Обобщение опыта работы по теме: «Метод проектов на уроках технологии (утилитарное рукоделие)»
опыты и эксперименты по технологии по теме

Использование утилитарного рукоделия на уроках технологии (метод проектов)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_2013.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «Гимназия города Юрги»

Обобщение опыта работы по теме:

 «Метод проектов на уроках технологии

(утилитарное рукоделие)»

учителя технологии

Мурзинцева Лариса Александровна

г. Юрга

2013

      Время, в которое мы живём, выдвинуло перед общеобразовательной школой задачу воспитания свободной, творческой, образованной, культурной, разносторонней и активной личности. Поскольку труд остаётся главным условием жизни людей, поскольку при рыночной экономике способность к труду становится товаром, к которому предъявляются очень высокие требования,- урок технологии должен быть определённым вкладом как в умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие учащихся, так и в формирование у них готовности к труду.

      На моих уроках технологии работает все – от фантазии до логики. Наш предмет опирается на другие школьные дисциплины: физику и математику, химию и биологию, а также на историю и литературу. Подумать здесь всегда есть о чём. Свобода выбора, индивидуальность и самостоятельность – неотъемлемая часть процесса обучения проектной деятельности. Если в правописании слова "костюм" двух мнений быть не может, то на наших уроках только от изобилия зарисовок этого самого костюма просто кругом голова. И моя задача как учителя - помочь этим замыслам осуществиться.

        Для того чтобы разбудить у школьников стремление к творчеству, я использую различные методы обучения. Особую значимость при этом имеет метод проектов, который позволяет школьникам овладеть практической деятельностью от идеи до её реализации в модели или изделии. Главная особенность этого подхода  активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности.

В целом, учащийся, приобретая опыт проектной деятельности, приобретает и опыт поисковой творческой деятельности, что составляет неотъемлемый элемент в структуре содержания образования.

Последовательность выполнения проекта:

  • Обоснование возникшей проблемы и потребность.
  • Выбор модели. Описание вида модели.
  • Выбор материала.
  • Выбор необходимых инструментов, приспособления и оборудование.
  • Выполнение конструирования и моделирования изделия.
  • Составление исторической справки.
  • Составление технологической последовательности изготовления изделия.
  • Оформление рекламы.
  • Расчет себестоимости изделия.
  • Оценка проделанной работы.
  • Защита проекта.

      В работе над проектом на уроках я обращаю внимание на отражение в тематике проектов региональных и местных особенностей, связанных с творчеством народных умельцев.

     Потребность и необходимость в трудовом обучении была всегда. Мастерство всегда передавалось от поколения к поколению методом «делай, как я».

Использование метода проектов на уроках повышает мотивацию к творческой деятельности.

        Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к тому, что возросла потребность в инициативных, предприимчивых, компетентных специалистах. Все это усиливается ростом реальной потребности в неординарных, творческих личностях.

Поэтому в первую очередь необходимо:

  • развивать интерес, «разбудить воображение» и активизировать познавательную деятельность;
  • научить разрабатывать идеи при помощи специальных упражнений и изготавливать изделия или услуги по удовлетворению потребностей человека;
  • воспитывать коммуникативные качества личности.

Проектная деятельность имеет свои особенности и следующие компоненты:

1. Определение потребности и краткая формулировка задач.

     С самого начала мы определяем, для кого данное изделие будет разработано и изготовлено и почему именно оно этому человеку необходимо. Проектирование направлено на улучшение качества жизни людей, поэтому человек должен находиться в самом центре процесса проектирования. Учащийся должен четко сформулировать задачу - записать задание, согласно которому он будет разрабатывать и изготавливать изделие или замысел. Формулировка задачи включает:

  • название проекта;
  • функцию проекта;
  • кто будет использовать «продукт» (категория пользователя).

      В данном этапе происходит и выбор темы проекта в соответствии с программой по предмету, т.к. этим проектом учащиеся будут заниматься в течение всего года.

     На самом первом уроке в начале учебного года я знакомлю своих учениц со всеми основными темами курса. Моя задача показать, насколько полезны и практически значимы они являются для каждого из них. Я предлагаю выполнить упражнения на краткую формулировку задачи и на составление краткого перечня критериев:

  • какие функции должно выполнять изделие;
  • как изделие должно выглядеть;
  • сведения о размерах.
  • какие материалы и отделка могут быть использованы.

Этап уточнения задачи сопровождается выполнением специального упражнения, направленного на определение потребностей людей.

 Вопросы проекта:

Какие полезные вещи можно сделать из вторсырья?

Как можно использовать старые вещи?

2. Изготовление изделия.

Учащиеся сами создают то, что они разработали. На этой стадии они могут внести изменения в проект, если во время работы встречаются с трудностями: при отсутствии графических способностей, можно использовать аппликацию, дорогие продукты заменить более доступными.

В процессе реализации проекта учащиеся выполняют упражнения, которые способствуют закреплению определенных знаний, умений и навыков:

коммуникативных;

навыков по работе с  материалами;

навыков работы с информацией.

Данные упражнения содержатся в технологических картах, учебниках и учебных пособиях, рабочих тетрадях.

3. Испытание и оценка.

       Изделие спроектировано или подготовлено для того, чтобы удовлетворить потребности определенного человека или группы людей, поэтому изделие должно быть испытано в реальной ситуации на уроке или дома. Часть практических работ, которые требуют большой затраты времени, выполняются учащимися в домашней обстановке. Это способствует общению детей с родителями. В повседневных и совместных делах появляются взаимопонимание, уважение, доверие, чувство партнерства и ответственности. Результаты труда становятся наиболее яркими, возникает потребность в усовершенствовании изделия.

       С введением метода проектов по предмету технология у учащихся появляется дополнительный шанс исследовать, придумывать, по-новому решать проблему, создавать изделие, использовать его и оценивать в реальных условиях.

     Интерес к проектам зависит от степени самостоятельности. Школьники всех возрастов отмечают, что проект становится интересен лишь тогда, когда он выполняется самостоятельно или лишь с небольшой помощью руководителя.

     Учитывая разную степень подготовки, дети получают задания, соответствующие уровню их возможностей и задания постепенно усложняются. В каждом классе есть ученики с различными способностями. Более сильные ученики могут сделать больше исследований, предложить больше различных идей и изготовить более сложное изделие. Менее способным ученикам требуется помощь. В качестве помощника я назначаю более сильного ученика, который, одновременно помогая другому, сам продолжает совершенствоваться. Благодаря методу проектов у учащихся значительно повышается творческая активность не только на уроках технологии, но и за рамками урока.

Оценка защиты выполненного проекта осуществляется по следующим критериям:

  • соответствие содержания доклада проделанной проектной работе;
  • умение объяснить научные основы проекта, самостоятельность его выполнения;
  • качество проектного изделия;
  • практическое использование проектного изделия;
  • качество наглядных материалов (логика изложения, грамотность);
  • использование знаний из других наук и учебных предметов;
  • ответы на вопросы;
  • полнота знаний по технологии;
  • оригинальность решения проекта;
  • культура речи.

        При оценке проекта учитываются сложность и качество выполнения изделия, полнота пояснительной записки, аккуратность выполнения графических элементов - схем, чертежей, уровень самостоятельности, степень владения материалами при защите.

       Метод проектов помогает учащимся приобретать разнообразные знания и навыки по работе с  материалами, изучать технику и культуру дома, уточнять свои профессиональные планы.

Утилитарному рукоделию на уроках всегда уделяется особое внимание.

    Слово «утилитарный» означает полезный, практичный, выгодный.

Благодаря утилитарному рукоделию, из старых джинсов можно сделать юбку или даже какой-нибудь необычный коврик для стула, из полиэтиленовых пакетов можно вязать различные салфетки, шляпки, сумочки.

       Посмотреть примеры утилитарного рукоделия можно на разных сайтах, посвященных этой теме.

Очень распространённый вид утилитарного рукоделия – пэчворк. Говоря по-русски - это шитье из лоскутков ткани. Такой вид творчества можно назвать утилитарным, потому что оно не требует вкладывания денег, лоскутки вы можете взять из обычных остатков ткани. Этот вид рукоделия является излюбленным у большинства рукодельниц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме "Использование ИКТ на уроках математики"

Аналитическая справкаоб обобщении опыта работыучителя математики МОУ – сош №7 г.Клинцы Зиновьевой Татьяны Викторовны. Тема: «Использование ИКТ на уроках математики» Объект исследования: обра...

Обобщение опыта работы по теме "Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка как средство активизации речемыслительной деятельности учащихся"

Мой  стаж работы учителем английского языка тридцать лет. Годы работы убедили меня в том, что успех в обучении и воспитании обеспечивается не только следованием заложенным в УМК...

Мастер-класс по обобщению опыта работы на тему "Методы и приемы использования презентаций на уроках русского языка и литературы".

Современный учитель должен быть ИКТ - компетентен, т.к. самое главное преимущество использования ИКТ на уроках - повышение мотивации обучения, создание положительного настроя, активизация самостоятель...

Обобщение опыта работы над темой:"Эстетическое воспитание на уроках изобразительного искусства"

МОУ «Шерагульская  средняя  общеобразовательная  школа» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕна  урокахизобразительного  искусстваобобщение  опыта  работы Автор :...

Обобщение опыта работы по теме: " Метод проектов на уроке немецкого языка в общеобразовательной школе"

Методический материал на тему: " Метод проектов на уроках немецкого языка"...