Проект «Влияние ритмической гимнастики на здоровье дошкольников»
проект по теме

Ни для кого не секрет, что основы физической культуры личности, здорового образа жизни, потребности в систематических занятиях физкультурой и спортом закладываются в дошкольном возрасте. От уровня сформированности этих составляющих во многом зависит здоровье ребенка. Поэтому ритмическая гимнастика является неотъемлемой частью физического развития которое оказывает большое влияние на здоровье детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ детский сад общеразвивающего вида «Родничок» с. Верхопенье

                                                      Проект:

«Влияние ритмической гимнастики на здоровье дошкольников»

                                                              Выполнила:

                                                              Педагог дополнительного образования

                                                              по физической культуре:

                                                              Нестерова Наталья Сергеевна

                                                 2013 год                      

Ни для кого не секрет, что основы физической культуры личности, здорового образа жизни, потребности в систематических занятиях физкультурой и спортом закладываются в дошкольном возрасте. От уровня сформированности этих составляющих во многом зависит здоровье ребенка. Поэтому ритмическая гимнастика является неотъемлемой частью физического развития которое оказывает большое влияние на здоровье детей. (СЛАЙД 1) 

   В нашем дошкольном учреждении ритмическую гимнастику мы ввели в детский сад в этом году, так как была проведена беседа с родителями, анкетирование – что дало положительные результаты. В следствии чего на педагогическом совете мы посоветовались и решили внедрить ритмическую гимнастику как дополнительное образование (ритмическая гимнастика) в виде опрабации. По итогам мы взяли за основу программу «Са-фи-дансе» которая направлена на совершенствование психомоторных и творческих способностей дошкольников, на формирование двигательно-эмоциональной сферы детей. Обучение по этой программе создает необходимый двигательный режим, положительный психологический настрой, хороший уровень знаний. Всё это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию, обеспечивает  разностороннее  развитие  детей  с   учётом  их  возрастных  и  индивидуальных  особенностей.

 Наряду с основной образовательной программой в дошкольном учреждении реализуются комплексные программы и технологии:  

- Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. Васильевой М.А., Комаровой Т.С., Гербовой В.В. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.

- Физическое воспитание в детском саду/ Степаненкова Э.Я. – М.: Мозаика – Синтез, 2004.

- От рождения до школы/ под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.

         Но, ни в одной из комплексных программ не предусмотрено обучение ритмической гимнастике. А ведь ритмическая гимнастика - это гимнастика с оздоровительной направленностью.

         Поиск эффективности воздействия физических упражнений на организм дошкольника, повышение его жизнеспособности и укреплении здоровья, привели к необходимости применения ритмической гимнастики. Обсудив данную проблему на педагогическом совете, было принято решение внедрить в практику дошкольного воспитания оздоровительно – развивающую программу Фирилёвой  Ж.Е., Сайкиной Е.Г. «Са – фи – дансе».

  (СЛАЙД 2)

       В этой программе реализуются следующие  программные задачи образовательной области «Физическая культура»:

- Развитие физических качеств

(скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

- Накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

-  Формирование потребности в двигательной активности и физическом   совершенствовании. (СЛАЙД 3)

       

   Преимущество ритмической гимнастики в её доступности (включает в себя простые общеразвивающие упражнения); эффективности (воздействует на опорно-двигательный аппарат, сердечнососудистую, дыхательную, нервную системы); эмоциональности (проводится под музыкальное сопровождение, содержит элементы танца, сюжетные композиции).  (СЛАЙД 4)

          Основными этапами работы по дополнительному физкультурному образованию «Ритмическая гимнастика» явились следующие:

1 ЭТАП ПРОЕКТИРОВОЧНЫЙ, на котором были определены проблемы, цель и задачи,
изучение  теоретических основ методик и технологий дополнительного образования.

           Проанализировав состояние физической подготовленности, уровня заболеваемости детей старшего дошкольного возраста в  детском саду, пришли к тому что, полученные показатели обусловили потребность в использовании средств физической культуры, для повышения уровня физической подготовки детей и укрепления здоровья детского организма.

            Были означены проблемы:

- Нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания;

- Детские стрессы, тревожность;

- Проблема развития эмоционально – двигательной сферы  детей. (СЛАЙД 5)

Актуальные проблемы позволяет определить цель дополнительного физкультурного образования:

- Профилактика проблем нарушения здоровья детей.

- Развития устойчивого положительного психо-эмоционального состояния детей.

- Развитие эмоциональности и выразительности движений.

Достижение цели подразумевает решение задач:

- Развитие творческих способностей на ритмической гимнастики (воображение, фантазию).

- Воспитание музыкально – художественного вкуса на ритмической гимнастики.

- Воздействие ритмической гимнастики на укрепление опорно-двигательного аппарата.

(СЛАЙД 6)

Методическое обеспечение:

Одним из путей решения этих проблем и задач в нашем ДОУ является целенаправленное использование (в процессе дополнительного образования дошкольников) известных физкультурно-оздоровительных методик и технологий, адаптированных к возрастным особенностям детей. К таким относятся:

1) «Са-фи-дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей/Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г.

2) «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической        пластике/Буренина А.И.

3) Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях по программе «Остров здоровья»/ Александрова Е.Ю.

 (СЛАЙД 7)

       2 – ПРАКТИЧЕСКИЙ:

 Создание условий для ритмической гимнастики.

- Создание системы взаимодействия педагогов и специалистов ДОУ (медицинский персонал, воспитатели, муз.руководители, педагог – психолог, логопед);

- Координация действий педагогов и родителей по созданию предметно-развивающей среды (помощь родителей в приобретении и изготовлении атрибутов и костюмов для ритмической гимнастики);

- Разработка и экспертиза диагностического инструментария, оценка результативности

(во взаимодействии с медицинским персоналом, воспитателями);

- Изучение  мнения родителей  и получение семейной поддержки (через анкетирование). (СЛАЙД 8)

Материально – техническое обеспечение:

-Физкультурный зал

- Оборудование: гимнастические палки, дуги, ленты, султанчики,  флажки, обручи

-Музыкальный центр

- Фонотека

(СЛАЙД 9)

3 этап работы – ВНЕДРЕНЧЕСКИЙ, который включает в себя организацию НОД с детьми; формирование устойчивого интереса и положительного отношения к ритмической гимнастике; развитие основных физических качеств дошкольников.

Основные характеристики ритмической гимнастики:

- продолжительность дополнительного физкультурного образования обусловлена возрастом занимающихся (5-6 лет - 25-30 мин, 6-7 лет - 30-35 мин);

- упражнения согласованы с музыкой и передают ее настроение (на сильные музыкальные части - сильные движения, например амплитудные прыжки, махи; на быстрые части - беговые, прыжковые серии; под медленную музыку - упражнения в равновесии, расслабления и т.п.);

- основная структура занятия сохраняется (вводная, основная и заключительная части);

- танцевальные движения соответствуют характеру музыкального произведения (под русскую музыку - народные движения и т.д.);

- упражнения включаются разной направленности (координационные, силовые, скоростно-силовые, для развития гибкости и др.);

- включаются серии упражнений по преодолению препятствий (лазанье, перелезание,  ходьба по гимнастической скамейке и т.д.), беговые и прыжковые серии;

- паузы отдыха заполняются различными дыхательными упражнениями, отражающими содержание сюжетно-ролевой игры;

- для разгрузки позвоночника и коррекции осанки включены упражнения из положений лежа и сидя на полу. (СЛАЙД 10)

Основные средства ритмической гимнастики:

- Основные виды движений (ходьба, бег, равновесие)

- Общеразвивающие упражнения (построения)
- Элементы  акробатики (кувырки, «мостик», «рыбка» и др.)

- Элементы художественной гимнастики (упражнения с мячом, обручем, лентой и др.)

- Элементы современного танца (диско)

- Пальчиковая и дыхательные гимнастики

- музыкально – подвижные игры

 (СЛАЙД 11)

Структура «Ритмической гимнастики»  – традиционная. Каждое занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Деление на части относительное. Каждое занятие – это единое целое, где все элементы тесно связаны друг с другом. Подготовительная часть составляет от 5 до 15%, основная часть от 70 — 80%, а заключительная часть — от 3 до 7% общего времени занятия.

         Вводная часть зависит от решения основных задач занятия. Задачи этой части  сведены к тому, чтобы подготовить организм ребенка – его центральную нервную систему, различные функции – к работе: разогреть мышцы, связки и суставы, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимании.

         В основной части решаются задачи, формируются двигательные умения и навыки, идет основная работа над развитием двигательных способностей; гибкости, мышечной силы, быстроты движений, ловкости, выносливости и всех других качеств, которые к укреплению здоровья детей. На этой стадии дается большой объем знаний, развивающих творческие способности детей, достигается оптимальный уровень физической нагрузки. В основную часть занятия включаю все средства оздоровительной гимнастики: ритмическая гимнастика, игропластика.

         Дети с большим удовольствием выполняют комплексы ритмической гимнастики, а эффективное воздействие на психоэмоциональное состояние детей оказывает включение в комплекс упражнения с предметами – мячами, обручами, кубиками, воздушными шарами, султанчиками.                

         В заключительной части занятия постепенно снижается нагрузка и обеспечивается постепенный переход от возбужденного к относительно спокойному состоянию детей. В заключительной части занятия  используются упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки, игровой самомассаж, пальчиковую гимнастику, релаксацию.

         Игровой массаж как нельзя лучше подходит для заключительной части занятия, так как он является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения массажа в игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.

         В заключительную часть занятия  включают пальчиковую гимнастику, которая служит основой для развития ручной умелости, мелкой моторики и координации движений рук. Упражнения, превращая учебный процесс в уникальную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают память.

         Необходимым компонентом  заключительной части занятия является мышечное расслабление или элементарная релаксация. Целью ее состояние организма ребенка привести к исходным показателям. Эмоциональное возбуждение, учащение пульса, двигательное напряжение в процессе занятия необходимы для тренировки, по окончании которой утомленные мышцы должны отдохнуть. (СЛАЙД 12)

Работа по дополнительному образованию должна строиться с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.

Интегративные качества ритмической гимнастики

« Физическое воспитание» - формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств, привитие навыков правильной осанки. Правильная осанка имеет большое значение для нормальной деятельности всех внутренних органов и систем организма ребенка.

   Физическое воспитание благоприятствует осуществлению эстетического воспитания. Во время выполнения физических упражнений следует развивать способность воспринимать, чувствовать, понимать и правильно оценивать красоту, изящество, выразительность движений, поз, осанки, красоту костюмов, физкультурного инвентаря, окружающей обстановки, воспитывать стремление к эстетически оправданному поведению, непримиримость ко всему грубому в действиях, словах, поступках.

«Коммуникация» - использование на занятиях логоритмических упражнений.

«Познание. Ознакомление с природой» - создание образов окружающей среды, с помощью танцевальных упражнений.

«Музыка» - использование музыкальных произведений для создания различных художественных характеров на  занятиях ритмикой.

«Социализация» - создание танцевальных упражнений и ритмических жестов по впечатлениям, просмотренных сказок, выражение с помощью движений характера персонажа. (СЛАЙД 13, 14)

4 этап работы ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ, включающий подведение итогов и обобщение результатов работы.

        На слайде представлен мониторинг  компонентов физического  и психо-эмоционального развития детей, занимающихся ритмической гимнастикой (данные медицинского персонала) и мониторинг заболеваемости детей

(данные медицинского персонала).

         На начальном этапе работы я пришла выводу, что дети старшего дошкольного возраста имели высокую заболеваемость, так как, 65 % детей в течение учебного года хотя бы один раз болели ОРЗ, ОРВИ.  Грамотно организованная оздоровительная работа, наполненная нетрадиционным содержанием: ритмическая гимнастика, игровой массаж, пальчиковый гимнастика, дыхательная гимнастика, релаксация, дала положительные результаты. (СЛАЙД 15)

       На следующем слайде представлены результаты анкетирования родителей.

Основные вопросы анкеты:

- Необходимость дополнительного физкультурного образования для дошкольников.

- Совместное выполнение утренней гимнастики родителями и детьми.

- Занятие музыкально – ритмической деятельностью после прихода из детского сада и в выходные дни.

- Занимаются и интересуются другими видами спорта. (СЛАЙД 16)

Далее продемонстрирована презентация достижений детей в дополнительном физкультурном образовании «Ритмическая гимнастика»: на музыкальных и спортивных мероприятиях дошкольного учреждения, а также на районных спортивных мероприятиях. (СЛАЙД 17)

Вывод.

Сравнительный анализ данных диагностики, показывающий положительную динамику уровня развития детей,  подтверждает эффективность использования ритмической гимнастики по программе «Са-фи-дансе» в физкультурно-оздоровительной работе ДОУ. Дети стали гибче, выносливее. Появилось качество в технике выполнения движений и выразительность в моторике. У детей появился эмоциональный отклик на физическую активность, спортивная страсть, интерес, азарт. Появилась выносливость в различных видах деятельность, повысилась умственная трудоспособность, усидчивость, они стали выдержаннее и внимательнее. И ещё самое главное то, что улучшилась эмоционально- двигательная  сфера ребёнка. У детей наблюдается  гордая осанка, в движениях свобода и непринуждённость, появилась  естественность и разнообразие в жестикуляции и позах, взгляд прямой, открытый, заинтересованный, выражение лица радостное, светлое.

         Можно сделать вывод о том, что у детей, занимающихся ритмической гимнастикой, повысился интерес к занятиям физической культуры, снизилась заболеваемость, улучшились показатели физической подготовленности и появились предпосылки к физическому самосовершенствованию, что особенно важно перед поступлением в школу.

        Нельзя не отметить того, что появилась системность взаимодействии с другими специалистами ДОУ: медицинской сестрой, музыкальными руководителями, логопедом, психологом, воспитателями.

        И, что очень важно, дополнительная образовательный раздел  «Ритмическая гимнастика» востребована родителями воспитанников. (СЛАЙД 18)

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательский проект "Влияние классической музыки на здоровье человека"

Э то исследовательская работа учащейся 9 класса и учителя о влиянии классической музыки на здоровье человека, на состояние здоровья школьников....

проект "Влияние вредных привычек на здоровье человека"

В результате изучения проекта учащиеся узнают: как вредные привычки влияют на организм человека, как отказаться от предложения «попробовать», какие последствия могут быть у человека, употребляющ...

презентация Влияние ритмической гимнастики на здоровье дошкольников

«Ритмическая гимнастика» осуществляется по основной образовательной программе  МБДОУЗа основу взята оздоровительно – развивающая программа Фирилёвой  Ж.Е., Сайкиной Е.Г. «Са – фи – дансе» ...

Влияние ритмической гимнастики на формирование координации движений у детей старшего дошкольного возраста

Занятия физической культурой – это, прежде всего воспитание здорового ребенка. А воспитание физически полноценных детей – основная цель педагога и для этого он должен использовать все возможные средст...

Проект "Влияние режима дня на здоровье школьника

Выполнен для участия в конференции по здоровьесбережению в средней школе ученицей 6 класса...

Инновационный проект Влияние вредных привычек на здоровье детей младшего школьного возраста

Цель проекта. Профилактика вредных привычек у  детей младшего школьного возраста. Задачи проекта:  раскрыть сущность вредных привычек; выявить причины пристрастия к вредным прив...

Исследовательский проект "Влияние пищевых добавок на здоровье школьников"

Исследовательский проект "Влияние пищевых добавок на здоровье школьников"...