Образовательная программа "Истоки"
рабочая программа по теме

"Истоки"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_istoki.doc169 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Центр дополнительного образования для детей «Юность»

ст. Новоджерелиевской муниципального образования

 Брюховецкий район

                                                                                             

                                                                                        Утверждаю:

                                                                             

                                                                            Директор

                                                                             ______________  В.В. Кузнецова

                                                                            «__» ______________ 2012 г.

                                                                            Протокол педагогического Совета

                                                                            № ___ от «___»_________2012 г.

                         ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Истоки»

(наименование объединения)

   

(вид программы)

модифицированная

7- 10 лет

(возраст обучающихся)

                                                                                                      

(срок реализации программы)

2года

                                       

Чабанец Светлана Ивановна

(Ф.И.О. преподавателя, составителя)

cт.Новоджерелиевская

2012 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ   ЗАПИСКА

«Родиноведение должно лечь в основу

воспитания наших детей, должно занять

умы зрелого возраста, должно стать

основною чертой культурного развития».

Фёдор Щербина

Не зная прошлого, нельзя понять настоящее и строить планы на будущее. История своего края во все времена интересовала молодое поколение. Более чем столетний опыт России в применении краеведения в обучении, подтверждает актуальность и педагогическую целесообразность в создании краеведческих программ и этой формы деятельности с учащимися. А тот факт, что за последнее десятилетие в России выросло в 4 раза число станций и центров юных туристов и краеведов, является неоспоримым фактом жизнеспособности краеведческой деятельности.

Направленность программы  - краеведческая 

Сущность краеведения заключается во всестороннем изучении учащимися в учебно-воспитательных целях определённой территории своего края по разным источникам и, главным образом, на основе непосредственных наблюдений в походах и экскурсиях под руководством педагога.

Новизна данной образовательной программы – заключается в том, что  программа курса «Истоки» предполагает формирование целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду и место человека в ней

Должное внимание в программе отводится патриотическому воспитанию. Очень важно обратить маленькие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Программа предусматривает обучение детей ценить историческое прошлое своей Родины, гордость за свой народ, готовность защищать его в лихую годину, преклонение перед подвигом героев-земляков.

Актуальность программы 

заключается в выявлении и развитии способностей детей, огромное значение имеет целенаправленное изучение природы своего края, знание «своих корней», «своих» растений и животных, полезных ископаемых и промыслов. Знание природы своего края даёт возможность видеть и находить взаимосвязи в природе, учить правильному поведению в природе, умению её сохранять и любить.  

В основе построения курса лежит принцип «позитивного эгоцентризма», т.е. наиболее актуальных знаний, максимальный учет его психологических особенностей и возможностей, снятие авторитарного и установление демократического способа взаимодействия между педагогом и учеником.

 

Педагогическая целесообразность образовательной программы

(мера педагогического вмешательства, разумная достаточность; предоставление самостоятельности и возможности для самовыражения самому воспитаннику).       Основной формой работы с учащимися являются занятия в объединении, проводимые, как правило, по группам. В системе учебного материала работа по краеведению планируется по блокам. Для каждого блока намечена взаимосвязь природоведческих, экологических и краеведческих знаний.

Приступая к реализации программы «Истоки»,  необходимо учитывать разный уровень физической подготовки школьников на начало учебного года. В первоначальной стадии занятий нагрузка должна быть вариативной, при этом используется дидактический принцип от простого к сложному. Основной формой обучения в группах является занятие.

Оно состоит из 3 частей: подготовительной, основной, заключительной.

В каждой из этих частей решаются следующие задачи: в подготовительной части сообщаются задачи занятия, производятся организационные моменты. В основной части занятия даётся новый материал. В заключительной части подводятся итоги занятия, игры. Подводя итоги занятия, нужно указать школьникам на положительные и отрицательные моменты по ходу занятия, проанализировав их.

Краеведческая работа педагогически очень многогранна. Она может носить одновременно исследовательский и общественно-воспитательный характер. Целевое назначение большинства занятий определяется необходимостью в единстве со знаниями формировать умения работать с разными источниками, содержащими экологическую и краеведческую информацию: с книгами, картами, картинами, справочниками, коллекциями и т. д. Одно из важнейших условий формирования экологической культуры на краеведческой основе – непосредственное наблюдение детей за объектами и явлениями природы. С этой целью проводятся экскурсии. Экскурсии носят исследовательский характер. Каждая экскурсия вызывает всплеск эмоций, создаёт настроение, формирует доброжелательное отношение в коллективе детей. Такие занятия проходят на свежем воздухе, дают определённую физическую нагрузку. Они способствуют физическому развитию ребёнка, оздоравливают его, учат ориентироваться в природной и социальной среде обитания.

Программа курса учит учащихся видеть историю «вокруг себя», в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, в окружающем мире.

На протяжении многих лет и даже столетий на Кубани жили бок о бок различные народы. История их общения, борьбы, жизни могут стать интересной темой.

Программа предоставляет возможность для изучения жизни разных  народов Кубани, их вероисповедания, традиций. История заселения Кубани казаками, их культура и быт тоже отражены в курсе программы. Тема казачества выбрана не случайно, а вследствие повышенного интереса к проблеме казачества.                       

Цели программы многочисленны, т.к. эффективность краеведческой деятельности очень емка и является самым действенным и комплексным в деле воспитания в силу своей демократичности и гуманности:

  1. воспитание у детей патриотизма, бережного отношения к историческому культурному и природному наследию края;
  2. совершенствование нравственного и физического воспитания;
  3. приобщение детей к краеведческой исследовательской работе;
  4. воспитание любви к родной природе, экологической культуры;
  5. стимулировать творческий поиск, самостоятельные размышления о судьбе своей «малой Родины»;
  6. обеспечение каждому ребёнку возможности проявить свои склонности,     удовлетворить свой интерес.

                            Задачи:

              Активизация познавательной и творческой деятельности;

Организация деятельности группы строится таким образом, чтобы подготовить детей к взрослой жизни и  дальнейшему их самоопределению.

 Выявление задатков подростков и превращение их в способности.

-Использование норм и правил взаимодействия, ставящих на первый план интересы личностного развития учащихся.   

                       Образовательные задачи:

             Краеведческий материал сочетает в себе обучающие, воспитывающие, развивающие функции. Определились образовательные и воспитательные задачи, которые сводятся к следующему:

  1. углубление и расширение эколого-краеведческих знаний;
  2. знание истории своей станицы, района, края;
  3. определение духовных и нравственных ценностей, памятников искусства;
  4. привитие первоначальных эколого-туристских навыков и умений; поведенческих, познавательных, преобразовательных;
  5. привитие навыков исследовательской работы;
  6. воспитание чувства бережного отношения к природе родного края;
  7. развитие познавательной, творческой и общественной активности в ходе краеведческой работы.

                                Воспитательные задачи:

 

           В ходе образовательного процесса, у обучающихся, формируются следующие качества личности: любовь к родному краю; художественно-эстетическая избирательность; коллективизм; взаимопомощь; умение видеть прекрасное.

              Организуя работу детских групп, педагог должен перед собой и детьми      ставить задачи:

  1. Выявление творческих задатков  у подростков и превращение их в способности.
  2. Использование норм и правил взаимодействия, ставящих на первый план интересы личностного развития учащихся.
  3. Воспитания культуры труда, эстетического вкуса. экологического взгляда на мир.
  4. Научить подчиняться заданным правилам совместной работы, быть хорошими исполнителями.
  5. Научить детей общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать деловые взаимоотношения
  6. Научить детей создавать в группе эмоционально благоприятные личные взаимоотношения.
  7. Научить подростка быть независимым в группе, преследуя собственные цели, не ущемлять интересов других членов группы.
  8. Научить детей умело вести дискуссию, высказываться самим и слушать других.
  9. Научить детей разрешать конфликты в среде личных и деловых отношений.

                                Развивающие задачи:

       -Развития памяти, образного мышления, глазомера, фантазии.

            -Развитие общего кругозора,

         -Воспитание культуры труда, эстетического вкуса, экологического        взгляда на мир;

   - Формировать художественно - эстетический и художественный вкус,

   - Развивать зрительное восприятие, чувства цвета, композиционной культуры.

                      Отличительная особенность:

Данной программы состоит в том, что  в программе прослеживаются меж

предметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы краеведения,  воспитанники используют знания, полученные на уроках  истории, природоведения, естествознания, географии. А на уроках использовать , приобретённые в д/о «Истоки».

Возраст обучающихся,  участвующих в реализации данной                                                                          образовательной программы    7-10 лет.

 

              Программа первого года обучения рассчитана на 144 часа в год два раза в неделю по 2 академических часа –  с обязательным перерывом 15 мин. между каждым часом обучения.

       Программа второго года обучения рассчитана на 216 часов в год три раза в неделю по 2 академических часа –  с обязательным перерывом 15 мин. между каждым часом обучения.

        Ребёнок принимается в детское объединение на основе предоставления заявления от родителей и персональных данных ребёнка.

                                           

                                Промежуточный контроль.

  1.  Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного       уровня   усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.
  2. Фронтальная и индивидуальная беседа.
  3.      Игровые формы контроля
  4.      Решение ситуационных задач, направленных на проверку умений использовать приобретенные знания
  5. Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.

                                     Итоговый контроль.

Итоговый контроль проводится по сумме показателей за время обучения в детском объединении .

 Конечным результатом выполнения программы  является участия в  конкурсах, викторинах, участия в организации митингов, встречах-беседах с ветеранами ВОВ, организация помощи и поздравлений ветеранов.

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

I год обучения

№ п/п

Виды

контроля

Содержание контроля

Формы контроля

Способы и методы

Сроки


1.


Начальный


Мотивация


Контрольный срез


Викторина


Сентябрь


2.


Текущий


Отслеживание ЗУН


Тестирование


Опрос


Январь



3.


Итоговый


Уровень усвоения знаний


Конкурс


Игровая программа


Май

II год обучения

№ п/п

Виды

контроля

Содержание контроля

Формы контроля

Способы и методы

Сроки


1.


Начальный


Мотивация


Контрольный срез


Викторина


Сентябрь


2.


Текущий


Отслеживание ЗУН


Тестирование


Опрос


Январь



3.


Итоговый


Уровень усвоения знаний


Конкурс


Игровая программа


Май

 Предполагаемые результаты к концу I года обучения

Учащиеся должны знать:

  1. родословную своей семьи;
  2. историю, традиции школы;
  3. историю первых поселений, /меоты, городище/;
  4. историю заселения казачества;
  5. место Кубани на карте России;
  6. историю названия станицы, реки;
  7. основные традиции казаков;
  8. растительный  и животный мир малой Родины;
  9. направления работы ЗАО «Победа»;
  10. основные даты ВОВ, связанные с Кубанью.

Учащиеся должны уметь:

  1. распознавать предметы быта, произведения прикладного искусства казачества;
  2. приводить примеры растений и животных родного края;
  1. соблюдать правила охраны природы.

Предполагаемые результаты к концу II  года обучения

Учащиеся должны знать:

  1. символику Кубани, национальный состав края;
  2. названия городов, рек, гор, морей, их значение для
  3. экономики Кубани;
  4. историю казачества на Кубани;
  5. праздники и обряды своего народа;
  6. военные заслуги кубанцев, станичников;
  7. достижения культуры и спорта земляков;
  8. труд людей своей малой Родины.

    Учащиеся должны уметь:

  1. ориентироваться на карте Краснодарского края;
  2. различать кубанский фольклор / песни, танцы/;
  3. соблюдать правила поведения на природе;
  4. быть внимательным и терпеливым к традициям другого

народа.

                              Анализ программы.

Идеологической основой данной программы может служить региональная программа туристско-краеведческого движения учащихся Краснодарского края «Кубанский край - земля родная», разработанная В.Н. Ковешниковым и модифицирована к условиям работы в ЦДОД «Юность». Программа  В.Н. Ковешникова включает в себя 5  уровней обучения и охватывает возраст обучающихся от дошкольного до учащихся старших классов. Она предлагает 18 тематических краеведческих разделов, где большое внимание уделяется туризму. Программа «Истоки» даёт более общее представление по той или иной теме и предполагает  только начальную туристскую подготовку.

 Содержание курса рассчитано на младший и средний школьный возраст и направлено на:

  1. помощь детям в индивидуальном развитии;
  2. адаптацию их к жизни в обществе;
  3. развитие способностей к самообразованию;
  4. мотивацию к творческой деятельности.

Необходимо учитывать возрастные особенности детей: утомляемость, рассеянность, конфликтность, обидчивость. Комплекс используемых педагогом приёмов и методов зависит от уровня их подготовки, цели занятия и задач, проводимой работы.

                           

                            УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

I год обучения

№ п/п

Т е м а

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Выезд

1.

Введение

2

2

-

-

2.

Я и моя семья

10

6

2

2

3.

Я и моя школа

10

6

-

4

4.

Я и моя станица

10

6

2

2

5.

История моей «малой Родины»

14

6

2

6

6.

Культурное наследие

20

10

4

6

7.

Природа нашего края

20

8

6

6

8.

Охрана природы

6

4

-

2

9.

Мы – туристы

6

2

2

2

10.

Край хлебов высоких

8

4

-

4

11.

Никто не забыт

28

18

4

6

12.

Часы этического общения

8

4

4

-

13.

Итоговое занятие

2

2

-

-

Итого:

144

78

26

40

II год обучения

№ п/п

Т е м а

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Выезд

1.

Введение

2

2

-

-

2.

Кубань – край 100 народов

12

10

2

-

3.

Религия на Кубани

14

8

2

4

4.

Кубанское казачество

40

22

8

10

5.

Мы – кубанцы

20

8

6

6

6.

Об этом забывать нельзя

38

16

10

12

7.

Мы – туристы

10

2

4

4

8.

Часы этического общения

6

4

2

-

9.

Итоговое занятие

2

2

-

-

Итого:

144

74

34

36

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

I год обучения

1. Введение

Теория.  Знакомство с планами детского объединения «Истоки», рассказать о значении краеведения.

2. Я и моя семья

Теория. Кто такие родители, знакомство со значением своего имени, узнать свои «корни».

Практика. Рисование семейного портрета, генеалогического «дерева».

Выезд. Экскурсия на место работы родителей, «семейные» игры на свежем воздухе.

3. Я и моя школа

Теория. Изучение истории родной школы; учителя-фронтовики, их судьба; рассказ о выпускниках нашей школы.

Выезд. Экскурсия на местонахождение старых школ станицы, знакомство с Доской почета ЗАО «Победа».

4. Я и моя станица

Теория. Рассказ о родной станице, её красоте; изучение истории названия улиц станицы.

Практика. «Путешествие» по карте родного края.

Выезд. Экскурсия по интересным местам станицы.

5. История моей «малой Родины»

Теория. Ответы на вопросы:  Кто заселял Кубань в далёкие-далёкие времена? Кто такие казаки? Как и кем заселялась наша станица?

Практика. Зарисовки места древних поселений; «путешествие» по куреням края; фотовыставка «Екатеринодар - Краснодар».

Выезд. Экскурсия на место поселения меотов - Редант; панорама древнего городища в музее.

6. Культурное наследие

Теория. Знакомство с бытом и культурой казачества, с его традициями, диалектом и творчеством.

Практика. Составление «казачьего» словаря; прослушивание кубанских песен; разучивание казачьих игр.

Выезд. Экскурсия в музей в зал «Хата казака»; посещение выставки декоративно-прикладного искусства кубанцев.

7. Природа нашего края

Теория. Ознакомление с особенностями времён года и погоды Краснодарского края; представление «жителей» наших лесов, рек и морей; «путешествие» в зелёный мир природы.

Практика. Сбор лекарственных трав; рисование «любимого» уголка природы; изготовление поделок из природного материала.

Выезд. Игра-путешествие «В гости к царю Берендею»; прогулка в «мир цветов»; экскурсия в Зал природы музея.

8. Охрана природы

Теория. Беседа о необходимости охраны природы; знакомство с Красной книгой Краснодарского края.

Выезд. Игровая программа в зелёной зоне о правилах поведения в лесу.

9. Мы - туристы

Теория. Начальная туристская подготовка.

Практика. Укладка рюкзака; передвижение по дороге.

Выезд. Пробный поход.

10. Край хлебов высоких

Теория. Представление Кубани как житницы России; знакомство с достижениями ЗАО  «Победа», трудом земляков-станичников; беседа об истории колхоза «Победа».

Выезд. Прогулки на бескрайние поля ЗАО «Победа»; экскурсия в Зал трудовой славы в музее.

11. Никто не забыт

Теория. Уроки мужества, посвящённые датам великих сражений; встречи с ветеранами Вов, беседы о событиях военных лет.

Практика. Изготовление открыток-поздравлений для ветеранов войны; проведение акций «Забота» и «Листовка».

Выезд. Экскурсии в Зал боевой славы музея и к памятникам ВОВ; участие в митингах, посвященных Дню Победы  и освобождению станицы Новоджерелиевской.

12. Часы этического общения

Теория. Знакомство с правилами этикета; беседы о поведении в различных ситуациях.

Практика. Сюжетно-ролевые игры на темы занятий.

13. Итоговое занятие

Теория. Подведение итогов года. Оформление материалов в папки, альбомы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

II год обучения

1. Введение

Теория. Знакомство с планами детского объединения «Истоки». Согласование расписания занятий.

2. Кубань – край 100 народов

Теория. Изучение национального состава населения Кубани, истории их общения, жизни и борьбы.

 Практика. Знакомство с местами расселения разных народов на карте Краснодарского края, с расположением Центров культуры

3. Религия на Кубани

Теория.  Изучение основных направлений и течений вероисповедания населения Кубани. Влияние религии на взаимоотношения между народами.

Практика.  «Встреча» с архитектурой различных культовых сооружений (рисунки, фотографии, картины). Сюжетно-ролевые игры: обряды народностей.

Выезд. Экскурсия в церковь – центр православной веры станичников. Экскурсия в музей.

4. Кубанское казачество

Теория. Изучение истории заселения казаками Кубани, традиционной культуры кубанского казачества.

Практика. Знакомство с кубанским диалектом, составление словаря, прослушивание кубанских песен. Сюжетно-ролевые игры на темы казачьих обрядов и праздников. Разучивание старинных казачьих игр.

Выезд.  Экскурсия в музей «Хата казака». Посещение выставки «Декоративно-прикладное искусство кубанцев». Проводы зимы. Праздник Масленицы на свежем воздухе.

5. Мы – кубанцы

Теория. Изучение символики и развития Краснодарского края сегодня. Природа родной Кубани, её проблемы.

Практика. Рисование родного уголка. Составление данных о достижениях ЗАО «Победа» сегодня. Проведение игровой программы об охране природы «Мы хотим, чтоб птицы пели».

Выезд. Экскурсии «Моя малая Родина», «Наши земляки – герои каждого дня».

6. Об этом забывать нельзя

Теория.  Изучение военных событий нашего края, станицы. Проведение уроков мужества, посвящённых основным вехам Вов.

Практика.  Встречи с ветеранами, участниками военных событий. Проведение акций: «Забота», «Листовка», «Открытка ветерану».

Выезд. Экскурсия «Памятники станицы»; поход «По дорогам войны»; возложение цветов к мемориальной доске Г.К. Жукова в день рождения маршала. Экскурсия в музей.

7. Мы – туристы

Теория.  Изучение основ туристской подготовки.

Практика. Закрепление изученного на практике: укладка рюкзака, составление списка необходимых продуктов, составление маршрута путешествия, выбор места привала, днёвки. 

Выезд. Поход однодневный.

8. Часы этического общения

Теория.  Изучение правил поведения в обществе.

Практика. Проигрывание ситуаций изучаемых тем, составление памяток поведения.

9. Итоговое занятие

Теория.  Подведение итогов года. Оглашение достижений учащихся. Оформление собранных материалов в папки, альбомы, выставки.                  

 Методическое обеспечение программы.

В настоящее время усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются туристско-краеведческие Российские и региональные программы. Это находит своё отражение в деятельности различных видов краеведческих объединений, поисковых отрядов, клубов, кружков.

Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родной станицы, школы.

В планировании занятий детских краеведческих объединений педагог должен сочетать лекции, уроки-экскурсии в музее, в природу, наблюдения, прогулки, беседы, встречи, игры, викторины, сообщения учащихся, их самостоятельную работу с книгой и справочным материалом. Здесь возможно сочетание письменных источников и свидетельств современников (использование «устной истории»). Особенно важно это в сельской местности, где сама обстановка многолетнего проживания нескольких семейных поколений в одной местности способствует к бережному отношению к традициям, сохранению генеалогических связей.

Залог успеха по краеведению состоит в том, чтобы занятия  были пронизаны творческим началом, инициативой ребят, исследовательским духом, эмоциональным накалом. Важно, чтобы учащиеся постоянно обращались к различным методам раскрытия того или иного явления, учились участвовать в диалоге, откровенно обсуждать события прошлого и настоящего, которые волнуют их, учились извлекать уроки, выводы из событий истории родного края, активно участвовать в возрождении и обновлении прогрессивных культурных традиций своей «малой Родины».

Этому помогает внедрение активных форм проведения занятий, таких как ролевая игра, театрализованное представление, урок-экскурсия, экспедиция,  конкурсы, тестирование, анкетирование.

Занятия по этой программе предполагают три условно выделяемых уровня познавательной работы детей:

  1. получение «готовых» знаний о крае, станице со слов педагога;
  2. самостоятельное приобретение знаний (дети в процессе исследования делают «открытия для себя», т.е. фактически открывают заново уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей среды);
  3. углубленный исследовательский поиск, представляющий научный интерес.

Педагог должен четко различать и держать в поле зрения все эти уровни, видеть их различия и связи, пути перехода от элементарных форм работы к более сложным.

Перед педагогом ставится цель аккуратно и правильно выполнять задания. Педагог даёт возможность детям выбора задания на практике по силам, часто используется помощь сверстников, что сплачивает коллектив.

Одно из главных условий успеха в обучении детей и развития их творчества -   индивидуальный подход к каждому ребёнку, который требует изучения его внутреннего мира, анализа его опыта, условий, в котором происходило формирование его личности.

Данная программа предусматривает наблюдение и контроль за развитием личности воспитанников, осуществляющиеся в ходе анкетирования. Анкеты воспитанников позволяют педагогу лучше узнать детей, проанализировать межличностные отношения обучающихся и воспитательную работу в целом, обдумать и спланировать действия по сплочению коллектива и развитию творческой активности, пробудить в детях желание прийти на помощь друг к другу и нуждающимся людям, наладить контакты в общении. Отзывы воспитанников, их родителей, педагогов помогают корректировать содержание программы в конце каждого учебного года.

В теплое время года можно использовать такую форму воспитательной работы, как туристический поход. К сожалению, бывает, что неопытная туристическая группа выходит в поход, не продумав маршрут. Такой поход не принесет удовольствия, потому что живописные утолки природы, могут остаться в стороне, а искупаться в реке вы не сможете из-за трудного к ней подхода. Это случается с теми, кто идет в поход по принципу: "Идём, куда глаза глядят".

Цели похода могут быть разные: оздоровительные (прогулки по лесу, в горах, по реке), экскурсионные (посещение музеев, выставок или других достопримечательностей), пропагандистско-агитационные (выступление с пропагандой туризма, туристической песни), военно-патриотические, учебно-спортивные, природоохранительные (установка кормушек для птиц и зверей, очистка от мусора берегов рек, лесов и других мест массовых посещений).

Лучше, если в одном путешествии решается сразу несколько задач. Руководить группой должен опытный педагог не моложе 18 лет, который хорошо знает маршрут и умеет ориентироваться, знает все тонкости походной жизни. В походе он определяет темп движения, выбирает места стоянок и привалов, несёт ответственность за всех участников.

Успех похода во многом зависит и от товарищеских отношений между его участниками. В создании хорошего психологического климата ведущая роль принадлежит руководителю, однако одно из главных условий успешного про ведения похода - это общие интересы, которые объединяют всех ребят в сплочённый коллектив. В такой поход можно пригласить родителей, особенно мужчин - отцов, старших братьев, дедушек.

Таким образом, для реализации предложенной программы необходимо, чтобы педагог владел мастерством организации групповой деятельности детей. В осуществлении группового дела ключевым и решающим является умение придать деятельности воспитывающий характер. Воспитывающая деятельность - это организованное взаимодействие ребенка с объектами окружающего мира с целью формирования социально ценностных отношений к ним. Главное, существенное в организации воспитывающей деятельности - это духовные приращения личности на уровне высокой культуры.

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ

I год обучения

№ п/п

Виды

контроля

Содержание контроля

Формы контроля

Способы и методы

Сроки


1.


Начальный


Мотивация


Контрольный срез


Викторина


Сентябрь


2.


Текущий


Отслеживание ЗУН


Тестирование


Опрос


Январь



3.


Итоговый


Уровень усвоения знаний


Конкурс


Игровая программа


Май

II год обучения

№ п/п

Виды

контроля

Содержание контроля

Формы контроля

Способы и методы

Сроки


1.


Начальный


Мотивация


Контрольный срез


Викторина


Сентябрь


2.


Текущий


Отслеживание ЗУН


Тестирование


Опрос


Январь



3.


Итоговый


Уровень усвоения знаний


Конкурс


Игровая программа


Май

                          Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы требуется просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам,  площадью и освещенностью в соответствии с нормами СанПиН (площадь кабинета не менее 2 кв.м. на чел., наименьшая освещенность должна быть не менее 20 Вт на кв. м..

 

                            Технологическое оснащение кабинета:

Мебель по количеству и росту детей;

    Учебная доска, мел;

         Для проведения занятий на высоком уровне необходимо наличие следующего дидактического материала: анкеты, тесты, вопросники, методические рекомендации, викторины, конкурсные задания, кроссворды, игры.

         Каждое занятие должно обеспечивать развитие личности ребёнка, направлено на развитие природных задатков детей, на реализацию их интересов и способностей.

                             

ЛИТЕРАТУРА

Для педагогов:

  1. Бардадым В.П. Радетели земли кубанской, Краснодар, 1998
  2. Бардадым В.П. Литературный мир Кубани, Краснодар, 1999
  3. Бойко И.Н. Плясовые припевки Кубани, Краснодар, 1993
  4. Горлова И.И. Манаенков А.И. Лях В.И. Культура кубанских станиц (1794 – 1917), Краснодар, 1993
  5. Гужин Г.С. и др. Экология Кубани, Краснодар, 1995
  6. Жинкин А.В. Панамарчук О.Т. Кубань: история, культура, курорты, туризм, Краснодар, 2003
  7. Куценко И.Я. Кубанское казачество, Краснодар, 1993
  8. Петренко И. Кубань в песне, Краснодар, 1999
  9. Ткаченко П. Кубанский говор, Москва, 1990

Для детей:

  1. Бардадым В.П. Замечательные Кубанцы, Краснодар, 2002
  2. Бондарь Н.И. Традиционная культура кубанского казачества, Краснодар, 1999
  3. Варавва И. Песни казаков Кубани, Краснодар, 1999
  4. Гринь Л. Природа родного края, Краснодар, 1999
  5. История Кубани в рассказах и иллюстрациях, Краснодар, 2002
  6. Красная книга Краснодарского края, Краснодар, 1994
  7. Лотышев И.В. Путешествие по родному краю, Краснодар, 2004
  8. Ратушняк В.Н. Родная Кубань: страницы истории, Краснодар, 2003
  9. Ткаченко П. Кубанские пословицы, Москва, 1990
  10. Чучмай Г.Т. Тайны географических названий, Краснодар, 2000


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.

Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования

Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...