свои чувства, мысли, переживания, как это делали, например, японцы. Для них чистый лист бумаги и сложенная из него фигурка были нечто большим, чем просто процесс, они в нём видели изменчивость человеческой натуры. «Как меняется лист бумаги, неожиданно превращаясь в журавлика, так непредсказуем и изменчив должен быть и человек», - говорили они.То есть декоративно прикладное искусство на уроках технологии – это развитие мыслительных и творческих способностей детей, а не просто труд. И прежде чем приступить к изготовлению чего-либо, ребёнок должен почувствовать потребность в более основательном изучении истории происхождения данного вида работы, в понимании того, зачем он будет это делать и как он это сделает.  То есть ребёнок должен захотеть прикоснуться к истории, к культуре той страны, которая стала родиной для оригами, point-to-point (точечной росписи) или пейп-арт(бумажного искусства).

  Автор считает, что у учеников необходимо развивать познавательный интерес к декоративно-прикладному искусству как средству постижения внутреннего мира человека, иначе уроки технологии, а особенно раздел декоративно-прикладного искусства, так и останутся для детей просто видом трудовой деятельности. Возникает вопрос: так что же делать, чтобы у детей появился интерес к урокам технологии, а особенно к разделу декоративно-прикладного искусства?

  Автором опыта была проведена диагностика знаний учащихся о декоративно-прикладном искусстве на уроках технологии, которая помогла вскрыть причины спада учебной мотивации обучающихся:

  1. Осознание необходимости изучения раздела декоративно-прикладного искусства на уроках технологии: необходимость изучения - 31%; невостребованность предмета - 45%; затруднялись ответить - 24%.
  2. Понимание роли декоративно-прикладного искусства в мировой культуре: понимают роль - 29%; не понимают значения этого раздела на уроках технологии - 40%; изучают, потому что стоит в программе обучения, а о роли не задумываются - 31%.
  3. Умение видеть в декоративно-прикладном искусстве средство постижения внутреннего мира человека: видят средство постижения –16 %; не видят - 62%; изучают, не задумываясь об этом - 22%.

   Результаты диагностики были проанализированы и сопоставлены с результатами, полученными задвагода (с момента начала работы над опытом) их обучения:

Уч. год

класс

количество учащихся

Знают о декоративно-прикладном искусстве и осознают её роль на уроках технологии

%

Мало знают о декоративно-прикладном искусстве и не осознают её роли на уроках технологии

%

Изучают, не задумываясь ни о декоративно-прикладном искусстве, ни о его роли на уроках технологии

%

2011-2012

5

6

10

63

4

25

2

12

6

10

2012-2013

5

11

8

47

5

29

4

24

6

6

Автор опыта пришёл к выводу, что наиболее конструктивным решением проблемы, связанной со спадом интереса у детей к урокам технологии и, в частности, к разделу декоративно-прикладного искусства, является внедрение проектной деятельности на уроках технологии. Именно данная технология поможет каждому обучающемуся не только глубже изучить данный предмет, но и лучше понять ту роль, которую играет декоративно-прикладное искусство на уроках технологии; понять свой внутренний мир, погрузив его в мир искусства.

  • Актуальность опыта

        

Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью кардинально изменить привычную систему изучения декоративно-прикладного искусства на уроках технологии. Необходимо рассматривать этот раздел в ракурсе проектной деятельности, чтобы задача обучающегося состояла не только в том, чтобы изготовить что-либо, но и узнать подробнее о том, что изучаешь, с чем работаешь, чего должен достичь. Занимаясь проектной деятельностью, дети будут анализировать каждый этап своей работы, пытаться самостоятельно получить как можно больше необходимой информации; научатся чётко формировать собственную точку зрения, опираясь на полученные знания; научатся понимать и ценить мир искусства, а также осознают своё место в нём.

В связи с такими выводами у автора опыта сложилась своя система работы, состоящая из следующих элементов:

  1. Учёт возрастных особенностей ребёнка;
  2. Индивидуальные особенности развития мыслительной деятельности каждого ребёнка;
  3. Постижение основ проектной деятельности;
  4. Изучение декоративно-прикладного искусства на уроках технологии как средство познания внутреннего мира человека.

С чего начать работу? Автор считает, что в первую очередь нужно изучить возрастные особенности ребёнка, среду, в которой происходит формирование его характера. Это нужно сделать для того, чтобы правильно подобрать методику обучения на уроках технологии.  Затем, следует обратить внимание на особенности мыслительной деятельности каждого обучающегося. Далее необходимо понять, понимает ли ученик основы проектной деятельности, и если нет, то помочь ему в них разобраться. И наконец, нужно научить ребёнка смотреть на декоративно-прикладное искусство на уроках технологии как на способ понимания истоковзарождения многих шедевров мировой культуры, понимания мировоззрения людей, создающих шедевры в области декоративно-прикладного искусства.

Обучающимся 5-6 классов трудно соотносить, например,  изготовление обычного журавлика или цветочка из бумаги с той символичностью, которую имеют их творения. Для понимания этого им необходимо перед самим процессом изготовления познакомиться с культурой страны, которая является родиной того раздела декоративно-прикладного искусства, с которым дети знакомятся в данный момент. И, что самое главное, ученики должны научиться понимать образ мыслей этих людей, ту символичность, которую они вкладывали в свои творения. Только после этого для ребёнка, например, складывание журавлика перестанет быть шаблонным процессом.         Процесс изучения декоративно-прикладного искусства – это процесс сложный, но интересны. Он учит ребят думать, мыслить, рождает в них желание творить. На уроках технологии учитель использует разные пути и средства при объяснении раздела «Декоративно-прикладное искусство», что напрямую связано с учётом индивидуальных особенностей ребёнка, его способностей мыслить, чувствовать, постигать. Но для проектной деятельности этого мало, очень важно, чтобы ребёнок сам захотел не просто изготовить что-либо, а параллельно с этим познакомиться с ещё одним разделом искусства. Необходимо, чтобы обучающийся поставил перед собой цель, поэтапно расписал всю свою работу, указал для каждого этапа свой промежуток времени и обозначил для себя конечный результат, к которому он должен стремиться.

Актуальность применения данного опыта имеет конкретное обоснование:

- необходимость показать детям, что для изучения на уроках технологии декоративно-прикладного искусства, им нужно будет, прежде всего, познакомиться с культурой другой страны и постараться понять её;

- значимость для развития обучающихся  умения создавать проекты, самостоятельно добывая знания;

- важность постижения детьми внутреннего мира человека;

Автор опыта считает, что для изучения на уроках технологии раздела «Декоративно-прикладное искусство» учителю необходимо создать условия для успешного проявления творчества, подобрать пути и методы работы с каждым ребёнком  с учётом индивидуальных особенностей обучающихся. Ученик должен самостоятельно и осознанно включаться в процесс добывания знаний, необходимых для создания проекта. Усваивая знания, вырабатывая приёмы мыслительной деятельности, обучающиеся формируют у себя прочные навыки, помогающие создавать проекты к различным темам, изучаемым на уроках технологии в контексте декоративно-прикладного искусства.

  • Ведущая педагогическая идея

        

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий, способствующих повышению интереса у учащихся к уроку технологии и, в частности, к разделу декоративно-прикладного искусства. А создать такие условия позволит использование на уроках технологии проектной деятельности. Технология проектов – одна из актуальных технологий, позволяющих учащимся применять накопленные знания по предмету.

Обучающиеся учатся понимать декоративно-прикладное искусство, его роль в мировой культуре, а также тот вклад, который это искусство привносит в такую учебную дисциплину как технология. При защите проектов дети учатся слушать и понимать друг друга. Проектная форма работы позволяет учащимся использовать приобретённые знания о декоративно-прикладном искусстве на практике, что облегчает ученикам процесс изготовления лепных картин, точечной росписи, декупажа и т.д., а, следовательно, стимулирует интерес к урокам технологии и, конечно, к разделу «Декоративно-прикладное искусство». Метод проектов развивает у детей активное самостоятельное мышление, побуждает к участию в процессе познания, влечёт удовлетворённость собой.

  • Длительность работы над опытом

Работа над опытом велась поэтапно в течение двух лет, с момента осознания той большой роли, которую играет декоративно-прикладное искусство на уроках технологии и с момента обнаружения противоречия между желаемым состоянием процесса понимания сути и значения декоративно-прикладного искусства для уроков технологии  и момента выявления результативности.

Работа по решению противоречия была разделена на три этапа:

Iэтап начальный (констатирующий) – сентябрь 2011 – март 2012.

II этап основной (формирующий) – май 2012 – ноябрь 2012.

III этап заключительный (контрольный) –декабрь 2012 – май 2013.

        Начальный период предполагал обнаружение проблемы, анализ причин спада интереса детей к урокам технологии и к разделу декоративно-прикладного искусства. На этом этапе был подобран диагностический материал, выявлены пути разрешения возникшей проблемы.

        На формирующем этапе была проведена апробация технологии проектного обучения в общеобразовательной школе через предмет «Технология». Апробация происходила через серию разработанных уроков и внеклассных мероприятий одновременно в двух классах: в 5 и 6 классах, то есть в тех классах, где был выявлен спад заинтересованности детей уроками технологии и, в частности, разделом «Декоративно-прикладное искусство». На этом этапе задачей учителя являлось не только внедрение на уроках технологии  проектного обучения при изучении раздела декоративно-прикладного искусства, но и наблюдение за результатами работы, мотивационные беседы и анкетирования. Всё это необходимо для выявления субъективной деятельности обучающихся. Очень важно, чтобы на заключительном этапе урока  присутствовала обязательная рефлексия.

        Заключительный (контрольный) этап предполагал проведение диагностики, доказавшей успешность выбранной технологии проектов для решения обозначенной педагогической проблемы, которая состоит в совершенно ином взгляде на изучение раздела «Декоративно-прикладное искусство» на уроках технологии.

  • Диапазон опыта

           Диапазон опыта – это единая система уроков, серия внеклассных мероприятий, которые проводились с использованием проектной деятельности, с целью повышения интереса детей к разделу «Декоративно-прикладное искусство» на уроках технологии.Этот опыт был связан и с педагогической проблемой межшкольного педагогического совета «Развитие у обучающихся интереса к разделу декоративно-прикладного искусства на уроках технологии через внедрение проектной деятельности», которое проводилось в рамках ТОМОШ.

  • Теоретическая база опыта

             В условиях мировых социально-экономических изменений всё больше возрастает потребность людей в изучении декоративно-прикладного искусства, особенно это актуально на уроках технологии. Ведь знание культуры разных стран – это уровень образованности каждого человека, а умение создавать предметы, относящиеся к этому виду искусства, это показатель талантливости людей, умения понимать язык искусства. Чтобы  процесс изготовления этих предметов не казался детям скучным и шаблонным, нужно в уроки технологии внедрять проектную деятельность. Важным вопросом в процессе обучения детей на уроках технологии является мотивация детей. Ведь изготавливая предметы декоративно-прикладного искусства, детям приходится кропотливо трудиться над своей работой, преодолевать трудности, запасаться терпением, и если при этом отсутствует мотивация, то у ребёнка ослабевает воля и отодвигается достижение цели. Ведь мотивация – это «запускной механизм»всякой человеческой деятельности. На первом этапе изучения декоративно-прикладного искусства у школьников обычно высокая мотивация, но она быстро начинает снижаться, так как изучение этого вида искусства на уроках технологии сводится к шаблонному изготовлению предметов, а к этому процессу у детей быстро пропадает интерес.

Об особенностях изучения декоративно-прикладного искусства говорили как отечественные, так и зарубежные учёные-искусствоведы. Многоаспектность и сложность этой проблемы обуславливается множественностью подходов к её пониманию и изучению. Эту проблему рассматривали такиеискусствоведы и исследователи в области декоративно-прикладного искусства как Саккулина Н.П., Комарова Т.С., Усова А.П., Ковалевская Е.К., Грибовская А.А., Максимов Ю.В., Дронова Т.Н., Халезова Н.Б. и другие. Они придерживаются следующей точки зрения: искусство приобщает к миру прекрасного, поэтому его нужно включать в педагогический процесс.

           Известный исследователь в области декоративно-прикладного искусства, педагог Е.А. Флерина отмечает, что искусство развивает творчество:  дети создают декоративные узоры, применяя полученные умения и навыки.

Сакулина Н.П. в своих работах также подчёркивала важное воспитательное значение народного искусства на уроках технологии, в школах искусств: «Детям…близки и понятны многие работы мастеров декоративной росписи, резьбы, вышивки, понятно искусство игрушечников….дети воспринимают их глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру, и это очень помогает педагогу в формировании художественного вкуса детей…».

           На уроках технологии при изучении раздела «Декоративно-прикладное искусство» целесообразно обратиться к книге Каплан И.И. «Декоративно-прикладное искусство Алтая», которая содержит раздел о декоративном искусстве Горного Алтая. Материал носит описательный характер и потому интересен для обучающихся 5-6 классов, так как способствует развитию общего кругозора  детей. Также на уроках технологии нужно использовать богатый иллюстрированный материал по всем видам декоративно-прикладного искусства Мальбахова Б., ведь в книге использованы данные экспедиции, музейные коллекции, много внимания уделяется творчеству мастеров, центрам художественных производств.

          Проанализировав точки зрения исследователей и искусствоведов о значении, которое играет декоративно-прикладное искусство в образовательном процессе и, в частности, на уроках технологии, можно сделать следующий вывод: данный вопрос рассматривался в разных аспектах, но речь в основном шла о важности самого раздела «Декоративно-прикладное искусство». Искусствоведы очень мало упоминали в своих исследованиях: как сделать на уроках технологии процесс изготовления предметов декоративно-прикладного искусства не шаблонным, а интересным и познавательным.И почти ничего не говорилось о том, что помочь в этом может проектная деятельность. Из этого автор сделал вывод, что рассматриваемая им проблема актуальна на сегодняшний день.

          По мнению автора, основная задача учителя состоит в следующем: при изучении на уроках технологии темы «Декоративно-прикладное искусство», помочь проектам занять на уроках технологии достойное место, а обучающимся с помощью проектной деятельности увидеть красоту декоративных предметов, узнать историю их создания, выяснить интересные факты биографии мастеров, создавших их, и, тем самым, сделать уроки технологии интересными и познавательными.  

  • Новизна  опыта

          В наше время человек должен быть не только образованным, и интеллектуально развитым, но и уметь адоптироваться к изменяющимся условиям труда. И часто конкурентоспособность человека зависит от знания культуры разных стран, и, в частности, раздела «Декоративно-прикладное искусство». Стоит заметить, что способность не только изготавливать предметы этого направления в искусстве, но и знание истории их появления, умение, используя технологию проектов, интересно приподнести информацию о мастерах в области декоративно-прикладного искусства значительно увеличат шансы каждого человека и помогут ему занять достойное место на рынке труда.

           Новизной данного опыта автор считает разработку системы уроков и внеклассных занятий, по теме «Декоративно-прикладное искусство на уроках технологии в ракурсе проектной деятельности», направленных на развитие интереса у детей к уроку технологии и декоративно-прикладному искусству.

Раздел II. Технология описания опыта

        Целью своей педагогической деятельности автор опыта считает создание условий, способствующих развитию у обучающихся познавательного отношения к изучению основ декоративно-прикладного искусства на уроках технологии через организацию проектной деятельности.

        Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:

  1. Определить условия и факторы, влияющие на формирование у обучающихся интереса к декоративно-прикладному искусству, изучаемому на уроках технологии.
  2. Выявить, какие педагогические условия влияют на развитие интереса детей к декоративно-прикладному искусству.
  3. На примере проектных работ показать приёмы организации учебной деятельности обучающихся, способствующиесовмещению на уроках технологии разных видов работы.
  4. Ввести в педагогическую практику применение технологии проектов для обеспечения роста интереса детей к декоративно-прикладному искусству, изучаемому на уроках технологии.

Проектная деятельность на уроках технологии  при изучении декоративно-прикладного искусства – это возможность учащихся развивать и реализовать свои творческие способности в таких отраслях декоративно-прикладного искусства как художественная резьба, вышивка, художественная роспись, изготовление игрушек, бисероплетение, макраме, вязание, квиллинг,пирография, оригами и т.д.

          Автор опыта считает, что главной цельювведения на уроках технологии метода проектов является развитие у обучающихся интереса к изготовлению предметов декоративно-прикладного искусства.

          Разнообразие произведений декоративного искусства развивает у ребят эстетическое отношение к действительности.

           Для организации работы над проектом важно соблюдать следующие условия:

- тематика проектов по изготовлению предметов декоративно-прикладного искусства должна быть связана с историей страны или народа, где зародился тот или иной вид искусства;

- при работе над проектом обучающиеся должны научиться привлекать информацию из разных информационных источников;

- в работу над проектом необходимо вовлекать всех учащихся класса, предлагая им индивидуальные задания, с учётом их уровня подготовки.

           Для изучения декоративно-прикладного искусства на уроках технологии, с использованием проектной деятельности, необходимо соблюдать, по мнению автора опыта, основные принципы проектной работы:

  1. Вариативность.

Этот принцип предполагает различные формы работы над проектом: индивидуальную, парную, групповую. Это может быть сообщение теоретических сведений, обсуждение образцов, составление эскизов, показ приёмов работы с материалом. Для организации работы над проектом необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, его способности и степень подготовленности.

  1. Решение проблем.

Процесс изготовления предметов декоративного искусства должен помогать детям в решении определённых проблем, тогда это заставит ребёнка учиться, думая о том, что он делает. Обучающийся обязательно должен задумываться над тем, кто впервые изготовил этот предмет, когда, в какой стране, с какой целью, какой скрытый смысл вложен мастером в его шедевр и т. д.

  1. Когнитивный подход к обучению.

Не все дети легко понимают или усваивают структуру или схему изготовления предмета, поэтому необходимопомочь ребятам поверить в себя и самим добиться поставленной цели. Постепенно у детей начнёт формироваться чувство композиции, которое необходимо для построения предмета; они научатся сочетать декор с формой и материалом; узнают о ценности вещи, истории её первого появления на свет; с большим желанием окунутся в процесс эстетического познания художественных произведений.

  1. Учение с увлечением.

Ребёнок должен при изготовлениипредметов декоративно-прикладного искусства получать удовольствие от самого процесса работы, тогда процесс обучения станет более эффективным и не станет шаблонным. Ведь если ребёнку что-то нравится, то он это быстро усваивает. В связи с этим на уроках технологии необходимо загадывать загадки, отправляться в заочные путешествия, проводить различные игры, придумывать шуточные задания и т. д.

  1. Личностный фактор.

Благодаря проектной работе ребятам предоставляется большая возможность общаться друг с другом не только на тему проекта, но и затрагивать многие жизненные темы: рассказать о себе, своих планах, жизненных интересах.

  1. Адаптация заданий.

Задания на уроках технологии по декоративно-прикладному искусству не должны быть настолько сложными, что ученикам не под силу будет их выполнить. Задания должны быть индивидуальными и соответствовать уровню подготовки каждого ребёнка, так как проектная работа может проводиться на любом уровне и в любом возрасте. Например, проект по теме «Рукоделие. Вышивка» может содержать такие задания:

- для учеников 5 класса – вышивка крестиком простейших фигурок;

- для учеников 6 класса – вышивка любимого животного или растения, портрета, уголка природы (в зависимости от степени подготовленности детей).

           Прежде чем приступить к работе над проектом на уроке технологии, считает автор опыта, необходимо определить, какой тип проектов может быть успешно использован в зависимости от следующих условий: темы урока, возраста обучающихся, интереса ребят к определённому виду декоративно-прикладного искусства, временные рамки, доступность определенного материала при подготовке проекта.

          В своей практике автор опыта использует следующие типы проектов:

Исследовательские, требующие обоснования актуальности выбранной темы. Результат такой работы – реферат, включающийтеоретическую часть и поэтапно расписанную практическую.

Творческие, где результат работы над проектом – видеофильм или фотоальбом, где подробно показано изготовление какого-либо предмета декоративно-прикладного искусства.

Игровые, результат которых – театрализованное представление в костюмах собственного изготовления или кукольный театр с использованием игрушек, сделанных своими руками. Этот проект отличается самостоятельностью учащихся, обязательным присутствием поисково-исследовательского этапа, анализа полученного продукта и консультативной ролью учителя.

Практико-ориентированные проекты содержат чётко обозначенный результат деятельности учащихся, который ориентирован на социальные запросы детей. Результатом может быть выставка поделок, сувениров, вышивок, игрушек и т. д. с описанием технологии их изготовления.

            Проекты, по времени работы над ними, делятся на краткосрочные и долгосрочные.

            Краткосрочные  проекты бывают обычно творческие или практико-ориентированные. Они обычно не выходят за рамки изучения одной темы. Например, для учеников 5 и 6 классов предлагаются такие краткосрочные проекты: «История вышивки», «Выжигание по древесине», «Как появилась резьба по дереву?», «Выпиливание лобзиком как вид декоративно-прикладного искусства».

            Долгосрочные проекты бывают рассчитаны на весь год. Темы долгосрочных проектов в 5-6 классах: «Современные центры народной вышивки», «Изготовление рисунка для вышивки как отражение мировоззрения русского народа», «История появления мозаики, её разновидности».

В долгосрочный проект могут войти несколько краткосрочных, если они похожи по тематике. Такие проекты обучающиеся защищают либо на итоговом занятии, либо на конференции, ведь они вполне могут считаться научным трудом.

Из скольких этапов должен состоять проект в педагогике чёткого определения нет, поэтому автор опыта самостоятельно разделил процесс работы над проектом на 4 этапа:

  1. Подготовительный

На этом этапе выбирается тема, определяются цели, и формулируются задачи, также учитель обязательно даёт рекомендации, и определяются сроки работы над проектом.

  1. Поисково-исследовательский

Строится схема действий (планируются способы сбора и анализа информации), проводятся исследования, собирается и систематизируется материал.                 

  1. Практический (оформительский)

На основе замечаний и предложений учителя происходитдоработка проекта детьми, затем проект оформляется в виде презентации, реферата, модели. Проект по технологии обязательно должен содержать либо схему, либо модель или план  изготовления какого-нибудь предмета декоративно-прикладного искусства, поэтому обязательным условием является наличие приложения к проекту - уже готового продукта деятельности (фигурки оригами, вышивка, мягкая игрушка, связанная спицами или крючком вещь и т.д.). Далее дети готовятся к публичной защите проекта.

  1. Заключительный (аналитический)

Обучающиеся публично защищают проект, подводятся итоги их работы.

Автор опыта считает, что организацию изготовления предметов декоративно-прикладного искусства на уроках технологии с использованием проектной деятельности необходимо начинать по следующему плану:

  1. Понимание структуры проекта на примере проекта-образца.
  2. Регулярное составление проектов на уроках технологии по каким-либо темам из раздела «Декоративно-прикладное искусство». Это будет способствовать привлечению детей к проектной деятельности.
  3. Оценивание того вклада, который внёс каждый ребёнок в проект. При этом дети сами анализируют сначала свои проекты, а затем работы других одноклассников.  
  4. Привлечение в проектную деятельность не только сильных учеников, но и слабых (умение учителем подобрать индивидуальные задания для каждого учащегося с учётом его индивидуальных особенностей и способностей). Например, работа над проектом «Разновидности мозаики» поможет привлечь к работе и слабых учащихся: они могут сделать подборку рисунков, фотографий старинных и современных зданий, на которых присутствует мозаика или найти сведения об истории появления этого вида декоративно-прикладного искусства.

Автор данного опыта работу над проектом осуществляет по определённой схеме:

  1. Подготовка к проекту.

Приступая к созданию проекта, учитель должен соблюдать следующие условия: обязательно учителем изучаются индивидуальные особенности и интересы каждого ребёнка; выбирается тема проекта; проблему предлагают сами дети, а учитель должен помочь им сформулировать её таким образом, чтобы при подготовке проекта ученики привлекали материал из разных областей знаний и пользовались при этом различными источниками; идею проекта предлагает учитель, но обязательно обсуждает её с учениками; в работу вовлекаются все обучающиеся; при создании проекта необходимо ориентироваться на цели и задачи, стоящие перед учителем технологии.

  1. Организация участников проекта.

          Учитель должен формировать группы обучающихся для работы над проектом с учётом психологической совместимости детей. В группе должно быть не более 4 человек, и дети при этом должны иметь разный уровень знаний. Необходимо охватить каждого из членов группы, равномерно распределив между ними нагрузку. Группа выбирает одно задание, но делит его на части, чтобы каждый участник группы получил свой участок работы в проекте и искал определённый материал. В процессе выполнения заданий дети должны осознавать, что каждый из них своей работой вносит большой вклад в общий проект. Осознав это, каждый ребёнок будет стараться не только искать информацию об изделиях декоративно-прикладного искусства, но и стараться её запомнить, а возможно даже, ученику захочется найти что-либо ещё интересное и тоже добавить в проект.

Выполняя проектные задания, обучающиеся учатся самостоятельно добывать информацию, планировать свою работу, творчески мыслить, работать в «команде», отвечать за выполнение своего участка работы, оценивать результаты своей работы и труда товарищей, прогнозировать возможные варианты решения поставленных перед ними задач, усвоенные ими средства и способы деятельности применять при других видах работы на других учебных дисциплинах.

  1. Презентация проекта.

           Сначала весь отработанный и оформленный материал каждая группа предоставляет одноклассникам, и, соединив его воедино, класс приступает к защите проекта, которая сопровождается не только устным высказыванием каждого ребёнка, внёсшего свой вклад в проект, но и демонстрацией всевозможных наглядных средств: плакаты со схематическим изображением каждого этапа работы; образцы изделий декоративно-прикладного искусства на разной стадии их изготовления; видеоролики поэтапной работы каждой группы; различные презентации. Тексты для своих выступлений дети готовят сами. Прежде всего, обучающиеся говорят о том, почему выбрали именно эту тему проекта, показывают, чем она интересна и актуальна сейчас. При защите проекта, выражая отношение к проблеме, дети учатся высказывать свою точку зрения. Когда суть проблемы будет изложена, ученики задают вопросы друг другу и оценивают результаты своей деятельности и деятельности каждого одноклассника.

         Учителю не следует забывать, что подготовка проекта, работа над ним и его защита проводятся на заключительном этапе изучения какой-либо темы из раздела «Декоративно-прикладное искусство». Это творческое задание, а именно к нему можно отнести проектную деятельность, выполняется после кропотливого закрепления изученного материала.

         Следовательно, проектная деятельность – это более сложный и долгий вид работы, чем традиционные задания. В проектной деятельности больше всего ценится не результат работы, а сам процесс её выполнения.

          При такой организации работы функции учителя меняются и выглядят так:

- помочь ученикам в поиске информации;

- умение самому стать источником информации;

- контролировать весь процесс проектной деятельности;

- отслеживать результаты работы.

То есть, на каждом этапе проекта функции учителя разные. Автор опыта так представляет организацию деятельности учителя на каждом этапе работы над проектом:

  1. Подготовительный этап

Помогает сформулировать проблему проекта и определить цели и задачи учеников при работе над ним.

  1. Поисково-исследовательский этап

          Делит класс на группы, распределяет поручения и роли, организует планирование деятельности по решению задач проекта, помогает детям спрогнозировать возможные формы презентации проекта.

  1. Практический этап

Помогает искать необходимую информацию, консультирует детей, даёт советы каждой группе по предъявлению конечных результатов всему классу, контролирует работу как всех групп, так и каждого ученика в них.

  1. Заключительный этап

          Принимает защиту проектов и отчёт каждой группы; обобщает полученные результаты; подводит итоги обучения; оценивает умение учеников работать в группе, общаться; анализирует способности каждого ученика слышать и слушать друг друга, высказывать свою точку зрения, обосновывать своё мнение.

         Таким образом, деятельность учителя при работе над проектом направлена на то, чтобы вызвать живой отклик участников проекта, заинтересовать их изготовлением изделий декоративно-прикладного искусства и пробудить в них желание творить самим.

          Организацию деятельности обучающихся на каждом этапе работы автор опыта представляет следующим образом:

  1. На подготовительном этапе дети пытаются понять проблему и показать её актуальность; вживаются в ситуацию, созданную учителем; принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи работы над проектом, предложенные учителем.
  2. На поисково-исследовательскомэтапе: делятся на группы, планируют работу, распределяют поручения и роли, выбирают и обсуждают способы и формы презентации предполагаемых результатов.
  3. На практическом этапедети работают самостоятельно и активно, в зависимости от той роли, какая предусмотрена каждому из них; консультируются, если это необходимо, с «сильным» учеником группы или учителем; занимаются поиском необходимых знаний, подготавливают презентацию результатов.
  4. На заключительном этапе обучающиеся показывают степень понимания имипроблемы, с которой они столкнулись при работе над проектом;  рассказывают о целях и задачах, стоявших перед ними; демонстрируют умение планировать и работать по решению проблемы проекта; проводят самооценку и взаимооценку деятельности в ходе работы над проектом; показывают результативность своей деятельности.

Следовательно, во время защиты проекта обучающиеся демонстрируют знание проблемы, умение чётко отвечать на вопросы, отстаивать разработанную позицию и принимать критику. Работа над проектом – для ребёнка сложный, но интересный процесс, и самым главным здесь является то, что идея исходит от самих учащихся, от их творчества. Важно в проектной деятельности и то, что даже «слабые» обучающиеся, осознав, что от их работы зависит успех всего проекта, работают на пределе своих возможностей, стараются внести достойный вклад в проект. Ребята, занимаясь проектной деятельностью, узнают для себя очень много нового. Поэтому в проекте важны не только результаты, но и в большей степени сам процесс.

Автор опыта в изложении своей точки зрения в использовании проектной технологии при изучении раздела «Декоративно-прикладное искусство» не мог оставить без внимания и такой вопрос как внедрение инновации не только в образовательный, но также и в воспитательный процесс. Автор считает, что нужно обучать детей, одновременно воспитывая их, и воспитывать, одновременно обучая. Использование проектов на уроках технологии можно перенести на проведение классных часов в 5-6 классах, взяв для них темы, в которых говорится об искусстве; проекты, создаваемые на уроках технологии, конечно же, могут использоваться на внеклассных мероприятиях или во внеурочной деятельности. Так различные изделия декоративно-прикладного искусства (мягкие игрушки, выточенные на токарном станке и раскрашенные фигурки) дети могут использовать в кукольном театре, который они устроят для дошкольников. Огромные возможности для использования проектов о декоративно-прикладном искусстве представляют также темы в современных учебниках «Мировой художественной культуры».

Преимущество проектной деятельности при изучении декоративно-прикладного искусства на уроках технологии состоит ещё и в том, что работа со многими проектами требует интегрированного подхода в сборе информации. Для выполнения этих проектов важно знание не только декоративно-прикладного искусства или умение изготавливать различные изделия на уроках технологии, но и нужно быть осведомлённым в вопросах истории, литературы. А это значит, при выполнении такого проекта успешно могут себя проявить те ученики, знания которых выше по этим предметам, чем по технологии или искусству. Так проект «Народные промыслы» требует от детей не только знать виды народных промыслов, но и их историю; необходимо владеть информацией, где, в каких областях России, применялись те или иные виды промыслов, какие вышивки были на русских народных костюмах, что они обозначали, разновидности мозаики на различных соборах и т.д. В связи с этим обучающиеся должны при разработке данного проекта использовать знания из истории, географии и литературы.

Однако, говоря о преимуществах проектной деятельности на уроках технологии, которые вызывают интерес детей к изучению декоративно-прикладного искусства, автор опыта считает недопустимым не указать те проблемы, которые могут возникнуть в ходе организации работы над проектом. Ведь, зная их, учитель легко сможет с ними справиться.

Первая проблема связана с организацией, так как учитель должен тщательно готовиться, чётко разрабатывая инструкцию для учеников по выполнению проекта; внимательно наблюдать за тем, что делают ученики, для того, чтобы своевременно оказывать им необходимую помощь.

Вторая проблема – это сложность в проведении мониторинга, так как учитель должен знать, что ученик делает за пределами класса, так как область его деятельности по сбору информации выходит далеко за пределы урока.

Третья проблема в том, при организации работы над проектом на уроке технологии учитель может столкнуться с трудностями, связанными с личностными качествами каждого ребёнка (низкий уровень знаний, взаимоотношения с товарищами и т.д.). В этом случае очень важно чётко соблюдать все пункты работы над проектом, причём в строгой последовательности.

Таким образом, по мнению  автора опыта, зная проблемы  и пути их решения, учитель сможет успешно реализовать на практике проектную деятельность на уроках технологии при изучении раздела «Декоративно-прикладное искусство», о результативности использования которой говорят следующие факты:

  • Повышение интереса детей к изучению раздела «Декоративно-прикладное искусство» на уроках технологии;
  • Повышение уровня активности школьников на уроке;
  • Интерес не только к процессу изготовления предметов декоративно-прикладного искусства, но и к истории их появления;
  • Умение работать с различной информацией, в том числе электронной, и анализировать ее;
  • Профессиональное самоопределение учащихся;
  • Интеграция между предметами различных образовательных областей
  • Повышение качества знаний учащихся на уроках технологии.

Раздел III. Результативность  опыта

При изучении декоративно-прикладного искусства на уроках технологии именно метод проектов, являясь одним из основных методов обучения, как нельзя лучше способствует развитию основных компетенций: информационных, коммуникационных, учебно-познавательных. А ведь компетентностный подход – один из способов достижения нового качества образования. Обучение при компетентностном подходе – это процесс приобретения опыта решения значимых практико-ориентированных проблем.  В традиционном подходе не уделяется достаточного внимания организации учебной деятельности с установкой на их собственную интеллектуальную активность, направленную на обобщение и систематизацию знаний в области декоративно-прикладного искусства, готовность к их применению. Без введения компетенций в нормативную и практическую составляющую образования может возникнуть следующая  проблема: ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний о декоративно-прикладном искусстве, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач или проблемных ситуаций. В своем опыте автор доказал, что накопленные знания можно успешно использовать в проектной деятельности.

Системная и целенаправленная работа по созданию условий для формирования навыков проектно-исследовательской деятельности при изучении декоративно-прикладного искусства на уроках технологии позволила добиться  положительных результатов. Это и развитие познавательной и социальной активности, и активизация мыслительной деятельности, и расширение кругозора, и возможность осознанно получать знания и использовать их, и заинтересованность в обучении. Кроме того, обучающиеся научились определять проблему и  работать с ней, освоили начальные навыки сбора и обработки информации, познакомились с основами исследовательской деятельности, научились применять ранее полученные знания для приобретения новых. Проектная деятельность дала ученикам возможность сотрудничать с учителем, предлагать собственную точку зрения, принимать критику в свой адрес, анализировать мнения одноклассников.

Общую динамику роста интереса обучающихся к урокам технологии, и в частности к разделу «Декоративно-прикладное искусство» подтвердили результаты диагностики, проведённой на начальном и завершающем этапе работы автора над опытом.

Результаты диагностики обобщены в таблице:

Наименование показателей

2011 -2012

уч. год

2012 –2013

уч. год

5 кл.

%

6 кл.

%

5 кл.

%

6 кл.

%

обучающиеся ходят на урок технологии с интересом

100

73

100

80

удовлетворенность  своим уровнем подготовки по предмету

100

75

95

78

 ученики с удовольствием изучают на уроке технологии декоративно-прикладное искусство

100

65

100

70

Детям нравится получать новую информацию о декоративно-прикладном искусстве

100

82

100

100

считают, что в их будущей профессии нужны знания о декоративно-прикладном искусстве

95

65

100

70

Интересует на уроках технологии не только процесс изготовления изделий декоративно-прикладного искусства, но и их история возникновения  

100

70

100

80

Динамика качества знаний по разделу «Декоративно-прикладное искусство», изучаемому на уроках технологии, также отражена в таблице:

уч. год

класс

количество учащихся

знают о декоративно-прикладном искусстве и осознают её роль на уроках технологии

%

Мало знают о декоративно-прикладном искусстве и не осознают её роли на уроках технологии

%

изучают, не задумываясь ни о декоративно-прикладном искусстве, ни о его роли на уроках технологии

%

2011-2012

5

6

6

100

-

-

-

-

6

10

4

40

4

40

2

20

2012-2013

5

11

5

49

3

26

3

26

6

6

3

50

2

33

1

17

Iполугодие 2014-2015

5

13

9

70

2

15

2

15

6

10

10

100

-

-

-

-

7

15

13

88

1

6

1

6

          Из вышесказанного можно сделать вывод: объяснённые учителем на уроке технологии темы о декоративно-прикладном искусстве ученики не будут воспринимать по причине отсутствия интереса к ним, поэтому на уроках технологии необходимо использовать инновационные технологии, которые будут развивать интерес обучающихся к этому виду искусства. Одной из таких технологий является проектная деятельность. Автор опыта на практике доказал, что именно создание проектов на уроках технологии при изучении раздела «Декоративно-прикладное искусство» повышает интерес детей; создаёт мотивацию для их самообразования; расширяет кругозор; развивает эстетически; помогает «слабым» детям повысить свою самооценку за счёт большого вклада, внесённого ими в проект; превращает урок технологии, во время изучения декоративно-прикладного искусства, в удовольствие от общения друг с другом; знакомит с исследовательской деятельностью и учит добывать информацию из различных источников.

Включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащихся.      

           Декоративно-прикладное творчество на уроках технологии является средством формирования у детей основы   духовно-нравственного и эстетического воспитания, и использование проектной деятельности во время изучения этого обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционным обучением. Во-первых, позволяет организовать работу на уроках технологии с учётом индивидуальных особенностей обучающихся. Во-вторых, помогает детям овладеть такими мыслительными процессами как синтез, сравнение, обобщение, классификация. В-третьих, стимулирует у детей интерес к изучаемому разделу, усиливает мотивацию личностного роста обучающихся. В-четвертых, изменяет роль учителя: он становится  организатором сотрудничества, консультантом, управляющим поисковой работой обучающихся. Самой важной стороной проектной деятельности является создание положительной мотивации для самообразования у обучающихся.

Библиографический список:

  1. Адзинова, Ф.С. К вопросу об эстетическом воспитании средствами декоративно-прикладного искусства /Ф.С. Адзинова //Проблемы дошкольной, школьной и вузовской педагогики: сб. науч. тр. Вып. 3 – Майкоп: Изд-во АГУ, 2004. – С. 8-10.
  2. Ахмедьянова, А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно – нравственного воспитания школьников [Текст] / А. Г. Ахмедьянова // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 38 - 42.
  3. Волошин Г.Б. «Занятия по техническому труду» М.:  Просвящение 1995.
  4.   Гин А. А. "Приемы педагогической техники", М., 1999 г.
  5. Громыко Ю.В., Громыко Н.В. Исследование и проектирование в образовании: различие типов мыследеятельности и их содержания. // Исследовательская деятельность школьников, 2005 №3, с.16–21.
  6. Гузеева В.В. Организация форм обучения. -  М, 1998 г.
  7. Данилюк, А. Я. Духовно - нравственное развитие младших школьников /

А. Я. Данилюк  // Педагогика. - 2008. - № 9

  1. Дубов А.Г. «Занятия по техническому труду» М.: Просвещение, 1990.
  2. Ермолаева М.Г. Современный урок: тенденции, возможности, анализ. -СПб., 2007 г.
  3.  Кондаков, А. М.  Духовно - нравственное воспитание в структуре Федеральных стандартов общего образования  А. М. Кондаков // Педагогика, 2008. - № 9.
  4.  Ополовников А., Островский Г. Русь деревянная. – М.: Детская литература, 1999.
  5.  Рыженко В.И. Краткая энциклопедия художественных работ по дереву. - М.: Оникс, 2007.
  6.  Федотов Р. Секреты живого дерева. Обработка древесины. Техника резьбы. -  М.: Эксмо, 2005.

 

                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка как средство активизации речемыслительной деятельности учащихся"

Мой  стаж работы учителем английского языка тридцать лет. Годы работы убедили меня в том, что успех в обучении и воспитании обеспечивается не только следованием заложенным в УМК...

Обобщение опыта работы по теме: «Метод проектов на уроках технологии (утилитарное рукоделие)»

Использование утилитарного рукоделия на уроках технологии (метод проектов)...

Обобщение опыта работы над темой:"Эстетическое воспитание на уроках изобразительного искусства"

МОУ «Шерагульская  средняя  общеобразовательная  школа» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕна  урокахизобразительного  искусстваобобщение  опыта  работы Автор :...

Из опыта работы «Развитие творческой активности на уроках технологии в процессе проектной деятельности».

Проектное обучение я рассматриваю, как средство активизации творческой и  познавательной деятельности учащихся, а также как  средство повышения качества образовательного процесса. Любая прое...

Обобщение опыта работы по теме: "РАЗВИТИЕ КОЛЛЕКТИВИЗМА В КЛАССНОМ КОЛЛЕКТИВЕ В РАМКАХ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКТИВНЫХ ТВОРЧЕСКИХ ДЕЛ"

Актуальность опыта Важные проблемы воспитания подрастающего поколения диктуют необходимость повышения эффективности воспитательной работы в системе образования. Создание эффективных вос...

Декоративно-прикладное искусство на уроках технологии в ракурсе проектной деятельности

   Возникновение опыта связано с потерей у детей интереса к разделу «Декоративно-прикладное искусство», который изучается детьми на уроках технологии. Ведь многие ученики ...

" Декоративно-прикладное искусство на уроках и во время внеурочной деятельности по технологии как средство стимулирования интереса к предмету"

Декоративно- прикладное искусство на уроках и во время внеурочной деятельности по технологии как средство стимулирования интереса к предмету, (из опыта работы).   Декоративно-прикладное иску...


 

Комментарии

Латыпова Гузель Мухамедовна

Ценный опыт работы. Хочется ещё добавить, что проектная деятельность осуществляется в активной самостоятельной деятельности детей, которая способствует формированию самообразовательной компетентности. Самообразовательная компетентность является главным фактором конкурентоспособности, так как она позволяет получить качественное образование, в дальнейшем овладеть профессией, достичь необходимой квалификации.