Образовательная программа "Прогулки по Васильевскому острову"
рабочая программа по теме

Свистунова Лариса Владимировна

Новизна программы заключается в том, что она построена в основном на пеших учебно-образовательных прогулках, где ребята непосредственно встречаются с артефактами и узнают историю родных мест. В общеобразовательной школе школьники изучают историю Санкт-Петербурга, но эти занятия проходят в основном в помещении. А программа «Прогулки по Васильевскому острову» предусматривает 2 раза в месяц 4-часовые пешие прогулки–экскурсии, пешие прогулки-исследования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_progulki.doc592.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

Центр творческого развития и гуманитарного образования

«На Васильевском»

Утверждаю

Директор

____________________

Новикова Л.П.

Протокол педсовета №____

Отделение культурологи и

современных информационных технологий

Образовательная программа

 «Прогулки по Васильевскому острову»

Автор – педагог дополнительного образования

Свистунова Лариса Владимировна

Санкт-Петербург

2012 г.

Пояснительная записка

Программа «Прогулки по Васильевскому острову» направлена на знакомство в первую очередь с историей, архитектурой, топонимикой и культурой самого большого острова Санкт-Петербурга учащимися 11-13 лет, которые живут на Васильевском острове. Но также это программа будет интересна и всем, кто интересуется историей и культурой родного города. 

Направленность – туристско-краеведческая

Продолжительность – 2 года

Новизна программы заключается в том, что она построена в основном на пеших учебно-образовательных прогулках, где ребята непосредственно встречаются с артефактами и узнают историю родных мест. В общеобразовательной школе школьники изучают историю Санкт-Петербурга, но эти занятия проходят в основном в помещении. А программа «Прогулки по Васильевскому острову» предусматривает 2 раза в месяц 4-часовые пешие прогулки–экскурсии, пешие прогулки-исследования.

Актуальность программы заключается в том, что учащиеся после каждой пешей прогулки, обрабатывая полученную информации, создают отчеты в виде компьютерных презентаций или видеоотчетов, таким образом знакомятся с компьютерными программами PowerPoint и Pinnacle Studio, учатся создавать свои небольшие интерактивные игры, загадки по истории родного города.

Цели и задачи программы

Цель: Развитие творческих способностей учащихся средствами туристко-краеведческой деятельности в процессе изучения родного города.

Программа нацеливает образовательный процесс на решение следующих взаимосвязанных задач:

Обучающие:

  1. Формирование потребности в углублённом изучении истории и культуры родного города;
  2. Овладение формами и приёмами учебно-исследовательской деятельности;
  3. Умение работать с картой и ориентироваться в городском пространстве
  4. Овладение компьютерными программами PowerPoint и Pinnacle Studio

Воспитательные:

  1. Формирование умений и навыков культуры общения в городской среде;
  2. Развитие коллективизма и умения работать в группе;
  3. Привитие любви и уважения к историческому и культурному наследию

Развивающие:

  1. Развитие потребности к самостоятельному получению новых знаний;
  2. Развитие творческих способностей и способности к самореализации

Программа рассчитана на 2 года обучения для детей 11-13 лет (учащихся 5-7 классов).

Формы и режим образовательной деятельности

Занятия проводятся по 2 часа в неделю в учебном классе, оборудованном компьютерами и проектором, и 2 раза в месяц 4-часовые пешеходные образовательные прогулки. Двухчасовое занятие перед пешеходной прогулкой предусматривает введение учащихся в тему будущего путешествия. Это рассказ и беседа педагога с учащимися по теме, показ слайдов, работа с картой, определение маршрута. Двухчасовое занятие после пешеходной прогулки – это обработке и систематизация полученной информации, работа с источниками информации, поиск ответов на возникшие вопросы, создание отчетов, загадок, видеофильмов, рисование схему маршрута и объектов.

Программа состоит из блоков. Каждый блок включает три вида занятий:

  1. Теоретическая часть  (2 часа) – знакомство с темой предстоящей прогулки (рассказ педагога, чтение источников, знакомство с картой, рассматривание иллюстраций по теме)
  2. Учебно-образовательные пешеходные прогулки по Васильевскому острову или экскурсии в музеи Васильевского острова – (4 часа 2 раза в месяц).

Учащиеся на прогулке делятся на группы по 2-3 человека. Каждая группа получает лист маршрута с задания и вопросами, имеет карту, планшет и карандаши. Выполнив задание, указанное в маршрутном листе, группа придумывает свои вопросы для группы соперницы, а также вопросы, которые возникли у ребят, изучая данный объект города. В ходе прогулки ребята делают фотографии, которые будут им необходимы при составлении отчета.

При посещении музеев ребята выполняют два вида работы в зависимости. Если в музее предусмотрена экскурсия, то учащиеся заполняют по ходу экскурсии таблицу – синтез.

Основные части экскурсии

На чем остановилось ваше внимание?

Какие чувства вы испытывали?

Какие вопросы возникли по ходу экскурсии?

  1. Практические занятия по обработке полученной на прогулке информации (2 часа):
  1. работа с источниками информации (книги, справочники, интернет-сайты и т.п.)
  2. создание компьютерных  отчетов в виде презентаций или видеофильма
  3. составление загадок, вопросов и игр по истории и культуре Васильевского острова

Ожидаемые результаты образовательного процесса:

Формирование познавательного интереса к изучению города частично выражается:

  1. в желании совершить познавательные прогулки по городу, в музеи, в чтении дополнительной литературы, в желании выполнять творческие задании;
  2. в желании следить за событиями происходящими в городе;
  3. в стремлении реализовывать свои знания и умения, принять участие в конкретных практических делах, исследованиях и т.д.

Учащиеся к концу второго года обучения:

  1. называют важнейшие исторические события  истории Васильевского острова; соотносят их с памятниками культуры и истории;
  2. называют конкретный памятник или группу памятников, разъясняют о какой грани петербургского наследия они «рассказывают» (об истории, экономике, образовании, науки и т.д.);
  3. называют фамилии знаменитых петербуржцев, живших на Васильевском острове, соотносят их с соответствующими памятниками наследия, рассказывают об их жизнедеятельности, высказывают свое мнение о вкладе каждого из них в культурное наследие Санкт-Петербурга;
  4. ориентируются по различным видам карт;
  5. находят на карте нужные объекты;
  6. прокладывают оптимальные маршруты;
  7. читают карты как источник информации;
  8. ориентируются в реальном городском и музейном пространстве
  9. умеют извлекать необходимую информацию из разных письменных источников, архитектурных сооружений, памятников, мемориальных досок, их экспозиций музеев
  10. узнают объект по изображению, по деталям, по описанию;
  11. умеют применять знания и умения в реальной жизни;
  12. умеют сравнивать, сопоставлять реальные памятники, а также их изображения ;
  13. умеют работать с  компьютером; делать презентации PowerPoint, фильмы в программе MovieMaker; мультимедийные интерактивные игры на сайте http://learningapps.org/login.php
  14. умеют обосновывать, аргументировать свой ответ;

  1. Форма подведения итогов:  беседы, представление презентаций, фильмов, викторины, мультимедийные интерактивные игры на сайте http://learningapps.org/login.php, подготовка, организация и проведение самостоятельной минипрогулки.

Тематический план

1 год обучения

№ п/п




Название темы

Кол-во часов

Всего часов

Теоретич.

Практические

В помещ.

В город. пространстве

1.

Введение в программу

2

2

-

-

2.

Васильевский остров при Петре 1

24

6

6

12

3.

Остров кораблейстроителей, моряков и военных

 

24

6

6

12

4.

Остров многонациональный и многоконфессиональный

32

8

8

16

5.

В.О. – остров науки и ученых

32

8

8

16

6.

В.О. – остров купцов и предпринимателей

16

4

4

8

7.

Подведение итогов

14

2

4

8

Итого:

144

36

26

72

Тематический план

2 год обучения

№ п/п




Название темы

Кол-во часов

Всего часов

Теоретич.

Практические

В помещ.

На местности

1.

Ведение.

2

2

-

-

2.

Мастера искусств на Васильевском острове

 

88

22

22

44

3.

Архитектурные стили  Васильевского острова

40

10

10

20

4.

Подведение итогов

14

2

4

8

Итого:

144

36

36

72

Учебно-тематический план

1 год

№  занятия

Название темы

Тема занятия

Теор. часы

Практ. часы

1.

Введение в программу

2 час.

2.

Васильевский остров при Петре 1












Васильевский остров

2 час

3.

В.о. Петра 1 (6-7 линии, площадь Трезини)

4 час.

4.

Подведение итогов прогулки

2 час.

5.

Петровское барокко на В.О.

2 час

6.

Кадетская линия и Университетская наб.

4 час.

7.

Подведение итогов прогулки

2 час.

8.

А. Меншиков – первый губернатор Петербурга

2 час

9.

Экскурсия в Меншиковский дворец

4 час.

10.

Подведение итогов экскурсии

2 час.

6 час.

18 час

11.

Остров кораблейстроителей, моряков и военных

Морские названия улиц Васильевского острова

2 часа

12.

Остров кораблестроителей и моряков

4 час

13.

Подведение итогов прогулки

2 час

14.

Морской кадетский корпус

2 час

15.

Прогулка по наб Лейтенанта Шмидта: Морской кад. Корпус – ледокол «Красин – морская академия Макарова

4 час

16.

Подведение итогов прогулки

2 час

17

Остров военных

2 час

18.

Прогулка по Большому проспекту – Финляндский полк

4час.

19.

Итоги прогулки

2 час.

20.

Декабристы

2 час

21.

Память о декабристах

4 часа

22.

Итоги прогулки

2 часа

8 час

24 час.

23.

Храмы и кладбища Васильевского острова

Православные и иноверческие храмы  В.О.

2 час

24.

Прогулка

4 час.

25.

Подведение итогов прогулки

2 час.

26.

Православные храмы, часовни, синодальные подворья, подворья монастырей

2 час

27.

Прогулка

4 час.

28.

Подведение итогов прогулки

2 час.

29.

Смоленское кладбище

2 час

30.

Прогулка по Смоленскому кладбищу

4 час.

31.

Подведение итогов прогулки

2 час.

6 час.

18час.

32.

Васильевский остров – остров науки и ученых

 

Остров ученых

2 час

33.

Подведение итогов, обобщение «Остров ученых»

4 час.

34.

Подведение итогов прогулки

2 час.

35.

М.В. Ломоносов

2 час

36.

Прогулка по Ломоносовским местам острова и посещение музея Ломоносова в Кунсткамере

4 час.

37.

Подведение итогов прогулки

2 час.

38.

И.Павлов

2 час

39.

Музей – квартира И.П.Павлова

4час.

40.

Подведение итогов, обобщение «Остров ученых»

2 час.

Итого:

6 час

18 час

41.

Васильевский остров – остров купцов и предпринимателей

Торговый порт на В.О.

2 час

42.

Прогулка «Стрелка В.О.»

4 час.

43.

Итоги прогулки

2 час.

44.

Остров фабрикантов и предпринимателей

2 час

45.

Прогулка «Кирпичный стиль на В.О.»

4 час.

46.

Итоги прогулки

2 час.

47.

Ленинградское метро

2 час.

48.

Музей метрополитена

4 час.

49

Итоги прогулки

2 час.

6 час.

18 час.

50.

Подведение итогов

Представление творческих работ

2 час

51.

Игра - путешествие

4 час.

52.

Представление творческих работ

2 час.

53.

Представление творческих работ

2 час

54.

Игра - путешествие

4 час.

2 час.

12 час.

Итого:

36 час.

108 час.

Содержание программы 1 года обучения.

1. Вводное занятие.

Правила поведения в ЦТРиГО, на улице, в общественных местах. Техника безопасности при использовании электронного оборудования и при работе на компьютере.

Игра «Что вы знаете о Петербурге и Васильевском острове?»

Карта Санкт-Петербурга. Как пользоваться картой.

2. Васильевский остров.

Карта и география острова.

Происхождение названия и ранние поселения.

Васильевский остров в XVIII веке.

3. Прогулка «…»

Памятник Василию Корчмину, дом Троекурова, церковь Трех Святителей, Собор св. Андрея Первозванного, облеск в честь 300-летия ордена Андрея первозванного, бюст Ф. Головину, подворье Александро-Невской лавры, дом зодчего Трезини.

4. Подведение итогов прогулки.

  1. Нарисовать схему маршрута прогулки с основными объектами
  2. Ответить на вопросы команды-соперницы
  3. Работа с литературой
  4. Сделать подписи к объектам маршрута прогулки

5. Петровское барокко

Архитектурные признаки петровского барокко, архитекторы и здания петровского барокко на васильевском острове, работа со словарем и изображениями.

  1. Прогулка «Петровское барокко на Васильевском острове».

Здание 1 кадетского корпуса, жилой дом 1 кадетского корпуса, Меншиковский дворец, флигель и манеж 1 кадетского корпуса, дворец Петра II,  здание 12 коллегий, кунсткамера.

  1. Подведение итогов прогулки.
  2. А.Д. Меншиков.

Фаворит Петра 1, первый губернатор Санкт-Петербурга, Меншиков в живописи, дворец губернатора – быт дворян 18 века, дворец Меншикова в Ораниенбауме

  1. Экскурсия в Меншиковский дворец.
  2. Подведение итогов прогулки и обобщение.
  1. Отчет-эссе об экскурсии в Меншиковский дворец
  2. Игра «Васильевский остров во времена Петра I»
  3. Какие возникли вопросы? Определение тем изучения.
  1. Морские названия улиц Васильевского острова: путешествие по карте со справочником и словарем (улицы Нахимова, Беринга, Кораблестроителей, Гаванская, Мичманская, Штурманская, Капитанская, Шкиперский проток и др.)
  2. Прогулка «Остров кораблестроителей и моряков»: Морская наб Крейсер «Киров»; Прибалтийская площдь- скульптура «Кораблестроители» и памятник Петру I; ул. Нахимова – памятник Нахимову; Шкиперский проток; Гаванская улица: Площадь Морской славы – морской вокзал.
  3. Подведение итогов прогулки.
  1. Обозначение маршрута на карте
  2. Составление отчета в форме презентации
  1. Морской кадетский корпус: история создания и развития, знаменитые выпускники.
  2. Прогулка по наб. Лейтенанта Шмидта: Морской кадетский корпус – ледокол «Красин – морская академия Макарова
  3. Подведение итогов прогулки.
  4. Остров военных: Лейб-гвардии Финляндский полк, история создания, зимняя квартира полка, знаменитые люди, служившие в полку (П. Федотов). Классицизм в архитектуре.
  5. Прогулка по Большому проспекту – Госпиталь Финляндского полка, полковая церковь во имя св. Спиридона Тримифунтского, часовня, Манеж Финляндского полка.
  6. Подведение итогов прогулки.
  7. Декабристы. Кто такие декабристы. События 14 декабря 1825 года. Память о декабристах на васильевском острове.
  8. Прогулка «Память о декабристах»
  9. Подведение итогов прогулки.
  10. Православные и иноверческие храмы  Васильевского острова: храмы, как памятники религии, культуры и истории.
  11. Прогулка: Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы, церковь св. великомученицы Екатерины, церковь римско-католической духовной академии, лютеранская кирха св. Михаила, евангелическая лютеранская церковь св. Екатерины
  12. Подведение итогов прогулки.
  13. Православные храмы, часовни, синодальные подворья, подворья монастырей
  14. Прогулка: церковь Милующей иконы Божьей Матери в Галерной гавани, часовня св. Александра Невского, церковь Успенья Богоматери- подворье Оптиной пустыни
  15. Подведение итогов прогулки.
  16. Смоленское кладбище: история названия, храмы,  захоронения известных личностей.
  17. Прогулка по Смоленскому кладбищу: ворота, Церковь Смоленской иконы Божьей матери, часовня святой Блаженной Ксении Петербуржской, часовня храмя пресвятой Троицы.
  18. Подведение итогов прогулки
  19. Остров ученых.

Кто такие ученые? Научные учреждения Васильевского острова, ученые, жившие и работавшие здесь, как хранится память о них.

  1. Прогулка «Остров учёных».

10 линия,5 (Нартов), наю лейтенанта Шмидта,15 (Эйлер), наю Шмидта,7 (дом академиков), 1 линия, 28 (Шлиман), Менделеевская линия (СПбГУ), Университетская наб. (Академия наук), пл. Сахарова, наб Макарова (институт русской литературы).

34. Подведение итогов прогулки. Выбор творческих работ.

  1. Составление маршрута прогулки.
  2. работа с источниками.
  3. Что такое реферат? Как его написать?
  4. Выбор темы реферата.
  1. М.В. Ломоносов.

Биография ученого, первый российский академик, составление маршрута «Ломоносовские места в Петербурге и на Васильевском острове».

  1. Прогулка  по ломоносовским места Васильевского острова и посещение музея Ломоносова в Кунсткамере.
  2. Подведение итогов прогулки и экскурсии.
  1. Отчет-эссе.
  2. Работа с источниками.
  1. И. Павлов.
  2. Посещение музея-квартиры И. Павлова
  3. Подведение итогов и обобщение «Остров ученых»
  4. Торговый порт на Васильевском острове
  5. Прогулка «Стрелка Васильевского острова»
  6. Подведение итогов прогулки
  7. Остров фабрикантов и предпринимателей
  8. Прогулка «Кирпичный стиль на Васильевском острове».
  9. Подведение итогов прогулки
  10. Ленинградское метро
  11. Музей метрополитена
  12. Итоги прогулки
  13. Подготовка творческих работ
  14. Игра – путешествие

52-53. Представление творческих работ

54. Игра - путешествие

Учебно-тематический план

2 год обучения

Название тема

Тема занятия

Теор. часы

Практ. часы

1.

Ведение.

Вводное занятие

2 час.

2.

Мастера искусств на Васильевском острове

 

Академия художеств

2 час

3.

Прогулка «Академия художеств»

4 час.

4.

Итоги прогулки

2 час.

5.

Художники-выпускники Академии художеств

2 час

6.

Музей Академии художеств

4 час.

7.

Итоги прогулки

2 час.

8.

Преподаватели Академии художеств.

2 час

9

Смоленское кладбище (Мастера искусств на Смоленском кладбище.Захоронения профессоров и преподавателей АХ, погибших в блокадном Ленинграде)

4 час.

10

Итоги прогулки

2 час.

11

Художники на Васильевском

2 час

12

По адресам художников на Васильевском

4 час.

13.

Итоги прогулки

2 час.

14.

художники на Васильевском (продолжение)

2 час

15.

По адресам художников на Васильевском (продолжение)

4 час.

16.

Итоги прогулки

2 час.

17.

А.И. Куинджи

2 час

18.

Музей-квартира А. Куинджи

4час.

19.

Итоги прогулки

2 час.

20.

Н.Н. Рерих

2 час

21..

Музей Рерихов

4час.

22.

Итоги прогулки

2 час.

23.

Декоративно-прикладное искусство

2 час

24.

Музей кукол

4час.

25.

Итоги прогулки

2 час.

26.

Современное искусство

2 час

27.

Музей Эрарто

4 час.

28.

Итоги прогулки

2 час.

29.

Современное искусство

2 час

30.

Музей Эрарто

4 час.

31.

Итоги прогулки

2 час.

32.

Писатели, музыканты (И.Крылов, Т.Шевченко, М. Мусоргский, П. Чайковский, А. Петров)

2 час

33..

По адресам писателей и музыкантов:1 линия, 4-5 линия, 8 линия

4 час.

34.

Итоги прогулки

12

2 час.

22 час

66 час.

35.

Архитектурные стили  Васильевского острова

Необарокко

2 час

36.

Прогулка

4 час.

37.

Итоги прогулки

2 час.

38.

Неоклассицизм

2 час

39.

Прогулка

4 час.

40.

Итоги прогулки

2 час.

41.

Неоренессанс

2 час

42.

Прогулка

4 час.

43.

Итоги прогулки

2 час.

44.

Ретроспективизм

2 час

45.

Прогулка

4 час.

46.

Итоги прогулки

2 час.

47.

Конструктивизм

2 час

48.

Прогулка

4 час.

49.

Итоги прогулки

2 час.

10 час.

30 час.

50.

Подведение итогов

Работа над творческими работами.

2 час

51.

Работа над творческими работами.

4 час.

52.

Представление творческих работ

2 час.

53.

Представление творческих работ

2 час

54.

Игра - путешествие

4 час.

2 час.

12 час.

144 часа

34 час.

110 час.

Содержание программы 2 года обучения.

1. Вводное занятие.

Правила поведения в ЦТРиГО, на улице, в общественных местах. Техника безопасности при использовании электронного оборудования и при работе на компьютере.

Игра «Васильевский остров. Истории с прогулок»

Темы прогулок в учебном году.

2. Академия художеств.

Возникновение Академии художеств. И. Шувалов. Здание АХ, архитекторы Валлен-Деламот и Кокоринов. Система обучения. Виды изобразительного искусства.

3. Прогулка «Академия художеств»

1 линия: первоначальный адрес АХ, общежитие АХ, дом Ф. Бруни, дом ректора П.В. Басина, 3 линия- мозаичная мастерская, здание АХ, памятник П.Клодту.

4. Подведение итогов прогулки.

  1. Нарисовать схему маршрута прогулки с основными объектами
  2. Ответить на вопросы команды-соперницы
  3. Работа с литературой
  4. Сделать подписи к объектам маршрута прогулки

5. Художники-выпускники Академии художеств.

6. Прогулка «Музей Академии художеств».

7. Подведение итогов прогулки.

8. Преподаватели Академии художеств.

9. Смоленское кладбище (Захоронения профессоров и преподавателей АХ, погибших в блокадном Ленинграде)

10. Подведение итогов прогулки.

11.Художники на Васильевском.

Д. Левицкий, А.П.Брюллов, художники-передвижники  (А.В. Маковский, В.А., К.А., Н.А. Маковские, И. Крамской, Корзухин, Шишкин и др.)

12. По адресам художников на Васильевском: Кадетская линия,1 линия, наб. Макарова – коммуна передвижников)

13. Подведение итогов прогулки.

14. Художники на Васильевском (продолжение): И. Репин, И. Суриков, И. Шишкин, И. Крамской, В. Серов, М. Врубель, Н. Рылов, К. Петров-Водкин и др.

15. По адресам художников на Васильевском (продолжение): Академический переулок, 5 линия, 15, 17, 18 линии

16. Подведение итогов прогулки.

17. Архип Иванович  Куинджи. Страницы биографии, картины в Русском музее.

18..Экскурсия в  Музей-квартиру А. Куинджи

19. Итоги прогулки

20. Н.Н. Рерих: художник, историк, философ. Рерих-петербуржец.

21. Экскурсия в Музей Рерихов.

22. Итоги прогулки

23. Декоративно-прикладное искусство: особенности, народное творчество, декор, дизайн, практичность.

24. Музей кукол - экскурсия в музей.

25. Итоги прогулки

26. Современное искусство: стили, цели и задачи.  Художники современности.

27. Музей Эрарто- экскурсия по музею.

28. Итоги прогулки

29. Современное искусство: Художники Петербурга.

30. Музей Эрарто – прогулка по музею с машрутным листом.

31. Итоги прогулки

32. Писатели, музыканты, жившие на Васильевском острове: И.Крылов, Т.Шевченко, М. Мусоргский, П. Чайковский, А. Петров. Страницы биографии, их произведения, адреса.

33. Прогулка: По адресам писателей и музыкантов:1 линия, 4-5 линия, 8 линия

34. Итоги прогулки

35. Необарокко. Особенности стиля. Архитекторы необарокко в Петербурге

36. Прогулка «Необарокко на Васильевском острове»

37. Итоги прогулки

38. Неоклассицизм. Особенности стиля. Архитекторы неоклассицизм в Петербурге

39. Прогулка «Неоклассицизм на Васильевском острове»

40. Итоги прогулки

41. Неоренессанс. Особенности стиля. Архитекторы неоренессанс в Петербурге

42. Прогулка «Неоренессанс на Васильевском острове»

43. Итоги прогулки

44. Ретроспективизм. Особенности стиля. Архитекторы ретроспективизм в Петербурге.

45. Прогулка «Ретроспективизм на Васильевском острове»

46. Итоги прогулки

47. Конструктивизм в архитектуре. Особенности стиля. Архитекторы конструктивизма в Ленинграде.

48. Прогулка «Конструктивизм на Васильевском острове»

49. Итоги прогулки.

50-51. Работа над творческими работами.

52-53. Представление творческих работ

54. Игра - путешествие

Методическое обеспечение программы

Образовательная среда

                 Педагог создает условия для организации комфортной среды во время занятий, устанавливает контакт с каждым  ребенком, гибко реагирует на изменяющееся настроение детей, поддерживая интерес к творческому процессу и моделируя   ситуацию успешности.

Теоретические занятия проходят в профессионально оборудованном компьютерном кабинете. Средства обучения самые разнообразные, что позволяет значительно обогатить образовательный процесс, в ходе которого педагог чередует, варьирует и интегрирует различные формы работы.

Городское пространство. Педагог организует пешие прогулки по Васильевскому острову, создает маршрутные листы с заданиями для учащихся. Каждый участник прогулки имеет планшет, карандаши, карту.

Технические средства обучения

Для более успешного и наглядного образовательного процесса  на занятиях используются следующие технические  средства обучения:

  1. Компьютер
  2. проектор
  3. большой трансформирующийся экран

Учебно-методические материалы

  1. Авторские Презентации в программе PowerPoint.
  2. Игры и дидактические материалы:
  1. Мультимедийные интерактивные игры: http://learningapps.org/my.php
  2. Игра-лото «История Санкт-Петербурга»

  1. Маршрутные листы прогулок.

Маршрут прогулки «Раннее барокко на Васильевском острове»

Задание 1.

 Вам надо найти объект, который «рассказывает» о том, почему остров, на котором мы находимся, называется Васильевским. Вспомните несколько версий происхождения названия.

  1.  Найдите скульптуру.  Сфотографируйте.
  2. Кто изображен? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Какая версия взята за основу художником, создавшим данную скульптуру?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  4. Опишите, каков герой этой скульптуры.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Придумайте вопрос, загадку об этом объекте для ваших соперников.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

На 6 линии В.О. сохранился небольшой каменный дом, который  принадлежал петровскому стольнику А. И. Троекурову. Это образец гражданской архитектуры первой трети 18 в., построенный на основе "образцового проекта".

  1. Найдите это здание, рассмотрите его. Какие архитектурные элементы указывают на то, что этот дом построен в стиле раннего барокко? (Запишите их, сфотографируйте или зарисуйте)__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Рассмотрите рисунки проектов типовых домов  для застройки петровского Петербурга.

 Образец дома для подлых. Д. Трезини

         

Образец дома для именитых. Д. Трезини    Образец застройки В.О.. Д. Трезини

   Ж.-Б. Леблон . Образец дома для именитых  

                                       

  1. Какой проект был взят за основу в данном случае? __________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. К какому сословию относился Троекуров (к подлому или именитому)? Как вы определили?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Придумайте вопрос, загадку об этом объекте для ваших соперников.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание3.

На 6 линии В.О находятся две церкви, относящиеся к раннему барокко.

Одна из них воспринимается  со стороны улицы как обычный старинный петербургский дом с высокой двухскатной крышей. С западной стороны здание украшает фронтон с плоскими пилястрами.

  1. Найдите эту церковь. Как она называется? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
  2. Что в облике здания указывает, что это церковь, а не обычный дом?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Придумайте вопрос, загадку об этом объекте для ваших соперников._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 7.

Я вам предлагаю пройти на  13 линию. Здесь располагалось еще одно подворье – Казанское. Нам про него загадывала загадку Соня.

  1. Найдите это здание. Сфотографируйте.
  2. Что было переделано в здании, а что сохранилось от типового образца «для именитых»?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Придумайте вопрос, загадку об этом объекте для ваших соперников.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4.

Вторая церковь на 6 линии была заложена раньше той, которую вы рассмотрели, но в камень она была перестроена полностью только к 1781 году.

  1. Какие архитектурные элементы указывают на то, что это здание относится к стилю раннего барокко? (Запишите их, сфотографируйте или зарисуйте)_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 В 1797 г., собор стал кавалерским, в  нем    размещался капитул Ордена Андрея Первозванного.

  1. Что на храме  указывает на том, что это кавалерский храм?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рядом с храмом находятся два объекта непосредственно связанные с орденом Андрея первозванного: обелиск и бюст.

  1. Найдите их. Сфотографируйте.
  2. Узнайте в честь чего или кого они здесь установлены?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
  3. Придумайте вопрос, загадку об этом объекте для ваших соперников.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 6.

Остановимся перед дом 21 на Университетской набережной.

Двухэтажный, на подвале  дом с мезонином построен по указу Петра I. Дом для зодчего строил "по объявленному чертежу Трезини" его ученик М.Земцов. Только в 1723 году заложили фундамент, а к 1726 году дом еще не был подведен под крышу. И все-таки на склоне лет в этом здании жил Трезини со своим многочисленным семейством. Здесь же была и "школа" мастера, где он обучал учеников, две комнаты были заняты моделями и чертежами.

  1. Чем современное здание отличается от первоначального облика, представление о котором нам дает чертеж из Стокгольмской коллекции Трезини.

 

        ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Придумайте вопрос, загадку об этом объекте для ваших соперников.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 5.

По плану Петра I Васильевский остров должен был превратиться  в центральный район столицы, а поэтому крупнейшие монастыри в обязательном порядке должны были строить каменные дома на ВО. Пройдем по 7 линии до дома №12. Здесь располагалось подворье Александро-Невской лавры.

  1. Проект какого петербургского архитектора был взят за основу? Обоснуйте свою точку зрения.

  Ж.-Б. Леблон  Д. Трезини

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Что изменилось в облике здания за время его существования?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Придумайте вопрос, загадку об этом объекте для ваших соперников._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Маршрут №2

«Парадный Петербург первой трети XVIII века»

1.Меншиковский дворец

Университетская наб, 13. 15


Нарисуйте, начертите форму участка Меншикова с указанием основных улиц.


Рассмотрите фасад здания: определите более ранние постройки и более поздние.

  1. Сколько ярусов в архитектурной композиции?
  2. Какие архитектурные элементы украшают фасад здания?
  3. Чем отличаются пилястры разных уровней друг от друга?
  4. зарисуйте рамочные наличники «с ушками».
  5. Как оформлен главный вход

  1. Университетская наб.
  1. По какому берегу Невы располагается Университетская наб (левому или правому(
  2. Напротив какой набережной находится Университетская?

2. Манеж первого кадетского корпуса.

Университетская наб. 13

  1. Что в фасаде этого здания вы видите общего с дворцом Меншикова?
  2. Чем облик манежа отличается от типичных зданий раннего барокко?
  3. Что указывает на назначение здания?
  4. Как оформлена центральная часть?

3. Дворец Петра II

Университетская наб.11


  1. Как перекликается архитектура зданий Университетской набережной? ( Что вы заметили общего? От образа какого здания оттакивались строители?)
  2. Что сейчас находится в этом здании?

4. Кунсткамера

Университетская наб., 3

  1. . Что такое доминанта?
  2. Сколько архитекторов работало над строительством здания Кунсткамеры? Кто они?
  3. Рассмотрите фасад здания. На сколько частей вы его разделите?
  4. Что придает нарядность зданию?
  5. Чем отличаются лопатки кунсткамеры от пилястр зданий, которые мы рассмотрели ранее?

5. Здание 12 коллегий

Университетская наб., 7


Рассмотрите фасад здания:

  1. Сколько одинаковых  корпусов соединены по прямой линии?
  2. Что указывает на  место соединения корпусов?
  3. Насколько ярусов здание разделено по горизонтали?
  4. Как оформлен нижний ярус?
  5. Что соединяет два верхних этажа?
  6. Чем завершаются  ризолиты?
  7. Все ли фронтоны одинаковы?



  1. Старый гостиный двор

Тифлисская ул., 1


Посмотрите внимательно на здание, вспомните здания, построенные по проекту Трезини.

  1. Есть ли здесь общие черты? Предположите, почему оно не похоже на здания, построенные по проектам Трезини.
  2. Послушайте, как выглядело здание в 18 веке, и сравните с тем, что есть сегодня.


  1. Жилой дом кадетского корпуса

Кадетская линия,5

Предположите, кто архитектор этого здания. По каким критериям вы определяли?

  1. Первый кадетский корпус

Кадетская линия, 1

  1. Как вы думаете это одно здание или несколько?
  2. Что есть общего у него со зданием Двенадцати коллегий?
  3. Почему это здание смотрится более торжественно, чем жилой дом на углу с Двинским переулком?

Список литературы:

  1. Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. Василеостровский район. Под редакцией Б.М. Кирикова. Издательский Дом «Коло», Cанкт-Петербург, М.М. VIII
  2. Санкт-Петербург. Архитектурные стили. Пособие по истории города с заданиями. – Санкт-Петербург, корона принт, 2008
  3. Храмы и исторические кладбища Васильевского острова. Учебно-методическое пособие по истории и культуре Васильевского острова. Выпуск 4. – Санкт-Петербург, 2004
  4. 500 мест Санкт-Петербурга, которые нужно увидеть. Путеводитенль.- «Мартин» Москва, 2010
  5. Дворец Меншикова.путеводитель. – «Историческая иллюстрация» Санкт-Петербург, 2012
  6. Дома рассказывают. Выпуск 2/ Сост. В.Г. Исаченко. – СПб.:Лениздат, 2002
  7. Большакова Н.П.  . Мой город – мой дом. Учебно-методическое пособие для учителей начальной школы. – КАРО, Манкт-Петербург, 2001
  8. Машевская Л.В., Данбицкая Л.В. Санкт-Петербург. Вопросы и задачи: Пособие по истории города. –СПб: КОРОНА принт, 2005

Сайты:

  1. http://www.encspb.ru/object/2857874400?lc=ru
  2. http://www.citywalls.ru/select_archstyle.html
  3. http://peshehod.su/
  4. http://gopiter.ru/piter/helpinfo/dostopr/
  5. http://www.pershpektiva.ru
  6. http://learningapps.org/login.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Мужества "Девочки с Васильевского острова"сценарий)

Это Урок Мужества по книге Юрия Яковлева "Девочки с Васильевского острова", посвящённый блокадному Ленинграду. Форма -Музей проживания:дети не только зрители и слушатели , они - участники. К уроку Муж...

Урок Мужества "Девочки с Васильевского острова"(сценарий)

Это Урок Мужества по книге Юрия Яковлева "Девочки с Васильевского острова", посвящённый блокадному Ленинграду. Форма -Музей проживания:дети не только зрители и слушатели , они - участники. К уроку Муж...

ИКП 9 класс презентация "Стрелка Васильевского острова"

Презентация создана к учебному пособию М.А. Гацкевич "Санкт-Петербург" для урока ИКП на английском языке для уч-ся 9 класса. Богатый иллюстративный материал поможет уч-ся не только преставить красоту ...

Любимые уголки города: Стрелка Васильевского острова

Презентация предназначена для проведения классного часа, посвященного любимым уголкам Санкт-Петербурга . В ней рассказывается о достопримечательностях Стрелки Васильевского острова....

Квест-экскурсия для учащихся 7-8 классов «Стрелка Васильевского острова»

Квест-экскурсия предназначена для   учащихся 7-8 классов «Стрелка Васильевского острова». Это экскурсия которая содержит информативные вопросы, одновременно несущие обучающую информацию и по...

Конспект урока по истории Санкт-Петербурга для 6 класса "Стрелка Васильевского острова"

Конспект урока для 6 класса по предмету "История Санкт-Петербурга" предлагает материал по формированию стрелки Васильевского острова.Рассматривается топонимика названий, история создания ансамбля стре...

Читательская конференция по книге Ю.Яковлева "Девочки с Васильевского острова"

Конспект читательской конференции по рассказу Ю.Яковлева "Девочки с Васильевского острова"  разработан для педагога, работающего с учащимися 6 - го класса....