Образовательная программа "Ориентир"
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Центр дополнительного образования для детей «Юность»
ст. Новоджерелиевской муниципального образования
Брюховецкий район
Утверждаю:
Директор
______________ В.В. Кузнецова
«__» ______________ 2012 г.
Протокол педагогического Совета
№ ___ от «___»_________2012 г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
для детей с ограниченными возможностями здоровья.
«Ориентир»
(наименование объединения)
Работа с природным материалом, бумагой, деревом,
лепка из солёного теста, вышивка, изготовление цветов из ткани.
(наименование учебной дисциплины)
модифицированная
(вид программы)
7 - 14 лет
(возраст обучающихся)
(срок реализации программы)
3 года
Чабанец Светлана Ивановна
(Ф.И.О. преподавателя, составителя)
cт.Новоджерелиевская
2012 год
Пояснительная записка.
«Педагог должен работать так, чтобы сердце ребёнка стало красивым цветком, а не засохшей травой».
В. А. Сухомлинский
Данная программа создана для творческого развития детей c ограниченными возможностями здоровья с учётом материально - технической базы МБОУ ДОД ЦДОД «Юность» и природно -_климатических особенностей Краснодарского края.
Программа «Горизонт» является профессионально-ориентированной.
Она разработана на основе авторской программы И.А. Ивановой «Природа и творчество» с учётом материально-технических условий ЦДОД «Юность» и природно-климатических особенностей Брюховецкого района.
В соответствии с социальным заказом современного общества, программа имеет свою
Природа – огромная богатая мастерская для творчества. Художественное творчество с использованием природных материалов – один из путей приобщения детей к природе. Создавая композиции из засушенных цветов, люди воплощают своё заветное желание сохранить то, что вернуть уже невозможно. Как приятно в холодное время года, наслаждаться плодами своего урожая, превращая всё собранное и выращенное
в нечто прекрасное и остающееся с нами надолго.
Природный материал – кладовая для развития детского творчества. Работа с природным материалом таит в себе большие возможности сближения детей с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования первых трудовых навыков.
Поделки из природного материала удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов. Создаётся благоприятный эмоциональный настрой детей во время изготовления игрушек и поделок. Такой труд способствует развитию личности, воспитанию трудолюбия. Способствует повышению внимания, развитию фантазии.
Направленность программы художественно-эстетическая - программа направлена на художественное и нравственно - эстетическое воспитание детей c ограниченными возможностями здоровья 7-14лет при обучении основам тестопластики, флористики, вышивки лентами.
Новизна данной образовательной программы – заключается в том. что программа дает возможность не только изучить различные технологии и способы изготовления панно, картин, сувениров, но и в дальнейшем комплексно применять их в составлении дизайна комнат, подобрать материал и умело изготовить различные украшения к предметам одежды и обуви.
Поделки из природного материала удовлетворяют любознательность детей. В этом труде всегда есть новизна, творческое искание, возможность добиваться более совершенных результатов.
Актуальность программы.
- Важным является поддержка интереса к учению, выработка положительной мотивации, формирование нравственной и волевой готовности к самостоятельной жизни, в выявлении и развитии способностей детей в различных видах прикладного и художественного творчества (мукасольки, флористики, вышиванием нитками, лентами).
В данном виде труда есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности, ассоциативно воспринимать аранжировочный материал.
У умственно отсталых детей, наблюдается не только функциональная незрелость головного мозга, но и нарушение тех или иных его отделов, что обусловливает необходимость более целенаправленной коррекционной работы с ними. Обучение строиться по типу занятий, проводимых индивидуально на дому. Большое внимание должно быть уделено общему и общеречевому развитию учащихся, а также коррекции имеющихся у них нарушений психофизического развития.
Педагогическая целесообразность.
Мера педагогического вмешательства, разумная достаточность; предоставление самостоятельности и возможности для самовыражения самому воспитаннику. Основной формой работы с ребёнком являются занятия индивидуально, проводимые, как правило у ребёнка дома.
Создавая композиции из засушенных цветов, шишек, коряг, камней и ракушек, с использованием современных технологий, дети воплощают свои желания сохранить то, что казалось бы, вернуть было уже невозможно. Но приложив усилия и превратив всё собранное в нечто прекрасное, ребёнок получает необыкновенное удовлетворение и радость, согревающая душу.
Изготовление поделок, сувениров удовлетворяют любознательность детей. В процессе работы у детей создаётся благоприятный эмоционально-психологический настрой. Труд способствует развитию личности ребёнка, воспитания трудолюбия, внимания, мышления и фантазии, а так же формировать оценку и контроля собственной деятельности.
Таким образом, программа имеет художественно-эстетическую направленность и развивающий уровень обучения. Решение задач экологического и эстетического воспитания через приобщение к искусству фитодизайна придаёт программе актуальный характер, делает привлекательной для детей.
Для развития умственно отсталого ребенка его общение со взрослыми приобретает еще большую значимость, чем для нормального ребенка этого же возраста.
Здоровый ребенок видит окружающие его предметы и явления, сравнивает их, устанавливает сходство и различие, делает обобщение, а взрослые только помогают ему понять эти явления, объясняя их в доступной ему форме. Умственно отсталый ребенок сам, без помощи взрослого, не способен даже правильно и отчетливо воспринимать наблюдаемые предметы и явления.
Цель данной программы:
Подготовка детей с низким интеллектом и повышение уровня как психологической, так и функциональной готовности детей, с нарушением интеллекта к самостоятельной жизни. Требующие, кроме общего и речевого развития, необходимость достаточного созревания психофизиологических функций: фонематического и речевого слуха, правильного звукопроизношения, зрительного восприятия и пространственной ориентировки, скоординированной моторики мелких мышц руки, внимания, развитие нравственно-эстетических качеств учащихся через приобщение их к декоративно-прикладному творчеству.
Задачи:
- познавательной и творческой деятельности;
- активизация организация деятельности строится таким образом, чтобы подготовить детей к взрослой жизни и дальнейшему их самоопределению;
- выявление задатков подростков и превращение их в способности;
- использование норм и правил взаимодействия, ставящих на первый план интересы личностного развития ребёнка.
Интенсивно накапливать сведения о тех предметах, которые он повседневно наблюдает или с которыми имеет дело. Приобрести знания о предметах и явлениях, стоящих вне рамок его личного опыта.
Образовательные задачи:
Формирования знаний, умений и навыков в области прикладного творчества.
Воспитание культуры труда, эстетического вкуса, экологического взгляда на мир.
Развитие памяти, образного мышления, глазомера, фантазии.
- Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки.
- Развитие мелкой моторики.
- развитие изобразительных способностей.
Воспитательные задачи:
В ходе образовательного процесса у обучающихся, формируются следующие качества личности: любовь к родному краю; художественно-эстетическая избирательность; умение видеть прекрасное.
Организуя работу c ребёнком, педагог должен ставить задачи:
-выявление творческих задатков у подростков и превращение их в способности.
-использование норм и правил взаимодействия, ставящих на первый план интересы личностного развития учащихся.
-воспитания культуры труда, эстетического вкуса. экологического взгляда на мир.
-научить подчиняться заданным правилам совместной работы, быть хорошими исполнителями.
- Научить ребёнка общаться с педагогом, устанавливать и поддерживать деловые взаимоотношения.
- Научить ребёнка создавать эмоционально благоприятные личные взаимоотношения.
- Научить подростка быть независимым, преследуя собственные цели, не ущемлять интересов членов семьи.
- Научить ребёнка умело вести дискуссию, высказываться самим и слушать других.
- Научить ребёнка разрешать конфликты в среде личных и деловых отношений.
Развивающие задачи:
-Развития памяти, образного мышления, глазомера, фантазии.
-Развитие общего кругозора,
-Воспитание культуры труда, эстетического вкуса, экологического взгляда на мир;
- Формировать художественно - эстетический и художественный вкус,
- Развивать зрительное восприятие, чувства цвета, композиционной культуры.
Отличительная особенность
Данной программы состоит в том, что в программе прослеживаются меж
предметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы материаловедения, лепки - воспитанники используют знания
полученные на индивидуальных занятиях по сл. Дисциплинам: технологии, природоведения, естествознания, физики, химии. При выполнении работы вышивания лентами, раскроя ткани, применяются знания из области черчения, ИЗО, математики, ОБЖ.
Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной образовательной программы: 7-14 лет.
Программа «Ориентир» рассчитана на три года обучения, предусматривающая 72 учебных часа. Программа разработана для детей с нарушением интеллекта с учетом возрастных и психолого-физиологических особенностей.
Занятия проводятся 2 раз в неделю по 1 часу. Форма организации учебного процесса – индивидуальная.
Сроки реализации образовательной программы – 3 года
Первый год обучения – 72 часа (2 раза в неделю)
Второй –72 часа(2 раза в неделю)
Третий год - 72 часа(2 раза в неделю)
Ребёнок принимается в детское объединение на основе предоставления заявления от родителей и персональных данных ребёнка.
Программа построена по принципу решения задачи «от простого к сложному», от деталей к целому. Изучение отдельных видов прикладного творчества привело к построению программы в виде отдельных блоков с тематической последовательностью подачи материала. Структура программы разработана с учётом возрастной психологии детей, их заболевания, и их интересов.
Занятия построены таким образом, что теоретические и общие практические навыки, даются ребёнку только индивидуально
Возрастная характеристика группы.
У воспитанников в возрасте от 7-14 лет помимо особенностей переходного возраста происходит формирование творческого мышления, поэтому его необходимо стимулировать через реализацию задач программы, стимулирование самостоятельного творческого мышления. Перед ними необходимо ставить задачи самостоятельного выбора, анализа ошибок, поиска путей достижения цели.
Формы проведения занятий – комбинированные, практические, деловые игры, самостоятельная работа.
С целью выявления уровней обученности предлагается следующая градация:
I уровень – репродуктивный с помощью педагога;
II уровень – репродуктивный без помощи педагога;
III уровень – продуктивный;
IV уровень – творческий.
Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.
Формы и методы контроля
- Наиболее доступным методом контроля является планомерное, целенаправленное и систематическое наблюдение за деятельностью ребёнка.
- В начале года, чтобы спланировать свою работу, проводится предварительный контроль, направленный на выявление знаний, умений и навыков учащегося, индивидуальный подход.
- На занятиях используется систематический, регулярный, индивидуальный контроль за работой учащегося.
- С целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях и навыках учащегося, проводится текущий контроль.
- После прохождения новой темы, с целью систематизации знаний , проводится тематический контроль. Учащиеся по замыслу выполняет работу в любой технике для выставки.( с помощью педагога).
- В процессе обучения используются методы устного и практического контроля. Устный опрос осуществляется в индивидуальной форме.
- Чтобы проверить сформированность тех или иных умений и навыков практической работы, применяется практический контроль.
Промежуточный контроль.
- Тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса.
- Фронтальная и индивидуальная беседа.
- Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.
- Решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике. Игровые формы контроля.
К концу первого года обучения
Учащиеся должны знать:
- соблюдать технику безопасности при работе с инструментами – резать, пилить, сверлить, клеить;
- владеть знаниями по сбору растений, знать названия растений, сочетать растения по цвету и фактуре;
- уметь самостоятельно работать по эскизу, знать сочетание фактуры и цвета;
Учащиеся должны уметь:
- Организовывать своё рабочее место.
- иметь первоначальные навыки лепки;
- отбирать подходящий материал при изготовлении вазочек, подбирать отделку и несложные букеты к ним;
- работать с ножницами, ножом, сверлом;
- правильно располагать и закреплять композицию;
- иметь навыки составления несложных композиций
- Выделение предметов из группы данных
- Выделять в предметах и их изображениях цвет, форму, величину,
- осуществляя выбор по образцу и по названию
- Ориентироваться на плоскости листа бумаги и в предложенной для рисования геометрической форме
- Уметь лепить простые элементы различной величины( ленточки, шарики, лепёшки), указанные предметы ( по подражанию действиям учителя, по образцу) передавая их основные свойства.
Ф О Р М Ы И В И Д Ы К О Н Т Р О Л Я
I год обучения
№ п/п | Виды контроля | Содержание контроля | Формы контроля | Способы и методы | Сроки |
1. | Начальный | Уровень подготовки: владение ножницами, клеем, бумагой. | Опрос | Наблюдение | Сентябрь |
2. | Текущий | Отслеживание ЗУН | Срез | Опрос | Январь |
3. | Итоговый | Умение пользоваться эскизами, шаблонами | Тест | Наблюдение | Май |
ПРЕДПОЛОГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К КОНЦУ 2 ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
- изготавливать более сложные рамки;
- приобрести навыки лепки из теста более сложных деталей, цветов, как дополнительное оформление к букетам;
- фигурной резке ножницами;
- работать по эскизам книг: изготавливать фантазийные цветы из крепа, семян, вертушек ясеня, обёрток кукурузы;
- изготавливать вазы с отделкой из подручного материала;
- знать художественные приёмы: цвет, линия, форма, пропорции, ритм, контраст, поверхность материала, технология аппликации.
Должны знать:
- Правила планирования и организации труда.
- Основы композиции и цветоведения.
- Основные приёмы лепки из солёного теста.
Должны уметь:
- Проявлять элементы творчества на всех этапах;
- Гармонично сочетать цвета и материалы при выполнении изделий;
- Самостоятельно эстетично оформлять изделия.
- Выполнять лепку более сложных деталей.
- Самостоятельно , качественно изготавливать панно. натюрморты из семян, круп, макаронных изделий.
- Эстетично оформлять изделия.
II год обучения
№ п/п | Виды контроля | Содержание контроля | Формы контроля | Способы и методы | Сроки |
1. | Начальный | Навыки детей в работе с флористическим материалом | Тестирование | Наблюдение | Сентябрь |
2. | Текущий | Отслеживание ЗУН | Срез | Опрос | Январь |
3. | Итоговый | Тестопластика. Лепка изделия по образцу. | Тест | Наблюдение | Май |
III год обучения
К КОНЦУ III ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Учащиеся должны знать:
- применять композиционное решение картин, открыток;
- знать технологии: выращивания, сушки, хранения и крашения сухоцветов.
- самостоятельно изготавливать рамки из обоев, глянцевых журналов, картона.
- гармонично сочетать цвета при выполнении изделий, работать с иглой, леской.
- Знать и применять различные технологии лепки.
Учащиеся должны уметь:
- Уметь применять различные технологии лепки.
- изготовлять более сложные картины, панно, рамки, с отделкой различными деталями; фигур; подрисовки фона для картин; оформления коряг;
- самостоятельно изготавливать рамки из обоев, глянцевых журналов, картона.
- изготавливать веночки из лозы, оформлять их; поделки для кухни;
- выполнять качественные работы из атласных лент;
- декорирование рамок различными материалами
Итоги индивидуального обучения проводятся ежегодно в форме творческих отчётов, участия ребёнка в различных конкурсах, которые проводятся в течении всего учебного года .
Виды контроля | Содержание контроля | Формы контроля | Способы и методы | Сроки |
Начальный | Навыки сложной лепки | Опрос | Наблюдение | Сентябрь |
Текущий | Отслеживание ЗУН | Срез | Опрос | Январь |
Итоговый | Композиции из целых форм | Защита творческого проекта | Наблюдение | Май |
Условия организации детской индивидуальной деятельности.
- Обеспечение ребёнку возможность для активного участия во всех его делах.
- Получение разнообразного опыта общения и совместной деятельности.
- Использование норм и правил взаимодействия, ставящих на первый план интересы личностного развития учащихся.
- Выявление задатков подростков и превращение их в способности.
Работа с родителями.
Для создания благоприятного климата в семье и заинтересованности ребёнка, вместе с учащимся и его родителями составить план участия в творческих конкурсах.
С целью формирования и укрепления интереса родителей к индивидуальной деятельности ребёнка, необходимо проводить следующие виды работ:
- индивидуальные беседы с родителями
- совместные работа ( педагог, ребёнок, родитель).
- Организация консультаций соц.педагога и психолога.
- творческие отчёты перед родителями,
- привлечение родителей к созданию материальной базы для ребёнка,
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
На занятиях тестопластики уточняются и обогащаются знания и представления детей о предметах ближайшего окружения. Они учатся узнавать предметы по внешним признакам, правильно их называть, объединять предметы в группы, используя обобщающие слова.
Ребенок, получив информацию о сделанном предмете и явлениях окружающей его действительности, овладевает лексическим запасом родного языка, учится понимать общепринятое значение слов, правильно употреблять их в речи.
Следует помнить, что дети в школе видят не конкретные предметы и явления, а их изображения. Умственно отсталые дети, в отличие от своих сверстников с нормальным интеллектуальным развитием, не всегда узнают знакомые предметы на рисунках. Чаще они не отождествляют изображения с реальной действительностью. Большие затруднения они испытывают в понимании ситуативных картинок, и тем более сюжетных, особенно если следует установить несложные связи, отношения. Поэтому в подготовительный период все занятия следует проводить поэтапно — от изучения конкретных предметов, реальных жизненных ситуаций сначала переключаться на их:
- изображения,
- затем описания,
- рисования,
- а потом только лепки изделия.
Обязательное чтение ребёнку доступное ему по теме: стихотворений, сказок, рассказов; рассматривание иллюстраций; беседа по прочитанному; пересказ по вопросам.
На всех занятиях необходимо использовать игры и игровые моменты, бытовые и трудовые ситуации, логические игры на классификацию, игру «Четвертый лишний», картинное лото, домино и другие.
Ребенок должен быть поставлен в приближенные к естественным условия, побуждающие его к самостоятельному высказыванию, активизирующие его трудовую, речевую и познавательную деятельность.
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки является одной из важных задач умственно отсталых детей.
Большое значение для развития зрительного восприятия имеют занятия изобразительной деятельностью, а для развития пространственной ориентировки — занятия лепкой.
- По показу
- По памяти
- По словесной инструкции
Важно к концу каждого этапа добиваться большей самостоятельности при выполнении предложенного задания:
Развитие мелкой моторики рук является важным моментом в общей системе развития умственно отсталого ребёнка. Большую роль, в которой играет моторика рук, скоординированность движений руки и речевой моторики.
Перед каждым занятием проводятся специальные упражнения для укрепления и развития мелкой моторики руки. Упражнения проводятся на вытянутых и на согнутых перед собой руках (ладони вверх или вниз, одновременно, попеременно):
В изобразительном искусстве главное сформировать эмоционально-положительное отношение к изобразительной деятельности и ее результатам. Учить детей правильно сидеть за столом, придерживать бумагу одной рукой, правильно держать карандаш (фломастер). Сопровождать взглядом движения руки с карандашом; следить за тем, чтобы при рисовании карандаш оставлял на бумаге четкие, заметные линии, и в то же время не слишком нажимать на карандаш, не мять бумагу.
Учить детей понимать, что рисунок — это отображение свойств реального предмета. В течение всего года активно поощрять и развивать самостоятельные предметные изображения. Учить рисовать по подражанию действиям учителя и по образцу.
Развивать аналитико-синтетическую деятельность и деятельность сравнения, обогащать и совершенствовать представления.
Программа рассчитана на 3 года обучения и построена таким образом, чтобы учащиеся попробовали себя во всех видах работы тестопластики, флористики, вышивания нитями, лентами. Основное место на занятиях отводится практическим работам.
Процесс обучения построен на принципах: “от простого к сложному”, (усложнение идёт “расширяющейся спиралью”), учёта состояния здоровья, возрастных особенностей детей, доступности материала, развивающего обучения.
На первых занятиях используется метод репродуктивного обучения – это все виды объяснительно-иллюстративных методов (рассказ, художественное слово, объяснение, демонстрация наглядных пособий).
На этом этапе воспитанники выполняют поделки точно по образцу и объяснению, затем, в течение дальнейшего курса обучения, постепенно усложняя технику лепки, вышивки, подключается методы продуктивного обучения, такие как, метод проблемного изложения, частично-поисковый метод. Широко применяются игровые приёмы – “обыгрываются” свои поделки, сочиняются сказки по поводу поделок и т.п. Очень увлекают детей творческие задания, типа: “Цветочные сказки”, “лепим несуществующий образ»,» Лепим угощения для праздничного стола» и т.д.
Педагог в соответствии с конкретными условиями работы решает, какие поправки необходимо внести в программу и какие приёмы и методы применять на занятиях.
При выполнении любого вида работ необходимо уделять время предварительному планированию предстоящих действий, а завершать работу анализом и самоанализом учебной деятельности.
Теоретический материал даётся вначале занятия. Объяснение его сопровождается демонстрацией различного рода наглядных пособий. В связи с этим, при подготовке к занятиям педагогу необходимо продумывать методику показа наглядного материала.
При объяснении нового материала используется метод фронтальной работы (демонстрация таблиц, рисунков, готовых изделий).
Большое воспитательное значение имеет подведение итогов работы. Оценка должна быть обоснованной.
Целенаправленно осуществлять эстетическое воспитание. Систематически рассматривать народные игрушки и изделия народных мастеров, вырабатывать простейшие оценочные суждения (красиво, некрасиво, нарядный, верно, неверно, такой, не такой).
Материально-техническое обеспечение
Для реализации программы требуется светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам.
Помещение должно иметь естественное освещение, направленность светового потока от окна на рабочую поверхность должна быть левосторонней (детей леворуких усаживать особым образом).
В помещении должна применятся система общего освещения, которое должно быть равномерным, светильники должны располагаться в виде сплошных или прерывистых линий параллельно линии зрения работающих. Оно должно быть сухим, защищённым от порывов ветра, прямых солнечных лучей.
Оснащение кабинета необходимым методическим материалом:
Для успешного изучения программного материала необходимы следующие материалы: бумага, картон, клей «Дракон», клей ПВА, лак, мука, соль, силиконовые трубки, пластилин, проволока (3-х видов), картон, гуашь.
Вместе с учащимся в весенне-летний период проводится заготовка природного материала (шишки, ракушки, коряги, сухие листья, кора, плоды, семена, сухоцветы, сухие травы).
В процессе выполнения практических работ учащимся необходимы ножницы, кисти (3-х видов), склеивающий пистолет, краски гуашь, альбомы.
Тематические подборки схем вышивки демонстрационных и раздаточных;
технологические карты демонстрационные, раздаточные;
Технологическое оснащение кабинета:
Необходимая мебель: стул, стол, соответствующий росту ребёнка.
Коллекция образцов;
Библиотека литературы по флористике, мукасольке, цветоведению
Используемая литератера:
Антипова Н.А.. Азбука солёного теста. Москва 2001
Гульянц Э.Ю. Поделки из ракушек. Москва, «Просвещение», 2004
Дубровский Н.Б. 12 уроков плетения из лозы. Москва, 1993
Демина И.А.. Поделки из природных материалов. Смоленск, «Русич», 2001
Маракаев О.П.. Первый букет. Ярославль, «Академия»
Петров Н.С.. Лепка из пластилина. Санкт-Петербург, «Валерии СПб»,1997
Пудова В.И.. Игрушки из природных материалов. Москва, «Махаон»,1999 Прасолова З.Г. «Поделки из природных материалов» 1999
Цаматулина. Природные дары для поделок и игры. Ярославль, 1999
Цаматулина. 100 поделок из ненужных вещей. Ярославль, 1999
Хворостов А.С. «Декоративно-прикладное искусство»
Чибрикова О.Н. «Красивые вещи своими руками» 2001
Чибрикова О.Н. «Необычные поделки и украшения» 2003
Шевалье М. «Цветы из ткани. Москва, АСТ, 2002
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
I год обучения
№ п/п | Т Е М А | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2. | Водное царство | 8 | 1 | 7 |
3. | Из того, что под рукой | 8 | 2 | 6 |
4. | В стране листопадии | 4 | 1 | 3 |
5. | Цветочная страна | 4 | 1 | 3 |
6. | Страна макарония | 8 | 1 | 7 |
7. | Царство леса и полей | 11 | 2 | 9 |
8. | Удивительная бумага | 8 | 1 | 7 |
9. | Повторение – мать учения | 10 | 1 | 9 |
10. | Экскурсии, походы | 5 | - | 5 |
11. | Часы этического общения | 4 | 4 | - |
12. | Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
Итого: | 72 | 15 | 57 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I год обучения
1. Вводное занятие.
Теория. Беседа о прикладном творчестве. Показ работ и разработок, выполненных учащимися в прошлом году. Ознакомление с различными разделами, материалом. Организационные вопросы. План работы на год. Ознакомление с техникой безопасности, правилами гигиены и поведения. Проверка владения ножницами, карандашом, линейкой.
2. Водное царство.
Теория. Ознакомление с видами ракушек, песка, водорослей, камней, методическим материалом, наработками.
Практика. Разбор и сортировка материала. Изготовление различных панно на простых основах, с использованием ракушек, камешков, цветного песка, водорослей.
3. Из того, что под рукой.
Теория. Ознакомление с предметом, просмотр работ, книг.
Практика. Сбор материалов; пейзажи из круп, опилок, из растений, из перемятых листьев; поделки из яичной скорлупы, мини букеты, использование пластилина, глины.
4. В стране листопадии.
Теория. Ознакомление с разделом, работами.
Практика. Заготовка листьев, сушка, отработка навыков работы с ножницами, бумагой для основ. Изготовление простых аппликаций из листьев, предметные, сюжетные, декоративные работы по выбору и замыслу детей; орнаменты; работа с крылатками, семенами.
5. Цветочная страна.
Теория. Аранжировка – история и законы, способы заготовки, технология, просмотр методического материала.
Практика. Плоскостные композиции, декоративные букеты.
6. Страна макарония.
Теория. Ознакомление с разделом, видами макарон, инструментом, материалом для рамок.
Практика. Разбор материала, подготовка основ для наклеивания, раскладывание картинок без наклеивания, наклеивание деталей, мелкие подрисовки акварелью.
7. Царство леса и полей.
Теория. Ознакомление с собранным летом материалом; методическим материалом.
Практика. Поделки из желудей, каштанов, орехов; игрушки из шишек; букеты из собранного материала, букеты из хвои; новогодние игрушки.
8. Удивительная бумага.
Теория. Ознакомление с видами бумаги, картона, работами. Технология выполнения работ.
Практика. Выработка навыков работы с бумагой, ножницами, линейкой; техника складывания листов гармошкой; нарезание ровных лент. Изготовление цветов, панно из бумаги, лент.
9. Повторение – мать учения.
Теория. Повторение пройденного материала, закрепление знаний, просмотр новинок.
Практика. Раздел составлен из разделов пройденного материала по желаниям учащихся: лепка, дары моря, из того, что под рукой.
10. Экскурсии, походы.
Практика. Экскурсии в парк, сбор природного материала.
11. Часы этического общения.
Теория. Беседы, занятия, собеседования.
12. Итоговое занятие.
Практика.
Участие в конкурсах в течении года. Подведение итогов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
II год обучения
№ п/п | Т Е М А | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2. | Водное царство | 8 | 1 | 7 |
3. | Из того, что под рукой | 8 | 2 | 6 |
4. | В стране листопадии | 4 | 1 | 3 |
5. | Цветочная страна | 4 | 1 | 3 |
6. | Страна макарония | 8 | 1 | 7 |
7. | Царство леса и полей | 11 | 2 | 9 |
8. | Удивительная бумага | 8 | 1 | 7 |
9. | Повторение – мать учения | 10 | 1 | 9 |
10. | Экскурсии, походы | 5 | - | 5 |
11. | Часы этического общения | 4 | 4 | - |
12. | Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
Итого: | 72 | 15 | 57 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
II год обучения
1. Вводное занятие.
Теория. Знакомство с содержанием работы на текущий учебный год, ознакомление с новинками, организационные вопросы, экскурс в историю.
2. Водное царство.
Теория. Просмотр методического материала, зарисовок.
Практика. Разбор и сортировка материала. Изготовление панно в рамках из песка и ракушек, цветы из ракушек, скульптурки из ракушек. Изготовление картины «Гуси на реке», рисование животных песком по контуру.
3. Из того, что под рукой.
Теория. Просмотр методического материала, технологий.
Практика. Сбор и сортировка материала, работы из семян, яиц, пластиковых бутылок, глины (гипса), шкатулки из колец от скотча и др.
4. В стране листопадии.
Теория. Ознакомление с методическим материалом, технологиями.
Практика. Заготовка листьев, сушка, сортировка. Изготовление аппликаций из нескольких предметов, орнаменты, композиции из листьев, картины, составленные по книге «Листопад», усложнение рамок для работ.
5. Цветочная страна.
Теория. Аранжировка, способы заготовки, составления, сохранности, особенности применяемого клея, просмотр методического материала.
Практика. Аппликации, объёмные аппликации, фон из цветного картона, подрисовка фона.
6. Лепка: солёное тесто.
Теория. Изучение раздела, просмотр методического материала, работ учащихся, рецепт, технология, особенности раздела.
Практика. Выработка навыков лепки, аккуратность в работе с инструментами, оттисками, лепка отдельных деталей букетов, фруктов, ваз; плетёнки, подрисовка в картинах, добавление макаронных изделий в работы; плоские фигурки.
7. Царство леса и полей.
Теория. Ознакомление с новыми методическими материалами: журналы, вырезки, книги, рецепты. Техника безопасности. Технология выращивания, сбора, сушки, хранения и крашения растений.
Практика. Крашение трав, применение лака, цветных распылителей, бронзы, серебрянки, искусственных цветов и листьев. Изготовление новогодних композиций, лепка кашпо, различные рамки и композиции к ним, поделки к праздникам, усложнение по разделам.
8. Удивительная бумага.
Теория. Виды бумаги, технологий, просмотр методической литературы.
Практика. Букеты из крепа, работы из бумажных лент, плетение орнамента из цветных полосок, метод складывания, печать листьями, набрызг.
9. Повторение – мать учения.
Теория. Повторение пройденных разделов, закрепление знаний и навыков.
Практика. Повторение разделов: лепка, природный материал, дары моря.
10. Экскурсии, походы.
Практика. Экскурсии в парк, сбор материала, изучение местных трав.
11. Часы этического общения.
Теория. Беседы, занятия, собеседования по вопросам этического воспитания.
Программа III года обучения
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
III год обучения
№ п/п | Т Е М А | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | ||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - |
2. | Водное царство | 8 | 1 | 7 |
3. | Из того, что под рукой | 8 | 2 | 6 |
4. | В стране листопадии | 4 | 1 | 3 |
5. | Цветочная страна | 4 | 1 | 3 |
6. | Страна макарония | 8 | 1 | 7 |
7. | Царство леса и полей | 11 | 2 | 9 |
8. | Удивительная бумага | 8 | 1 | 7 |
9. | Повторение – мать учения | 10 | 1 | 9 |
10. | Экскурсии, походы | 5 | - | 5 |
11. | Часы этического общения | 4 | 4 | - |
12. | Итоговое занятие | 1 | - | 1 |
Итого: | 72 | 15 | 57 |
Содержание 3 года обучения
1. Вводное занятие.
Теория. Знакомство с содержанием работы на текущий учебный год, ознакомление с новинками, организационные вопросы.
2. Водное царство.
Теория. Просмотр методического материала, зарисовок, фотовыставок.
Практика. Разбор и сортировка даров моря. Изготовление работ: цветы из ракушек на проволоке, букеты, букет в крупных ракушках, скульптурные группки, картина «Океан» (рамка: папье-маше), рисование песком, картины – звери, рамки из потолочных плинтусов.
3. Из того, что под рукой.
Теория. Просмотр методического материала, технологий.
Практика. Сбор материала, работы из семян, яиц, пластиковых бутылок, глины (гипса), шкатулки из обоев, бросовый материал.
4. В стране листопадии.
Теория. Просмотр методического материала, технологий.
Практика. Сложные картины, фон из листьев (коллаж), гирлянды из листьев, дерево из пучков листьев и шишек, веночки из листьев с дополнениями, основа – кольцо из лозы.
5. Цветочная страна.
Теория. Аранжировка, способы заготовки, составления, сохранности, лепестко-вая живопись, технология, просмотр методического материала.
Практика. Плоская аппликация под стекло, клей момент «Кристалл», фон из обратной стороны листьев, вазы из лепестков, коллаж, пейзаж, открытки.
6. Лепка: глина, солёное тесто.
Теория. Изучение нового материала, технология, особенности раздела.
Практика. Работа по книге «Идеи для интерьера». Лепка объёмных фигурок, картины на фоне рисунка, сюжетные картинки, сложные рамки из цветного теста и плинтусов, широкие рамки, сложные рисунки из макаронных изделий, набрызг спрей-краской.
7. Царство леса и полей.
Теория. Просмотр папок с методическим материалом, выбор работ для копирования.
Практика. Разбор флорматериала: коряги, растения, цветы, ветви, кора, букеты. Изготовление игрушек из природного материала, букеты, композиции соответственно возрасту, работы к праздникам, бижутерия из семян.
8. Удивительная бумага.
Теория. Просмотр методического материала, изучение технологий.
Практика. Картины из белых и цветных бумажных лент, цветы, открытки.
9. Повторение – мать учения.
Теория. Повторение пройденного материала, закрепление знаний и умений.
Практика. Повторение разделов: лепка, природный материал, дары моря.
10. Экскурсии, походы.
Практика. Экскурсии в парк, сбор материала, изучение местных трав.
11. Часы этического общения.
Теория. Беседы, занятия, собеседования по вопросам этического воспитания.
12. Итоговое занятие.
Практика.
Участие в конкурсах в течении года. Подведение итогов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа. ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк». Образовательная программа. Пояснительная записка ВСТК «Сибиряк».
Образовательная программа. ВСТК«Сибиряк»....
Единая информационная образовательная среда и информационная образовательная среда образовательного учреждения» анализ состава ИОС образовательного учреждения
Таблица анализа состава ИОС образовательного учреждения...
Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.
Презентация "Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения"....
Знакомство с электронными образовательными ресурсами, размещенными на сайтах федерального центра информационных образовательных ресурсов и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов
Технологическая карта...
ИНФОРМАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - УСЛОВИЕ ВНЕДРЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА
Выступление на педагогическом совете 30.08.2012г....
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования
Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...