" Декоративно-прикладное искусство на уроках и во время внеурочной деятельности по технологии как средство стимулирования интереса к предмету"
статья по технологии

Давлетшина Лариса Раисовна

Декоративно- прикладное искусство на уроках и во время внеурочной деятельности по технологии как средство стимулирования интереса к предмету, (из опыта работы).

   Декоративно-прикладное искусство - создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение. Является частью общемировой культуры.

Издревле человек старался украсить свой быт, уберечь свою семью от злых сил путем изображения различных символов на одежде и предметах обихода.

Вязание, вышивка,  валяние  шерсти, резьба по дереву, кружевоплетение и другие, характеризует исторические эпохи и условия жизни человека в различные исторические периоды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_kurs.docx21.22 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ КАДЫБАШСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА АГРЫЗСКОГО  МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА  

РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

ДОКЛАД

по теме: " Декоративно-прикладное искусство на уроках и во время внеурочной деятельности по технологии как средство стимулирования интереса к предмету"

                                                                         учитель

                                                                                  технологии 

                                                                 Давлетшина Л.Р

                                                                       

 2023г.

        Декоративно- прикладное искусство на уроках и во время внеурочной деятельности по технологии как средство стимулирования интереса к предмету, (из опыта работы).

   Декоративно-прикладное искусство - создание художественных изделий, имеющих утилитарное назначение. Является частью общемировой культуры.

Издревле человек старался украсить свой быт, уберечь свою семью от злых сил путем изображения различных символов на одежде и предметах обихода.

Вязание, вышивка,  валяние  шерсти, резьба по дереву, кружевоплетение и другие, характеризует исторические эпохи и условия жизни человека в различные исторические периоды.

Используя в своей работе декоративно – прикладное искусство, как средство эстетического воспитания, я приобщаю детей к родной культуре, помогаю им войти в мир прекрасного, учу видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждаю потребность любить и радоваться жизни. Ознакомление с произведениями народного творчества способствует воспитанию у детей патриотических и интернациональных чувств, приобщает к миру прекрасного, формирует у воспитанников художественный вкусэстетическое восприятие, способность видеть, чувствовать красоту и гармонию, что неизменно способствует формированию гармонично развитой личности. Занятия декоративно – прикладного искусства не только формируют эстетический вкус у ребят, знакомя их с произведениями народного искусства, но и дают им необходимые творческие знания, развивают трудовые умения и навыки, т. е. осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.

           Обучающиеся на уроках с удовольствием вышивают, вяжут, плетут, применяют смешанные техники. Развитие новых информационных технологий, появление новых техник стимулирует интерес обучающихся к творчеству.

             Последнее время изделия ручной работы пользуются большой популярностью, и кто знает может со временем для некоторых ребят декоративно-прикладное искусство станет делом всей жизни или приятным увлечением.

В нашей школе большое внимание уделяется приобщению детей к истокам народной культуры. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия.

Поэтому перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать приёмы вышивки  и работы с с иголкой и другими принадлежностями, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.

Современная деятельность предъявляет новые требования к воспитанию: не подавляя авторитарно ребенка, его волю, воспитывать самостоятельную личность, учитывая и разумно направлять потребность и интересы ребенка, стремиться понимать его внутренний мир. Именно поэтому и видя, что ребятам интересно и нравится работать с народным творчеством, я выбрала кружковую работу, куда дети ходят по желанию.

На занятиях кружка у детей пробуждается вера в своих творческих способностях, индивидуальности, неповторимости, вера в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Разная организация занятий, использование наглядного материала, художественного слова, музыки – все это помогало мне помочь попасть детям в необычный мир искусства, приобщения к художественной культуре. Это делало занятия живыми и интересными.

На занятиях по декоративно-прикладному искусству развивается речь детей, которая способствует обогащению и расширению словаря и словарного запаса. При рассматривании подлинных предметов декоративно-прикладного искусства и иллюстраций формируется связная речь, правильность произношения, умения описывать увиденное, рассказывать о созданном изделии.

В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, счётность в исполнении орнамента. Это дает материал для развития элементарных математических представлений.

Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного и патриотического воспитания.

При знакомстве детей с произведениями декоративно-прикладного искусства важно знакомить с самобытным творчеством и прикладным искусством наших коренных национальностей.

В процессе работы над разнообразными поделками необходимо помнить о том, что оценка детских работ также является средством воспитания и обучения. Поэтому объективность, похвала в оценке достижений каждого ребенка приобретают особое значение. Вначале отмечаю наиболее удавшиеся работы. Но если у ребенка не получилась игрушка, а он старался, то его прилежание не оставляю без внимания. Для меня в моей работе важно поддержать старания ребенка, помочь ему поверить в свои силы.

Одним из наиболее любимых видов занятий воспитанников - является работа с бросовым материалом. Предлагаемые работы: украшения, сувениры, панно, сделанные детьми как индивидуально, так и коллективно очень эффектно смотреться как оформление, как украшение интерьера, а также могут служить в качестве подарков. Наши совместные работы с воспитанниками имеют широкое применение. В своих изделиях мы применяем мех,  бусы, синтепон, картон, обрезки цветного сукна, бисер, пустые металлические емкости, тесемки от подарков, блестящие упаковки и все, что мы называем бросовым материалом. Выбор техники зависит от творческой задачи, замысла.

А также. хочу отметить, что мы с учениками сшили тюбетейки. Сложно представить настоящего татарина без тюбетейки. Именно этот головной убор дает чувство принадлежности к единому татарскому народу, его богатой культуре и религии.

Ребята получили много полезной информации о самобытной культуре татарского народа, об особенностях татарской национальной одежды, а самое главное- смастерили своими руками головные уборы-тюбетейки. Тюбетейки, изготовленные  детьми  получились яркие, красочные и красивые.

Работа кипела под татарскую музыку. Все получили истинное удовольствие от такого насыщенного, и полезного мероприятия.

Также, провели исследовательскую работу по рукоделию. Мы живем в сельской местности и поэтому в некоторых домах еще сохранились удивительные вещи, созданные мастерами- рукодельницами. Ученики с удовольствием проводили беседы со старшим поколением об их увлечениях, рассматривали их удивительные работы, задавали интересующие им вопросы.

Изготовленные своими руками игрушки приносят радость детям, делают их добрее, внимательнее. Некоторые свои работы ребята дарят родителям, родственникам, друзьям, гостям, сотрудникам нашего учреждения. Украшают свои комнаты игрушками, которые они сшили своими руками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся.

Описание опыта работы по теме  "Организация исследовательской работы на уроках русского языка и внеурочной деятельности как средство формирования познавательного интереса обучающихся."...

Статья: "Интегрированные уроки с использованием интерактивного оборудования как одно из средств привития интереса к предмету «Технология»."

Интеграция предметов в современной школе - реальная потребность времени, необходимо всем тем, кто заинтересован в формировании всесторонне развитой личности, а также всем, кто занимается вопросами баз...

Декоративно – прикладное искусство на уроках и во внеурочной деятельности по технологии, как средство стимулирования интереса к предмету.

ПодготовилаУчитель технологииМОБУ СОШ №4Муниципального районаМелеузовский районАнчина Ирина Анатольевна       Декоративно – прикладное искусство на уроках и во внеур...

Экологическое воспитание учащихся на уроках и во время внеурочной деятельности

"Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допуская её разрушен...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЕ ИНТЕРЕСА К ПРЕДМЕТУ.

Игры – это активный и веселый способ достичь многих образовательных целей.Игра рассматривается как подготовка ученика к личностно-ориентированному взаимодействию с другимиучастниками образователь...

Проект «Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности как средство повышения мотивационных интересов»

Педагогический проект посвящен использованию исследовательской технологии на уроках математики и во внеурочной деятельности, как средства раскрытия интеллектуального потенциала, духовно-нравственного ...

Проект «Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности как средство повышения мотивационных интересов»

Проект«Учебно-исследовательская деятельность учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности как средство повышения мотивационных интересов»...